Научная статья на тему 'Теоретическое ядро практики дизайна'

Теоретическое ядро практики дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГОНОМИКА / ДИЗАЙН / ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березкина Лидия

В соответствии с общепринятой формулой взаимоотношений дизайна и эргономики рассматриваются различные формы использования эргономического знания в процессе дизайнерского проектирования, прогнозируются направления развития эргономики и дизайна в современной информационно-коммуникативной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical core of the design practices

There are considered different forms of ergonomic knowledge in the designing process, the ergonomics and design trends in the modern information and communication environment are prognosticated being in line with the common formula of design and ergonomics interaction.

Текст научной работы на тему «Теоретическое ядро практики дизайна»

Резюме. В соответствии с общепринятой формулой взаимоотношений дизайна и эргономики рассматриваются различные формы использования эргономического знания в процессе дизайнерского проектирования,прогнозируются направления развития эргономики и дизайна в современной информационно-коммуникативной среде. Ключевые слова: эргономика, дизайн, эргономическое обеспечение проектирования, эргономические требования, эффективность деятельности.

Теоретическое

практики дизайна

Принимая во внимание все многообразие определений, относящихся к общим целям и содержанию эргономики и дизайна, можно сделать вывод о том, что первая изучает деятельность человека в предметной среде, а второй проектирует эту последнюю. Исходя из этого, с начала 1980-х гг. их взаимосвязь была определена как отношения между теорией и практикой. При этом с определенной долей условности можно утверждать, что использование эргономического знания в практике дизайна имеет несколько форм.

Прежде всего, это стихийно сложившиеся способы учета человеческого фактора в процессе дизайнерского проектирования. Разумеется, предметы искусственной среды всегда создавались в расчете на параметры пользователя. Дизайнер с момента возникновения своей профессии интуитивно моделировал психологические состояния потенциальных оби-

Лидия Березкина,

профессор кафедры теории и истории дизайна Белорусской государственной академии искусств, кандидат философских наук, доцент

тателей проектируемой среды и будущих обладателей разрабатываемых изделий. Довольно длительное время при создании не только предметов, но также технических средств невысокой степени сложности он сам решал эргономические задачи, зачастую не осознавая их как таковые. Поскольку в таком случае он не выделял человеческую деятельность в отдельный предмет анализа и проектирования, а специальные научные знания не использовал, это не самым лучшим образом отражалось в конечном продукте его творчества. Можно привести много примеров, когда привлекательные внешне изделия

малопригодны для выполнения функций, ради которых они и создавались.

Следующая форма — использование готового эргономического знания в виде стандартов, норм,рекомендаций. До сих пор среди дизайнеров бытует мнение, что при проектировании несложных изделий эргономическая исследовательская работа излишня и данных в существующих справочниках вполне достаточно. К сожалению, как показывает практика, применение таких сведений не всегда возможно, так как отдельные эргономические требования при создании конкретного объекта могут вступить в противоречие или оказаться несовместимыми с техническими, экономическими, а также, учитывая многообразие проектируемых объектов, могут просто отсутствовать как таковые.

Еще одна форма использования эргономического знания предполагает эпизодическое привлечение специалистов на различных этапах работы дизайнера. Ее можно оценить как прогрессивную по сравнению с предыдущими, но она все же не решает в полной мере вопрос о высокой эффективности учета человеческого фактора. При эргономической оценке опытного образца (обязательной процедуре перед запуском изделия в массовое производство) нередко выявляются такие недостатки проекта, которые требуют существенной переработки первоначального замысла, концепции дизайнера, что сопряжено с дополнительными экономическими затратами. Избежать этого можно лишь при условии проведения систематического эргономического анализа на значительно более ранних этапах работы.

Наиболее эффективный способ использования дости-

жений эргономики на практике — формирование творческих групп, в состав которых входят и специалисты в ее области, и дизайнеры. В этом случае техническая схема изделия служит основой для постановки задачи эргономического моделирования системы «человек — машина — среда» (СЧМ). В результате исследований вырабатываются рекомендации и предложения, которые служат опорой для дизайнерского решения, включающего создание образа и композиции изделия, формирования его потребительских свойств. Одновременно дизайнерская концепция построения проектируемого объекта задает направление эргономических изысканий и поиска оптимальных решений. Как правило, такая форма взаимодействия эргономики и дизайна имеет место только на крупных предприятиях, производящих технически сложные объекты, решающей характеристикой которых является надежность в управлении.

В последние годы в международной практике отмечается, что для выполнения эргономических проектов и анализа рабочих мест в полном объеме чаще всего привлекаются независимые консультанты — эргономисты.

Таким образом,эргономические знания используются дизайнерами в той или иной форме в зависимости от содержания и характера поставленной задачи, а в большей степени — от материально-технического обеспечения самого проектного процесса. Достаточно часто, осознавая себя как носителей определенной эстетической программы, базирующейся на совокупности ценностей, идеалов и культурных образцов, они берут на себя решение всех без исключения

вопросов проектирования. Однако мир техники, с которым на современном этапе научно-технической мысли соприкасается их творчество, все чаще заставляет иметь дело с реалиями, для которых в естественной художественной интуиции не находится соответствующих средств. В такой ситуации эргономическое знание становится для дизайнера профессионально необходимым.

Основной метод исследования в эргономике — системный. Человек рассматривается как высокоорганизованная многофункциональная, программирующаяся, активная социально-биологическая система. В процессе конкретной деятельности реализуются такие его свойства, как адаптируемость, обучаемость, избирательность, самонастра-иваемость, эвристичность, способность работать в конфликтных ситуациях и реагировать на неожиданные маловероятные события.

Взаимодействуя с техническими средствами и средой (как искусственной, так и естественной), человек сам является компонентом системы еще более высокого уровня. Согласование его возможностей с характеристиками других элементов СЧМ обеспечивает высокую эффективность и качество его деятельности при одновременной экономии затрат физической и нервно-психической энергии, а также создает условия для развития его личности. Одновременно с этим достигается значительный социально-экономический эффект, выражающийся в повышении содержательности и привлекательности труда, сохранении здоровья и поддержании высокой работоспособности в течение длительного времени.

Необходимо отметить, что использование эргономических знаний определяет эффективность деятельности не только в производственной сфере. В связи с тем, что современную жизнь во всех ее проявлениях невозможно себе представить без техники, интенсивно ведутся исследования системных закономерностей взаимодействия человека с техническими средствами в бытовой среде. Одновременно изучаются такие виды его деятельности, как учебная, спортивная, игровая, досуговая и др. Темпы, масштабы, направления развития эргономики и освоение ее результатов на практике в про-мышленно развитых странах позволяют говорить о том, что она сегодня составляет неотъемлемую часть культуры цивилизованного общества: с 1955 г. активно работает Международная эргономическая ассоциация, которая раз в три года собирает на своих конгрессах огромное количество специалистов из разных государств; Международная организация по стандартизации, созданная в 1946 г., имеет в своей структуре Технический комитет №159 «Эргономика».

Получив огромное количество рациональных знаний, фактологического и аналитического материала, эргономика в течение длительного времени является надежным фундаментом для дизайна. При этом достаточно часто в конечных продуктах проектирования эргономическая деятельность проявляется опосредованно, тогда как результаты дизайнерской деятельности наглядны, они лежат на поверхности и легко оцениваются потребителем.

Эргономические знания актуализируются в практике дизайна в форме эргономического обеспечения дизайнерского проектирования.

Эргономическое обеспечение проектирования и разработки техники представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, методов и средств, которые осуществляют и применяют на различных этапах создания изделий и которые направлены на согласование характеристик и возможностей человека с параметрами машин и среды в процессе эксплуатации.

Для того чтобы достигнуть этой цели, необходимо регламентировать параметры элементов СЧМ на всех стадиях жизненного цикла изделия. Таким образом, эргономическое обеспечение включает три взаимосвязанных и логически обусловленных этапа: задание, реализация и контроль реализации эргономических требований, которые представляют собой нормированные по отношению к СЧМ значения показателей эргономических свойств процесса, условий деятельности, а также методов и средств формирования и поддержания необходимой работоспособности человека. Эргономические требования являются составной частью общих технических требований, предъявляемых к изделию. Их разрабатывают и задают с целью достижения качества деятельности человека, обеспечивающего необходимый уровень качества всего изделия по показателям назначения, путем наиболее полного и рационального учета характеристик и возможностей человека.

Эргономические требования делятся на общие, которые содержатся в нормативных правовых актах и, как правило, относятся к условиям, в которых непосредственно осуществляется какая-либо деятельность, и частные, которые задаются как единичные параметры по каждому из объ-

ектов либо как интегральные (обобщенные) показатели, имеющие достоверные методики измерения и расчета их значений. Требования объединены в структуру, содержащую шесть групп, каждая из которых состоит из определенного количества подгрупп, которые, в свою очередь, наполняются конкретными требованиями к соответствующим объектам, выбранным в зависимости от сложности изделия и условий его эксплуатации.

Требования к организации СЧМ касаются распределения функций между человеком и машиной, между операторами, квалификации работников, совместимости членов коллектива и их взаимодействия. В зависимости от выполняемой функции СЧМ в каждом конкретном случае может использоваться тот или иной принцип ее организации: принцип антропоцентризма, выражающий приоритетную роль человека в системе; принцип функционального (равноком-понентного) подхода, подчеркивающий одинаковую ответственность человека и машины за конечный результат; принцип равенства критериев, согласно которому сравнительная деятельность человека и машины оценивается с помощью одних и тех же показателей (надежности, быстродействия и др.); принцип непрерывности формирования системы, заключающийся в том, что на всех стадиях жизненного цикла изделий — разработка, производство, эксплуатация и утилизация — осуществляется эргономическое обеспечение.

В рамках группы требований к организации деятельности человека-оператора рассматриваются вопросы разработки алгоритма деятельности и ее информационных моделей. Работа человека-оператора

в СЧМ представлена как процесс достижения поставленных перед ней целей, состоящий из упорядоченной совокупности выполняемых действий, и может носить самый разнообразный характер и иметь различный удельный вес образного, понятийного и сенсомоторного компонентов. Разработка алгоритма деятельности нацелена на определение оптимального содержания и рациональной последовательности действий человека.

Информационная модель деятельности оператора — условное отображение данных о состоянии объекта воздействия, СЧМ и способов управления ими. Воспринимая ее, оператор анализирует сложившееся положение, планирует управляющие действия, наблюдает и оценивает их результаты. По степени подобия отражаемых сведений реальным информационные модели подразделяются на естественные, аналоговые и абстрактные. Правильное сочетание абстрактности и наглядности позволяет минимизировать нагрузку на долговременную память, улучшить дифференцированное восприятие сигналов, оптимизировать зрительно-моторные маршруты, предвидеть развитие ситуации и действия работника.

Группа требований к техническим средствам деятельности оператора является наиболее объемной и постоянно обновляемой. Эргономические параметры задаются в требованиях к конструкции и компоновке рабочего места, к форме, размещению, размерам, обзорности приборных панелей и пультов управления, к органам управления, к средствам отображения визуальной, акустической и тактильной информации, к оборудованию, инструменту и т.д.

Требования к формированию и поддержанию работоспособности человека составляются на основе исследований его функционального состояния, динамики последнего в процессе деятельности. Устанавливается наибольшая продолжительность состояния компенсации. В определенном аспекте рассматриваются физиологические основы повышения эффективности труда и любой другой деятельности, осуществляемой человеком.

Группы требований к обитаемым помещениям и факторам внешней среды содержат информацию о конкретных качественных и количественных характеристиках соответствующих объектов. В каждом случае есть возможность установить нормы для формы и объема помещения, элементов, обеспечивающих вход и выход из него, перемещение внутри него, его оборудования. Предъявляются требования к физическим, химическим, биологическим и социально-бытовым факторам.

Эргономическая экспертиза — заключительный этап эргономического обеспечения. Она призвана выяснить, в какой степени выполняются заданные требования. Основной метод ее проведения — эргономическая оценка, которая может быть дифференциальной (определение уровня качества с помощью параметров, отражающих важнейшие свойства объекта), комплексной (опора на интегральный показатель — эргономичность, представляющий собой совокупность эргономических свойств СЧМ) и смешанной (использует элементы двух названных принципов).

Эргономическое обеспечение дизайнерского проектирования позволяет добиться такого положения, чтобы на-

равне с техническими нормами формирования функционально-конструктивной основы объекта работали предъявляемые к нему эргономические требования. При этом практически каждый элемент конструкции, прямо или косвенно взаимодействующий с человеком, может не только стать носителем технических смыслов и основой для наложения выразительных средств дизайнерского формообразования, но и активизировать сами эти средства.

В XXI в. глобализация, устраняя межнациональные и межконфессиональные преграды, превращается в экономическую, технологическую и культурную реалию, по-новому организуя жизненный мир человечества. Новый социальный контекст формирует свой собственный глобальный дизайн, который предрасположен быть представленным как системообразующий вид инновационной деятельности человека. Сегодня он понимается гораздо шире, чем привычное формообразование или сочетание утилитарного и эстетического. Он стал развитым способом коммуникации, далеко ушел от своих аутентичных форм. Современный дизайн — это новые образы, новые технологии, новые подходы и вместе с тем дальнейшее развитие профессиональной школы, образно-композиционного строя произведений. Можно ли сейчас говорить об эргономике как о его естественнонаучной основе? На этот вопрос можно ответить только положительно. Общепризнано, что в современном постиндустриальном обществе дизайн выступает стратегическим инструментом конкурентной борьбы. Для того чтобы выиграть в этой борьбе, дизайнер обязан предвидеть не только тенденции развития стилей и идеалов, но, прежде

всего, будущую полезность, ценность и целесообразность изделий, возможный уровень удобства и комфорта потребителей, то есть эргономические качества продуктов проектирования.

В настоящее время лидирующим направлением в дизайне и, соответственно, самой востребованной специальностью в его сфере является дизайн виртуальной среды. Виртуальная среда — область информационно-коммуникативной среды, для которой характерна высокая степень организации и представления данных в электронной форме, конструируемой мультимедийной техникой. В данном случае специалист работает не с предметами, а с различными формами их модельного, знакового, символического отображения. Если раньше взаимодействие человека с компьютером рассматривалось лишь с позиций реализации, при которой использовались уникальные психофизиологические свойства первого по переработке сведений, то сегодня в связи с развитием визуальных средств отображения, обеспечивающих восприятие виртуальной информации, ставится вопрос об эффективном дополнении способностей людей на уровне продуктивного мышления, включая предвидение и интуицию, создание новых реальностей.

Соответственно, развивается новое направление — эргономика информационной среды. Уже сейчас разработаны методы применения ее знаний при проектировании и создании пользовательского интерфейса. В их основу легли результаты научных исследований деятельности человека в системе «человек — компьютер», моделирование взаимодействия ее компонентов.

В производственной сфере новое поколение самого совершенного оборудования — главным образом, компьютеры и промышленные роботы — в корне изменило характер работы людей и функционирования многих промышленных предприятий. При этом в который раз встала проблема гуманного объединения людей с новой технологией. Сейчас возникают гибкие производственные системы, при проектировании которых технический и человеческий аспекты должны разрабатываться параллельно.

Востребованным направлением эргономических исследований является проблема взаимодействия человека и роботов, обеспечения эффективности их совместной работы. Оригинальные дизайнерские решения в области формотворчества могут возникнуть только при условиях оптимального распределения функций между ними, технической реализуемости конструкции роботов, возможности обучения пользователя работе с ними. В этой сфере существуют эргономические проблемы ремонтопригодности и технического обслуживания оборудования. Не менее сложна и важна проблема учета человеко-машинного интерфейса в программном обеспечении.

Наукоемкая продукция, используемая людьми в сложнейших условиях, опасных для жизни (авиация, космонавтика, энергетика), к проектированию элементов которой в последние годы привлекаются дизайнеры, может быть произведена только при высоком уровне развития эргономики в направлении совершенствования процессов, средств и условий деятельности операторов.

В результате двухлетнего исследования, проведенного специальным комитетом

Международной эргономической ассоциации и посвященного будущему дисциплины, были сделаны выводы о том, что она обладает огромным потенциалом с точки зрения создания любых видов систем, включающих в себя человека. Это заключение не вызывает сомнений, так как эргономика сочетает в себе три фундаментальных качества: она основана на системном подходе, ориентирована на проектирование и сконцентрирована на получении двух тесно взаимосвязанных результатов — достижении эффективности деятельности и сохранении здоровья людей. В качестве естественнонаучной основы дизайна она и в дальнейшем может успешно осуществлять свои функции не только как источник отдельных рецептов и справочных частных нормативов, но и как носитель методологических средств грамотной постановки и решения проблем дизайнерского проектирования.

See:

http://innosfera.org/2014/07/design_practices Литература

1. Березкина Л.В, КляуззеВ.П. Эргономика: учебное посо-бие.-Мн., 2013.

2. Зарецкий В. К. Методологические проблемы взаимосвязи эргономики и дизайна // Проблема методологии эргономического знания / Труды ВН ИИТЭ. Сер. Эргономика.-М., 1984. Вып. 26. С. 66-77.

3. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник.- М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.