ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
Проблемы изучения и разработки человеческого фактора в инновационных
процессах
Е. К. Епанешникова,
к. т. н., доцент, профессор кафедры управления инновациями МАТИ — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского
В статье рассмотрена сущность, структура и особенности исследования человеческого фактора в инновационных процессах. Рассмотрено содержание и методика отработки эргономических решений в инновационных процессах на основе их рассмотрения как процессов разработки систем «человек - машина - производственная среда».
Объявленный в последнее время курс на диверсификацию экономики за счет резкого увеличения в промышленности доли наукоемких обрабатывающих производств и расширения выпуска высокотехнологичной продукции, несомненно
В. К. Федоров,
д. т. н., профессор, зав. кафедрой управления инновациями МАТИ — Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского, заслуженный деятель науки РФ
The essence, structure, and peculiarities of human factor investigation in innovation processes are shown in the article. The contents and methods to practice ergonomic decisions in innovation processes on the base of such innovation processes as the following «system»:«man - machine - industrial environment» are examined.
повлияет на всю структуру, содержание, особенности организации и проведения инновационных процессов.
При этом и в инновационных разработках новой сложной техники и технологии, и при инновацион-
ной организации современного наукоемкого производства, необходимо учитывать такие тенденции современных производств как широкое применение автоматических и автоматизированных цехов и участков, роботизированных производств, безлюдных технологий, информационных технологий и т. п. Все эти подходы предполагают широкое применение операторского труда различного вида в составе этих производств.
Операторский труд, как при выполнении собственно производственных технологических операций, так и в составе систем управления и контроля, становится сегодня ведущей, характерной чертой производства. Широкое применение операторского труда, как основного вида производственной деятельности, заставляет пересмотреть взгляды на производство только как на техническое и технологическое, а предполагает оценивать его как сложную социотех-ническую систему, в которой «человек-оператор» играет особо важную, ключевую роль.
Соответственно повышение эффективности современного «социотехнического» по своей природе производства, представляющего собой систему «человек - машина - производственная среда» не может быть обеспечено без изучения и непосредственного учета в производстве психологических, психофизиологических, биомеханических, антропометрических и других особенностей человека-опе-ратора как участника этого процесса, в решающей степени определяющего производительность и качество труда.
В инновационных разработках сложных технических систем и организации наукоемкого инновационного производства, таким образом, все более мощно проявляется человеческий фактор. Причем он проявляется как на социальном уровне (социальные факторы организации производства — психологическая совместимость в трудовых коллективах, при бригадной организации труда, проблемы мотивации труда адаптации, закрепления кадров, их реабилитации, релаксации и т. п.), так и на уровне инновационных разработок и освоения в производстве новой техники и технологии — учет в создании сложных изделий новой техники и организации производства психофизиологических, биомеханических, физиологических и других особенностей и возможностей челове-ка-оператора.
В этих условиях единственно эффективным подходом в инновационной деятельности безусловно становится разработка сложных инновационных проектов, как проектов связанных с разработкой сложных систем «человек - машина - производственная среда».
Структура, содержание и особенности проявления человеческого фактора в инновационных процессах чрезвычайно сложны и многообразны, и острота их влияния настолько высока, что инновационный процесс может резко терять свою эффективность в случае недостаточного учета человеческого фактора!
Теоретические и методические разработки в области организации и управления инновационными
процессами как известно традиционно глубоко основываются на экономической, технологической и производственной парадигмах.
Сейчас уже нужно всерьез ставить задачу создания эргономической парадигмы инновационных процессов — изучение сущности структуры и особенностей проявления человеческого фактора. Это может принципиально по-другому поставить всю проблематику инновационной деятельности в новых условиях.
Для этого нужна своеобразная «перезагрузка» матрицы, необходима радикальная переоценка роли человеческого фактора.
Как со старыми технологиями, архаичной структурой и организацией производства эффективную инновационную политику не построить, так невозможно и создание новых инновационных проектов создания изделий и процессов организации производства без учета человеческого фактора.
Не зря многие ведущие ученые у нас в стране и за рубежом называют человеческий фактор главным ресурсом XXI века.
В системах «человек - машина - производственная среда», к каким с полным правом могут быть отнесены инновационные проекты, любые проявления «человеческого» фактора носят системообразующий характер. Важность проблемы учета этого фактора в инновационном проектировании очевидна. Решение этой проблемы направлено на выработку наиболее рациональной структуры различных видов операторской деятельности, наилучших, комфортных условий ее осуществления, на создание удобных, безопасных и эффективных изделий.
В этом смысле необходимо рассмотреть сущность и содержание понятия «человеческий фактор».
Многие специалисты, далекие от проблем реального производства или реальных процессов создания или эксплуатации инновационных изделий — «чистые» экономисты, социологи, психологи и т. п. — склонны считать, что «человеческий фактор» — это органическое единство сознательности и деятельности человека; потребность научно-технического прогресса в универсальном работнике — идеале всесторонне развитой личности; человеческий интеллект, как самый важный из ресурсов общества. Выявление всех человеческих способностей и возможностей является по их мнению движущей силой и высшей целью общественного прогресса.
Они подчас даже отождествляют «человеческий фактор» с «социально-психологическим фактором».
Они считают «человеческий фактор» социальнопсихологическим резервом производства и управления социальными процессами, на ряде производственных объединений и предприятий, на основе внедрения в практику работы социологических и психологических методов, успешно решаются позволяющим решать задачи стабилизации трудовых коллективов, укрепления трудовой дисциплины, улучшения организации и стимулирования труда и т. п.
Безусловно подобный взгляд на сущность понятия «человеческий фактор» в ряде этих определений
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
справедлив — его понимание как движущей силы прогресса, потребность в работнике как всесторонне развитой личности и т. п., но не вскрывает глубокую и многогранную роль человеческого фактора в глобальной и остро стоящей сейчас проблеме «человек - техника», представляется узким и односторонним.
Действительно в инновационных процессах связанных с созданием новой техники и технологии, созданием наукоемких изделий, такое понимание «человеческого фактора» совершенно недостаточно.
Рассматривая сущность «человеческого фактора» прежде всего необходимо отметить его парадоксальность.
С одной стороны он рассматривается в производстве сложной техники как отрицательный фактор, вызывающий у оператора хронические заболевания, усталость, ошибки в решении функциональных задач и т. п. даже приводящий при сбоях операторских функций к техногенным катастрофам. Эти отрицательные черты проявления «человеческого фактора» тем острее и опаснее, чем меньше учитываются психологические, психофизиологические и другие возможности человека в создании техники и организации процессов ее производства и эксплуатации.
С другой стороны разработчики сложных систем, организаторы производства и специалисты систем управления отмечают колоссальный положительный потенциал человеческого фактора, если психофизиологические, психологические, биомеханические и другие возможности и особенности человека-опера-тора учитываются последовательно на всех стадиях и этапах создания и применения новой техники. Резко возрастает при этом эксплуатационная надежность оператора, качество его труда и т. п.
Во-вторых, необходимо совершенно однозначно отметить, что современные идеи создания новой техники, технологических процессов ее производства и тем более процессы эксплуатации, даже в условиях широкого применения инновационных технологий, просто не могут быть реализованы без участия чело-века-оператора. В этом смысле человек-оператор играет поистине ключевую роль в системах «человек -машина - производственная среда» являясь ее важнейшим интеллектуальным звеном особенно эффективно действующим в стрессовых, непридведенных и нештатных ситуациях.
Проблемы человеческого фактора в технике разрабатываются эргономикой — научной и проектировочной дисциплиной, рассматривающей вопросы оптимизации структуры и организации производственной среды и конструирования технических средств систем «человек - машина - производственная среда», с учетом психических, физиологических, психофизиологических особенностей, биомеханических возможностей и антропометрических данных человека-оператора.
Общую проблематику эргономики можно представить следующими основными направлениями:
• трудовая деятельность и ее проектирование;
• анализ структуры человеческих факторов;
• проектирование рабочих мест;
• проектирование окружающей среды;
• проектирование систем отбора и тренировки операторов;
• моделирование человеческой деятельности;
• проявление человеческих факторов в компьютерных системах;
• человеческие факторы в проектирования информационных систем и информационных технологий.
Эргономикой рассматривается следующая структура характеристик человеческого фактора:
• психологические особенности и возможности человека;
• психофизиологические возможности и особенности человека;
• антропометрические параметры человека;
• биомеханические возможности человека;
• физиологические характеристики и возможности человека.
Оценивая общую проблематику направлений эргономики и характеристик человеческого фактора, отмеченных нами, можно предложить следующие конкретные направления разработок инновационных процессов применительно к эргономическим и базовым компонентам управления инновациями:
1. Социальная психология (психология производственных отношений). Комплексная оценка уровня развития профессионально важных качеств, психологических и психофизиологических свойств, характеристик функционального состояния и т. п. в ходе решения задач управления персоналом на инновационных предприятиях:
♦ кадровый менеджмент — отбор, подбор и расстановка персонала, формирование резерва на выдвижение и т. п.;
♦ психологическое консультирование и профессиональная ориентация, экспертиза трудоспособности;
♦ адаптация кадров;
♦ организация и проведение психофизиологической релаксации и реабилитации операторов сложных профессий;
♦ операторов — микроскопистов, операторов визуального контроля, операторов диспетчерских пунктов и т. п.
♦ оценка профессиональных склонностей и мотиваций.
2. Инженерная и психофизиология в организации эр-гатических систем (систем «человек - машина -производственная среда»). Комплексная оценка психологических, психофизиологических возможностей человека и его надежности как звена эргатической системы (при разработке эргатичес-ких систем; разработке информационных и операционных моделей работы оператора в системах:
♦ оценка психологических свойств личности (оценка сенсорных реакций, стиля мышления; оценка биоритмологического статуса и т. п.);
♦ оценка производственного темперамента;
♦ оценка нервно-психической устойчивости;
♦ оценка свойств внимания;
♦ оценка свойств нейродинамики (выносливость нервной системы), подвижность нервных процессов и т. п.;
♦ оценка индивидуального сознания и т. п.
3. Психофизиологическое и биомеханическое проектирование рабочих мест:
♦ оценка психомоторики (тремор, зрительномоторные реакции, координация движений конечностей и т. п.);
♦ разработка размеров оперативных рабочих зон;
♦ оценка рабочих траекторий и темпа рабочих движений;
♦ оценка рабочих поз, усилий и др. показателей биомеханики на рабочем месте и т. п.
4. Психологическая и психофизиологическая деятельность оператора в системе:
♦ оценка индивидуального сознания;
♦ оценка свойств памяти (вербальная память, воспроизведение временных интервалов, последовательное сравнение);
♦ оценки характеристик восприятия;
♦ оценки мыслительных операций;
♦ оценки когнитивных и деятельностных стилей и т. п.
Можно отметить, что в эргономической разработке указанных направлений на этапах разработки инновационных проектов применяются многообразные методики исследований и проектных разработок от аналитических до экспериментальных (включая комплексы электрофизиологических методик). О сложности этих разработок говорит такой факт — разработка и выбор решений по рассмотренным направлениям инновационных разработок требует применения свыше 90 методик — от простых и известных методик оценки типа методики Ч. Спилбергера -Ю. Ханина до сложных экспериментальных исследований — методы электромиографии, электроокулог-рафии, Б-тестов и т. д.
В реальном проектировании эти методики сведены в аппаратно-программные и психофизиологические комплексы — состоящие из аппаратных средств, специального программного обеспечения, методического обеспечения.
Возможности проектной реализации человеческого фактора ярко видны, например, на решении проблемы организации рабочих мест.
Рабочее место является важнейшим элементом организации производства, где реализуются возможности наукоемких технологий и где складывается, в основном, качество и надежность инновационного продукта.
Учет психофизиологических и биомеханических факторов при проектировании рабочих мест обеспечивает качество и надежность труда, удобство и безопасность для персонала. В ходе эргономического проектирования рабочих мест решаются:
• организация рабочего места;
• оценка и проектирование трудовых движений (время протекания движений, оптимизация рабочих траекторий, оптимизация рабочей позы и т. д.);
• организация труда в системе рабочих мест;
• оптимизация производственной среды.
Участие человека в информационных технологиях поднимает огромное количество новых проблем из области психологии и психофизиологии. Сейчас, во многих случаях разработчики инновационных проектов имеют дело с такими разработками, которые просто невозможно обеспечить без глубокого знания психофизиологической, психической и других возможностей человека, например, решение задач создания средств для нейролингвистического программирования (НЛП). Во многих странах ведутся разработки в области тонкого воздействия на сознание человека, изучение воздействия на человека низких частот, создание аппаратов дистанционного воздействия на структуру человеческого мозга и т. п.
Наука все более представляет мозг человека как генератор некой тонкой энергии, своего рода психический реактор. Огромный интерес все более вызывают свойства и возможности человеческой психики.
Выявление в человеке новых психических, физических и интеллектуальных возможностей постоянно обостряет роль человеческого фактора.
Знание об устройстве и структуре человеческой психики могут стать основой реализации новых подходов в организации взаимодействия человека-опе-ратора в информационных системах.
Эти и другие эргономические знания, переселяясь в цивилизацию машин и механизмов, захватывает весь наш технотронный век, включаясь в системные процессы организации и управления потоками информации.
Психофизиологические исследования, совмещаясь с возможностями современной электроники и компьютерными технологиями, дает в руки разработчиков инновационных проектов огромные, принципиально новые возможности повышения эффективности функционирования систем «человек - машина - производственная среда».
Как видно, изучение человеческого фактора и учет особенностей его воздействия при проектировании систем «человек - машина - производственная среда» являются огромным резервом повышения эффективности инновационных процессов.
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008