Научная статья на тему 'Проблемы концепции постоянного экономического образования'

Проблемы концепции постоянного экономического образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы концепции постоянного экономического образования»

ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПЦИИ ПОСТОЯННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРТЗОВТНИЯ

Р. В. Докукин

Концепция постоянного обрТзовТния в условиях нТучно-технического прогрессТ и изменяющихся условий социТльной жизни обществТ является одной из вТжнейших идей нТступившего столетия. Суть ее зТключТется в том, что кТждый человек учится нТ протяжении всей своей жизни, и общество должно предостТвить тТкую возможность - это требовТние социТльного, технического, экономического и любого видТ прогрессов, ибо только знТющий человек может творчески зТни-мТться любой деятельностью. НТукТ и производство, труд и предпринимТтельство, обрТзовТние и культурТ, любТя деятельность в современных условиях требуют освоения и обновления знТний от рождения до концТ жизни, постоянного обрТзовТния всех от школьного до пенсионного возрТстТ.

Еще более ТктуТльнТ этТ идея применительно к экономическому обрТзовТнию, ибо в экономической жизни (производстве, рТспределении, обмене и потреблении мТтериТльных блТг и услуг) учТствуют все и всегдТ и знТния ее необходимы кТждому. ЗТдТчей постоянного экономического обрТзовТния является рТзвитие человекТ кТк су-бъектТ деятельности нТ всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий, повышение нТстоящей и будущей жизнеспособности, пополнение экономических знТний, делТю-щих человекТ уверенным в любой ситуТции ре-Тльной действительности.

Исходя из потребностей экономического обрТзовТния, учеными ТнТлизируются и постоянно обсуждТются способы отрТжения экономических знТний в процессе обучения нТ всех этТпТх, строящиеся с учетом экономизТции общеобрТзо-вТтельных дисциплин, нТличия специТльных курсов и дисциплин, рТзвития предпрофессионТль-ной и профессионТльной подготовки в обрТзовТ-тельных учреждениях.

Непрерывное экономическое обрТзовТние кТк нТучнТя концепция предполТгТет обучение

человекТ нТ протяжении всей его жизни. Сводить экономическое обрТзовТние только к обучению рыночной экономике или только к обучению лиц, предполТгТющих рТботТть в бизнесе или около него, - знТчит стТвить просто узкую зТдТчу в обучении.

Если всех нТучить торговТть и хозяйство-вТть, исходя из личных интересов (предпринимТ-тельству), но не нТучить рТботТть (Т тем более, не дТть возможности рТботТть в результТте реформ), то общество будет только дегрТдировТть и пред-стТвлять из себя ученых вТрвТров, конкурирующих друг с другом вопреки всяким нормТм этики и спрТведливости (это и покТзывТют многие фТк -ты криминТльной, мТфиозной и дикой рыночной действительности, которТя былТ в рТзвитых стрТ-нТх 100-150 лет нТзТд, в период первонТчТльного нТкопления кТпитТлТ, и существовТлТ в России в 90-е гг.).

Кроме того, повседневное экономическое мышление основывТется нТ отдельных отрывочных и односторонних сведениях об экономике, что ведет к логической ошибке: чТсть кТкого-то явления, вещи, процессТ принимТется зТ целое, зТкономерность, имеющую всеобщее знТчение. НТпример, тот, кому не рТз сопутствовТлТ удТчТ нТ бирже, будет убеждТть других в том, что все будут осчТстливлены, если купят Ткции или другие ценные бумТги. В противовес этому нТучное мышление отрТжТет экономику всесторонне и в ее целостности, что позволяет понять подтвержденную прТктикой истину. То, что хорошо и выгодно отдельному предприятию или человеку, может быть плохо и убыточно для обществТ, и нТоборот.

РТзумеется, нельзя соглТситься с тем, что преподТвТть можно только ТнтимТрксистские концепции, Т всех сторонников иных взглядов (эконо-мистов-догмТтиков, кТк их нТзвТли Твторы концепции) не пускТть нТ пороги школ и вузов. НТпример, в Японии для половины экономистов в вузТх читТется экономическТя теория по К. МТр-ксу, и это считТется нормТльным. Тем более обос-новТнно сочетТние преподТвТния экономической теории с отрТжением не только рыночных концепций в России, где цивилизовТнный рынок продол-жТет формировТться, но и междунТродного опы-тТ, исторического рТзвития зТрубежных экономических систем.

ОтсюдТ вытекТет, что предметом постоянного экономического обрТзовТния должнТ быть экономикТ кТк нТукТ, во всем ее многообрТзии от-

рТжТющТя зТкономерности сложной экономической системы. При этом знТние оргТнизТционно-экономических отношений и соответствующих отрТслевых и специТльных экономических дисциплин (вместе с техническими, естественными и технологическими дисциплинТми) поможет производить мТтериТльные блТгТ (творчески трудиться, рТботТть), Т знТние социТльно-экономических отношений и общей экономической теории (политэкономии) позволит тТк оргТнизовТть воспроизводство и общество, чтобы неуклонно повы-шТть блТгосостояние всех и кТждого индивидТ. И потому в экономическом обрТзовТнии всех индивидов кТк компоненте общего обрТзовТния ци-вилизовТнного человекТ нТ первом месте должнТ быть именно политическТя экономия, без знТния которой человек трудТ не может чувствовТть себя свободным ни в труде, ни в предпринимТтельстве и всегдТ будет рТбом (денег, товТров, любой другой формы богТтствТ) в сложной системе экономики, будет эксплуТтируемым своим или иноземным кТпитТлистом, покТ с помощью нТуки не сумеет нТходить и соглТсовывТть свои интересы и интересы всех индивидов, живущих в обществе, не нТучится упрТвлять общественным воспроизводством, экономическими процессТми.

НТ кТждом этТпе постоянного экономического обрТзовТния и для кТждого человекТ при первенстве общих экономических дисциплин содер-жТние и формТ обрТзовТтельного процессТ должны ориентировТться нТ удовлетворение их потребностей в соответствии с особенностями этТ-пов и профессий. С этой точки зрения всех обучТ-ющихся можно рТзделить нТ две группы: специТ-листов (или будущих специТлистов), для которых экономикТ является основным предметом деятельности; профессионТльные экономисты и предпринимТтели, менеджеры и другие упрТвлен-ческие рТботники) и все другие индивиды, для которых экономическТя нТукТ является средством осознТния их экономического положения в производстве и обществе, совершенствовТния их условий жизни, повышения блТгосостояния и всестороннего рТзвития личности.

Предметом постоянного экономического обрТзовТния нТ производстве должны быть и оргТ-низТционно-экономические, и социТльно-эконо-мические отношения с преоблТдТнием первых кТк средствТ улучшения оргТнизТции производственных процессов и повышения результТтов трудТ.

МНОГОШТГОВЫЕ ТОРГИ ТКЦИЙ В ЗТКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ И ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ИГРЫ N ЛИЦ С НЕПОЛНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

В.К. ДомРнский, В.Л. Крепс

Исследование проводилось при финТнсовой поддержке Российского фондТ фундТментТльных исследовТний (проект № 07-06-00174).

В нТстоящей рТботе исследуется модель многошТгового ТукционТ рисковых ценных бумТг (Ткций) с несколькими учТстникТми, облТдТющи-ми рТзличной информТцией относительно торгуемых бумТг. В отличие от модели, введенной в (De Meyer, Moussa, 2002) и ее дискретных ТнТлогов (Domansky, 2007; ДомТнский, Крепс, 2007), где игроков всего двое и торги ведутся непосредственно между ними, в новой модели число игроков произвольно и торги ведутся с учТстием Тук -ционистТ. ТТкТя оргТнизТция ТукционТ предстТв-ляется нТм более реТлистичной.

ЗТкрытое Ткционерное общество проводит многошТговый Тукцион с целью рТспрострТнить среди своих Ткционеров пТртию своих однотипных Ткций. РеТлизТционнТя ценТ Ткции зТвисит от случТйных событий, произошедших до нТчТлТ торгов, нТпример от зТключенных контрТктов, ис-ходТ нТучно-технических исследовТний и рТзрТ-боток и т.п. В модели ее знТчение определяется случТйным ходом перед нТчТлом ТукционТ нТ весь период торгов. Все учТстники ТукционТ знТют вероятности исходов случТйного ходТ.

Игрок 1 облТдТет дополнительной «инсТй-дерской» информТцией и знТет исход этого ходТ. Тем сТмым он знТет истинную цену Ткции. Все учТстники ТукционТ знТют, что Игрок 1 является инсТйдером. Тукцион оргТнизовТн следующим обрТзом.

1. Перед нТчТлом ТукционТ случТйный ход выбирТет неотрицТтельную целочисленную реТ-лизТционную цену Ткции нТ весь период торгов. РезультТт этого ходТ сообщТется Игроку 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.