Научная статья на тему 'Проблемы консолидации отчетности'

Проблемы консолидации отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешков А.В.

В статье сделана попытка анализа современной ситуации, сложившейся в рамках реформы бухгалтерского учета России, проблем перехода на МСФО. Автором выделены основные проблемы, стоящие перед организациями, составляющими консолидированную отчетность, и намечены возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы консолидации отчетности»

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Л. В. МЕШКОВ Московский университет потребительской кооперации

В настоящее время в России насчитывается около 100 объединений в виде смешанных кредитных и некредитных вертикально-интегрированных компаний — холдингов. Всем этим объединениям необходимо составлять консолидированную отчетность для различных групп пользователей.

1 июля 2004 г. приказом Минфина России №180 была одобрена «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу». Основные ее цели направлены на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. В Концепции было указано на основные недостатки в развитии бухгалтерского учета и отчетности:

отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), а также необходимой инфраструктуры их применения; формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики; неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

лишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

низкий уровень контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе качества аудита бухгалтерской отчетности; недостаточность участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей финансовой отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности;

слабый уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Таким образом, сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности ее полезного использования. Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

По-видимому, дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности и аудита;

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет должен развиваться

как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности сис-

темы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Особая роль отводится выявлению рисков (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.), предотвращение или смягчение последствий которых требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Нежелательно затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации и, наконец, существенных затрат государства и хозяйствующих субъектов.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности и свою специфику.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249. Главная задача в этой области заключается в привидении принципов и

требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС). В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ).

Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее — индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию по разным видам отчетности, в том числе и по МСФО.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта, а с другой — обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим

управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем, передовая практика управленческой деятельности показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

Консолидированная финансовая отчетность как один из видов бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.

Консолидированная финансовая отчетность предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налого-

обложении. Она также может использоваться для иных целей.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.

В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать. Для формирования консолидированной отчетности необходимо руководствоваться принципами МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.

Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО важен для последовательного и единообразного использования стандартов хозяйствующими субъектами и, как результат, сопоставимости финансовой информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных информа-ционно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели лежит разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное, в первую очередь, на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную, общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.

Проблемы консолидированной отчетности можно увязать с проблемами развития бухгалтерского учета и отчетности, а также их реформирования в соответствии с МСФО, но лучше рассмотреть их отдельно.

Необходимость составления сводной бухгалтерской отчетности предусматривается нормативными актами Минфина России. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, говорится, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ, помимо собственного бухгалтерского отчета, составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Минфином России.

Такой порядок установлен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (далее -Методические рекомендации), утвержденными приказом Минфина России от 30.12.1996 №112 (далее - Приказ № 112), и приказом Минфина России от 12.05.1999 №36н "О внесении из-

менений и дополнений в Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности". Методические рекомендации не противоречат МСФО 27 "Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании".

Постановлением Правительства РФ от 09.01.1997 № 24 утвержден "Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы".

В соответствии с Приказом № 112 сводная бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций (далее - Группа), являющихся юридическими лицами. Причем критерием взаимосвязи юридических лиц, входящих в Группу, должно быть отношение "основное - дочернее" ("головное - дочернее") либо "преобладающее - зависимое".

Под термином "сводный" в данном приказе понимается составление бухгалтерской отчетности с использованием процедур элиминирования, т.е. исключения ряда показателей по определенным правилам, описанным в Методических рекомендациях.

Следует выделить ряд проблем, возникающих в ходе практического применения Методических рекомендаций.

В п. 1.3 определены три условия, при которых бухгалтерская отчетность дочернего общества включается в сводную бухгалтерскую отчетность. Первое условие однозначно определяет взаимоотношение двух предприятий как "головное — дочернее" через преобладающее участие (более 50 %) головного общества в голосующих акциях акционерного общества или уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Второе условие — головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между ними договором. Однако Гражданским кодексом РФ не определено, какие договоры между хозяйственными товариществами и обществами могут быть использованы для определения отношений "основное — дочернее". Третье условие предусматривает наличие у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом.

В крупных холдингах, в которые входят несколько десятков предприятий, требуются более четкие критерии отнесения отдельных

предприятий к дочерним, чем оговоренные в Методических рекомендациях. Используя положения МСФО 27, можно предложить следующие способы определения решений о включении предприятия в консолидированную группу:

возможность управлять более чем половиной акций, имеющих право голоса, по соглашению с другими акционерами; возможность назначать или смещать большинство членов совета директоров или аналогичного органа управления; возможность иметь большинство голосов на заседаниях совета директоров или аналогичного органа управления; установление залога на имущество предприятия;

наличие договора займа между головной организацией и предприятием. Практика показала, что головное общество может иметь не прямое, а опосредованное преобладающее влияние на голосующие акции дочернего общества, когда акционерами дочернего общества являются головное общество и другие дочерние общества одной и той же группы предприятий.

Методические рекомендации предлагают не включать данные о дочернем обществе в сводную бухгалтерскую отчетность, "если уставный капитал такого общества не превышает трех процентов величины капитала группы". Из данной формулировки неясно, нужно ли включать в капитал Группы капиталы всех проблемных обществ. Кроме того, нам представляется нелогичным сравнивать уставный капитал анализируемого общества с капиталом группы.

Далее предлагается уставный капитал проблемного общества сложить с капиталом других дочерних обществ, "участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений", и опять сравнить с общей величиной капитала Группы. Порог включения в сводную отчетность в этом случае составляет 10%. Но непонятно, как определяются десять процентов: с учетом или без учета проблемных обществ.

Подпунктом 2 п. 1.6 Методических рекомендаций разрешено не включать бухгалтерскую отчетность дочернего (зависимого) общества в сводную, если такое включение будет противоречить принципу рациональности (ссылка на ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 №60н). Однако в п.7 ука-

занного положения принцип рациональности не раскрывается, а лишь упоминается как одно из требований, предъявляемых к учетной политике предприятия, а именно: "рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации".

Пункт 2.5 Методических рекомендаций предусматривает необходимость выверки и урегулирования взаиморасчетов и иных финансовых взаимоотношений между предприятиями Группы до составления сводной отчетности. В каждом конкретном случае урегулирования сумм необходимо принимать решение, какую величину исключить при составлении сводного отчета, при этом следует исходить из принципа отражения в сводной отчетности всего имущества Группы и всех обязательств Группы перед третьими лицами.

Методические рекомендации предписывают выполнять требования единства учетной политики в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ. В то же время в этом документе не обозначено ни одного критерия, которым следовало бы руководствоваться при соблюдении данного правила. Обычно в состав группы взаимосвязанных организаций входят предприятия различного профиля. С нашей точки зрения, логично требовать единства учетной политики в отношении однотипных организаций, имеющих относительно равные условия осуществления деятельности (например, все предприятия нефтепродуктообеспече-ния, входящие в холдинг).

В редакции Методических рекомендаций от 12 мая 1999 г. изменено правило исключения прибыли (убытка) от операций внутри Группы (п.3.6, подп.З): устранено требование исключения прибыли (убытков), включенной в балансовую стоимость имущества. Данное изменение противоречит требованию МСФО 27, в п.18 которого записано: "Нереализованная прибыль от операций внутри группы, включенная в балансовую стоимость активов, таких как запасы и основные средства, полностью исключается".

Практика показывает, что учет прибыли в остатках имущества представляет собой сложную задачу, которую можно решить только в результате анализа внутренних финансовых потоков между предприятиями Группы. К анализу следует подойти с позиции существенности: если какие-либо поставки внутри Груп-

пы носят постоянный характер, то выбираются наиболее крупные. В противном случае работа по составлению сводной отчетности может не удовлетворять требованию рациональности, и затраты на ее составление превысят разумные пределы.

Следует помнить, что в сводной бухгалтерской отчетности отражено имущество, полученное от предприятий Группы не только в отчетном году, но и в предыдущие по отношению к отчетному годы. Исключение прибыли от операций внутри Группы должно быть аналогично операциям элиминирования, проведенным в отчетном году. Следовательно, необходимо вести аналитический учет имущества, приобретенного в предыдущие годы и не реализованного третьим лицам к моменту составления сводной отчетности.

На практике имеют место случаи организации совместной деятельности долгосрочного характера среди участников Группы. Как правило, через совместную деятельность осуществляется большая часть реализации основой продукции Группы сторонним потребителям. В Методических рекомендациях данный вопрос не рассматривается. Однако поскольку в сводной отчетности должны быть представлены все активы, которыми распоряжаются предприятия Группы, и расчеты с третьими лицами, то в сводном бухгалтерском балансе такая деятельность должна быть отражена. Соответственно, результаты совместной деятельности также должны найти отражение в сводном отчете о прибылях и убытках. Активы, переданные в совместную деятельность, а также результаты такой деятельности должны быть отражены в сводной отчетности один раз, т.е. при ее составлении должна быть предусмотрена соответствующая процедура элиминирования (исключения) внутригрупповых оборотов.

В настоящее время нет точного определения консолидированной отчетности в российском законодательстве, также нет описания деталей ее составления. Нормативные акты РФ, которые регулируют эти вопросы: (Ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. №190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"; Постановление Правительства РФ от 9 января 1997 г. № 24 "О Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы"; Положение ЦБР от 30 июля 2002 г. № 191-П "О консолидированной отчетности"; положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000; Приказ Минфина

РФ от 30 декабря 1996 г. № 112 "О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности"; Распоряжение Минэнерго РФ от 16 апреля 2001 г. № 71-р "О предоставлении информации о дочерних и зависимых организациях"; не дают полного представления о конкретных процедурах консолидации и имеют декларативный характер, а также направлены на узкую отраслевую специфику. Согласно МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность» (IAS 27 «Consolidated Financial Statements»), Сводная финансовая отчетность — финансовая отчетность группы, представленной как единая хозяйственная единица.

В соответствии с развитием мировой экономики за последнее время растет количество транснациональных компаний, которым необходимо привлекать большое количество инвестиций. Для повышения прозрачности деятельности крупных объединений компаний, они раньше добровольно, а в настоящее время обязательно составляют консолидированную отчетность. Последние 15 лет Россия стремится глубже интегрироваться в мировую экономику посредством более тесного взаимодействия отечественных предприятий и групп с иностранным капиталом. Эта тенденция приводит прежде всего к необходимости более детального раскрытия информации отечественных предприятий и групп о своей финансово-хозяйственной деятельности. Для этого 6 марта 1998 году была утверждена Правительством РФ Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Эта программа провозгласила своей целью приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Были выбраны основные направления реформы:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с нацио-

нальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Согласно установленному плану, реформирование должно было закончиться в 2000 г. Однако реформа продолжается и по сей день, хотя и были приняты многие основополагающие нормативные документы, некоторые неурегулированные положения остались. К этим положениям относится и консолидированная отчетность.

Правительство РФ в марте 2004 г. направило в Государственную Думу РФ проект закона «О консолидированной финансовой отчетности» (недавно его обсудили в первом чтении), согласно которому целый ряд российских компаний должен будет представить финансовую отчетность за 2004 г., составляемую в 2005 г., в соответствии с международными стандартами.

В первую очередь, открытые акционерные общества, акции которых котируются на открытых фондовых рынках капитала и которые эмитируют долевые ценные бумаги. Это касается и головных компаний и их дочерних предприятий и зависимых обществ (примерно 25—30 компаний). В настоящее время ряд российских компаний уже составляет свою финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами. В их числе - "Газпром", РАО "ЕЭС России".

Отсрочку по предоставлению финансовой отчетности международного стандарта до 2008 г. получат компании, которые хотя и присутствуют на рынке ценных бумаг, но составляют отчетность по другим международно признанным стандартам (таким, как ГААП США или Великобритании). К 2008 г. эти международно признанные стандарты должны существенно сблизиться, и получится один стандарт финансовой отчетности. Для остальных организаций планируется начать представление сводной консолидированной отчетности по МСФО в 2010 г.

Таким образом, законопроект не содержит никаких норм, которые бы определяли, как надо формировать информацию в консолидированной финансовой отчетности. В нем говорится о том, что группы должны составлять отчетность в соответствии с МСФО, которые попадают в правовое поле РФ. Сразу возникает вопрос официального перевода таких международных стандартов как: МФСО 22 «Объединение компаний» (IAS22 «Business Combinations»)', 25 «Учет инвестиций» (IAS 25

«Accounting for Investments»)] МФСО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (1AS 27 «Consolidated Financial Statements and Accounting for Investments in Subsidiaries»)', МФСО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании (IAS 28 «Accounting for Investmens in Associates»)] МФСО 14 «Финансовая отчетность по сегментам» (IAS 14 «Segment Reporting»); МФСО 21 «Влияние изменения валютных курсов» (IAS 21 «Effects of Changes in Foreign Exchange Rates»)] МФСО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» (IAS 31 «Financial Reporting of Interests in Joint Ventures») и пр. Регулированием порядка издания переводов международных стандартов на национальные языки занимается Устав Комитета по МСФО. Официальный текст международных стандартов принимается и распространяется на английском языке. Любые переводы на другие языки до недавнего времени издавались самим Комитетом или при его активнейшем участии. Эта конструкция не устраивает профессиональное сообщество и государственные органы. Именно поэтому в Европейском Союзе права на перевод международных стандартов были переданы Комитетом по МСФО соответствующим странам. В России такой передачи пока не произошло, и это затягивает, усложняет процесс перевода. Последний раз перевод МСФО на русский язык публиковался в 1999 г. С 1999 г. в международных стандартах произошло такое количество изменений, что сегодня уже трудно говорить о существовании более-менее актуального текста МСФО на русском языке. Со второй половины прошлого года ведется работа над переводом издания стандартов 2003 г. Предполагается, что в достаточно короткие сроки эта работа будет завершена и перевод издан, но это издание серьезно отличается от издания 1999 г. Недавно изменилось отношение Комитета по МСФО к участию в этом процессе государственных органов. В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации приступило к активным действиям по скорейшему изданию стандартов на русском языке.

Кроме издания переводов, необходимо также правильное толкования понятий, используемых в МСФО. В первую очередь, определение группы организаций и объединений, которые обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность. МСФО ( 1AS) 27 гласит, что если компания контролирует какие-то другие компании, то она должна включить данные

обо всех контролируемых компаниях в свою консолидированную отчетность. Речь идет не только о формальных показателях контроля, таких как владение определенным количеством акций, но и о качественных признаках контроля. Компания может не обладать ни одной акцией другой компании, но при этом на 100% контролировать деятельность этой компании (посредством назначения членов Совета директоров, обременения каких-то хозяйственных договоров и т.д). МСФО определяют, что такое контроль в отношениях между компаниями. За последние 10 лет в российское законодательство и практику вошли такие понятия, как связанные стороны, сегментная информация, обесценение активов, отложенные налоги. Это сделало более сопоставимым отечественное законодательство с международными стандартами, однако различия остаются существенными:

1. Один из важнейших основополагающих принципов МСФО — приоритет экономического содержания перед правовой формой. По существу, МСФО говорят, что до некоторой степени можно забыть про то, в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной жизни. Важно, что он представляет собой с экономической точки зрения. Исходя из этого он и представляется в отчетности. Российская бухгалтерия традиционно придердива-лась другого подхода. Она исходила из некоего единства между экономическим содержанием и правовой формой, а подчас даже приоритета правовой формы перед экономическим содержанием. Однако бухгалтерия не может ограничиться только формальным подходом. Для бухгалтерии же важен сущностный подход. Например, существует экономическое представление о том, что такое гиперинфляция. В бухгалтерии понимание гиперинфляции отличается от общеэкономического. Отчетность по МСФО за 2003 г. стала первой отчетностью российских компаний, когда не должны применяться МСФО (IAS) 29, посвященные условиям гиперинфляции. И отчетность за 2002 г., и отчетность за 2001 г., составлявшиеся российскими компаниями по МСФО, отражали условия гиперинфляция. С точки зрения российских общеэкономических представлений

в 2001 и 2002 гг. в России гиперинфляции не было, а вот с точки зрения МСФО в России в эти годы гиперинфляция существовала.

2. Вопросы оценки, измерения активов и обязательств. Российская бухгалтерия движется постепенно к рыночным способам оценки активов и обязательств. МСФО сделали за последние годы колоссальный рывок в этом направлении. Сегодня основным способом оценки является оценка по справедливой стоимости. В российской практике такая оценка не используется. Это обуславливает значительные отличия российской финансовой отчетности от отчетности, составленной по международным стандартам.

3. Объем раскрываемой информации. МСФО построены на принципе прозрачности. Их цель — предоставить достаточный объем полезной информации широкому пользователю. Российские стандарты находятся только в начале движения к широкому раскрытию информации. Здесь присутствует недоработка регулирующих органов. С одной стороны, Министерство финансов Российской Федерации вводит требования по раскрытию информации, например, сведений о "связанных сторонах" или, в российской терминологии, "аффилированных лицах", с другой — эти требования практически не выполняются, из-за отсутствия обязывающего документа. Данная информация, если и раскрывается, то таким образом, что сделать из нее какие-то фундаментальные выводы, вычленить из нее то главное, что нужно финансовому аналитику, инвестору, практически невозможно. Потому что опыта, практики, да и желания раскрывать такую информацию сегодня у российских компаний нет.

Также с внедрением МСФО на правовом поле РФ возникает проблема чисто техническая. Во-первых, объединения должны найти средства на внедрение новых стандартов и проведения обязательного аудита, во-вторых, возникает необходимость создания профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов, разбирающихся в применении МСФО, но самое главное — это быстрая адаптация остальных нормативных актов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.