СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРОБЛЕМЫ КАСПИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
С.П. ПЕТРОВ
МсжнузовскиЙ центр но изучению философии и культуры Востока Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
Статья продолжает тему, начатую и предыдущем номере Вестника, и посвящена наиболее актуальным проблемам Каспия в современном мире. В частности, в контексте развития энергетического комплекса стран региона буду!' затронуты вопросы милитаризации Каспийског о моря, проблемы региональных конфликтов, а также вопросы, связанные с сохранением уникальных природных ресурсов Каспия.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — это не только один из наиболее существенных резервов отстаивания внешнеполитических и внешнеэкономических интересов, но и реальный фактор геополитики, укрепления безопасности государств во всех ее измерениях. Именно поэтому многие страны уделяют постоянное внимание развитию ТЭК, а в более широком плане — укреплению своей энергетической безопасности.
Цель этой работы — попытка исследования проблем, препятствующих широкому освоению энергоресурсов Каспийского региона и их транспортировки на мировые рынки. К одному из важнейших вопросов, требующих своего разрешения, отнесена проблема правового статуса Каспийского моря. В прямой зависимости от решения этого вопроса находится и проблема строительства трубопроводных магистралей для экспортной транспортировки нефти и газа из стран Каспийского региона на мировые рынки. Реализация данных проектов осложняется не только естественными факторами, к которым можно отнести, например, удаленное географическое расположение прикаспийских стран-экспортеров, но и геополитическими и геоэкономическими обстоятельствами. Важнейшей же из проблем, стоящей перед всеми странами каспийского региона, является сохранение уникальной биосферы Каспийского моря.
Развитию энергетического сектора препятствует прежде всего неопределенность правового статуса моря. Мы не ставим своей целью рассматривать в рамках этой статьи правовую проблему Каспия. Отметим лишь, что после распада СССР ресурсы Каспийского моря стали осваивать пять независимых государств и стало ясно, что без определения правового статуса моря, в котором четко и ясно закреплялись бы не только сферы влияния, права каждого государства, но и их обязанности, обойтись практически невозможно. При этом переговорный процесс по решению этого вопроса идет тяжело в силу следующих причин.
Во-первых, в переговорном процессе участвуют пять государств, каждое из которых имеет собственные подходы к указанной проблеме, а также преследует свои собственные интересы.
Во-вторых, принцип консенсуса подразумевает согласие всех.
В-третьих, камнем преткновения на пути к достижению согласия является сырьевая база Каспия. Идет ее освоение, открываются новые месторождения
нефти и газа. В такой ситуации каждый из участников переговорного процесса хотел бы иметь даже не равную долю, а максимум от этих запасов. К примеру, Иран предлагает эксплуатировать Каспий по принципу кондоминиума либо разделить его дно между прикаспийскими государствами поровну.
Данное предложение отвергается большинством участников переговоров, в том числе и российской стороной. Следовательно, есть необходимость поиска компромиссных вариантов. Российской стороной был предложен такой вариант: на первом этапе по методу модифицированной срединной линии делится дно, точнее, ресурсы дна. При этом вода остается общей, и никаких границ не устанавливается. В результате доля Ирана будет составлять 14%, России — около 19%, у Азербайджана — более 19%, у Казахстана — свыше 29% и у Туркмении — более 19% [1].
Отсутствие правовой основы не останавливает движение жизни. Государства продолжают изучать и осваивать недра Каспия. По мере того как появляются результаты, возрастает интерес. Нередко интересы сталкиваются, напряженность растет. Так появляются спорные точки, которые создают угрозу стабильности.
Как крайне опасный рассматривается эпизод, имевший место между Ираном и Азербайджаном 23 июля 2001 г., когда иранские военные катера и авиация под угрозой применения силы заставили азербайджанское геологоразведочное судно покинуть спорную каспийскую территорию. Данный инцидент показывает, что чем дольше затянется процесс правового урегулирования, тем вероятнее рост напряженности в регионе. Указанный инцидент еще раз подтверждает, что проблема правового статуса Каспия становится неотложной.
Как и Персидский залив Каспийский регион начинает приобретать явные признаки милитаризации, которые являются логическим продолжением все более тесного переплетения геополитики с геоэкономикой. Сейчас практически все прикаспийские государства начали активно увеличивать свое военное присутствие в регионе. Россия уже имеет здесь свою Каспийскую флотилию. Аналогичную флотилию имеет Иран.
Казахстан также усиливает военное присутствие в северной зоне моря. Официально военно-морских сил у РК нет, однако сформированные подразделения береговой охраны организационно входят в Силы охраны государственной границы [2]. В г. Актау открыто Высшее военно-морское училище Минобороны РК. Таким образом, подтверждается информация о том, что в ближайшие годы в ВС Казахстана появятся военно-морские силы. Создание ВМС Казахстана — признак большой значимости разрабатываемых месторождений нефти. Эти месторождения необходимо охранять, а кроме того, Казахстан ищет альтернативные пути транспортировки своей нефти. Поэтому для конвоя танкеров к портам Ирана и Азербайджана, возможно, понадобятся военные конвои.
Спорные вопросы по поводу месторождений нефти на Каспии имеются между Ираном и Азербайджаном. Тегеран претендует на расположенные в 50—80 км к северу от линии Астара-Гасанкули (которая являлась ранее морской границей между СССР и Ираном) нефтяные месторождения Араз, Алов, Шарг. Именно в этом районе летом 2001 г. произошел вооруженный инцидент. Иран по-прежнему настаивает на делении Каспия на равные доли — по 20% каждому из прикаспийских государств. Именно на основании этого принципа деления, по мнению Тегерана, у него есть право претендовать на спорные месторождения.
После России Иран в настоящее время имеет здесь самые боеспособные военно-морские силы. По сообщению НГ, военно-морское ведомство Ирана планирует создание на Каспии оперативно-тактического объединения — эскадры с целью осуществления в случае необходимости военных действий в определенных районах моря [3].
Готовит свои вооруженные силы и Азербайджан. До 1992 г. в Баку размещался штаб Каспийской флотилии СССР. В результате ее раздела Азербайджан получил около 25% надводных кораблей и значительную часть инфраструктуры [4].
Предпосылки к наращиванию своих военных группировок на Каспии имеются и у нейтральной Туркмении. Ашхабад считает, что силами международного кон-
сорциума (главными представителями здесь выступают США и Великобритания) месторождения Осман, Хазар и Алтын Асыр (в азербайджанском варианте — Чираг, Азери и Шарг) захвачены Азербайджаном. Многочисленные переговоры Туркмении и Азербайджана по этому вопросу не увенчались успехом, и Ашхабад предпринимает активные действия, направленные против линии Баку на освоение спорных месторождений. Официально отказавшись иметь свои военно-морские силы, Туркмения закупила 20 быстроходных судов на Украине [5]. Кроме этого в Туркмении после распада СССР осталась самая крупная в Центральной Азии авиационная группировка.
Одной из причин милитаризации Каспия можно считать и безрезультатность переговоров по правовому статусу Каспия на фоне начала активных разработок нефтегазовых месторождений на Каспии.
Другой существенной причиной милитаризации Каспийского региона, по мнению специалистов, является вполне реальная угроза экстремистской деятельности в зоне активных нефтяных разработок и другие вызовы современного мира. Так, комментируя задачи сбора-похода кораблей Каспийской флотилии летом 2002 г., министр обороны РФ С. Иванов заявил: *Эти учения не призваны продемонстрировать военную мощь России. Они должны продемонстрировать, прежде всего, способность противодействовать терроризму во всех его проявлениях, браконьерству, или биотерроризму, способствовать охране производственной деятельности на Каспии, спасению на море и тренировке по ликвидации различных экологических катастроф. Каспий — это очень ранимый в природном отношении бассейн, здесь необходимо применять только самые совершенные технологии, но Каспий необходимо и защищать, имея в виду террористические угрозы» [6].
Таким образом, милитаризация Каспия и неопределенность его правового статуса создают предпосылки для конфликтов, в том числе и вооруженных, масштабы которых пока трудно предсказать. Очевидно одно — необходимо как можно быстрее найти механизмы обеспечения безопасности Каспийского региона. Основой безопасности и стабилизации обстановки станет определение правового статуса Каспийского моря, а также совместные проекты по освоению и транспортировке каспийских энергоресурсов на мировые рынки.
Проблема транспортировки каспийских энергоресурсов. Более подробно эта тема была рассмотрена в Вестнике № I (2002). Тем не менее за прошедший период произошли некоторые события, которые, на наш взгляд, характеризуют направление развития ситуации при выполнении транспортных проектов в Каспийском регионе.
Сделаны значительные шаги по расширению сотрудничества в энергетической сфере между РФ и Казахстаном. Так, например, по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и при поддержке президента РФ Владимира Путина создано совместное предприятие на паритетных началах — «Казросгаз», которое будет заниматься маркетингом и вопросами совместного продвижения российского и казахстанского газа в Европу. Это очень выгодно обеим странам как сегодня, так и в отдаленной перспективе. Кроме того, были объединены энергетические системы РФ и Казахстана, которые работают параллельно вот уже несколько лет 17]. Это свидетельствует об интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
Получило свое развитие и юго-восточное транспортное направление. По сообщению информационного агентства РосБизнесКонсалтинг со ссылкой на агентство АР, Афганистан, Пакистан и Туркменистан пригласили Индию к участию в совместном проекте строительства нового транснационального газового трубопровода. Индия является основным потенциальным потребителем туркменского газа, однако индийское участие в проекте будет, видимо, затруднено из-за существующей напряженности в отношениях между Исламабадом и Дели [8].
Что же касается западного направления, то строительство стратегического нефтепровода Баку—Тбилиси~*Джейхаи (Турция) стоимостью 2,9 млрд. долла-
ров планируется завершить в 2005 г. [9]. Примечателен следующий факт: руководство консорциумом компаний, занятых в строительстве указанного нефтепровода, а также газопровода Шах—Дениз—Турция, осуществляется компанией British Petroleum (ВР). После проведения значительного инвестирования в каспийские проекты, а также после приобретения ВР основного пакета акций российской Тюменской нефтяной компании Евразийский регион стал для компании ВР одним из основных приоритетов. Таким образом в настоящий момент ВР заинтересована в проведении политики, направленной на улучшение и укрепление отношений между Россией, странами Закавказья и Турцией.
Окончательное будущее каспийских энергоресурсов на мировом рынке определится лишь после того, когда будут решены проблемы, препятствующие более широкому освоению этих ресурсов. При этом очевидно, что строительство новых нефтепроводов будет и впредь находиться под большим вопросом без разрешения конфликтных ситуаций, существующих в Закавказье и соседних регионах.
Конфликты в кавказском регионе и соседних регионах и их влияние на транспортировку каспийских эиергоресурсов. Каспийский регион как и район Персидского залива остаются зонами неразрешенных и опасных конфликтов, которые связаны с этническими и религиозными противоречиями, ведущими свое начало из глубины веков. Конфликты на Кавказе, включая продолжающиеся военные действия в Чечне, конфронтацию между Азербайджаном и Арменией по поводу Нагорного Карабаха, нерешенный абхазский конфликт в Грузии, а также обстановка сохраняющейся напряженности в Афганистане указывают как на нестабильность обстановки в регионе, так и на невозможность полагаться на какую-либо одну страну в качестве поставщика энергоносителей.
Кроме того практически все нефтепроводы, идущие из Азербайджана или Ирана по направлению к турецкому порту Джейхан, неизбежно пролегают через зону, контролируемую курдскими повстанцами. Эскалация насилия в Восточной Анатолии, где расселены курдские племена, уже стала причиной пересмотра целым рядом иностранных компаний своих планов по участию в проектах по транспортировке нефти и газа.
При этом предельно ясно, что только при условии разрешения региональных конфликтов экономическое процветание могло бы привести к трансформации ситуации в регионе, а Азербайджан, Казахстан и Туркмения могли бы стать своего рода новыми Кувейтами. Хотя с достаточной долей достоверности возможно говорить о и том, что при сохранении конфликтных ситуаций значительные объемы каспийских энергоресурсов никогда не достигнут международных рынков.
Проблемы экологии и сохранения биоресурсов Каспийского моря. В настоящее время основное внимание в мире привлечено к крупным международным проектам по разработке и экспорту нефтяных и газовых запасов Каспия. Но Каспийское море — сосредоточение не только значительных энергетических, но и биологических ресурсов. Например, в Каспийском море сосредоточено около 90% мировых запасов осетровых рыб [10]. В географическом смысле все физические компоненты, флора и фауна пространственно-территориального ресурса Каспийского региона образуют целостную экологическую систему. Это налагает жесткие ограничения и предъявляет высокие технико-технологичес-кие и международно-правовые требования к использованию всеми прикаспийскими государствами как любой из частей Каспийского природного региона, так и всего его комплекса в целом. Безусловным приоритетом на всю обозримую перспективу является защита, сохранение и оздоровление Каспийского природного комплекса.
Возможно, природа и биосфера являются первичными проблемами для Каспия. Может быть, более важные, чем его статус. Статус — вопрос политический, а проблемы экологии носят практический, жизненно важный характер для всех прикаспийских государств. И поскольку само море привлекло к себе не только рыбаков и моряков, но и топливно-энергетический комплекс, вполне естественно, что игнорировать вопросы экологии и охраны природы невозможно.
Источник загрязнения Каспия до конца так и не определен. По мнению В. Калюжного, спецпредставителя президента РФ в Каспийском регионе, экологи идут по самому легкому нуги, называя нефтяников в качестве главных виновников загрязнения. Хотя уже давно технологии в ТЭКе в целом, и в частности в нефтяном хозяйстве, ушли далеко вперед. Сегодня существуют абсолютно замкнугые системы производства, при использовании которых ни одна капля грязи не попадает в морс [11]. Тем не менее речь идет лишь о тех проектах, работа по которым начата лить в недавнее время и с использованием новейших, как правило западных, технологических и иных систем. При этом ведущаяся с 1949 г. добыча нефти и азербайджанской части шельфа Каспийского моря с использованием устаревшего оборудования представляет собой серьезный источник загрязнения моря. Начало разработки нефти и газа в более крупных масштабах в азербайджанском, а затем в казахстанском и в других секторах Каспийского моря безусловно усилит степень угрозы его биосистеме, какой бы совершенной с точки зрения экологической безопасности не были применяемые техника и технологии. Возможность аварий промышленных установок и трубопроводов не может быть исключена.
Есть и еще одно обстоятельство, способствующее нарушению экологического баланса. Это касается популяции осетровых, основные запасы которых, как уже было сказано, сосредоточены в Каспийском море. Если обратиться к истории, то, к примеру, в царские времена в период нереста на Каспии наступала тишина: в тех местах, где нерестился осетр, не позволялось кричать, не били в колокола, не ходили корабли и даже запрещалось петь. Сегодня же только в одной Астрахани около десяти тысяч индивидуальных лодок [12]. Невосполнимый урон популяции осетровых наносит и браконьерство, которое приобрело особенно широкий масштаб после распада СССР и, как результат, после ликвидации ¡диной рыбоохранной системы.
Кроме того, связь Каспия через Волго-Донской канал с биосферой и флорой Черного моря, элементы которой сегодня перетаскиваются на днищах кораблей, может иметь совершенно непредсказуемые последствия. К примеру, биологи полагают, что приход черноморских медуз в Каспий чреват достаточно серьезными негативными изменениями.
Принимая во внимание необходимость решения указанных проблем, Россия занимает четкую позиция по этому вопросу, которую В. Калюжный выражает таким образом: *Проводя переговоры во всех прикаспийских странах, мы хотели довести до их руководств важную мысль: статусом можно заниматься всю жизнь, но откладывать иные проблемы Каспия нельзя. Естественно, мы говорили о том, что эти проблемы — биосферы и природоохранных мероприятий — надо поставить на параллельные с проблемой статуса рельсы» [13].
Дополнительный и достаточно серьезный фактор риска, связанный с проблемой сохранения экосистемы Каспийского моря, представляет собой и проблема колебания уровня воды этого водоема и затопления прибрежных регионов. Так, по свидетельству проф. Свиточа, во время последней регрессии моря (1883—1977 гг.) освободилась площадь более 10 тыс. гектаров [14], произошло обмеление портов и рыбных нерестилищ. Освободившиеся от воды берега были планово и вне всяких планов застроены различными промышленными и иными объектами, целиком, либо частично оказавшимися в зоне разрушения и затопления во время последующего трансгрессивного ритма (подъема уровня моря).
Для ученых до сих пор пока непонятны причины, вызывающие эти колебания. На сегодняшний день существуют три основных подхода к объяснению этого феномена природы: некоторые ученые видят причину в изменениях климата, вызванных астрономическими факторами, другие — в тектонических подвижках на дне, а третьи — в неустойчивости системы «море—атмосфера—суша».
Экологией Каспия сегодня занимаются многие: прикаспийские страны. В то же время существует и международная организация ЮНЕП, которая тоже занимается этими проблемами. Но, как показывает практика, разрозненные усилия не приводят к желаемым результатам. По мнению экологов и специалистов рыбного хозяйства, положение на Каспии продолжает ухудшаться, популяция осетровых снижается. И это при том, что все прикаспийские государства занимаются решением этих проблем. Видимо, улучшение ситуации и решение существующих проблем возможно при согласованных и совместных действиях всех заинтересованных сторон и тесного взаимодействия с учеными.
Заинтересованность в освоении минеральных ресурсов Каспия, транспортировке углеводородов на мировые рынки, сохранении и рациональном использовании биологических ресурсов моря, улучшении экологической ситуации на акватории Каспия и его прибрежной зоне объективно ставят Россию и другие прикаспийские государства перед необходимостью скорейшего разрешения имеющихся проблем. Учитывая региональные интересы стран Запада («американский конгресс объявил прикаспийский бассейн сферой жизненно важных интересов США» 15) в сфере добычи и транспортировки углеводородов, организации коммуникационных систем в рамках воссоздаваемого «Великого шелкового пути», которые бы связывали Европу с Азией через Каспий и Кавказ в обход России, задача российской политики заключается в твердом и последовательном отстаивании политических и экономических приоритетов страны в регионе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Из интервью В. Калюжного, зам. министра иностранных дел РФ, специального представителя президента РФ по вопросам урегулирования статуса Каспийского моря Независимой газете (НГ) // НГ. — 02.10.2001.
2. НГ. - 11.04.2002.
3. Там же.
4. Государственный интернет-канал «Россия» // http: // www.vesti.ru/archive/news?id= 744 // 18 марта 2003 г.
5. Там же.
6. Из интервью министра обороны С. Иванова радиостанции Маяк // http: // www.ra-diomayak.m/archive/text?stream=politics&item=:12137 // 18 марта 2003 г.
7. Из интервью министра энергетики Республики Казахстан В. Школьника НГ // НГ, 04.11.2002.
8. Информационное агентство РБК // http: // www.ibc.nl/rbcfrecnews.shtml7/200302221731 52.shtml // 22.02.2003.
9. In the National Interest. — V. II. — Issue 8. — February 26, 2003.
10. Войтоловский Г.К., Косолапое H.A. Институт Европы РАН, Европа и Россия: Проблемы южного направления Средиземноморье—Черноморье—Каспий. Ресурсные приоритеты в политике России в Каспийском регионе. — М., ИНТЕРДИАЛЕКТ+, 1999, с. 523.
11. НГ. - 28.09.2000.
12. Там же.
13. Дипломатический вестник. — Ноябрь, 2001.
14. НГ. - 22.03.2000.
15. Вестник Каспия. — 1998. — № 1.
THE CURRENT PROBLEMS OF THE CASPIAN
S.P. PETROV
The Center of Oriental Studies Peoples’ Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklay st., 117198 Moscow, Russia
In this article there is a discussion, commenced in the previous issue of the given Bulletin and devoted to the current problems of the Caspian. In particular the following problems will be reviewed: adjustment of the legal status of the Caspian Sea in the context of Energy complex development in the Caspian states. The problems of militarization, ecology and protection of unique natural resources and other problems will be also touched upon.