определяющих ключевые тренды глобального развития.
УДК 330.341.1 Гончарова М.П.
ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: к.э.н., доц. Дудакова Л.Г.
ПРОБЛЕМЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ В САНКЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Аннотация: В данной статье рассматриваются понятия кластера, кластерной политики, её влияние на конкурентоспособность регионов и экономику страны в целом. На основе анализа ГИК определяется уровень конкурентоспособности и кластерного развития в ряде стран, таких как Швейцария, США, Сингапур, Россия. Исследуются и выявляются основные проблемы развития кластерной политики в России и способы их решения.
Ключевые слова: кластер, инновации, кластерная политика, инвестиции, глобальный индекс конкурентоспособности.
В условиях глобализации основной целью, которую ставят перед собой страны для повышения своей конкурентоспособности, является создание и поддержание эффективного функционирования собственного производства, ориентированного на удовлетворение не только внутренних потребностей, но
235
и потребностей мирового рынка, путем завоевания его своими товарами.
Мировая практика функционирования кластеров наглядно демонстрирует преимущества достижения экономического эффекта в области повышения конкурентоспособности и инновационно развития. В
235 Бондаренко Е.П. Кластерные инициативы в российской практике: особенности и перспективы развития. // Современные научные исследования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». №3 - 2015. - Т. 13. - С. 3511
связи с этим в последнее десятилетие в рамках государственной политики, федерально-целевых программ и стратегий развития все большее количество стран стали принимать меры по стимулированию формирования кластеров для подъема экономической деятельности в отдельных регионах.
Родоначальником кластерной теории является М. Портер, который определяет кластер как «систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которого, как целого, превышает простую сумму составных частей»236, за счет достижения синергетического эффекта. Он отмечает, что кластеры сильнее выражены в условиях развитой экономики, а развитие хорошо функционирующих кластеров является одним из самых существенных шагов на пути к развитой экономике. Кластеры в развивающейся экономике поверхностны, полагаются на импортные комплектующие и технологии.
Кластерный подход, появившийся в процессе изучения конкурентных преимуществ стран в условиях глобализации, по существу можно охарактеризовать как сферу пересечения нескольких направлений политики государства - внешнеэкономической, региональной, научно-технической и
237
промышленной, которые нашли свое отражение в кластерной политике.
Сегодня существует широкий спектр трактовок понятия «кластер». Связанно это, в первую очередь, с наличием различных подходов к изучению данного явления, а так же со спецификой деятельности тех организаций, которые являются структурными элементами того или иного кластера. В данной работе под кластерами понимаются комплексы промышленных компаний, предприятий, научно-исследовательских центров и учреждений, поставщиков продукции, комплектующих, проектных и специализированных
236 Портер М. Конкуренция : пер. с англ. М. : Вильямс, 2005
237 Миронова М.Н., Кардашова Ю.К. Мировой опыт кластерного подхода в государственной экономической политике: особенности и возможности применения в России // Мировая экономика. Ж. Известия УрГЭУ №2 (28). 2010. С.32
услуг и т.д., которые формируются на базе территориальной концентрации сетей, связанных между собой производственными, технологическими и иными отношениями. Причем, в данном случае, речь идет именно об инновационных территориальных кластерах, спецификой деятельности которых является реализация участниками кластера процессов создания
238
технологий и их коммерциализации.
Эффективность кластеров обусловлена рядом особенностей, которые отличают их деятельность. Так, при кластерном подходе основные усилия направлены на создание условий для реализации преимуществ кластеров по сравнению с традиционными формами организации производства.
В развитых странах кластерная теория на практике начала применяться в начале 90-х годов XX века благодаря трудам М. Портера, М. Энрайта, Дж. Даннинга, Р. Мартина. В современной России кластерная политика только набирает обороты и известна такими именами, как М.К. Бандман, Н.Н. Колосовский, Н.И. Ларина, И.В. Пилипенко и др.
На сегодняшний день кластерная политика, являясь конечным этапом развития региональной политики в передовых странах, определяется как система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов и предприятий, входящих в кластер, а также внедрение инноваций.
За счет повышения конкурентоспособности регионов, повышается конкурентоспособность экономики страны в целом. Сегодня существуют разные методологии анализа уровня развития конкурентоспособности стран по мере их инновационного развития. В качестве одного из обобщенных показателей для измерения уровня конкурентоспособности применяют Индекс глобальной конкурентоспособности.
238 Файдушенко В.А. Кластерная политика как инструмент инновационного развития региона // Экономические науки. Ж. Экономика и управление народным хозяйством. № 11(132). 2015.С.38
Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума (World Economic Forum).
Между ИГК и индексом кластерного развития стран была установлена тесная линейная зависимость, что позволяет рассматривать кластеры как один из ключевых факторов становления и развития конкурентоспособных экономик. Так, Европейской Комиссией доказано, что кластеры соответствуют современному подходу «открытых инноваций», согласно которому инновации создаются не в отдельных организациях, а в особой среде, где специализированные организации и высококвалифицированные работники эффективно взаимодействуют, дополняя друг друга, аккумулируя существующие знания, и генерируют новые идеи и продукты (инновационной системе).
Согласно данному индексу за 2015-2016 год, в 3 стран-лидеров по уровню конкурентоспособности и кластерного развития входят: Швейцария - с индексом 5.76, Сингапур - 5.68, США - 5.61, Россия, по сравнению с предыдущим периодом исследования, поднялась с 53 места на 45 с индексом 4.44.239
Таблица: Тройка стран-лидеров рейтинга по индексу конкурентоспособности, согласно ГИК, конец 2015 года
Рейтинг Страна Индекс
1 Швейцария 5.76
2 Сингапур 5.68
3 США 5.61
45 Россия 4.44
239 Информационно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» / Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015-2016 гг.: http://gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246
В зарубежных странах кластерную политику исторически подразделяют на 2 периода и 2 модели: политику первого и второго поколений, а также на континентальную и англосаксонскую модели. Тип проводимой кластерной политики зависит от роли государства в формировании кластера, т. е. от того, образовался ли кластер благодаря наличию уникальных конкурентных преимуществ или его создание было простимулировано «сверху». Для англосаксонских стран характерно стихийное формирование кластеров; в других странах Западной Европы преобладают кластеры, сформированные при непосредственном участии государства.
По состоянию на конец 2015 года в соответствии с рейтингом самых развитых стран в области кластеров, подготовленным Петербургским правовым порталом, выделено 5 ТОП-стран по количеству успешно работающих кластеров: США - 380 кластеров (в основном, компьютерные технологии), Италия - 206 кластеров (специализация - производство потребительских товаров и пищевое производство), Великобритания - 168 кластеров (биотехнологии и биоресурсы), Индия - 106 кластеров (компьютерные технологии), Франция - 96 кластеров (фармацевтика и косметика, производство продуктов питания).240
Россия на сегодняшний день переживает этап адаптации к реализации кластерной политики в специфических условиях функционирования власти, экономики, науки и образования, бизнеса и общества, а также в условиях сложившейся ситуации на мировой арене. Приоритеты использования инструментов кластерной политики определены в стратегических нормативно-правовых документах Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития, Стратегии инновационного развития до 2020 года и других нормативных документах,
240 Петербургский правовой портал: http://ppt.ru/news/134649
Постановлениях и Распоряжениях об оказании поддержки в области финансирования кластеров.
По данным Минэкономразвития, в соответствии с Программой поддержки территориальных инновационных кластеров, 26 из них уже получают субсидии, и в настоящем году в их число войдет Пермский кластер
241
фотоники (оптических технологий).
Минэкономразвития РФ субсидирует кластерные проекты с 2013 года. Первоначально субсидии составляли 1,3 млрд. рублей, в 2014 году увеличилась до 2,5 млрд. рублей, однако в 2015 году в связи с сокращением бюджетных расходов уменьшилась вдвое. По словам директора Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития РФ Шадрина А.Е., около 70% средств, выделяемых в рамках субсидий, направляется на развитие инфраструктуры кластеров.
Рис. Диаграмма объемов финансирования инновационных кластеров в 2012-2017 гг., млрд руб.
В 2015 году, по данным Министерства, кластеры, включенные в
программу, выпустили продукции на сумму около 2 трлн. рублей - на 0,5 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. В числе наиболее успешных кластеров
241
ТАСС: http://tass.ru/ekonomika/2684713.
А. Е. Шадрин отметил Нефтехимический кластер Башкортостана, кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины Калужской области, кластер информационных технологий Новосибирской области, аэрокосмический кластер Самарской области.
Сегодня вопрос реализации кластерной политики особенно обострился в условиях западных санкций. Поскольку основной целью организации территориального кластера выступает создание условий для реализации всех этапов производственного процесса внутри кластера, не выходя за внешний контур, достижение указанной цели будет способствовать импортозамещению, которое является актуальным направлением в области экспортно-импортной политики России. В перспективе обсуждается и планируется возможность создания совершенно новых кластеров по следующим направлениям: импортозамещение, экспорт, традиционные технологические отрасли, «новая экономика», углубление переработки
242
сырья.
По словам ведущего эксперта РКО Василия Абашкина, сначала запуска проекта "Карта кластеров России" в сентябре 2015 года на карте представлены 86 кластеров, объединяющие более 2 тысяч организаций-участников, на которых занят 1 миллион работников. Среди них и пилотные инновационные кластеры, и потенциальные участники реестра промышленных кластеров, и кластеры, поддерживаемые центрами кластерного развития, и независимые кластерные инициативы. Большинство кластеров, зарегистрированных на карте, осуществляют свою деятельность в высокотехнологичных отраслях (производство машин и оборудования, ИКТ, фармацевтика, новые материалы).
В связи с востребованностью кластеров и увеличением их количества, выявляются побочные явления их создания и реализации, такие как:
242 Электронная версия журнала «Эксперт»: www.expert.ru - новости экономики [08.03.2015]
возможность эффекта блокировки компаний, т. е. не исключено, что одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными; угроза гиберспециализации кластера; излишняя «брендизация» кластера.
Согласно приверженцам данной концепции в процессе брендизации термин "кластер" автоматически воспринимается как конкурентоспособный. Именно поэтому многие регионы активно используют его как бренд. Они называют инициативу кластером, заранее уверенные, что инвестор клюнет на эту удочку, реагируя на бренд в соответствии со своим пониманием кластера. В свою очередь, региональные власти могут прогадать, делая ставку на привлечение в кластер, например, ТНК. Роль транснациональных компаний в кластерном развитии не ясна. С одной стороны, они дифференцируют специализацию малых фирм в кластере, но с другой, - могут их поглотить. В условиях, когда фирмы работают в интересах одной корпорации, при смене конъюнктуры рынка возможна переориентация заказов, например, в другую страну. И это может привести к краху экономики региона.
Помимо этого, еще одной проблемой может выступать создание кластеров «сверху», что предполагает искусственную организацию кластера, путем выявления региона-лидера, определение точки его роста и выделении денег, после чего предполагается его бурное развитие. Опасность такого отбора кроется в его основании: бизнес-инициатива может подменяться инициативами и интересами чиновника.
Во избежание подобных проблем необходима, в первую очередь, четко регламентированная нормативно-правовая база: определение кластерной политики как одного из вида государственной политики, а не как разновидность инвестиционной и инновационной политик.
Во-вторых, для успешного функционирования кластера и реализации основных целей и задач его созидания, необходимы не только инвестиции со
стороны государства и бизнес-участников, но и подготовка квалифицированных кадров, стимулирование интереса научно -исследовательских центров и институтов к совместной разработке проектов и инноваций.
В-третьих, обеспечить дальнейшее развитие кластера невозможно без определенной доли финансовых вложений, которые могут позволить выйти на принципиально новых уровень развития как кластера в целом, так и отдельных его участников.
В-четвертых, необходимо пресечь процесс «брендизации» кластера посредством прохождения ряда проверок независимых экспертов, в результате которых выдавался бы официально-заверенный документ о соответствии кластера его основополагающим целям, задачам и результатам разработок, если таковые имеются.
Безусловно, на фоне выявленных проблем многие эксперты в данной области все еще задаются вопросом о необходимости проведения кластерной политики на территории России. Однако большинство все же склоняются к тому, что по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главных задач: повышению конкурентоспособности российской экономики посредством развития конкурентных рынков, повышению инновационности различных отраслей экономики, ускорения развитию малого и среднего бизнеса, расширению технологической, научной и информационной инфраструктур, мобильности в использовании местных ресурсов, усилению партнерских отношений во внешнеэкономическом сотрудничестве, стимулированию инициативы на местах и активизации взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.