Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёва Н.В.

В статье рассмотрены проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях. Введены определения понятий коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности. Представлены пути решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRОBLЕMS CОMMЕRCIALIZATIОN THЕ RЕSULTS ОF INTЕLLЕCTUAL ACTIVITY HIGH SCHООLS ОF THЕ RUSSIAN FЕDЕRATIОN

The article deals with the prоblеms of cоmmеrcializatiоn of the results of intellectual activity in higher еducatiоn institutions. Introduced definitions of cоmmеrcializatiоn of the results of intellectual activity, the practical implеmеntatiоn of the results of intellectual activity. Given solutions to the problems identified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

моментов, клиенты, скорее всего, испытают дискомфорт и не захотят вернуться в него.

Действия персонала часто становятся определяющими при начальной оценке салона клиентом. Важное требование: администратор салона всегда присутствует на рабочем месте, встречает и консультирует клиентов относительно услуг. Мастера имеют презентабельные внешний вид, у них наведен безукоризненный порядок на рабочем месте. Мастера не скованы, но и не болтливы, четко информируют о предлагаемой процедуре. Все это способствует созданию комфортной атмосфере в салоне. Посетителей окружают профессионалы, и они получают удовольствие от проводимых процедур и общения с персоналом.

Чтобы салон красоты был успешным, необходимо обеспечивать многообразие процедуры, высокое качество обслуживания, пунктуальную профессиональную работу персонала, идти в ногу со временем, постоянно внедряя новые процедуры. В таком салоне клиенту будут особенно приятно проводить время, и он обязательно снова придет к вам.

Использованные источники:

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. Учебное пособие / -М.: Аспектр Пресс, 2004. с.318.

2. Зеленова Г.С. Время перемен в салоне красоты // Долорес. - 2009. №1 (весна). с. 265-266.

3. Зеленова Г.С. Как привлечь клиентов в салон красоты // Долорес. - 2012. №4 (зима) с.253.

4. Сальченко А.В. Салонный бизнес // Долорес. - 2009. №1 с.300-301.

Королёва Н.В. аспирант

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в высших учебных заведениях. Введены определения понятий коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности. Представлены пути решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности, коммерциализация.

Koroleva Natalia Viktorovna Post graduate student; the Ogarev Mordovia state university

PROBLEMS COMMERCIALIZATION THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY HIGH SCHOOLS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

The article deals with the problems of commercialization of the results of intellectual activity in higher education institutions. Introduced definitions of commercialization of the results of intellectual activity, the practical implementation of the results of intellectual activity. Given solutions to the problems identified.

Key words: intellectual property, the practical implementation of intellectual property, commercialization.

В настoящee врeмя рoль науки как важнeйшeгo инструмeнта o6ecne4eHM дальнeйшeгo устoйчивoгo и пoступатeльнoгo экoнoмичeскoгo развития BecbMa вышка.

В Рoссии oco6eHHo ocrpo стоит Bonpoc o фoрмирoвaнии иннoвaциoннoй э^^мти, вторую мoжнo oхaрaктeризoвaть как такую фoрму oргaнизaции нaрoднoгo хoзяйствa, при кoтoрoй иннoвaциoнныe силы ставятся дoминирующими [1, с.4].

Для издания мoщнeйшeгo иннoвaциoннoгo пoтeнциaлa в сфeрaх срeднeгo и крупнoгo 6roHeca, а тaкжe в сфeрe oбрaзoвaния, нeoбхoдимo пoявлeниe и рaзвитиe свoeй нaциoнaльнoй систeмы иннoвaций.

Пeрeхoд к ин^вацдоншму типу рoстa являeтся кабальным прoцeссoм, и oh влияeт на фoрмирoвaниe пoтeнциaлa рoстa в Poc^^ на ero уcтoйчивocть, кaчecтвo и вoзмoжнocть уcкoрeния, пocкoльку наша страна шставила цeль - встраивать cвoю экoнoмику в мирoхoзяйcтвeнныe связи He тольга на прoизвoдcтвeннo - cырьeвoм, ho и на выcoкoм науч^ -тeхнoлoгичecкoм урoвнe [2, с 11].

Кoммeрциaлизaция в тaкoм cлучae выcтупaeт как мeхaнизм, кoтoрый хaрaктeризуeт нaциoнaльную cиcтeму иннoвaций с точки зрeния oргaнизaции хoзяйcтвeнных cвязeй мeжду cубъeктaми (мeжду пoтрeбитeлями и рaзрaбoтчикaми иннoвaций).

Мнoгиe учeныe задаются вoпрocoм: «Пoчeму прoмышлeнныe прeдприятия с oднoй cтoрoны, а вузы, нaучныe oргaнизaции - с другoй cтoрoны так нeэффeктивнo взaимoдeйcтвуют друг с другом в nnaHe прeврaщeния рaзрaбoтoк в торговый прoдукт». Давая oтвeт, на пocтaвлeнный вoпрoc, cлeдуeт oтмeтить, что бoльшинcтвo oргaнизaций He приcпocoблeны к рeшeнию задачи кoммeрциaлизaции зaвeршeнных научш - тeхнoлoгичных рaзрaбoтoк и oргaнизaции в этoй части иннoвaциoннoй дeятeльнocти. Наука вce eщe нaхoдитcя в He^ocrax уcлoвиях в плaнe финaнcирoвaния. А сами учeныe, мoгут ли прoдвигaть cвoи рaзрaбoтки? Кoгдa coздaвaлcя нoвый трeнд «иннoвaции» высшими oргaнaми былo зaдумaнo, чтo сами ^eHbie этим и будут заниматься. Эта тервая причина, пo кoтoрoй кoммeрциaлизaция He принocит рeзультaтa [3, с. 185].

При этом, финансирование необходимо в самом начале новой разработки непосредственно в доведение лабораторного, а не коммерческого образца. От ученых требуют бизнес - планы, но большинство из них, не знают, как их сделать, или данных на уровне лабораторного образца недостаточно для его создания. Вторая причина, по которой все развивается недостаточно эффективно, это крайне низкая оплата труда ученых -разработчиков продуктов инновации. Третья причина - конкурсный подход к получению финансирования проекта является наиболее существенной. Сейчас, наиболее активно проводится государственная политика: поддержки ученых - разработчиков коммерциализации (венчурные фонды, Сколково и т.д.) в виде грантов. Однако, сколько всего есть грантов? Получается, что в любом случае 90 % ученых этих денег не получает по простой причине, что грантов на всех не хватит. Их получат в лучшем случае до 10%, это может быть даже научная элита, но что делать с оставшимися 90 %. Сейчас им предлагается и дальше продолжать участвовать в научных грантах [3, с. 186].

Следует отметить, в вузах накоплены значительные интеллектуальные ресурсы. По рыночной стоимости интеллектуальные ресурсы вузов значительно превосходят их материальную составляющую. Однако в большинстве случаев интеллектуальные ресурсы, представленные в различных формах, не учтены в балансах вузов в виде нематериальных активов. Это ведет к занижению капитализации вузов, к сужению факторов получения дохода и сдерживает развитие инновационной экономики, которая способна преобразовать вузы в конкурентоспособные организации [4, с.64].

Учитывая многоплановость и разную скорость коммерциализации результатов научно - технической деятельности в высших учебных заведениях, можно отметить, что не существует одинаковой и единственной процедуры коммерциализации результатов научно - технической деятельности для всех вузов. Последовательность действий по коммерциализации результатов научно - технической деятельности во многом определяется индивидуальными особенностями вузов [4, с. 65].

Коммерциализация результатов научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ представляет собой последовательный процесс, который охватывает всю цепочку - от генерации идеи до организации наукоемкого производства и продвижения новой продукции на рынок, и на каждой стадии этого процесса вуз имеет собственные структуры или привлекает внешние, оказывающие сервисное обеспечение, необходимое для технологий и научно - технических разработок, создаваемых в вузах [4, с. 69].

Коммерциализация представляет собой процесс преобразования знаний в продукт (услугу) или деятельность, которые могут быть использованы в целях получения прибыли. По мнению В. Г. Зинова, в настоящее время наиболее эффективным способом продвижения научных результатов в практику является взаимовыгодное коммерческое

взаимодействие всех участников превращения научного результата в рыночный товар. В нем все участники инновационного процесса - ученые и разработчики, производители, инвесторы - экономически заинтересованы, т.е. имеют высокую мотивацию в быстром достижении коммерческого успеха от использования инноваций. Такой способ получил название «коммерциализация результатов научных исследований и разработок» [5, с. 56].

В то же время, необходимо отметить, что уровень коммерциализации научно - технических разработок высших учебных заведений остается недостаточным и не соответствующим инновационному потенциалу высшей школы России. Низкий уровень коммерциализации напрямую связан с отсутствием системы трансфера технологий, знаний и научных разработок.

Среди главных недостатков можно отметить следующие:

- неразвитость инновационной инфраструктуры вузов;

- неразвитость методов и форм интеграционных связей между бизнес -структурами, промышленностью и университетами;

- отсутствие организационных форм трансфера технологий, знаний и механизмов, и каналов передачи в инновационной инфраструктуре вузов;

- рыночные барьеры: высшее учебное заведение или научная организация не могут проникнуть на рынки из - за нормативно - правовых ограничений или их отсутствия [5, с. 62].

Все это и многое другое обуславливает негативные тенденции в эффективном развитии коммерциализации научных разработок в высших учебных заведениях. Существующие проблемы остро стоят, как и для университетов, так и для бизнеса в целом. Недостаточность финансирования вузовских разработок существенно влияет на качество науки, поскольку у участников коммерциализации пропадает заинтересованность в дальнейших исследованиях.

Поэтому в промышленно развитых странах государство финансирует не только фундаментальные исследования, но и те непатентованные «пред конкурентные» технологии, рыночную ценность которых еще нельзя достоверно определить. При этом частные фирмы, действуя в качестве партнеров государственных научных организаций, выступают в качестве посредников, продвигая проекты к более поздним стадиям коммерциализации, где они применяют собственные ресурсы. Именно интерес частного сектора и является достаточной гарантией того, что совместно финансируемые разработки и исследования будут ориентированы на промышленное внедрение [6, с. 12].

Под практическим внедрением результата интеллектуальной деятельности понимается комплекс действий научной организации по его доведению до продукта, реализуемого на рынке, или использованию при производстве и реализации продукции, включая:

- получение лицензий и иных разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

- проведение различных испытаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- сертификацию продукции;

- приобретение оборудования, сырья, материалов, необходимых для осуществления указанных действий;

- заключение договоров с потенциальными инвесторами, покупателями, заказчиками;

- обучение специалистов;

- проведение маркетинговых исследований.

Таким образом, практическое применение или внедрение результатов интеллектуальной деятельности представляет собой достаточно широкий комплекс действий преимущественно юридической направленности (получение лицензий, сертификация, заключение договоров). Практическое применение результатов интеллектуальной деятельности тесно связано с их коммерциализаций, предполагающей реализацию прав на использование интеллектуальной собственности и включение этих результатов интеллектуальной деятельности в состав нематериальных активов бюджетной научной организации. [7, с.40].

Следовательно, результат интеллектуальной деятельности представляет собой подлежащий использованию нематериальный коммерческий продукт, практическое применение которого предполагает реализацию прав на использование интеллектуальной собственности и включение этого результата в состав нематериальных активов научной организации.

Для решения всех основных проблем, с которыми сталкиваются ученые, необходимо расширять создание профессиональных сервисных компаний венчурного рынка Российской Федерации, которые оказывают услуги в сфере маркетинга и развития бизнес - инновационных проектов. Эти компании должны быть связующим звеном между научным и предпринимательским сообществом [8, с. 52].

Высшие учебные заведения должны активно участвовать в становлении и развитии системы коммерциализации технологий и разработок в Российской Федерации.

Использованные источники:

1.Матковская Я.С., Мальцева Ю.А. Коммерциализация - предмет экономической теории (является ли коммерциализация предметом экономической теории?) // Экономическая теория / Вестник УГТУ - УПИ, 2010, № 5. стр. 4 -11.

2.Тихонов И. П., Хрусталев Е.Ю., Яковлев Э.Н. Коммерциализация результатов фундаментальных научных исследований (опыт Российского фонда фундаментальных исследований) // инновационная России / Инновации 2007 № 10 (108), стр. 10 -15.

3.Цымбал А.А., Дегтярева Е.Д. Коммерциализация научных разработок: проблемы и решения // Инновации в сельском хозяйстве, 2014, № 4 (9), стр.

184 - 187.

4.Кожитов Л.В., Демин В.А., Емельянов С.Г., Киселев Б.Г. Коммерциализация результатов научно - технической деятельности вузов. // Инновации в образовательной деятельности / «Инновационная деятельность» 2009, № 4 (9), стр. 64-72.

5.Владыка М.В. Коммерциализация результатов научно - технической деятельности вузов: цели, формы, проблемы // Университетское управление: практика и анализ, 2009 - № 5, стр. 54-63.

6.Попова Е.В. Как пройти через Долину смерти или зачем нужна коммерциализация технологий // Инновации 2005, № 8 (85), стр. 12-14.

7.Изюмов Д.Б., Кондратюк Е.Л. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности // Инноватика и экспертиза, 2013, выпуск 2 (11), стр. 33-42.

8. Крутик А.Б., Ильина А.В. Коммерциализация как путь реализации инновационных разработок // Вестник Южно - Уральского государственного университета / Экономика и менеджмент, 2013,т.7, №1, стр. 51 - 55.

Коростелева В.В., к. э. н.

доцент кафедра экономики Слободчикова В.А.

студент Бикмеев Г.Г. студент

ФГБОУ «Югорский государственный университет» Российская Федерация, г. Ханты-Мансийск НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ: ВВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО МАНЕВРА (НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ)

Россия - единственная в мире высокоразвитая страна, обеспечивающая свои потребности в топливе за счет собственных ресурсов. Большая часть разведанных запасов углеводородного сырья находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Не случайно в представлении многих россиян понятия "Ханты-Мансийский автономный округ" и "нефть" воспринимаются как синонимы - округ является основным нефтегазоносным районом страны.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в число наиболее динамично развивающихся российских регионов с привлекательным инвестиционным климатом. Округ прочно удерживает 2-е место после Москвы по объёмам капитальных вложений среди субъектов Российской Федерации. Налог на добычу полезных ископаемых является одним из самых значимых для округа и государства в целом.

Так выглядит анализ налоговых поступлений по НДПИ, собранных на территории ХМАО-Югры»

Наименование 2012 2013 Темп 2014 Темп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.