Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ'

ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИЯ / ПЕНСИОНЕР / ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьев Аркадий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MEASURING THE EFFECTIVENESS OF THE STATE PENSION SYSTEM IN THE CONTEXT OF GLOBAL RISKS

Keywords: pension system, pension, pensioner, global risks

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ»

УДК 369 JEL Е620, Е690

PROBLEMS OF MEASURING THE EFFECTIVENESS OF THE STATE PENSION SYSTEM IN THE CONTEXT OF GLOBAL RISKS

ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ РИСКОВ

SOLOVEV ARKADII CONSTANTINOVICH ORCID0000-0000-0000-0000

АРКАДИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ СОЛОВЬЕВ Н

Pension Fund of the Russian Federation Пенсионный фонд Российской Федерации

Keywords: pension system, pension, pensioner, global risks.

The creation of national pension systems in economically developed countries is the most important sign of the level of civilization in general and the state guarantee of the quality of life of all categories of citizens in the event of their termination of employment (due to old age, disability or loss of a breadwinner). In a broad sense, pension systems are designed to maintain the level of material security and standards of living established by law after the onset of the pension rights of a citizen. From an institutional point of view, the pension system is a set of interrelated economic, social and legal institutions designed to implement state obligations to provide citizens with material security in the form of pensions or other payments and measures of social support for pensioners within the system.

The modern pension system, which is increasingly losing the once defining social functions (social protection and assistance to disabled categories of the population) formed in the "Soviet" period, is being transformed into a financial and economic system, more precisely, into one of the basic insurance institutions of public finance for a market economy.

An important distinguishing feature of domestic public finance in our country is that the state pension system is an integral part of the budget system and is fully subject to its regulatory and methodological support: most of the parameters of the pension system, both for the formation of income and the implementation of pension obligations, are calculated for each budget period in strict accordance with the macroeconomic conditions, based on which the federal budget is determined. In turn, the pension «Хроноэкономика» № 4(32). Август 2021

Ключевые слова: пенсионная система, пенсия, пенсионер, глобальные риски. Создание национальных пенсионных систем в экономически развитых стран является важнейшим признаком уровня цивилизации в целом и государственной гарантии качества жизни всех категорий граждан в случае прекращения ими трудовой деятельности (по причине старости, инвалидности или потери кормильца). В широком смысле пенсионные системы призваны поддерживать нормативно установленный законодательством уровень материального обеспечения и стандарты жизни после наступления пенсионных прав гражданина. С

институциональной точки зрения пенсионная система представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой экономических, социальных и правовых институтов, предназначенных для реализации государственных обязательств по предоставлению гражданам материального обеспечения в виде пенсий или иных выплат и мер социальной поддержки пенсионеров в рамках системы.

Современная пенсионная система, всё более утрачивая некогда определяющие социальные функции (социальной защиты и помощи нетрудоспособным категориям населения), сформированные в «советский» период, трансформируется в финансово-экономическую систему, точнее в один из базовых для рыночной экономики страховой институт общественных финансов.

Важной отличительной особенностью

отечественных общественных финансов в нашей стране является то, что государственная www.hronoeconomics.ru

system has a direct or indirect impact on various parameters of the country's macroeconomic development. So, if the growth rate of the economy determines the ability to maintain / preserve the accumulated pension rights by indexing, then in turn, the level of material security of pensioners directly determines the purchasing power of a third of the entire population of the country, and the majority of pensioners, continuing to work, makes up almost a quarter of the balance of labor resources.

The most important macroeconomic factor in the functioning of not only the pension system, but also the budget and tax system of the state is the pension tariff policy. Its effectiveness depends not only and not so much on the formation of the revenue part of the budget of the Pension Fund of the Russian Federation for the current and planned period, but also on the general tax policy and the so-called "burden on business", i.e., the structure of the entire consolidated budget of the country to a significant extent. For employers who pay insurance premiums for compulsory pension insurance for their employees, the key indicator of the economic efficiency of the pension system is the indicators of the level of the fiscal burden of insurance premiums. In particular, such indicators are:

- the established rate of insurance premiums for compulsory pension insurance.

- average (effective) rate of country contributions for compulsory pension insurance.

- the share of insurance premiums for compulsory pension insurance in GDP.

Recently, it is quite clear that the direct impact of the pension system on the development of the labor market has increased: a decrease in the employment of employees of older age groups and an increase in unemployment, an increase in the share of self-employed categories of the population and, most importantly, the hypertrophied growth of the shadow sector of the labor market, etc. The growing poverty of pensioners also has a direct impact on state budget policy, which is reflected in the need to increase public spending not only from the Pension Fund of the Russian Federation, but also from the federal and local budgets in order to prevent impoverishment: the share of targeted transfers to the poorest categories is growing, mainly to reach the subsistence minimum.

«Хроноэкономика» № 4(32). Август 2021

пенсионная система входит составной частью в бюджетную систему, и полностью подчиняется её нормативно-методическому обеспечению:

большинство параметров пенсионной системы, как по формированию доходов, так и реализации пенсионных обязательств рассчитываются на каждый бюджетный период в строгом соответствии с макроэкономическими условиями, исходя, из которых определяется федеральный бюджет. В свою очередь, пенсионная система оказывает непосредственное либо опосредованное влияние на различные параметры

макроэкономического развития страны. Так, если темпы роста экономики определяют возможности поддержания/сохранения накопленных

пенсионных прав путем индексации, то в свою очередь уровень материального обеспечения пенсионеров непосредственно определяет покупательную способность трети всего населения страны, а большая часть пенсионеров, продолжая трудиться, составляет практически четверть баланса трудовых ресурсов.

Важнейшим макроэкономическим фактором функционирования не только пенсионной системы, но и бюджетной и налоговой системы государства является пенсионная тарифная политика. От её эффективности зависит не только и не столько формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий и плановый период, но и общеналоговая политика и так называемая «нагрузка на бизнес», т.е. в значительном объёме структура всего консолидированного бюджета страны. Для работодателей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за своих работников, ключевым индикатором

экономической эффективности функционирования пенсионной системы являются показатели уровня фискальной нагрузки страховых взносов. В частности, в качестве таких показателей выступают:

- установленный тариф страховых взносов, на обязательное пенсионное страхование;

- средний (эффективный) тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- доля страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в объеме ВВП.

В последнее время совершенно справедливо www.hronoeconomics.ru

Moreover, pensioner poverty has a multi-faceted impact on various sectors of the macroeconomics: on the one hand, low pension amounts force pensioners to continue working and increase their pension rights to some extent, but on the other hand, while remaining in their workplace, they restrict access to the labor market for the younger generation of the working population. This trend has another negative effect on the pension system itself: youth unemployment in the context of the projected reduction of jobs in the future will irreversibly lead to a lack of their pension rights when they reach retirement age, which creates permanent conditions for the steady growth of chronic poverty of pensioners. The pension system exerts the most significant influence on the extra-budgetary sector of macroeconomics through the accumulative mechanism for the formation of pension rights. Thus, the "freezing of pension savings" played a decisive role in reducing budget transfers to finance state pension obligations during not only the planning period, but also in the long term, on the one hand, and helped to stop the sharp decline in the size of insurance pensions in the future.

The economic mechanism of direct mutual influence of both the pension system as a whole and its constituent institutional parts (solidary and accumulative) and macroeconomics is implemented in the form of inter-budget transfers. Given that the pension system, the development of which is directly driven by macroeconomics, in turn has a multi-pronged impact on macroeconomics, any changes in the pension system aimed at solving specific socioeconomic problems should take into account the reverse synergistic effect that can (and in practice, always has).) negative impact on macroeconomics. In order to prevent all possible negative consequences for the macroeconomics from the pension reform, it is necessary to monitor the socio-economic efficiency of each measure. Moreover, the criteria for the effectiveness of the pension reform are established and quantitatively justified. The Strategy for the Long-term Development of the pension system of the Russian Federation until 2030 (2012) clearly defines the following development monitoring targets set for the Institute of Insurance Pensions and quantified as expected results:

• the rate of replacement of the country's old-age pension with up to 40 percent of the lost earnings at the standard insurance length of service and the

«Хроноэкономика» № 4(32). Август 2021

отмечается усиление прямого влияния пенсионной системы на развитие рынка труда: снижение занятости работников старших возрастных групп и рост безработицы, увеличение доли самозанятых категорий населения и, главное на гипертрофированный рост теневого сектора рынка труда и т.д. Рост бедности пенсионеров также оказывает прямое влияние на государственную бюджетную политику, что проявляется в необходимости увеличения государственных расходов не только из ПФР, но и из федерального и местных бюджетов в целях недопущения обнищания: растёт доля целевых трансфертов наиболее бедным категориям: в основном - для дотягивания до прожиточного минимума.

Более того, бедность пенсионеров оказывает многостороннее влияние на различные сектора макроэкономики: с одной стороны низкие размеры пенсий вынуждают пенсионеров продолжать работать и в той или иной степени увеличивать свои пенсионные права, но с другой стороны, оставаясь на своем рабочем месте, они ограничивают доступ на рынок труда младшего поколения трудоспособного населения. Эта тенденция имеет ещё одно негативное последствие для самой пенсионной системы: молодежная безработица в условиях прогнозируемого сокращения рабочих мест в перспективе необратимо приведёт к недостатку их пенсионных прав при наступлении пенсионного возраста, что создаёт перманентные условия для неуклонного роста хронической бедности пенсионеров. На внебюджетный сектор макроэкономики наиболее значительное влияние пенсионная система оказывает посредством накопительного механизма формирования пенсионных прав. Так, «замораживание пенсионных накоплений» сыграло определяющую роль в сокращении бюджетных трансфертов на финансирование государственных пенсионных обязательств в течение не только планового периода, но и в долгосрочной перспективе, с одной стороны, и позволило остановить резкое падение размеров страховых пенсий в перспективе.

Экономический механизм непосредственного взаимовлияния как пенсионной системы в целом, так и её составных институциональных частей (солидарных и накопительных) и макроэкономики реализуется в форме межбюджетных трансфертов. Учитывая, что пенсионная система, развитие которой непосредственно обусловлено

www.hronoeconomics.ru

average salary;

* the average size of the old-age insurance pension at the level of 2.5-3 subsistence minimums of the pensioner.

Considering that the pension system, the development of which is directly determined by national demography and macroeconomics, in turn, has a multi-faceted impact on the macroeconomics. Therefore, changes in the pension system aimed at solving cyclical economic problems should take into account not only the long-term consequences for the pension system itself, but also the synergistic effect, which in modern practice shows negative consequences in macroeconomics. To prevent negative consequences for the macroeconomics from short-term changes in the conditions for the formation of pension rights of insured persons, it is necessary to proceed from an actuarial assessment of the long-term consequences, taking into account the analysis of the achievement of the targets for the development of the pension system.

макроэкономикой, в свою очередь оказывает многостороннее влияние на макроэкономику, любые изменения пенсионной системы, ориентированные на решение конкретных социально-экономических, должны учитывать обратный синергетический эффект, который может иметь (а на практике, всегда имеет) негативное воздействие на макроэкономику. Для предотвращения всевозможных негативных последствий для макроэкономики от пенсионной реформы необходимо контролировать социально-экономическую эффективность каждого мероприятия. Тем более, что критерии эффективности пенсионной реформы установлены и количественно обоснованы. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. (2012 г.) чётко определяет следующие целевые индикаторы мониторинга развития, установленные для института страховых пенсий и количественно установленные как ожидаемые результаты:

• коэффициент замещения страховой

пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

• средний размер страховой пенсии по старости на уровне 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера.

Учитывая, что пенсионная система, развитие которой непосредственно обусловлено

национальной демографией и макроэкономикой, в свою очередь оказывает многостороннее влияние на макроэкономику. Поэтому изменения пенсионной системы, ориентированные на решение конъюнктурных экономических проблем, должны учитывать не только долгосрочные последствия для самой пенсионной системы, но и синергетический эффект, который в современной практике показывает негативные последствия в макроэкономике. Для предотвращения негативных последствий для макроэкономики от краткосрочных изменений условий формирования пенсионных прав застрахованных лиц необходимо исходить из актуарной оценки долгосрочных последствий с учётом анализа достижения целевых ориентиров развития пенсионной системы.

«Хроноэкономика» № 4(32). Август 2021

www.hronoeconomics.ru

References / Библиография

1. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.К. Соловьев. - М.: Проспект, 2017. - 336 с.

2. Соловьев А.К. Пенсионные права застрахованных лиц: проблемы формирования и риски реализации. - М.: Прометей. 2020. - 336 с.

3. Гурвич Е.Т. Развилки пенсионной реформы: российский и международный опыт. - Вопросы экономики. - 2019.

№ 9. - С. 5-39.

4. Малева Т.М., Гришина Е.Е., Бурдяк А.Я. Хроническая бедность: что влияет на ее масштабы и остроту? -Вопросы экономики. - 2020. - № 12.- С.24-40.

5. Потапенко В.В., А.А. Широв А.А. Развитие пенсионной системы как элемент долгосрочной экономической политики. - Проблемы прогнозирования. - 2012.- № 4.- С .86-99.

6. Solovyov A. K. Pension reform: illusions and reality: a textbook. - 2nd ed., reprint. and add. / A. K. Solovyov. - M.: Prospekt, 2017 - - 336 p.

7. Solovyov A. K. Pension rights of insured persons: problems of formation and risks of implementation. - M.: Prometheus.

2020. - 336 p.

8. E. T. Gurvich. Forks of pension reform: Russian and international experience. - Economic issues. - 2019. - No. 9. - p. 5-

39.

9. T. M. Maleva, E. E. Grishina, A. Ya. Burdyak. Chronic poverty: what influences its scale and severity? - Economic issues.

- 2020. - No. 12. - p. 24-40.

10.. V. V. Potapenko, A. A. Shirov. Development of the pension system as an element of long-term economic policy.-Problems of forecasting. - 2012. - No. 4. - With .86-99.

«Хроноэкономика» № 4(32). Август 2021

www.hronoeconomics.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.