Научная статья на тему 'Проблемы качества обучения в условиях модернизации высшего образования'

Проблемы качества обучения в условиях модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ухабина Татьяна Евгеньевна, Черемисина Елена Владиславна

Рассматриваются проблемы качества подготовки высококвалифицированных выпускников системы высшего профессионального образования, а именно несоответствие интересов работодателей, вузов, студентов и потребностей регионального рынка труда. Представленные в статье результаты авторских социологических исследований позволили сформулировать формы/способы активного взаимодействия вузов и работодателей, а также легли в основу разработанной авторами модели управления качеством вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY PROBLEMS IN THE EDUCATIONAL PROCESS MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION

The problems of the quality of training of highly qualified graduates of higher education system are analyzed. These problems cover the disparity of interests of employers, universities, students and the needs of the regional labor market. The results of the authors sociological studies presented in this paper, allowed for formulating the forms and ways of active interaction between universities and employers, and also formed a basis of the authors' model of higher education quality control.

Текст научной работы на тему «Проблемы качества обучения в условиях модернизации высшего образования»

УДК 378.147

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

QUALITY PROBLEMS IN THE EDUCATIONAL PROCESS MODERNIZATION

OF HIGHER EDUCATION

Т. Е. Ухабина, Е. В. Черемисина

T. E. Ukhabina, E. V. Cheremisina

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, качество обучения, модель управления качеством Key words: higher professional education, quality of education, quality management model

Рассматриваются проблемы качества подготовки высококвалифицированных выпускников системы высшего профессионального образования, а именно несоответствие интересов работодателей, вузов, студентов и потребностей регионального рынка труда. Представленные в статье результаты авторских социологических исследований позволили сформулировать формы/способы активного взаимодействия вузов и работодателей, а также легли в основу разработанной авторами модели управления качеством вузовского образования.

ne problems of the quality of training of highly qualified graduates of higher education system are analyzed. These problems cover the disparity of interests of employers, universities, students and the needs of the regional labor market. The results of the authors sociological studies presented in this paper, allowed for formulating the forms and ways of active interaction between universities and employers, and also formed a basis of the authors ' model of higher education quality control.

На современном этапе развития и модернизации системы высшего профессионального образования существует серьезная проблема рассогласованности интересов работодателей, вузов и выпускников по вопросам качества образования, трудоустройства и становления карьеры. С одной стороны, существует разрыв между потребностями рынка труда в соответствующих компетенциях выпускников и предложением компетенций, которые формирует вуз в соответствии с государственным образовательным стандартом. С другой стороны, у многих студентов отсутствуют целевые установки по поводу своего будущего профессионального развития. Кроме того, существует не только качественное рассогласование, но и количественное (таблица).

Противоречия, возникающие между качеством подготовки выпускников вузов и требованиями рынка труда

Профессиональная ориентация абитуриентов при выборе специальности/направления Реальные потребности рынка труда

Высокая теоретическая подготовка, слабые практические навыки и умения выпускников вузов Востребованы практические умения и профессиональный опыт

Личностная незрелость, неготовность к самостоятельной работе, неспособность отвечать за принятые решения Высокий уровень личностной зрелости, способность к проектной, исследовательской, практической деятельности

Амбициозность, завышенные притязания и нереалистичные ожидания выпускников, стремление сразу занять руководящие должности и получить высокую заработную плату Ответственность, исполнительность, готовность начать карьеру с низовых ступеней

Содержание, инновации и технологии, полученные в процессе обучения в вузе Реальное содержание профессиональной деятельности

В процессе исследования, проведенного авторами, было выявлено, что работодатели не довольны специальными знаниями выпускников, которые, по их мнению, значительно оторваны от реалий современного бизнеса и производства. Многие компании, особенно в промышленности, жалуются на низкий уровень специальной подготовки в вузах, недостаток практических навыков, а также узкий профессиональный круг выпускников вузов. Главная претензия работодателей к вузам — оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Проявляется это по-разному — в отсутствии знаний инноваций, в неумении обращаться с современным оборудованием; в психологической неподготовленности к реалиям тяжелого промышленного производства, к руководству рабочими, к нормам поведения в бизнес-среде; в отсутствии корпоративной культуры. Работодатели отмечают, что

современные выпускники имеют ряд характерных особенностей, среди которых: необоснованная амбициозность, неадекватная самооценка, завышенные притязания выпускников, нереалистичные ожидания в начале карьерного пути. При этом выпускники вузов зачастую не обладают даже такими навыками, как успешная самопрезентация, составление резюме и прохождение собеседования.

Выходом из создавшегося положения является активное сотрудничество вузов и работодателей. Большинство работодателей понимают актуальность данного вопроса и уже взаимодействуют с вузами в деле подготовки молодых специалистов. Согласно результатам проведенного социологического исследования работодатели готовы взаимодействовать с вузами. Основными направлениями сотрудничества в тандеме «вуз — предприятие/организация» являются: предоставление рабочих мест для практики студентов, при этом 60,9 % опрошенных работодателей уже сотрудничают в данном направлении, а 21,7 % готовы к сотрудничеству (рис.1). Вторым по приоритетности направлением взаимодействия выступает прием на работу выпускников вуза (56,5 %), а 26,1 % готовы сотрудничать по данному направлению. В проведении совместных мероприятий различной направленности (культурной, спортивной, научной, профессиональной) уже сотрудничают 26,1 % и готовы сотрудничать 39,2 % работодателей. Привлекают к учебному процессу вуза 13,0 % экспертов, при этом 34,7 % работодателей планируют осуществлять данное направление совместной деятельности. По мнению экспертов, с которым согласны и авторы, взаимодействие между вузами и предприятиями развивается, так как обе стороны заинтересованы в установлении тесных контактов. Предприятия дают возможность вузу отслеживать меняющиеся требования отрасли к специалистам и оперативно корректировать образовательные программы, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности как выпускника, так и учебного заведения. При этом у предприятий появляется возможность, влияя на процесс обучения, получить специалистов, подготовленных по «специальному заказу», и даже принять непосредственное участие в подготовке, направляя своих специалистов в вуз для преподавания.

70 60 -50 40 30 20 10 0

Уже сотрудничаем Готовы сотрудничать

□ Организация практик для студентов

□ Прием на работу выпускников вуза

с Проведение совместных спортивных, культурных, развлекательн ых, социальных мероприятий

□ Проведение совместных мероприятий (конференции, «Дни предприятия», мастер-классы, круглые столы, и т.д.) п Участие представителей предприятия в учебном процессе вуза (преподавание, членство в ГАК, ГЭК, и т.п.)

Рис. 1. Мнения работодателей о направлениях сотрудничества с вузом, в % от общего числа опрошенных

Оценивая необходимость и актуальность взаимодействия вуза и предприятий/организаций, работодателями были определены также и направления, которые не представляют интереса для сотрудничества и взаимодействия (рис. 2).

96 95 94 93 92 91 90 89

Не готовы сотрудничать

□ Назначение грантов для преподавателей

□ Участие прдприятия в развитии материально-технической базы вуза

□ Назначение именных стипендий студентам

П Создание совместно с вузом малых инновационных предприятий_

Рис.2. Мнения работодателей о направлениях сотрудничества, не представляющих для них интерес, в % от общего числа опрошенным

Авторы считают, что подобное распределение ответов можно объяснить тем, что часть опрошенных экспертов являются работниками сферы услуг и государственного (бюджетного) сектора, а также руководителями предприятий малого бизнеса, а следовательно не имеют достаточных средств для материально-технической поддержки вузов. Сам факт того, что работодатель стал беспокоиться о качестве образования, является очень позитивным моментом. Однако многие действия между вузами и работодателями навстречу друг другу происходят стихийно, а механизмы их сотрудничества находятся только в процессе разработки. Настоящего единения между высшей школой и предприятиями еще не наступило. Несмотря на то, что практика взаимодействия за последние годы заметно расширилась, она не смогла снять основных проблем, возникающих на «передовом крае», прежде всего, при трудоустройстве молодого специалиста. Трудоустройство выпускников вузов является не только проблемой выпускников, но и проблемой самих высших учебных заведений. Каждый вуз — субъект двух рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов, работа на которых тесно взаимосвязана. Поэтому повышение гарантии трудоустройства после получения образования является важным конкурентным преимуществом вуза.

В рамках проведенного социологического исследования выпускникам Тюменских вузов авторами было предложено оценить возможности их трудоустройства по специальности/направлению. Как показывают исследования, 67,3 % выпускников хотели бы работать по своей специальности, при этом только 14,1 % отмечают, что трудоустройство по профилю подготовки не является проблемой, а еще 53,4 % считают, что найти работу по специальности трудно, но возможно. Однако каждый четвертый студент в поиске работы по профессиональному направлению настроен весьма пессимистично, ответив, что устроиться на работу по специальности практически невозможно.

К моменту окончания образовательного учреждения определились с местом будущей работы 14,3 % выпускников. Из них большинство получили предложение о трудоустройстве от работодателей напрямую после окончания вуза или после прохождения практики. 38,6 % ответивших, имея несколько вариантов мест дальнейшего трудоустройства, стоят перед выбором места работы, но окончательно еще не определились. Тем не менее большое количество выпускников стоит перед проблемой трудоустройства и находится в состоянии поиска работы — 32,9 % респондентов.

В результате опроса было выявлено, что каждый второй студент связывает свое трудоустройство и карьеру с поддержкой влиятельных лиц (43,8 %). Авторы считают, что подобное ранжирование ответов студентов на сегодняшний день является закономерным, так как статус «своего» человека — защита от контакта с неприятными аспектами профессиональной деятельности, карьере. Для некоторых протеже высокий статус рекомендующего их лица является мандатом на вседозволенность: им не знакомы такие понятия, как увольнение, корпоративная дисциплина и субординация. Хотя в последние годы позиции протекционизма в сферах профессиональной деятельности и в различных сегментах экономики серьезно пошатнулись, и на первое место вышли сугубо профессиональные критерии отбора персонала.

Результаты опроса показали, что трудоустройство выпускников происходит разными способами. Приоритетным остается трудоустройство через родственников, знакомых, друзей и собственными силами. Из числа опрошенных студентов 63,5 % выпускников полагаются на собственные силы, не прибегая к посторонней помощи. 40,4 % респондентов рассчитывают на помощь близких. При этом 10,4 % выпускников ожидают помощи от вуза и его работников. И только 7,1 % надеются на трудоустройство через службы занятости, кадровые агентства или молодежные биржи труда.

По мнению работодателей, наибольшую ответственность за трудоустройство выпускников должны нести федеральные и региональные органы власти (60,9 %). Второе место в ранге ответов занимают учебные заведения (39,1 %). И только 26,1 % экспертов считают, что трудоустройство выпускников должно ложиться на плечи самих студентов и их родителей. Такое распределение ответов является закономерным: на сегодняшний день ответственность за трудоустройство выпускников - это прерогатива либо самих студентов и их родителей, либо высших учебных заведений. Участие федеральных и региональных органов власти в решении проблем трудоустройства выпускников невелико. При этом государственные предприятия и организации любых уровней власти неохотно принимают на работу молодых специалистов; сократилось количество обучающихся по ранее широко распространенной системе целевых наборов от предприятий, поскольку такая система подготовки является дополнительной финансовой нагрузкой для бюджетных учреждений и предприятий малого бизнеса; отсутствует государственная система квотирования рабочих мест для молодых специалистов.

Все вышеперечисленное свидетельствует об отсутствии взаимодействия в триаде «вуз — предприятие — органы власти». Для решения указанных проблем, во-первых, необходим пересмотр принципов финансирования и выделения бюджетных мест. Во-вторых, требуется активное взаимодействие вузов с потенциальными работодателями и кадровыми агентствами. В-третьих, необходимо взаимодействие работодателей с Министерством образования и науки РФ с целью внесения

необходимых изменений в государственные стандарты и список специальностей с учетом современных требований рынка труда.

Решение проблемы трудоустройства выпускников вузов, по мнению авторов, зависит от скоординированной и взаимодополняющей работы субъектов управления (рис. 3):

Рис. 3. Модель управления качеством образования и трудоустройством в процессе социального взаимодействия вузов, государственным структур и работодателей

Обеспечить в регионах такое скоординированное взаимодействие вузов, предприятий и организаций, региональных органов государственной власти и управления, государственных учреждений и общественных организаций в решении проблемы трудоустройства выпускников, по мнению авторов, возможно. Целью такого взаимодействия может быть:

• Создание координационно-аналитических органов, проводящих научные исследования по проблемам: состояния и развития регионального рынка труда; совершенствования управления и модернизации региональной системы профессионального образования с учетом развития интеграционных процессов и инновационных форм подготовки специалистов в вузах; изменений, происходящих на региональном рынке труда; по проблемам подготовки и адаптации выпускников на рынке труда, а также по другим вопросам подготовки специалистов, влияющим на конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

• Создание и развитие центров содействия трудоустройству и профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования.

• Техническое оснащение и кадровое обеспечение региональных центров содействия трудоустройству и профессиональному становлению выпускников; разработка и создание учебно -методических и рекламно-информационных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда; развитие различных форм социальной, психологической и образовательной поддержки студентов и выпускников; обучение выпускников навыкам рационального поведения на рынке труда; содействие в поиске работы не трудоустроившимся выпускникам учреждений профессионального образования; проведение мониторинга работы выпускников.

Список литературы

1. Качество образования в вузе: практика управления и моделирования /Т. Е. Ухабина, Е. В. Черемисина. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 152 с.

2. Социальное взаимодействие вузов с работодателями - базовый фактор повышения качества образования / Е. В. Черемисина. - Тюмень: ТГАМЭУП, 2009. - 108 с.

3. Черемисина Е. В. Проблемы трудоустройства выпускников вузов: опыт управленческого моделирования / Е. В. Черемисина. // Академический вестник: научно-аналитический журнал. - Тюмень: ГАОУ ВПО ТО «ТГАМЭУП», 2011.

- № 3 (17). - С. 93-98.

4. Ухабина Т. Е. Сотрудничество с работодателями по повышению качества подготовки выпускников в рамках проекта TEMPUSSCM «Регулирование студенческих практик в рамках болонских критериев: проблемы и пути решения» / Т. Е. Ухабина. Материалы Международной научно-методической видеоконференции, посвященной 20-летию программы TEMPUS. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 204 с.

5. Ухабина Т. Е. Социальное партнерство вузов и работодателей как аспект модернизации качества образования / Т. Е. Ухабина. От инноваций к качеству образования: Материалы Всероссийской научно-методической видеоконференции.

- Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 336 с. - С. 288-290.

Сведения об авторах

Черемисина Елена Владиславна, к. с. н., доцент кафедры национальной экономики и менеджмента, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, тел.:89048870779

Ухабина Татьяна Евгеньевна, к. с. н., доцент кафедры социологии и социального сервиса, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел.: 8(3452)453523

Cheremisina E. V., Candidate of Sciences in sociology, associate professor of the chair «National Economics and Management», Tyumen State Academy of Global Economics, Management and Law, phone: 89048870779

Ukhabina T. E., Candidate of Sciences in sociology, associate professor of the chair «Sociology and social service», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453523

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.