Научная статья на тему 'Научное обеспечение человеческого фактора в различных технологических укладах'

Научное обеспечение человеческого фактора в различных технологических укладах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
268
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЭРГОНОМИКА / ПАРАДИГМА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вайнштейн Лев

Изложены последовательность и содержание разных технологических укладов, очерчены роль и особенности проявления в них человеческого фактора. Раскрыта сущность различных научных направлений, занимающихся решением проблемы человека и техники: физиологии, гигиены и психологии труда, инженерной психологии, психологии управления, эргономики. Показаны перспективы рассмотрения человеческого фактора в едином комплексе «человек машина среда» и значение инновационной дисциплины эргономики. Формирование и развитие последней способствует появлению новой ценностной научной парадигмы, которая связана с отказом от идеи господства техники над человеком, ориентирована на диалог и сотрудничество, базируется на идее коэволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific support of the human factor in various technological structures

The article gives the sequence and content of different technological structures, describes the role and features of the human factor. It also shows the main point of different scientific schools, dealing with the problem of a man and technology: physiology of labour, occupational health, psychology of work, engineering psychology, psychology of management, ergonomics. There are shown the approaches to consider the human factor in the system of “man machine environment” and the meaning of the innovative discipline of ergonomics. Its formation and development contributes to the new value scientific paradigm, which assumes the primacy of human values and rejects the idea of the technology dominating over the man, is oriented to the dialogue, cooperation, and co-evolution.

Текст научной работы на тему «Научное обеспечение человеческого фактора в различных технологических укладах»

Резюме. Изложены последовательность и содержание разных технологических укладов, очерчены роль и особенности проявления в них человеческого фактора. Раскрыта сущность различных научных направлений, занимающихся решением проблемы человека и техники: физиологии, гигиены и психологии труда, инженерной психологии, психологии управления, эргономики. Показаны перспективы рассмотрения человеческого фактора в едином комплексе «человек - машина - среда» и значение инновационной дисциплины эргономики. Формирование и развитие последней способствует появлению новой ценностной научной парадигмы, которая связана с отказом от идеи господства техники над человеком, ориентирована на диалог и сотрудничество, базируется на идее коэволюции.

Ключевые слова: технологические уклады, человеческий фактор, эргономика, парадигма общечеловеческих ценностей.

Понятие технологического уклада (ТУ) было введено российскими экономистами Д.С. Львовым и С.Ю. Глазьевым. ТУ представляет собой определенный уровень развития производства и охватывает замкнутый цикл от добычи природных ресурсов, совокупности существующих технологий, профессиональной подготовки кадров и до непроизводственного потребления [1].

В связи с научным и техническим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким. Основы последующего ТУ зарождаются, как правило, еще в период господства и расцвета предыдущего или даже предшествовавшего ему. Но до тех пор, пока он не исчерпает всех своих возможностей, ростки эти пребывают в тени и распространения не получают. Условно принято считать, что длительность технологического уклада равна 50-60 годам. Экономисты выделяют пять ТУ и говорят о наступлении шестого [1].

Пятый уклад (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, поиска новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и др. Происходит переход от разрозненных

Лев Вайнштейн,

профессор кафедры

инженерной

психологии и

эргономики

Белорусского

государственного

университета

информатики и

радиоэлектроники,

кандидат

психологических

наук, доцент

фирм к единой сети крупных и мелких компаний, тесно взаимодействующих в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

Шестой технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. Шагнут вперед гибкая автоматизация производства, космические технологии, выпуск конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, укрепит позиции атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением

т

сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, возобновляемые источники энергии будут применяться в существенно больших объемах.

Очевидно, что для становления нового уклада требуются наукоемкие вложения. Поэтому, вероятней всего, экономика будет основана на знаниях, однако последние будут рассматриваться преимущественно с точки зрения их товарной ценности. Можно возразить, что это уже давно так, но в шестом технологическом укладе сама наука станет основной инновацией [1].

Таким образом, на протяжении многих десятилетий изменялись и человек, и техника. Современное производство предъявляет все новые требования не только к различным машинам и к технике в целом, но и, прежде всего, к самим работникам. Непрерывно повышается роль человека как субъекта труда. Именно он эти машины создает, этой техникой управляет. В то же время производительные силы и технологии начинают обгонять (иногда далеко) устаревшие производственные, шире - социальные, отношения.

Необходимо поддерживать промышленность на научной основе и обеспечивать требуемую эффективность эксплуатации машин, достичь высокого качества трудовой деятельности, создать достойные условия для нее, а для этого нужно согласовать потенциалы техники и возможностей человека.

Развитие различных видов производства потребовало учитывать влияние факторов окружающей среды на человека, прежде всего, на его здоровье и работоспособность. В результате этого из медицинской науки выделилась общая гигиена, а затем в качестве

ее раздела сформировалась гигиена труда. Она обращает внимание на трудовой и производственный процессы с точки зрения их влияния на здоровье и организм человека, а также на неблагоприятные (вредные и опасные) факторы. Это направление не только определяет санитарно-гигиенические мероприятия по улучшению условий труда, но и обобщает опыт промышленно-санитар-ного надзора, готовит научное обоснование нормативной документации по охране труда -законов, норм, правил [2].

Длительное время,вплоть до начала ХХ в., функции человека по отношению к технике были в основном энергетическими и оставались принципиально одними и теми же. Для труда был характерен сложный двигательный процесс, требовавший от людей расходования значительных физических сил, координации мускульных движений. Согласование возможностей человека и техники заключалось лишь в учете анатомических и физиологических особенностей первого. На этой базе возникло новое научное направление -физиология труда. Ею, исходя из обнаруженных в организме человека изменений в процессе трудовой деятельности, предлагаются мероприятия по нормализации его физиологических функций, предупреждению утомления, повышению работоспособности. Эта наука изучает, подготавливает и предъявляет соответствующие требования к используемой людьми технике. Они определяют, например, внешнюю форму орудий труда, их размеры с учетом антропометрических характеристик, прилагаемые усилия к органам и механизмам управления, влияние рабочей деятельности на состояние организма человека и т.п.

Рекомендации физиологии и гигиены труда стали относиться уже не только к оформлению рабочих мест, но и к режиму рабочего дня, организации рабочих движений, к борьбе с утомлением, ограничению влияния на здоровье вредных факторов производственной среды. На рубеже XIX и XX вв. появились принципиально новые виды трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом, самолетом и т.д.), которые потребовали учета не только анатомических и физиологических, но главным образом психологических характеристик человека. Вначале к таким качествам относились, например, скорость реакции, особенности памяти и внимания, эмоциональная устойчивость в процессе труда и др. Изменение характера взаимодействия работника и техники, возрастание роли психологического фактора привели к возникновению новой научной дисциплины - психологии труда.

Эта отрасль изучает деятельность человека и ее психологические особенности в зависимости от используемых орудий труда (технических средств), организации производственного процесса, конкретных функций работника и его индивидуально-психологических характеристик. Предметом этой дисциплины являются психологические компоненты труда, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта, а также свойства личности, через которые она реализуется [2].

Под влиянием научно-технического прогресса происходило дальнейшее развитие техники и производства. Основу этого процесса составляли комплексная механизация и автоматизация последнего,

широкое применение автоматизированных систем управления и электронных вычислительных машин, повышение энерговооруженности машин и предприятий, внедрение новых и новейших технологий и т.д.

Это привело тому, что в середине XX в. возникли серьезные противоречия между техническим прогрессом производства, потребностями его быстрого совершенствования, формирующейся новой научно-технической базой и человеком. Серьезно изменились содержание и характер труда последнего, его место в процессе выпуска продукции. Преобладающими в деятельности человека стали не энергетические, как раньше, а информационные и когнитивные функции, то есть функции программирования, контроля и управления производственными процессами.

Трансформация характера трудовой деятельности по-новому обусловила проблему взаимодействия человека и техники. Несомненно, наши возможности расширяются за счет развития техники, но она, в свою очередь, настолько усложняется, что ею становится трудно управлять. Какой бы совершенной она ни была, ее качественное применение в конечном итоге зависит от действий человека как оператора. Возникает сложная задача согласования конструкций машин с психологическими, физиологическими и другими возможностями человека. На этой основе появилась новая отрасль психологической науки - инженерная психология, которая решает задачу приспособления техники и условий труда к людям. Эта научная дисциплина исследует объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования

их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек - машина» [2].

Новое русло нашли и исследования в области психологии труда [3]. Возникновение большого числа новых профессий, качественное изменение и отмирание существующих способствовали формированию профессиональной психологии. Это направление занимается изучением, проектированием и преобразованием труда специалиста и его жизни [2]. Оно по-новому сформулировало целый ряд проблем, которые прежде в скрытой форме стояли перед психологией труда, когда она исследовала работу вагоновожатых, пилотов, железнодорожников и др.

Таким образом, трудовая деятельность людей стала рассматриваться с различных точек зрения: физиологической, гигиенической, психологической и др. В то же время она является общим объектом изучения целого ряда наук, как о человеке (физиология, психология, социология и экономика труда), так и о технике (инженерные науки и др.). Причем каждая из них, применяя свои специфические средства, методы и знания, стремится к рационализации труда человека, к повышению его эффективности, безопасности, а также к его гуманизации.

Научно-технический прогресс и обусловленные им замена и обновление технологий и оборудования сделали актуальным решение проблемы адаптации человека к технике, к функциональным особенностям новых рабочих мест, к необходимости неоднократно в продолжение карьеры проходить переподготовку, к изменениям содержания профессиональной деятельности, структуры рабочих групп, бригад и т.п. Все это способ-

ствовало развитию системотехнического и деятельностного подходов в понимании проблемы «человек и техника» [3].

В то же время вследствие недоучета человеческого фактора эффективность эксплуатации техники оказывается ниже проектируемой инженерами. Имеет место недоиспользование мощност-ных, скоростных и других потенциально заложенных технических возможностей, что снижает производительность техники и безопасность труда человека. Из-за этого существенно меняется специфика и структура труда, предъявляются повышенные требования к оптимизации взаимодействия между людьми и современной техникой, по-новому ставятся вопросы подготовки специалистов к эксплуатации различных технических систем контроля и управления. Основными психическими процессами в деятельности операторов стали активное чувственное восприятие, решение сложных мыслительных задач в условиях ограниченного времени и высокой ответственности, планирование и реализация сложных алгоритмов воздействия на объекты внешнего мира, быстрая ориентировка в меняющихся условиях и непредвиденных обстоятельствах. Сейчас все более насущными становятся исследования фундаментальных закономерностей приема, переработки и хранения данных оператором, процессов информационного взаимодействия человека и техники.

Возникает необходимость изучения работы машин и операторов в рамках единого комплекса «человек - техника - среда» с учетом влияния на них условий окружающей производственной среды. Решение такой комплексной задачи выходит за рамки всех упомя-

нутых традиционных наук, внимание которых направлено на труд человека, что привело к образованию эргономики. Эта научная и проектировочная дисциплина сформировалась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических отраслей научного знания. Ее содержание составляет междисциплинарное изучение человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств. Эргономические исследования подчинены преимущественно задачам проектирования и ориентированы на преобразовательно-проектное действие, а не только на познание [3]. Эргономическое проектирование системы «человек - машина - среда» направлено на оптимизацию деятельности работников по освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях для обеспечения эффективного, надежного, безопасного функционирования систем при сохранении здоровья трудящихся и развития личности.

Важной особенностью последних лет стало изменение пропорции между двумя основными классами профессиональной деятельности - субъект-объектным и субъект-субъектным. Если в течение очень большого исторического периода доминировал первый из них, то во второй половине XX в. произошел явный перелом в пользу второго, и эта тенденция с развитием общества только усиливается. На первый план все больше выходят именно субъект-субъектные виды деятельности, в которых предметом труда человека является другой человек (управленческая, организационная, пред-

принимательская, врачебная, маркетинговая и др.). Они становятся доминирующими в предмете психологии труда. На этой основе формируются новые научные направления - психология управления, организационная психология -и появляются такие системы, как «человек - человек», «человек - человек - техника» [3]. Психология управления изучает психологические закономерности деятельности, связанной с принятием решений в организации по управлению людьми, с учетом свойств и качеств личности, необходимых для ее успешного осуществления [2].

Схема развития наук о труде и профессиональной деятельности человека представлена на рис. 1.

Таким образом, перемены затронули как сферу труда человека, так и сферу общественного разделения труда. Все это значительно усложняет как его работу в целом, так и большинство ее конкретных видов. Среди глобальных трансформаций необходимо в первую очередь отметить следующие:

■ возникновение совершенно новых видов профессиональной деятельности, которых не было еще несколько лет назад, причем именно они характеризуются наибольшей сложностью и «психологичностью»;

■ исчезновение многих отживших свой век профессий;

■ изменение соотношения разных типов трудовой деятельности: выход на доминирующие позиции одного из них

и утрата лидирующего положения другими;

■ существенное преображение самого содержания большинства видов профессиональной деятельности в направлении его усложнения, ужесточения психологических требований и к ее процессу, и к результатам, а также

к условиям и ответственности выполнения;

■ преобразование условий и сущности труда человека, который превратился в оператора в системе «человек - машина - среда».

Различные технологические уклады по своим последствиям для общества весьма противоречивы. При всей важности научных открытий как таковых, являясь триумфом человеческого гения, вершиной достижений мировой цивилизации, они не сделали положение людей в мире уверенным и безопасным. Выяснилось, что человечество в своем стремлении создать лучшие условия для своего существования способно решить задачи своего социального благополучия значительно менее эффективно, чем задачи технического прогресса. Биологическая и психологическая эволюция человека происходит существенно медленнее, чем появляются научно-технические достижения.

Новый ТУ еще не означает, что люди получили преимущество для своего развития. Их жизнь, особенно трудовая деятельность, не может быть окончательно рационализирована, всегда остается иррациональный элемент. Пример этому -то, что безопасность техногенной среды стала глобальной проблемой современности.

Создание новой техники и технологий представляет сегодня не только инженерную, но и нравственную, психологическую проблему. Через машины, оборудование, производственные процессы, системы, программное обеспечение, потребительские изделия инженеры выходят на реальных людей - мужчин и женщин, детей и взрослых, инвалидов и пожилых людей -и должны сделать все от них

Рис. 1.

Развитие наук о труде и профессиональной деятельности человека при взаимодействии с техникой

Человек выполняет энергетические функции в системе «человек - орудие труда»

зависящее, чтобы техника была безопасной, удобной и красивой. Они не должны рассчитывать на абстрактного «среднего» человека, не существующего в природе, без различия его пола, возраста, физиологических возможностей.

Новая ориентация в мире техники делает более трудными задачи, которые должны решать ее создатели. Это следствие особой сложности человека в единстве его соматических, психофизических, эмоционально-духовных и социально-исторических измерений при необычайной сложности современного мира техники, становящегося все больше миром социотехниче-ским. Проектирование техники должно отличаться высокой эргономической культурой,

неотъемлемая часть которой -фундаментальные психологические знания о человеке и его деятельности. Упрощение представлений о них не отвечает мировым тенденциям развития и инженерного проектирования систем «человек - техника -среда». Поэтому сейчас необходимо переосмыслить старые принципы, отказаться от некоторых воззрений технократизма и утопических притязаний старого гуманизма о «среднем» человеке и человеческом факторе и вместе с тем составить его новое научное понимание, разработать новую концепцию человека и его возможностей, утвердить новые регулятивы его деятельности.

Эргономика всегда давала возможность внести в промышленность, как на Западе, так

Человек и техника

Человек взаимодействует с машиной, выполняя функции управления (автомобиль, самолет, локомотив, станок и др.)

Человек выполняет функции оператора (программирование, контроль,принятие решений) при информационном взаимодействии с машиной

Человек выполняет информационные функции:прием данных, их переработка, принятие решений, управляющие действия,реализуя функции управления в условиях воздействия информационной и внешней среды

Человеквыполняет функции управления людьми и их группами

* Щг 4 ■Щг

Определение Учет психологических Изучение работы Исследование работы Изучение управлен-

антропометрических, качеств человека машины и оператора машины и оператора ческой деятельности,

физиологических (скорость реакций, в информационном в едином комплексе стиля управления

и гигиенических особенности памяти, комплексе «человек - «человек - машина - и принятия решений,

параметров человека мышления, эмоций машина», влияния среда» на макро-, личности руково-

и формирование и др.) в процессе тру- человеческого факто- миди- и микроуровне; дителя

соответствующих довой деятельности ра на эффективность учет влияния чело-

требований к технике системы веческого фактора

на эффективность

системы при создании

и эксплуатации

техники; проектиро-

вание деятельности

оператора

и в СССР, странах СНГ, новизну подходов к эффективности, качеству, надежности и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Формирование и развитие этой дисциплины способствует появлению новой ценностной научной парадигмы, которая исходит из примата общечеловеческих ценностей и связана с отказом от идеи господства техники над людьми (антропоцентрический подход вместо технократического), ориентирована на диалог и сотрудничество, базируется на идее коэволюции. Последняя основана на сопряженном, взаимообусловленном изменении систем или частей целого (биологического и технического), которые проявляются в науке и в проектировании. Коэволюционная стратегия -нарождающаяся парадигма XXI в., способная оказывать воздействие на трансформацию познавательных и ценностных ориентаций, позволяющая осмыслить единство естественно-научного и гуманитарного знания.

Социально-экономические перемены в жизни общества требуют качественно иных знаний и умений от специалистов психологии, менеджмента, экономики, инженерного дела. Именно эргономика позволяет восполнить пробел знаний, необходимых для согласования потенциалов техники и возможностей человека, начиная от проектирования, создания и заканчивая эффективной и безопасной эксплуатацией самой современной техники.

See:

http://innosfera.org/2014/07/scientific_support Литература

1. Глазьев С. Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009, № 3. С. 26-38.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.- СПб., 2003.

3. Вайнштейн Л. А. Эргономика.- Мн., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.