Мероприятия по повышению эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности
со
сэ
см
£
Б
а
2 ©
Панков Денис Владимирович,
магистрант кафедры интеллектуальной собственности и управления инновациями, Институт международного бизнеса и права ФГА оУВо «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»
Данная статья посвящена ситуации, сложившейся вокруг результатов интеллектуальной деятельности, получаемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках выполнения государственного оборонного заказа и описанию смысла мероприятий, которые могут быть проведены федеральными органами исполнительной власти для стимулирования предприятий оборонно-промышленного комплекса к созданию результатов интеллектуальной деятельности в рамках выполнения государственного оборонного заказа и повышения эффективности использования таких результатов. В статье также показано, что все такого рода мероприятия так или иначе связаны с коммерциализацией прав на результаты интеллектуальной деятельности, дано краткое описание инструментов коммерциализации и её преимуществ.
Ключевые слова: Интеллектуальная собственность, результат интеллектуальной деятельности, коммерциализация прав на результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ
Введение.
В настоящее время вокруг результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), полученных и получаемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) в рамках выполнения государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), сложилась противоречивая ситуация. Управление правами Российской Федерации на РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения осуществляется государственными заказчиками на основании правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233. Это подразумевает осуществление целого ряда мероприятий: государственный учет результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), оценка их стоимости, распоряжение правами на использование.
Среди всех федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), являющихся государственными заказчиками ГОЗ, Минобороны России занимает первое место по количеству заказываемых НИОКР.
Минобороны России, выступая от лица Российской Федерации, как государственный заказчик, в соответствии с законодательством требует передачи ему исключительных прав на всю интеллектуальную собственность, создаваемую предприятиями ОПК при выполнении госконтрактов в рамках ГОЗ. Таким образом, предприятие-создатель РИД чаще всего имеет право только на их использование в производстве продукции в интересах государственного заказчика и не имеет возможности использовать РИД для собственных нужд, таких, как постановка РИД на учёт в качестве нематериального актива или продажа третьим лицам, например, неисключительных лицензий на их использование. При этом расходы на выплаты авторских вознаграждений, на оформление и поддержание в силе прав на РИД ложатся на предприятие-разработчик. По этой причине некоторые предприятия не стремятся выявлять при выполнении госконтрактов в рамках ГОЗ охраноспособные РИД.
Такие предприятия теми или иными способами уклоняются от создания каких-либо охраноспособных РИД при выполнении госконтракта и тем самым тормозят собственное инновационное развитие, либо, скрывая факты создания таких результатов, ставят под угрозу незащищенные, охранными документами, РИД от незаконного использования. В то же время, научным сообществом, политическим руководством и экономическим блоком Правительства Российской Федерации объявлена в качестве базового тренда модернизации российской экономики её реиндустриализация - то есть новая индустриализация на основе последнего технологического уклада. Как известно, новый технологический уклад подразумевает превалирование нематериальных активов над материальными в структуре активов современных предприятий. Сложившаяся в ОПК ситуация с распределением прав на РИД, созданные в рамках выполнения ГОЗ, не способствует реиндустриализации и, как минимум, отодвигает её завершение на неопределённые сроки.
Мероприятия повышения эффективности использования РИД, полученных предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
Рассматривая данный вопрос с позиции предприятий ОПК можно выделить несколько основных путей повышения эффективности использования РИД. Все они, в конечном счёте, направлены на повышение эффективности коммерциализации прав на РИД. Коммерциализация прав на РИД - это совокупность мероприятий,нацеленных на получение коммерческой (финансовой) отдачи от интеллектуальной деятельности предприятия. Процесс коммерциализации прав на РИД может включать в себя такие мероприятия, как отчуждение прав на РИД, предоставление прав на РИД по лицензионным и сублицензионным договорам, внесение РИД в качестве вклада в уставной капитал и т.п.
Коммерциализация прав на РИД позволяет, в частности, существенно увеличить активы предприятия, повысить его инвестиционную привлекательность.
Кроме того, РИД и процессы их введения в хозяйственный оборот и (или) научно-исследовательскую (учебную) деятельность могут рассматриваться и в качестве объектов мониторинга востребованности результатов работ, независимо от того, какое назначение имеют эти результаты, за исключением случаев, если результаты отнесен к ограниченным в обороте.
Естественно, что на уровнях федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) и Правительства Российской Федерации никто не занимается оформлением и коммерциализацией разработки, созданной предприятием. Поэтому необходимо предусмотреть совместное правообладание РИД, создаваемых предприятиями ОПК в рамках гОз, причём, объём прав, закрепляющихся
за предприятием-создателем должен позволять ему использовать весь спектр механизмов коммерциализации, что повысит эффективность использования РИД.
В настоящее время большинством предприятий и организаций используется один, самый простой механизм коммерциализации - использование в собственном производстве правообладателя. Этот механизм нацелен на коммерциализацию самих РИД, а не прав на РИД. Обладание же исключительными правами на РИД позволит использовать такие механизмы, как:
- предоставление права использования РИД по лицензионным и сублицензионным договорам;
- внесение РИД в качестве вклада в уставной капитал, например, в уставной капитал дочернего общества или малого инвестиционного предприятия при ВУЗе;
- внесение РИД в качестве залога;
- передача РИД в доверительное управление;
- передача РИД по договору коммерческой концессии;
- использование РИД в рамках государственно-частного партнерства.
Коммерциализация прав на РИД станет самостоятельным бизнесом предприятия, наряду с научными разработками и реализацией готовой продукции, содержащей интеллектуальную собственность. А для Государственного заказчика это способ компенсировать высокие затраты на выполнение НИОКР.
Основными преимуществами капитализации прав на РИД является:
- увеличение активов предприятия, что, несомненно, сказывается на росте его рыночной стоимости;
- получение дополнительного источника финансирования бизнеса, так как нематериальную составляющую можно продать, а также вложить в качестве вклада в уставные капиталы других предприятий;
- увеличение амортизационного фонда предприятия за счет того, что по нематериальным активам можно и необходимо начислять амортизацию;
- укрепление финансовой устойчивости предприятия;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятия за счет инновационной компоненты и улучшение структуры капитала.
Со стороны Государственного заказчика, при этом, может быть создан определенный инструмент контроля за использованием предприятиями ОПК РИД, созданных в рамках ГОЗ и склонения предприятий к использованию закреплённых за ним прав на РИД в полном объёме для достижения наибольшего экономического эффекта.
В целом, стимулировать создание предприятиями ОПК в рамках выполнения ГОЗ РИД и повысить эффективность использования этих РИД, возможно следующими путями:
1. Повышение роли ФОИВ, являющихся государственными заказчиками ГОЗ в регулировании бюджетного финансирования в интересах реиндустриа-лизации национальной промышленности. Необходимо активнее привлекать сами предприятия для определения тематик в рамках ГОЗ, имея в виду перспективы разработки инновационных технологий, необходимых для модернизации производства и реиндустриализа-ции. Проведение работ по госконтрактам в рамках ГОЗ может быть выгодно предприятию-исполнителю не только в плане получения денежных средств за сами работы согласно условиям госконтракта. На этапах определения темы работ и заключения госконтракта между ФОИВ и предприятием-исполнителем могут быть достигнуты и закреплены в госконтракте договорённости о будущем применении РИД не только для создания вооружения и военной техники в интересах Государственного заказчика, но и для нужд самого предприятия, например, для создания про-
© £
Ю
5
9
2 а
6
(S
CS
CM
£
Б
2 ©
дукции двойного и гражданского назначения. В этом случае госконтрактом могут быть предусмотрено, например, софи-нансирование работ предприятием-исполнителем, совместное правообладание РИД, возмездное отчуждение прав на РИД в пользу одной из сторон госконтракта или иные предусмотренные законодательством договорные конструкции.
2. Совместное правообладание РИД, созданными в рамках ГОЗ, между ФОИВ и предприятием-создателем. Этот шаг позволит предприятиям гораздо шире использовать РИД в своей деятельности и в полном объёме применять предусмотренные законодательством механизмы коммерциализации РИД. Со своей стороны, Государственный заказчик может контролировать факты использования РИД и, выступая в качестве инвестора, получать дополнительный доход от коммерциализации прав на РИД предприятием-создателем, получая, например, отчисления от выплат, по лицензионным договорам, заключённым предприятием с третьими лицами.
3. Упорядочение предоставления прав на использование в рамках ГОЗ, военно-технического сотрудничества и коммерческой деятельности предприятий ОПК РИД, ранее полученных при выполнении ГОЗ. Предоставление предприятиям ОПК прав на такие РИД позволит получить инновационные разработки, которые по тем или иным причинам не могли быть созданы на конкретном предприятии-создателе РИД.
Создание и развитие инструментов, позволяющих предприятиям ОПК знакомится с инвестиционной продукцией друг друга. Для этого целесообразно сформировать отдельную программу (проект), направленную на создание и развитие информационно-поисковых систем, содержащих комплексные данные о создаваемых РИД.
Со стороны ФОИВ информационные системы могут быть
использованы для учета и оценки, создаваемых РИД, сбора и обработки статистических данных по их созданию и использованию. Учет созданных результатов и оценка их ценности, в том числе и на основе данных о фактическом использовании, позволит существенно скорректировать оценку потенциала предприятий - исполнителей НИОКР, способствовать отбору лучших исполнителей будущих работ, получению ожидаемых результатов и их доведению до стадии практического использования.
4. Подготовка кадров в сфере экономики, права и управления интеллектуальной собственностью в ОПК России и ФОИВ на основе государственного и корпоративного заказов. Для этого могут быть созданы как учебные центры на базе оборонно-промышленных холдингов, так и специализированные профильные кафедры в ВУЗах. Этот подход к подготовке позволит получатьспециалистов, всесторонне развитых в области использования и создания РИД и обладающих знаниями не только в повседневной работе с РИД и правами на них, но и проведению патентных исследований на высоком уровне, участию в определении направления перспективных НИОКР предприятий ОПК, разъяснению руководству перспектив использования прав на РИД.
Литература
1. Д.Б. Изюмов, Е.Л. Кондратюк. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. Москва, Сборник «Инноватика и экспертиза», выпуск 2(11), 2013 г.
2. Н.И. Саталкина, С.И. Дворецкий, М.Н. Краснянский, В.Е. Галыгин, В.П. Таров, Т.В. Пась-ко, Г.И. Терехова. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности научных и образовательных учреждений: состояние и перспективы развития. Тамбов, издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012 г.
3. А.В. Тычинский, А.Ю. Павлов. Коммерциализация науч-
ных разработок. Тематический выпуск «Известия ЮФУ. Технические науки». Таганрог, 2013 г.
4. Материалы заседания секции № 7 II Военно-промышленной конференции Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации «Управление интеллектуальной собственностью в оборонно-промышленном комплексе», прошедшего в РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014 г.
Actions for increase of efficiency of use of results of intellectual activity Pankov D.V.
St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
This article deals with the situation around the results of intellectual activity, obtained by the enterprises of the military-industrial complex during the execution of the state defense order and the description of the meaning of events that can be held by the federal executive agencies to encourage enterprises of the military-industrial complex to create the results of intellectual activity during the execution of the state defense order and improve the efficiency of the use of such results. The article also shows that all such activities are somehow related to the commercialization of rights to results of intellectual activity, a brief description of the tools of the the commercialization, and its advantages. Keywords: intellectual property, result of intellectual activity, commercialization of rights to results of intellectual activity, intellectual property rights, military-industrial complex, state defense order
References
1. D. B. Izyumov, E.L. Kondratyuk. Commercialization of results of intellectual activity. Moscow, Collection «Innovatics and Examination», release 2(11), 2013.
2. N. I. Satalkina, S. I. Dvoretsky, M. N.
Krasnyansky, V. E. Galygin, V.P. Tarov, T.V. Pasko, G. I. Terekhova. Commercialization of results of intellectual activity of scientific and educational institutions: state and prospects of development. Tambov, FGBOU VPO'S publishing house of «TGTU», 2012.
3. AV. Tychinsky, A.Yu. Pavlov. Commercialization of scientific developments. Thematic release «News of SFU. Technical science». Taganrog, 2013.
4. Materials of the meeting of section
No. 7 II of Military-industrial conference of the Russian Government Military-Industrial Commission «Management of intellectual property in defense industry complex» which has taken place in REU of G.V. Plekhanov, 2014.