ПРОБЛЕМЫ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
МАХОТЛОВА Маратина Шагировна,
кандидат биологических наук, доцент кафедры «Землеустройство и экспертиза недвижимости» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет», г. Нальчик. E-mail: [email protected]; АКБАШЕВА Альбина Султановна,
магистрант ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет», г. Нальчик. E-mail: [email protected]; ОЗРОКОВА Карина Юрьевна,
магистрант ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет», г. Нальчик. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные проблемы государственного кадастра недвижимости в сфере кадастровой деятельности и возможные пути их решения. Обосновывается согласование и совершенствование законодательства о государственном кадастре объектов недвижимости, а также о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в современных условиях.
Abstract: This article discusses the current problems of the State real estate inventory in the field of cadastral activities and possible ways to solve them. The harmonization and improvement of legislation on the state cadastral of real estate objects, as well as on the state registration of rights to real estate and transactions with it in modern conditions is justified.
Ключевые слова: кадастровая деятельность, Росреестр, государственный кадастр недвижимости.
Keywords: cadastral activity, Rosreestr, state real estate cadastral.
В современных условиях землепользования все более актуальными становятся вопросы кадастровой деятельности. Трансформационные процессы, происходящие в социальной и экономической жизни страны, требуют разработки новых концептуальных подходов к осуществлению процессов управления земельными ресурсами на основе анализа проблем в системе кадастровой деятельности.
Для решения современных проблем кадастровой деятельности рассматриваются соответствие сложившейся системы организации ведения кадастра недвижимости и регулирования кадастровых отношений требованиям обеспечения надежности, доступности и полноты кадастрового учета всех объектов кадастрового учета, их надежной идентификации и гарантирования прав на них.
На современном этапе развития кадастровой деятельности в России одной из основных проблем по-прежнему остается недостаточность требуемых законодательством сведений об объектах недвижимости, которые содержатся в ЕГРН, другая важная проблема - это ненадлежащее качество таких сведений.
До настоящего времени остается неизвестным общее число неучтенных в ЕГРН объектов недвижимости, в том числе и земельных участков [9].
Попытки Росреестра осуществить в 2001 году инвентаризацию сведений о тех земельных участках, которые были ранее учтены, оказались безуспешными.
Сейчас сведения об объектах недвижимости, которые содержатся в кадастре недвижимости, имеют фрагментарный вид, что в частности, обусловлено заявительным принципом формирования таких сведений. Кроме того, до сих пор многие государственные и муниципальные земли также не распределены, что связывается органами власти с отсутствием денег в бюджете.
В качестве решения указанной проблемы предлагается создать актуальную картографическую основу, позволяющую идентифицировать границы земельных участков и иной недвижимости, а также систематически проводить контрольную кадастровую съемку в целях актуализации сведений о границах земельных участков [8].
Решить данную задачу на качественном уровне возможно, только если использовать современные технологий по сбору, обработке, хранению и представлению геодезических данных. В цифровой картографической основе можно точно определить местоположение каждой учетной единицы, а также пределы действия вещных прав на них. Это в свою очередь, сделает возможным создание основы для решения тех споров и правовых коллизий относительно режима использования объектов недвижимости. Более того, это позволит снизить стоимость и сроки осуществления кадастровых работ и, как следствие, расширить круг физических и юридических лиц, которые заинтересованы в том, чтобы были сформированы и постановлены на государственный кадастровый учет объекты недвижимости.
Следующей важной проблемой кадастровой деятельности является многочисленные пересечения границ земельных участков как друг с другом, так и с административными границами, что обусловлено некачественно произведенными в свое время кадастровыми работами [1].
Отсутствие в Росреестре единообразной практики в рамках государственного кадастрового учета при изменении земельного участка по причине изменения площади земельного участка и изменения описания местоположения его границ обусловило подготовку Министерством экономического развития Российской Федерации многочисленных разъяснительных писем.
Если первоначально Росреестр был вправе уточ-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 6(186)
нять местоположение границ ранее учтенных земельных участков, а также местоположение иных объектов недвижимости при использовании картографической основы кадастра и, в случае пересечения одних границ с другими, то осуществлялось устранение подобного пересечения, то в настоящее время Росреестр согласно последней редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» такого права лишен, поскольку кадастровую деятельность осуществляют кадастровые инженеры. Разрешение же споров о границах земельных участков как в административном, так и в судебном порядке достаточно длительны и проблематичны.
Применение недостаточных и неточных кадастровых требований негативно отзывается на управлении недвижимостью, в общем. Кадастровые ошибки, которые были допущены кадастровыми инженерами по умыслу или неосторожности, обуславливают ошибки при расчете земельного налога, налога на имущество физических лиц, арендных платежей, прогнозировании налогооблагаемой базы [7].
Поэтому очень важно эффективно решить вопросы, которые связаны с процессом создания актуальных баз данных государственного кадастра недвижимости. Это не только связано с профессионализмом и ответственностью кадастровых инженеров, реальным привлечением их к таковой. Требуется также принять законодательные акты, в которых следует закрепить положения:
периодично обновлять картографическую основу государственного кадастра недвижимости, посредством финансирования из средств федерального бюджета;
• утверждать границы охранных и защит-
ных зон совместно с принятием решения, в котором разрешается ввести объект в эксплуатацию, в случае функционирования данного объекта при необходимости установления охранных и защитных зон;
определить источники финансирования кадастровых работ по установлению границ охранных и защитных зон объектов, которые ранее введены, для осуществления деятельности которых необходимо установить такие зоны и в отношении которых нет сведений в государственном кадастре недвижимости;
финансировать кадастровые работы, в рамках которых уточняются границы земельных участков в массовом порядке, в том числе и земельные участки, которые находятся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена из средств федерального и региональных, местных бюджетов;
проводить кадастровые работы в массовом
порядке, в рамках которых будут определены координаты зданий и сооружений, информация о которых включена в государственный кадастр недвижимости в рамках переноса сведений из архивов органов, которые осуществляли технический учет и техническую инвентаризацию данных объектов из средств федерального и региональных бюджетов.
Также в последующем нужно законодательно закрепить возможность внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, в котором будет его описание в трехмерной системе координат и перейти к единой геоцентрической открытой системе координат, которая будет использоваться для ведения государственного кадастра недвижимости [2].
Другой кадастровой деятельности является то, что недостаточно регламентированы требования к проведению и оформлению кадастровых работ.
В настоящее время кадастровые работы регламентируются в наибольшей степени не Законом № 221 -ФЗ и приказами, а разъяснительными письмами Минэкономразвития России, стандартами осуществления кадастровой деятельности, которые приняты в СРО. Это обуславливает определенные особенности, требования и субъективные подходы при осуществлении кадастровой деятельности и оформлению по ее итогам документов в каждом кадастровом округе (иногда и в кадастровом районе).
Также до настоящего времени для кадастровых инженеров составляет проблему получения официальной информации от Росреестра относительно опорной межевой сети и качественного картографического материала для проведения кадастровых работ [3].
Другой немаловажной проблемой, которая возникает в правоприменительной деятельности является отсутствие согласования границ смежных земельных участков, в случаях, которые предусмотрены действующим законодательством (ст. 39 Закона о кадастровой деятельности). Исходя из положений ст. 39 происходит во время осуществления кадастровой деятельности, после того, как проведены все кадастровые работы, документы подаются заинтересованными лицами в Росреестр для осуществления кадастрового учета. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Таким образом, акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана. При этом заинтересованное лицо вправе предоставить в письменной форме возражения, прилагаемые к межевому плану и являющиеся его неотъемлемой частью [6].
Отсутствие данного согласования является осно-
ванием не только для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет, но и для принятия решения судом об отмене решения Росреестра.
В настоящее время происходит переход на предоставление документов в электронном виде, однако те приемные средства и порталы, которыми обладает Рос-реестр, функционируют недостаточно эффективно и надежно. Пока еще до конца технически не реализованы регламенты взаимодействия кадастровых инженеров с Росреестром как на его официальном сайте, так и с использованием web-сервисов портала.
В данной связи также необходимо освятить тот момент, что далеко не все кадастровые инженеры обладают требуемым опытом по формированию документов в электронном виде, необходимым программным обеспечением, в связи с чем, увеличивается количество отказов и приостановлений кадастрового учета.
Также проблемой является отсутствие законодательной регламентации методов, которыми выявляются и исправляются кадастровые ошибки, которые были допущены по вине кадастровых инженеров.
Данные проблемы требуют своего разрешения на законодательном уровне. Так, следует разработать методику определения кадастровой ошибки, которая допущена кадастровым инженером, ее исправления и источников финансирования работ по их исправлению [5].
Также установить личный кабинет для кадастрового инженера на сайте Росреестра, в котором бы обеспечивалась фиксация всех фактов информационного взаимодействия кадастрового инженера с Росреестром. Также следует установить процедуры по взаимодействию Рос-реестра с кадастровыми инженерами по актуализации сведений о состоянии пунктов геодезической сети.
Очень важно в настоящее время доработать офи-официальный сайт Росреестра так, чтобы при постановке объ-
Библиография:
ектов на кадастровый учет правильно загружались пакеты большого объема [4].
Также надо закрепить и внедрить порядок внесудебного оспаривания и отмены неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц Росреестра с участием представителей СРО в сфере кадастровой деятельности. Также следует уполномочить СРО кадастровых инженеров полномочиями по досудебному урегулированию межевых споров. Данные меры позволят в сфере кадастровой деятельности значительно повысить качество кадастровых работ и как следствие снизить количество споров.
Таким образом, в последние годы законодателем были предприняты активные попытки усовершенствовать действующее законодательство в области кадастрового учета, что позволило разрешить ряд наболевших вопросов. Тем не менее и в настоящее время сфера кадастровой деятельности является достаточно проблематичной.
В связи с этим, требуется согласование и совершенствование законодательства о государственном кадастре объектов недвижимости, а также о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В результате должна быть создана единая непротиворечивая правовая база для принятия и реализации государственных решений о долгосрочном и краткосрочном использовании земельных ресурсов.
В качестве путей решения данной проблемы можно предложить следующее:
1. Сформулировать и осуществить четкую земельную и переселенческую политику.
2. Построить и наладить систему государственного управления земельными ресурсами.
3. Восстановить земельную службу стран и систему проектно-сметного дела в землеустройстве.
4. Сделать земельно-ресурсный потенциал основным звеном подъема экономики России.
1.Боровой Е.П., Душкина Е.М., Наливаева А.А. Использование современных технологий в земельном кадастре. В сборнике: природообустройство и строительство: наука, образование, практика. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора технических наук, профессора, Заслуженного мелиоратора РФ И.С. Алексейко. Ответственный редактор М.В. Маканникова. 2017. С. 233-238.
2.Долматова О.Н. Устойчивое землепользование как основа формирования эффективного сельскохозяйственного производства. Вестник государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С.5.
3.Зелепугин А.И. Научные основы классификации мониторинга земель. Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. С.23-30.
4.Кряхтунов А.В., Пелымская О.В., Черных Е.Г. Роль градостроительной и землеустроительной документации в предоставлении земельных участков для строительства. Казанская наука. 2016. № 12. С.46-48.
5.Кустышева И.Н., Авилова Т.В., Булдакова О.А. Применение земельно-кадастровой информации при анализе эффективности использования сельскохозяйственных земель. Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 3 (369). С.41-44.
6.Подколзин О. А., Соколова И. В., Перов А. Ю., Кильдюшкин В. М., Давиденко Г. А. Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения как элемент системы управления земельными ресурсами. Успехи современного естествознания. 2018. № 9. С.72-77.
7.Тарбаев В.А., Царенко А.А., Шмидт И.В. Предложения по совершенствованию системы мониторинга в сфере земельно-кадастровых отношений. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С.751.
8.Филиппова Т.А., Макарова А.А. Роль земельно-кадастровой информации в совершенствовании земельно-имущественных отношений в Таврическом муниципальном районе. В сборнике: научное и техническое обеспечение АПК, состояние и перспективы развития. 2016. С.173-176.
9.Хабарова И.А., Воробей Т.Н. Использование земельно-кадастровой информации в системе налогооблажения. Славянский форум. 2016. №4(14). С.260-267.