Научная статья на тему 'Проблемы классификации гостиничных предприятий в Российской Федерации: аналитический аспект'

Проблемы классификации гостиничных предприятий в Российской Федерации: аналитический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3024
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦА / КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / HOTEL / CLASSIFICATION OF HOTEL ENTERPRISES / HOTEL BUSINESS / IMPROVING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнеев Алексей Алексеевич, Руднева Марина Яковлевна, Шиянова Алёна Михайловна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами классификации гостиничных предприятий в Российской Федерации, показано, что классификация гостиничных предприятий в настоящее время является одним из самых актуальных вопросов гостиничного хозяйства. Авторами рассмотрены основные нормативно-правовые документы, в которых отражены вопросы классификации гостиничных предприятий, проанализированы основные преимущества прохождения классификации гостиничными предприятиями, а также показано, что введение обязательной классификации гостиничных предприятий в нашей стране будет способствовать развитию этого сектора экономики. В статье рассматриваются основные проблемы, которые затрудняют прохождение гостиничными предприятиями классификации средств размещения. Особое внимание акцентируется на методах стимулирования гостиничных предприятий для прохождения классификации средствами размещения, выделяются и описываются характерные особенности положительной динамики после прохождения данной классификации. Авторы приходят к выводу, что именно государство должно быть заинтересовано в мерах стимулирования гостиничных предприятий в получении категории и именно оно может повлиять на выход гостиничного хозяйства Российской Федерации на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION PROBLEMS OF HOTEL ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION: ANALYTICAL ASPECT

Classification of hotel business is currently one of the most pressing issues of the hotel industry. The article examines the issues related to classification problems of hotel enterprises in the Russian Federation. The authors consider the main legal documents, in which the classification of hotel enterprises is reflected, analyze the main advantages of passing the procedure of classification for hotel companies, and justify that the introduction of a mandatory classification of hotel business in our country will contribute to the development of this sector. The article considers the main problems that obstruct the hotel companies to pass the classification. Particular emphasis is placed on methods of stimulating hospitality enterprises to pass the classification of accommodation facilities. The article distinguishes and describes the characteristics of the positive dynamics after the passage of this classification. The authors conclude that namely state should be interested in stimulating of hotel businesses to get the category and that it can impact on movement of hotel industry of the Russian Federation on a new level.

Текст научной работы на тему «Проблемы классификации гостиничных предприятий в Российской Федерации: аналитический аспект»

УДК 379.832 Б01: 10.12737/19730

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Корнеев Алексей Алексеевич, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и организации туристической деятельности,

[email protected],

Руднева Марина Яковлевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры технологии и организации туристической деятельности,

[email protected],

Шиянова Алёна Михайловна, магистрант, [email protected]

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами классификации гостиничных предприятий в Российской Федерации, показано, что классификация гостиничных предприятий в настоящее время является одним из самых актуальных вопросов гостиничного хозяйства. Авторами рассмотрены основные нормативно-правовые документы, в которых отражены вопросы классификации гостиничных предприятий, проанализированы основные преимущества прохождения классификации гостиничными предприятиями, а также показано, что введение обязательной классификации гостиничных предприятий в нашей стране будет способствовать развитию этого сектора экономики. В статье рассматриваются основные проблемы, которые затрудняют прохождение гостиничными предприятиями классификации средств размещения. Особое внимание акцентируется на методах стимулирования гостиничных предприятий для прохождения классификации средствами размещения, выделяются и описываются характерные особенности положительной динамики после прохождения данной классификации. Авторы приходят к выводу, что именно государство должно быть заинтересовано в мерах стимулирования гостиничных предприятий в получении категории и именно оно может повлиять на выход гостиничного хозяйства Российской Федерации на новый уровень.

Ключевые слова: гостиница, классификация гостиничных предприятий, гостиничный бизнес, повышение конкурентоспособности

Классификация гостиничных предприятий в настоящее время является одним из самых актуальных вопросов гостиничного хозяйства, волнующих как бизнесменов гостиничного дела, так и туристов, которые выбирают наиболее оптимальные условия для проживания во время своей поездки.

Сегодня в отечественной и мировой практике существуют различные системы классификации гостиничных предприятий, которые основываются на следующих принципах деления [7]:

1) характер взаимоотношений между владельцем гостиницы и управленческим звеном гостиничного предприятия;

2) масштаб деятельности (количество гостиничных услуг, номеров, мест размещения);

3) разновидность предоставляемых гостиничных услуг.

Следует отметить, что категорирование гостиничных предприятий в мировой практике является эффективной и общепризнанной формой обеспечения высокого качества, безопасности и конкурентоспособности гостиничных услуг.

В настоящее время официальные системы классификации гостиничных предприятий используются в 64 странах мира [6]. Одни системы являются национальными, другие разработаны внутри туристических организаций, третьи -гостиничными сетями. Но все они отвечают основным положениям утвержденного Всемирной туристской организацией документа «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации», который является международным стандартом для проведения классификаций гостиничных предприятий и носит рекомендательный характер.

Что касается Российской Федерации, то к основным нормативно-правовым документам, в которых рассматриваются вопросы классификации гостиничных предприятий, относятся следующие.

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»6. В нем прописано, что «классификация является формой государственного регулирования туристской деятельности», но не указывается, является ли эта классификация обязательной или добровольной.

2. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями»7. Согласно данному документу классификация гостиничных предприятий осуществляется в добровольном порядке и преследует ряд целей (рис. 1), среди которых главными можно назвать предоставление потребителям гостиничных услуг достоверной и полной информации о соответствии объекта туристской

6 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/136248/

7 Приказ Министерства культуры РФ от 11.07.2015 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». URL: http://base.garant.ru/70843354/

индустрии конкретной категории и увеличение конкурентоспособности гостиничных услуг.

Рисунок 1 - Основные цели классификации гостиничных предприятий

Классификация гостиничных предприятий проводится в 3 этапа:

1) экспертная оценка объектов туристской индустрии;

2) принятие решения;

3) получение объектом туристской индустрии свидетельства (выдается на 3 года).

Гостиничному предприятию, прошедшему классификацию, присваивается одна из

шести категорий: от «без звезд» до «пять звезд».

При проведении экспертной оценки гостиничных предприятий оценивается не только состояние материально-технической базы, но и такие характеристики обслуживания, как использование профессиональных стандартов и технологий. Все эти элементы обусловливают успешную работу гостиничного предприятия и позволяют дать оценку качеству оказываемой им услуги [1].

В последнее время перспективы и проблемы классификации гостиничного сектора обсуждаются наиболее активно. Большинство экспертов сходятся в одном мнении, что обязательная классификация гостиниц в Российской Федерации приведет к полному

порядку на рынке. Однако далеко не все управленцы гостиничных предприятий или других средств размещения согласны на обязательную классификацию. В свою очередь Министерство экономического развития Российской Федерации не поддержало идею о введении обязательной классификации гостиничных предприятий, которую предложило Министерство культуры Российской Федерации: Минэкономразвития РФ считает, что введение обязательной классификации может послужить барьером для ведения бизнеса, привести к дополнительным расходам и всё это отразится на стоимости услуг размещения [4].

В ведомстве Улюкаева считают, что нужно сделать обязательным условием для гостиничных предприятий доведение до потребителя информации об отсутствии или наличии звезд и присвоенной категории, или об отсутствии таковой в случае не прохождения классификации. Наряду с этим отмечается, что именно посредством стимулирования прохождения данной классификации гостиничных предприятий на добровольной основе может привести к поэтапному переходу к всеобщей классификации гостиничных предприятий и других средств размещения [4].

Порядок проведения обязательной классификации гостиничных предприятий коснулся тех объектов, которые обслуживали Олимпиаду в Сочи в 2014 году. Деятельность этих объектов регулировалась «Законом о проведении олимпийских игр», который предусматривал обязательную классификацию в период с апреля 2011 года по 2016 год. Помимо этого, закон также предусматривал штрафы гостиницам, не прошедшим классификацию. В итоге более 190 средств размещения Краснодарского края получили официальную категорию [5].

В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предполагается введение процедуры обязательной классификации объектов средств размещения, что говорит о положительной тенденции на гостиничном рынке. Классификация позволит гостиничному предприятию улучшить качество обслуживания и сервиса, повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников, усовершенствовать материально-техническую базу, т.к. всё это будет подтверждаться экспертом, результатом работы которого станет официальное присвоение «звезды» гостиничному предприятию.

Основными преимуществами прохождения классификации гостиничными предприятиями являются следующие:

-применение категорий позволяет более отчетливо сегментировать рынок гостиничных услуг;

-категория ориентирует гостя при выборе гостиницы;

-категория дисциплинирует исполнителей гостиничных услуг и одновременно является защитным механизмом от чрезмерных требования клиентов;

-процесс экспертной оценки помогает руководителям средств размещения выявить и устранить недостатки в организации предоставления услуг [3].

Но существует ряд проблем, которые препятствуют гостиничным предприятиям проходить добровольную классификацию. Во-первых, процедура прохождения государственной классификации по присвоению звезд гостиничным предприятиям достаточно дорогостоящая, поэтому далеко не все организации смогут себе её позволить. Большинство небольших нишевых отелей не способны выделить определённые материальные средства, что приводит к снижению их возможностей в области маркетинга. Во-вторых, единая система классификации не учитывает ситуацию с нишевыми гостиницами. Многие из них способны предоставлять услуги отличного качества клиентам, но при этом они не получат высокой звездности из-за невозможности расширить ассортимент своих услуг в гостиничном предприятии. В связи с этим появляется проблема с разными критериями оценки уровня гостиниц со стороны аккредитованных организаций и субъективной точки зрения туристов, что снижает привлекательность гостиничных предприятий.

Важным моментом при категорировании гостиничных предприятий является отсутствие мотивации в получении «звезд» со стороны самих гостиниц, поскольку получение «звезды» многие рассматривают как маркетинговый ход с целью увеличения прибыли, но не повышения качества. Таким образом, наличие «звезд» не гарантирует оптимального соотношения качества и цены [1].

Это далеко не все проблемы, связанные с проведением классификации гостиничных предприятий. Руководитель гостиницы нуждается в гарантиях, что классификация его гостиницы принесёт ему определённую прибыль и создаст преимущество перед другими гостиничными предприятиями.

Проблемы классификации гостиничных предприятий существуют во многих странах, что связано, в т.ч. и с различными запросами туристов к содержанию гостиничных услуг.

Что касается элементов обязательности классификации, то они присутствуют в практической деятельности гостиничной отрасли и выражаются в следующем:

-требование определенного количества мест в гостиницах соответствующих категорий при проведении в Российской Федерации крупных международных мероприятий (законодательно была определена обязательная классификация в Сочи в связи с проведением Олимпийских игр; аналогичные требования при проведении мирового первенства по футболу в 2018 году);

-требование заказчика наличия у гостиницы категории при заключении корпоративных договоров (особенно при размещении иностранных специалистов и гостей);

-не исключены требования определенной категории средства размещения как условия выполнения государственного или муниципального заказа на размещение гостей, прибывающих на различные массовые мероприятия.

Конечно, оценка соответствия заявленной категории позволяет повысить репутацию гостиницы и подтвердить соответствие требованиям стандартов по категории. Тем не менее нужно понимать, что если гостиница хочет повысить уровень с одной «звезды» на другую, то придется переоборудовать номерной фонд, а это довольно дорогое мероприятие. Однако есть гостиницы, которые никогда не дотянутся до уровня 4-5 звезд по ряду объективных причин. Система классификации приводит гостиничные предприятия к общему знаменателю, позволяющему потребителю четко определяться с выбором. Он может быть уверен, что 3 звезды в Москве, Челябинске, Санкт-Петербурге и Казани одинаковы по набору услуг и степени комфортности. Это очень важно как с точки зрения защиты прав потребителей, так и государственной политики в этом секторе экономики [2].

В заключение следует отметить, что с целью формирования прозрачного гостиничного продукта для российских и иностранных гостей в первую очередь государство должно быть заинтересовано в мерах стимулирования гостиниц в прохождении классификации: это может быть представление гостиничных предприятий на различных международных выставках, снижение налоговой ставки, снижение комиссионных вознаграждений при взаимоотношении с системами бронирования и т. п.

Для гостиничных предприятий прохождение классификации должно стать не очередной проблемой, а шагом к бизнес-успеху, что, в конечном счёте, благоприятно скажется на их конкурентоспособности и долгосрочном развитии.

Литература

1. Копытина Е.В., Зайцев А.А. «Звезда» как показатель качества гостиничных услуг // Научный вестник МГИИТ. - 2013. - № 6 (26). - С. 38-42.

2. Мохов Г. Классификация отелей - вопрос самоопределения // Вестник РГА. -2012. - № 9(36).

3. Никольская Е.Ю. Классификация гостиниц и других средств размещения / Е.Ю. Никольская Я.А. Агапова // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование». - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.

4. Минэкономразвития не поддержало введение обязательной классификации гостиниц в РФ // Агентство экономической информации. [Электронный ресурс]: URL: http://1prime.ru/News/20141212/797910957.html (дата обращения: 06.10.2015).

5. Сужаева Ю.И. Система управления качеством в гостиничном бизнесе и её значение для производителей и потребителей услуг // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2014. - № 11-12 (45-46). -С. 77-80.

6. Тузова Н.Г. Состояние современной системы классификации гостиничных предприятий в России // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 8 (133). -С.142-147.

7. Черкасова А. А. Основы конкуренции на рынке услуг гостеприимства // Наука и практика. - 2014. - № 3 (15). - С. 103-109.

CLASSIFICATION PROBLEMS OF HOTEL ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION: ANALYTICAL ASPECT

Alexey Korneyev, PhD in Engineering sciences, Associate Professor,

e-mail: [email protected], Marina Rudneva, PhD in Sociological sciences, Associate Professor,

e-mail: [email protected] Elena Shiyanova, Master's Degree student, e-mail: [email protected]

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

Classification of hotel business is currently one of the most pressing issues of the hotel industry. The article examines the issues related to classification problems of hotel enterprises in the Russian Federation. The authors consider the main legal documents, in which the classification of hotel enterprises is reflected, analyze the main advantages of passing the procedure of classification for hotel companies, and justify that the introduction of a mandatory classification of hotel business in our country will contribute to the development of this sector. The article considers the main problems that obstruct the hotel companies to pass the

classification. Particular emphasis is placed on methods of stimulating hospitality enterprises to pass the classification of accommodation facilities. The article distinguishes and describes the characteristics of the positive dynamics after the passage of this classification. The authors conclude that namely state should be interested in stimulating of hotel businesses to get the category and that it can impact on movement of hotel industry of the Russian Federation on a new level.

Keywords: hotel, classification of hotel enterprises, hotel business, improving competitiveness

References

1. Kopytina E.V., Zajcev A. A. «Zvezda» kak pokazatel' kachestva gostinichnyh uslug ["Star" as an indicator of hotel services quality] // Nauchnyj vestnik MGIIT [MSITI Scientific Bulletin]. 2013. № 6 (26). Pp. 38-42.

2. Mohov G. Klassifikacija otelej - vopros samoopredelenija [The hotel classification of - issue of self-determination]// Vestnik RGA [Bulletin of Russian Hotel Association] . 2012. № 9(36).

3. Nikol'skaja E.Ju., Agapova Ja.A. Klassifikacija gostinic i drugih sredstv razmeshhenija [Classification of hotels and other accommodation facilities]// Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Nauka i obrazovanie» [Proceedings of International scientific and practical conference "Science and Education"]. Ufa: Editorial and Publishing Centre of Bashkir State University, 2013.

4. Minjekonomrazvitija ne podderzhalo vvedenie objazatel'noj klassifikacii gostinic v RF [Ministry of Economic Development has not supported the introduction of a mandatory classification of hotels in Russia] // Agentstvo ekonomicheskoj informacii [Economic Information Agency]. URL: http://1prime.ru/News/20141212/797910957.html (Accessed on:: 06.10.2015).

5. Suzhaeva Ju.I. Sistema upravlenija kachestvom v gostinichnom biznese i ejo znachenie dlja proizvoditelej i potrebitelej uslug [Quality Management System in the hospitality industry and its value for producers and consumers of services] // Novyj universitet. Serija: Ekonomika i pravo [New University. Series: Economics and Law]. 2014. № 11-12 (45-46). Pp. 77-80.

6. Tuzova N.G. Sostojanie sovremennoj sistemy klassifikacii gostinichnyh predprijatij v Rossii [Status of the modern hotel enterprise classification system of in Russia]// Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki [Izvestiya SFedU. Engineering sciences]. 2012. № 8 (133). Pp. 142-147.

7. Cherkasova A.A. Osnovy konkurencii na rynke uslug gostepriimstva [Competition basics in the market of hospitality services]// Nauka i praktika [Science and Practice]. 2014. № 3 (15). Pp. 103-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.