Т. В. Ефимцева*
Классификации гостиниц в Российской Федерации
Аннотация. Развитие туризма в нашей стране напрямую зависит от стоимости и качества гостиничных услуг. Данные показатели находят свое отражение в гостиничной классификации, которая представляется неоднозначной и нечеткой, в связи с чем возникают определенные проблемы в ее применении на практике. К основным проблемам законодательной классификации гостиниц автор относит: отсутствие единой системы классификации всех типов гостиниц, неразработанность порядка прохождения классификации, завышенная стоимость процедуры классификации гостиниц. Преодолеть указанные недостатки станет возможным в случае принятия соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок классификации гостиниц и предусматривающего различные параметры качества гостиничных услуг.
Ключевые слова: гостиница, тип гостиницы, классификация гостиниц, гостиничные услуги, качество услуги, стоимость услуги.
001: 10.17803/1994-1471.2018.96.11.026-031
Одной из важнейших проблем, касающихся правового регулирования оказания гостиничных услуг, остается законодательная классификация гостиниц.
С одной стороны, для гостиниц классификация — это способ предоставить потребителю сведения о качестве сервиса, инфраструктуре и других возможностях предприятия, с другой стороны, для потребителей классификация означает прозрачность, информированность и однозначность в оценке гостиниц.
В настоящее время существует несколько различных систем классификации гостиниц. Однако самой распространенной является звездная си-
стема, основанная на французской национальной классификации, подразумевающей разделение гостиниц на пять классов, или групп, каждой из которых присваивается определенное количество звезд, соответственно от одной до пяти1.
По мнению Е. Ю. Никольской и Е. М. Тити-евской, классификация гостиниц позволяет гостиничному предприятию улучшить качество сервиса и обслуживания, повысить профессиональную подготовку персонала и привести в полный порядок номерной фонд, так как все это будет подвергнуто экспертной оценке, результатом которой станет официальное присвоение «звезд» отелю2.
1 Миненкова В. В. Основы гостиничного бизнеса : учебно-методический комплекс. Краснодар : Кубанский государственный университет, 2010. С. 35.
2 Никольская Е. Ю., Титиевская Е. М. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса // Путь науки. 2014. № 6. С. 54—57.
© Ефимцева Т. В., 2018
* Ефимцева Татьяна Владимировна, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательского и природоресурсного права Оренбургского института (филиала) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
460000, Россия, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 50
В нашей стране Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»3 в ст. 5 предусматривает, что классификация объектов туристской индустрии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.02.2018 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»4 (далее — Закон № 16-ФЗ) подготовлена новая редакция ст. 5, которая вступит в силу с 1 января 2019 г. и в которой говорится о том, что порядок классификации гостиниц, а также форма свидетельства о присвоении гостинице определенной категории будут устанавливаться Положением о классификации гостиниц, которое будет утверждено Правительством РФ.
Закон № 16-ФЗ дает понятие классификации гостиниц, под которой понимается отнесение гостиниц к определенным категориям, установленным Положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством РФ, на основании оценки соответствия гостиниц и предоставляемых в них гостиничных услуг требованиям, установленным этим Положением, и предполагает поэтапное введение обязательной классификации объектов туристской индустрии на территории Российской Федерации.
Таким образом, можно констатировать, что законодатель предпринимает необходимые меры в части урегулирования данного вопроса.
В ныне действующем законодательстве установлена стандартная классификация гостиниц, которая позволяет не только оказывать услуги более качественно, но и иметь некоторый регулятор отношений между услугодателем и услу-гополучателем в сфере гостиничных отношений. В соответствии с п. 5 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации5 предоставление гостиничных услуг допускается только при наличии свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в случае если в соответствии с законодательством РФ такое требование вводится для отдельных субъектов или на всей территории Российской Федерации.
Указанная классификация утверждена приказом Министерства культуры РФ от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями»6 (далее — Классификатор). В соответствии с Классификатором все отели, гостиницы и иные средства размещения в 11 городах России — Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саранске, Сочи — были обязаны пройти процедуру классификации до 1 июля 2015 г.
3 Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.
4 СЗ РФ. 2018. № 7. Ст. 976.
В соответствии со ст. 4 Закон № 16-ФЗ вступает в силу с 01.01.2019, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Указанный закон был внесен в Государственную Думу в качестве законопроекта еще в 2016 г. и должен был вступить в силу с 01.03.2017, но не вступил и был окончательно принят только 19.01.2018.
5 Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 42. Ст. 5796.
6 Приказ Министерства культуры РФ от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2014 № 35473) // Российская газета (специальный выпуск). 2015. № 24/1.
Согласно Классификатору классификация гостиниц включает в себя проведение экспертной оценки соответствия гостиниц и иных средств размещения требованиям Порядка классификации и принятие решения о присвоении им соответствующей категории. Классификатором предусмотрены шесть категорий гостиниц: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд». При этом высшая категория — «пять звезд», а низшая — «без звезд» (п. 20.1).
Данные категории различаются по критериям в зависимости от вместимости: гостиницы и иные средства размещения с количеством номеров более 50; гостиницы и иные средства размещения с количеством номеров 50 и менее; в зависимости от функционального назначения: курортные гостиницы; апартотели; дома отдыха, пансионаты и другие аналогичные средства размещения; в зависимости от месторасположения: гостиницы и иные средства размещения, находящиеся в зданиях, расположенных на территории исторического поселения; гостиницы и иные средства размещения, находящиеся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия.
Очевидно, что одна и та же гостиница может одновременно относиться к двум пунктам классификации, например: гостиницы с количеством номеров более 50 и курортные гостиницы. На такой случай в п. 24 Классификатора указано, что если классифицируемое средство размещения относится к малым средствам размещения, является мини-отелем (с количеством номеров 15 и менее), расположено в здании, являющемся объектом культурного наследия, и/или здании, расположенном на территории исторического поселения, или относится к курортным отелям, апартотелям, домам отдыха, пансионатам и аналогичным средствам размещения, то учитывают-
ся: при предварительной оценке (первый этап) как показатели, относящиеся к малым средствам размещения и мини-отелям, так и показатели, относящиеся к вышеперечисленным типам гостиниц и иных средств размещения; при балльной оценке (второй этап) — критерии балльной оценки для соответствующего типа гостиниц или иных средств размещения.
Таким образом, получается, что на первом этапе оценки применяются критерии, относящиеся к двум типам гостиниц сразу, а на втором этапе — только критерии оценки для соответствующего типа гостиниц. На практике остается неясным, как можно одновременно применить показатели по двум типам гостиниц, а затем выбрать только один из них. Очевидно, что сегодня данный вопрос не доработан и поэтому нельзя сделать однозначный вывод о том, какой критерий классификации гостиниц является руководящим: по численности или по функциональному назначению.
Порядок проведения обязательной классификации гостиничных предприятий коснулся объектов, которые обслуживали Олимпиаду в Сочи в 2014 г. Деятельность данных объектов регулировалась Федеральным законом от 01.12.2007 № Б10-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 (далее — Закон об Олимпийских играх), который предусматривал обязательную классификацию в период с 2011 г. по 2016 г. В результате более 190 средств размещения Краснодарского края получили официальную категорию8.
С 1 июля 2011 г. вступила в силу ст. 4 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ
7 Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.
8 Сужаева Ю. И. Система управления качеством в гостиничном бизнесе и ее значение для производителей и потребителей услуг // Новый университет. Серия : Экономика и право. 2014. № 11—12 (45—46). С. 77—80.
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта»9, в соответствии с которой гл. 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях10 была дополнена ст. 14.39 «Нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания», устанавливающей административную ответственность за предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания без свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, если в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие такого свидетельства является обязательным.
На практике первая обязательная гостиничная классификация обернулась заявлениями в суд о признании незаконными и об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 14.39 КоАП РФ. Как установили суды, на территории муниципального образования — города-курорта Сочи в связи с предстоящими Олимпийскими играми применялась обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения. Наличие свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, закреплялось ст. 8.1 Закона об Олимпийских играх, согласно
которой в период с 1 июля 2011 г. по 31 декабря 2016 г. на территории муниципального образования город-курорт Сочи предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения.
Приведем пример из судебной практики11. Общество, предоставляющее гостиничные услуги, не исполнило вышеуказанное требование, что зафиксировано в ходе проведенной проверки. Вина общества выражалась в непринятии всех необходимых и предусмотренных законом мер для соблюдения требований действующего законодательства.
С 1 марта 2017 г. аналогичная административная ответственность наступает и в отношении предоставления гостиничных услуг в связи с проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г.
Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»12 (далее — Закон о чемпионате мира по футболу) с 1 января 2017 г. предоставление гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания допускается при наличии свидетельства о присвоении гостинице или иному средству размещения категории, предусмотренной си-
Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как гор-
ноклиматического курорта» // СЗ РФ. 2010. № 32. Ст. 4298.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 № 15АП-3470/2013 по делу № А32-36308/2012 о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 14.39 КоАП РФ // СПС «КонсультантПлюс». СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.
9
10
11
12
стемой классификации гостиниц и иных средств размещения. Так, в результате выявленного нарушения приведенной нормы Закона о чемпионате мира по футболу индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности и суд в последующем признал его вину 13.
Вместе с тем проведение классификационных мероприятий выявило, что некоторые гостиницы носят свои «звезды» без основания. В частности, в г. Санкт-Петербурге было обнаружено, что многие отели необоснованно размещали в рекламных буклетах и объявлениях информацию о «звездах», не проходя необходимые процедуры. Так, из тысячи отелей г. Санкт-Петербурга только 18 имеют законные «звезды». В отношении пяти гостиниц ФАС России возбудила административные дела, и их владельцам придется уплатить штрафы за введение потребителей в заблуждение.
Проведенный поиск по федеральному перечню гостиниц14, находящихся на территории Оренбургской области, выявил, что в Оренбургской области классификацию прошли лишь девять гостиниц, в том числе восемь гостиниц в областном центре и одна в г. Бузулук.
Итак, система классификации отелей предусматривает точное описание требований и норм, в соответствии с которыми присваивается или подтверждается та или иная категория. Наличие «звезд» гарантирует гостю получение определенных услуг, удобств и сервиса. В рамках про-
ведения классификации оценивается гостиница в целом на соответствие требованиям системы, а номерной фонд — на соответствие требованиям к категориям номеров. Кроме того, в систему классификации были введены требования к персоналу. Экспертная оценка гостиницы и иного средства размещения базируется на совокупности критериев балльной оценки.
К преимуществам классификации гостиничных предприятий в литературе относят следующие: категория позволяет более отчетливо сегментировать рынок гостиничных услуг; категория ориентирует гостя при выборе гостиницы; категория дисциплинирует исполнителей гостиничных услуг и одновременно является защитным механизмом от чрезмерных требований клиентов; процесс экспертной оценки помогает руководителям средств размещения выявить и устранить недостатки в организации предоставления услуг15.
Однако, на наш взгляд, существует и ряд проблем, которые затрудняют прохождение классификации гостиницами, — это отсутствие единой системы классификации всех типов гостиниц, неразработанность порядка прохождения классификации, завышенная стоимость процедуры классификации гостиниц. Преодолеть указанные недостатки будет возможно в случае принятия соответствующего нормативного правового акта, регулирующего порядок классификации гостиниц и предусматривающего различные параметры качества гостиничных услуг.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Миненкова В. В. Основы гостиничного бизнеса : учеб.-метод. комплекс. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 2010. — 160 с.
13 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 № 15АП-17930/2017 по делу № А32-31357/2017 об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.39 КоАП РФ // СПС «КонсультантПлюс».
14 Классифицированные объекты : Гостиницы и иные средства размещения. Федеральный перечень туристских объектов // 1^1.: ИНр://классификация-туризм.рф/тс1ех.рИр/сМБр1ауАссоттос1айоп/тс1ех (дата обращения: 01.05.2018).
15 Никольская Е. Ю. Классификация гостиниц и других средств размещения : материалы Международной научно-практической конференции «Наука и образование» / под ред. Е. Ю. Никольской, Я. А. Агаповой. Уфа : РИЦ БашГУ, 2013.
2. Никольская Е. Ю. Классификация гостиниц и других средств размещения : материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование» / под ред. Е. Ю. Никольской, Я. А. Агаповой. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2013.
3. Никольская Е. Ю., Титиевская Е. М. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса // Путь науки. - 2014. - № 6. - С. 54-57.
4. Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова, А. А. Мохов. - М. : Норма, 2017. - 464 с.
5. Сужаева Ю. И. Система управления качеством в гостиничном бизнесе и ее значение для производителей и потребителей услуг // Новый университет. Серия : Экономика и право. - 2014. - № 11-12 (45-46). - С. 77-80.
Материал поступил в редакцию 25 июля 2018 г.
CLASSIFICATIONS OF HOTELS IN THE RUSSIAN FEDERATION
YEFIMTSEVA Tatyana Vladimirovna, Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Business and Natural Resources Law of the Orenburg Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected]
460000, Russia, Orenburg, ul. Komsomolskaya, d. 50
Abstract. Tourism development in the RF directly depends on the cost and quality of hotel services. These indicators are reflected in the hotel classification that appears to be ambiguous and unclear, which causes problems for its implementation in practice. The author enumerates the following problems of the legislative classification of hotels: lack of a uniform system of classification of all types of hotels, crudity of hotel classification procedure, and overestimated cost of the hotel classification procedure. The named weaknesses can be overcome provided a relevant normative legal act regulating hotel classification and determining various quality criteria for hotel services classification is passed.
Keywords: Hotel, type of a hotel, classification of hotels, hotel services, quality of service, cost of service.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Minenkova V. V. Osnovy gostinichnogo biznesa : ucheb.-metod. kompleks. - Krasnodar : Kubanskiy gosudarstvenniy universitet, 2010. - 160 s.
2. Nikol'skaya E. Yu. Klassifikatsiya gostinits i drugikh sredstv razmeshcheniya : materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauka i obrazovanie» / pod red. E. Yu. Nikol'skoy, Ya. A. Agapovoy. -Ufa : RITs BashGU, 2013.
3. Nikol'skaya E. Yu., Titievskaya E. M. Aktual'nye voprosy razvitiya gostinichnogo biznesa // Put' nauki. -2014. - № 6. - S. 54-57.
4. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskoy deyatel'nosti: edinstvo i differentsiatsiya : monografiya / otv. red. I. V. Ershova, A. A. Mokhov. - M. : Norma, 2017. - 464 s.
5. Suzhaeva Yu. I. Sistema upravleniya kachestvom v gostinichnom biznese i ee znachenie dlya proizvoditeley i potrebiteley uslug // Noviy universitet. Seriya : Ekonomika i pravo. - 2014. - № 11-12 (45-46). -S. 77-80.