Научная статья на тему 'Проблемы криминализации общества в контексте экономической безопасности страны'

Проблемы криминализации общества в контексте экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY / CORRUPTION / SHADE ECONOMY / INDICATIVE DATA / THREATS TO ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радченко Мария Викторовна, Беличенкин Сергей Александрович

В статье представлены результаты диагностики экономической безопасности Ставропольского края на основе индикативного метода анализа, дана характеристика состояния экономической безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Радченко Мария Викторовна, Беличенкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of diagnosing the economic security of Stavropol Territory based on the indicative method of analysis are presented in the article; the characteristic of the economic security in the region is given.

Текст научной работы на тему «Проблемы криминализации общества в контексте экономической безопасности страны»

ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

М. В. Радченко, С. А. Беличенкин

PROBLEMS OF SOCIETY CRIMINALIZATION IN CONTEXT OF COUNTRY'S ECONOMIC SECURITY

Radchenko M. V., Belichenkin S. A.

The results of diagnosing the economic security of Stavropol Territory based on the indicative method of analysis are presented in the article; the characteristic of the economic security in the region is given.

Key words: economic security, corruption, shade economy, indicative data, threats to economic security.

В статье представлены результаты диагностики экономической безопасности Ставропольского края на основе индикативного метода анализа, дана характеристика состояния экономической безопасности региона.

Ключевые слова: экономическая безопасность, коррупция, теневая экономика, индикативные показатели, угрозы экономической безопасности.

УДК 338.23

Безопасность как экономическое благо является одной из основных потребностей человека и государства. Являясь частью национальной безопасности любого государства, экономическая безопасность определяет независимость и суверенность страны, стабильность экономического роста, противостояние внутренним и внешним угрозам развития государства. Данный аргумент определяет значимость обеспечения экономической безопасности страны на всех уровнях и во всех отраслях экономики, обосновывает причисление обеспечения экономической безопасности к числу важнейших национальных приоритетов.

Оценка уровня экономической безопасности, определяемого соответствующими факторами и критериями, предполагает определение основного направления экономической политики государства в отношении социально-экономической сферы. Достижение международных (европейских) стандартов качества жизни населения страны ориентировано на повышение уровня здравоохранения, образования, социальной инфраструктуры, культуры, искусства. Вместе с тем, одной из наиболее злободневных проблем сегодня является коррупция, порождающая криминализацию общества.

О важности рассматриваемой проблемы, требующей немедленного решения в нашей стране, красноречиво говорит принятие Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ. Признание Правительством РФ настоятель-

ной необходимости борьбы с коррупцией, свидетельствует о возросшей угрозе «российского спрута» национальной и экономической безопасности страны.

Коррупция - явление достаточно древнее и не является порождением современного экономического общества. Вместе с тем, именно сегодня необходимость борьбы с ней стала наиболее насущной и требует разработки основательной научной теоретической платформы, способной определить ее экономическую природу и через призму экономической парадигмы, разработать механизм борьбы с данной проблемой социально-экономических отношений общества.

Сегодня, как правило, превалирует юридическая точка зрения на определение коррупции как термина. Между тем, являясь производной развития экономических отношений, коррупция, одновременно, служит тормозом экономического развития стран и международной экономики, в целом, и, следовательно, возникает необходимость разработки двуединого подхода к рассмотрению этого термина.

Законодатель трактует коррупцию как злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и другое незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, противоречащее законным интересам общества и государства. Данное деяние, согласно закону «О противодействии коррупции» совершается гражданином в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, что подтверждает намерение совершить преступление с целью коммерческого обогащения.

С чем связано появление коррупции и ее эпидемия в нашей стране - новой России, -низкий уровень зарплат у чиновников? Отнюдь, зачастую на рынке бытовой коррупции заработная плата взяткодателя гораздо ниже заработной платы взяточника. Вместе с тем, абсолютно очевидным является следующее: достаточно большое число граждан сегодня желают решить свои проблемы более легким путем, стимулируя, тем самым,

спрос на коррупцию. Обратное явление, отсутствие у чиновников желания удовлетворять свои потребности по имеющимся возможностям, в независимости от уровня заработной платы, порождает предложение коррупции. Следовательно, часть сбережений семьи, выступающая как показатель ее обогащения, направляется на обогащение чиновника, тем самым, предоставляется возможность семье чиновника удваивать собственную часть семейных сбережений.

Не менее очевидным является факт невозможности силами государства, использующего только авторитарный путь искоренить коррупцию, в силу того, что данный способ требует гораздо большего размера средств на ее ликвидацию, чем размер ущерба, принесенный самой коррупцией.

Отсюда можем сделать следующие основные выводы: во-первых, коррупция как инструмент обогащения представителей государственной власти является индикатором неэффективности самой системы государственного управления, во-вторых, коррупция сегодня - это стиль жизни современного общества, это система в системе. От разовых разрозненных сделок коррупционеры перешли к организованным преступлениям, сформировав собственную разветвленную систему и превратившись в угрозу экономической безопасности страны, значительных размеров. Данная социально-экономическая и политическая проблема даже нашла свое отражение в народном фольклоре: появившаяся поговорка «Рука руку моет» достаточно точно изобличает разветвленность коррупционной сети.

Исследование проблемы коррупции является сложным направлением научного исследования, поскольку достоверному научному изучению могут быть подвергнуты только последствия, порождаемые ею. Сложность обоснованности научных взглядов в отношении влияния коррупции на уровень экономической безопасности страны обеспечена, как правило, отсутствием статистических данных, подтверждающих совершение коррупционных преступлений. Собственно, здесь усматривается следующая несогласованность: отсутствие доказатель-

ной базы, изобличающей коррупционные преступления, не отвергает факт ее существования. Так, например, данные о преступлениях, публикуемые в статистических сборниках Федеральной службой государственной статистики территориальным органом по Ставропольскому краю не содержат информации о преступлениях коррупционной направленности. Именно поэтому общий объем взяток и в России, и в любом регионе оценить очень трудно, поскольку, взятки даются и берутся конфиденциально.

Таким образом, о коррупции все говорят, и даже борются с ней, но подтвердить фактическое значение коррупционной со-

ставляющеи в экономике региона и страны нечем. Основным источников получения информации о размерах «коррупционного рынка» остается интервьюирование.

Нами были опрошены 800 респондентов, в число которых вошли граждане различных слоев населения и профессий Ставропольского края (работники бюджетных учреждений, коммерческих структур, студенты, пенсионеры, граждане, имеющие статус безработных).

Результаты проведенного нами социологического опроса позволяют обосновать данные, характеризующие коррупцию следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Состояние рынка бытовой и деловой коррупции Ставропольского края

Характеристика коррупции На февраль 2010

Охват коррупции,% 62,2

Риск коррупции, % 52,9

Спрос на коррупцию (готовность давать взятку), % 43,9

Интенсивность коррупции (среднее число взяток в год для дающих взятки), раз 3,75

Средний размер взятки для дающих взятки, руб. - бытовая коррупция 1690

- деловая коррупция 12013

Доля средней взятки в величине прожиточного минимума (на 2010г.) - бытовая коррупция 0,35

- деловая коррупция 2,49

Среднегодовой взнос одного взяткодателя, руб. - бытовая коррупция 6337,5

- деловая коррупция 45049

Согласно данным проведенного опроса, доля граждан, попадавших хотя бы один раз в жизни в коррупционную ситуацию, независимо от исхода: дали они взятку в этой ситуации или нет, составила 62,2%.

Риск коррупции является индикатором интенсивности коррупционного давления власти на граждан. 52,9 % опрошенных респондентов отметили невозможность выхода из ситуации без дачи взятки, при этом спрос на коррупцию, т. е. готовность граждан прибегнуть к коррупции как средству решения своих проблем формируют 43,9% из числа

респондентов. Характерно, что почти половина респондентов, отказавшихся от дачи взятки в коррупционной ситуации, впоследствии смогли решить свою проблему, не прибегая к взятке, что говорит об их слабом понимании коррупции и ее последствий.

Отдельный интерес представляет рейтинг коррумпированности различных отраслей народного хозяйства.

Таблица 2

Рейтинг коррумпированности различных отраслей Ставропольского края в оценках респондентов*

Отрасль Ранг рейтинга

Здравоохранение 53

Службы безопасности дорожного движения 43

Судебные органы 37

Образование 35

- вуз 26

- дошкольное учреждение 10

- школа 8

Правоохранительные органы 25

Органы законодательной власти 25

Налоговые органы 13

Вооруженные силы 13

Органы исполнительной власти 8

Таможенные органы 8

ЖКХ 7

Промышленные предприятия 2

Банковская система 2

*Чем выше ранг, тем более коррумпирована данная отрасль в субъективных оценках респондентов.

Масштабы коррупции в перечисленных выше отраслях дают основания для следующего вывода: коррупция в судах, правоохранительных органах и органах законодательной власти, здравоохранении и образовании, фактически тождественна массовому нарушению конституционных прав граждан, что, несомненно, является серьезной угрозой как экономической, так и национальной безопасности страны.

Проблема криминализации российского общества сегодня настолько остра, что не сходит со страниц официальных сайтов и печати. Перерастая в угрозу номер один для общенациональной безопасности, подрывая экономическую стабильность страны, данная проблема совершенно оправдано стала объектом научных, политических и социальных дискуссий. Вместе с тем, обсуждение этого вопроса, как правило, сводится к поиску карательных мер, более совершенных механизмов выявления незаконных

операций и к бесконечным реорганизациям структуры органов внутренних дел. Приведем высказывание Президента РФ Д. А. Медведева, который в своем выступлении подчеркнул: «Зачастую антикоррупционная деятельность сводится к энергичному написанию бумаг и актов отчетности, проведению бесконечных совещаний и «круглых столов» (1). На наш взгляд, детальному научному исследованию в области криминализации общества современной России должен быть подвергнут тандем теневой экономики и коррупции, учитывая, что теневой сектор в экономике любого государства является серьезной угрозой его экономической безопасности, препятствует росту экономического развития страны.

Факт того, что теневая экономика и коррупция прочно взаимосвязаны - неоспорим. Что первично в этом единстве? Так, коррупция обеспечивает плодотворную почву для культивирования патогенной среды, которой является теневая экономика. В свою очередь, теневая экономика, как часть финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, осуществляемая вне сферы официального бухгалтерского учета, является источником финансирования коррупционной системы, своеобразным допингом, финансовой инъекцией, обеспечивающей постоянную стимуляцию развития мздоимства в системе государственного управления. Однако, рассматривая теневую экономику как часть финансового сектора, что является, на наш взгляд, вполне оправданным, поскольку отображает сущность теневого предпринимательства, а коррупцию - как действие незаконного обогащения чиновника, можно отметить, что коррупция все же является элементом теневой экономики.

Рассмотрим взаимные выгоды изучаемого тандема.

Во-первых, теневая экономика стимулирует рост коррумпированности в тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование.

Во-вторых, коррумпированность всех систем государственной власти и управления обеспечивает полномасштабное разви-

тие теневой экономики, превращая его в неформальный сектор экономики.

В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес.

В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер деятельности в теневом секторе экономики.

В-пятых, теневая экономика и коррупция формируют финансовую основу экономического существования друг от друга.

Бесспорно, теневой бизнес, находящийся под коррупционной опекой, и коррупция, подпитываемая нелегальной экономикой -негативное социально-экономическое

явление.

Одним из способов косвенной оценки доли теневой экономики в производстве валового внутреннего продукта, является экспертная оценка ежегодного размера теневых денежных средств. Проведенный по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю сравнительный анализ доходов и расходов населения Ставропольского края за 2009 год показал, что валовой региональный продукт в 2009 году составил 395699,1 млн. руб. (оценочный показатель) (2). Денежные доходы населения края составили в 2009 году 372203,1 млн. руб. Расходы населения на территории края составили 416760,5 млн. руб. (3).

Таким образом, превышение расходов населения Ставропольского края в 2009 г. над доходами населения составило 44557,4 млн. руб., кроме того, потребили в этом же году в крае на 21061,4 млн. руб. больше, чем произвели.

В структуре доходов преобладали доходы от предпринимательской деятельности. На их долю приходилось, включая скрытую зарплату, 41,4%. По сравнению с девятью месяцами 2008 года объем этих доходов увеличился на 5,3%. Средства, направленные на оплату труда наемных работников составили 34,6% доходов и увеличились на 14,0% по сравнению с январем-сентябрем 2008 года. Аналогичная тенденция продолжилась и в 2009 году, так, ежемесячные расходы одного жителя края на 1471,3 руб. вы-

ше учтенных ежемесячных доходов одного жителя (3).

Согласно данным баланса денежных доходов и расходов населения края, среднедушевые денежные доходы за январь-март 2010 года составили 10331,3 рублей в месяц, что на 10,3 % выше уровня января-марта 2009 года. Расходы на территории края за данный период выросли на 8,9 % и составили в расчете на одного жителя в месяц 12282,1 рублей (4).

Опять же, это косвенные показатели, свидетельствующие о том, что жители края сегодня способны потратить гораздо больше, чем заработали. Реальной статистики нет и быть не может, исходя из того, что экономика теневая, а, значит, - не учтенная.

Таким образом, определить, что является первородным в главных экономических проблемах криминализации экономики и общества страны, становится практически невозможным и напоминает проблему поиска ответа на вечный вопрос: «яйцо или курица». Вместе с тем, налицо наличие замкнутого порочного криминогенного круга, позволяющего отождествлять проблему связи коррупции и теневой экономки с близнецами социально-экономического происхождения. Причем связь эта настолько тесна, что возникает сложность в определении роли, которую каждая из них играет для другой стороны.

Проведенный социологический опрос, позволяющий обосновать данные, характеризует коррупционный рынок Ставропольского края следующим образом. Исследование включало рассмотрение вопроса двустороннего участия в коррупционной сделке, однако, только 4,9 % опрошенных указали, что берут взятки.

Исследование включало изучение особенностей поведения респондентов в коррупционной ситуации, как в случае отказа от сделки, так и в случае участия в ней. Диапазон коррупционного поведения в рассматриваемой преступной ситуации составил вилку от осведомленности перед сделкой до эмоционального состояния после нее. У 80% опрошенных хотя бы одна коррупционная сделка не состоялась в текущем

году по различным причинам, при этом более половины респондентов из них указали, что смогли впоследствии решить возникшую проблему и без взятки. 45,6% не смогли решить свою проблему без взятки и полностью отказались от решения проблемы без участия в сделке.

Таблица 3

Причины отказа от участия в коррупционной сделки

(без затруднившихся ответить)

По результатам исследования психологического отношения к коррупции только 27,3 % показали свое крайне негативное отношение и полный отказ от участия в ней; 73 респондентов отказалась от сделки по причине ее дороговизны, вместе с тем, указав, готовность решения возникшей проблемы посредством мздоимства при установлении равновесной цены сделки; 10,6% опрошенных не участвуют во взяточничестве в силу слабого понимания коррупции и низкой оценки ее уровня в стране и 33,3% - обладают системным пониманием коррупции и говорят о том, что дача взятки противное мероприятие, однако 16,7 % из них давали взятки в текущем году.

Интересным представляется тот факт, что 13,4% ответов из числа принципиально не дающих взятки, относятся работникам силовых структур.

Очень важной проблемой теневого рынка, является неуверенность представителей предпринимательства в успехе самостоятельного решения проблем, отсутствие бескорыстной помощи и содействия чиновников при поддержке бизнеса, привычка решения проблемных ситуаций более легким путем что облегчает таким респондентам всту-

пление в коррупционные сделки

по собственной инициативе.

На вопросы об инициативе участия в сделке ответили 43,9 % всех респондентов. Из них 44,4% отмечают активность чиновников, вымогающих взятку. 25,0% сами являются инициаторами коррупционной сделки, не рассчитывая на собственные силы. 30,5% осведомлены о «правилах поведения» с чиновником. Половина опрошенных владели достоверной информацией по поводу величины взятки. Главными источниками осведомленности явились друзья, знакомые, родственники, коллеги.

Борьба с коррупцией, предпринятая Правительством РФ, дала свои первые результаты. Последним решением Президента РФ стало поручение Госдуме и Совету Федерации рассмотрение возможности введения кратного штрафа в качестве наказания за совершенные коррупционные преступления, помимо этого, по мнению Д. А. Медведева «... виновных в коррупционных преступлениях надо шире привлекать к исправительным работам, лишать права занимать определенные должности» (1).

Анализ современных угроз - коррупции и теневой экономики - позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности региона. Нарастание этих угроз во многом связано территориально-административным положением края, учитывая, что Северо-Кавказский федеральный округ один из наиболее сложных субъектов Федерации в отношении не столько экономической, сколько общественной безопасности, так как на Кавказе еще никогда не было относительно спокойно. Это и есть основная задача сегодняшнего политического курса, выбора стратегии и тактики российских реформ. Необходима разработка продуманной концепции обеспечения экономической безопасности на основе исторического опыта и с учетом реальностей экономики России. Все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.

Варианты ответа Частота, %

Для меня это было слишком дорого 28,8

Я не знаю, как это делается, неудобно 10,6

Мне было противно это делать 33,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я принципиально не даю взяток, даже если все это делают 27,3

Решение данной проблемы представляется нам в виде комплекса мероприятий, включающих психологические, экономические, законодательные и политические меры воздействия на преступный тандем. Привычка жить на широкую ногу у отдельных представителей органов власти настолько велика, что успех борьбы с теневой эконо-

микой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, посредством коренного перелома отношения к взяточничеству, отношения к проблеме как серьезной болезни, которая нуждается в лечении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иир://№№м>. ЬаШп/о. ru/news/Sostoyaniem-borby-s-korruptciei-nedovolen-nikto— Ыеёуеёеу-152813

2. spstav. ru/?IdSec=76&IdItem=486

3. Социально-экономическое положение Ставропольского края январь-декабрь (информационно-статистический доклад). - Ставрополь: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. 2009. Ч. I, II.

4. stavstat. ru/region_v_cifrah/vrp/defa ик. aspx

Об авторах

Радченко Мария Викторовна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», канд. экон. наук, доцент кафедры информационных систем в экономике. Сфера научных интересов - экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, индикативные показатели, теневая экономика, устойчивый экономический рост. maryradchenko@yandex.ru

Беличенкин Сергей Александрович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет, соискатель. Сфера научных интересов - экономическая безопасность региона, коррупция, инвестиции в инновации, устойчивое развитие экономики, социально-экономическая стабильность. belichenkinsa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.