Научная статья на тему 'Проблемы качества расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности'

Проблемы качества расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
преступность / качество расследования преступления / внешнеэкономическая деятельность / правоохранительные органы / причины преступности / Crime / the quality of crime investigation / foreign economic activity / law enforcement agencies / causes of crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наиль Викторович Карязов

В статье рассматриваются проблемы качества расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. Анализируется современное состояние преступности в указанной сфере. Определяются основные причины низкой раскрываемости преступлений, предусмотренных ст. 193, 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наиль Викторович Карязов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the quality of investigation of crimes in the field of foreign economic activity

The article discusses the problems of the quality of investigation of crimes in the field of foreign economic activity. The current state of crime in this area is analyzed. The main reasons for the low detection rate of crimes provided for in Articles 193, 1931 of the Criminal Code of the Russian Federation are determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы качества расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности»

Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 223 — 227. State service and personnel. 2024;(2):223 — 227.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-223-227 NIION: 2012-0061-02/24-102

EDN: https://elibrary.ru/BDLBIH MOSURED: 77/27-008-2024-02-302

Проблемы качества расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности

Наиль Викторович Карязов

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, Россия, karyazov70@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы качества расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. Анализируется современное состояние преступности в указанной сфере. Определяются основные причины низкой раскрываемости преступлений, предусмотренных ст. 193, 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ключевые слова: преступность, качество расследования преступления, внешнеэкономическая деятельность, правоохранительные органы, причины преступности.

Для цитирования: Карязов Н.В. Проблемы качества расследования преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Государственная служба и кадры. 2024. № 2. С. 223—227. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-223-227. EDN: https://elibrary.ru/BDLBIH

Original article

Problems of the quality of investigation of crimes in the field of foreign economic activity

Nail V. Karyazov

OVERNIGHT AT the Moscow Financial and Industrial University «Synergy»,

Moscow, Russia, karyazov70@mail.ru

Annotation. The article discusses the problems of the quality of investigation of crimes in the field of foreign economic activity. The current state of crime in this area is analyzed. The main reasons for the low detection rate of crimes provided for in Articles 193, 1931 of the Criminal Code of the Russian Federation are determined.

Keywords: Crime, the quality of crime investigation, foreign economic activity, law enforcement agencies, causes of crime.

For citation: Karyazov N.V. Problems of the quality of investigation of crimes in the field of foreign economic activity // Civil service and personnel. 2024. № 2. P. 223—227. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2024-2-223-227. EDN: https:// elibrary.ru/BDLBIH

В январе 2024 г. в сфере внешнеэкономической деятельности зарегистрировано 151,3 тыс. преступлений, или на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 45 субъектах Российской Федерации, снижение — в 39 субъектах.

Ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 39,1 млрд руб., что на 6,7% меньше аналогичного показателя прошлого года. Существенная часть ущерба (87,7%) приходится на преступления,

© Карязов Н.В. М., 2024.

зарегистрированные в городах и поселках городского типа.

Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных возрос с 31,8% в январе 2023 г. до 32,8%1.

По сравнению с январем 2023 г. на 7,5% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 13,9 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих пре-

1 См.: Состояние преступности в России (январь 2024 г.). М., 2024. С. 3.

№ 2/2024

ступлений в общем числе зарегистрированных составил 9,2%.

Материальный ущерб от указанных преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 21,0 млрд руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 71,8%.

Подразделениями органов внутренних дел выявлено 12,3 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 88,9%2.

В первом месяце 2024 г. совершено 98 правонарушений в области внешнеэкономической деятельности, что на треть меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Уменьшение количества преступлений объясняется в том числе усилением контроля в данной сфере, а также внесением в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на урегулирование ситуации в сфере внешнеторговой деятельности, когда российские экспортеры все чаще сталкиваются с происходящими не по их вине задержками при возврате (получении) валютной выручки, особенно если экспорт осуществляется российскими компаниями, попавшими в так называемые иностранные санкционные списки.

В частности, Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 73-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в часть первую ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, признается уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.

Одновременно федеральным законом внесены изменения в примечание к ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации, увеличив суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размерах для целей применения мер уголовной ответственности к виновным лицам.

Следует отметить, что с 1994 по 2018 г. из Российской Федерации за ее пределы было выведено более 1 трлн долл.3, что почти в два раза превышает золотовалютные резервы страны.

2 Там же. С. 4.

3 См.: https://tass.ru/ekonomika/7037106 (дата обраще-

ния: 12.03.2024).

В связи с этим существует необходимость активнее добиваться возврата незаконно выведенного за рубеж имущества, денежных средств и ценных бумаг.

В настоящее время противодействие преступности в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляется представителями органов государственной власти как на национальном, так и на международном уровне.

Осуществление платежей на основе банковских счетов в целях легализации (отмывания) денежных средств как в рамках страны, так и за ее пределами происходит посредством перевода денежных средств под видом оплаты товаров и услуг.

Главной целью указанных операций в национальной кредитно-финансовой системе является преобразование средств, хранящихся на счетах в банке, в наличные деньги.

Международная торговля иногда связана с использованием практики фальсификации цен на предоставленные товары и услуги и применением определенных условий при заключении сделок в целях легализации (отмывания) нелегальных доходов. При этом товары, как правило, не перемещаются, или происходит их частичное перемещение, или их стоимость завышается. Такая ситуация обусловлена созданием ряда фиктивных компаний, осуществляющих посреднические функции, показывающих видимость хозяйственной деятельности, в частности перемещение товара или денежных средств. Кроме того, известны примеры разделения контрактов на небольшие суммы с целью избежать процедур их регистрации в уполномоченных банках.

При осуществлении международной торговли необходимо соблюдать правила валютного законодательства, а также учитывать правила Евразийского экономического союза и законы Российской Федерации о таможенном регулировании при перемещении товаров через таможенную границу. По данным Центрального банка России, объем подозрительных авансовых платежей за рубеж по импортированным товарам увеличился на 14,2% с 2018 по 2021 г.4

Анализ материалов уголовных дел данной категории показывает, что в подавляющем большинстве преступления совершаются при помощи компаний-нерезидентов, расположенных в бывших странах СССР и Китайской Народной Республике.

Согласно статистическим данным ФГКУ «ГИАЦ МВД России», органами предварительного следствия в системе МВД России количество направляемых в суд уголовных дел о пре-

4 См.: https://cbr.ru/analytics/podft/resist_sub/2021 (дата обращения: 19.03.2024).

№ 2/2024

ступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК (без повторных) увеличивается. Так, в 2023 г. направлено в суд 65 уголовных дел, что на 18,2% больше, чем в 2022 г.5

Вместе с тем в законодательном регулировании произошли некоторые изменения, направленные на некоторую либерализацию привлечения к уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст. 193 УК. Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»6 внесены значительные изменения в ст. 193 УК РФ, которые устанавливают ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Данные изменения, во-первых, направлены на многократное увеличение пороговых сумм, признаваемых крупным и особо крупным размерами. В рассматриваемой редакции крупным размером признается сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышающая 100 млн руб., а в особо крупном размере — 150 млн руб. (ранее — 9 млн и 45 млн руб. соответственно)7.

Во-вторых, в соответствии с указанными изменениями устанавливается требование для привлечения к ответственности за совершение преступления в крупном размере (ч. 1 ст. 193 УК РФ), которое заключается в возможности привлечения к уголовной ответственности только лица, ранее подвергнутого административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях8.

При этом лицо привлекается к уголовной ответственности за деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 193 УК РФ, будучи не привлеченным к административной ответственности по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Следует отметить, что существующие механизмы Банка России для поддержания стабильности валютного рынка являются недостаточными, а либерализация валютного контроля представляется преждевременной. Возбуждение уго-

5 См.: Состояние преступности в России (январь 2024 г.). М., 2024. С. 43.

6 СЗ РФ. 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2003.

7 https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/ federal-law-correcting-criminal-liability-for-committing-tax-and-currency-crimes/

8 Там же.

ловных дел данной категории осуществляется по истечении значительного промежутка времени с даты заключения внешнеэкономического торгового контракта и последующего незаконного вывода денежных средств за пределы Российской Федерации, что является следствием ненадлежащей работы финансово-кредитных организаций по выявлению «сомнительных валютных операций».

Для любой организации получение прибыли за добросовестно выполненные обязательства (работы, оказанные услуги, переданные информация и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них) в рамках заключенного договора является приоритетным направлением в деятельности, и введенные государством требования о репатриации денежных средств являются лишь механизмом воздействия на недобросовестных резидентов, цель которых — противоправный вывод активов за рубеж.

В связи с этим постепенная фактическая декриминализация деяний, предусмотренных ст. 193 УК, может существенно снизить превентивное значение уголовно-правовых мер и повлиять на рост вывода недекларируемого и незаконным способом полученного капитала.

Низкая раскрываемость преступлений, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ , обусловлена следующим.

1. Использование фиктивных компаний с номинальными директорами, отсутствующими в государственном реестре, имеющими минимальный размер уставного капитала и не имеющими активов на балансе, для осуществления незаконных финансовых операций и привлечения средств для вывоза их за границу.

2. Недостаточно правовых барьеров для предотвращения выполнения незаконных операций по переводу средств, таких как проверка и официальное подтверждение источника средств текущего счета.

3. Длительные сроки обработки и обоснованность запросов на юридическую помощь в соответствующие органы зарубежных стран (Азия, США, Прибалтика, Ближний Восток), где у нерезидентов имеются счета для перевода денежных средств. Также существуют проблемы получения информации от иностранных государств (длительность исполнения международных следственных поручений, в некоторых странах (Китай) данное деяние не является уголовно наказуемым и компетентные органы возвращают поручение без исполнения).

4. Возбуждение уголовных дел по истечении значительного промежутка времени с даты заключения внешнеэкономического торгового контракта и последующего нелегального вывода де-

№ 2/2024

нежных средств за пределы Росси, что негативным образом влияет на возможность получения полного объема документации, свидетельствующей о ведении финансово-хозяйственной деятельности, и фактического исполнения сторонами договора (контракта).

5. Невозможность получения исчерпывающей информации об иностранных контрагентах на стадии доследственной проверки.

6. Низкое качество материалов доследствен-ных проверок и уголовных дел, направляемых из таможенных органов, основными недостатками по которым являются:

■ возбуждение уголовного дела при отсутствии информации о лицах, совершивших указанное преступление, и их местонахождении; о подлинных документах, которые важны для доказательства преступления и вины людей; относительно планирования мероприятий по уничтожению документов, связанных с доказательствами преступления; о необходимости проведения следственных действий одновременно в разных местах или регионах;

■ в материалах проверок отсутствует информация о проведении валютных и финансовых операций между субъектами внешнеэкономической деятельности; отсутствуют материалы оперативно-розыскной деятельности по отработке договорных отношений между участниками валютных операций; не исследуется внешнеторговая деятельность участников валютных операций как до заключения, так и после заключения контрактов;

■ не анализируется информация о мерах обеспечения исполнения условий международного контракта, предпринимаемых резидентом, не исследуются прилагаемые к договорам документы (например, дополнительные соглашения); отсутствует информация о фактическом руководстве компанией лица, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц как директор предприятия.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, возбуждаются по материалам доследственных проверок таможенных органов в отношении лиц — номинальных директоров фиктивных организаций, которые не имели отношения к незаконному выводу денежных средств, что приводит к прекращению их уголовного преследования.

При этом обязательным условием при квалификации действий лиц по ст. 193.1 УК РФ является предоставление заведомо недостоверных сведений об основаниях, о целях и назначении пе-

ревода денежных средств на банковские счета нерезидентов. Анализ возбужденных уголовных дел свидетельствует, что документы, содержащие недостоверные сведения, предоставляются в кредитную организацию двумя способами: 1) от имени номинального директора фиктивной фирмы; 2) курьером, действующим по доверенности от генерального директора.

В обоих случаях в ходе производства предварительного следствия доказать осведомленность указанных лиц о недостоверности документов затруднительно. В связи с этим требуется проведение качественной доследственной проверки оперативным подразделением и фиксации умышленных действий лиц, причастных к незаконному выводу денежных средств за границу.

На основе изложенного следует заключить, что предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК, осуществляется на недостаточно высоком уровне.

В связи с этим существует необходимость повышения качества расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконной деятельностью в сфере внешнеэкономической деятельности, прекратив негативную практику принятия необоснованных процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия и прекращении уголовного дела.

При осуществлении предварительного следствия по уголовным делам данной категории в обязательном порядке лицо, осуществляющее расследование, должно выполнить следующее:

1) принять необходимые меры к установлению всех обстоятельств совершенного преступления;

2) установить и допросить лиц, причастных к незаконному выводу денежных средств за рубеж, в том числе лиц, действующих по доверенности от фиктивных фирм и представителей кредитных организаций, оформивших паспорт сделки по внешнеторговому контракту;

3) изъять в кредитной организации паспорт сделки и находящиеся в нем документы, выписки со сведениями о движении денежных средств по расчетному счету. В случае использования для управления расчетным счетом фиктивной фирмы системы дистанционного обслуживания (системы «банк — клиент») получить данные 1Р-ад-ресов пользователей данной системой. Кроме того, необходимо отметить, что все более широкое распространение получает право юридического лица предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в ФНС России по месту регистрации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов

№ 2/2024

электронного документооборота. В связи с этим при наличии таких обстоятельств необходимо запрашивать информацию о представителях фиктивного юридического лица и данных его 1Р-ад-ресов в организациях — операторах электронного документооборота. Перечень организаций, представляющих данные услуги, имеется на официальном сайте ФНС России;

4) направить международные следственные поручения и использовать возможности территориальных подразделений Росфинмониторинга, перед которыми также ставить вопрос о получении информации о движении денежных средств по расчетным счетам офшорных компаний и их представителей за рубежом.

Проведенный анализ практики расследования следственными органами уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, показал, что изменения, внесенные федеральными законами от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части противодействия незаконным финансовым операциям» и от 1 апреля 2020 г. № 73-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской

Федерации» в ст. 193 УК РФ, и дополнение УК РФ ст. 193.1 не оказали существенного влияния на повышение результативности работы следственных органов при расследовании уголовных дел данной категории.

Список источников

1. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 73-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // С3 РФ . 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2003.

2. Состояние преступности в России (январь 2024 г.). М., 2024.

References

1. Federal Law № 73-FZ of April 1, 2020 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 28.1 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation // NW OF THE Russian Federation. 2020. № 14 (p. I). Article 2003.

2. The state of crime in Russia (January 2024). M., 2024.

Информация об авторе

Карязов Н.В. — пенсионер МВД РФ, подполковник юстиции, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»».

Статья поступила в редакцию 18.05.2024; одобрена после рецензирования 23.05.2024; принята к публикации 30.05.2024.

Information about the author Karyazov N.V. — retired from the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Lieutenant Colonel of Justice, senior lecturer at the Department of Public Law and Digital Law at the Moscow Financial and Industrial University «Synergy».

The article was submitted 18.05.2024; approved after reviewing 23.05.2024; accepted for publication 30.05.2024.

№ 2/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.