Научная статья на тему 'Проблемы коррекционного образования в Украине'

Проблемы коррекционного образования в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / CORRECTION EDUCATION / CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS / TOPICAL ISSUES OF TRAINING AND EDUCATION OF PERSONS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малышевская Ирина Анатольевна

Статья посвящена актуальным проблемам современной коррекционной педагогики, главной задачей которой является всестороннее развитие лиц с особыми потребностями. На современном этапе развития Украины открываются перспективные изменения в системе образования указанной категории лиц, связанные с новым отношением к ним, решением задач их социализации и интеграции в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малышевская Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CORRECTIONAL EDUCATION IN UKRAINE

The article is devoted topical issues of modern correction education, whose main objective is the all-round development of people with special needs. At the present stage of development of Ukraine opens perspective changes in the education system of the designated categories are relevant for the new attitude to them, resolution of problem of their socialization and integration into society.

Текст научной работы на тему «Проблемы коррекционного образования в Украине»

УДК 376

ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

© 2013

И.А. Малышевская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Коррекционной педагогики и психологии»

Уманский государственный педагогический университет, Умань (Украина)

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам современной коррекционной педагогики, главной задачей которой является всестороннее развитие лиц с особыми потребностями. На современном этапе развития Украины открываются перспективные изменения в системе образования указанной категории лиц, связанные с новым отношением к ним, решением задач их социализации и интеграции в социум.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, дети с особыми потребностями, актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями.

Развитие демократических институтов в государстве, формирование духовной культуры и нравственных ценностей личности, ее социально-экономический статус в значительной степени определяется уровнем образования детей, отношением к ним как к высшей социальной ценности [1]. Признание украинским обществом приоритета общечеловеческих ценностей требует от образования нового отношения к детям с особыми потребностями, решение вопросов их социализации и интеграции. Поэтому актуальным сегодня является решение широкого спектра проблем обучения и воспитания детей с нарушениями психофизического развития.

Актуальным проблемам обучения и воспитания детей с особыми потребностями посвящены научные исследования В. Бондаря, А. Гаврилова, В. Засенко,

A. Колупаевой, С. Мироновой, В. Липы, Т. Сак,

B. Синева, Е. Соботович, В. Тарасун, М. Шеремет и др. В их работах акцентируется внимание на факторах, сдерживающих эффективность процесса обучения и воспитания указанной категории лиц, предлагаются направления его оптимизации.

Основная цель статьи - проанализировать актуальные проблемы коррекционной педагогики на современном этапе развития Украины.

Социально-экономическое развитие Украины предопределяет коренное реформирование и совершенствование национальной системы образования, требует непрерывного обновления теоретико-методологической основы этой отрасли. Не является исключением в этом контексте и коррекционное образование, поиски новой парадигмы которой находят отражение в развитии ее научно-практической основы - коррекционной педагогики.

Коррекционная педагогика - это педагогическая наука о сущности и закономерности образования, обучения и воспитания детей с психическими или физическими нарушениями, о путях коррекции нарушений их психофизического развития для достижения максимально возможного уровня личного развития образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни. Главной задачей коррекционной педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ системы специального обучения и воспитания [2].

В истории науки эта отрасль педагогических знаний имела разные названия - специальная, лечебная, реабилитационная, вспомогательная, ортопедическая, социальная педиатрия и т. д., однако ее сущность от этого не изменилась. Коррекционная педагогика, как утверждает В. Синев, корректирует (улучшает, исправляет) существенно поврежденные биологически или социально процессы развития человека [3].

Следует заметить, что современная коррекционная педагогика в отличие от специальной педагогики выходит за рамки работы с детьми, нуждающимися в коррек-ционно-воспитательных воздействиях только в специальных образовательных учреждениях. Коррекционная педагогика занимается вопросами работы с детьми и взрослыми с особыми потребностями в условиях реабилитационных центров, массовых образовательных и

внешкольных заведений, в семье и т. д.

Для понимания и обоснования, как социального так и педагогического отношения к человеку с ограниченными возможностями здоровья, для утверждения гуманистической парадигмы развития коррекционной педагогики в соответствии с международными нормами в области прав человека, в частности с особыми потребностями, важное значение приобретает философско-аксио-логический подход к решению задач коррекционно-пе-дагогической деятельности. Она требует высокой личной ответственности ее субъектов, их толерантности, оптимизма, настойчивости, педагогического мастерства по отношению к ребенку с ограниченными возможностями как к целостной личности, носителя индивидуальности, где всегда нужно найти положительное, как к объекту любви, заботы и защиты [3].

Воплощение Украиной в жизнь международных обязательств, взятых в связи с ратификацией международных документов: Декларация о правах ребенка (1959 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) требует неотложных действий, направленных на приоритетно эффективное решение проблемы детства вообще и детей с ограниченными психофизическими возможностями частности.

Сегодня коррекционное образование в Украине реформируется с учетом прогрессивных мировых тенденций:

- определена новая методология развития коррекци-онного образования, основанная на гуманистических, демократических, антидискриминационных ценностях и характеризуется обеспечением равного доступа к качественному образованию лиц с особыми потребностями;

- трансформация от дифференциации и институали-зации к интеграции лиц с особыми потребностями;

- создана дифференцированная сеть учебных заведений, среди которых - учреждения инновационного типа (инклюзивные учебные заведения), для детей с особыми потребностями;

- происходит развитие непрерывного коррекционно-го образования, т. е. образования в течение жизни, обеспечивающего возможность лицам с психофизическими недостатками, постоянно углублять свою общеобразовательную и профессиональную подготовку [4].

Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, присутствующих в обучении и воспитании детей с особыми потребностями.

Актуальность рассмотрения данного вопроса прежде всего связана с тем, что количество детей, нуждающихся в коррекционном обучении и воспитании постоянно растет. Данные психолого-медико-педагогических консультаций, функционирующих в Украине, свидетельствуют о том, что детей, нуждающихся в коррекции психофизического развития, в стране более 1 млн. Это составляет 12,2 % от общего количества детей в стране [4]. Вот почему, по нашему мнению, к основным проблемам коррекционной педагогики на современном этапе развития Украины относятся:

1. Отсутствие надлежащей ранней диагностики, уче-

та и коррекции развития ребенка с особыми потребностями, консультативно-методической и преддошколь-ной системы коррекционной помощи детям и их семьям.

Это привело к тому, что 70 % новорожденных детей имеют патологические отклонения в развитии: из них 60-70 % детей имеют соматические нарушения еще в начале своего развития.

У более чем 80 % детей, идущих в школу, есть отклонения в состоянии здоровья: 10 % из них имеют речевые недостатки, 25-30 % - нарушения развития моторных функций; 30-35 % - нарушения зрительно-пространственного восприятия. Уровня школьной зрелости в шестилетнем возрасте достигают от 17 % до 50 % детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста [5].

Следует отметить, что лишь 40 % детей дошкольного возраста проходят через систему коррекционного обучения, что во многих случаях приводит к отклонению в психическом развитии и затрудняет более полную реализацию адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Сложившаяся ситуация требует объединенных усилий врачей, психологов, коррекционных педагогов, социальных работников в проведении качественной комплексной медико-психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии детей с особыми потребностями. Научно обоснованная и взвешенно организованная ранняя комплексная коррекция открывает для значительной части детей возможность присоединиться к общему образовательному процессу на более раннем этапе возрастного развития.

2. Отсутствие согласованности образовательной законодательной базы Украины с целью обеспечения прав и образовательных потребностей детей с нарушениями психофизического развития.

Как известно, стратегию реформирования коррек-ционного образования в Украине определяют законодательные документы: Конституция Украины (1996 г.) , Государственная национальная программа «Освгга» (Украина - XXI столетия) (1993 г.), Закон «Про освпу» (1991 г.), «Про загальну середню освггу» (1999 г.), «Про охорону дитинства» (2001 г.), «Концепщя спещально! освгга дней з особливостями психофiзичного развитку в Укра!ш на найближчi роки i перспективу» (1996 г.), «Концепщя реабилитацп дггей з обмеженими фiзичними чи розумовими можливостями» (1998 г.), «Концепцiя державного стандарту спещально! освгга» (1999 г.), Наказ министерства образования и науки Украины «Про створення умов щодо забезпечення права на освпу оаб з шваладтстю» (2005 г.).

Отдельные положения этих государственных документов несут декларативный характер. В частности, медленно разрабатывается нормативная база коррекци-онного образования (так в Украине отсутствует закон о специальном образовании, до конца не разработаны государственные стандарты специального образования), медленно разрабатываются вопросы, касающиеся реабилитации детей, их образовательных прав, межведомственного финансирования, государственно-общественного сотрудничества, что в целом блокирует апробацию и внедрение инновационных коррекционных программ для лиц с нарушениями психофизического развития [1].

3. Невозможность охватить всех детей с нарушениями психофизического развития специальным обучением.

Причиной этого является неспособность существующей сети специальных учреждений обеспечить каждого ребенка адекватной его дефекту педагогической, медицинской, психологической и социальной помощи. Сегодня из 10 % таких детей обучением в специализированных учреждениях охвачено только около 2 %. Остальные - учатся в общеобразовательных учебных заведениях, где условия работы не соответствуют особенностям их психофизического развития, или еще 26

не учатся вообще (эти категории детей с аутизмом, со сложными нарушениями) [4].

4. Отсутствие надлежащей учебной и коррекционной работы с детьми с нарушениями психофизического развития в специальных учебных заведениях.

Сегодня в связи с тяжелым финансово-экономическим положением в государстве специальные заведения неудовлетворительно обеспечиваются учебной, методической литературой, специальным оборудованием. Медленно идет внедрение новых образовательных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс лиц с психофизическими недостатками. Все это затрудняет социально-трудовую адаптацию и интеграцию детей с особыми потребностями в социум [1].

5. Изолированность детей с особенностями психофизического развития в специальных школах-интернатах.

Вследствие искусственной изоляции детей с ограниченными психофизическими возможностями, отрыва их от семьи в дошкольном и школьном возрасте, применение чрезмерной опеки в воспитательном процессе формируется личность, неуверенная в себе, в своих силах и возможностях, не подготовленная к интеграции в общество. Поэтому важнейшей задачей современной коррекционной педагогики является лишение изоляции детей с особыми потребностями от реальной среды, реальных условий жизни с его проблемами социального, морального и культурного порядка, путем интеграции в общеобразовательные учебные заведения и получения качественного образования вместе со здоровыми сверстниками.

О том, что обучать детей с особенностями психофизического развития необходимо в системе интегрированного обучения, утверждал еще в 20-е годы прошлого века Л. С. Выготский. Он настаивал на создании такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное образование с общим. Ученый утверждал, что это необходимо, поскольку «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника, слепую, глухую или умственно отсталого ребенка, в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

6. Отсутствие заинтересованности и мотивации администрации общеобразовательных учебных заведений к внедрению инновационных форм обучения лиц с особыми потребностями (в частности инклюзивного обучения).

Сегодня инклюзивная форма обучения для детей с нарушениями психофизического развития заслуживает особого внимания. Ведь инклюзивное обучение - это совместное обучение и воспитание детей с особыми потребностями со здоровыми сверстниками в условиях массового общеобразовательного учреждения по месту жительства. Совместное обучение и воспитание имеет свои положительные стороны для детей с особыми потребностями: упор делается в первую очередь на развитие сильных качеств и талантов детей, а не на их проблемах; взаимодействие со здоровыми сверстниками способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитии таких детей. Здоровые дети благодаря взаимодействию с детьми с нарушениями психофизического развития учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различий, они становятся более чуткими, милосердными, сострадательными, терпеливыми, готовыми к взаимопомощи [4].

Основной проблемой сегодня является стихийное внедрение инклюзивного обучения в массовых школах и детских садах; непринятие инклюзии по причинам отсутствия надлежащей подготовки педагогических кадров массовых общеобразовательных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями, от-

сутствие специальных педагогов в обычных школах и детских садах, отсутствие соответствующей учебно-материальной базы учреждений и т. д.

Итак, одновременное функционирование традиционных и инновационных учреждений в системе коррек-ционного образования детей с особыми потребностями, взаимодействие их структур с целью реализации задач комплексной медицинской, физической, социальной и профессиональной реабилитации имеет неоспоримое преимущество.

7. Отсутствие полного обеспечения высококвалифицированными педагогическими кадрами специальных заведений и общеобразовательных учреждений, в которых учатся дети с особыми потребностями.

Высококвалифицированные специальные педагогические кадры - это те педагоги, которые принимают и понимают реформы в коррекционном образовании, разрабатывают новые педагогические технологии организации учебно-воспитательного процесса, новое учебно-методическое обеспечение, овладевают современными методиками дифференцированного и личностно-ориен-тированного обучения (в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка), готовы работать в команде в условиях инклюзивного обучения детей с особыми потребностями.

В Украине Институт коррекционной педагогики и психологии НПУ имени М. П. Драгоманова готовит специалистов для работы с детьми по разным нозологиям, в том числе и специалистов по специальной психологии, учителей инклюзивного образования, консультантов для ПМПК и др. Как утверждает ученый М. Шеремет необходимо целенаправленно и планово осуществлять подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по всем образовательно-квалификационным уровням. Наши выпускники должны быть конкурентоспособными в мировой системе специального образования [6].

Таким образом, мы обозначили лишь определенный круг проблем современной коррекционной педагогики. Бесспорно, их намного больше, и решение их требует времени, повседневной напряженной работы и объединения усилий многих людей, причастных к этому важному и необходимому делу. Решение хотя бы части из

них обеспечит готовность детей с особыми потребностями к полноценному исполнению своих разнообразных социальных ролей и функций, готовность к саморазвитию, самоутверждению, к счастливой человеческой жизни среди людей. Поиск педагогических условий достижения указанного и является перспективой дальнейших исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Засенко В. Спещальна освгга: стан i прюритети розвитку // Освгга оаб з особливими потребами: шляхи розбудови : наук.-метод. зб. / за ред. В. В. Засенка,

A. А. Колупаево!. К., 2010. Вип. 1. 348 с.

2. Миронова С. П., Гаврилов О. В., Матвеева М. П. Основи корекцшно! педагопки : навчально-методич-ний поабник. Камянець-Подшьський : Камянець-Подшьський нацюнальний ушверситет iменi 1вана Опенка, 2010. 264 с.

3. Синьов В. Методолопя та теорiя дослвджень в галузi дефектологп // Збiрник наукових праць Кам'янець-Подiльського нацюнального унiверситету iменi 1вана Огiенка / За ред. О. В. Гаврилова, В. I. Сшвака. - Вип. 15. Серiя: соцiально-педагогiчна. Кам'янець-Подiльський : Аксюма, 2010. 462 с.

4. Колупаева А. Стратегiчнi напрями сучасно! освггаьо! полiтики Укра!ни // Дитина iз сенсорними порушеннями: розвиток, навчання, виховання : зб. наук. праць / за ред. С. В. Литовченко, I. М. Гудим. К. : О. Т. Ростунов, 2011. Вип. 2. 250 с.

5. Липа В., Гаврилов О. До питання про загальний стан державно! тдтримки дггей з особливими потребами на Укра!т // Збiрник наукових праць Кам'янець-Подшьського нацюнального ушверситету iменi 1вана Опенка / за ред. О. В. Гаврилова, В. I. Ствака. - Вип. 17 в двох частинах, частина 1. Серiя: сощальна педагопка. Кам'янець-Подiльський : Медобори - 2006, 2011. 368 с.

6. Шеремет М. Шдготовка корекцшних педагогiв у вищих навчальних закладах Укра!ни // Збiрник наукових праць Кам'янець-Под№ського нацiонального унiверситету iменi 1вана Опенка / за ред. О. В. Гаврилова,

B. I. Ствака. - Вип. 17 в двох частинах, частина 1. Серiя: сощальна педагопка. Кам'янець-Под№ський : Медобори - 2006, 2011. 368 с.

PROBLEMS OF CORRECTIONAL EDUCATION IN UKRAINE

© 2013

I.A. Malyshevskaja, candidate of pedagogical science, associate professor of the department of «Correction

Pedagogic and Psychology»

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: The article is devoted topical issues of modern correction education, whose main objective is the all-round development of people with special needs. At the present stage of development of Ukraine opens perspective changes in the education system of the designated categories are relevant for the new attitude to them, resolution of problem of their socialization and integration into society.

Keywords: correction education, children with special needs, topical issues of training and education of persons with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.