Научная статья на тему 'Правовые основы регистрации прав, кадастра недвижимости и кадастровой деятельности'

Правовые основы регистрации прав, кадастра недвижимости и кадастровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3769
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL FRAMEWORK / FEDERAL LAWS / CADASTRAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабарова Ирина Андреевна, Хабаров Денис Андреевич, Пастухов Виталий Эдуардович, Адиев Тамерлан Салманович

В статье изложены и проанализированы правовые основы регистрации прав, кадастра недвижимости и кадастровой деятельности в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хабарова Ирина Андреевна, Хабаров Денис Андреевич, Пастухов Виталий Эдуардович, Адиев Тамерлан Салманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines and analyzes the legal framework for registration of rights, real estate cadastre and cadastral activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовые основы регистрации прав, кадастра недвижимости и кадастровой деятельности»

Правовые основы регистрации прав, кадастра недвижимости и кадастровой

деятельности

Хабарова Ирина Андреевна,

кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Городского кадастра»

Хабаров Денис Андреевич,

аспирант кафедры «Почвоведения, экологии и природопользования»

Пастухов Виталий Эдуардович,

магистрант по направлению подготовки 21.04.02 «Землеустройство и кадастры», профиль: «Оценка и управление городскими территориями»

Адиев Тамерлан Салманович,

магистрант по направлению подготовки 21.04.02 «Землеустройство и кадастры», профиль: «Оценка и управление городскими территориями»

Государственный университет по землеустройству

Аннотация: В статье изложены и проанализированы правовые основы регистрации прав, кадастра недвижимости и кадастровой деятельности в РФ.

Summary: The article outlines and analyzes the legal framework for registration of rights, real estate cadastre and cadastral activities in the Russian Federation.

Ключевые слова: правовые основы, федеральные законы, кадастровая деятельность.

Keywords: legal framework, federal laws, cadastral activities.

Законодательные основы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в Российской Федерации 1.1.1 Основные положения

Правовое регулирование государственного кадастрового учета (далее - ГКУ) и государственной регистрации прав (далее - ГРП) в Российской Федерации (далее — РФ) осуществляется на основании Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости (далее — 218-ФЗ), прочими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) как инструмент регулирования представляет собой систему сведений и документов о категориях земель, их

правовом режиме, распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам.

Информация, содержащаяся в ЕГРН, используется при осуществлении государственной земельной политики в сфере перераспределения земель, их объединения, поддержания земельного рынка и т. д.

Объектом ГКУ являются перечисленные в 218-ФЗ ОН вне зависимости от форм собственности, целевого назначения и характера их использования.

Сведения об объектах недвижимости (далее - ОН) также используются для фискальных целей: базой для расчета налога на земельные участки (далее - ЗУ) является их кадастровая стоимость.

Сведения в ЕГРН вносятся на основании документов, которые в совокупности являются реестровыми делами. Порядок ведения реестровых дел установлен статьей 11 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [1].

Объектам, сведения о которых внесены в ЕГРН, присваивается неизменяемый, не повторяющийся во времени и пространстве кадастровый номер. Процесс присвоения ОН кадастрового номера подразумевает собой разделение территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы органом регистрации прав. Право собственности на недвижимость:

1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления недвижимостью. Данные виды распоряжения привязаны к юридическим полномочиям владельца, которые передаются таковым в сторону доверенных лиц. В их роли выступают юридические лица -предприятия и компании, распоряжающиеся не принадлежащим им имуществом, но переданным в их пользование.

2. Право на постоянное (бессрочное) пользование. Этот вид владения сложился в советском законодательстве, в отношении участков, выделенных для использования гражданам. Лица, не приватизировавшие земельное недвижимое имущество, оставили за собой этот вид распоряжения, который ограничивает их полномочия. Например, земельные участки, могут использоваться постоянно, без ограничений, но распоряжение таковыми ограничено.

Они не допускаются:

- к участию в имущественных сделках;

- к включению в завещательные распоряжения;

- к передаче наследникам по закону.

Ситуация меняется только тогда, когда ЗУ относится к категории земель поселений, а на участке возведено капитальное строение. В данном случае, ЗУ, на котором возведено

капитальное строение, следуя судьбе строения, которое является собственностью граждан, оформляется в качестве придомовой территории. Совместно с домом, надел участвует в имущественных сделках и наследственной передаче прав, допуская возможность его приватизации для приобретателей дома.

3. Право на пожизненно наследуемое владение. Допускается к переходу по наследству или включению в завещательное распоряжение. В имущественных сделках участвует только при возведённом на участке строении. Но существует ряд ограничений установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества, такие как:

- Сервитут (Право ограниченного пользования ЗУ);

- Арест (Судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника);

- Ограничение прав на земельный участок, предусмотренное статьей 56 Земельного кодекса РФ (Особый режим использования земли);

- Аренда и субаренда

- Залог, и другие ограничения (обременения)

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации [2]. 1.1.2 Органы, участвующие в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

В случаях, установленных 218-ФЗ, актами Президента и Правительства, правовой основой ГКУ и ГРП также могут выступать нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление нормативно правовое регулирование кадастрового учета и регистрации прав (далее — орган нормативно-правового регулирования) [1,2].

ГКУ и ГРП, а также ведение ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами — органами регистрации прав — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальными Управлениями (Росреестр, Управления Росреестра).

Орган нормативно-правового регулирования (Минэкономразвития):

1) координирует деятельность органов регистрации прав, контролирует их деятельность;

2) регулирует ведение органами регистрации прав ЕГРН;

3) осуществляет методическую работу, касающуюся осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН;

При осуществлении ГКУ и ГРП орган регистрации прав (Росреестр и его территориальные Управления):

1) принимает заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав;

2) проверяет действительность поданных документов, а также проверяет наличие соответствующих прав у лица или органа власти, подготовившего документ;

3) проверяет наличие ранее зарегистрированных прав в отношении объекта недвижимости;

4) осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав;

5)_осуществляет выдачу документов, подтверждающих факт осуществления кадастрового учета и регистрации прав;

6) осуществляет деятельность по ведению ЕГРН и выдаче сведений, содержащихся в ЕГРН;

Отдельные полномочия органа регистрации прав вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»).

В рамках 218-ФЗ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» считается органом регистрации прав [1].

1.1.3 Основания осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Участниками отношений, возникающих при осуществлении кадастрового учета и регистрации прав, являются правообладатели недвижимого имущества, иные лица, в том числе граждане РФ, юридические лица, иностранные государства, иностранные граждане, лица без гражданства, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления, кадастровые инженеры с одной стороны, орган регистрации прав — с другой стороны.

ГКУ и ГРП осуществляются на основании заявления и прилагаемых к нему документов, поданных в орган регистрации прав в установленном законодательством порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются:

1) акты органов государственной власти и местного самоуправления, закрепляющие существование, возникновение, переход, прекращение или существование ограничения права или обременения объекта недвижимого имущества;

2) договоры и иные сделки с недвижимостью;

3) акты приватизации жилых помещений;

4) свидетельства о праве на вступление в наследство;

5) вступившие в силу судебные акты;

6) акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти;

7) межевой или технический план, акт обследования, карта-план территории, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;

8) иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение или ограничение права или наличие обременения объекта недвижимости.

ГРУ и ГРП могу осуществляться как совместно, так и отдельно друг от друга. ГКУ и ГРП осуществляются одновременно в связи с:

1) созданием объекта недвижимости;

2) образованием объекта недвижимости;

3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения;

ГКУ осуществляется без ГРП в следующих случаях:

1) в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, предоставленного органом соответствующей компетенции.

2) в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

3) в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, имеющую ограничения прав и обременения, если такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации;

4) в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении;

5) в отношении многоквартирных домов, и помещений, являющихся общим имуществом в таких домах;

6) в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;

7) в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых объектами общего пользования;

8) в отношении земельных участков, изъятых для государственных нужд;

9) в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образующейся в целях применения к ней сервитута [2]. 1.1.4 Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в следующие сроки, установленные 218-ФЗ.

Таким образом, ГКУ и (или) ГРП осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено ФЗ (табл. 1):

Таолиыа I - Сроыс пров^л^ння ПСУ и ГРП

Оргвя. иряяимдиищй : аявл ев в е Енд документа Колжчесгво работах двёв

Орган; рагапрзшж прав Заявлашв намущесшзгав ГРП ж ПрНЛ ET ELEMbC-: Е НН1Г-" ДОЕ^ХНЕТОЕ

21, ГдГТТГ!ф\ мк 1 IHГУНЯГТЪТТ-ГН Заявление шосупгееголанна ГРП ж ттрттг* чт ч дуПгПГ е В5ЭД1-- ДОЕУЬНГООЕ 9

Орган; рнгшгршнн TTJ4TF. ЗаявлнниЕ на. осуществление ПСУ ж прилагаемых е намг-- дря^машкв i

j, ХнОГО ф нк 1 ifl DHilb ДД П-^н 1 j 1 ЗаявлнниЕ на осущвпяшшш ГКУ ж щипнгаашх е hair- доет-изегое

Орган; рагвпрзпвв Заявление на осущестлннне ПСУ н ГРП н ПрЖПНГЭ=!11ых е нем1-" доеуыешов 10

1н ОГО ф Унк 1 in ивЗГЕЬ "Д-ПП ■Заявлен® на, осущестлнниЕ ПСУ и ГРП и ПрнЛ HT ELEMbC-: Е Н2МГ-' ДОЕУМеНТОЕ 12

Орган; рагапрзши Вступившего в ьаЕонную сипу дяВбшго ЗЕТ1 y z ТЗВОЕНЕ-ШеГО ООЯ ЗЯНЭМГ1Ъ ОСуЩвСШИЗЬ ГКУ ж (или) ГРП ■jj

Орган рагнпращш СуДЗЁВЫН ЗЕТ НЛЕ ЗЕТа ушкдднияашро &ргаш О "Н Ч ~ РДНн н н Я|У-.~ТЯ на ВЗТТ.'ИТПТ'М па жзуп-игэпео. нпн о защите совершать ■ггпрз ~^~-■ нгз девиеня z вщвияшдш ттутутт дг TT-ri\i д—н 0*5 ЖЗ-брЭЕНН Е ЕЗЛеСЗВе мары пресечения залога в соогветсгоии с >ТОЛОЕВО-Пр01^СуалЬЕЬЕМ заЕоводательсгБоы РФ либо судебного aeia и н ЯТГТЯ yi Н^тЗГУМГУЧ'-'нштПП органа О ZH3TH13 арки жлн; запрета, о возврате залога шюгодагеш] нлн; об обр зшении залога е доход государства J

Орган; рагжтрацнж Заявлении наосушествлениэ ГРП ж прилагаемых е нем1-" дое^изнгое на олззое^ннн н о тарная н d удостоверенной сдалЕЖ свидетельства о праве на. наследство J

j, хного ф уНЕ рКДЩДЬ "Я-гн ЩН1р Заявления на осуществление ГРП ж прилагаемых е нем1-" документов на, основании нотариально удопшвфшдм сделен. свидетель о ib-h. о праве на наследство. свидетельства о праве собсгоенвосга на долю в обшем имуществе счзругов i

Орган; регжтртции Заявления на, осуществление госуднрственшш рз ипрдри ннотепз динлого ПДНещанИЯ Н ттртт~ тг е BE5J1-' доЕументов

Ь ГЯПГОф\ мк 1 IMГУНЯГГЬ"Н-'ГИ Заявления: на, осуществление госудулм1-1 дм рз ИПрДЦШ hdoteeh т». и. г1тг1 пом5п2ння н tiyiitt дгдднесе е н502*-' ДОЕумеНТОЕ

В день внесения сведений в ЕГРН о недвижимом имуществе, ГКУ считается выполненным.

Осуществление ГКУ и ГРП может быть приостановлено по решению государственного регистратора прав при наличии на то соответствующих оснований.

В ГКУ и ГРП может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если нарушения, являющиеся основаниями для приостановки осуществления кадастрового учета не были устранены в трехмесячный срок. 1.1.5 Единый государственный реестр недвижимости

Сведения, полученные в результате осуществления ГКУ и ГРП вносятся в ЕГРН. ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и состоит из шести разделов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

Вносимые в кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости подразделяются на: основные и дополнительные.

К основным сведениям об объекте недвижимого имущества относятся сведения об объекте недвижимости, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи, имеющей уникальные характеристики.

К дополнительным сведениям относятся сведения, изменяющиеся на основании актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также сведения, содержащиеся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах.

2) Реестр прав на недвижимость

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, ограничениях прав и обременениях объектов недвижимого имущества, о сделках с недвижимостью, подлежащих государственной регистрации, иные дополнительные сведения:

1) вид права и дата государственной регистрации права;

2) сведения о текущем и предыдущих правообладателях;

3) сведения об основании, на котором возникает, переходит, изменяется и прекращается право на недвижимое имущество;

4) вид ограничения права или обременения объекта недвижимости, их номер регистрации и дата государственной регистрации, сведения о лицах, в пользу которых они установлены, основания их возникновения, изменения, или прекращения;

5) реквизиты и существенные условия сделок, в результате которых происходит возникновение, переход, изменение или прекращение права на недвижимость.

3) Реестр границ.

В реестр границ вносятся сведения о: 1. зонах с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ);

2. территориальных зонах;

3. территориях объектов культурного наследия;

4. территориях опережающего социально-экономического развития;

5. зонах территориального развития в Российской Федерации;

6. игорных зонах;

7. лесничествах, лесопарках,

8. особо охраняемых природных территориях,

9. особых экономических зонах,

10. охотничьих угодьях.

В отношении вышеуказанных зон и территорий вносятся сведения об их:

1) индивидуальных обозначениях (вид, тип, номер, индекс и иная информация);

2) описаниях местоположения границ;

3) наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших решения об их создании;

4) содержании ограничений использования объектов недвижимого имущества внутри таких зон или территорий;

5) перечне видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом, положением об ООПТ;

6) сроке, на который установлена ЗОУИТ, или указании, что ЗОУИТ установлена бессрочно;

Реестр границ содержит сведения об административно-территориальном делении, а именно:

1) описание местоположения границ между субъектами РФ;

2) реквизиты актов согласования и утверждения изменения границ между субъектами РФ;

3) описание местоположения границ между муниципальными образованиями;

4) реквизиты актов установления или изменения границ между муниципальными образованиями;

5) описание местоположения границ между населенными пунктами;

6) реквизиты актов установления или изменения границ между населенными пунктами. 3. В реестре границ содержатся сведения о прохождении Государственной границы РФ:

1) описание прохождения Государственной границы РФ;

2) реквизиты международных договоров РФ и федеральных законов, согласно которым устанавливается или изменяется прохождение Государственной границы;

Реестр границ содержит следующие сведения об утвержденном проекте межевания территории:

1) реквизиты решения об утверждении проекта межевания;

2) описание местоположения границ земельных участков, подлежащих образованию согласно проекту межевания;

3) виды разрешенного использования земельных участков, содержащиеся в проекте межевания;

4) описание местоположения прохождения границ территории, в отношении которой утверждается проект межевания территории.

Реестр границ содержит следующие сведения о границах водных объектов:

1) тип и наименование водного объекта при его наличии;

2) описание местоположения границы водного объекта.

Реестр границ с августа 2018 года содержит также сведения о публичном сервитуте:

1) реквизиты решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, согласно которому устанавливается публичный сервитут;

2) описание местоположения границ публичного сервитута;

3) цель создания публичного сервитута;

4) срок действия публичного сервитута;

5) правообладатель публичного сервитута;

6) Сведения об органе исполнительной власти или органе местного самоуправления, принявших решение, согласно которому устанавливается публичный сервитут.

4) Реестровые дела.

Реестровые дела содержат документы, на основании которых в ЕГРН внесены сведения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, установленные 218-ФЗ [1].

Реестровые дела ведутся в электронной форме, за исключением случая, если заявления и необходимые для ГКУ и ГРП и документы предоставлены в простой письменной форме.

Заявления и необходимые для ГКУ и регистрации прав документы, представленные в бумажной форме, для включения в реестровые дела переводятся в форму электронного документа.

Электронные документы, электронные образы документа, созданные в соответствии с настоящей частью, подписываются усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью и имеют юридическую силу аналогичную оригиналу на бумажном носителе.

5) Кадастровые карты.

Кадастровые карты — составленные на основании ЕЭКО тематические карты, в которых содержатся сведения из ЕГРН:

1) публичные кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц;

2) дежурные кадастровые карты, предназначенные для использования органом регистрации прав при ведении ЕГРН.

Ведение публичных кадастровых карт и дежурных кадастровых карт осуществляется только в электронной форме.

Публичные кадастровые карты ведутся без подачи запросов и взимания платы. Состав сведений кадастровых карт устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, представленные иными органами власти, органами местного самоуправления[3]. 6) Книги учета документов

Книги учета документов содержат сведения о заявлениях и документах, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Книги учета документов ведутся в электронной форме.

Сведения, содержащиеся в ЕГРН являются общедоступными за исключением установленных законодательством случаев.

1.1.6 Геодезическая и картографическая основа ЕГРН

Геодезической основой ЕГРН являются государственные геодезические сети (далее — ГГС), а также геодезические сети специального назначения (опорные межевые сети).

Картографической основой ЕГРН является единая электронная картографическая основа (далее — ЕЭКО), создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии [1, 4-5].

Для ведения ЕГРН используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат (далее — МСК), в отношении которых установлены ключи перехода к единой системе координат.

Местные системы координат на территории кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.

1.1.7 Ошибки, содержащиеся в ЕГРН

Ошибки, содержащиеся в ЕГРН подразделяются на технические и реестровые ошибки.

Техническая ошибка - ошибка, допущенная органом регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в документах, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав и сведений, содержащихся в ЕГРН.

Реестровая ошибка — ошибка, содержащаяся в межевом или техническом плане, карте-плане территории, акте обследования, допущенная исполнителем кадастровых работ, или содержащаяся в документах, представленных в орган регистрации прав в порядке информационного взаимодействия.

Технические и реестровые ошибки устраняются в соответствии с положениями 218-ФЗ

[1].

1.1.8 Государственная политика в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость

Одним из способов государственного участия в развитии экономики в области земельно-имущественных отношений является программно-целевой метод управления и планирования [6]. Федеральные целевые программы (далее - ФЦП) позволяют ставить и эффективно решать широкий спектр задач, так как программно-целевой подход способствует преодолению барьеров, возникающих при межведомственном взаимодействии различных структур, обеспечивает действенный контроль за ходом выполнения поставленных задач и рациональным расходованием финансов [7-8].

Примером ФЦП, непосредственно решающей вопросы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость, является программа «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)», направленной на гармонизацию сферы государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость на основе соблюдения баланса между интересами участников отношений, взаимной их ответственностью и координацией усилий государства, бизнеса и граждан в обеспечении перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Законодательные основы осуществления кадастровой деятельности в РФ

1.2.1 Кадастровая деятельность

Законодательную основу регулирования кадастровой деятельности составляет Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - 221-ФЗ), иные федеральные законы нормативные правовые акты РФ [2]

Сфера регулирования Федерального закона № 221-ФЗ — отношения, связанные с осуществлением кадастровых работ, кадастровой деятельности, возникновением и осуществлением деятельности саморегулируемых организаций (далее - СРО) кадастровых инженеров и иной деятельностью (кадастровые отношения) [2].

Кадастровая деятельность — выполнение в отношении объектов недвижимого имущества работ, в результате которых подготавливаются документы, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества, содержащие сведения о недвижимом имуществе, а также оказание услуг в установленных 221-ФЗ случаях.

Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладают кадастровые инженеры.

Объектами кадастровых работ являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства (объекты недвижимости), а также части вышеуказанных объектов недвижимости, подлежащих кадастровому учету.

В случаях, установленных 221-ФЗ, в ходе осуществления кадастровых работ кадастровыми инженерами

- определяются координаты поворотных точек границ земельного участка, координаты поворотных точек здания или сооружения и их частей, координаты поворотных точек объекта незавершенного строительства;

- обрабатываются результаты определения координат;

- определяется площадь объектов недвижимости;

- описывается местоположение объектов недвижимости;

- проводится согласование местоположения границ земельного участка [1].

При выполнении кадастровых работ кадастровый инженер также может дополнительно определить местоположение здания или сооружения на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов объекта недвижимости, при учете их высоты или глубины [1,2]. 1.2.2 Кадастровый инженер

Кадастровый инженер — физическое лицо, являющееся членом СРО кадастровых инженеров (только одной СРО).

Обязательными требованиями к физическому лицу для членства в саморегулируемой организации кадастровых инженеров - необходимого условия статуса кадастрового инженера являются: 1) гражданство РФ;

2) высшее образование в соответствии с перечнем или профессиональная переподготовка по утвержденной дополнительной профессиональной программе;

3) опыт работы помощником кадастрового инженера не менее двух лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) сдача экзамена, подтверждающего наличие у соискателя специализированных знаний и компетенций, необходимых для осуществления им кадастровой деятельности в соответствии с требованиями законодательства;

5) отсутствие наказания, предусматривающего дисквалификацию вследствие нарушения законодательства о государственном кадастровом учете и кадастровой деятельности;

6) отсутствие судимости за совершение физическим лицом умышленного преступления;

7) заключение действующего договора обязательного страхования ответственности, предусмотренного для кадастрового инженера;

Иные требования, предъявляемые саморегулируемыми организациями, незаконны [9]. Обязательными условиями членства кадастрового инженера в СРО кадастровых инженеров являются:

1) соответствие требованиям, установленным 221-ФЗ для принятия физического лица в СРО кадастровых инженеров;

2) соблюдение предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области кадастровых отношений требований к осуществлению и организации кадастровой деятельности;

3) внесение установленных СРО кадастровых инженеров членских взносов.

Контроль за соблюдением членами СРО кадастровых инженеров условий членства в ней проводится саморегулируемой организацией.

Кадастровый инженер исключается из СРО при наступлении следующих обстоятельств:

1) выявление факта предоставления кадастровым инженером подложных документов, необходимых для членства;

2) подача заявления кадастровым инженером о выходе из СРО по собственному желанию;

3) нарушение кадастровым инженером обязательных условий членства в СРО;

4) признание вступившим в законную силу судебным актом кадастрового инженера недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) принятие в течение одного календарного года органом регистрации прав решений об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав в количестве не менее двадцати пяти и более процентов от общего количество решений об

осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в случае, если в течение срока приостановления осуществления кадастрового учета не устранены причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации прав, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым или техническим планом, картой-планом территории, актом обследования, при условии, что общее количество таких решений превышает двадцать единиц;

6) принятие в течение трех последних лет деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав десяти и более решений о необходимости устранения реестровых ошибок - ошибок, воспроизведенных в ЕГРН, содержащихся в результатах кадастровых работ в связи с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ объектов недвижимости;

7) неосуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности (непредставления в орган регистрации прав результатов кадастровых работ, подготовленных кадастровым инженером) в течение 3 лет;

8) непредставления кадастровым инженером в орган регистрации прав актов согласования границ ЗУ;

9) нарушения кадастровым инженером срока уплаты членских взносов, на срок более чем в три месяца.

СРО кадастровых инженеров создаются в форме ассоциаций или союзов, имеющих целью обеспечение необходимых условий для обеспечения деятельности кадастровых инженеров, разработку стандартов профессиональной этики и методических указаний для кадастровых инженеров, а также в целях контроля за деятельностью кадастровых инженеров в области соответствия их деятельности требованиям законодательства в области кадастрового учета и регистрации прав, кадастровой деятельности [2].

Статус СРО кадастровых инженеров приобретается ассоциацией или союзом с момента включения сведений о такой ассоциации или союзе в реестр СРО кадастровых инженеров. 1.2.3 Права и обязанности кадастрового инженера при осуществлении кадастровой деятельности

При осуществлении кадастровой деятельности кадастровый инженер наделяется следующими правами:

1) право требовать от заказчика кадастровых работ обеспечения доступа на объект кадастровых работ, а также предоставления документов, необходимых для осуществления

кадастровых работ, если иное не предусмотрено договором на выполнение кадастровых работ;

2) право отказаться от осуществления кадастровых работ, если заказчиком кадастровых работ были нарушены условия договора на выполнение кадастровых работ и не предоставлена необходимая информация, необходимые для выполнения кадастровых работ документы, а также в случае если кадастровому инженеру не был обеспечен доступ на объект кадастровых работ;

3) право на отказ от руководства стажировкой при наличии на то объективных обстоятельств.

В то же время кадастровый инженер при осуществлении кадастровой деятельности облагается следующими обязанностями:

1) обязанность соблюдать требования законодательства в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в области кадастровых отношений, иных требований законодательства, соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и стандарты профессиональной этики;

2) обязанность отказаться от заключения договора на выполнение кадастровых работ, если объект кадастровых работ не является объектом недвижимого имущества, в отношении которого, согласно 218-ФЗ, осуществляется государственный кадастровый учет;

3) обязанность отказаться от выполнения кадастровых работ, в случае предоставления заказчиком документов, содержащих недостоверные (заведомо ложные) сведения;

4) обязанность отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставления заказчиком документов по форме или содержанию, не соответствующих требованиям законодательства;

5) обязанность сообщить заказчику кадастровых работ о невозможности участия в осуществлении кадастровых работ в не более чем трехдневный срок с момента возникновения обстоятельств, препятствующих участию кадастрового инженера;

6) обязанность иметь печать и усиленную квалифицированную электронную подпись;

7) не подвергать разглашению конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

8) хранить и передавать в органы регистрации прав акты согласования местоположения границ земельных участков;

9) выполнять иные обязанности, установленные иными нормативными актами.

При наличии вины кадастровый инженер несет ответственность за несоблюдение требований законодательства в области кадастрового учета и регистрации прав,

кадастровой деятельности, в том числе за недостоверность сведений результатов кадастровых работ, на основании которых вносятся сведения об объектах недвижимости в ЕГРН.

Убытки, причиненные действиями (бездействием) кадастрового инженера заказчику кадастровых работ или третьим лицам, подлежат возмещению по договору страхования гражданской ответственности.

Объектом страхования являются имущественные интересы, застрахованные в связи с риском привлечения кадастрового инженера к ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения убытков.

Страховым случаем является возникновение обязанности кадастрового инженера возмещения убытков, причиненных кадастровым инженером заказчику кадастровых работ и третьим лицам в результате нарушений требований законодательства в ходе осуществления кадастровой деятельности.

Кадастровый инженер может осуществлять свою деятельность в одной из установленных законодательством форм:

- индивидуального предпринимателя;

- работника юридического лица на основании трудового договора[1,2,8]. 1.2.4 Кадастровые работы

Кадастровые работы подлежат выполнению кадастровым инженером на основании договора на выполнение кадастровых работ, который заключается в соответствии с требованиями 221-ФЗ и гражданского законодательства. [2].

Кадастровые работы могут также быть выполнены кадастровым инженером на основании судебного акта. Суд выбирает кадастрового инженера самостоятельно. Расходы, связанные с выполнением кадастровых работ, подлежат возмещению в соответствии с законодательством РФ.

Договор на выполнение кадастровых работ является договором подряда. В соответствии с договором на выполнение кадастровых работ кадастровый инженер как индивидуальный предприниматель или как работник юридического лица обязуется выполнить кадастровые работы в соответствии с заданием заказчика и после выполнения вышеуказанных работ передать заказчику документы, подготовленные в результате осуществления кадастровых работ.

Заказчик работ в свою очередь обязуется принять подготовленные кадастровым инженером документы и оплатить кадастровые работы.

В результате выполнения кадастровых работ подготавливаются документы, представляемые в орган регистрации прав.

Объем кадастровых работ определяется заказчиком. Договор подряда может содержать условие об обязанности кадастрового инженера представить подготовленные в результате кадастровых работ документы, в орган регистрации прав.

Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным. Результатами кадастровых работ являются:

- межевой план;

- технический план;

- акт обследования.

1.2.5 Комплексные кадастровые работы

Комплексные кадастровые работы — кадастровые работы, выполняемые одновременно в отношении всех расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов:

1) земельных участков, сведения ЕГРН о которых не соответствуют требованиям 218-ФЗ в части описания местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, занятых объектами общего пользования, образование которых предусмотрено проектом межевания территории, а именно: зданиями, сооружениями, улицами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, водными объектами;

3) зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном 218-ФЗ порядке.

2. В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) уточняется местоположение границ земельных участков;

2) устанавливается или уточняется местоположение зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства на земельных участках;

3) образуются земельные участки, на которых расположены здания и сооружения, за линейными объектами;

4) образуются земельные участки общего пользования, занятые улицами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, водными объектами и иными объектами;

5) исправляются реестровые ошибки в сведениях о местоположении объектов недвижимости [1].

Нормативно-правовое регулирование результатов кадастровой деятельности в

Российской Федерации

Документы, в соответствии с которыми устанавливается существование, переход, возникновение, прекращение или ограничение права и обременение недвижимости и, которые представляются для осуществления кадастрового учета и регистрации прав, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, и содержать информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

В таких документах должно содержаться описание объекта недвижимого имущества и (или) вид регистрируемого права.

Межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории, представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Заявление о кадастровом учете и регистрации прав в форме документа на бумажном носителе представляется в единственном экземпляре.

Также результатом комплексных кадастровых работ является карта-план территории

[3].

1.3.1 Межевой план

Требования к межевому плану закрепляются ст. 22 218-ФЗ, а также Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12. 2015 г. № 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", изданным в развитие её положений.

В соответствии с положениями ст. 22 межевой план — документ, составленный на основании кадастрового плана территории или выписки из ЕГРН о земельном участке и в котором воспроизведены сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельных участках, и их частях, либо сведения о земельных участках, которые необходимо внести в ЕГРН.

В межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельных участках в случае, если в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов, необходимых для представления заявлений о кадастровом учете земельных участков в орган регистрации прав;

2) сведения о частях земельных участков в случае, если в результате выполнения кадастровых работ х обеспечивается подготовка документов, необходимых для представления заявлений о кадастровом учете частей земельных участков в орган регистрации прав;

3) новые сведения о земельных участках, необходимые для внесения в ЕГРН сведения, в случае если в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов, необходимых для представления заявлений о кадастровом учете земельных участков в орган регистрации прав[1,6].

В случае если в соответствии с 218-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит согласованию, межевой план должен содержать Акт согласования границ земельного участка.

Межевой план содержит графическую и текстовую части.

В графической части содержатся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о земельном участке, в отношении которого изготавливается межевой план, указывается местоположение границ образуемых земельных участков или частей земельного участка, или же уточняемых границ земельных участков.

Также указывается путь обеспечения доступа п к образуемым или измененным земельным участкам, в том числе организованный путем установления сервитута [1].

В текстовой части указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, в том числе сведения об использованной при разработке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети, утвержденной в соответствии с требованиями законодательства, сведения о согласовании границ земельных участков в виде акта согласования.

Местоположение границ земельного участка определяется в межевом плане путем определения координат характерных точек границ.

Площадь ЗУ, определяемая в межевом плане является площадью фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонталь.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется на основании сведений, содержащихся в правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе.

При отсутствии такого документа местоположение границ определяется на основании сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

При отсутствии сведений о местоположении границ земельного участка в документах, местоположение границ определяется в соответствии с проектом межевания территории.

При отсутствии сведений о границах земельного участка в проекте межевания территории его границами являются границы, существующие на местности более пятнадцати лет и имеющие закрепление, позволяющее их местоположение.

Границы ЗУ не должны пересекать границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков.

При этом под пересечением границ понимается:

1) наличие общих точек границ ЗУ и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ (СКП), установленных в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.03.2016 г. № 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения"[5]

2) расположение контуров границ многоконтурного земельного участка вне границ муниципального образования и населенного пункта или территориальной зоны.

Межевой план должен быть подготовлен в виде электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего план.

Межевой план, если это предусмотрено договором, кроме того подготавливается в виде бумажного документа, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера.

Приказом Минэкономразвития № 921 утверждается типовая форма межевого плана, состав его разделов и реквизитов, а также требования к подготовке межевого плана [6].

В требованиях указываются общие нормы, которым должен соответствовать подготавливаемый межевой план, требования к текстовой и графической частям межевого плана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также Приказом № 921 указываются разделы обязательные для включения в межевой план вне зависимости от вида кадастровых работ, требования к каждому из разделов.

Закрепляется порядок заполнения текстовой и графической частей межевого плана, устанавливаются требования к заполнению разделов «Заключение кадастрового инженера» и «Акт согласования границ ЗУ»[7]. 1.3.2 Технический план

Требования к техническому плану закрепляются ст. 24 218-ФЗ, а также Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», изданным в развитие её положений.

В соответствии с положениями ст. 24 технический план — документ, составленный на основании кадастрового плана территории или выписки из ЕГРН о земельном участке и в котором воспроизведены сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельных участках, и их частях, либо сведения о земельных участках, которые необходимо внести в ЕГРН [1].

Технический план — документ, воспроизводящий сведения, внесенные в ЕГРН, о здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства, машино-месте, едином недвижимом комплексе, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, сведения о частях вышеуказанных объектах недвижимости или же новые сведения об объектах недвижимости, которые необходимо внести в Единый государственный реестр недвижимости.

В техническом плане указываются:

1) сведения о здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства, машино-месте, едином недвижимом комплексе, необходимые для осуществления кадастрового учета, в случае если по результатам выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов, предоставляемых в орган регистрации прав вместе с заявлением о кадастровом учете;

2) сведения о частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, необходимые для осуществления кадастрового учета, в случае если по результатам выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов, предоставляемых в орган регистрации прав вместе с заявлением о кадастровом учете частей вышеуказанных объектов недвижимости;

3) новые сведения о здании, сооружении, помещении, объекте незавершенного строительства, машино-месте, едином недвижимом комплексе, необходимые для внесения в ЕГРН, в случае если по результатам выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов, предоставляемых в орган регистрации прав вместе с заявлением о кадастровом учете вышеуказанных объектов недвижимости.

Технический план состоит из текстовой и графической частей.

В графической части технического плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, машино-места, единого недвижимого комплекса содержатся сведения кадастрового плана территории или выписки из ЕГРН о земельном участке, а также указывается местоположение здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, машино-места, единого недвижимого комплекса на земельном участке.

Графическая часть технического плана помещения или машино-места представляет собой план здания, сооружения, этажа здания или сооружения или его части с указанием на нем местоположения помещения или машино-места, а при отсутствии этажности у здания или сооружения.

Местоположение здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке определяется путем определения на земельном участке координат характерных точек здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.

Местоположение помещения устанавливается путем графического описания на плане здания, сооружения, этажа здания или сооружения или его части геометрической фигуры, соответствующей границам помещения.

Местоположение машино-места определяется путем графического описания на плане здания, сооружения, этажа здания или сооружения или его части геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.

В текстовой части указываются сведения, необходимые для внесения в ЕГРН, в том числе сведения об использованной при подготовке технического плана геодезической основе, включая сведения о пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети.

Сведения о здании, сооружении, едином недвижимом комплексе, кроме сведений о местоположении объектов недвижимости на земельном участке и их площади, указываются в техническом плане на основании проектной документации или, в ряде случаев, исполнительной документации, представляемой заказчиком.

Сведения об объекте незавершенного строительства, кроме сведений о местоположении объекта незавершенного строительства на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации или разрешения на строительства, представляемых заказчиком.

Сведения о помещении или машино-месте, кроме сведений о площади помещения или машино-места и местоположении в пределах здания, сооружения или их этажа, указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод в эксплуатацию здания

или сооружения, проектной документации, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии.

Технический план разрабатывается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Технический план, если это предусмотрено договором, кроме того подготавливается в виде бумажного документа, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера.

Технический план здания или сооружения может содержать информацию, необходимую для осуществления кадастрового учета всех помещений и машино-мест в здании или сооружении.

Приказом Минэкономразвития № 953 утверждается типовая форма технического плана, состав его разделов и реквизитов, требования к подготовке технического плана.

В требованиях к подготовке технического плана описываются общие нормы, которым должен соответствовать технический план, требования к текстовой и графической частям технического плана.

Также Приказом № 953 устанавливается указываются разделы обязательные для включения в технический план вне зависимости от объекта недвижимости, требования к каждому из разделов.

Закрепляется порядок заполнения текстовой и графической частей технического плана, устанавливаются требования к заполнению раздела «Заключение кадастрового инженера» [10].

1.3.3 Акт обследования

Положения об акте обследования закрепляются ст. 23 218-ФЗ, а также Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке», изданным в развитие её положений»[1,11].

В соответствии с положениями ст. 23 акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер на основании проведенного осмотра места нахождения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, помещения, или с учетом имеющихся сведений ЕГРН о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, машино-месте, помещении или прочих предусмотренных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 861 документов подтверждает факт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с уничтожением объекта недвижимости или прекращение существования помещения, машино-места в связи с

уничтожением здания или сооружения, части здания или сооружения, внутри которых они располагались.

Акт обследования разрабатывается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Акт обследования, если это предусмотрено договором, кроме того подготавливается в виде бумажного документа, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера.

Закрепляется также форма, в которой подготавливается акт обследования в зависимости от желания заказчика кадастровых работ. 1.3.4 Карта-план территории

Карта-план территории в соответствии со ст. 24.1 218-ФЗ разрабатывается в результате выполнения комплексных кадастровых работ и содержит необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных на территории, на которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ [1].

Карта-план территории состоит из графической и текстовой частей. В состав текстовой части карты-плана территории включается:

1) пояснительная записка с указанием оснований выполнения комплексных кадастровых работ, сведений о территории, на которой осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ, об учетных номерах кадастровых кварталов, на территории которых выполняются комплексные кадастровые работы;

2) сведения об объектах недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования;

3) акт согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ;

4) заключение согласительной комиссии, обязательным приложением к которым являются возражения или свидетельство об отсутствии таковых.

3. Графическая часть карты-плана территории состоит из схемы геодезических построений, схемы границ земельных участков, различных вспомогательных схем.

4. На схеме границ земельных участков отображаются:

1) местоположение границ земельных участков, в отношении которых осуществляется выполнение комплексных кадастровых работ;

2) местоположение границ земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, однако, в отношении которых не выполнялись комплексные кадастровые работы;

3) местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, установленное в ходе выполнения комплексных кадастровых работ;

4) местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых внесены в ЕГРН, однако, в отношении которых не выполнялись комплексные кадастровые работы.

5. Карта-план территории подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, а также в форме документа на бумажном носителе. 1.3.5 Анализ деятельности саморегулируемых организаций

Согласно статье 30.5 Закона о кадастре недвижимости государственное регулирование кадастровой деятельности, деятельности СРО и национального объединения осуществляется органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В некоторых случаях, регулирование кадастровой деятельности и деятельности СРО осуществляется органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений совместно с национальным объединением. Регулирование кадастровой деятельности в части разработки типовых стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, правил деятельности СРО, а так же в иных установленных случаях, осуществляется национальным объединением.

Функции осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы (далее - орган государственного надзора).

Функциями органа государственного надзора являются:

1) осуществление государственного надзора за соблюдением СРО, национальным объединением требований законодательства;

2) обращение в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО, национального объединения из государственного реестра СРО;

3) ведение государственного реестра СРО;

4) ведение государственного реестра кадастровых инженеров;

5) возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении СРО и (или) их должностных лиц, рассмотрение таких дел или передача их на рассмотрение суда;

6) иные предусмотренные Законом о кадастре недвижимости функции. При осуществлении государственного надзора проверяется выполнение СРО и (или) национальным объединением требований законодательства^].

Государственный надзор за работой СРО осуществляется путем плановых и внеплановых проверок органом государственного надзора. К данному процессу применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей в организации и проведении плановых и внеплановых проверок, установленных Законом о кадастре недвижимости. Так, основанием для проведения внеплановой проверки СРО, национального объединения является:

1) поступившие информация, в виде жалобы или обращения в орган государственного надзора о действии или бездействии СРО, которые тем самым нарушают требования законодательства, так же нарушения в предоставленных документах СРО в орган государственного надзора;

2) контроль над исполнением предписаний органа государственного надзора о нарушениях, которые были обнаружены в ходе проверки [12].

Таким образом, орган государственного надзора после выполнения плановых и внеплановых проверок СРО может принять следующие решения:

1) о вынесении предписания об устранении нарушений;

2) о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении СРО, национального объединения и (или) их должностных лиц;

3) о направлении в арбитражный суд заявления об исключении сведений о СРО и (или) сведений о национальном объединении из государственного реестра СРО.

Если в процессе проверок органом государственного надзора будут выявлены те или иные нарушения, СРО назначаются разумные сроки для устранения этих нарушений, но только по истечению двух месяцев с даты вынесения данного предписания. Но бывают и такие случаи, когда возбуждается дело об административном правонарушении в отношении СРО и (или) ее должностных лиц, национального объединения и (или) его должностных лиц, если нарушение имеет более серьезный характер.

Решение органа государственного надзора по результатам проведенной плановой или внеплановой проверки может быть обжаловано такими СРО, национальным объединением в арбитражный суд.

Так же результаты плановых и внеплановых проверок размещаются на официальном сайте органом государственного надзора, не более чем через 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Если через установленных срок нарушения не будут устранены, то государственного надзора обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО и (или) национального объединения из государственного реестра СРО.

После получения органом государственного надзора соответствующего заявления, по истечению двух месяцев, организация, указанная в данном заявлении не может быть исключена из государственного реестра СРО. Если же данная организация по истечению указанного срока не предоставит в орган государственного надзора документы, об устранении нарушения, орган государственного надзора обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении такой организации из государственного реестра СРО. Необходимо учитывать, что кадастровые инженеры, состоявшие членами СРО, исключенной из государственного реестра СРО, считаются исключенными из такой организации с даты исключения СРО из государственного реестра. Государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом государственного надзора и носит информационный характер.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О кадастровой деятельности» № 221 -ФЗ [федер. закон принят Гос. Думой от 24 июля 2007 г.: по состоянию на 02.11.2018] / [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

2. Валиев Д.С., Хабарова И.А. Правовые основы государственного кадастрового учета земель сельскохозяйственного назначения «Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №4/2018.- 20 с.

3. Приказ Минэкономразвития РФ от 28.07.2011 N 375 «Об определении требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости».

4. Российская Федерация. Приказ Минэкономразвития России «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке» от 17.08.2012 № 518 [Электронный документ] // «КонсультантПлюс».

5. Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства

на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения"

6. Валиев Д.С., Хабарова И.А. История развития государственного кадастрового учета «Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №4/2018.- 17 с.

7. Организация и планирование кадастровой деятельности: учебник / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, Е.И. Аврунев / под общ. ред. А.А. Варламова. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 192 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

8. Кадастровый учет и кадастровая оценка земель: учебное пособие для СПО // Н. В. Васильева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. -149 с.

9. Валиев Д.С., Хабарова И.А. Основания возникновения прав на земельные участки «Московский экономический журнал» №3/2018. 2018. - 13 с.

10. Фомин А.А. Анализ переработки сельскохозяйственной продукции в России и законодательное обеспечение развития отрасли. Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 25.

11. Фомин А.А. Анализ реализации программ устойчивого развития сельских территорий. Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2017. № 4. С. 11.

12. Фомин А.А. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования. Международный журнал прикладных наук и технологий Интеграл. 2017. № 4. С. 15.

13. Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (с изм. от 01.11.2016 № 689) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости...»

14. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015 № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке», изданным в развитие её положений»

15. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.