Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА'

ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
200
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРЕЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ / КОРЕЯ / СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ / ЮЖНАЯ КОРЕЯ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / КИТАЙ / ЯПОНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / КОРЕЙСКИЙ ВОПРОС / KOREAN PENINSULA / KOREA / NORTH KOREA / SOUTH KOREA / SOVIET UNION / UNITED STATES OF AMERICA / CHINA / JAPAN / UNITED NATIONS / SECURITY COUNCIL / KOREAN QUESTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миронов Василий Олегович

Статья посвящена анализу истории возникновения и дальнейшего развития международно-правовых проблем на Корейском полуострове, приведших к образованию и сегодняшнему существованию там двух государств с различными политическими системами - Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE KOREAN PENINSULA: BACKGROUND

The article is devoted to the history and further development of international legal issues on the Korean peninsula, leading to the formation and the today’s existence there two States with different political systems - The Democratic People’s Republic of Korea and the Republic of Korea

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА»

МИРОНОВ Василий Олегович,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Государственное право и управление таможенной деятельностью» Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации e-mail: mironov-vo@yandex.ru

12.00.10 — Международное право; европейское право

ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Аннотация. Статья посвящена анализу истории возникновения и дальнейшего развития международно-правовых проблем на Корейском полуострове, приведших к образованию и сегодняшнему существованию там двух государств с различными политическими системами - Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Корея.

Ключевые слова: Корейский полуостров, Корея, Северная Корея, Южная Корея, Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Китай, Япония, Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности, корейский вопрос.

MIRONOV Vasily Olegovich,

Doctor of law, Professor,

Professor of the Department «Public law and management of customs activity»,

Legal Institute M.M. Speransky, Vladimir state University them A.G. and N. G. Stoletovs, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation

THE PROBLEM OF THE KOREAN PENINSULA: BACKGROUND

Annotation. The article is devoted to the history and further development of international legal issues on the Korean peninsula, leading to the formation and the today's existence there two States with different political systems - The Democratic People's Republic of Korea and the Republic of Korea.

Key words: The Korean peninsula, Korea, North Korea, South Korea, Soviet Union, United States of America, China, Japan, the United Nations, the Security Council, the Korean question.

Корея - полуостров на Востоке Азии между Желтым и Японским морями - в XVIII в. попала в вассальные отношения к Китаю, которые в XIX в. сильно ослабели. В 1876 г. она заключила торговый договор с Японией, что стало началом преобладания там японского влияния и привело в 1894 г. к войне между Китаем и Японией. В итоге по Симоносекскому трактату 1895 г. Корея была признана формально независимым государством [8, с. 140].

В 1890-х годах с японским влиянием на Корею начала конкурировать Россия, которая заключила с ней первый договор о торговле в

1884 г. Спор о разграничении сфер влияния на Корею стал одной из основных причин русско-японской войны. 10 марта 1904 г. корейское руководство заключило с Японией оборонительный союз, а 18 ноября 1905 г. - договор, в соответствии с которым вручило ей заведывание внешними отношениями и надзор за внутренним управлением, для чего назначался японский генерал-резидент [8, с. 140].

Со времени русско-японской войны вооруженная борьба происходила и в самой Корее, народ стремился к свержению колониального ига Японии. Патриотические настроения тогда охватили широкие его слои. В 1918 г. корейские

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

буржуазно-националистические лидеры образовали инициативный центр движения за независимость. В начале 1919 г. центр подготовил декларацию независимости, содержание которой свидетельствовало о том, что ее авторы стремились к компромиссу с колонизаторами. Выдвинутые ими требования были весьма умеренными, а призывы о помощи, обращенные к Соединенным Штатам Америки и Парижской мирной конференции, были способом некоторого давления на японские власти [6, с. 184].

Декларацию обнародовали 1 марта 1919 г. на митинге в Сеуле. Народные массы восприняли ее как призыв к борьбе за изгнание из страны японцев. В тот день в антияпонской демонстрации в корейской столице участвовали 300 тыс. чел. Массовые демонстрации прошли и в других городах [6, с. 185]. Японские власти сначала растерялись, но вскоре против демонстрантов были направлены войска, применившие оружие. Начались массовые аресты. Только в Сеуле задержали 10 тыс. чел. Но массовое сопротивление колонизаторов росло. К середине марта 1919 г. восстание охватило всю страну. И хотя в конце апреля 1919 г. оно было подавлено, восстание сыграло важную роль в истории корейского народа [6, с. 186].

Благоприятные предпосылки для успешного завершения борьбы корейцев за национальное освобождение, которая велась в течение десятилетий, были созданы после разгрома Квантунской армии и вступления в Корею советских войск, которые в августе 1945 г. освободили ее северную часть. Своими силами корейский народ не мог избавиться от гнета колонизаторов. Освобождение ему принесла Советская Армия. После войны в Пхеньяне был воздвигнут монумент, на котором высечены слова: «Вечная слава героической армии Союза Советских Социалистических Республик, освободившей корейский народ от японского рабства и обеспечившей свободу и независимость Кореи. 15 августа 1945 года» [1, с. 493].

Однако национальной независимости корейского народа сильно противились Соединенные Штаты, которые после военного поражения и капитуляции Японии поспешили занять ее место. Они высадили на Корейском полуострове свои войска, а временную демаркационную линию между советскими и американскими воинскими частями по 38-й параллели превратили в фактическую границу между Северной и Южной Кореей. Страна оказалась разделенной на две части [1, с. 493]. Ей отводилось важное место в политике США на Дальнем Востоке. Закрепившись в южной части, они стремились

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

распространить свое влияние на весь Корейский полуостров.

В декабре 1945 г. на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании правительство Соединенных Штатов внесло в повестку дня пункт «Образование единой администрации для Кореи с целью создания независимого корейского правительства» [5, с. 318]. На совещании представители США выступили против восстановления независимости Кореи, что было сделано вопреки их обещаниям, данным во время войны и зафиксированным в Каирской и Потсдамской декларациях [4, с. 152]. Американская делегация внесла проект соглашения, согласно которому стране, прежде чем получить независимость, следовало пройти через стадии иностранного управления.

На первой стадии контроль должны были осуществлять командующие американскими и советскими войсками в Корее. На второй стадии США предложили четырехстороннее управление со стороны представителей Соединенных Штатов, Советского Союза, Великобритании и Китая на основе соглашения о международной опеке от имени Организации Объединенных Наций. Для этого предлагалось создать особый административный орган, который осуществлял бы в Корее законодательную, исполнительную и судебную власть. Корейцев собирались привлекать к его работе лишь в качестве администраторов, консультантов и советников [11, с. 8]. Располагая тогда послушным им большинством в ООН, американцы рассчитывали превратить всю Корею в полностью зависимую от них страну.

Правительство СССР предложило для рассмотрения на совещании свой проект соглашения, направленного на скорейшее обретение независимости этой страной. В результате советский проект в основном получил одобрение и стал основой Московского соглашения по Корее. Суть соглашения заключалась в формировании временного общекорейского правительства, которому было бы передано управление страной. Предусматривалось также учреждение совместной комиссии из представителей советского командования в Северной Корее и американского - в Южной. Комиссии следовало, консультируясь с корейскими демократическими партиями, содействовать образованию временного правительства [11, с. 12]. Однако работа комиссии не принесла должных результатов из-за саботажа ее деятельности со стороны представителей США, не желавших создания независимой Кореи [4, с. 153].

В июне 1946 г. личный представитель президента Соединенных Штатов, посетив Южную

и Северную Корею, предложил установить там американское господство, не исключив применение для этого вооруженных сил [4, с. 13]. Президент Г. Трумэн одобрил это предложение, после чего американские оккупационные власти разогнали ранее созданные в Южной Корее народные комитеты и ввели вместо них военную администрацию.

В тех условиях правительство СССР 26 сентября 1947 г. предложило вывести из Кореи советские и американские войска и представить ее народу возможность самому образовать демократическое правительство. США отклонили это предложение, что повлекло за собой прекращение деятельности совместной комиссии. 10 мая 1948 г. американцы провели в Южной Корее выборы в Национальное собрание, завершившиеся созданием правительства во главе с Ли Сын Маном, прежде многие годы проживавшим в Соединенных Штатах. Это означало раскол Кореи и превращение ее южной части в стратегическую базу США на Дальнем Востоке [4, с. 154].

В июне-июле 1948 г. состоялось совещание представителей политических партий и общественных организаций Севера и Юга, на котором решили провести на всей территории страны выборы в Верховное Народное Собрание. В августе оно было избрано, а в сентябре 1948 г. приняло Конституцию Корейской Народно-Демократической Республики и образовало ее правительство. Эти события имели важное значение для народа Кореи и развития международных отношений на Дальнем Востоке.

В конце 1948 г. советское правительство, исходя из признания права корейского народа на самоопределение и уважения его суверенитета, вывело свои войска из Северной Кореи. В то же время Соединенные Штаты отказались убрать американские войска из Южной части страны. В марте 1949 г. СССР и КНДР заключили соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве, товарообороте и платежах, предоставлении Северной Корее кредита и оказании ей технической помощи [4, с. 155]. В соответствии с соглашениями Советский Союз оказал КНДР значительную помощь, которая способствовала подъему ее экономики.

В июне 1949 г. по инициативе ряда общественных организаций Южной Кореи был образован Единый демократический отечественный фронт, представлявший политические партии и иные организации обеих частей страны. В обращении к народу фронт предложил план мирного объединения Кореи через создание по итогам всеобщих выборов общекорейского высшего

законодательного органа, который примет Конституцию и образует правительство.

В качестве ответной меры правящие круги США приняли меры по недопущению создания единой и независимой Кореи. С целью оказания давления на южнокорейскую сторону Конгресс Соединенных Штатов 14 февраля 1950 г. принял Закон, согласно которому немедленно прекращалась помощь ей «в случае образования в Корейской Республике коалиционного правительства, имеющего в своем составе одного или более членов коммунистической партии, ныне находящейся у власти в Северной Корее» [7, с. 5]. Это было прямое и грубое вмешательство со стороны США во внутрикорейские дела, в результате которого власти Южной Кореи отвергли предложение Единого демократического отечественного фронта.

Сразу после своего образования правительство Ли Сын Мана стало готовиться к нападению на КНДР. 24 августа 1948 г. было заключено секретное американо-южнокорейское соглашение о создании армии Южной Кореи под контролем американской военной миссии [4, с. 156]. Осенью 1949 г. США выделили Южной Корее военную помощь в размере 75 млн долл., ассигновав на 1950 г. еще 110 млн. К концу 1949 г. численность южнокорейской армии, оснащенной американским оружием, превысила 100 тыс. чел., а руководитель группы американских военных советников заявил, что «план похода против Северной Кореи - дело решенное» [2, с. 7].

26 января 1950 г. правительства Соединенных Шатов и Южной Кореи подписали соглашение «О взаимной помощи и обороне», в соответствии с которым США предоставили южнокорейской стороне «снаряжение, материалы, услуги и другую военную помощь», а последняя обязалась ее «эффективно использовать» [1, с. 2529]. 19 июня 1950 г. советник американского Госдепартамента Дж. Даллес выступил в Национальном собрании Южной Кореи и заверил, что Соединенные Штаты окажут ей всю необходимую материальную и моральную поддержку в борьбе против коммунизма [4, с. 157].

25 июня 1950 г. южнокорейские войска совершили спланированное США нападение на Северную Корею, развязав на Корейском полуострове гражданскую войну. Правительство КНДР отдало своей армии приказ перейти в контрнаступление и преследовать врага на его территории. Когда стало ясно, что войска Южной Кореи отступают, Соединенные Штаты решили немедленно усилить их снабжение оружием и направить в Тайваньский пролив седьмой флот, чтобы использовать в Корее военно-морские и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

военно-воздушные силы [6, с. 992], а также сухопутные воинские части [1, с. 2539].

При этом американская дипломатия постаралась прикрыть вооруженную интервенцию против Северной Кореи флагом Организации Объединенных Наций, использовав для этого обстановку, сложившуюся после того как советская сторона с 13 января 1950 г. прекратила участвовать в работе Совета Безопасности и других органов ООН в знак протеста против отказа западных держав во главе с США допустить туда представителей Китайской Народной Республики.

25 июня 1950 г. по настоянию Соединенных Штатов было срочно созвано заседание Совета Безопасности, на котором они предложили проект резолюции, неосновательно обвинявшей КНДР в агрессии. Рассчитывая выиграть время, США требовали прекращения военных действий и отвода северокорейских вооруженных сил к 38-й параллели, а также призвали членов ООН «воздержаться от содействия властям Северной Кореи» [3, с. 24]. Они добились принятия этой резолюции, в которой вопреки фактам заявлялось «о вооруженном нападении войск из Северной Кореи на Корейскую Республику» [3, с. 25]. Резолюция не имела законной силы и была явным нарушением Устава ООН, поскольку советский представитель отсутствовал на заседании Совета Безопасности, и важный вопрос, связанный с поддержанием мира и безопасности, был решен без участия одного из пяти постоянных членов Совбеза.

27 июня 1950 г. американцы аналогичным образом провели через Совет Безопасности резолюцию, рекомендовавшую государствам - членам ООН предоставить Южной Корее «ту помощь, которая может оказаться необходимой для отражения вооруженного нападения и для восстановления в этом районе международного мира и безопасности» [3, с. 26]. 7 июля 1950 г. Совбез по той же схеме принял третью резолюцию, присвоив интервентам в Корее наименование «войска ООН», разрешив им использовать флаг Организации Объединенных Наций, поручив Соединенным Штатам руководство военной операции и назначив американского генерала Д. Макартура главнокомандующим «войсками ООН» [3, с. 28].

Под нажимом со стороны США Австралия, Бельгия, Великобритания, Голландия, Греция, Канада, Колумбия, Люксембург, Новая Зеландия, Таиланд, Турция, Филиппины, Франция, Эфиопия и Южно-Американский Союз согласились принять участие в той войне. Но только Великобритания и Турция отправили в Корею по одной бригаде своих военнослужащих. Вели-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

кобритания также предоставила в распоряжение Соединенных Штатов военно-морские силы. Остальные государства направили на Корейский полуостров лишь мелкие воинские подразделения. Фактически «войска ООН» на 90% состояли из американских частей [4, с. 160]. США были уверены в своем быстром успехе. Один из их старших офицеров тогда заявил, что если американская авиация примет участие в войне, то «в Северной Корее не останется ни одного северокорейца» [3, с. 96].

Интервенция Соединенных Штатов в Корее существенно обострила международную обстановку, породив реальную угрозу новой мировой войны. 4 июля 1950 г. советское правительство опубликовало заявление, в котором указало на незаконность резолюций Совета Безопасности по корейскому вопросу, подчеркнув, что «правительство Соединенных Штатов Америки совершило враждебный акт против мира и... на него ложится ответственность за последствия предпринятой им вооруженной агрессии» [2, с. 203].

В ноте правительству США от 6 июля 1950 г. Министерство иностранных дел СССР квалифицировало установление морской блокады КНДР как новый акт агрессии, несовместимый с принципами Организации Объединенных Наций, и указало, что будет считать правительство Соединенных Штатов «ответственным за все последствия этого акта и за весь ущерб, который может быть причинен интересам Советского Союза» [2, с. 204].

15 июля 1950 г. Правительство СССР заявило «о целесообразности мирного урегулирования корейского вопроса через Совет Безопасности с обязательным участием представителей пяти великих держав, в том числе Народного Правительства Китая» [2, с. 207]. Но США категорически отвергли какие-либо переговоры. В нарушение норм международного права и с целью сломить сопротивление Северной Кореи американская авиация начала бомбардировки корейских городов и сел, а флот подверг обстрелу побережье Корейского полуострова [4, с. 162].

В сложившейся крайне напряженной международной обстановке советское правительство сочло необходимым возобновить с 1 августа 1950 г. участие своего представителя в работе Совета Безопасности ООН. 4 августа 1950 г. оно внесло в Совбез проект резолюции «О мирном урегулировании корейского вопроса», предложив прекратить военные действия с одновременным выводом из Кореи иностранных войск [2, с. 321]. Западные державы воспротивились ее принятию, отвергнув также и советский проект резолюции об осуждении бомбардировок населения

Корейского полуострова авиацией Соединенных Штатов [2, с. 322].

Тем не менее агрессия против народа Кореи получила решительный отпор. Несмотря на значительную поддержку со стороны вооруженных сил США, южнокорейская армия подверглась полному разгрому. К середине сентября 1950 г. было освобождено 95% корейской территории. В руках американских военных оставался лишь небольшой плацдарм на юго-востоке полуострова. Спасая положение, Соединенные Штаты максимально увеличили масштабы интервенции и приступили к широким наступательным операциям.

Создав большое превосходство в силах, американские войска не только пересекли 38-ю параллель, но и стали продвигаться на север. Их приближение к границам Китайской Народной Республики создало прямую угрозу безопасности этой страны. Правительство Китая предупредило США, что «китайский народ не может оставаться равнодушным в связи с обстановкой, создавшейся в результате вторжения в Корею Соединенных Штатов и их сообщников, в связи с угрозой расширения войны» [12, с. 14]. В КНР развернулось движение по оказанию помощи корейскому народу, началось создание отрядов добровольцев.

2 октября 1950 г. делегации Советского Союза, Белоруссии, Украины, Чехословакии и Польши внесли на рассмотрение Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции о немедленном прекращении военных действий, выводе из Кореи всех иностранных войск и проведении выборов в Национальное собрание на основе свободного волеизъявления населения всей страны. Но США, их союзники и зависимые от них страны, располагавшие большинством голосов на заседании Генеральной Ассамблеи, отклонили это предложение [7, с. 460]. Под давлением Соединенных Штатов Генассамблея отвергла и предложение СССР о прекращении бомбардировок американскими самолетами мирного населения Корейского полуострова [4, с. 163].

12 ноября 1950 г. китайское правительство заявило, что оно разрешило своим добровольцам принять участие в освободительной войне народа Кореи [4, с. 165]. Их активное участие в вооруженной борьбе способствовало провалу американской военной авантюры. Советский Союз снабжал корейскую народную армию и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортом, горючим, продовольствием, медикаментами. В Корее находились советские военные советники. В боевых операциях участвовали советские летчики. В случае обострения ситуации СССР был готов направить пять дивизий для

оказания Северной Корее помощи в отражении агрессии США [5, с. 37].

В декабре 1950 г. территория КНДР была полностью освобождена. К середине 1951 г. линия фронта на Корейском полуострове стабилизировалась вдоль 38-й параллели. Цели, которые ставили перед собой Соединенные Штаты, достигнуты не были. Корейская Народно-Демократическая Республика отстояла свою независимость при решающей помощи со стороны Советского Союза и Китайской Народной Республики [10].

23 июня 1951 г. представитель СССР в ООН Я.А. Малик, выступив по поручению своего правительства, предложил «начать переговоры между воюющими сторонами о прекращении огня, о перемирии со взаимным отводом войск от 38-й параллели» [7, с. 460]. Данной инициативой было придано заметное ускорение мирному урегулированию. Стремясь к скорейшему прекращению кровопролития, Советский Союз уже не поднимал вопрос об одновременном выводе с Корейского полуострова всех иностранных войск. В сложившейся ситуации правительство США сочло необходимым согласиться на это предложение, послужившее основой для переговоров, которые начались 10 июля 1951 г. Они продолжались два года и несколько раз прерывались по вине Соединенных Штатов, которые продолжали пытаться добиться своих агрессивных целей в Корее на полях сражений. Но их зимнее наступление 1952 - 1953 гг. также завершилось неудачей [4, с. 208].

В итоге дипломатическая борьба СССР за мирное решение проблем Корейского полуострова увенчалась успехом. Весной 1953 г. Советский Союз поддержал инициативу КНДР о возобновлении переговоров с США. В апреле 1953 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила резолюцию, на основе которой 27 июля 1953 г. стороны заключили соглашение о перемирии, целью которого являлось «прекращение корейского конфликта и заключение перемирия, которое обеспечило бы полное прекращение военных действий и всех враждебных актов в Корее до окончательного мирного соглашения» [9, с. 342].

Демаркационную линию определили в соответствии с фактическим расположением войск противоборствовавших сторон - по 38-й параллели (с небольшими отступлениями). Предусматривался созыв через три месяца после вступления соглашения в силу конференции по вопросам объединения Кореи и вывода с ее территории иностранных войск [9, с. 342]. Перемирие положило конец трехлетней войне и содействовало ослаблению международной напря-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

женности. Оно означало серьезное военное и политическое поражение Соединенных Штатов Америки, а также провал их агрессивных планов, связанных с войной на Корейском полуострове.

Список литературы:

[1] Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 гг. Краткая история. М., 1984.

[2] Внешняя политика Советского Союза. 1950 год. М., 1953.

[3] Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблее за период времени с 16 июля 1949 г. по 15 июля 1950 г. Нью-Йорк, 1950.

[4] История внешней политики СССР 1917 - 1975 гг. М., 1976. Т. 2.

[5] Капица М.С. КНР: два десятилетия -две политики. М., 1969.

[6] Краткая всемирная история. Книга вторая. М., 1966.

[7] Краткая история СССР. М., 1972. Ч. 2.

[8] Малый энциклопедический словарь. М., 1997. Т. 3.

[9] Международное право в избранных документах. М., 1957. Т. 3.

[10] Правда. 1951. 7 авг.

[11] Советский Союз и корейский вопрос. Документы. М., 1948.

[12] У Сю-Цюань. О вооруженной агрессии США против Китая. М., 1950.

Spisok literatury:

[1] Velikaya Otechestvennaya vojna Sovetskogo Soyuza 1941 - 1945 gg. Kratkaya istoriya. M., 1984.

[2] Vneshnyaya politika Sovetskogo Soyuza. 1950 god. M., 1953.

[3] Doklad Soveta Bezopasnosti General'noj Assamblee za period vremeni s 16 iyulya 1949 g. po 15 iyulya 1950 g. N'yu-Jork, 1950.

[4] Istoriya vneshnej politiki SSSR 1917 -1975 gg. M., 1976. T. 2.

[5] Kapica M.S. KNR: dva desyatiletiya - dve politiki. M., 1969.

[6] Kratkaya vsemirnaya istoriya. Kniga vtoraya. M., 1966.

[7] Kratkaya istoriya SSSR. M., 1972. Ch. 2.

[8] Malyj enciklopedicheskij slovar'. M., 1997. T. 3.

[9] Mezhdunarodnoe pravo v izbrannyh dokumentah. M., 1957. T. 3.

[10] Pravda. 1951. 7 avg.

[11] Sovetskij Soyuz i korejskij vopros. Dokumenty. M., 1948.

[12] U Syu-Cyuan'. O vooruzhennoj agressii SShA protiv Kitaya. M., 1950.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.