Резюме. Изложены последовательность и содержание разных технологических укладов, очерчены роль и особенности проявления в них человеческого фактора. Раскрыта сущность различных научных направлений, занимающихся решением проблемы человека и техники: физиологии, гигиены и психологии труда, инженерной психологии, психологии управления, эргономики. Показаны перспективы рассмотрения человеческого фактора в едином комплексе «человек - машина - среда» и значение инновационной дисциплины эргономики. Формирование и развитие последней способствует появлению новой ценностной научной парадигмы, которая связана с отказом от идеи господства техники над человеком, ориентирована на диалог и сотрудничество, базируется на идее коэволюции.
Ключевые слова: технологические уклады, человеческий фактор, эргономика, парадигма общечеловеческих ценностей.
Понятие технологического уклада (ТУ) было введено российскими экономистами Д.С. Львовым и С.Ю. Глазьевым. ТУ представляет собой определенный уровень развития производства и охватывает замкнутый цикл от добычи природных ресурсов, совокупности существующих технологий, профессиональной подготовки кадров и до непроизводственного потребления [1].
В связи с научным и техническим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким. Основы последующего ТУ зарождаются, как правило, еще в период господства и расцвета предыдущего или даже предшествовавшего ему. Но до тех пор, пока он не исчерпает всех своих возможностей, ростки эти пребывают в тени и распространения не получают. Условно принято считать, что длительность технологического уклада равна 50-60 годам. Экономисты выделяют пять ТУ и говорят о наступлении шестого [1].
Пятый уклад (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, поиска новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и др. Происходит переход от разрозненных
Лев Вайнштейн,
профессор кафедры
инженерной
психологии и
эргономики
Белорусского
государственного
университета
информатики и
радиоэлектроники,
кандидат
психологических
наук, доцент
фирм к единой сети крупных и мелких компаний, тесно взаимодействующих в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.
Шестой технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. Шагнут вперед гибкая автоматизация производства, космические технологии, выпуск конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, укрепит позиции атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением
т
сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, возобновляемые источники энергии будут применяться в существенно больших объемах.
Очевидно, что для становления нового уклада требуются наукоемкие вложения. Поэтому, вероятней всего, экономика будет основана на знаниях, однако последние будут рассматриваться преимущественно с точки зрения их товарной ценности. Можно возразить, что это уже давно так, но в шестом технологическом укладе сама наука станет основной инновацией [1].
Таким образом, на протяжении многих десятилетий изменялись и человек, и техника. Современное производство предъявляет все новые требования не только к различным машинам и к технике в целом, но и, прежде всего, к самим работникам. Непрерывно повышается роль человека как субъекта труда. Именно он эти машины создает, этой техникой управляет. В то же время производительные силы и технологии начинают обгонять (иногда далеко) устаревшие производственные, шире - социальные, отношения.
Необходимо поддерживать промышленность на научной основе и обеспечивать требуемую эффективность эксплуатации машин, достичь высокого качества трудовой деятельности, создать достойные условия для нее, а для этого нужно согласовать потенциалы техники и возможностей человека.
Развитие различных видов производства потребовало учитывать влияние факторов окружающей среды на человека, прежде всего, на его здоровье и работоспособность. В результате этого из медицинской науки выделилась общая гигиена, а затем в качестве
ее раздела сформировалась гигиена труда. Она обращает внимание на трудовой и производственный процессы с точки зрения их влияния на здоровье и организм человека, а также на неблагоприятные (вредные и опасные) факторы. Это направление не только определяет санитарно-гигиенические мероприятия по улучшению условий труда, но и обобщает опыт промышленно-санитар-ного надзора, готовит научное обоснование нормативной документации по охране труда -законов, норм, правил [2].
Длительное время,вплоть до начала ХХ в., функции человека по отношению к технике были в основном энергетическими и оставались принципиально одними и теми же. Для труда был характерен сложный двигательный процесс, требовавший от людей расходования значительных физических сил, координации мускульных движений. Согласование возможностей человека и техники заключалось лишь в учете анатомических и физиологических особенностей первого. На этой базе возникло новое научное направление -физиология труда. Ею, исходя из обнаруженных в организме человека изменений в процессе трудовой деятельности, предлагаются мероприятия по нормализации его физиологических функций, предупреждению утомления, повышению работоспособности. Эта наука изучает, подготавливает и предъявляет соответствующие требования к используемой людьми технике. Они определяют, например, внешнюю форму орудий труда, их размеры с учетом антропометрических характеристик, прилагаемые усилия к органам и механизмам управления, влияние рабочей деятельности на состояние организма человека и т.п.
Рекомендации физиологии и гигиены труда стали относиться уже не только к оформлению рабочих мест, но и к режиму рабочего дня, организации рабочих движений, к борьбе с утомлением, ограничению влияния на здоровье вредных факторов производственной среды. На рубеже XIX и XX вв. появились принципиально новые виды трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом, самолетом и т.д.), которые потребовали учета не только анатомических и физиологических, но главным образом психологических характеристик человека. Вначале к таким качествам относились, например, скорость реакции, особенности памяти и внимания, эмоциональная устойчивость в процессе труда и др. Изменение характера взаимодействия работника и техники, возрастание роли психологического фактора привели к возникновению новой научной дисциплины - психологии труда.
Эта отрасль изучает деятельность человека и ее психологические особенности в зависимости от используемых орудий труда (технических средств), организации производственного процесса, конкретных функций работника и его индивидуально-психологических характеристик. Предметом этой дисциплины являются психологические компоненты труда, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта, а также свойства личности, через которые она реализуется [2].
Под влиянием научно-технического прогресса происходило дальнейшее развитие техники и производства. Основу этого процесса составляли комплексная механизация и автоматизация последнего,
широкое применение автоматизированных систем управления и электронных вычислительных машин, повышение энерговооруженности машин и предприятий, внедрение новых и новейших технологий и т.д.
Это привело тому, что в середине XX в. возникли серьезные противоречия между техническим прогрессом производства, потребностями его быстрого совершенствования, формирующейся новой научно-технической базой и человеком. Серьезно изменились содержание и характер труда последнего, его место в процессе выпуска продукции. Преобладающими в деятельности человека стали не энергетические, как раньше, а информационные и когнитивные функции, то есть функции программирования, контроля и управления производственными процессами.
Трансформация характера трудовой деятельности по-новому обусловила проблему взаимодействия человека и техники. Несомненно, наши возможности расширяются за счет развития техники, но она, в свою очередь, настолько усложняется, что ею становится трудно управлять. Какой бы совершенной она ни была, ее качественное применение в конечном итоге зависит от действий человека как оператора. Возникает сложная задача согласования конструкций машин с психологическими, физиологическими и другими возможностями человека. На этой основе появилась новая отрасль психологической науки - инженерная психология, которая решает задачу приспособления техники и условий труда к людям. Эта научная дисциплина исследует объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования
их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек - машина» [2].
Новое русло нашли и исследования в области психологии труда [3]. Возникновение большого числа новых профессий, качественное изменение и отмирание существующих способствовали формированию профессиональной психологии. Это направление занимается изучением, проектированием и преобразованием труда специалиста и его жизни [2]. Оно по-новому сформулировало целый ряд проблем, которые прежде в скрытой форме стояли перед психологией труда, когда она исследовала работу вагоновожатых, пилотов, железнодорожников и др.
Таким образом, трудовая деятельность людей стала рассматриваться с различных точек зрения: физиологической, гигиенической, психологической и др. В то же время она является общим объектом изучения целого ряда наук, как о человеке (физиология, психология, социология и экономика труда), так и о технике (инженерные науки и др.). Причем каждая из них, применяя свои специфические средства, методы и знания, стремится к рационализации труда человека, к повышению его эффективности, безопасности, а также к его гуманизации.
Научно-технический прогресс и обусловленные им замена и обновление технологий и оборудования сделали актуальным решение проблемы адаптации человека к технике, к функциональным особенностям новых рабочих мест, к необходимости неоднократно в продолжение карьеры проходить переподготовку, к изменениям содержания профессиональной деятельности, структуры рабочих групп, бригад и т.п. Все это способ-
ствовало развитию системотехнического и деятельностного подходов в понимании проблемы «человек и техника» [3].
В то же время вследствие недоучета человеческого фактора эффективность эксплуатации техники оказывается ниже проектируемой инженерами. Имеет место недоиспользование мощност-ных, скоростных и других потенциально заложенных технических возможностей, что снижает производительность техники и безопасность труда человека. Из-за этого существенно меняется специфика и структура труда, предъявляются повышенные требования к оптимизации взаимодействия между людьми и современной техникой, по-новому ставятся вопросы подготовки специалистов к эксплуатации различных технических систем контроля и управления. Основными психическими процессами в деятельности операторов стали активное чувственное восприятие, решение сложных мыслительных задач в условиях ограниченного времени и высокой ответственности, планирование и реализация сложных алгоритмов воздействия на объекты внешнего мира, быстрая ориентировка в меняющихся условиях и непредвиденных обстоятельствах. Сейчас все более насущными становятся исследования фундаментальных закономерностей приема, переработки и хранения данных оператором, процессов информационного взаимодействия человека и техники.
Возникает необходимость изучения работы машин и операторов в рамках единого комплекса «человек - техника - среда» с учетом влияния на них условий окружающей производственной среды. Решение такой комплексной задачи выходит за рамки всех упомя-
нутых традиционных наук, внимание которых направлено на труд человека, что привело к образованию эргономики. Эта научная и проектировочная дисциплина сформировалась на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических отраслей научного знания. Ее содержание составляет междисциплинарное изучение человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств. Эргономические исследования подчинены преимущественно задачам проектирования и ориентированы на преобразовательно-проектное действие, а не только на познание [3]. Эргономическое проектирование системы «человек - машина - среда» направлено на оптимизацию деятельности работников по освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях для обеспечения эффективного, надежного, безопасного функционирования систем при сохранении здоровья трудящихся и развития личности.
Важной особенностью последних лет стало изменение пропорции между двумя основными классами профессиональной деятельности - субъект-объектным и субъект-субъектным. Если в течение очень большого исторического периода доминировал первый из них, то во второй половине XX в. произошел явный перелом в пользу второго, и эта тенденция с развитием общества только усиливается. На первый план все больше выходят именно субъект-субъектные виды деятельности, в которых предметом труда человека является другой человек (управленческая, организационная, пред-
принимательская, врачебная, маркетинговая и др.). Они становятся доминирующими в предмете психологии труда. На этой основе формируются новые научные направления - психология управления, организационная психология -и появляются такие системы, как «человек - человек», «человек - человек - техника» [3]. Психология управления изучает психологические закономерности деятельности, связанной с принятием решений в организации по управлению людьми, с учетом свойств и качеств личности, необходимых для ее успешного осуществления [2].
Схема развития наук о труде и профессиональной деятельности человека представлена на рис. 1.
Таким образом, перемены затронули как сферу труда человека, так и сферу общественного разделения труда. Все это значительно усложняет как его работу в целом, так и большинство ее конкретных видов. Среди глобальных трансформаций необходимо в первую очередь отметить следующие:
■ возникновение совершенно новых видов профессиональной деятельности, которых не было еще несколько лет назад, причем именно они характеризуются наибольшей сложностью и «психологичностью»;
■ исчезновение многих отживших свой век профессий;
■ изменение соотношения разных типов трудовой деятельности: выход на доминирующие позиции одного из них
и утрата лидирующего положения другими;
■ существенное преображение самого содержания большинства видов профессиональной деятельности в направлении его усложнения, ужесточения психологических требований и к ее процессу, и к результатам, а также
к условиям и ответственности выполнения;
■ преобразование условий и сущности труда человека, который превратился в оператора в системе «человек - машина - среда».
Различные технологические уклады по своим последствиям для общества весьма противоречивы. При всей важности научных открытий как таковых, являясь триумфом человеческого гения, вершиной достижений мировой цивилизации, они не сделали положение людей в мире уверенным и безопасным. Выяснилось, что человечество в своем стремлении создать лучшие условия для своего существования способно решить задачи своего социального благополучия значительно менее эффективно, чем задачи технического прогресса. Биологическая и психологическая эволюция человека происходит существенно медленнее, чем появляются научно-технические достижения.
Новый ТУ еще не означает, что люди получили преимущество для своего развития. Их жизнь, особенно трудовая деятельность, не может быть окончательно рационализирована, всегда остается иррациональный элемент. Пример этому -то, что безопасность техногенной среды стала глобальной проблемой современности.
Создание новой техники и технологий представляет сегодня не только инженерную, но и нравственную, психологическую проблему. Через машины, оборудование, производственные процессы, системы, программное обеспечение, потребительские изделия инженеры выходят на реальных людей - мужчин и женщин, детей и взрослых, инвалидов и пожилых людей -и должны сделать все от них
Рис. 1.
Развитие наук о труде и профессиональной деятельности человека при взаимодействии с техникой
Человек выполняет энергетические функции в системе «человек - орудие труда»
зависящее, чтобы техника была безопасной, удобной и красивой. Они не должны рассчитывать на абстрактного «среднего» человека, не существующего в природе, без различия его пола, возраста, физиологических возможностей.
Новая ориентация в мире техники делает более трудными задачи, которые должны решать ее создатели. Это следствие особой сложности человека в единстве его соматических, психофизических, эмоционально-духовных и социально-исторических измерений при необычайной сложности современного мира техники, становящегося все больше миром социотехниче-ским. Проектирование техники должно отличаться высокой эргономической культурой,
неотъемлемая часть которой -фундаментальные психологические знания о человеке и его деятельности. Упрощение представлений о них не отвечает мировым тенденциям развития и инженерного проектирования систем «человек - техника -среда». Поэтому сейчас необходимо переосмыслить старые принципы, отказаться от некоторых воззрений технократизма и утопических притязаний старого гуманизма о «среднем» человеке и человеческом факторе и вместе с тем составить его новое научное понимание, разработать новую концепцию человека и его возможностей, утвердить новые регулятивы его деятельности.
Эргономика всегда давала возможность внести в промышленность, как на Западе, так
Человек и техника
Человек взаимодействует с машиной, выполняя функции управления (автомобиль, самолет, локомотив, станок и др.)
Человек выполняет функции оператора (программирование, контроль,принятие решений) при информационном взаимодействии с машиной
Человек выполняет информационные функции:прием данных, их переработка, принятие решений, управляющие действия,реализуя функции управления в условиях воздействия информационной и внешней среды
Человеквыполняет функции управления людьми и их группами
* Щг 4 ■Щг
Определение Учет психологических Изучение работы Исследование работы Изучение управлен-
антропометрических, качеств человека машины и оператора машины и оператора ческой деятельности,
физиологических (скорость реакций, в информационном в едином комплексе стиля управления
и гигиенических особенности памяти, комплексе «человек - «человек - машина - и принятия решений,
параметров человека мышления, эмоций машина», влияния среда» на макро-, личности руково-
и формирование и др.) в процессе тру- человеческого факто- миди- и микроуровне; дителя
соответствующих довой деятельности ра на эффективность учет влияния чело-
требований к технике системы веческого фактора
на эффективность
системы при создании
и эксплуатации
техники; проектиро-
вание деятельности
оператора
и в СССР, странах СНГ, новизну подходов к эффективности, качеству, надежности и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Формирование и развитие этой дисциплины способствует появлению новой ценностной научной парадигмы, которая исходит из примата общечеловеческих ценностей и связана с отказом от идеи господства техники над людьми (антропоцентрический подход вместо технократического), ориентирована на диалог и сотрудничество, базируется на идее коэволюции. Последняя основана на сопряженном, взаимообусловленном изменении систем или частей целого (биологического и технического), которые проявляются в науке и в проектировании. Коэволюционная стратегия -нарождающаяся парадигма XXI в., способная оказывать воздействие на трансформацию познавательных и ценностных ориентаций, позволяющая осмыслить единство естественно-научного и гуманитарного знания.
Социально-экономические перемены в жизни общества требуют качественно иных знаний и умений от специалистов психологии, менеджмента, экономики, инженерного дела. Именно эргономика позволяет восполнить пробел знаний, необходимых для согласования потенциалов техники и возможностей человека, начиная от проектирования, создания и заканчивая эффективной и безопасной эксплуатацией самой современной техники.
See:
http://innosfera.org/2014/07/scientific_support Литература
1. Глазьев С. Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009, № 3. С. 26-38.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.- СПб., 2003.
3. Вайнштейн Л. А. Эргономика.- Мн., 2010.