Научная статья на тему 'Проблемы контрольной деятельности'

Проблемы контрольной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы контрольной деятельности»

Проблемы контрольной деятельности

В конце октября текущего года в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова (далее — РЭУ) прошла II Международная научно-практическая конференция «Внутренний контроль: риск-ориентированный подход и обеспечение эффективности». Тема внутреннего контроля в системе государственного и корпоративного управления в настоящее время особенно актуальна. В условиях финансово-экономических санкций, неустойчивой ситуации на нефтяном рынке, от которого зависит наша экономика, ограниченного доступа к кредитным ресурсам и возрастающих рисков внутренний контроль, использование риск-ориентированного подхода в деятельности организаций являются важным инструментом в достижении поставленных перед ними целей, обеспечении целевого использования средств, выявлении резервов и в конечном итоге — повышении эффективности их функционирования.

Состоявшаяся конференция была организована Федеральным казначейством, Главным контрольным управлением г. Москвы, РЭУ и Российской академией наук и привлекла к себе заметное внимание как российских, так и зарубежных специалистов. В конференции приняли участие около 400 представителей, включая участников из 70 субъектов Российской Федерации, ведущих вузов Германии, Беларуси и Казахстана, а также из филиалов РЭУ в городах Краснодаре, Пятигорске, Севастополе, Саратове и Улан-Батор, с последними из которых была организована прямая трансляция.

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор РЭУ профессор В.И. Гришин. Он отметил, что нельзя сказать об отсутствии проблем в контроле. При общей возросшей численности контролеров остаются вопросы координации контрольно-надзорных органов, нередко предъявляются претензии по нецелевому использованию бюджетных средств

и др., т.е. есть немало тем для обсуждения повестки конференции, и эти проблемы важны для всей страны. В.И. Гришин выразил надежду, что в процессе дискуссии будут найдены подходы, которые позволят найти решения если не всех, то отдельных проблем, при этом он отметил, что документы, принятые на конференции, будут направлены в законодательные и исполнительные органы власти.

Свое видение направлений совершенствования контроля и задач, стоящих перед контролирующими органами, высказал председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства С.В. Степашин. По его мнению, в стране создана система внутреннего и внешнего контроля, созданы органы контроля в лице Счетной палаты, системы контроля Администрации Президента Российской Федерации и др. При этом важно, что функции Счетной палаты «не должны дублироваться и повторять то, чем сегодня занимается Росфиннадзор, адаптированный в систему Казначейства, то, чем сегодня занимаются внутренние контролеры», а должны быть, как отражено в действующем законодательстве, направлены на аудит эффективности, на стратегический аудит и на методическое обеспечение и создание системы работы с внутренним контролем.

Выступающий обратил внимание участников конференции, что любой контроль, будь то внешний или внутренний, должен как итог дать ответ, а можно ли вкладывать в определенную программу средства и какова будет отдача от вложения средств. В качестве успешной реализации программы по вложению бюджетных средств были отмечены итоги проведения зимней Олимпиады в г. Сочи и ее последствия. Вместе с тем докладчик усомнился в целесообразности создания в России так называемой Силиконовой долины, имея в виду проект

Проблемы контрольной деятельности

«Сколково», или расходования значительных бюджетных средств на строительство стадиона в г. Саранске на 45 тыс. мест к чемпионату мира по футболу. «Давайте считать» — был его посыл к Минфину России и контролирующим органам. Это задача внутреннего и внешнего контроля, который должен давать свой прогноз, анализ и отстаивать позицию перед финансовыми властями — заключил С. В. Степашин.

В завершение своего выступления С. В. Степашин остановился на вопросах проверок, их системности, взаимодействии контролирующих органов с правоохранительными органами, необходимости использования в контроле такого принципа, как «не навреди, можешь — помоги» и подтвердил слова президента страны о недопустимости «мордования бизнеса и государственных корпораций».

По сути, последний тезис продолжил развивать в своем выступлении руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин, который выступил с докладом ««Актуальные вопросы деятельности Федерального казначейства как органа внутреннего государственного финансового контроля». Он подчеркнул, что с принятием Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 Федеральному казначейству переданы полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». В связи с этим возникают новые инструменты в деятельности Федерального казначейства и на передний план в контроле выходят меры предупреждения, оказания помощи получателям бюджетных средств. «Мы переходим к непрерывному внутреннему государственному контролю, когда стирается грань между предварительным и последующим контролем. Он, по сути, практически всегда становится предварительным», — подчеркнул Р.Е. Артюхин. Казначейство России имеет возможность наблюдать в информационной системе бизнес-процессы организаций, и его задачей становится предупреждение самих организаций, Минфина России и других контролирующих органов еще на стадии планирования о тех рисках, о негативных явлениях, с которыми связана деятельность организаций.

В рамках Казначейства России создан Совет органов внутреннего государственного контроля, в который должны войти представители всех субъектов Федерации, что обеспечит, в том числе, и единство правоприменительной практики.

Анализу факторов риска по исполненному бюджету страны за 2015 г., которые должны учитываться при внешнем контроле, а также на всех уровнях внутреннего контроля, посвятил свое выступление председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации С.Н. Рябухин. Среди них он выделил несколько групп, которые включают такие положения: 1) программно ориентированный бюджет еще не стал реальным. 48% расходов бюджета лежат в плоскости 38 государственных программ, при этом по заключению Счетной палаты 18 программ не подлежат оценке, и, следовательно, их невозможно проконтролировать; 2) растущая дебиторка, 85% которой лежит в сфере нарушения валютного законодательства, и здесь широкое поле деятельности для контроля со стороны Минфина России, ФНС России, таможенных органов; 3) растущие долги субъектов Российской Федерации, при этом 14 регионов имеют долги, превышающие их доходы, а это — серьезные риски для их экономики. Если правительство учтет эти моменты, — отметил С. Н. Рябухин, — то, может быть, будут достигнуты лучшие результаты при планировании и администрировании государственного бюджета на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 гг.

Актуальным вопросам внутреннего аудита в кредитных организациях и прежде всего в Банке России посвятил свое выступление главный аудитор Банка России В. П. Горегляд. Он подчеркнул, что Центральный банк Российской Федерации не устраивает ситуации с аудитом в финансовой сфере, в связи с чем мегарегуля-тором на этом рынке впервые 14 ноября будет проведена конференция, посвященная аудиту, куда будут приглашены все заинтересованные лица: от исполнительных органов власти, от крупных аудиторских организаций и от бизнеса.

Характеризуя положение в банковском секторе, было отмечено, что за последние 2 года отозваны сотни лицензий банков, при этом институт внутреннего аудита действует только в крупных российских банках и иностранных

банках, а в средних и мелких банках он носит формальный характер, поскольку собственники не заинтересованы в такой информации.

Анализ причин банковского кризиса 2008 г., изменения, связанные с внедрением информационных технологий, требуют от банков и мегарегулятора нового подхода к управлению рисками, в том числе и созданных самим мега-регулятором. Если раньше риски оценивались в основном коммерческим сектором экономики, а в банках их не рассматривали как в достаточной степени критические, то сегодня время показывает, что это — существенное упущение и этот пробел надо компенсировать — подчеркнул В. П. Горегляд.

Докладчик остановился на эволюции аудита и отметил, что в настоящее время задача аудита состоит не только в подтверждении гарантий выполнения бизнес-процессов, обеспечении консультационных функций, а в том, чтобы иметь возможность критически оценивать работу менеджмента организации. Он рассказал об организации аудита, а также о трех основных направлениях реформирования аудита в Банке России: риск-ориентированном подходе, непрерывности и независимости аудита. При этом в своей деятельности Банк России опирается на лучшие мировые практики центральных банков зарубежных стран.

Обсуждение темы, посвященной особенностям деятельности кредитных организаций, изменению их системы внутреннего контроля и аудита, было продолжено в выступлении председателя Правления АО «МСП Банк» Д.Я. Голованова. Он акцентировал внимание участников конференции на организации работы банка с малыми и средними предприятиями. Взаимодействие с данными предприятиями, когда необходимо быстро принимать решение, требует от банка использования новых информационных технологий, позволяющих оперативно получить информацию о клиенте банка, оценить риски по его кредитованию. Это приводит к необходимости изменения подхода к риск-менеджменту банка и перехода системы внутреннего контроля и внутреннего аудита на новый уровень развития, предполагающий глубокие знания в области диджитализированных технологий.

Наряду с применением современных 1Т-технологий в контрольно-ревизионной деятельности, важнейшим ее вопросом остается организация взаимодействия органов внутреннего и внешнего контроля. Именно на них и остановился в своем выступлении председатель Контрольно-счетной палаты Москвы В.А. Дву-реченских. Он привел примеры положительного опыта взаимодействия органов финансового контроля в Москве, в результате которого было не просто исключено дублирование контрольных мероприятий, а осуществлен переход к содержательному взаимодействию по совместному принятию решений, обмену методологическими подходами, обучению внутренних и внешних контролеров разного уровня. В целях совершенствования контроля В.А. Двуреченских предложил внести изменения в ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где, по его мнению, отражен один и тот же объект у внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, что неправильно. Он кратко остановился на риск-ориентированном подходе в деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы, отметив, что «мы анализируем бюджетно-имуществен-ные риски» и одним из ключевых показателей в оценке контрольных мероприятий является ущерб.

Начальник контрольно-аналитической службы президента ОАО «РЖД» М.И. Бесхмельницын остановился на использовании риск-ориентированного контроля в проектном управлении, которое позволяет добиваться конкурентных преимуществ. При этом главной задачей остается обеспечение эффективности управления проектом. М. И. Бесхмельницын привел примеры реализованных и разрабатываемых прорывных проектов ОАО «РЖД»: строительство Московского центрального кольца, высокоскоростных магистралей (вплоть до Пекина) и других, а также высказался о необходимости более тесного взаимодействия крупных корпораций в области контроля.

Еще один взгляд на риск-ориентированный подход в контрольной деятельности отразила заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Г.В. Бобрыше-ва. Она выступила на конференции с докладом

Проблемы контрольной деятельности

на тему «Риск-ориентированный подход как ключевой стандарт внутреннего и внешнего контроля национальной антиотмывочной системы». В докладе был представлен контур системы контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), приведены основные элементы риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ, такие как стратегические цели и политика управления рисками, идентификация оценки рисков, применение адекватных мер для снижения рисков, оценка результатов, а также отражены основные принципы взаимодействия систем внутреннего и внешнего контроля.

Завершило пленарное заседание на конференции выступление заместителя начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации В.В. Летуновского. Он рассказал о перспективах развития контрольно-надзорных

Начало занятий: ноябрь 2016 г. и в марте 2017 г. Срок обучения: 3 года. Стоимость обучения:

вечерняя форма - 138 900 руб. в год. заочная форма - 111 900 руб. в год.

органов, проинформировал о задачах, которые решаются правительством для повышения эффективности контроля и отметил, что тема будущности риск-ориентированного контроля могла бы стать повесткой следующей конференции.

В рамках конференции было проведено первое заседание Совета органов внутреннего государственного финансового контроля, где прошло обсуждение дорожной карты Совета и других вопросов.

Во второй день работы конференции прошли открытые лекции начальника Департамента Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» С.Ю. Шейкина и заместителя начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации В.В. Летуновского.

Обзор подготовил С.И. Гализдра

I

s I

Формы занятий:

Вечерняя - ежедневно по будням с 18.30 до 21.40 Заочная

По будням - 2 раза в неделю с 18.30 до 21.40 По субботам - еженедельно с 10.00 до 16.50

По сессиям - 2 раза в год учебные сессии продолжительностью 3 недели

Контакты:

Приемная комиссия ИСП:

8(499)943-93-37

8(499)943-94-16

ИНСТИТУТ СОКРАЩЕННЫХ ПРОГРАММ

Второе высшее образование в Финансовом университете Проводится набор на обучение по следующим программам бакалавриата:

Направление подготовки Программа

ЭКОНОМИКА Банковское дело и финансовые рынки

Корпоративные финансы

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Государственные и муниципальные финансы

Налоги и налогообложение

Страхование

МЕНЕДЖМЕНТ Финансовый менеджмент

Антикризисное управление

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Гражданское и предпринимательское право

Финансовое и налоговое право

Международное финансовое право

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Программа широкого профиля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.