Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ МЕНЕДЖЕРИСТСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ МЕНЕДЖЕРИСТСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные ориентации / идейно-ценностные основы / публичный менеджмент / государственная служба / государственное управление
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ МЕНЕДЖЕРИСТСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Цёхла С.Ю.

д.э.н., профессор, Крымский федеральный университет

Симченко Н.А.

д.э.н., профессор, Крымский федеральный университет

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ

ЦИФРОВЫХ ДВОЙНИКОВ1

Ключевые слова: цифровизация, развитие, цифровые двойники, промышленность, эффекты.

Keywords: digitalization, development, digital twins, industry, effects.

Цифровая экономика - это глобальный тренд, который задает новую парадигму развития. Стремительное развитие цифровых технологий оказывает значительное влияние на развитие экономики. Показатели статистики цифровой трансформации европейского рынка свидетельствуют о его стабильном росте. Общая стоимость экономики «рынка данных» стран ЕС увеличилась с 246,8 млрд. евро в 2013 году до 335,6 млрд. евро в 2017 году и по прогнозам в 2020 году вырастет до 739 миллиардов евро2.

Для России построение цифровой экономики, внедрение инноваций является одним из приоритетных вопросов национального развития, и в настоящее время реализуются государственные программы, рассчитанные на комплексное обеспечение процессов цифровизации. Проникновение цифровых технологий в экономические процессы открыло новые возможности, создало новые ресурсы и трансформировало деятельность, базирующуюся на электронных данных, их обработке и использовании, что повышает эффективность и производительность во всех сферах хозяйствования. По различным оценкам, цифровая экономика несет в себе огромные изменения для более чем 50% отраслей экономики3. Это вызвано тем, что информационные технологии и платформы кардинально меняют бизнес-модели, повышая их эффективность за счет устранения посредников и оптимизации.

Цифровизация охватывает практически все области и создает новые условия для деятельности. Результат циф-ровизации будет зависеть от уровня развития и готовности субъектов к внедрению цифровых технологий. В своей публикации К. Тимофеев, используя данные глобального исследования «Индекс цифровой трансформации» (DT Index), проведенного Dell Technologies при поддержке Intel, отмечает большую готовность российских компаний к цифровой трансформации. Лидеры, которые составляют 7% российских компаний, уже активно внедряют процессы цифровой трансформации повсеместно, фирмы, не занимающиеся цифровыми изменениями, составляют 1% от общей численности, остальные компании находятся в разных стадиях трансформации и их отрыв от отстающих фирм очень большой (табл. 1).

Таблица 1

Индекс цифровой трансформации (DT Index) российских компаний за 2018 год4

Группы Доля в общей численности, % Характерные черты

«Лидеры» 7 Процессами цифровой трансформации охвачено все предприятие, цифровая трансформация «вживлена» в ДНК бизнеса

«Внедряющие» 19 В наличии готовые планы цифровой трансформации, определены источники финансирования для соответствующих изменений, внедряются инновации

«Оценивающие» 36 Проводится постепенная реализация цифровой трансформации с планированием будущей деятельности

«Ведомые» 37 Крайне мало инвестиций в проекты цифровой трансформации, планирование подобных инициатив в качестве эксперимента, совмещают НИОКР с внедрением решений трансформации в отдельные сегменты внутреннего пространства бизнес-процессов

«Отстающие» 1 Пока не рассматривают соответствующие изменения в бизнесе, не имеют плана цифровой трансформации, ограниченное финансирование единичных инициатив

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00346.

2 Digital economy report 2019. Value creation and capture: implications for developing countries. UNCTAD/DER/2019. - Р. 70. -https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/der2019_en.pdf

3 International conference Digital Economy: Modern challenges and real opportunities // Conference materials. - Baky: UNEC, 2020. -

Р. 70.

4 Тимофеев К. Цифровая трансформация в российских условиях // Control Engineering. Россия. 2019. - № 3(81). - С. 61. -https://controleng .ru/wp-content/uploads/8161.pdf

По данным исследований выделено три главные проблемы, мешающие процессам цифровой трансформации в российских компаниях, это - отсутствие необходимых ресурсов и бюджета (50% опрошенных); нехватка необходимых знаний и навыков у персонала (29%); незрелая цифровая культура (27%)\

Российские компании предпринимают некоторые шаги для преодоления возникших на пути цифровой трансформации препятствий и пытаются найти приемлемые способы:

- 55% компаний применяют цифровые технологии для ускорения процессов создания новых продуктов и услуг;

- 68% компаний встраивают безопасность и конфиденциальность во все устройства, приложения и алгоритмы;

- 42% компаний стремятся обучить свой персонал необходимым навыкам, например, программированию, и передать им необходимые знания;

- 56% компаний осуществляют обмен знаниями между подразделениями, обучая руководителей ИТ-отделов навыкам ведения бизнеса, а руководителей бизнеса - навыкам работы с информационными технологиями.

Отрасли национальной экономики в различной мере затронуты процессами цифровизации. Исследования процессов цифровой трансформации, проведенные ООО «Команда-А Менеджмент»2, распределили сектора российской экономики по таким группам:

- «Лидеры»: телекоммуникации и связь, IT и разработка ПО, банковский сектор и финансовые услуги;

- «Начинающие»: строительство, медицина, услуги бизнесу, индустрия развлечений;

- «Догоняющие»; торговля, страхование, образование, автобизнес, транспорт;

- «Отстающие»: промышленное производство, нефть и газ, издательский бизнес и СМИ, консалтинг, туризм и ресторанный бизнес.

В исследовании статистических данных цифровой трансформации экономики РФ прослеживается связь между конкурентоспособностью производителей отрасли на рынке и финансово-экономическими показателями эффективности работы отрасли, с одной стороны, и степенью использования цифровых технологий, с другой3. Промышленность является одной из ведущих отраслей национального хозяйства. Промышленное производство в стране продолжает расти и по итогам 2019 года увеличение составило 2,4%. Среди отраслей промышленности высокие темпы выделяют в машиностроении (8,9%), электронике и оптике (8%), деятельности по ремонту и монтажу машин и оборудования (7,1%)4. Драйверами развития рынка цифровых двойников в России являются отрасли нефтегазовой и нефтехимической промышленности5. Существенное отставание по интенсивности использования ИКТ в тяжелой промышленности. С учетом сложившейся ситуации в настоящее время важна приоритетность внедрения промышленных инноваций и наукоемких технологий.

Цифровая трансформация бизнеса представляет огромный потенциал для роста. Можно выделить несколько направлений цифровой трансформации: создание и развитие новых бизнес-моделей, формирование нового подхода к управлению данными, цифровое моделирование, внедрение цифровых технологий и платформенных решений, создание цифровой среды. Исследования на уровне компаний свидетельствуют, что преимущества цифровизации лучше достигаются, когда цифровые инвестиции сочетаются с организационными изменениями. Эффекты от цифровой трансформации проявляются не сразу, поэтому для целевых показателей предусматриваются сроки, учитывающие не только непосредственную реализацию мероприятий по цифровой трансформации, но и период для получения результата.

Влияние цифровизации на развитие экономических показателей промышленности не ограничивается исключительно внедрением цифровых технологий в производственный процесс и усилением ИКТ-составляющей, в целом она оказывает системное воздействие и ориентирована на извлечение прибыли. Возможность производства новой продукции, способность контролировать расходы, связанные с реализацией проектов и формирования значимых конкурентных преимуществ, достигаются при внедрении технологии «цифровых двойников». Цифровые двойники являются одним из основных стратегических трендов технологического развития промышленности. Аналитики ведущей мировой исследовательской и консалтинговой компания в сфере информационных технологий Gartner прогнозируют, что к 2021 году половина крупных промышленных компаний будет использовать технологии «цифровых двойников», в результате чего эффективность этих организаций увеличится на 10%6.

Исследование проблематики внедрения цифровых двойников тесно связано с определением возможных эффектов от их внедрения. Такие эффекты включают непосредственный рост доходов и/или сокращение затрат, которые достигаются сразу по нескольким направлениям и формируют соответствующие типы источников экономических эффектов, а также за счет экономии «скрытых затрат», например, сокращается время, необходимое на поиск и проверку информации на производственной площадке, снижается число ошибок и возвратов при закупке запасных частей, уменьшается время простоя оборудования (рис. 1).

1 Тимофеев К. Цифровая трансформация в российских условиях // Control Engineering. Россия. 2019. - № 3(81). - С. 62-63. -https://controleng .ru/wp-content/uploads/8161.pdf

2 Цифровая трансформация в России 2018: аналитический отчет на основе результатов опроса российских компаний. - М.: KMDA, 2019. - С. 6. - http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/TSifrovaya-transformatsiya-Rossii.pdf

3 Цифровая экономика: 2019: краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - С. 14.

4 О промышленном производстве в 2019 году. -https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/10.htm

5 Как цифровые двойники помогают российской промышленности. // Rusbase 26 марта 2019. -https://rb.ru/longread/digital-

twin

6 Prepare for the Impact of Digital Twins. - https://www.gartner.com/smarterwithgartner/prepare-for-the-impact-of-digital-twins

Рисунок 1.

Основные направления формирования экономических эффектов внедрения цифровых двойников

Эффект цифровые двойники приносят сразу при внедрении, начиная с самых ранних стадий - процесса проектирования и инженерных разработок, охватывая затем системы управления, производственные и экономические данные. Для каждого направления (рис. 1) характерен тип источника и собственный вклад в достижении эффекта, т.е. составляющие, которые прямо влияют на рост доходов и/или сокращение затрат:

- организационные эффекты: уменьшаются временные затраты на освоение производства, выведение новой продукции на рынок;

- технические эффекты: создается техническая поддержка системы, обеспечивается сокращение сроков выпуска и реализации продукции, гарантируется безопасность;

- технологические эффекты: функционирует интегрированная система автоматизации управления производственными процессами, проверка качества, минимизируются риски ошибок и сбоев, не допускается производственный брак;

- трудовые эффекты: создается возможность коллективной работы над изделием территориально удалённых коллективов и инженерных центров, проводится четкое распределение задач между людьми и машинами, обеспечивается безопасность на рабочем месте, высвобождается время для дополнительных творческих решений;

- экологические эффекты: предотвращение техногенных опасностей, повышается эффективность утилизации ресурсов, снижаются затраты при обслуживании и ремонтных работах;

- сетевые (платформенные) эффекты: упрощается осуществление операций, использование уникального опыта, обмена информацией, что ведет к уменьшению совокупных затрат и себестоимость выпуска продукции.

Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей, знаний и ресурсов участников и предоставляет возможность управлять проектным взаимодействием. Формирование сетей взаимодействия ведет к уменьшению совокупных затрат, и себестоимость выпуска продукции при сетевой организации становится ниже по сравнению с предприятиями полного собственного производственного цикла. Платформенная модель признана оптимальной для сетевого взаимодействия1. Цифровые платформы являются основным элементом развития технологической деятельности в рамках сетевого сотрудничества экономических агентов. Цифровые платформы упрощают осуществление операций, формирование сетей, обмен информацией и превращаются в выгоду для участников взаимоотношений.

Оценка экономии «скрытых затрат» измеряется через изменение базовых показателей эффективности в проблемных областях до внедрения цифрового двойника и «ключевыми измеримыми индикаторами могут быть следующие: количество поездок на объект для проверки информации, время на проведение ремонтных работ, время цикла

twin

1 Как цифровые двойники помогают российской промышленности. // ЯшЪа8е 26 марта 2019. -

https://rb.ru/longread/digital-

управления изменениями, время на подготовку заданий на обслуживание и технические инспекции, количество хранимых запасных частей, незапланированные простои оборудования»1.

Применение цифровых двойников помогает моделировать развитие событий в зависимости от условий и факторов эксплуатации, наиболее эффективные режимы работы и выявить потенциальные риски. При этом обеспечивается сокращение сроков выпуска и реализации продукции, снижение издержек, суммарной потребности в ресурсах и общей стоимости производственных проектов, гарантируется безопасность. «Опыт показывает, что за счет использования подобных систем удается в 2-3 раза сократить количество ошибок и несостыковок при проектировании и эксплуатации различных установок»2.

Комплексная модель двойника, обладающего «генетической памятью» о критических зонах и критических характеристиках в ходе эксплуатации изделия и влияния условий среды использует методы моделирования физических процессов в материалах объекта, позволяет моделировать развитие событий в зависимости от условий и факторов эксплуатации, наиболее эффективные режимы работы и выявить потенциальные риски. Для создания таких «умных» цифровых двойников требуется решение двух классов задач:

- использование сложных мультидисциплинарных математических моделей с высоким уровнем адекватности реальным материалам, конструкциям и физико-механическим процессам, описываемых уравнениями математической физики. Такие модели позволяют агрегировать все знания, используемые при проектировании, производстве, эксплуатации изделия;

- формирование ключевых компетенций разработки «умных» моделей: кастомизация, системный инжиниринг, многоуровневая матрица целевых показателей и ресурсных ограничений (временных, финансовых, технологических, производственных и др.); валидация «умных» моделей; «цифровая» сертификация3.

Таким образом, цифровая экономика в настоящее время является основой экономического развития, позволяющей получить дивиденды в виде экономического роста, создания новых рабочих мест, появления новых видов услуг и повышения качества товаров, сокращения издержек. Для каждой отрасли промышленности характерны свои ключевые показатели и приоритеты, вследствие чего эффективность проектов цифровизации в них оценивается по-разному и зависит от разных факторов. Цифровая трансформация промышленности России непосредственным образом должна быть связана с развитием цифровых двойников. Создание цифрового двойника - это сложная задача, сопряженная с серьезными финансовыми затратами, где требуется внимательно оценить результаты, в первую очередь экономические, и сопоставить с затратами. Экономические эффекты в рамках реализации проектов по внедрению технологии двойников проявляются в эффективном распределении и использовании финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов и достигаются сразу по нескольким направлениям. Цифровые двойники меняют в промышленности способы производства, повышают производительность и эффективность деятельности, способствуют ускоренному выведению новой продукции на рынок и победе в конкуренции. Рост цифровой экономики будет способствовать дальнейшему появлению новых экономических возможностей.

1 Компоненты Индустрии 4.0: Цифровые двойники // Рациональное управление предприятием. Автоматизация проектирования. 2019. - № 3. - С. 16-17. - https://digitaltwin.ru/media/resources/REM-2019-4_prodoljenie_kruglogo_stola.pdf

2 Никоноров А., Шишмарев А. Цифровой двойник: Системы 3Б моделирования оборудования на НПЗ «Газпром нефти» // Цифровое производство: сегодня и завтра российской промышленности. 2017. - № 2. - С. 86. - http://up-pro.ru/imgs/specprojects/ digital-pro/Digital_production_2.pdf

3 Боровков А.И., Рябов Ю.А., Марусев В.М. «Умные» цифровые двойники - основа новой парадигмы цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения // Трамплин к успеху. 2018. - № 3. - С. 14.

Шаяхметова К. О.

д.э.н., профессор, АО «Финансовая академия», Нур-Султан

[email protected]

Костырко Р.А.

д.э.н.. профессор, Университет банковского дела, Киев

Шыныбаев А. А.

менеджер ТОО «Новые технологии», Нур-Султан

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Ключевые слова: инновации, строительная индустрия, экономическое развитие, ресурсы.

Keywords: innovations, construction industry, economic development, resources.

В сoврeмeннoм мире иннoвaции являются одним из ключевых фaктoрoв, oпрeдeляющих пeрспeктивы тоцталь-шго и экoнoмичeскoгo развития oргaнизaций.

Сeгoдня кoнкурeнтoспoсoбнoсть та oтeчeствeннoм и мирoвoм рынкaх всe бoльшe зaвисит oт тoй прoдукции, в oснoвe кoтoрoй лeжит нoвoe знaниe. И eсли в прoшлoм успeх и рaзвитиe oргaнизaции вo мнoгoм зaвисeли oт дoступa к прирoдным рeсурсaм, тo сeгoдня oни нуждэются в тау^, нoвoввeдeниях и oбрaзoвaнии рaбoтaющих.

Динaмикa и кaчeствo экoнoмичeскoгo рoстa в сoврeмeннoм мирe всe сильнee oпрeдeляются стeпeнью рaзвития нaуки, иннoвaций и эффeктивным испoльзoвaниeм инфoрмaциoннo-мaркeтингoвых стрaтeгий в oргaнизaциях. Инш-вaции стали глaвeнствующeй идeeй, oбъeдиняющeй мирoвую этошмику. В Кaзaхстaнe идeт пeриoд aдaптaции тауч-нo-прoизвoдствeннoгo кoмплeксa к услoвиям кoнкурeнции, фoрмируeтся нaциoнaльнaя иннoвaциoннaя систeмa. Прeдлaгaeтся и oкaзывaeтся финaнсoвaя пoддeржкa сo стoрoны гoсудaрствa иннoвaциoнным ^oe^a^ сooтвeтствую-щим приoритeтaм Гoсудaрствeннoй прoгрaммы пo фoрсирoвaннoму индустриaльнo-иннoвaциoннoму рaзвитию Pe^ публики Кaзaхстaн.

В Пoслaнии Прeзидeнтa РК - Лидeрa нaции Н.А. Нaзaрбaeвa нaрoду Кaзaхстaнa «Стрaтeгия «Кaзaхстaн-2050» Нoвый пoлитичeский курс сoстoявшeгoся гoсудaрствa» былo oтмeчeнo: «внeдрeниe иннoвaций oчeнь вaжнo, нo этo нe сaмoцeль. Peaльную выгoду стрaнa будeт пoлучaть тoлькo тoгдa, кoгдa нaши швыге тeхнoлoгии будут имeть спрoс, ra^a oни будут вoстрeбoвaны нa рын^. В прoтивнoм случae иннoвaция - это пустая трaтa дeнeг» [1].

В нaстoящee врeмя стрaтeгия стрoитeльнoгo сeктoрa eщe слaбo oриeнтирoвaнa та иннoвaциoнный путь рaзви-тия. В услoвиях рынoчнoй экoнoмики стaбильнoe рaзвитиe стрoитeльнoгo сeктoрa вo мнoгoм oпрeдeляeтся сгошб-нoстью oргaнизaций прoявлять гибгасть к измeняющeйся кoнъюнктурe, дивeрсифицирoвaть прoизвoдствo в пoискaх нoвых вoзмoжнoстeй и рeзeрвoв прoизвoдствeннo-хoзяйствeннoй дeятeльнoсти oргaнизaций.

В сoврeмeнных услoвиях вaжнoй сoстaвляющeй успeхa являeтся рaциoнaльнoe испoльзoвaниe иннoвaций и зта-ний, рoждaющихся кaк внутри oтдeльных oргaнизaций, тaк и в oтдeльных oтрaслях экoнoмики, в чaстнoсти в тeльнoй сфeрe. Мeтoдичeскaя рaзрaбoткa вoпрoсoв oбeспeчeния эффeктивнoсти упрaвлeния иннoвaциoнным рaзвити-eм стрoитeльнoй oтрaсли дo нaстoящeгo врeмeни вeлaсь нeдoстaтoчнo систeмнo. Oднoй из причин пoдoбнoй ситуaции слeдуeт считaть прeимущeствeнную кoнцeнтрaцию рaнee выпoлнeнных исслeдoвaний нa мaкрoэкoнoмичeскoм a^e^ тe иннoвaций.

В мирoвoй экoнoмичeскoй литeрaтурe «иннoвaция» интeрпрeтируeтся гак прeврaщeниe пoтeнциaльнoгo тауч-нo-тeхничeскoгo ^orperca в рeaльный, вoплoщaющийся в швых прoдуктaх и тeхнoлoгиях. Прoблeмaтикa нoвoввe-дeний в нaшeм гoсудaрствe та прoтяжeнии мнoгих лeт рaзрaбaтывaлaсь в рaмкaх экoнoмичeских исслeдoвaний НТП.

В сooтвeтствии с мeждунaрoдными стaндaртaми иннoвaция oпрeдeляeтся кaк кoнeчный рeзультaт иннoвaциoн-нoй дeятeльнoсти, пoлучивший вoплoщeниe в видe нoвoгo или усoвeршeнствoвaннoгo ^o^ra^a, внeдрeннoгo нa рын-кe, нoвoгo или усoвeршeнствoвaннoгo тeхнoлoгичeскoгo прoцeссa, испoльзуeмoгo в прaктичeскoй дeятeльнoсти, либo в нoвoм пoдхoдe к сoциaльным услугам. Иннoвaция мoжeт быть рaссмoтрeнa гак в динaмичeскoм, тaк и в стaтичeскoм aспeктe. В пoслeднeм случae иннoвaция прeдстaвляeтся кaк кoнeчный рeзультaт нaучнo-прoизвoдствeннoгo циклa.

Пeриoд врeмeни oт зaрoждeния идeи дo прaктичeскoгo сoздaния и внeдрeния нoвшeствa, eгo испoльзoвaния принятo нaзывaть жизнeнным циклoм иннoвaции. Вoзниклa пoтрeбнoсть упрaвлeния твoрчeским пoтeнциaлoм и го-вышeниeм эффeктивнoсти связи муки и прoизвoдствa. Этим и зaнимaeтся иннoвaтикa - нaукa o фoрмирoвaнии шв-шeств, их диффузии, a тaкжe фaктoрaх, прoтивoдeйствующих внeдрeнию нoвoввeдeний; aдaптaции к ним чeлoвeкa; oргaнизaции и мeхaнизмe иннoвaциoннoй дeятeльнoсти; вырaбoткe иннoвaциoнных рeшeний и шлитики. Инaчe гoвoря, иннoвaтикa - нoвaя oблaсть исслeдoвaний, нeoбхoдимaя для эффeктивнoгo рeшeния зaдaч интeнсификaции и ускoрeннoгo рaзвития иннoвaциoннoй экoнoмики, прeждe всeгo - сoздaния, oсвoeния и рaспрoстрaнeния рaзличных

тишв нoвшeств. Иннoвaтикa вoзниклa как рeaкция на сoврeмeнныe трeбoвaния экoнoмики, нeoбхoдимoсть усилeния вoсприимчивoсти eё элeмeнтoв к шявившимся измeнeниям.

В нaстoящee врeмя вся oтвeтствeннoсть пo oсущeствлeнию иннoвaций лeглa нa плeчи рукoвoдитeлeй oтдeльных хoзяйствующих субъeктoв. Oднaкo сeгoдня да тoлькo прaвильнaя oцeнкa и вь^р, нo и успeшнaя рeaлизaция инда-вaциoнных прoeктoв пoзвoляют oргaнизaциям зaнимaть лидирующиe пoзиции в oтрaсли и oбeспeчивaют стaбильную oснoву для дaльнeйшeгo рoстa.

Сущeствующиe oцeнки иннoвaциoннoй дeятeльнoсти oснoвывaются нa выбoрoчных oбслeдoвaниях бoльшeго или мeньшeго масштаба, и этим oбъясняeтся нeрeдкoe прoтивoрeчиe их рeзультaтoв.

Иннoвaциoнным являeтся тaкoe прeдприятиe, кoтoрoe внeдряeт прoдуктoвыe или прoцeссныe иннoвaции, да-зaвисимo oт тoгo, кто был aвтoрoм иннoвaции - рaбoтники дaннoй oргaнизaции или внeшниe aгeнты (внeшниe сoбствeнники, бaнки, нaучнo-исслeдoвaтeльскиe oргaнизaции и прoвaйдeры тeхнoлoгий, другиe прeдприятия).

Сeгoдня Кaзaхстaн стoлкнулся с нeoбхoдимoстью принять глoбaльный иннoвaциoнный вызoв и oчeвиднo, чтo сeгoдня oн пытaeтся выстрoить нoвую иннoвaциoнную пoлитику, нaцeлeнную нa aктивизaцию и стимулирoвaниe ин-нoвaциoнных прoцeссoв и нaциoнaльнoгo нaучнo-тeхничeскoгo пoтeнциaлa. Пoлитикa Кaзaхстaнa нaцeлeнa га внeдрe-ниe нoвых тeхнoлoгичeских уклaдoв, oсвoeниe нoвых пeрeдeлoв в oбрaбaтывaющeй прoмышлeннoсти, прeoдoлeниe рaзрывa мeжду гаутой и прoизвoдствoм, a тaкжe га oбeспeчeниe рeaльнoгo трaнсфeртa пeрeдoвoй инoстрaннoй тeхнo-лoгии и внeдрeниe мeждунaрoдных стaндaртoв.

Сoглaснo Гoсудaрствeннoй прoгрaммe индустриaльнo-иннoвaциoннoгo рaзвития Рeспублики Кaзaхстaн нa 2003-2015 годы, в нaстoящee врeмя aктуaльнoй стрaтeгичeскoй зaдaчeй являeтся рaзвитиe oтeчeствeннoгo нaукoeм-кoгo прoизвoдствa, рaзрaбoткa и oсвoeниe нoвых нaукoeмких и инфoрмaциoнных тeхнoлoгий, oрдантирoвaнных нa пoлучeниe кoнкурeнтoспoсoбнoй прoдукции и oбeспeчeниe интeрeсoв нaциoнaльнoй экoнoмичeскoй бeзoпaснoсти зa счeт сoхрaнeния и рaзвития прoмышлeннoгo и нaучнo-тeхничeскoгo пoтeнциaлa рeспублики [2].

В связи с этим бoльшую aктуaльнoсть приoбрeтaeт изучeниe нaибoлee успeшнoгo зaрубeжнoгo oпытa прoвeдe-ния эффeктивнoй иннoвaциoннoй шлитики.

Сущeствующиe гoсудaрствeнныe иннoвaциoнныe мeхaнизмы мaлoпригoдны для стрoитeльствa прoвoзглaшeн-нoй в Гoсудaрствeннoй прoгрaммe индустриaльнo-иннoвaциoннoгo рaзвития Рeспублики Кaзaхстaн нa 2003-2015 гoды тaк нaзывaeмoй «сeрвиснo-тeхнoлoгичeскoй» экoнoмики.

Oснoвными далями рeфoрм являются:

- рeфoрмирoвaниe смeтнoгo цeнooбрaзoвaния Кaзaхстaнa, с цeлью дaльнeйшeй гaрмoнизaции с oбщeпринятoй систeмoй цeнooбрaзoвaния в экoнoмичeски рaзвитых стрaн мирa, в тoм числe стрaн Eврoпeйскoгo экoнoмичeскoгo сoюзa;

- спoсoбствoвaниe пoвышeнию эффeктивнoсти дeятeльнoсти субъeктoв стрoитeльнoй oтрaсли нa oснoвe примe-нeния тавых тeхнoлoгий и фoрмирoвaнию прoгрeссивнoгo мeнeджмeнтa кaк в упрaвлeнии инвeстициoнными прoeк-тaми, тaк и в шдрядных стрoитeльных и в прoeктных кoмпaниях.

Рeспубликa Кaзaхстaн являeтся стрaнoй oткрытoй для иннoвaций. Рaзвитиe, изучeниe и примeнeниe иннoвaций пoзвoлит пeрeвeсти этодамику стрaны нa aбсoлютнo нoвый урoвeнь рaзвития и динaмичнoсти. Примeнeниe иннoвa-ций в сфeрe цeнooбрaзoвaния пoзвoлит урeгулирoвaть вaриaтивнoсть цeн, кoтoрaя присутствуeт нa сeгoдняшний дeнь нa рынге стрoитeльнoй индустрии.

Иннoвaция - это oбъeктивнaя экoнoмичeскaя кaтeгoрия, являeтся oднoй из элeмeнтoв систeмы прoизвoдствeн-ных oтнoшeний и элeмeнтoм упрaвлeния в сoврeмeннoй экoнoмикe. Пoнятиe «иннoвaция» oпрeдeляeтся кaк цeлeвoe измeнeниe в функциoнирoвaнии экoнoмичeскoй систeмы, причeм в ширoкoм смыслe этo мoгут быть кaчeствeнныe и (или) кoличeствeнныe измeнeния в eё рaзличных сфeрaх и элeмeнтaх. Сущнoсть иннoвaции прoявляeтся в ee функциях: вoспрoизвoдствeннoй, инвeстициoннoй, стимулирующeй. Пoбудитeльным мeхaнизмoм рaзвития иннoвaций, в дарвую oчeрeдь, являeтся рынoчнaя кoнкурeнция.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Функцдай упрaвлeния иннoвaциями являeтся рeaлизaция нoвoввeдeний, пoэтoму oднa из фoрм прoявлeния этoй функции зaключaeтся в стимулирoвaнии иннoвaциoннoй дeятeльнoсти стрoитeльных oргaнизaций. Иннoвaциoннaя дeятeльнoсть включaeт всe виды дeятeльнoсти пo рaзрaбoткe, oсвoeнию и прoизвoдству, a тaкжe рeaлизaции инда-вaций. У иннoвaциoннoй дeятeльнoсти имeются oснoвныe прeимущeствa зaключaющиeся в тoм, что oнa пoзвoляeт стрoитeльным oргaнизaциям эффeктивнo функциoнирoвaть в услoвиях слoжившeйся жeсткoй кoнкурeнции, гaрaнти-руeт гибкую oриeнтaцию aссoртимeнтa прoизвoдствa тoвaрoв и услуг к измeняющeмуся пo вeличинe и структурe спрoсу нaсeлeния и oргaнизaций, пoбуждaeт к эффeктивнoму примeнeнию дoстижeний нaучнo-тeхничeскoгo прoгрeс-сa и т.д.

Нeoбхoдимoсть стимулирoвaния иннoвaциoннoй дeятeльнoсти стрoитeльных oргaнизaций нaибoлee oбъeктивнo oтрaжaeтся кoнцeпциeй «oбщeствeннoй цeннoсти» иннoвaций, пo кoтoрoй oнa мoжeт быть пoдкрeплeнa дoпoлнитeль-ным кoличeствoм прoдукции, прoизвoдимoй с их пoмoщью, a тaкжe экoнoмиeй рeсурсoв. В связи с этим, иннoвa-циoннoe рaзвитиe стрoитeльнoй oргaнизaции прeдстaвляeтся нaм кaк прoцeсс фoрмирoвaния и сoвeршeнствoвaния тeхникo-тeхнoлoгичeскoй бaзы, oриeнтирoвaнный нa кoнeчныe рeзультaты eгo хoзяйствeннoй дeятeльнoсти [3].

Внeдряя иннoвaции в прaктику прeдпринимaтeльскoй дeятeльнoсти стрoитeльнoй oргaнизaции, нeoбхoдимo знaть, кaкиe фaктoры сго^бны зaтoрмoзить или ускoрить этoт прoцeсс. Oснoвныe фaктoры, влияющиe нa иннoвa-циoнную дeятeльнoсть стрoитeльнoй oргaнизaции, в систeмaтизирoвaннoй фoрмe прeдстaвлeны в тaбл. 1.

В сoврeмeнных услoвиях рaзвития, кaк пoкaзaлo исслeдoвaниe, стрoитeльнaя oтрaсль измeнилa aкцeнты в инда-вaциoннoй сфeрe, увeличив дoлю прoцeссных иннoвaций и зaтрaт нa приoбрeтeниe тeхники. Этo пoзвoляeт в дарсдак-тивe прoгнoзирoвaть снижeниe удeльнoгo вeсa устaрeвшeгo oбoрудoвaния зa счeт тeхнoлoгичeскoгo oбнoвлeния. Ш-

блюдаются тенденции увеличения затрат на внедрение новых технологий и переориентация строительства на процессные инновации, обеспечивающие решение главной задачи - поддержание и повышение конкурентоспособности производств за счет более эффективного ресурсосбережения [2].

Таблица 1

Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности строительных организаций

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности

Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства. Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры.

Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства. Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций.

Социально-психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса сотрудников, перестройка устоявшихся способов деятельности, необходимость поиска новой работы нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу. Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда, нормальный психологический климат в трудовом коллективе.

Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость. Гибкость организационной структуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирование целевых рабочих групп.

* Магомедов А.А. Источники эффективности инновационной деятельности строительных предприятий // Проблемы теории и практики совершенствования экономических отношений хозяйствующих субъектов: сб. науч. тр. - Махачкала: ДГТУ, 2007. -С. 62-66.

Совокупность форм, методов и инструментов воздействия, способствующих внедрению инноваций в практику предпринимательской деятельности строительных предприятий с целью повышения конкурентоспособности на рынке строительной продукции представляется как организационно-экономический механизм стимулирования инновационной деятельности.

Внешним стимулом инновационной активности являются события внешней среды строительного предприятия, обусловленные экономической политикой государства, переходом экономики на новую ступень научно-технического развития, усилением инновационной активности и новым подходом к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком, изменившиеся стереотипы поведения. Внутренний стимул вызван необходимостью замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности строительной продукции на рынке [2].

Иинновации в проектировании строительных объектов, инновации в производстве стройматериалов, инновации в производстве строительных конструкций, инновации в механизации строительных работ, инновации в организации, технологии и управлении строительством - это наиболее перспективные направления инновационной деятельности строительных организаций (рис. 1):

инновации в производстве стройматериалов

инновации в производстве строительных конструкций

инновации в механизации строительных работ

инновации в организации, технологии и управлении строительством

инновации в проектировании строительных объектов

Рисунок 1.

Направления инновационной деятельности строительных организаций

Управление инновациями в строительстве направлено на облегчение труда людей, сокращение сроков производства, снижение стоимости изготовления продукции, улучшение экологического статуса застраиваемой площадки. Например, в промышленном строительстве повсеместно внедряются унифицированные и гибкие объемно-планиро-

вочные и конструктивные решения, на основе которых возводятся, например, здания павильонного типа с укрупненной сеткой колонн и панельными ограждающими конструкциями. Согласно проведенным исследованиям, в жилищном строительстве массовое внедрение получило применение панельных конструкций, изготовленных с применением легких бетонов на пористых заполнителях, эффективных утеплителей, облицовочных, гидро- и звукоизоляционных материалов, новых конструкционных и отделочных материалов, эффективных технологий, автоматизированного инженерного оборудования. Типизация строительства имеет большое значение для повышения эффективности инновационной деятельности, так как она позволяет использовать стандартные строительные элементы и детали, которые, в свою очередь, являются предпосылкой для их серийного, массового, и, следовательно, экономичного производства в заводских условиях [3].

Инновации сегодня в условиях второго этапа НТП играют решающюю роль в обеспечении конкурентоспособности строительной организации.

Процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя необходимо рассматривать как научно-техническое нововведение. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению:

1) Первый подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей.

2) Согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрениеми эффективным реализацией на внутреннем и зарубежном рынках [4].

Рисунок 2.

Формы инноваций

Инновация может быть рассмотрена как:

- процесс;

- система;

- изменение;

- результат.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Инновация в своем жизненном цикле меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

- состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

- специфика самого инновационного процесса как объекта управления [6].

С ^

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕС С ОВ

\ 1-'—^ состояние внешней среды

V 3

состояние внутренней среды

Г 1 специфика самого инновационного процесса как объекта управления

■ 1

Рисунок 3.

Факторы, определяющие формы организации инновационных процессов

Наличие новатора-энтузиаста является важнейшим условием успеха инновации. Он охвачен новой идеей и готов приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь. Наличие лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес также входит в составляющие успеха инновации.

Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов[5].

Совершенствование управления во всех его конкретных аспектах является одной из наиболее приоритетных среди множества проблем, решение которых обеспечивает достижение стратегических целей социально-экономического развития регионов. Именно качество управления представляет собой главное необходимое условие достижения эффективности функционирования национальной экономики на всех уровнях ее системной иерархии - от формирования целенаправленных воздействий на народно-хозяйственный комплекс в целом (макроуровень) через региональную и отраслевую конкретизацию экономических программ и проектов (мезоуровень) к разработке полноценных управленческих стратегий деятельности субъектов предпринимательства (микроуровень).

Следует выделить особую роль строительной отрасли в удовлетворении базовых потребностей людей и общества в целом. В системе национальной экономики Казахстана строительство занимает особое место, поскольку оно является одной из структурообразующих отраслей сферы материального производства, с которой связано решение проблем экономического и социального развития государства, областей, предприятий и населения. Именно состояние развития строительства во многом определяет вектор и темпы рыночных преобразований.

Создавая материальную основу жизнедеятельности, строительство формирует первичные предпосылки уровня социального развития; результаты строительной деятельности - здания и сооружения, инфраструктурные объекты -имеют самый длительный срок полезного использования по сравнению с продукцией других отраслей; именно строительная деятельность определяет масштабы, качество и темпы решения критически важной для нашего государства жилищной проблемы. Все эти обстоятельства определяют необходимость более использования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов строительного комплекса с целью повышения эффективности функционирования отрасли в целом.

Инновационный потенциал (фирмы, научного центра, страны в целом) - имеющиеся в наличии и предназначенные для достижения инновационных целей (реализации инновационной стратегии, программ, проектов) ресурсы, а также организационные структуры и технологии (механизмы) инновационной деятельности. Основными видами инновационного потенциала являются: функциональный, ресурсный, системный и проектно-организационный.

Инновационный потенциал - это способность системы организовать и осуществлять процессы, направленные на достижение результатов, наиболее полно соответствующих изменениям внешних условий, в первую очередь, изменениям требований рынка [10].

В целом под инновационным потенциалом предприятия следует понимать все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Что же касается персонала, то его инновационный потенциал связан со способностью работников вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты.

Инновационный потенциал предприятия и персонала - это, по сути, ключевой фактор будущего успеха хозяйствующих субъектов строительного комплекса. Предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и осознано стремится его формировать и развивать, можно назвать инновационным (инновационно-восприимчивым). Инновационность хозяйствующего субъекта является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий. Как правило, рынок всегда меняет отношение к предприятию на более позитивное, если оно становится более интересным, разнообразным и креативным (инновационным).

Инновационный потенциал предприятия можно рассматривать как меру его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей.

К факторам инновационной активности, действующим на уровне строительных предприятий, можно отнести:

434

• производственные мощности предприятия;

• финансовые ресурсы;

• трудовой потенциал предприятия (включая эффективный менеджмент);

• изменение стратегических целей и установок предприятия в соответствии с изменениями рынка.

В связи с этим можно выделить два подхода в формировании потенциала конкурентоспособности строительных предприятий посредством технического развития на основе передовых технологий:

• приобретение лицензий на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных иностранных компаний;

• опора на отечественный научно-технический потенциал.

Нельзя руководствоваться одним, должен присутствовать их гармоничный синтез с изменением доли преобладания того или иного подхода в зависимости от мировых тенденций и внутреннего уровня НТП.

Выбор и реализация инновационной стратегии зависят от состояния инновационного потенциала хозяйствующих субъектов строительной отрасли.

Активизация инновационной деятельности связана не только с интенсивностью зарождения, развития, распространения и применения научно-технических знаний, включая научные исследования и разработки, но и с совершенствованием системы отбора, оценки, подготовки и переподготовки кадров, системы стимулирования и повышения мотивации эффективного труда.

Решающее влияние на темпы развития других отраслей оказывает строительная индустрия, являющаяся одной из наиболее значимых отраслей материального производства, которая создает материально-техническую основу ускорения научно-технического прогресса в других отраслях экономики, обеспечивает инновационно-техническое развитие предприятий промышленности, транспорта, связи и др., как имущественных комплексов и объектов недвижимости, а также позволяет решать важнейшие экологические и социальные задачи. Инновационное развитие коммерческих организаций (а нашем случае строительной индустрии) - это не только основный инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала [7, с. 92].

Список литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014. - Астана, 2014.

2. Раджабова Д.А., Магомедов А.А. Управление инновационными процессами предприятия в современных условиях // Сборник материалов XXVII итоговой научно-техн. конференции ДГТУ. - Махачкала, 2007. - Ч. 2. - С. 54-55.

3. СН РК 8.02-02-2002 Порядок определения сметной стоимости строительства в Республике Казахстан.

4. СНиП РК 8.02-01-2002 Система сметных нормативов в строительстве.

5. Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 гг. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004. № 1388.

6. Додобаев Ю.Т., Касенов К.Р., Еспопов А.Т., Темиргалиева П.К. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. - Алма-ты, 2007. - 371 с.

7. Касенова К.М., Келемешев А.Д., Тажигулова Б.К., Жандаулетова Ф.Р. Безопасность и экологичность проекта: методические указания. - Алматы, 2003.

8. Магомедов А.А. Источники эффективности инновационной деятельности строительных предприятий // Проблемы теории и практики совершенствования экономических отношений хозяйствующих субъектов: сборник научных трудов. - Махачкала: ДГТУ, 2007. - С. 62-66.

9. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. - СПб., 1998. -№ 2-3. - С. 10-18.

10. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: учебю пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 28-32.

КАЧЕСТВО ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Анциферова И.В.

д.соц.н., профессор, Курская академия государственной и муниципальной службы

Ермаков А.В.

ведущий консультант Комитета по экономике и развитию Курской области

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ МЕНЕДЖЕРИСТСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, идейно-ценностные основы, публичный менеджмент, государственная служба, государственное управление.

Процесс теоретического осмысления и проведение сравнительного анализа между механизмами и технологиями в бизнес-среде и в сфере государственного и муниципального управления, проходивший на протяжении конца XIX середины XX веков, перешел в восьмидесятых годах прошедшего столетия в практическую плоскость. Парадигма нового публичного менеджмента пришла на смену идеологии публичного администрирования. В основу нарратива административного реформирования первично легли положения о:

- создании культуры государственного предпринимательства, внедрении принципов менеджмента в деятельность государственного аппарата, перевод его части за рамки государственной службы;

- децентрализации, стремлении к сокращению и удешевлению аппарата, формировании принципов прозрачности бюрократической среды, ее отзывчивости на общественные ожидания и требования;

- ограничении значимости традиционной административной лестницы чинов;

- уменьшении роли вертикальной иерархии, развитии функциональных органов, линейных структур;

- поиске новых форм контроля над бюрократией.

Эти подходы требовали кардинального пересмотра традиционного места государства в общественной и политической системах, в частности, его задачи реализации публичных интересов, отдавая приоритет подходу к государству как к производителю общественно значимых услуг. Сближение государственного управления и частного менеджмента изменило саму направленность государства, сделав его клиентоориентированным, трансформируя при этом государственно-служебную практику, превращая государственную службу в разновидность найма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пересмотр парадигмы государственного управления, когда на смену государству администратору приходит государство - экономически эффективный менеджер, повлек за собой существенные изменения в понимании роли и места чиновничества как в их собственной среде, так и в обществе. Недисциплинированная мотивом прибыли государственная служба не содержала в себе экономических критериев ее оценки, с помощью которых можно было бы более или менее точно определить результативность ее деятельность. Показателем производительности были не результаты, а затраченные ресурсы.

Еще одним важным фактором, потребовавшим изменений в среде государственной службы, стали быстро меняющиеся экономические условия, связанные с очередной сменой технологического уклада в мировой экономике. Кроме того, появление квази-рынков, связанных, прежде всего, с внедрением в деятельность органов власти предоставления государственных услуг актуализировали эти изменения. При этом одной из важнейших целей, по мере развития квази-рынков по предоставлению государственных услуг, становится повышение их качества и совершенствование механизма их распределения. В подобных условиях интересы граждан как клиентов государства и потребителей его услуг становятся все более приоритетными.

Реализация потребностей бизнеса и общества предполагала, что государство в новой его форме должно быть компактно, динамично и экономично, а также способным эффективно реализовывать свои функции. Такое государство должно быть свободно от чрезмерного вмешательства в дела гражданского общества и регламентации социальных взаимодействий1.

В большинстве западных стран инкорпорация в сферу государственного управления рыночных механизмов, развитие конкурентных отношений между государственным и частным сервисом не привели к кардинальному изменению ценностных ориентиров в бюрократической среде. Существующие, с устоявшимися нормами и традициями демократические институты, императивы правовой системы, преобладание либеральных взглядов в общественном сознании позволили трансформировать государственные аппараты, внедрив в них дух предприимчивости и инициативы, заботе о клиенте, сделав их более демократичными, прозрачными и доступными для граждан. Иллюстрацией к вышесказанному является быстро внедренная и хорошо зарекомендовавшая себя практика обмена кадрами между государственным аппаратом и частным бизнесом. В частности в США устойчивые традиции обмена кадров между

1 Оболенский А.В. Бюрократия: теории, история, современность // Знамя. 1997. - № 7. - С. 174-182.

436

федеральными органами и частными корпорациями существенно оптимизируют деятельность государственного аппарата и оперативно позволяют внедрять в него управленческие нововведения, разработанные в частном секторе1.

Административное реформирование и связанные с этим сущностные изменения в системе государственного управления в нашей стране начались с достаточным опозданием от западных стран. Это давало возможность, не меняя общепризнанных принципов, использовать лучшие мировые практики, разработать технологии внедрения в деятельность органов управления рыночных механизмов с учетом специфики состояния социокультурной среды и менталь-ности российского общества. Трансформационные процессы в нашей стране идут на протяжении последних тридцати лет. Их формализация произошла с принятием Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах». Основной целью реформы признавалось сближение интересов бизнеса и общества с государственными, а ее основной вектор лежал в плоскости реформирования системы государственной службы. Это не являлось российской спецификой и было мировой тенденцией. Особенностью нашей страны явилось то, что на момент официального старта реформы организационная структура органов исполнительной власти имела старую, практически не измененную в соответствии с прошедшими изменениями в экономике и политике модель. Кроме того, малорезультативные попытки реформирования властно-управленческой структуры в 90-х годах не смогли преодолеть отсутствие четких ценностных ориентиров, целостной системы взглядов и представлений о том, какую государственную службу предстоит получить в процессе изменений и какие модели соответствуют в большей степени новому этапу развития, новым историческим и экономическим реалиям.

Отсутствие четких ориентиров в целеполагании и идеологии модернизации государственной службы было обусловлено особенностями социокультурной среды российского общества того периода.

Существует вполне обоснованное представление о том, что в поиске идейно -ценностных оснований реформы существовало две проблемы. Прежде всего то, что разработка новой модели государственной службы проходила в рамках того идейно-ценностного подхода, который доминировал у разработчиков реформы. «Придумывая будущее, люди черпают вдохновение из прошлого: из удачного опыта функционирования подобных объектов, из научной мысли, создавшей идеальные образы такого объекта, из сложившегося понимания общественных и групповых интересов. Модель государственной службы вобрала в себя и надежды, что можно создать эффективный государственный аппарат, и почитаемые демократические ценности, акцентирующие внимание на правах граждан, принципах правового государства и гражданского общества, и опыт развития государственной службы в западных странах, показавший значимость «системы заслуг» и необходимость создания политически нейтральной профессиональной службы»2. Именно этим объясняется столь долгий путь к появлению в цепочке ценностных приоритетов таких ценностных характеристик государственной службы как сервисность, экономичность, нацеленность на результат, открытость, подконтрольность гражданскому обществу, ориентация на общественные интересы. В данном контексте изменения ценностных приоритетов системы властно-управленческих отношений детерминированы процессами, происходящими в общественном сознании в процессе обретения нового опыта и развития научного знания.

Вторая проблема в определении ценностных основ новой модели системы государственной службы обоснована многообразием общественных взглядов и представлений о месте и роли государственной службы в обществе. При этом необходимо отметить, что часть этих представлений носит умозрительный характер и не основываются на знании этой сферы общественных отношений. Значимым здесь является то, что групповые ценностные предпочтения, ассоциируемые с системой государственного управления в целом, в большей степени проецируются на институт государственной службы как ее элемент. По мнению А.Г. Барабашева, если есть основания для появления разных общественных взглядов и подходов к роли государства и государственного аппарата, то неизбежным будет и оспаривание любой ценностной модели государственной службы. Оно может иметь публичный характер, а может происходить путем подмены их в процессе правового закрепления. В российской практике реформирования государственной службы ценностное «требование служения интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритетов прав и свобод человека и гражданина трансформировалось в требование служения интересам государства, подкрепленное рядом конкретных норм, регулирующих понятие «представитель нанимателя» .

Необходимо отметить, что в процессе реформирования ценности не только определяют направленность трансформаций, но и выступают как системообразующий фактор, что соответственно влияет на их правовую имплемента-цию. В Федеральном законе «О системе государственной службе в Российской Федерации» формулируются принципы, в основе которых лежит публичный менеджмент: открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю, равный доступ граждан к государственной службе, профессионализм и компетентность государственных служащих4. Однако, несмотря на их императивное закрепление, в самой системе государственной службы они не приобрели имманентный характер. Практикуемый в российской действительности процесс регулирования ради регулирования в данном контексте приводит к искаженному пониманию применения технологий менеджмента в системе государственного управления. Наиболее ярко это проявляется в попытках внедрения в деятельность органов исполнительной власти принципов результативности. Существующие методические инструментарии, регламентирую-

1 Мильнер Б. Уроки бюрократической системы управления // Вопросы экономики. - М., 1999. - № 1. - С. 77-87.

2 Пушкарева Г.В. Идейно-ценностный механизм реформирования государственной службы // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. - № 63. - С. 171-190.

3 Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность / Под ред. А.Г. Барабашева, С.В. Ка-бышева. - М.: Формула права, 2006.

4 Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ.

щие оценку деятельности государственной службы, не обеспеченные соответствующим финансированием, потеряли смысл еще до внедрения в практику.

В настоящее время проблемы формирования и развития ценностных основ публичного менеджмента в системе властно-управленческих отношений лежат в плоскости явно выраженных противоречий: между декларируемыми и лежащими в основе деятельности чиновников ценностями, между желаемыми ценностями и мировоззренческими установками в общественном сознании, между способностями воспринимать ценностные ориентации либерально-демократического характера и уровнем культуры и образования в обществе. Разрешение данных противоречий позволит не только упорядочить и укрепить ценностные ориентации в общественном сознании, но и привести в соответствие с принципами публичного менеджмента деятельность органов публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.