Научная статья на тему 'Инклюзивное образование – путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости'

Инклюзивное образование – путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1357
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ДУХОВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИКА / HUMANISTIC PEDAGOGY / HUMANIZATION OF EDUCATION / INCLUSIVE PEDAGOGY / LEARNER-ORIENTED PEDAGOGY / SPIRITUAL TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Ирина Ивановна

В статье речь идет о гуманистических принципах развития современного образования. Автор рассматривает процесс становления инклюзивной педагогики как путь к гуманизации современного «образования для всех», независимо от возраста и пола, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия особенностей в развитии, где индивидуальные особенности каждого человека уважают и ценят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education - a way to humanism, spirituality and social justice

The paper deals with the humanistic principles of modern education. The author examines the process of establishing an inclusive pedagogy as the way to humanization of the modern ‘education for all’ regardless of age, gender, ethnicity, ability, presence or absence of features in development, where the individual characteristics of each person is respected and valued.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование – путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Демченко И. И. Инклюзивное образование - путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15334. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15334.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15334

УДК 37.013.46

Демченко Ирина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, г. Умань, Украина dii 67@mail.ru

Инклюзивное образование -

путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости

Аннотация. В статье речь идет о гуманистических принципах развития современного образования. Автор рассматривает процесс становления инклюзивной педагогики как путь к гуманизации современного «образования для всех», независимо от возраста и пола, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия особенностей в развитии, где индивидуальные особенности каждого человека уважают и ценят.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманистическая педагогика, духовная педагогика, личностно ориентированная педагогика, инклюзивная педагогика. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Международные стандарты в области прав человека основываются на идее участия каждого человека в общественной жизни на началах равенства и без дискриминации. Поэтому в мировой образовательной системе в течение последних лет проводятся реформы, в реализации которых значительную роль играет программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Распространение процесса внедрения инклюзивного образования в учебных заведениях является не только отражением времени, но и еще одним шагом к гуманизации образования.

Инклюзивная практика реализует обеспечение равного доступа всем детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. В связи с этим образование получает новые философские и методологические предпосылки: демократизацию, индивидуализацию, свободу творчества, то есть происходит становление личности нового типа, основанной на духовно-гуманистических, культуротворческих принципах.

Важный вклад в разработку проблемы гуманизации образовательного процесса, формирование гуманистических ценностей личности ребенка внесли Ш. Амонашвили, О. Барно, И. Бех, В. Бондарь, С. Гончаренко, И. Зязюн, В. Кремень, А. Колупаева, С. Миронова, Н. Назарова, Т. Сак, В. Синьов, Н. Софий, В. Сухомлинский, О. Сухом-линская, Л. Шипицина, Н. Шматко и др. Они единогласны в том, что гуманизация -понятие, которое отображает сложное и многоплановое явление, связанное с решением проблем реформирования образования на принципах гуманизма.

В современных философии, культурологии, психологии, педагогике и других науках нет единого определения гуманизма (от лат. humanus - человечный). Существует несколько основных определений:

- совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости [1; 2];

- мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, уважения к человеческому достоинству, заботы о благе людей [3; 4];

1

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Демченко И. И. Инклюзивное образование - путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15334. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15334.htm. - ISSN 2304-120X.

- историческая система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений (в этом смысле синонимом выступает гуманность по В. Далю - человечность, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему) [5].

Мы считаем, что на современном этапе термин «гуманность» следует понимать как систему взглядов и убеждений, которая утверждает высокое звание человека, его ценности как личности, имеющего право на свободу, счастье, развитие своих задатков, превращение их в устойчивые способности, которые проявляются в разных видах созидательной деятельности на благо человека и общества в целом. Поэтому под гуманизацией образования следует понимать такой социально-педагогический феномен, который отражает современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования:

- как процесса, направленного на развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения, составляющего важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников на основе человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе;

- ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть учебно-воспитательного процесса, в котором и педагоги, и воспитанники - субъекты развития своей творческой индивидуальности [6].

Как видим, будущее отечественного образования сегодня ученые связывают с формированием методологии гуманистической педагогики - направления современной теории и практики воспитания, в центре внимания которого оказывается уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Достижение личностью этого качества является главной целью воспитания в отличие от формализированной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Влияние такого направления способствует изменению структурных компонентов системы образования (цель, содержание, формы и средства) и включает такие составляющие части:

- признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;

- национальная направленность, открытость и доступность системы образования;

- перенесение акцентов с учебной деятельности учителя (передача знаний) на гармоническое развитие ребенка;

- творческая направленность учебного процесса (переход от репродуктивного к продуктивному обучению);

- организация психолого-педагогической поддержки с целью самоутверждения личности;

- ориентация на субъект-субъектные отношения между педагогом и учениками;

- переход от регламентированно контролируемых способов организации учебного процесса к активно развивающим (личностно ориентированное обучение);

- непрерывность образования и др.

Начало гуманистической педагогики было положено такими философами, как Сократ, Платон, Аристотель, Г. Сковорода, П. Юркевич; педагогами - Я. Коменским, В. Песталоцци, К. Ушинским, А. Макаренко, В. Сухомлинским; психологами - А. Мас-лоу, К. Роджерсом, Л. Выготским. Они в своих трудах отстаивали ценностное отношение к человеку как личности, признавая ее во всех сферах общественного бытия. Истинным проявлением гуманизации считается духовность как абсолютная ценность человеческой жизни, высокой культуры личности, ее целостности и душевного здоровья.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Демченко И. И. Инклюзивное образование - путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15334. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15334.htm. - ISSN 2304-120X.

В соответствии с учением Г. Сковороды зародыши духовности человека имеются в его сердце от роду, но они не осознаются, ведь им противостоят могучие силы темной телесности, все антисоциальное в человеке. Духовного человека творит добро и любовь. Выдающийся украинский философ и педагог достиг глубокого понимания гармонии взаимодействия микрокосма (человека) с макрокосмом (природой), беря во внимание то, что центральное место в мире занимает именно человек. Его теория сродного или несродного труда заложила основы индивидуально-личностного подхода в воспитании. Только учитывая способности и наклонности человека и всесторонне развивая их, можно помочь ему найти смысл и счастье в жизни. Познание человеческого сердца, наполнение его гуманизмом как основой «родства» - прямой путь к счастливой жизни [7]. Таким образом, Г. Сковорода впервые разработал целостную модель педагогики духовности. В дальнейшем П. Юркевич предложил «философию сердца», а В. Сухомлинский - содержательную педагогику «сердца, которое отдается детям».

И сегодня духовность не потеряла своей актуальности в образовании. Об этом свидетельствуют слова И. Беха: «Духовная воспитанность молодой личности в настоящее время является приоритетной целью образовательной системы» [8]. Это предусматривает достижение таких идеалов:

- отказ от технократических подходов и направленность образовательного процесса на формирование духовного мира человека;

- утверждение духовных ценностей как первоосновы цели и содержания образования;

- «очеловечивание» знаний, то есть такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностное содержание;

- формирование целостной гармоничной картины мира с полноценным отражением в ней мира человека и культуры.

Современный этап в развитии гуманистической педагогики определяется разработкой целостной концепции гуманизации образования (С. Гончаренко, Ю. Малева-ный), поиском путей, новых технологических средств гуманизации учебно-воспитательного процесса (В. Белоусова, Е. Бондаревская, В. Киричук, О. Савченко), внедрением личностно ориентированного обучения и воспитания (И. Бех, И. Зязюн, И. Якиманская и др.), которое предусматривает использование форм и методов обучения и воспитания с целью обеспечения эффективного развития индивидуальности ребенка, его познавательных интересов, личностных качеств, создания условий для саморазвития всех психических, физических, моральных возможностей ребенка и формирования у него гуманных черт личности (признание человека, его достоинства и ценности, право на свободу и проявление своих способностей, гармонизацию отношений между человеком, обществом и природой).

Такой подход дал начало развитию личностно ориентированной педагогики, в основании которой положена идея признания ребенка как главного действующего лица всего образовательного процесса. Современный ученый И. Якиманская предложила главные позиции личностно ориентированного обучения:

- обеспечение развития и саморазвития личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

- предоставление каждому ученику, с опорой на его способности, наклонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможности реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении, саморазвитии, самовыражении;

- подобрать и организовать содержание образования так, чтобы его средства и методы дали возможность ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Демченко И. И. Инклюзивное образование - путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15334. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15334.htm. - ISSN 2304-120X.

- не только учет уровня достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформирован-ность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений) [9].

Целью современного личностно ориентированного обучения является процесс психолого-педагогической помощи ребенку в отношении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненного самоопределения. Личностно ориентированный подход совмещает воспитание и образование в единственный процесс помощи, поддержки, социально-педагогической защиты развития ребенка, подготовки его к жизнетворчеству.

Итак, гуманизация образования предусматривает использование таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное развитие индивидуальности ребенка, его познавательных интересов, личностных качеств. Важными принципами гуманизации являются также национальный характер образования, общая доступность и равенство.

В пределах процесса гуманизации образования и международного движения «Образование для всех» (Education For All - EFA), инициируемого ЮНЕСКО, первоочередной задачей общественного развития становится обеспечение каждого гражданина правом на удовлетворение образовательных потребностей, получение качественного базового образования. В этом контексте особенную актуальность приобретает проблема удовлетворения образовательных потребностей детей и молодежи с ограниченными возможностями, в частности внедрения инклюзивного образования.

Инклюзивное образование - это такая гибкая образовательная система, которая оказывает поддержку в обучении, воспитании и развитии каждому ребенку (с нормальным развитием, с отклонениями в развитии, одаренным и социально уязвимым), признает его потенциал и удовлетворяет все индивидуальные потребности. Поскольку отличия между людьми есть природное явление, то и учебно-воспитательный процесс следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не «подгонять» его под старые организационные шаблоны [10]. Это утверждение обозначает то, что все дети, в том числе и с отклонениями в развитии, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им достигать успехов, полноценно жить, активно участвовать в деятельности коллектива. Такой ценностный императив, очевидно, демонстрирует, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что ученики не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, принимая общие решения по поводу управления процессами в школе, классе, группе [11].

Цель инклюзивного образования - перестройка общества, что позволяет каждому, независимо от возраста и пола, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия особенностей в развитии, принимать участие в жизни общества и делать свой вклад в его развитие. В таком социуме индивидуальные особенности каждого человека уважают и ценят.

Следует заметить, что инклюзивное (включенное) обучение - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детям с особенными образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях на основе применения личностно ориентированных педагогических методов с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Этот императив согласован с интегративным принципом «Образование для всех», исторически заложенным еще во Всемирной декларации прав человека, принятой в 1948 г., и ряде других документов, например Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Всемирной декларации «Образование для всех» (1990 г.), Саламан-ской декларации (1994 г.), Дакарской декларации (2000 г.). Поэтому гуманистическую, духовную и личностно ориентированную педагогику можно рассматривать как основу эффективной реализации инклюзивного образования.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Демченко И. И. Инклюзивное образование - путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15334. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15334.htm. - ISSN 2304-120X.

В настоящее время инклюзия стала приоритетной в образовательной политике Украины. Об этом свидетельствуют соответствующие государственные документы: «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования» (от 01.10.2010 г.), «Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях» (от 15.08.2011 г.); «Об организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях» (от 18.05.2012 г.), «О Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года» (от 25.06.2013 г.), «Об утверждении мероприятий по внедрению инклюзивного обучения в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях на период до 2015 года» (от 23.07.2013 г.), «О внесении изменений в некоторые законы Украины об образовании по организации инклюзивного обучения» (от 5.06.2014 г.), «Национальная стратегия в сфере прав человека» (от 25.08.2015 г.) и фундаментальные научные разработки В. Бондаря, А. Колу-паевой, Ю. Найды, О. Таранченко и других ученых, которыми в целом определены пути гуманизации инклюзивного образования:

- признание возможности обучения каждого ребенка и, соответственно, необходимость создания обществом необходимых для этого условий;

- внедрение инновационных образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для всех детей;

- формирование образовательно-развивающей среды для учеников путем обеспечения психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;

- обеспечение доступа к социальной среде и учебным помещениям, разработка и использование специального учебно-дидактичного обеспечения, реабилитационных средств обучения;

- разработка личностно ориентированных индивидуальных планов и программ, в основе которых лежат личностно ориентированный и ииндивидуальный подходы для содействия развитию навыков учиться на протяжении всей жизни и полноценного участия в жизни общества;

- определение критериев оценивания учебных достижений учащихся в пределах образовательной инклюзии;

- партнерство и сотрудничество между всеми участниками педагогического процесса; привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу как равноправных партнеров и первых учителей своих детей;

- воспитание гуманной личности искренней, человечной, доброжелательной, милосердной, с развитым чувством собственного достоинства и уважения к другому человеку;

- обеспечение права детей развиваться в семейном окружении и иметь доступ ко всем ресурсам местного общества.

Соблюдение обозначенных путей развития инклюзивного образования позволит всех детей обеспечить психолого-педагогической, социально-реабилитационной и медицинской поддержкой. В этом контексте актуальной проблемой становится обновление содержания, форм, методов, средств и технологий обучения и воспитания детей с разным уровнем развития в общеобразовательном пространстве. Несмотря на то что в тезаурусе общей, социальной и специальной педагогики нет понятия «инклюзивная педагогика», возникает настоятельная потребность определить и обосновать его.

Поскольку педагогика устойчиво трактуется как наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения, то рассмотренные

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Демченко И. И. Инклюзивное образование - путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15334. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15334.htm. - ISSN 2304-120X.

выше понятия составляют основу инклюзивной педагогики. Обоснованность нашей позиции заключается в том, что в соответствии с отраслями конструктивной деятельности человека (искусство, спорт, медицина и прочее) и с его возрастными и личностными особенностями развития в структуру педагогики входят художественная, спортивная, военная, медицинская, социальная, коррекционная, реабилитационная и другие ее разновидности. Они возникли из-за необходимости дифференциации дидактической и воспитательной специфики образования различных категорий субъектов педагогического процесса. Сейчас им также свойственна инклюзия.

Следовательно, есть основания выделить новую универсальную отрасль знаний -инклюзивную педагогику, под которой мы понимаем теорию и практику совместного обучения и воспитания лиц с разным уровнем развития (с задержанным, ускоренным и нормальным), а также социально уязвимых и педагогически запущенных, привлеченных к совместному учебно-воспитательному процессу в системах непрерывного общего и профессионального образования.

Таким образом, в построении инклюзивного образовательного процесса положена формула гуманистической педагогики, которую определил Ш. Амонашвили: принять - понять - помочь - любить - сочувствовать - радоваться успеху ребенка - вдохновлять. Подобная популяризация идей инклюзивного образования дает начало развитию инклюзивной педагогики, что обусловливает распространение практики инклюзивных школ и классов, активизирует общественное движение за образовательную инклюзию. В связи с этим для современного этапа инновационного развития общества характерно формирование нового взгляда на образование и на место человека в социуме. В контексте идей гуманизма, духовности и социальной справедливости инклюзивная составляющая образования рассматривается как общественное благо, то есть предоставление всем людям равных возможностей в доступе к этой социальной ценности. При этом особенностью организации инклюзивного образовательного процесса является: моделирование учебно-воспитательного процесса на принципах гуманистической педагогики; своевременная диагностика и организация работы с детьми, которые имеют определенные образовательные потребности; сбалансированное сотрудничество педагогического коллектива по созданию условий для всестороннего и гармонического развития каждого ребенка.

Ссылки на источники

1. Гуманистические основы взаимодействия цивилизаций: доклады и выступления: междунар. науч. конф., 26-27 октября 2007 года, г. Москва / сост. и общ. ред. У. Новотного, С. Андреевой. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - URL: www.cmehumanistas.org/files/Anuario%20CEH%20 Moscu%202007.pdf

2. Рыбин В. А. Гуманизм как этическая категория. - М.: Логос, 2004. - 272 с.

3. Духовнють особистостк методолопя, теорiя i практика: збiрник наукових праць. Вип. 6 (41) / гол. ред. Г. П. Шевченко. - Луганськ: Вид-во Сну iм. В Даля, 2010. - 230 с.

4. Духовнють особистостк методолопя, теорiя i практика: збiрник наукових праць. Вип. 2 (43) / гол. ред. Г. П. Шевченко. - Луганськ: Вид-во Сну iм. В Даля, 2011. - 228 с.

5. Рыбин В. А. Указ. соч.

6. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. -2011. - № 9. - С. 80.

7. Сковорода Г. С. Твори: у 2 т. - К.: Обереги, 1994. - Т. 1. - С. 507.

8. Бех I. Д. Законопрослр сучасного виховного процесу // Вища освгга Украши. - 2004. - № 1. - С. 11.

9. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Колупаева А. 1нклюзивна освгга в контекст реалш сьогодення. - URL: http://slovyanochka.at.ua.

11. Salsburu C. I., Palombarc M. M., Hollowood W. M. On the nature and change of an inclusive elementary school // The Journal of the Association for Persons with Sewere Handicaps. - 1993. - № 18. - P. 77.

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Демченко И. И. Инклюзивное образование - путь к гуманизму, духовности и социальной справедливости // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). -ART 15334. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15334.htm. - ISSN 2304-120X.

Irina Demchenko,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Correctional Pedagogy and Psychology, Pavlo Tychyna Uman’ State Pedagogical University, Uman’, Ukraine dii 67@mail.ru

Inclusive education as the way to humanism, spirituality and social justice

Abstract. The paper deals with the humanistic principles of modern education. The author examines the process of establishing an inclusive pedagogy as the way to humanization of the modern ‘education for all’ regardless of age, gender, ethnicity, ability, presence or absence of features in development, where the individual characteristics of each person is respected and valued.

Key words: humanization of education, humanistic pedagogy, spiritual teaching, learner-oriented pedagogy, inclusive pedagogy.

References

1. Novotny, U. & Andreeva, S. (eds.) (2008) Gumanisticheskie osnovy vzaimodejstvija civilizacij: doklady i vystuplenija: mezhdunar. nauch. konf., 26-27 oktjabrja 2007 goda, g. Moskva, lzd-vo RUDN, Moscow. Available at: www.cmehumanistas.org/files/Anuario%20CEH%20 Moscu%202007.pdf (in Russian).

2. Rybin, V. A. (2004) Gumanizm kak jeticheskaja kategorija, Logos, Moscow, 272 p. (in Russian).

3. Shevchenko, G. P. (ed.) (2010) Duhovnist' osobistosti: metodologija, teorija i praktika: zbirnik naukovih prac'. Vip. 6 (41), Vid-vo Snu im. V Dalja, Lugans'k, 230 p. (in Ukrainian).

4. Shevchenko, G. P. (ed.) (2011) Duhovnist' osobistosti: metodologija, teorija i praktika: zbirnik naukovih prac'. Vip. 2 (43), Vid-vo Snu im. V Dalja, Lugans'k, 228 p. (in Ukrainian).

5. Rybin, V. A. (2004) Op. cit.

6. Shijanov, E. N. (2011) “Gumanizacija professional'nogo stanovlenija pedagoga”, Sovetskaja pedagogika, № 9, p. 80 (in Russian)..

7. Skovoroda, G. S. (1994) Tvori: u 21, Oberegi, Kiev, t. 1, p. 507 (in Russian)..

8. Beh, I. D. (2004) “Zakonoprostir suchasnogo vihovnogo procesu”, Vishha osvita Ukraini, № 1, p. 11 (in Ukrainian).

9. Jakimanskaja, I. S. (2002) Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole, Sentjabr', Moscow, 96 p. (in Russian).

10. Kolupaeva, A. Inkljuzivna osvita v konteksti realij s'ogodennja. Available at: http://slovyanochka.at.ua (in Ukrainian).

11. Salsburu, C. I., Palombarc, M. M. & Hollowood, W. M. (1993) “On the nature and change of an inclusive elementary school”, The Journal of the Association for Persons with Sewere Handicaps, № 18, p. 77 (in English).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 28.09.15 Получена положительная рецензия 29.09.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 29.09.15 Опубликована 30.09.15

Accepted for publication Published

ISSN 2304-120Х

9 772304 120159

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Демченко И. И., 2015

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.