Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова О. В., Касаткина С. С., Балюшина Ю. Л.

Ключевым вопросом данной статьи является актуализация внимания к процессу преподавания и изучения философии в вузе в современных условиях. Авторы затрагивают тему интенсивного развития информационных технологий, а также необходимость трансформации философского знания как основы естественного интеллекта, без которого невозможно как гармоничное развитие учебного процесса в вузе, так и становление личности в частности. В работе представлен развернутый анализ достоинств и противоречий преподавания философии в условиях дистанционного обучения, характеризуются перспективы преподавания философии в российском вузе XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF STUDYING PHILOSOPHY AT UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The key issue of this article is the process of teaching and studying philosophy at university in modern conditions. The authors touch upon the topic of intensive information technology development, as well as the need to transform philosophical knowledge as the basis of natural intelligence, without which it is impossible to harmoniously develop both the educational process at university and the formation of personality in particular. The authors analyse the strengths and weaknesses of teaching philosophy in a distance learning environment; characterise the prospects for teaching philosophy at Russian university of the 21st century.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 164-174. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 2 (107), pp. 164-174.

Научная статья УДК 378.14

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-13

Проблемы изучения философии в вузе в условиях дистанционного обучения

Ольга Вениаминовна Смирнова1, Светлана Сергеевна Касаткина2н,

Юлия Львовна Балюшина3

1 2 3Череповецкий государственный университет,

Череповец, Россия,

1ovsmirnova1@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1720-1522 2SvetlanaCH5@rambler.ruH, https://orcid.org/0000-0002-0946-3875 3iulbaliushina@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4709-1555

Аннотация. Ключевым вопросом данной статьи является актуализация внимания к процессу преподавания и изучения философии в вузе в современных условиях. Авторы затрагивают тему интенсивного развития информационных технологий, а также необходимость трансформации философского знания как основы естественного интеллекта, без которого невозможно как гармоничное развитие учебного процесса в вузе, так и становление личности в частности. В работе представлен развернутый анализ достоинств и противоречий преподавания философии в условиях дистанционного обучения, характеризуются перспективы преподавания философии в российском вузе XXI века.

Ключевые слова: философия, высшее образование, дистанционное обучение Для цитирования: Смирнова О. В., Касаткина С. С., Балюшина Ю. Л. Проблемы изучения философии в вузе в условиях дистанционного обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. № 2 (107). С. 164-174. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-13.

Issues of studying philosophy at university in the conditions of distance learning

Ol'ga V. Smirnova1, Svetlana S. Kasatkina2EI,

Iuliia L. Baliushina3

1, 2, 3Cherepovets State University, Cherepovets, Russia,

'ovsmirnova1@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1720-1522 2SvetlanaCH5@rambler.ruH, https://orcid.org/0000-0002-0946-3875 3iulbaliushina@chsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-4709-1555

Abstract. The key issue of this article is the process of teaching and studying philosophy at university in modern conditions. The authors touch upon the topic of intensive information technology development, as well as the need to transform philosophical knowledge as the basis of natural intelligence, without which it is impossible to harmoniously develop both the educational

' Смирнова О. В., Касаткина С. С., Балюшина Ю. Л., 2022

ISSN 1994-0637 (print)

process at university and the formation of personality in particular. The authors analyse the strengths and weaknesses of teaching philosophy in a distance learning environment; characterise the prospects for teaching philosophy at Russian university of the 21st century. Keywords: philosophy, higher education, distance learning

For citation: Smirnova O. V., Kasatkina S. S., Baliushina Iu. L. Issues of studying philosophy at university in the conditions of distance learning. Cherepovets State University Bulletin, 2022, no. 2 (107), pp. 164-174. (In Russ.). https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-2-107-13.

Введение

Термин «философия» имеет ряд классических значений, их суть можно определить следующим образом:

- как форма духовной деятельности человека и общества, связанная с рациональным знанием;

- как наука о всеобщих закономерностях, которым подчинено бытие (природа и общество), мышление человека, процесс познания.

Философское знание всегда представляло собой проявление естественного интеллекта. В век цифровых трансформаций происходит переосмысление роли мышления в эволюции общества. Согласно учебным планам высшей школы России, философия является обязательной учебной дисциплиной и занимает важное место в науке. В рамках данной работы предпримем попытку оценить развитие университетского философского знания в контексте перехода к комбинированной форме обучения в условиях информационного изменения современного общества.

Основная часть

Проблемы изучения философии в вузе в условиях становления информационного общества

В настоящее время основными приоритетами в развитии социума служат доступ к многочисленным источникам информации; высокая скорость и мобильность решения познавательных задач; возможность использования дополненной реальности «искусственного интеллекта» и проч. Однако критическое мышление не теряет своей значимости; оно становится критерием развития общекультурных и профессиональных компетенций. Необходимость понимания поставленных целей, сформированных задач, умение работать в команде, освоение проектной деятельности, отбор информации для принятия решений невозможны без рациональной мысли. Ее формирует и обеспечивает многоуровневый процесс развития человека, связанный с философской картиной мира.

Факторы риска и угрозы, возникающие в условиях сокращения объемов изучения социально-гуманитарных дисциплин в вузе (в том числе уменьшения времени на изучение философии), обусловливают потери, связанные с формированием навыков критического мышления как важной составляющей развития личности. Современное общество функционирует в обстановке неопределенности, когда наука и техника отражают глобальный мир подчас без учета человеческих эмоций, желаний,

субъективных характеристик, придающих всему ценностное осмысление. Глобали-

зация оказывает существенное влияние на поиск ответов относительно важных жизненных вопросов. Понимание обновляющегося мира, элементов его картины происходит по мере постижения философских знаний. Навыки дискурса, диалектики мышления помогают осознать современную гибкую реальность. Освоение тайны мышления невозможно без обращения к истории философии. Возникновение каждой науки связано с прогрессом в осмыслении какого-либо раздела знаний, его качественным изменением, эволюцией. Траектории постижения реалий современной цифровой эпохи расширяются. Мир как система в ключе разных наук подразумевает способность человека XXI века разбираться в деталях научно-технического прогресса. Как правило, развитое философское (аналитическое) мышление является базисом мировоззрения. Следовательно, философия и компетенции, которые она формирует, определяют общую культурную подготовку обучающихся.

Философия и специальное философское образование имеют просветительскую миссию, а именно приобщают к познанию мира и структурируют мышление. Человек с ярко выраженным философским складом ума способен к серьезной рефлексии над реальностью1. Философия как университетское знание рассматривается всеми студентами, но как академическая наука она доступна только избранным. «Стремление человека к познанию безгранично, важно его вовремя распознать и направить»2. Философия представляет собой современную форму развития естественного интеллекта, который всегда будет первичен по отношению к искусственному. В ходе освоения указанной дисциплины студенты на занятиях остро чувствуют проблемное поле актуальных вопросов жизни, понимают дисбаланс информационного перенасыщения реальности и необходимость формирования аналитических навыков ее постижения.

Риски практического применения философских методов и категорий могут привести к нарушению экологии мышления. Если в период до XIX в. философия способствовала развитию наук, а потом предопределяла рождение идеологий, то в XXI в. она сосредоточена на разработке стратегий изменения сознания субъектов информационной цивилизации вне политики и индивидуальных интерпретаций современного представления о мире.

В учебные программы по изучению философии в вузе включены разделы, сопряженные с пониманием информационной цивилизации, цифровой реальности, новых профессиональных компетенций. Формирование новых ценностных установок обусловливает обновление технологического облика культуры и связанных с информационной средой потребностей людей. В случае сокращения объемов освоения дисциплины «Философия» весьма вероятен риск потери культуры мышления

1 Гусейнов А. А., Рубцов А. В. Может ли философия быть неактуальной? (Об оценке результативности философских исследований) // Измерение философии. Об основаниях и критериях оценки результативности философских и социогуманитарных исследований / составитель А. В. Рубцов. Москва: ИФРАН, 2012. С. 5-32.

2 Ускова Е. В. Роль философии в современном мире // Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы / под редакцией А. В. Логинова. Екатеринбург: Макс-Инфо, 2016. С. 243.

обучения

при сохранении траектории развития узконаправленного профессионального знания. Преподаватели в цифровую эпоху должны не только соблюдать духовно-нравственные традиции «доцифрового» этапа развития, но и своевременно реагировать на возникающие вызовы, направлять свои знания на актуализацию важных проблем, обращенных к будущему общества.

Особенности преподавания философии в условиях дистанционного обучения

Внимание к информационно-коммуникативным технологиям и дистанционным формам обучения многократно возросло в ситуации коронавирусной пандемии. Даже преподаватели, ранее предпочитавшие традиционные способы проведения учебных занятий, были вынуждены освоить формы удаленной работы со студентами.

Следует отметить, что в научно-педагогической среде остается дискуссионным вопрос о сущности, содержании и месте дистанционного обучения (далее - ДО) в образовательном процессе. Продолжаются споры о том, является ли оно самостоятельной формой образования, или это лишь специфическая технология, средство заочного обучения. Затяжной характер подобных дискуссий негативно сказывается на ситуации в образовании, поскольку «отсутствие ясного понимания состояния, проблем и потребностей развития дистанционного обучения делали невозможным дальнейшее развитие соответствующей практики, проведение осмысленной государственной политики, направленной на переход к более современным формам дистанционного образования, отвечающим требованиям российского общества»1.

В контексте данной статьи под дистанционным образованием мы понимаем такую форму организации учебного процесса, для которой характерно наличие специализированной информационно-образовательной среды; разделение преподавателя и студентов в пространстве, а порой и во времени; технически опосредованное взаимодействие участников учебного процесса; использование активных и интерактивных методов обучения; наличие доступных средств коммуникации, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии. Эффективность применения ДО обусловливается соблюдением отмеченных выше условий.

Опыт показывает, что дистанционные формы работы со студентами имеют ряд преимуществ: позволяют вести занятия в удобное время, в удобном месте и темпе; кроме того, предоставляют относительную временную свободу для освоения дисциплины.

Проведение лекций в дистанционном формате дает студентам возможность слушать их не только в строго отведенные учебным расписанием часы, но и позднее, включив соответствующую запись. Конспектирование текста лекции теряет актуальность, поскольку все учебные материалы в электронном виде представлены на образовательных платформах. Появляется возможность обратиться к преподавателю с вопросом в рамках чата как во время лекции, так и после нее с целью получения

1 Курицына Г. В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. Вып. 2. С. 36.

обучения

необходимых разъяснений. Кроме того, при желании студент может посредством сети Интернет послушать лекции ведущих профессоров крупнейших вузов (на интересующую тему). Следует отметить, что дистанционные формы работы (тесты, задания) позволяют в системе осуществлять проверку знаний обучающихся, определять уровень усвоения учебного материала каждым индивидом.

Вместе с тем преподавание философии (как и других гуманитарных дисциплин) в формате удаленной работы имеет ряд существенных ограничений. Это касается, прежде всего, материально-технической стороны дела. Для успешных и эффективных занятий у участников образовательного процесса должен быть доступ к цифровым технологиям, надежное интернет-соединение и соответствующее техническое оборудование. Однако не у всех преподавателей и студентов дома имеются современные компьютеры и ноутбуки с необходимым программным обеспечением. Многие на занятиях осуществляют коммуникацию с помощью мобильных телефонов, обладающих низкими техническими характеристиками и неустойчивой связью.

Кроме того, следует отметить важность субъективной стороны проблемы - так называемого человеческого фактора. Некоторое количество участников образовательного процесса не обладает необходимым уровнем компьютерной грамотности и информационной культуры. Данный факт касается как преподавателей, так и студентов.

На сегодняшний день отсутствуют четкие и определенные методики и теории дистанционного обучения. В начальный период перехода на ДО преподавателям приходилось тратить на разработку учебных материалов в электронной форме достаточно много личного времени. Подготовка методических материалов, открытых заданий, тестов, подбор общедоступных обучающих видео, конспектов собственных лекций, составление тезаурусов по курсам и проверка всех выполненных студентами заданий с предоставлением обратной связи - это существенный массив работы, ставший частью повседневной жизни преподавателя высшей школы. При этом следует отметить, что эта весьма трудоемкая и затратная по времени деятельность не входит в нагрузку преподавателя1.

Исследователи выделяют и другие проблемы, в частности, психолого-педагогического характера, явившиеся следствием необходимости внедрения дистанционной формы обучения: сложности в сфере межличностных коммуникаций (как между педагогом и обучающимися, так и между обучающимися), трудности в развитии навыка командной работы, зачастую вынужденное нивелирование индивидуальных особенностей участников процесса обучения, установление и поддержание мотивации к усвоению новых знаний и практических навыков.

Особо важен, на наш взгляд, тот факт, что из учебного процесса уходит живое общение, межличностное взаимодействие студентов друг с другом и с преподавате-

1 Сытых О. Л., Синцова Л. К. Реформы образования в современной России и их влияние на повседневную жизнь субъектов образовательного процесса // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 02-04 апреля 2020 г.): в 3 т. / под редакцией В. А. Веременко, В. Н. Шайдурова. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. Т. 2. С. 255-256._

обучения

лем. Гуманитарное образование изначально было основано на диалоге учителя и ученика, на прямом непосредственном контакте, в рамках которого значение имеет не только слово, но и мимика, жесты, интонация. Такое взаимодействие с другими людьми рождает у человека потребность в рассуждении, самостоятельном мышлении, конкретизации истины. Однако советский философ Э. В. Ильенков предупреждал об опасности чрезмерного увлечения принципом наглядности, визуализации готового знания. Он справедливо утверждал, что привычка говорить готовыми словесными формулами «не требует (и потому не воспитывает) способности воображения - способности строить образ из массы впечатлений, неорганизованных ощуще-ний»1.

Следовательно, дистанционное образование становится важным элементом учебного процесса в вузе и имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения философии в университете. Оно обеспечивает более значительный образовательный контент, свободу доступа к учебной и иной информации, возможность выбора образовательных платформ; способствует визуализации учебных материалов, более активному использованию новых образовательных технологий, позволяет создать устойчивую обратную связь преподавателя со студентами и т. д. ДО может выступать в качестве составной части учебного процесса наряду с традиционными методами или служить самостоятельной образовательной технологией, в ходе реализации которой преподаватели и обучающиеся находятся в разных местах и не встречаются лично.

Эффективность и результативность дистанционных форм обучения напрямую зависит от технической, программной обеспеченности учебного процесса и компьютерной грамотности его основных субъектов. Слабость материально-технической базы региональных вузов, недостаточность программного обеспечения, низкий уровень информационной культуры ряда преподавателей и студентов ограничивают возможности более широкого использования ДО в университете. Данная проблема требует решения на федеральном, региональном, локальном и индивидуальном уровнях.

Перспективы преподавания философии в российском вузе XXI века

Современный мир весьма динамичен в отношении требований, предъявляемых объективной жизнью и информационной цивилизацией к педагогам, студентам и молодым кадрам. В таких условиях возникает необходимость решения двух важных задач: «Чему учить?» и «Как учить?». Данные вопросы тесно взаимосвязаны; они раскрывают форму и содержание процесса обучения студентов философским знаниям в процессе перехода в электронную образовательную среду. Следовательно, дать ответ только на один из них, без учета второго, не представляется возможным.

Для решения стоящих перед современной системой образования проблем на сегодняшний день широко применяется компетентностный подход. Его реализация приводит к более глубокому изучению профильных дисциплин в ущерб общегума-

1 Ильенков Э. В. Деятельность и знание // Ильенков Э. В. Философия и культура. Москва: Политиздат, 1991. С. 385.

ISSN 1994-0637 (print)

обучения

нитарным, в том числе философии1. В условиях сокращения учебного времени, отводимого на освоение философской дисциплины, актуализируется вопрос о том, каким образом организовать ее преподавание студентам, чтобы достичь максимального образовательного результата. Кроме того, справедливо утверждение о том, что «задача современного преподавателя сегодня очевидна - уход от пересказывания учебника и обращение к студенческой аудитории с целью осмысления проблемного поля философских вопросов»2. Знание фактов, бесспорно, необходимо, поскольку оно является базисом для развития компетенций - личностных способностей будущего специалиста к решению определенного круга профессиональных задач. Однако этого недостаточно, так как компетенции формируются главным образом посредством действия, через применение знаний и развитие умений и навыков. Весьма важно придерживаться такого перехода в процессе реализации дистанционного формата обучения путем минимизации числа тестовых заданий и аналогичных форм контроля, а также благодаря привычным семинарам, устным экзаменам (в том числе в режиме онлайн).

Одной из главных задач курса философии является научение студентов критически осмысливать события и явления окружающей действительности, выстраивать логические связи и формировать целостное видение мира. Решение подобной задачи представляется невозможным исключительно посредством традиционных методов обучения, приводящих к тому, что «преподавание философии дистанцируется от индивидуального переживания жизни, а философские категории, заучивающиеся студентами для экзамена, не наполняются соответствующим содержанием»3. «Учебная» философия становится неживой, застывшей, следовательно, практически нереализуемой в действительной жизни и будущей профессиональной деятельности студентов. Как итог, она отторгается сознанием обучающегося как ненужный балласт, тяжкий груз. «Оживление» философских знаний становится возможным с помощью более интенсивного использования лекций-бесед и лекций-дискуссий, в процессе которых происходит привлечение студентов к рассмотрению тех или иных проблемных вопросов; проведение обсуждений актуальных и понятных для обучающихся проблемных вопросов на практических занятиях; внедрение case study с адаптацией кейсовых задач к профессиональной деятельности будущих специалистов. Современные информационные технологии позволяют реализовать вышеуказанные методы обучения в дистанционном электронном формате. Так, например, на сегодняшний день технически доступна одновременная работа команды студентов над одной кейсовой задачей в режиме реального времени в облачном сервисе, обсуждение философской проблемы в рамках вебинара, разделение обучающихся на подгруппы в

1 Кондратьева С. Б. Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 122-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prepodavanie-filosofii-v-vuze-problemy-prognozy-perspektivy (дата обращения: 01.12.2021).

2 Кондратьева С. Б. Мераб Константинович Мамардашвили: опыт преподавания философии. Взгляд из будущего // Научное обозрение / под редакцией Э. Н. Рябининой. Чебоксары: Среда, 2018. С. 104.

3 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Москва: Прогресс, 1992. С. 21.

обучения

ходе онлайн-занятия посредством создания отдельных виртуальных «комнат» для каждой из них и т. д.

Кроме того, философия способствует развитию способности студентов к самостоятельному мышлению, поиску нешаблонных решений, которые вследствие тотальной цифровизации преподавания философии будут фактически нивелированы. Однако указанные способности играют важную роль в современной жизни, поскольку мы постоянно сталкиваемся с проблемными ситуациями, требующими разрешения: новые задачи все чаще встают перед обществом, а разработка алгоритмов их решения происходит в замедленном темпе. Следовательно, возникает объективная необходимость в формировании у будущих компетентных специалистов способности и умения выходить за рамки имеющихся дисциплинарных знаний при решении различных проблем не только в профессиональной деятельности, но и в сфере социального взаимодействия, принятия ситуативных решений. В связи с обозначенными обстоятельствами наиболее вероятную перспективу представляют, во-первых, сохранение аудиторной формы преподавания философского знания, во-вторых - выбор курса на развитие у студентов мотивации к критическому мышлению, творческому осмыслению философских проблем современности, самостоятельному поиску путей их разрешения. При таком подходе преподаватель становится не столько транслятором информации, сколько активным участником бесед и обсуждений, формулирующим дискуссионные вопросы и обозначающим проблемы, требующие творческого осмысления. В данном ключе следует отметить точку зрения С. Б. Кондратьевой, считающей, что одна из главных задач философии - «"раскрыть" студента в процессе обучения, помочь ему проявить себя в дискуссионных вопросах, способствовать рефлексии различных жизненных ситуаций»1. Развитие самостоятельного, критического, творческого мышления становится очередной проблемой в процессе обучения вне аудитории. Повсеместное внедрение электронных курсов с минимальным участием преподавателя, строго формализованными способами оценивания способно лишь усугубить обозначенную проблему. В таких условиях положительное влияние может оказать наращивание доли творческих заданий с элементами конкурса, максимальной свободой самовыражения студента в их выполнении. На сегодняшний день различные электронные сервисы и платформы позволяют создавать, размещать, удаленно комментировать и взаимно оценивать продукт учебной деятельности обучающегося (презентацию, видеоролик, ментальную карту или тестовый документ).

Как справедливо отмечают Л. П. Сидорова и О. Е. Шнырева, «преподаватель философии оказывается в положении, когда, располагая небольшим количеством аудиторных часов и находясь в рамках необходимости следования учебной программе, вынужден "доформировывать" общую базовую культуру студентов»2. Речь идет, во-

1 Кондратьева С. Б. Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 122-131. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ prepodavanie-filosofii-v-vuze-problemy-prognozy-perspektivy (дата обращения: 01.12.2021).

2 Сидорова Л. П., Шнырева О. Е. Проблемы преподавания философии в высшей школе // Credo New. 2016. № 3 (87). URL: http://credo-new.ru/archives/874 (дата обращения: 01.12.2021).

обучения

первых, о последствиях реформирования школьного образования, «натаскивания» ученика на выполнение шаблонных тестовых заданий, в результате чего не происходит формирования целостного мировоззрения, во-вторых - о предвзятом отношении студентов к философскому знанию как к необязательному, неконвертируемому в денежные единицы. В таких условиях задача преподавателя усложняется: возникает необходимость не только научить, но и обосновать важность философии, заинтересовать в освоении данной дисциплины, раскрыть потенциал философского знания, заключающийся в формировании личности обучающегося и становлении его в качестве компетентного специалиста, открытого к переосмыслению предложенных тезисов, законов, правил, шаблонов и понятий; готового к выбору, быстрому поиску информации, рефлексии1. Формирование личности происходит главным образом посредством прямого контакта преподавателя и студента. По этой причине крайне важное значение в преподавании философии в современном мире приобретает личность педагога, способного развить познавательный интерес студента, приобщить его к философской рефлексии, «зажечь» очаг мышления и естественного интеллекта. К сожалению, дистанционное взаимодействие студента и преподавателя не может в полной мере заменить «живое общение», поскольку гуманитарное знание имеет неформализованный характер, однако в качестве решения данной проблемы отметим широкое применение технологий полного присутствия - проведение занятий в виртуальной аудитории в режиме реального времени с обязательным использованием видео всеми участниками процесса с целью избегания обезличивания взаимодействий и имитации непосредственной коммуникации со всеми ее атрибутами.

Выводы

Дистанционное обучение становится неотъемлемым элементом нашей действительности, органической частью образовательного процесса, что обусловлено совокупностью объективных факторов. Оно имеет свои неоспоримые достоинства и критичные недостатки. Проблема дистанционного обучения философии стоит весьма остро, поскольку философское знание направлено на формирование целостной картины мира, развитие критического и системного мышления. Обладание философским мышлением крайне важно в условиях информационной цивилизации, перенесения социальной активности людей в цифровую среду. Дистанционное обучение в целом и философии в частности является элементом этой среды, однако оно не может в полной мере заменить аудиторное обучение, основанное на межличностном взаимодействии преподавателя и студента, драйвера развития мышления и самого мышления.

Список источников

Гусейнов А. А., Рубцов А. В. Может ли философия быть неактуальной? (Об оценке результативности философских исследований) // Измерение философии. Об основаниях и кри-

1 Сидорова Л. П., Шнырева О. Е. Проблемы преподавания философии в высшей школе // Credo New. 2016. № 3 (87). URL: http://credo-new.ru/archives/874 (дата обращения: 01.12.2021).

обучения

териях оценки результативности философских и социогуманитарных исследований / составитель А. В. Рубцов. Москва: ИФРАН, 2012. С. 5-32.

Ильенков Э. В. Деятельность и знание // Ильенков Э. В. Философия и культура. Москва: Политиздат, 1991. С. 381-387.

Кондратьева С. Б. Мераб Константинович Мамардашвили: опыт преподавания философии. Взгляд из будущего // Научное обозрение / под редакцией Э. Н. Рябининой. Чебоксары: Среда, 2018. С. 104-112.

Кондратьева С. Б. Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 122-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prepodavanie-filosofii-v-vuze-problemy-prognozy-perspektivy (дата обращения: 01.12.2021).

Курицына Г. В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. Вып. 2. С. 34-49.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Москва: Прогресс, 1992. 416 с.

Сидорова Л. П., Шнырева О. Е. Проблемы преподавания философии в высшей школе // Credo New. 2016. № 3 (87). URL: http://credo-new.ru/archives/874 (дата обращения: 01.12.2021).

Сытых О. Л., Синцова Л. К. Реформы образования в современной России и их влияние на повседневную жизнь субъектов образовательного процесса // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 02-04 апреля 2020 г.): в 3 т. / под редакцией В. А. Веременко,

B. Н. Шайдурова. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. Т. 2. С. 252-256.

Ускова Е. В. Роль философии в современном мире // Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы / под редакцией А. В. Логинова. Екатеринбург: Макс-Инфо, 2016.

C. 241-244.

References

Guseinov A. A., Rubtsov A. V. Mozhet li filosofiia byt' neaktual'noi? (Ob otsenke rezul'tativnosti filosofskikh issledovanii) [Can philosophy be irrelevant? (On the evaluation of the impact of philosophical research)]. Izmerenie filosofii. Ob osnovaniiakh i kriteriiakh otsenki rezul'tativnosti filosofskikh i sotsiogumanitarnykh issledovanii [On the grounds and criteria for assessing the performance of philosophical and sociohumanitary studies; compiled by A. V. Rubtsov]. Moscow: IFRAN, 2012, pp. 5-32.

Il'enkov E. V. Deiatel'nost' i znanie [Activity and knowledge]. Il'enkov E. V. Filosofiia i kul'tura [Philosophy and culture]. Moscow: Politizdat, 1991, pp. 381-387.

Kondrat'eva S. B. Merab Konstantinovich Mamardashvili: opyt prepodavaniia filosofii. Vzgliad iz budushchego [Merab Konstantinovich Mamardashvili: experience in teaching philosophy. A look from the future]. Nauchnoe obozrenie [Scientific review; ed. by E. N. Riabinina]. Cheboksary: Sreda, 2018, pp. 104-112.

Kondrat'eva S. B. Prepodavanie filosofii v vuze: problemy, prognozy, perspektivy [Teaching philosophy at university: issues, forecasts, prospects]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill], 2018, no. 4, pp. 122-131. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/prepodavanie-filosofii-v-vuze-problemy-prognozy-perspektivy (accessed: 01.12.2021).

Kuritsyna G. V. Sushchnostno-soderzhatel'nye kharakteristiki distantsionnogo obucheniia v vuze [Intrinsic and substantial characteristics of distance training in higher education institution]. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo [BSU Bulletin. Education. Personality. Society], 2016, iss. 2, pp. 34-49.

Mamardashvili M. K. Kak ia ponimaiu filosofiiu [How I understand philosophy]. Moscow: Progress, 1992. 416 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучения

Sidorova L. P., Shnyreva O. E. Problemy prepodavaniia filosofii v vysshei shkole [The problems of philosophical education in higher school]. Credo New, 2016, no. 3 (87). Available at: http://credo-new.ru/archives/874 (accessed: 01.12.2021).

Sytykh O. L., Sintsova L. K. Reformy obrazovaniia v sovremennoi Rossii i ikh vliianie na povsednevnuiu zhizn' sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa [Education reforms in modern Russia and their influence on the daily life of participants within the educational process]. Reformy v povsednevnoi zhizni naseleniia Rossii: istoriia i sovremennost': materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (g. Sankt-Peterburg, 02-04 aprelia 2020 g.): v 3 t. [Reforms in the daily life of the Russian population: history and modernity: Proceedings of the International research conference (St Petersburg, April 02-04, 2020): in 3 vols.; ed. by V. A. Veremenko, V. N. Shaidurov]. St Petersburg: LGU im. A. S. Pushkina, 2020, vol. 2, pp. 252-256.

Uskova E. V. Rol' filosofii v sovremennom mire [The role of philosophy in the modern world]. Filosofiia v XXI veke: vyzovy, tsennosti, perspektivy [Philosophy in the 21st century: challenges, values, prospects; ed. by A. V. Loginov]. Ekaterinburg: Maks-Info, 2016, pp. 241-244.

Сведения об авторах

Ольга Вениаминовна Смирнова - кандидат философских наук, профессор; https://orcid.org/0000-0003-1720-1522, ovsmirnova35@gmail.com, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Olga V. Smirnova - Candidate of Philosophical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0003-1720-1522, ovsmirnova35@gmail.com, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskii, 162600 Cherepovets, Russia).

Светлана Сергеевна Касаткина - доктор философских наук, профессор; https://orcid.org/0000-0002-0946-3875, SvetlanaCH5@rambler.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Svetlana S. Kasatkina - Doctor of Philosophical Sciences, Professor; https://orcid.org/0000-0002-0946-3875, SvetlanaCH5@rambler.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskii, 162600 Cherepovets, Russia).

Юлия Львовна Балюшина - кандидат философских наук, доцент; https://orcid.org/0000-0003-4709-1555, iulbaliushina@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 г. Череповец, Россия); Iuliia L. Baliiishina -Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0003-4709-1555, iulbaliushina@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr. Lunacharskii, 162600 Cherepovets, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 07.02.2022; принята к публикации 16.02.2022.

The article was submitted 17.01.2022; Approved after reviewing 07.02.2022; Accepted for publication 16.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.