экономические Левченко Татьяна Александровна
науки КЛАСТЕРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ...
УДК 330.341.1
КЛАСТЕРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ РОССИИ
© 2017
Левченко Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современных условиях высокой глобальной конкуренции особое значение приобретает формирование эффективной национальной инновационной системы. Одним из инструментов, используемых в этих целях, являются инновационные кластеры. Для инновационных кластеров характерно динамичное саморазвитие, они успешно выполняют функцию точки роста для экономики региона, в котором располагаются. Россия не входит в число лидеров в области инновационной и глобальной конкурентоспособности, что подтверждает слабость ее инновационной системы. Поэтому столь важно более активно использовать успешный зарубежный опыт по совершенствованию национальной инновационной системы, в том числе институт кластеров. Инновационные кластеры являются объектом государственной экономической политики в России уже более 10 лет, но наиболее активно развиваются в последние 5 лет. Механизмы поддержки развития кластеров в России предусматривают использование большинства мер, принятых за рубежом, преимущественно финансового характера. Большая часть государственных средств, направляемых на поддержку кластеров, идет на развитие инновационной и образовательной инфраструктуры. Однако уровень развития инновационных кластеров все еще недостаточно высок, поэтому необходимо сформировать систему, позволяющую увеличить количество инновационных кластеров и улучшить показатели их функционирования. Это станет основой для повышения инновационной составляющей развития национальной экономики.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, национальная инновационная система, инновационная конкурентоспособность, глобальная конкурентоспособность, кластер, инновационный кластер, кластерная политика, кластерные проекты, Россия.
CLUSTERS AND THEIR ROLE IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL INNOVATION
SYSTEM IN RUSSIA
2017
Levchenko Tatiana Aleksandrovna, candidate of economical science, associate professor of the chair of economics
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street 41, e-mail: [email protected]) Abstract. In modern conditions of high global competition, the formation of an effective national innovation system becomes especially important. One of the tools used for this purpose are innovative clusters. Innovative clusters are characterized by dynamic self-development; they successfully serve as a function of growth for the economy of the region in which they are located. Russia is not among the leaders in the field of innovative and global competitiveness, which confirms the weakness of its innovation system. Therefore, it is so important to use more actively the successful foreign experience in improving of national innovation system, including the institution of clusters. Innovative clusters have been the subject of state economic policy in Russia for more than 10 years, but have been most actively developed in the last 5 years. The mechanisms for supporting of cluster development in Russia provide for the use of most measures taken abroad, mainly of a financial nature. Most of the public funds allocated to support clusters are spent on the development of innovative and educational infrastructure. However, the level of innovative cluster development is still not high enough; therefore it is necessary to form a system that allows increasing the number of innovative clusters and improving their performance. This will be the basis for increasing the innovative component of the national economy development.
Keywords: innovation, innovation development, national innovation system, innovative competitiveness, global competitiveness, cluster, innovation cluster, cluster policy, cluster projects, Russia.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная экономика, основанная на знаниях, не может успешно развиваться без ярко выраженной инновационной составляющей. Инновационная активность различных экономических субъектов является определяющим фактором эффективности и конкурентоспособности как их самих, так и национальной экономики в целом. Свое влияние оказывает и глобальная конкуренция, ужесточающая год от года, а потому настоятельно требующая поиска и использования новых организационных форм создания и освоения инноваций.
Опыт последних десятилетий как развитых, так и развивающихся стран показал, что одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих активизировать инновационную деятельность и повысить ее качество, являются инновационные кластеры. Проведение активной кластерной политики позволяет усиливать рыночные позиции участников кластера, способствует динамичному развитию регионов, увеличению их экспортных возможностей, преодолению структурных диспропорций, ориентации на производство с использованием современных технологий, методов и форм управления.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы ин-
новационного развития национальной экономики проанализированы в экономической литературе достаточно глубоко. Так, одним из первыхразработчиков теории инновационного развития был Й. Шумпетер, который разграничил термины «экономический рост» и «экономическое развитие». Он определил экономическое развитие как «появление чего-то нового, неизвестного ранее, или, иными словами, инновации», а также выделил источники и факторы инноваций [1]. Воздействие на инновационную деятельность научно-технического прогресса, развитие экономической системы под влиянием инноваций было рассмотрено Дж. Шмуклером [2]. Теории постиндустриального и нового индустриального обществ, заложившие основы формирования современной инновационной экономики, были разработаны Дж. Гелбрэйтом [3], П. Друкером [4], М. Кастельсем [5]. Из отечественных авторов, внесших вклад в теорию мирового инновационного развития, можно выделить академика Н.И. Иванову [6, 7].
Большую роль в развитии инноваций в современном мире играют кластеры. Определение сущности кластеров можно найти в работах М. Портера [8], К. Киттелса [9]. Понятие инновационных кластеров, присущие им черты, особенности эволюции, современное значение для национальной экономики, а также теоретико-методические основы управления такими структурами рассматривали В.К. Щербин [10], С.И. Рекорд [11], Д.Л.
Левченко Татьяна Александровна economic
КЛАСТЕРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ... sceinces
Напольских [12], М.Б. Щепакин, Ю.В. Томилко [13] и др. Тем не менее, проблемы выбора инструментов совершенствования национальных инновационных систем с использованием кластерного подхода и учетом национальных особенностей остаются недостаточно изученными.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является выявление особенностей воздействия кластерной политики на уровень инновационного развития национальной экономики России и разработка с учетом мирового опыта предложений по совершенствованию российской кластерной политики как фактора развития национальной инновационной системы. Для достижения указанной цели представляется необходимым определить основные особенности инновационных кластеров и их роль в развитии национальной экономики, проанализировать мировой и отечественный опыт развития инновационных кластеров. Это станет основанием для определения возможных направлений совершенствования кластерной политики РФ с учетом потребностей развития национальной инновационной системы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Инновационное развитие - это такая тенденция развития экономики, в результате которой она приобретает новое качественное состояние и структуру, обеспечивающую приоритет инновационной деятельности. Экономическое развитие, базирующееся на инновациях, обеспечивает интенсивный экономический рост, основанный на последних, наиболее передовых и перспективных знаниях и технологиях. Описанный процесс полностью соответствует современным тенденциям, когда основу производительных сил составляет научно-технический прогресс. Каждая страна и регион имеют свои характерные особенности инновационного развития и повышения потенциала в данной области, что составляет особенности национальной инновационной системы.
Достаточно высоким уровнем государственного и межгосударственного регулирования инновационного развития выделяется Евросоюз. Свидетельством этого являются высокие места стран ЕС в международных рейтингах конкурентоспособности. Кроме ведущих европейских стран в десятку самых конкурентоспособных стран мировой экономики входят также США и наиболее развитые азиатские страны (Япония, Сингапур, Гонконг). Соответствующие данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Инновационная и глобальная конкурентоспособность ведущих стран мира в 2015-2016 гг. [14, 15]
2015 2016
Страна Рейтинг Оценка Рейтинг Оценка Рейтинг Оценка Рейтинг Оценка
по GCI GCI по GII GII по GCI GCI по GII GII
Швейцария 1 5,76 1 68,30 1 5,73 1 66,28
Сингапур 2 5,68 7 59,36 2 5,69 б 59,16
США 3 5,61 5 60,10 Ъ 5,67 4 61,40
Нидерланды 5 5,50 4 61,58 4 5,61 9 58,29
Германия 4 5,53 12 57,05 5 5,58 10 57,94
Швеция 9 5,43 3 62,40 б 5,50 2 63,57
Великобритания 10 5,43 2 62,42 7 5,49 Ъ 61,93
Япония б 5,47 19 53,97 S 5,43 16 54,62
Гонконг 7 5,47 И 57,23 9 5,43 14 55,69
Финляндия 8 5,45 6 59,94 10 5,44 5 59,90
Россия 53 4,44 4S 39,32 43 4.48 43 38,50
В таблице 1 для оценки использованы два известных индекса, используемых для сравнительной оценки стран мира: Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, GCI) и Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index, GII). Согласно представленным данным первая тройка наиболее конкурентоспособных стран мира в 2015-2016 гг. остается неизменной: Швейцария, Сингапур и США. Они же входят и в первую десятку стран по глобальному индексу инноваций, улучшив в 2016 г. свои позиции. В 2016 г. только Япония и Гонконг не вошли в топ-10 по последнему индексу.
Россия не входит в число лидеров в области инно-240
вационной и глобальной конкурентоспособности, что подтверждает слабость ее инновационной системы. Систематизируя причины недостаточного уровня инновационного развития России, можно выделить следующие:
- недостаточное развитие некоторых обязательных элементов национальной инновационной системы (страхование инновационных инвестиций, система венчурного финансирования, лизинг высокотехнологичной продукции);
- специфическая структура российской экономики, которая определяет большую выгодность инвестиционных вложений в отрасли сырьевой направленности;
- недостаточный уровень государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;
- узкий масштаб распространения наиболее перспективных инновационных разработок;
- недостаточную привлекательность инноваций для многих предприятий, что определяет их слабую восприимчивость к новым разработкам.
Исследование опыта развитых стран показывает, что успешное развитие национальных инновационных систем во многом зависит от качественного уровня развития институтов, обеспечивающих разработку и продвижение инноваций. Так, в ведущих странах функционируют эффективные механизмы инновационного развития на основе использования государственно-частного партнерства, бизнес-ангелов, венчурных фондов, направленные на модернизацию национальных экономик в инновационном направлении. Активно используется и институт кластеров, особенно кластеров инновационного типа.
Широко известным термин «кластер» стал после публикации работ американского бизнес-экономиста М. Портера, основной темой которых являются исследования территориальной организации производительных сил и их связь с понятием конкурентоспособности [8]. М. Портер проанализировал более ста отраслей в десяти странах и установил, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании не распределены бессистемно, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране или регионе. Это явление объясняется стремлением сгенерировать синергетический эффект за счет взаимодействия различных фирм и их структурных подразделений. Именно на такой основе и формируется кластер как совокупность фирм, отраслей, которые, взаимодействуя между собой, способствуют росту конкурентоспособности друг друга.
Кластер является оптимальной средой для создания, внедрения и распространения инноваций, что определяется нижеперечисленными его особенностями [16]:
- наличие трудовых ресурсов высшей квалификации;
- географическая близость, создающая благоприятные возможности для распространения знаний;
- функционирование в кластерах многочисленных представителей малого и среднего бизнеса, для которых характерна высокая степень гибкости, способствующая инновационному росту.
Поэтому чем больше в стране кластеров (промышленных и инновационных), тем больше ее возможности в области создания и продвижения инноваций. Эту тенденцию подтверждает взаимосвязь численности кластеров с индексом инновационного развития страны. Наибольшее количество кластеров функционирует в США, Финляндии, Великобритании, Франции, Канаде и Германии. Именно для этих стран характерно и наибольшее значение глобального индекса инновации (более 54). Исключение в данной закономерности составляет лишь Италия, однако в этой стране распространены кластеры небольшого размера, не ориентированные исключительно на развитие инновационной деятельности.
Обычно с распространением кластеров усиливается их инновационная направленность, которая лежит в основе конкурентоспособности данных структур. Так,
экономические науки
Левченко Татьяна Александровна КЛАСТЕРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ...
например, в настоящее время в Европе кластеризацией охвачены преимущественно такие отрасли, как машиностроение и электроника, биотехнологии, фармацевтическая и косметическая промышленность, транспорт и инфраструктура, а также легкая промышленность. В целом же выделяют три основных мировых центра инновационного кластерного развития: североамериканский, западноевропейский и азиатский.
Инновационные кластеры представляют немалый интерес и для российской экономики, являются объектом государственной экономической политики уже более 10 лет. Разработка осознанной системной инновационной политики на макро- и мезоуровне началась после кризиса 2008 г. В 2012 г. премьер-министр России утвердил перечень из 25 территорий, отобранных на основании конкурса, на которых при поддержке государства будут формироваться инновационные территориальные кластеры. В настоящее время кластеризацией в разной степени охвачены почти все федеральные округа России.
Согласно данным Российской кластерной обсерватории и геоинформационной системы «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры» в России функционирует 39 территориальных инновационных кластера, из них 27 (69,2%) включены в перечень пилотных инновационных территориальных кластеров [17, 18]. По уровню организационного развития российские инновационные кластеры разделены следующим образом: 22 кластера имеют начальный уровень организационного развития (56%), 9 - средний (23%), 8 - высокий (21%). Отечественные инновационные кластеры расположены во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского и Крымского. Наибольшее представительство - в Приволжском и Центральном федеральных округах (12 и 10 соответственно), наименьшее - в Уральском и Дальневосточном (по одному). Наибольшее количество инновационных кластеров в РФ специализируется в области фармацевтики (их 6). Кроме того, популярными специализациями являются ядерные и радиационные технологии, микроэлектроника и приборостроение, производство машин и оборудования, информационно-коммуникационные технологии, авиастроение, новые материалы.
По данным Минэкономразвития России, за период 2013-2016 гг. инновационные территориальные кластеры достигли следующих показателей [19]:
- 7,39 трлн. руб. - объем произведенной продукции, работ и услуг;
- 137,4 тыс. - число новых / модернизированных высокопроизводительных рабочих мест;
- 55,9 тыс. человек - прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации как сотрудники организаций-участников кластеров;
- 2848,5 тыс. руб. - средняя ежегодная выработка на 1 работника организации-участника кластера;
- 551,64 млрд. руб. - объем инвестиций из внебюджетных источников.
Основные показатели деятельности инновационных территориальных кластеров (ИТК) РФ в 2013-2016 гг. представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, объемы производства в инновационных кластерах имели тенденцию к ежегодному росту более чем на 10% в год. Увеличивается и число создаваемых рабочих мест, производительность труда (также более чем на 10% в год). Объемы инвестиционных вложений в развитие кластеров растут, однако темпы их прироста снижаются, особенно заметным это было в 2015 г. В целом можно отметить положительный тренд показателей, характеризующих развитие инновационных кластеров России.
Одиннадцать кластеров признаны Минэкономразвития России лидерами инвестиционной привлекательности мирового уровня [20].
Большая их часть расположена в Поволжье и специа-
лизируется в области фармацевтики и машиностроения.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности инновационных территориальных кластеров РФ в 20132016 гг.
Показатель 2013 2014 2015 2016 Темп прироста, %
2014 к 2013 2015 к 2014 2016 к 2015
Объем произведенной продукции, работ и услуг, трлн. руб. 1,54 1,71 1,97 2,17 11,0 15,2 10,2
Число новых модернизированных высокопроизводительных рабочих мест. 27,21 32,68 36,09 41,42 20,1 10,4 14,8
Количество сотрудников НТК, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации: тыс. 8,29 15,23 16,22 16,13 83,7 6,5 -0,6
Выработка на 1 работника организации-участника, тыс. руб. 2630 2630 2899 3235 0,0 10,2 11,6
Объем инвестиционных затрат органи-зашга-участников, млрд. руб. 82,6 93,2 93,3 98,1 12,8 1,1 5Д
Общий объем инвестиций в развитие кластера из внебюджетных источников; млрд.руб. 91Д0 132,29 139,40 181,75 45,1 5,4 30,4
Одним из механизмов, позволяющих усилить инновационную деятельность, является эффективная инновационная кластерная политика, предполагающая использование следующих инструментов [12; 21-26]:
- региональные, а также межведомственные и межрегиональные стратегии и программы инновационного развития;
- государственная поддержка процесса коммерциализации результатов научных исследований и прикладных разработок;
- создание благоприятного бизнес-климата, создающего условия для работы инновационно активных промышленных предприятий (снижение налоговой нагрузки на расходы на НИОКР, а также на деятельность, напрямую не связанную с исследованиями и разработками, но способствующую их проведению; финансовая поддержка реализуемых кластерных проектов; уменьшение степени государственного администрирования);
- стимулирование спроса на продукцию кластера;
- кооперация научных и учебных учреждений, организаций инновационной инфраструктуры и промышленных структур;
- развитие партнерства государство-бизнес-наука;
- регулярный мониторинг развития инновационной, кластеро ориентированной деятельности;
- развитие инфраструктуры и коммуникаций;
- содействие формированию компетентного человеческого потенциала (система подготовки и переподготовки кадров, содействие социальному развитию персонала).
Основополагающим документом, определяющим рамки кластерной политики России, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [27]. В данном документе важнейшим условием модернизации экономики и реализации конкурентного потенциала регионов обозначено создание сети территориально-производственных кластеров двух типов: инновационных высокотехнологичных (в урбанизированных регионах) и территориально-производственных, нацеленных на структурную перестройку промышленности, ориентацию ее на использование высоких технологий. На необходимости поддержки инициатив по созданию и развитию кластеров нацелена и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [28].
Однако по-настоящему активно кластерная политика начала реализовываться с июня 2012 г., когда был сформирован «Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров» [29], куда по итогам конкурсного отбора вошли 25 кластерных проектов с высоким научно-техническим потенциалом. Большинство из них реализуется в инновационных анклавах, уже имеющих особые преференции, - на территории наукоградов, закрытых административно-территориальных образований, и технико-внедренческих зон. Кроме того, важным документом, описывающим
Левченко Татьяна Александровна КЛАСТЕРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ..
economic sceinces
механизмы поддержки кластеров, является Стратегия приоритетного проекта Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня».
Механизмы поддержки развития кластеров в России предусматривают использование большинства мер, принятых за рубежом: особый налоговый режим, льготное кредитование и заемное финансирование, гарантирование займов, инвестиции в рамках госпрограмм и инвестиционных программ государственных компаний, прямые инвестиции, развитие венчурной экосистемы регионов, субсидии компаниям, образовательным учреждениям субъектам РФ и софинансирование региональных программ, поддержка внешнеэкономической деятельности участников кластеров, образовательные программы для органов управления кластерами, информационная поддержка участников кластеров.
Большая часть государственных средств, направляемых на поддержку кластеров, идет на развитие инновационной и образовательной инфраструктуры (около 70%). На повышение квалификации, переподготовку кадров, методическую, организационную, экспертно-ана-литическую и информационную поддержку приходится 19% затраченных средств; на развитие кооперации и продвижение продукции, в том числе на внешние рынки - 9%. И, наконец, только 2% тратится на развитие инженерной и социальной инфраструктуры [19].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенное исследование показало, что для развития российской национальной инновационной системы кластеры играют важную роль. Они способствуют ее развитию, являясь точками роста промышленности и науки.
В свою очередь, для успешного функционирования кластеров необходимо учитывать зарубежный опыт и направить усилия на следующие направления:
- развитие кластеров на основе сети бизнес-инкубаторов, средних и малых компаний, сотрудничающих с органами государственной власти, что будет способствовать созданию инфраструктуры инноваций и привлечению иностранных инвесторов;
- обязательный учет региональной специфики, в том числе внешнеэкономического потенциала регионов. Это определяет необходимость разработки Программы инновационных кластеров для одного из наиболее перспективных регионов России - Дальневосточного федерального округа, которая будет иметь огромное значение не только для увеличения экспорта инновационной продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и для развития международной инновационного сотрудничества отечественных компаний с азиатскими ТНК;
- развитие законодательства в области государственно-частного партнерства, коммерциализации инноваций, импорта перспективных зарубежных технологий;
- регулярный мониторинг производственных возможностей организаций - действительных и потенциальных участников кластера, проводимый по единой методике, и являющийся основой для принятия управленческих решений;
- формирование совместно с зарубежными партнерами (например, китайскими) кластеров в тех отраслях, которые являются стратегическими важными для России, делая акцент на сотрудничество в области исследований и разработок, а также на осуществление крупных проектов в приоритетных областях;
- формирование бизнес-климата, способствующего развитию малого и среднего бизнеса инновационной направленности;
- пропаганда и популяризация инновационного бизнеса государством с одновременной его финансовой поддержкой;
- развитие региональной производственной, транспортной, финансовой, социальной инфраструктуры.
В результате применения такого подхода можно ожидать повышения эффективности национальной инновационной системы России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
2. Schmookler J. Invention and Economic Growth. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1966.
3. Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: АСТ, 2004. 608 с.
4. Друкер П. Бизнем и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
6. Иванова Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М.: ИМЭМО РАН, 2001. 155 с.
7. Иванова Н.И. Россия в полицентричном мире / в кн.: Инновации как драйвер социокультурного развития. / ред. В.И. Супруна. Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2013. 372 с.
8. Портер М.Е. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер. 2011. 454 с.
9. Ketels С.Н.М. The Development of the duster Concept - Present Experiences and Further Developments. Paper prepared for NRW conference on clusters, Duisburg, Germany, 5 Dec 2003 / Harvard Business School, 2003. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.isc.hbs. edu/pdf/Frontiers_of_Cluster_Research_2003.11.23.pdf.
10. Щербин В.К. Инфраструктурные составляющие инновационной экономики. Минск: Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, 2010. 312 с.
11. Рекорд С. И. Развитие промышленно-иннова-ционных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия. СПб: СПбГУЭФ, 2010. 109 с.
12. Напольских Д.Л. Инновационный кластер как институт территориального развития. М.: Перо, 2013. 149 с.
13. Щепакин М.Б., Ю.В. Томилко Теоретико-методологические аспекты управления инновационным кластером. Краснодар: Юг, 2013. 147 с.
14. The Global Innovation Index 2015 [Electronic resources] // The Global Innovation Index. Mode of access: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/ reportpdf/GII-2015-v5.pdf.
15. The Global Innovation Index 2016 [Electronic resources] // The Global Innovation Index. Mode of access: https://www.globalinnovationindex.org/gii-2016-report.
16. Воронов А.С., Леонтьева Л.С. К вопросу о типах региональных инновационных // Статистика и экономика. 2016. № 3. С. 8-12.
17. Карта кластеров России [Электронный ресурс] // Российская кластерная обсерватория: официал. сайт. -Режим доступа: http://map.cluster.hse.ru/list.
18. Кластеры [Электронный ресурс] // Геоинформационная система «Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры»: официал. сайт. Режим доступа: https://www.gisip.ru/#!ru/clusters.
19. Хафизов Р.Р. Территориальные кластеры как драйверы инновационного развития региона [Электронный ресурс] // LinkedIn Corporation. Режим доступа: https:// www.slideshare.net/Friifond/2016-63940723.
20. Отобраны участники приоритетного проекта Минэкономразвития по развитию инновационных кластеров [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: официал. сайт. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depino/2016191004.
21. Акопян А.Р. Роль кластеров в развитии современных национальных инновационных систем субъектов мирового хозяйства: дис...канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2016. 166 с.
экономические науки
Левченко Татьяна Александровна КЛАСТЕРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ...
22. Розанова Н.М., Костенко Е.Д. Инновационные кластеры и кластерная политика государства: провалы рынка vs провалы государства // Тегга есопоткш. 2014. Т. 12. № 1. С. 41-52.
23. Козина Е.В. Региональный кластер как элемент внутренней среды региональной социально-экономической системы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 255-261.
24. Великая Е.Г., Папян А.Г. Предпринимательский кластер как форма эффективного взаимодействия предприятий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 105-110.
25. Бареев Т.Ф. Классификация кластеров в современной экономической теории // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 57-61.
26. Григорьева О.В., Григорьева Н.С. Исследование структуры и признаков кластера на примере строительного кластера республики Татарстан // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 72-75.
27. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e35 9e8af09d7244d8033c66928fa27e527/.
28. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. №2227-р (ред. от 08.11.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/f62ee45fa efd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/.
29. Перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров // Министерство экономического развития Российской Федерации: официал. сайт. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/innovations/politic?WCM_PI=1&WCM_ Page.556a41804309ce5898fbbb1aee474279=3.
Статья поступила в редакцию 29.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.