Научная статья на тему 'Потенциальные пути повышения эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных предприятиями обороннопромышленного комплекса'

Потенциальные пути повышения эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных предприятиями обороннопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панков Денис Владимирович, Мурашова Светлана Витальевна

В статье рассматривается ситуация, сложившаяся вокруг результатов интеллектуальной деятельности, получаемых предприятиями обороннопромышленного комплекса в рамках выполнения государственного оборонного заказа и даётся анализ возможных путей повышения эффективности использования вышеупомянутых результатов, таких, как привлечение предприятий к определению тематик научно-исследовательских работ в рамках государственного оборонного заказа, совместное обладание правами на результаты интеллектуальной деятельности, создание инструментов, позволяющих предприятиям знакомиться с инновационной продукцией друг друга и подготовка кадров в области управления интеллектуальной собственностью на основе государственного и корпоративного заказа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панков Денис Владимирович, Мурашова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциальные пути повышения эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных предприятиями обороннопромышленного комплекса»

Потенциальные пути повышения эффективности использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных предприятиями оборонно-промышленного комплекса

Панков Денис Владимирович

магистрант кафедры интеллектуальной собственности и управления инновациями, Федерального государственного автономногое образова-тельногоучреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» Мурашова Светлана Витальевна к.э.н., доцент, доцент кафедры финансовой стратегии Института международного бизнеса и права Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»

В статье рассматривается ситуация, сложившаяся вокруг результатов интеллектуальной деятельности, получаемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках выполнения государственного оборонного заказа и даётся анализ возможных путей повышения эффективности использования вышеупомянутых результатов, таких, как привлечение предприятий к определению тематик научно-исследовательских работ в рамках государственного оборонного заказа, совместное обладание правами на результаты интеллектуальной деятельности, создание инструментов, позволяющих предприятиям знакомиться с инновационной продукцией друг друга и подготовка кадров в области управления интеллектуальной собственностью на основе государственного и корпоративного заказа.

Ключевые слова: Интеллектуальная собственность, результат интеллектуальной деятельности, коммерциализация прав на результаты интеллектуальной деятельности, права на интеллектуальную собственность, оборонно-промышленный комплекс, государственный оборонный заказ

Введение

В настоящее время вокруг результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), полученных и получаемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) в рамках выполнения государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), сложилась противоречивая ситуация. Управление правами Российской Федерации на РИД гражданского, военного, специального и двойного назначения осуществляется государственными заказчиками на основании правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233. Это подразумевает осуществление целого ряда мероприятий: государственный учет результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), оценка их стоимости, распоряжение правами на использование.

Среди всех федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), являющихся государственными заказчиками ГОЗ, Минобороны России занимает первое место по количеству заказываемых НИОКР.

Минобороны России, выступая от лица Российской Федерации, как государственный заказчик, в соответствии с законодательством требует передачи ему исключительных прав на всю интеллектуальную собственность, создаваемую предприятиями ОПК при выполнении госконтрактов в рамках ГОЗ. Таким образом, предприятие-создатель РИД чаще всего имеет право только на их использование в производстве продукции в интересах государственного заказчика и не имеет возможности использовать РИД для собственных нужд, таких, как постановка РИД на учёт в качестве нематериального актива или продажа третьим лицам, например, неисключительных лицензий на их использование. При этом расходы на выплаты авторских вознаграждений, на оформление и поддержание в силе прав на РИД ложатся на предприятие-разработчик. По этой причине некоторые предприятия не стремятся выявлять при выполнении госконтрактов в рамках ГОЗ охраноспособные РИД.

Такие предприятия теми или иными способами уклоняются от создания каких-либо охраноспособных РИД при выполнении госконтракта и тем самым тормозят собственное инновационное развитие, либо, скрывая факты создания таких результатов, ставят под угрозу незащищенные, охранными документами, РИД от незаконного использования. В то же время, научным сообществом, политическим руководством и экономическим блоком Правительства Российской Федерации объявлена в качестве базового тренда модернизации российской экономики её реиндустриализация - то есть новая индустриализация на основе последнего технологического уклада. Как известно, новый технологический уклад подразумевает превалирование нематериальных активов над материальными в структуре активов современных предприятий. Сложившаяся в ОПК ситуация с распределением прав на РИД, созданные

О £

ю

5

2

сч со £

Б

а

2 о

в рамках выполнения ГОЗ, не способствует реиндустриали-зации и, как минимум, отодвигает её завершение на неопределённые сроки.

Анализ потенциальных путей повышения эффективности использования РИД,полученных предприятиями ОПК в рамках выполнения ГОЗ.

Рассматривая данный вопрос с позиции предприятий ОПК можно выделить несколько основных путей повышения эффективности использования РИД. Все они, в конечном счёте, направлены на повышение эффективности коммерциализации прав на РИД. Коммерциализация прав на РИД - это совокупность мероприятий, нацеленных на получение коммерческой (финансовой) отдачи от интеллектуальной деятельности предприятия. Процесс коммерциализации прав на РИД может включать в себя такие мероприятия, как отчуждение прав на РИД, предоставление прав на РИД по лицензионным и сублицензионным договорам, внесение РИД в качестве вклада в уставной капитал и т.п.

Коммерциализация прав на РИД позволяет, в частности, существенно увеличить активы предприятия, повысить его инвестиционную привлекательность.

Кроме того, РИД и процессы их введения в хозяйственный оборот и (или) научно-исследовательскую (учебную) деятельность могут рассматриваться и в качестве объектов мониторинга востребованности результатов работ, независимо от того, какое назначение имеют эти результаты, за исключением случаев, когда РИД отнесен к ограниченным в обороте.

Рассмотрим пути повышения эффективности использования РИД, полученных предприятиями ОПК в рамках ГОЗ, подробнее.

1. Привлечение предприятий ОПК к определению тематик НИОКР в рамках ГОЗ. Этот путь направлен на решение сразу нескольких задач:

- участие предприятий на этом этапе позволит Государственному заказчику оценить научный потенциал исполнителей будущих работ и, соответственно, внести необходимые коррективы в состав исполнителей по госконтракту и распределение работ по конкретным предприятиям, а также позволит предприятиям взвесить свои возможности и внести соответствующие предложения, касающиеся участия в конкретных работах и размера оплаты за эти работы. В настоящее время определение исполнителей НИОКр по ГОЗ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля

2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большая часть положений данного закона вступила в силу 1 января

2014 г., а в полном объеме он начнет действовать только с 1 января 2017 г.

- предприятия могут изначально определить, какого рода РИД будут созданы при выполнении будущих работ, каким образом эти РИД могут быть использованы предприятием и ФОИВ (в частности Минобороны России) в дальнейшем и, соответственно, как взаимовыгодно распределить права на РИД.

Такое распределение прав на РИД, как и обязанности по их использованию, могут быть подробно изложены в государственном контракте и зафиксированы в нем, избавляя Государственного заказчика и предприятие от возможных коллизий в дальнейшем. Также может быть определен порядок использования РИД в продукции двойного и гражданского назначения и,в случае необходимости, предусмотрено финансирование предприятием части работ из собственных средств.

- повысится вероятность того, что создаваемые РИД будут иметь непосредственное отношение к определяемой те-

матике, обладать надлежащим научно-техническим уровнем, позволяющим отнести их к инновационным разработкам и, в конечном счёте, будут востребованы на рынке инновационной продукции.

Вышеизложенное положительно скажется как на обороноспособности государства за счет использования высокотехнологического (инновационного) вооружения и военной техники (далее - ВВТ), мировом престиже отечественного ВВТ, так и на благосостоянии предприятий ОПК, которые в перспективе могут выгодно коммерциализировать права на такие РИД.

2. Совместное правообла-дание предприятиями ОПК и Государственным заказчиком прав на РИД, созданными в рамках ГОЗ (за исключением результатов, отнесенных к ограниченным в обороте).

Этот путь позволит предприятиям ОПК применять весь предусмотренный объёмом закреплённых за ними прав спектр механизмов коммерциализации и, таким образом, кардинально повысить эффективность использования РИД. В настоящее время большинством предприятий и организаций используется один, самый простой механизм коммерциализации - использование в собственном производстве правообладателя. Этот механизм нацелен на коммерциализацию самих РИД, а не прав на них. Обладание же исключительными правами на РИД позволит использовать такие механизмы, как:

- предоставление права использования РИД по лицензионным и сублицензионным договорам;

- внесение РИД в качестве вклада в уставной капитал, например, в уставной капитал дочернего общества или малого инвестиционного предприятия при ВУЗе;

- внесение РИД в качестве залога;

- передача РИД в доверительное управление;

- передача РИД по договору коммерческой концессии;

- использование РИД в рамках государственно-частного партнерства.

Коммерциализация прав на РИД станет самостоятельным бизнесом предприятия, наряду с научными разработками и реализацией готовой продукции, содержащей интеллектуальную собственность.

По некоторым оценкам специалистов, в результате вовлечения в экономический оборот нематериальной составляющей имущественного комплекса капитализация предприятия в целом может возрасти примерно на 10-15%.

Основными преимуществами капитализации прав на РИД является:

- увеличение активов предприятия, что, несомненно, сказывается на росте его рыночной стоимости;

- получение дополнительного источника финансирования бизнеса, за счет того, что нематериальную составляющую можно продать, а также вложить в качестве вклада в уставные капиталы других предприятий;

- увеличение амортизационного фонда предприятия за счет того, что по нематериальным активам можно и необходимо начислять амортизацию;

- укрепление финансовой устойчивости предприятия;

- повышение инвестиционной привлекательности предприятия за счет инновационной компоненты и улучшение структуры капитала.

Со своей стороны, Государственный заказчик может контролировать использование РИД и получать дополнительный, предусмотренный договорами о совместном правообла-дании, доход от коммерциализации прав на РИД предприятиями ОПК.

3. Упорядочение предоставления прав на использование в рамках ГОЗ, военно-технического сотрудничества и коммерческой деятельности предприятий ОПК РИД, ранее получен-

ных при выполнении ГОЗ и, прежде всего, создание и развитие для этой цели инструментов, позволяющих предприятиям ОПК знакомиться с инвестиционной продукцией друг друга.

С учетом усиления действия интеллектуального и информационного факторов современного высокотехнологичного производства, целесообразно сформировать отдельную программу (проект), направленную на создание и развитие информационно-поисковых систем, содержащих комплексные данные о созданных ранее и создаваемых РИД.

Информационно-поисковые системы могут быть созданы:

- в локальной сети предприятия. Такая система позволит различным подразделениям (отделам) оперативно получить данные о завершенных разработках коллег и, в случае необходимости, воспользоваться их результатами для собственных нужд, не прибегая к дорогостоящему поиску решений на стороне;

- влокальных сетяхуправляющих компаний (холдингах, концернах). Такая система позволит предприятиям ОПК оперативно получить данные о РИД, созданных другими предприятиями, входящими в холдинговые структуры, выбирать перспективные технические решения и, в случае необходимости, приобретать у дружественного предприятия права на РИД на более выгодных условиях, чем на рынке, существующем за рамками холдинга или концерна;

- в глобальной сети Интернет, под руководством ФОИВ (в частности Минобороны России). Такая система, содержащая данные обо всех РИД, созданных и создаваемых в рамках отрасли (Министерства), позволит предприятиям оперативно находить информацию о РИД по интересующим их группам отрасли, выбирать перспективные технические решения и заключать соглашения

о передаче прав на РИД напрямую, не прибегая к услугам посредников. Также система может быть использована ФОИВ для учёта и оценки создаваемых РИД, сбора и обработки статистических данных по их созданию и использованию. Учет созданных результатов и оценка их ценности, в том числе и на основе данных о фактическом использовании, позволит существенно скорректировать оценку потенциала предприятий - исполнителей НИ-ОКР, способствовать отбору лучших исполнителей будущих работ, получению ожидаемых результатов и их доведению до стадии внедрения.

Каждая из вышеупомянутых информационных систем может быть связана с другими, как горизонтальными (предприятие - предприятие), так и вертикальными (предприятие -сторонний холдинг, предприятие - ФОИВ) связями. Информационные системы могут содержать в своем составе различные инструменты для сбора, обработки и анализа статистических сведений,их визуализации, построения патентных ландшафтов и т.п. Однако доступ к пользованию такими информационными системами должен быть ограничен.

По существу, речь идет о формировании государственных и корпоративных активов по отраслям и ключевым технологическим направлениям, по направлениям формирования той или иной технологии, которая выводит на качественно новый уровень развития конкретные системы и комплексы, разрабатываемые предприятиями ОПК.

Современный информационный ресурс сам по себе должен стать новой технологией и занять в системе государственного заказа ключевое положение. В частности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федера-

© £

Ю

I

2

сч со £

Б

а

2 ©

ции, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» в 2012 г. Правительство Российской Федерации должно было подготовить предложения по созданию единой информационной базы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатов интеллектуальной деятельности и технологий военного, специального и двойного назначения, конструкторской документации на продукцию военного назначения для их использования при создании инновационной продукции двойного и гражданского назначения.

4. Подготовка кадров в сфере экономики, права и управления интеллектуальной собственностью в предприятиях ОПК России и ФОИВ на основе государственного и корпора-тивногозаказов.

Приём на работу, подготовка и повышение квалификации кадров подразделений предприятий ОПК, отвечающих за весь спектр работы с РИД, осуществляется предприятиями на несистемной основе.

Подразделения комплектуются по остаточному принципу, изначальному уровню подготовки сотрудников не уделяется должного внимания, средства на повышение их квалификации выделяются в недостаточном объёме. Причинойэто-му является нежелание руководства предприятий ОПК тратить средства на такие подразделения, так как либо не ожидает от них материальной отдачи, не имея знаний о механизмах коммерциализации РИД, либо считает создание РИД невыгодным для себя в виду того, что ФОИВ потребует для себя исключительные права на создаваемые на предприятии РИД.

Естественно, существуют и передовые предприятия ОПК, где к данному вопросу относятся с должным вниманием, на которые созданы специализи-

рованные Управления,однако, их количество невелико.

Появление на рынке труда системно подготовленных кадров позволит укомплектовать предприятия сотрудниками, обладающими полным спектром знаний в области создания, оформления и учёта прав на РИД, что особенно важно с бухгалтерской и юридической точекзрения.Такие сотрудники смогут дать необходимые консультации различным службам предприятий, показать руководству полную картину преимуществ коммерциализации прав на РИД и, таким образом, не только способствовать получению наибольшей финансовой отдачи от РИД, имеющихся в распоряжении предприятий, но и заложить фундамент постановки на поток создания предприятиями инновационных РИД.

Литература

1. Д.Б. Изюмов, Е.Л. Кондратюк. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. Москва, Сборник «Инноватика и экспертиза», выпуск 2(11), 2013 г.

2. Н.И. Саталкина, С.И. Дворецкий, М.Н. Краснянский, В.Е. Галыгин, В.П. Таров, Т.В. Пась-ко, Г.И. Терехова. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности научных и образовательных учреждений: состояние и перспективы развития. Тамбов, издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012 г.

3. А.В. Тычинский, А.Ю. Павлов. Коммерциализация научных разработок. Тематический выпуск «Известия ЮФУ. Технические науки». Таганрог, 2013 г.

4. Материалы заседания секции № 7 II Военно-промышленной конференции Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации «Управление интеллектуальной собственностью в оборонно-промышленном комплексе», прошедшего в РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2014 г.

Potential ways of increase of efficiency of use of the results of intellectual activity received by the enterprises of defense industry complex

Punks D.V., Murashova S.V.

St. Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics

The article deals with the situation around the results of intellectual activity, obtained by the enterprises of the military-industrial complex during the execution of the state defense order and given an analysis of possible ways to improve the efficiency of use of the above results, such as attracting businesses to the specific topics of scientific research within the state defense order, joint ownership of the rights to results of intellectual activity, the creation of tools that allow enterprises of the military-industrial complex to get acquainted with innovative products to each other and training in the management of intellectual property based on state and corporate order.

Keywords: intellectual property, result of intellectual activity, commercialization of rights to results of intellectual activity, intellectual property rights, military-industrial complex, state defense order

References

1. D. B. Izyumov, E.L. Kondratyuk. Commercialization of results of intellectual activity. Moscow, Collection "Innovatics and Examination", release 2(11), 2013.

2. N. I. Satalkina, S. I. Dvoretsky, M. N.

Krasnyansky, V. E. Galygin, V.P. Tarov, T.V. Pasko, G. I. Terekhova. Commercialization of results of intellectual activity of scientific and educational institutions: state and prospects of development. Tambov, FGBOU VPO'S publishing house of "TGTU", 2012.

3. AV. Tychinsky, A.Yu. Pavlov. Commercialization of scientific developments. Thematic release "News of SFU. Technical science". Taganrog, 2013.

4. Materials of the meeting of section

No. 7 II of Military-industrial conference of the Russian Government Military-Industrial Commission "Management of intellectual property in defense industry complex" which has taken place in REU of G.V. Plekhanov, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.