Научная статья на тему 'Море проблем'

Море проблем Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Море проблем»

_

EAST NEWS

Море проблем

Прошедшее лето ознаменовалось активными контактами среди руководства прикаспийских стран. В июле президент Владимир Путин посетил Казахстан, в августе — Азербайджан. Тогда же прошли военные учения на Каспии России и Казахстана. На осень запланированы совместные российско-иранские военные маневры, а до конца года в России состоится четвертый саммит прикаспийских государств. О проблемах и значении Каспийского региона мы говорим с Диной Малашевой, главным научным сотрудником Института востоковедения РАН.

Дина

малашева,

главный научный сотрудник Института востоковедения РАН

Ирина ВОРОБЬЕВА

— Дина Борисовна, есть мнение, что саммит прикаспийских государств — малоэффективное мероприятие, поскольку главный вопрос — правового статуса Каспийского моря, с которым связана проблема раздела шельфа, — решить вряд ли удастся. Ваша точка зрения на этот счет?

— На мой взгляд, вопрос о правовом статусе и на этот раз не решится, но считать, что саммит абсолютно бесполезное занятие, конечно же, нельзя. Будет очень полезно сверить, что называется, часы в отношении конвенции о правовом статусе Каспийского моря, заслушать отчет специальной рабочей группы, вырабатывающей эту конвенцию на уровне замминистров иностранных дел.

Спор между Азербайджаном и Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном о принадлежности месторождений, которые каждое из этих государств считает своими, саммит не разрешит, но обменяться мнениями, представить каждым из государств региона свое видение этих вопросов — тоже очень важно. Большое значение имеет участие в саммите Исламской Республики Иран.

Встреча с новоизбранным президентом ИРИ Хасаном Ро-ухани прояснит видение новым политическим руководством проблем региона, в том числе мирного решения иранской ядерной проблемы, затрагивающей интересы всех прикаспийских государств. Недавно была достигнута договоренность о строительстве Россией АЭС в Иране, что означает продолжение сотрудничества наших стран в сфере использования мирного атома.

Существует еще целый ряд других проблем — рыболовства, судоходства, экологии, все прибрежные государства придают им очень большое значение (Иран, например, обвиняли в нарушении экологического баланса в регионе в отношении популяции осетра). Не снят с повестки дня и вопрос милитаризации Каспия — появления там вооруженных сил нерегиональных игроков (Евросоюза и США).

— Их влияние укрепляется?

— В последние годы Запад ослабил, по крайней мере внешние, усилия по проникновению в этот регион, но попытки закрепиться здесь имеют место, в том числе военным путем. Месяц назад, например, прошли совместные

Каспийское море — это выход к трем регионам: Черноморско-Каспийскому, Кавказскому и Центрально -Азиатскому. На фото: Краснознаменная Каспийская флотилия.

РИА«НОВОСТИ»

учения Казахстана и НАТО в рамках «Казбата» (Казахстанский миротворческий батальон специального назначения. — Ред.). Так что вовлечение прикаспийских государств в военные программы нерегиональных игроков продолжается, особенно в связи с тем, что Россия наращивает на Каспии свое военное присутствие, помогая при этом в строительстве военного флота Туркменистану и Казахстану. Иран также укрепляет в последние годы свой военный потенциал на Каспии (в частности, планирует усилить здесь флот военно-морскими подразделениями Корпуса стражей исламской революции. — Ред.).

Надо сказать, что наблюдается интересная тенденция. С одной стороны, развивается военное сотрудничество

на двусторонней основе между прикаспиискими государствами, с другой — каждая из стран региона стремится наращивать военный потенциал именно на Каспии, что вполне объяснимо. Напряженность из-за нерешенной проблемы правового статуса Каспийского моря может привести к столкновениям. В июле 2001 года до прямого военного конфликта между Азербайджаном и Ираном не дошло, тем не менее иранский вооруженный корабль заставил тогда азербайджанское исследовательское судно, на борту которого находились представители компании British Petroleum, покинуть район спорного нефтяного месторождения «Алов» (в иранской интерпретации — «Алборз»).

Не снята угроза и военного конфликта Ирана либо с Израилем, либо с США, что тоже побуждает страны региона наращивать свою военную мощь, хотя и есть некоторая надежда, что новый президент Ирана смягчит антизападную риторику и начнет проводить прагматичную политику.

— Определению правового статуса Каспия мешает непримиримая позиция Ирана. Есть ли шанс, что Иран все-таки отступит и согласится на раздел

\ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \

прямые инвестиции / № 9 (137) 2013 9

по срединной линии, к чему склоняются все прикаспийские страны?

— Я думаю, что Иран не отступит. Формально до сих пор правовой статус Каспия базируется на договоре 1940 года между СССР и Ираном. Но на месте СССР возникли четыре прикаспийских государства, а Иран остался, и он считает, что вправе диктовать свои условия, занимая совершенно особую позицию и по водоразделу Каспия, и по экологии, и по многим другим проблемам. Я не думаю, что в ближайшее время удастся достичь договоренности между всеми пятью государствами, но можно договориться на двусторонней основе, как в свое время договорились Россия и Казахстан. С другой стороны, двусторонние договоренности имеют силу только между этими двумя государствами, другие страны их могут не признавать. Например, Иран не признает принадлежность Азербайджану части Каспия, которую

Азербайджан объявил своим национальным сектором, причем позиция Ирана объясняется еще и сложными отношениями с Азербайджаном.

Эти страны друг другу не доверяют, хотя заявляют о добрососедских отношениях. Азербайджан как светское государство опасается проникновения всякого рода религиозно-экстремистских течений со стороны соседнего Ирана. Кроме того, маленький Азербайджан боится своего более могущественного соседа. Иран же опасается возможности возникновения сепаратистских тенденций в местах компактного проживания азербайджанцев, несмотря на интеграцию иранских азербайджанцев в политическую структуру страны. Так, высший руководитель Ирана (рахбар, верховный правитель. — Ред.) аятолла Али Хаменеи — азербайджанец по происхождению. Но самое главное — Иран настораживают слишком тесные связи Азербайджана с НАТО, США, Израилем, у которого он закупает вооружение. Иран считает, что Азербайджан разрешил создать на своей территории базу слежения за Ираном по типу Габалин-ской РЛС (Габалинская радиолокационная станция — единственный военный объект России на территории Азербайджана, управлявшийся россиянами на правах аренды. — Ред.). Вообще Каспий следует рассматривать с точки зрения не только региональных прикаспийских отношений, но и мировой политики, проблемы которой проецируются на этот регион.

Третий саммит прикаспийских государств в Баку. Ноябрь 2010 года.

Много нас, а он один

Из статьи В.А. ГУСЕЙНОВА «БОРЬБА ЗА РАЗДЕЛ КАСПИЯ: КОНФЛИКТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ» («Вестник аналитики», №2, 2002): «Без определения правового статуса Каспийского моря в новых геополитических и общерегиональных условиях немыслимо согласованное решение большинства общекаспийских проблем, острота которых с течением времени не только не убывает, но продолжает нарастать. Требуется, например, четкое международно-правовое разграничение прав и обязанностей прибрежных государств, окончательное разрешение территориальных споров относительно проблем рыболовства, сохранения и размножения ценных пород осетровых рыб. То же можно сказать об экологии, судоходстве и навигации, прокладке трубопроводов по дну моря и других областях деятельности, в том числе военной. Именно в правовых вопросах сложилась наиболее острая конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями во взаимоотношениях между прикаспийскими странами. Так, стремление одних государств установить свои особые права на определенные участки Каспийского моря расцениваются

РИА«НОВОСТИ»

другими как односторонние действия, противоречащие действующему статусу Каспия и ущемляющие их национальные интересы. Особенно это относится к участкам морского пространства, где предполагаются нефтегазоносные месторождения.

Объективно сложность проблемы правового статуса Каспийского моря усугубляется тем, что в мировой практике нет аналогов подобной запутанной юридической ситуации, и, следовательно, нет прецедентов решения такой проблемы. Де-факто сложилось и действует секторальное деление моря, а де-юре продолжают оставаться в силе устаревшие советско-иранские договора по Каспию 1921 и 1940 годов, устанавливающие свободный режим судоходства для прикаспийских государств и общего

пользования биоресурсами моря. В Договоре между СССР и Ираном от 25 марта 1940 года о торговле и мореплавании подчеркивалось, что в Каспийском море могут находиться только суда СССР и Ирана. Однако в нем отсутствовали четкие положения о разграничении Каспийского моря, что создавало трудности в охране границы. Сугубо в одностороннем порядке Советским Союзом за линию границы в 1935 году была принята линия «Гасан-Кули (Туркмения) — Астара-чай (Азербайджан)». Как пишет В.А. ГУСЕЙНОВ, по данным ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2002 год, суммарные ресурсы всей акватории Каспийского моря составляют около 16 млрд т нефтяного эквивалента, или 20 млрд т — по оценкам аналитиков Минэнерго и Минприроды. Для сравнения: запасы крупнейшего в мире газонефтяного месторождения Сафания-Хафджи в Персидском заливе составляют 4,5 млрд т. Годовой уровень добычи на шельфе Каспия может составить не менее 200 млн т нефти и 100-150 млрд куб. м газа. Помимо энергоресурсов Каспийское море обладает уникальной флорой и фауной, достаточно сказать, что здесь осуществляется более 90% мирового вылова осетровых рыб.

Помимо энергоресурсов Каспийское море обладает уникальной флорой и фауной.

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

— Тесные отношения Азербайджана с Западом сочетаются с плотными, по крайней мере в экономике, отношениями с Россией, что подтвердил недавний сверхдружественный визит Владимира Путина в азербайджан. Какую политику ведет азербайджан? Он действует в русле характерной для государств региона политики многовекторности?

— Приоритетная задача Азербайджана — возврат потерянных территорий, главным образом Нагорного Карабаха, о чем свидетельствует воинственная риторика

последних лет. Я бы не назвала политику Азербайджана многовекторной. Страна не является членом ОДКБ, в этом году была закрыта Габалинская РЛС. Мы тоже не слишком довольны тесным военным сотрудничеством Азербайджана и США. В то же время не так давно состоялись серьезные военные поставки Азербайджану российской военной техники. Иными словами, при всех шероховатостях, неизбежных в отношениях между государствами, России выгодно сохранение преемственности в азербайджанской политике. Неудивительно, что Владимир Путин посетил Азербайджан и провел переговоры с Ильхамом Алиевым накануне президентских выборов в этой стране (назначены на 9 октября этого года. — Ред .). Азербайджан хотя и говорит, что планирует присоединиться к НАТО, но все-таки этого не делает. Он занимает по мере своих возможностей равноудаленную позицию от всех мировых игроков. И нас это вполне устраивает.

— На втором Саммите прикаспийских государств, состоявшемся в Тегеране в 2007 году, было принято решение о запрете флотов нерегиональных государств на Каспии. В то же время в СМИ постоянно упоминается о военных советниках НАТО, СшА в прикаспийских государствах. Так соблюдается это решение или нет?

— Пока соблюдается. Таких военных структур, как «Каспийская стража», там нет. Американцы, поясню, еще в 1990-е, во время президентства Билла Клинтона,

Станислав притчин, эксперт центра изучения центральной азии и кавказа ив ран, эксперт российского совета по международным делам:

«В отношении правового статуса Каспийского моря позиции сторон на протяжении последних 10 лет не менялись. К 2003 году северная часть моря была поделена между тремя странами — россией, Казахстаном и Азербайджаном — по срединной модифицированной линии (это равноудаленная от двух берегов линия, наиболее распространенный в мировой практике способ раздела шельфа, называемый также секторальным). но при этом разделу подлежало только дно в интересах недропользователей. поверхность моря и воздушное пространство над ним остались в общем ведении за исключением экономической эксклюзивной прибрежной зоны, размер которой и является сегодня предметом переговоров между этими тремя странами.

иран выступает против секторального раздела моря, так как в этом случае ему достается наименьший сектор». Важно, что Каспий представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном. со-

ответственно, к Каспийскому морю не могут автоматически применяться нормы и понятия международного морского права, в частности, положения Конвенции оон по морскому праву 1982 года и такие понятия, как «территориальное море», «исключительная экономическая зона», «континентальный шельф» и т.д.

сТАнислАВ притчин: «Туркменистан занимает срединную позицию. он готов был бы согласиться с секторальным способом раздела, если бы не его спор с Азербайджаном из-за месторождения «Кяпаз» («сердар»), которое находится на срединной линии междуАзербайджаном и Туркменистаном. Из-за этого спора Туркменистан также занимает выжидательную позицию и не поддерживает северных и западных соседей — Казахстан, россию, Азербайджан, занимая позицию относительно близкую к иранской».

добавим, что Иран оспаривает с Азербайджаном принадлежность нефтяных месторождений «Араз», «Алов», «Шарг» и не признает так называемый «азербайджанский сектор Каспийского моря», который россия, по сути, признала территорией Азербайджана еще в 1993 году.

20 ноября 1993 года от имени тогдашнего министра топлива и энергетики Ю. Шафранника россия и Азербайджан подписали «соглашение о сотрудничестве в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений на территории Азербайджанской республики». В результате компания «лукойл» получила 10% будущих прибылей в международном консорциуме по разработке нефтяных месторождений Каспийского моря. В.А. ГусЕйноВ: «по мнению многих российских парламентариев, транснациональные нефтяные корпорации, правительства Азербайджана и россии и российская компания «лукойл» без согласия президента, парламента и МИда рф по существу изменили границы страны».

«у Туркменистана и Казахстана, — продолжает Станислав притчин, — нет противоречий в отношении морской границы, но они также не подписывают соглашение о морской границе из-за спора Туркменистана с Азербайджаном». иными словами, проблема правового статуса Каспийского моря настолько сложна и запутанна, что для ее решения потребуется, по-видимому, еще немало времени.

\ ТРЕНДЫ И ПРОГНОЗЫ \ прямые инвестиции / № 9 (137) 2013 11

Евросоюз и США продолжают попытки закрепиться на Каспии. На фото: совместные учения Казахстана и НАТО в августе 2013 года.

Азербайджан занимает равноудаленную позицию от всех мировых игроков. На фото: визит Владимира Путина в Баку 13 августа 2013 года.

VOSTOCK-PHOTO/REUTERS

разрабатывали программу «Каспийская стража» (охрана натовскими подразделениями каспийских трубопроводов, главным образом «Баку-Тбилиси-Джейхан»). Но этот проект реализовать не удалось. В Азербайджане есть иностранные советники, эксперты, помогающие создавать военные флотилии. Россия, кстати, оказывает очень серьезную помощь в строительстве национальных военно-морских сил Туркменистану и Казахстану. Но пока что военный приоритет на Каспии принадлежит нашей стране, ни одно из государств не сможет сравниться с Россией по военно-морской мощи на Каспийском море.

— а какие цели преследуют СшА и Евросоюз на Каспии?

— Стратегическая цель — создать трубопроводные маршруты, газовые и нефтяные, в обход нашей страны, чтобы Россия не была монополистом в прокачке энергоресурсов из Каспия в Европу и не диктовала свои цены, сохраняя экономическое и геополитическое влияние на страны этого региона. С этой целью и разрабатывались Nabucco, Nabucco West, Транскаспийские газопроводные проекты, предусматривающие транспортировку каспийских энергоресурсов в обход РФ. От Nabucco Запад уже фактически отказался, правда им удалось уговорить Азербайджан примкнуть к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), который планируют провести через Адриатику и Турцию. Насколько реален TANAP — тоже вопрос. Для его реализации нужны деньги, а Евросоюз в кризисе. К тому же Азербайджан в отличие от Туркменистана и Ка-

РИА.НОВОСТИ»

захстана не обладает таким количеством газа и нефти, которое может быть пущено в разных направлениях. С трудом заполняется нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», да и то благодаря казахстанской нефти, провозимой танкерами. «Баку-Тбилиси-Джейхан» — абсолютно геополитический проект, его цель — уменьшить влияние России в регионе, сделав главной транзитной страной Турцию. Построили, хотели его охранять с помощью «Каспийской стражи». Разговоры о необходимости охраны трубопроводов возобновились после войны 08.08, когда произошел взрыв на нефтепроводе и прекратилась на время прокачка нефти.

Но все это не означает, что «злые дядьки» — Евросоюз и США — принуждают бедные прикаспийские государства встраиваться в их программы. И Азербайджан, и Туркменистан, и Казахстан сами заинтересованы в создании альтернативных России трубопроводных маршрутов. Они дают возможность прикаспийским государствам осознавать себя независимыми экспортерами энергоресурсов. Однако альтернативные России трубопроводы не имеют реального значения в отношениях с Европой. Дешевле и выгоднее поставлять нефть и газ в Европу через Россию. Другой дело — поставки в Китай, который является серьезной альтернативой Европе и главным потребителем каспийских ресурсов. Туда идет большая часть туркменского газа, Казахстан серьезно сотрудничает с Китаем.

— А снятие санкций с Ирана как повлияет на позиции прикаспийских стран?

— Если Иран будет себя вести достаточно приемлемо с точки зрения Запада и преграды к продаже Ираном энергоресурсов исчезнут, он станет очень серьезным конкурентом, в том числе и России. Стоит напомнить, что соперником планируемого Западом трубопровода ТАПИ («Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия») изначально был трубопровод, который предполагалось проводить из Ирана. Что касается Европы, то она больше других страдает от наложенных на Иран санкций, поскольку в иранских энергоресурсах заинтересована больше, чем в азербайджанских. Но станет ли Иран полноценным игроком на энергетическом рынке — зависит от его договоренностей с Западом по ядерной программе. К тому же Ирану требуется модернизация энергосистемы, невозможная без капиталовложений, в том числе со стороны Запада. Я думаю, что Иран в итоге вступит в энергетическую игру, но пока неопределенность сохраняется.

— В чем все-таки заключается стратегическая цель России на Каспии? Остаться транзитной страной?

— Не совсем. Каспий важен не только как кладовая разнообразных ресурсов, тем более что запасы нефти и газа там несопоставимы, к примеру, с запасами Персидского залива. Прежде всего, Каспийский регион имеет огромное геостратегическое значение, несмотря на то что речь идет о замкнутом водном пространстве. Ученые до сих пор спорят: море Каспий или озеро. В любом случае Каспий — это выход к трем регионам: Черноморско-Каспийскому, Кавказскому и Центрально-Азиатскому. Так что для России очень важно сохранить свои позиции на Каспии. На это, собственно, и направлены деятельность нашей страны в регионе и визиты российского руководства, нацеленные на оживление диалога между прикаспийскими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.