УДК 528.44
DOI: 10.33764/2411-1759-2019-24-3-130-140
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Николай Владимирович Каверин
ООО «КрымСпецГеология», 295000, Россия, г. Симферополь, ул. Крылова 131, офис 3.3, инженер-геодезист, тел. (978)781-84-01, e-mail: [email protected]
Кадастровую деятельность согласно действующему законодательству осуществляют кадастровые инженеры, получившие профессиональное образование и квалификационный аттестат. Количество таких инженеров, качество их подготовки и работы в Российской Федерации регулирует Ассоциация кадастровых инженеров (АКИ) в лице ее региональных саморегулируемых организаций (СРО). В связи с реорганизацией Федеральной кадастровой палаты (ФКП) количество кадастровых инженеров существенно возрастает за счет высвобождающихся специалистов данного учреждения, что требует от АКИ организации необходимого переобучения, способного им помочь стать полноправными участниками рыночных земельно-имущественных отношений.
Одной из причин, часто затрудняющих осуществление государственного кадастрового учета (ГКУ) земельных участков, является отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах населенных пунктов и всех видов территориальных зон. Считаем, что данную проблему возможно практически устранить путем разделения полномочий между действующими кадастровыми инженерами и специалистами ФКП, способными взять на себя проблемную часть кадастровой деятельности. Такое решение, по мнению автора, наилучшим образом позволит сгладить имеющие место противоречия, возникшие на данном этапе между СРО и ФКП по поводу их роли в информационном обеспечении кадастра, устранить серьезный пробел отсутствия в ЕГРН описаний границ населенных пунктов, территориальных и иных зон с особыми условиями их использования.
Ключевые слова: границы муниципальных образований, границы территориальных зон, кадастровая деятельность, кадастровые инженеры, кадастровые работы, численность кадастровых инженеров.
Введение
Одной из важнейших задач, решаемых с целью повышения конкурентоспособности Российской Федерации на мировой арене, является создание благоприятных условий улучшения инвестиционной привлекательности регионов, построение целостных территориальных систем, способных обеспечить необходимый для устойчивого развития приток инвестиций. Для решения данной задачи утверждены целевые модели и разработаны дорожные карты по их достижению. Среди механизмов реализации подобных планов ведущую роль играют градостроительная и землеустроительная деятельность, а в качестве информационной основы выступает современный кадастр - Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Важнейшим условием его реализации является постановка земельных участков на кадастровый учет и определение их правового статуса в результате государственной регистрации прав. Необходимый информационный ресурс для этого обеспечивается результатами кадастро-
вой деятельности - относительно нового вида работ, осуществляемого аттестованными специалистами - кадастровыми инженерами.
Цель данной работы заключается в проведении анализа изменений, происходящих в сфере кадастровой деятельности, и разработке рекомендаций, направленных на ее совершенствование. Подчеркнем, что именно данный вид работ представляет собой один из наиболее важных и трудоемких этапов формирования кадастра, содержание которого постоянно расширяется, а ответственность исполнителей за представленные результаты чрезвычайно велика, требует не только широкого спектра знаний и достаточного практического опыта, но и высокой организации труда. Поэтому кадастровой деятельностью в настоящее время занимаются профессионалы, имеющие, как правило, профильное образование, квалификационный аттестат и состоящие в одной из территориальных саморегулируемых организаций Ассоциации кадастровых инженеров России. В настоящее время Ассоциация пополняется новыми членами, появившимися в результате реорганизации организационной структуры Росреестра: около двадцати тысяч его специалистов пополняют ряды действующих кадастровых инженеров, общая численность которых на сегодня уже приближается к сорока тысячам.
Единый государственный реестр недвижимости имеет первостепенное значение, рассматривается в качестве базового информационного ресурса государственного уровня [1]. Его содержание и адекватная практическая реализация направлены на наполнение бюджетов соответствующих уровней и закрепление прав физических и юридических лиц на недвижимое имущество. Поэтому важно, чтобы ЕГРН включал в себя сведения обо всех объектах недвижимости и иных объектах кадастрового учета: границах всех уровней и разнообразных территориальных зонах, определяющих особый режим использования их территорий. Достоверность сведений о таких объектах особенно важна, поскольку они, как правило, определяют важные социальные функции и, одновременно, качество кадастра, напрямую характеризуют профессионализм кадастровых инженеров [2-4], позволяют обоснованно решать разнообразные задачи, рассчитывать кадастровую стоимость объектов.
За последнее десятилетие неоднократно менялось законодательство, нормативные документы и технологии ведения кадастра [5, 6]. Внедрение Единого государственного реестра недвижимости и начало реформирования кадастровой деятельности после вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» послужили основанием для появления нового игрока, которым является Федеральная кадастровая палата.
После введения в действие единой Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) ЕГРН Федеральная кадастровая палата утратила ряд полномочий по кадастровому учету недвижимости и стала фактически технической организацией, обеспечивающей загрузку в ЕГРН документов, необходимых для кадастрового учета и государственной регистрации объектов не-
движимости. Одновременно с началом работы в рамках нового закона для ФКП были разработаны и начали функционировать новые технологические процессы, которые оптимизированы под новую учетно-регистрационную систему. В связи с этим возникла необходимость в высвобождении определенного числа сотрудников ФКП. Для этих целей создана и введена в действие с 01.01.2018 новая структура и численность сотрудников учреждения, которая составляет около двадцати тысяч работников.
В соответствии с приказом Росреестра от 28.06.2017 № П/0302 «О внесении изменений в Устав ФГБУ "ФКП Росреестра"» [7], учреждение было наделено новыми полномочиями. В его обязанность введены полномочия по осуществлению дополнительных видов деятельности, приносящей доход, например, оказание консультаций, а также выполнение:
- кадастровых работ с целью исправления реестровых ошибок;
- комплексных кадастровых работ по государственным и муниципальным контрактам;
- землеустроительных работ.
Предполагалось, что в рамках выполнения новых полномочий будет создан институт государственных кадастровых инженеров, т. е. более ответственных и высокопрофессиональных инженеров. Это позволило бы повысить качество кадастровых работ и уровень технологической дисциплины. В настоящее время, по данным Росреестра, порядка 20-23 % межевых планов, подготовленных кадастровыми инженерами, содержат ошибки. Несмотря на предпринимаемые Росреестром усилия, направленные на уменьшение процента приостановлений при проведении государственного кадастрового учета, эта цифра не снижается.
Предлагая новые услуги, ФКП стремилась к повышению качества данных, необходимых для внесения в кадастр, уточнению границ и нормализации земельно-имущественных отношений. При этом основной задачей предполагалось не получение прибыли, а решение государственных и общественных задач. Однако наделение кадастровой палаты новыми полномочиями вызвало крайне негативную реакцию сообщества действующих кадастровых инженеров.
Взаимоотношения между действующими кадастровыми инженерами и специалистами Федеральной кадастровой палаты
Сообществом кадастровых инженеров высказывались опасения, что кадастровая палата может составить серьезную конкуренцию действующим кадастровым инженерам. При этом высказывались мнения, что высвободившиеся работники кадастровых палат станут кадастровыми инженерами и пополнят численность сообщества. Однако этого не произошло, и количество кадастровых инженеров на рынке не увеличилось. Недовольство росло, и сообщество, по сути, «объявило войну» Федеральной кадастровой палате. Последовали неоднократные обращения в Федеральную антимонопольную службу. Поводом для
подачи иска от Союза «Кадастровые инженеры» послужил приказ Росреестра от 28.06.2017 № П/0302, который внес изменения в Устав Федеральной кадастровой палаты.
В конце 2017 г. ФКП было выдано предупреждение о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Летом 2018 г. появились обращения о том, что ФКП продолжает заключать контракты на выполнение кадастровых и землеустроительных работ. В связи с этим в отношении учреждения было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства и появились судебные разбирательства. В декабре 2017 г. Арбитражный суд г. Москвы полностью отказал в иске Союзу «Некоммерческое объединение кадастровых инженеров» о признании незаконным приказа Росреестра, позволяющего ФГБУ «ФКП Росреестра» проводить кадастровые работы. Своим решением суд подтвердил, что появление Федеральной кадастровой палаты в качестве нового игрока на рынке кадастровых услуг не нарушает принципов добросовестной конкуренции. Следовательно, ФКП не потеснила действующих кадастровых инженеров. После этого последовала реакция руководства ФКП в виде распоряжения о прекращении филиалами кадастровой деятельности. Таким образом, была поставлена точка в споре сообщества с кадастровой палатой в части выполнения кадастровых работ. Однако ситуация на рынке кадастровых работ не изменилась в лучшую сторону. Количество реестровых ошибок при определении координат не снизилось. Ценовая политика по-прежнему остается неурегулированной, а качество работ продолжает снижаться. Практически каждое второе заявление о постановке на государственный кадастровый учет завершается приостановлением проведения учета. Управления Росреестра как территориальные органы кадастрового учета проводят с кадастровыми инженерами работу по снижению количества приостановлений в проведении кадастрового учета. На практике происходит следующее. Кадастровый инженер сдает межевой план и получает уведомление о приостановлении проведения государственного кадастрового учета. В уведомлении подробно описаны замечания и указаны ошибки. Кадастровый инженер готовит дополнительный пакет документов к основному межевому плану, исправляет ошибки и снова сдает документы. Как показывает практика, даже со второй попытки материал не всегда принимается.
Контроль достоверности сведений
В настоящее время Росреестром и его территориальными управлениями начаты мероприятия по обязательным проверкам соблюдения кадастровыми инженерами требований к геодезическому и картографическому обоснованию кадастровых работ, включая требования к обеспечению точности определения границ объектов недвижимости [8]. Данные мероприятия осуществляются в рамках проверки межевых и технических планов на предмет достоверности сведений об используемой исходной геодезической и картографической основе,
соблюдения требований к точности и методам определения координат характерных точек земельных участков, контуров зданий, сооружений на земельном участке, а также сведений о состоянии используемых геодезических пунктов.
В рамках реализации федерального государственного надзора в области геодезии и картографии проводятся полевые контрольные измерения для определения координат характерных точек границ земельных участков. Такая практическая работа дала свои результаты, и количество приостановлений ГКУ увеличилось. Основной причиной является некорректная информация в разделах межевого плана «Исходные данные» и «Геодезические построения».
Анализ ошибок подтверждает невысокий уровень квалификации кадастровых инженеров в части геодезического обеспечения кадастровых работ [9-12]. Согласно ранее проведенному СРО «Кадастровые инженеры» анализу, примерно половина членов сообщества не имеет образования по направлению геодезии и картографии [13]. Проводимые курсы повышения квалификации для кадастровых инженеров полностью проблему не решают.
Профессионализм кадастровых инженеров и качество работ
Ситуация такова, что необходимо с этим начинать разбираться, поскольку, все чаще и чаще заказчики кадастровых работ задают вопрос о том, кому «подчиняются» кадастровые инженеры, поскольку последние работу выполняют некачественно и объясняют это тем, что в кадастре что-то не так, что при пересчете координат базы данных что-то куда-то сместилось, и направляют заявителей разбираться с проблемой в ФКП.
Со стороны СРО кадастровых инженеров проводится работ, и она дает свои результаты. Но, тем не менее, решение проблемы видится в уменьшении численности кадастровых инженеров через их профессиональный отбор.
В настоящее время в Российской Федерации числится 39 429 кадастровых инженеров. Этого количества кадастровых инженеров вполне достаточно.
Президент Национальной палаты кадастровых инженеров В. С. Кислов неоднократно приводит данные о том, что в России меньше половины кадастровых инженеров ведут реальную профессиональную деятельность. Из 39 тыс. специалистов, успешно сдавших квалификационный экзамен на получение аттестата кадастрового инженера, только 17 тыс. осуществляют профессиональную деятельность, а остальные или не работают вообще, или сдают не более двух дел в год, что на самом деле равнозначно отсутствию профессиональной деятельности.
О сокращении численности кадастровых инженеров в 2016 г. говорила генеральный директор СРО «Кадастровые инженеры Юга» Г. Высокинская. Ожидалось, что это может произойти после введения обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО) и формирования национального объединения кадастровых инженеров. Прогнозировалось сокращение численности
с 37 тыс. до 20 тыс., однако этого не произошло. На рынке остаются практически все, кто получил квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Вероятно, пришло время еще больше ужесточить профессиональный отбор претендентов. Основное внимание при подготовке кадастровых инженеров необходимо, кроме теоретической подготовки, уделять практической работе при определении координат характерных точек объектов недвижимости.
Возможно, необходимо установить квоту количества кадастровых инженеров, например, пропорционально численности населения региона, оставляя право кадастровым инженерам работать в любом регионе. Таким образом, данную проблему можно решить по аналогии с проблемой о нотариусах [14, 15].
Распределение обязанностей
По состоянию на 1 января 2019 г., на территории Российской Федерации в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 59 942 499 земельных участках. Из них 29,2 млн не имеют точных границ. За годы формирования системы кадастра накоплено большое количество ошибок в Едином государственном реестре земель (ЕГРЗ), которые переместились в государственный кадастр недвижимости (ГКН), а затем в ЕГРН. Кроме указанных ошибок, в кадастр не в полном объеме внесены сведения о границах субъектов Федерации, муниципальных образованиях, населенных пунктах, территориальных зонах, зонах с особым режимом использования [16, 17].
В ЕГРН внесены сведения о 12 869 границах муниципальных образований, а всего в Российской Федерации 21 945 границ муниципальных образований. По состоянию на 1 января 2019 г., доля внесенных в Единый государственный реестр недвижимости границ муниципальных образований составила 59 % от общего их количества. Наличие актуальных сведений о границах муниципальных образований в ЕГРН способствует развитию территорий, рациональному использованию земельных ресурсов, эффективному налогообложению, а также гарантирует права собственников недвижимости, снижает риски ведения бизнеса. Именно по этому направлению целесообразно ориентировать работников Федеральной кадастровой палаты в соответствии с их новыми полномочиями.
Для решения указанных выше задач необходимы высокопрофессиональные кадры, имеющие кроме квалификационного аттестата кадастрового инженера соответствующее образование, полученное в вузе по направлениям «геодезия», «картография», «кадастр». В кадастровых палатах сотрудники с образованием по указанным стандартам имеются и, согласно анализу, проведенному центральным аппаратом Росреестра, их количество составляет порядка 25 % от общей численности учреждения [18]. В основном, данные сотрудники заняты не в административном аппарате учреждения, а в производственных отделах. Кроме того, в штате филиалов имеются должности кадастровых инженеров, примерно от двух до семи единиц в зависимости от филиала.
Такими силами кадастровая палата как полноценный игрок на рынке может справиться с выполнением задач, связанных, например, с землеустройством территорий, подготовкой документов, необходимых для внесения в кадастр сведений о границах территорий.
В марте глава Минэкономразвития России Максим Орешкин заявил, что Правительство России намерено провести полную идентификацию и инвентаризацию объектов недвижимости и земельных участков [19]. Орган регистрации прав должен знать, какие характеристики принадлежат конкретному объекту и кто владелец данного объекта. Для этого необходима полная инвентаризация объектов недвижимости и в первую очередь земельных участков. Система ведения кадастра за последние 30 лет существенным образом изменилась, большое количеств объектов, которые были построены в том числе в советское время, в реальности не имеют законных владельцев, или эта информация неизвестна государству. Для устранения данных недостатков необходимо использовать инновационные методы.
По состоянию на 1 января 2019 г., в ЕГРН внесено 162,5 млн объектов недвижимости, суммарная кадастровая стоимость всего учтенного недвижимого имущества Российской Федерации превышает 672 трлн руб. Стоимость земельных участков составляет более 124 трлн руб., а иных объектов недвижимости -более 548 трлн руб. Эти данные привела руководитель Росреестра В. Абрам-ченко на итоговом заседании коллегии Росреестра. По ее словам, Росреестр в 2018 г. обеспечил поступление в бюджет 38,6 млрд руб.
Выводы и предложения
В заключение стоит отметить, что общая численность кадастровых инженеров так или иначе будет оптимизирована, попросту произойдет саморегулирование, а ФКП в рамках новых полномочий начиная с 2019 г. будет выполнять работы в соответствии с уставной деятельностью как равноправный участник на рынке кадастровой деятельности. В ближайшей перспективе это позволит достичь контрольных показателей целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2017 № 147-р [20].
В заключение стоит отметить, что филиалами ФКП по субъектам Российской Федерации в 2018 г. выполнен достаточный объем землеустроительных работ и работ по подготовке и проверке документации, полученной в результате градостроительной деятельности, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий, тем самым было обеспечено создание лучших практик по достижению показателей целевой модели «Эффективность процедур постановки земельного участка на кадастровый учет и качество территориального планирования».
В качестве направлений деятельности ФКП, предусмотренных Уставом учреждения, целесообразно продолжать выполнение работ по подготовке предусмотренных законодательством документов, содержащих описание местоположение границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий культурного наследия, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития, игорных зон, лесничеств, лесопарков, особо охраняемых природных территорий и экономических зон, охотничьих угодий. Для этого руководству Росреестра необходимо решить вопрос организации работ ФКП как единственного поставщика услуг. Однако для этого потребуется инициировать изменения и дополнения в действующее законодательство, направленные на повышение достоверности содержащихся в кадастре сведений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О кадастровой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.12.2015 № 452-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Петрушина М. И., Бикасова М. В. Кадастровые инженеры Московского региона: социальный портрет // Кадастр недвижимости. - 2013. - № 3 (32). - С. 25-33.
5. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О землеустройстве [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ. -Доступ из справ.-правовой системы «КонкультантПлюс».
7. О внесении изменений в Устав ФГБУ «ФКП Росреестра» [Электронный ресурс] : приказ Росреестра от 28.06.2017 № П/0302. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Инструкция по межеванию земель, утвержденная Роскомземом 08.04.1996 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Жарников В. Б., Клюшниченко В. Н., Конева А. В. К вопросу об ошибках в сведениях российского кадастра // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Меж-дунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. -С.127-133.
10. О некоторых результатах выявления реестровых ошибок, препятствующих государственной регистрации прав / И. Т. Антипов, К. М. Антонович, Г. Г. Асташенков, В. В. Вылегжанина, И. А. Гиниятов // Вестник СГУГиТ. - 2018. - Т. 23, № 2. - С. 143-152.
11. Батин П. С., Дубровский А. В., Рунковская Г. А. Классификация видов реестровых ошибок и причин их низкого выявления// Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2017. XIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимо-
стью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 17-21 апреля 2017 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2017. Т. 2. - С. 82-86.
12. Новоселов Ю. А., Калюжин В. А., Каравайцев Ф. В. Опыт уточнения границ города Новосибирска // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 181-184.
13. Алакоз В. В. Доклад о проблемах кадастра недвижимости и их преодолении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rachz.ru/gkn_probl.html.
14. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе [Электронный ресурс] : приказ Минюста РФ от 26.11.2008 № 275. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Карпик А. П., Ветошкин А. П., Архипенко О. П. Анализ современного состояния государственного кадастра недвижимости в России // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : сб. молодых ученых СГГА (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). -Новосибирск : СГГА, 2012. - C. 3-11.
17. Клюшниченко В. Н. Особенности ведения государственного кадастра на современном этапе : монография. - Новосибирск : СГГА, 2011. - 138 с.
18. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере кадастрового учета» [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 29.09.2015 № 666н. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Клюшниченко В. Н., Киселева А. О., Каверин Н. В. К вопросу об идентификации объектов недвижимости // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 5/С. -С.132-134.
20. О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2017 № 147-р. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Получено 26.04.2019
© Н. В. Каверин, 2019
ABOUT IMPROVEMENT OF CADASTRAL ACTIVITY
Nikolai V. Kaverin
"CrimeaSpecGeology", 131, Krylova St., Simferopol, 295000, Russia, Engineer Surveyor, phone: (978)781-84-01, e-mail: [email protected]
Cadastral activity according to the acting law is performed by cadastral engineers, who passed professional education and got qualification certificate. The number of these engineers and the quality of their education and work is under control of Cadastral Engineers Association (CEA) by its regional self-regulating organizations (SRO). Due to reorganization of Federal Cadastral Chamber (FCC) the number of cadastral engineers significantly increases, which requires from CEA to organize the necessary retraining in order to help them become full-fledged participants of market land property relations.
One of the reasons often complicating cadastral registration (CR) of land plots is the absence in Unified State Real Estate Register (USRER) of information about the boundaries of residential areas and all kinds of territorial zones. We think that the given problem can be eliminated by means of dividing authority between acting cadastral engineers and FCC specialists, who are capable to
handle this problem part of cadastral activity. Such solution according to the author can smooth best certain contradictions, which take place now between SRO and FCC, about their role in informational support of cadastre, and eliminate serious gap of absence in USRER of data describing boundaries of settlements, territorial and other zones with special use.
Key words: boundaries of municipal units, boundaries of territorial zones, cadastral activity, cadastral engineers, cadastral works, number of cadastral engineers.
REFERENCES
1. Federal Law of July 13, 2015 No. 218-FZ. On state registration of real estate. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
2. Federal Law of July 24, 2007 No. 221-FZ. On cadastral activities. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
3. Federal Law of December 30, 2015 No. 452-FZ. On Amendments to the Federal Law "On the State Real Estate Cadastre" and Article 76 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" in terms of improving the activities of cadastral engineers. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
4. Petrushina, M. I., & Bikasova, M. V. (2013). Cadastral Engineers of the Moscow Region: a social portrait. Kadastr nedvizhimosti [RealEstate Cadastre], 3(32), 25-33 [in Russian].
5. Federal Law of June 23, 2014 No. 171-FZ. On introducing amendments to the Land Code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
6. Federal Law of the Russian Federation of June 18, 2001 No. 78-FZ. On land management. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
7. Order of the Rosreestr of June 28, 2017 No. P/0302. On Amendments to the Charter of the FGBU "Rosreestra". Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
8. Instructions for land surveying, approved by Roskomzem of August 04, 1996. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
9. Zharnikov, V. B., Kliushnichenko, V. N., & Koneva, A. V. (2017). Errors in Russian cadastre records. In Sbornik materialov Interekspo GEO-Sibir'-2017: Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: T. 2. Ekonomicheskoe razvitie Sibiri i Dal'nego Vostoka. Ekonomika prirodopol'zovaniia, zemleustroistvo, lesoustroistvo, upravlenii e nedvizhimost'iu [Proceedings of Interexpo GEO-Siberia-2017: International Scientific Conference: Vol. 2. Economic Development of Siberia and the Far East. Environmental Economics, Land Management, Forestry Management and Property Management] (pp. 127-133). Novosibirsk: SSUGT Publ. [in Russian].
10. Antipov, I. T., Antonovich, K. M., Astashenkov, G. G., Vylegzhanina, V. V., & Giniyatov I. A. (2018). About some results of identifying the registry errors that prevent state registration of rights. VestnikSGUGiT[VestnikSSUGT], 23(2), 143-152 [in Russian].
11. Batin, P. S., Dubrovsky, A. V., & Runkovskaya, G. A. (2017). Registry errors: classification and causes of poor detection. In Sbornik materialov Interekspo GEO-Sibir'-2017: Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii: T. 2. Ekonomicheskoe razvitie Sibiri i Dal'nego Vostoka. Ekonomika prirodopol'zovaniia, zemleustroistvo, lesoustroistvo, upravlenii e nedvizhimost'iu [Proceedings of Interexpo GEO-Siberia-2017: International Scientific Conference: Vol. 2. Economic Development of Siberia and the Far East. Environmental Economics, Land Management, Forestry Management and Property Management] (pp. 82-86). Novosibirsk: SSUGT Publ. [in Russian].
12. Novoselov, Yu. A., Kalyuzhin, V. A., & Karavaitsev, F. V. (2013). Experience of Novosibirsk boundaries specification. Izvestiya Vuzov. Geodeziya i Aerofotos"emka [Izvestiya Vuzov. Geodesy andAerophotography], 4/S, 181-184 [in Russian].
13. Alakoz, V. V. (n. d.). Report on the problems of the real estate cadastre and their overcoming. Retrieved from http://www.rachz.ru/gkn_probl.html [in Russian].
Вестник CTyTuT, Tom 24, № 3, 2019
14. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on the Notary (approved by the RF Supreme Council on February 11, 1993 No. 4462-1) (ed. from December 27, 2018) (as amended and added, entered into force on February 1, 2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
15. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of November 26, 2008 No. 275. On approval of the Procedure for determining the number of notaries in the notary district. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
16. Karpik, A. P., Vetoshkin, D. N., & Arkhipenko, O. P. (2012). The analyze of current problems of the real estate cadastre in Russia. In Sbornik materialov molodykh uchenykh SGGA: Interekspo GEO-Sibir'-2012 [Proceedings of Young Scientists of the SSGA: Interexpo GEO-Siberia-2012] (pp. 3-11). Novosibirsk: SSGA Publ. [in Russian].
17. Klyushnichenko, V. N. (2011). Osobennosti vedeniya gosudarstvennogo kadastra na sovre-mennom etape [Features of the state cadastre at the present stage]. Novosibirsk: SSGA Publ., 138 p. [in Russian].
18. Order of the Ministry of Labor of Russia of September 09, 2015 No. 666n. On the approval of the professional standard "Specialist in the field of cadastral registration". Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
19. Kljushnichenko V. N., Kiseleva A. O., & Kaverin N. V. (2015). To the question of the identification of objects of the real estate. Izvestiya Vuzov. Geodeziya i Aerofotos"emka [Izvestiya Vuzov. Geodesy andAerophotography], 5/S, 132-134 [in Russian].
20. Order of the Government of the Russian Federation of January 31, 2017 No. 147-p. On target models of simplifying business procedures and increasing the investment attractiveness of the constituent entities of the Russian Federation. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].
Received 26.04.2019
© N. V. Kaverin, 2019