7. Елисеев Ю.С. II международный конгресс финно-угроведов [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/FStorage/download.aspx?Id=58bdddf6-ab5a-46fd-b210-e9b24fb987a4.
8. Загребин А.Е. К проблеме этнической идентификации финно-угорских народов в трудах ученых XVIII в. // Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: сб. науч. ст. по материалам меж-дунар. науч. конф. Т. I. Проблемы археологии и этнографии / ЧГПУ. Чебоксары, 2006. С. 63-73.
9. Куликов К.И. Дело «СОФИН» / науч. ред. А. Юнтунен; УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 1997.
386 с.
10. Михаил Петрович Веске [Электронный ресурс]. URL: http://www.peoples.ru/science/lin-guist/michael_veske/index.html.
11. Политическая жизнь и репрессии в 30-е годы [Электронный ресурс]. URL: http://about-mari.com/wiki/Политическая_жизнь_и_репрессии_в_30-е_годы.
12. Попов А.А., Уварова Н.А. К вопросу формирования современного понятия «финно-угорский мир» // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов: материалы III Междунар. исторического конгресса финно-угроведов. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2004. С. 553-555.
13. Сануков К. Финно-угорские народы России до 1917 года: проблемы историографии. Доклад на международном когрессе Historia Fenno-Ugrica II, Tallinn, 1998 (октябрь 1998 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.suri.ee/hist2/plen/Sanuk-rus.html.
14. Сануков К. Борьба с «буржуазным национализмом» - стержень советской национальной политики в 1930-х годах: пример марийского народа [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/06/san2/.
15. Финно-угорские языки [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-finland.ru/fin-ugor.
МЯСНИКОВА АЛЛА БОРИСОВНА - аспирантка, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, Россия, Ижевск (lekomalla@yandex.ru).
MIASNIKOVA ALLA BORISOVNA - post-graduate student, Udmurt Institute of History, Language and Literature of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Russia, Izhevsk.
УДК 940.55-972 (09)
В.О. СИНИЦЫН
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ПОЛЬСКОЙ ССЫЛКИ В РОССИИ В Х!Х ВЕКЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ В. СЛИВОВСКОЙ
Ключевые слова: политическая ссылка, архивные источники, историческая география России и Польши, освободительное движение, воспоминания.
Дана характеристика научной деятельности видного польского ученого, профессора Виктории Сливовской. Большинство её работ посвящено теме «Польские ссыльные в Российской империи в Х1Х веке» в разработку истории которой она внесла большой личный вклад.
V^. SINITSIN
HISTORY PROBLEMS OF POLISH EXILES IN THE XIX CENTURY RUSSIA IN V. SLIVOVSKAYA’S INVESTIGATIONS
Key words: political exiles, archival materials, historical geography of Russia and Poland, liberation movement, memories.
The article describes scientific activity of the prominent Polish professor Victoria Slivovska, whose life, destiny and creativity is well-known in scientific circles of historians in Russia.
Her work is mostly devoted to the theme «Polish exiles in the Russian Empire in the nineteenth century» in the history of the development which it has made a great contribution.
Имя, монографии, многочисленные статьи, публикации исторических документов, биографических словарей, организаторская и общественная деятельность известного польского учёного, доктора исторических наук, профессора Института истории Польской академии наук, сопредседателя двусторен-ней комиссии историков России и Польши при Национальном комитете историков России Виктории Сливовской хорошо известны специалистам, научной общественности европейских стран. Вся ее научная жизнь посвящена изучению истории Польши и России Х1Х-ХХ вв., польско-российских общественных
и культурных связей. Причин тому несколько. Во многом это связано с тем, что высшее историческое образование В. Сливовская получила в СССР, в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, который она блестяще окончила в 1953 г. Здесь она познакомилась с Рене, своим однокурсником в чём-то схожей судьбы, ставшим ее единомышленником, с которым они поженились в Ленинграде в 1950 г. Сейчас Рене Сливовский - известный польский литературовед, профессор Варшавского университета, соавтор ряда работ и научных проектов.
Недавно в Польше вышли их совместные воспоминания «Роэ]а -пазиат^оэс / Россия - наша любовь» [9]. Эта книга - восприятие мира российской интеллигенции ХХ в. - историков, писателей, деятелей культуры -поляками, оказавшимися в СССР в период последних сталинских лет. Книга насыщена мыслями, личными наблюдениями авторов, которые по-доброму воссоздают сложный, но насыщенный период их жизни, фактически открывший для Сливовских их собственный путь в науку. Обучаясь в Ленинграде, Виктория и Рене Сливовские быстро освоили русский язык, что позволило им в оригинале изучать документальные источники, воспоминания, публикации периодики и специальную научную историческую литературу.
Вся творческая биография В. Сливовской связана с Институтом истории Польской академии наук, в котором она работает уже более 50 лет. Докторскую диссертацию она защитила в 1963 г., в 1970 г. - была удостоена хабили-тации, в 1973 г. ей было присвоено звание профессора. Среди более чем 250 научных публикаций Виктории Сливовской [7. Б. 13-30] выделяется одна тема, которой она посвятила большую часть своих исследований, публикаций, а также научный проект, реализуемый при сотрудничестве польских и российских историков, - польская ссылка в России.
Это сложная и обширная тема, немало аспектов которой до сих пор остаются недостаточно освещенными. Помимо своего фактического значения польская ссылка в Россию является также частью и польской, и российской истории. Польские ссыльные, в первую очередь, участники освободительного движения 1832-1855 гг., участники восстания 1863 г., оставили след во многих областях жизни России. В этом смысле по ним можно изучать историю губерний и городов, их хозяйственную, общественно-политическую и культурную жизнь.
На протяжении последних десятилетий наблюдается рост интереса к истории поляков в России, свидетельством чего являются многочисленные международные конференции и совместные российско-польские научные издания. Работы В. Сливовской являются важным этапом в развитии таких исследований и вносят значительный вклад в расширение представлений о польской ссылке в XIX в. не только в Сибири и ряде других регионов, например Казани и Казанской губернии, но и в России в целом. Убедительным примером в этом отношении может служить фундаментальная серия «Восстание 1863 года. Материалы и документы» (за 19б1 -1994 гг. из печати вышло 30 томов), в работе над которой Сливовская много лет принимала участие как составитель и член Главной редакции с выдающимися российскими историками-полонистами И.С. Миллером и В.А. Дьяковым. Это уникальное, не имеющее аналогов издание, успешно осуществленное совместными усилиями польских, советских и российских историков, археографов, архивистов, сформировало и ввело в широкий научный оборот поистине бесценный корпус документов. Без его освоения невозможно глубокое и всестороннее изучение общественных процессов на польских землях в середине XIX в., в том числе разносторонних связей польского и многонационального общероссийского освободительных движений.
Внимательное изучение разнообразных трудов Виктории Сливовской по данной теме позволяет выделить несколько крупных проблем польской ссылки в России, масштабно и профессионально ею разрабатываемых на протяжении более 50 лет.
Истоки и состав польской политической ссылки в России
По возвращении в 1953 г. из Ленинграда на родину В. Сливовская начала исследовательскую работу в аспирантском семинаре выдающегося польского историка Стефана Кеневича1. И в дальнейшем, став уже признанным специалистом в своей области, она продолжила совместную работу с этим крупнейшим знатоком истории Польши XIX в. в руководимом им научном коллективе, созданном для изучения проблематики восстания 1863 г., охватившего польские, украинские, белорусские и литовские земли. Работа с С. Кеневичем привила ей бережное отношение к источнику, дала знания в области археографии, в целом способствовала формированию особого отношения к миссии историка. Позднее в упоминавшейся книге воспоминаний В. Сливовская подчеркивала: «До смерти моего Учителя в 1992 году работала под Его руководством. Таким образом, началась моя настоящая наука и работа в Институте Истории ПАН, которая продолжается уже более 50 лет... Он высоко ценил редакторскую работу, повторял, что написание трактатов и монографий это приятно для себя, а издание источников - для других, для широкого круга читателей» [9. Б. 151, 195]. Поэтому закономерно, что многие труды Сливовской -археографические и источниковедческие по своему характеру. Например, одна многотомная серия, объединившая усилия польских и российских историков и создаваемая под руководством и при деятельном участии В. Сливовской, - «Польское освободительное движение и общественно-культурные связи в XIX веке. Исследования и материалы». Публикация базируется на новых, не вошедших еще в научный оборот документах российских архивов. Данный проект выполняется с 1978 г. совместно Институтом славяноведения РАН и Институтом истории ПАН при участии других польских научных центров. Уже увидели свет шесть томов серии, еще два тома подготовлены к печати.
В. Сливовская входит в состав Главной редакционной коллегии и одновременно является составителем и комментатором всех вышедших томов этого издания. В рамках серии издан также том «Участники освободительных движений в 1832-1855 годах. (Королевство Польское). Биографический словарь» (Вроцлав, 1990), подготовленный В. Сливовской в соавторстве с В .А. Дьяковым, В.М. Зайцевым и польским историком А. Шкалковским. Этот многотомный труд также представляет собой уникальное научное издание, поскольку объединяет не только осуществленную на современном научном уровне, с соблюдением всех археографических и источниковедческих требований публикацию исторических источников, но и соответствующий им комплекс монографических исследований. Данное издание по своему облику отличается от остальных томов серии. В него включено около 3300 кратких биограмм участников освободительного движения 1832-1855 гг. в Королевстве Польском и лиц, связанных с этим движением. Значение его вместе с тем выходит далеко за рамки истории польского освободительного движения, так как материалы данной публикации объективно отражают широкую картину рос-
1 Кеневич (К1еп1е\«1с2) Стефан (1907-1992), польский историк, член-корреспондент Польской АН (1965). Профессор Варшавского университета (с 1949). Основные труды по истории польского общественного движения XIX в. Один из основных авторов и редакторов второго тома «Истории Польши» и многотомной советско-польской публикации документов «Восстание 1863». Труды Кеневича дважды отмечены Государственной премии ПНР.
сийско-польских общественных связей в XIX в. Это наглядно отражается в самой тематике томов: «Союз литовской молодёжи и общественное движение России и Польши в 40-50-х годах XIX века», «Польское Патриотическое общество и декабристы. Связи между прогрессивными силами России и Польши в 1815-1830 годах», «Польская и российская революционная эмиграция в 60-80-х годах XIX века», «Российско-польские связи в условиях политической ссылки. Роль поляков в изучении и освоении Сибири (XIX - начало XX в.)», «Польско-российские контакты XIX века в сфере культуры и искусства» [11].
Общность истории народов России и Польши, отразившаяся в судьбах конкретных людей, легла в основу научного проекта «Польские ссыльные в Российской империи», осуществляемого в настоящее время ПАН под руководством В. Сливовской [8]. Указанный проект предполагает создание базы биографических данных о поляках, находившихся в заключении и ссылке в России за участие в освободительном движении, и о членах их семей, а также археографическое и библиографическое описание относящихся к ним архивных и опубликованных источников и научной литературы. Работа над проектом позволяет воссоздать широкую картину жизни поляков в русской провинции, их многогранного участия в хозяйственной и общественной деятельности, роль в развитии просвещения, науки и культуры российского общества. Первый этап проделанной работы нашел воплощение в книге В. Сливовской «Польские ссыльные в Российской империи в первой половине XIX века. Биографический словарь» (Варшава, 1998). По тщательности, филигранности исполнения - это, бесспорно, выдающийся научный труд. Параллельно с работой над словарем велась подготовка к изданию мемуаров поляков, сосланных в Сибирь и Казахстан не только в XIX в., но и в годы Второй мировой войны. Назовем выпущенную совместно с Э. Качиньской и А. Брус книгу о Сибири, большую часть которой занимает антология польской мемуаристики, а также вышедшие отдельным томом записки С. Старункевича [10].
Выступая на Международной российско-польской научной конференции, которая состоялась в Казанском университете 8-12 сентября 1997 г., В. Сли-вовская отметила, что «в подготовленный “Словарь польских ссыльных первой половина XIX в.”, а точнее говоря, биоблиографический справочник, охватывающий 1814-1856 гг., вошло свыше 3 тыс. фамилий ссыльных, которые за самые незначительные “провинности” политического характера были осуждены на всякого рода наказания, связанные с отрывом от места их постоянного жительства. Факт этого “изгнания” (ссылки) представлял собой основной критерий, предопределяющий помещение биографической справки о данном лице в этой книге. Словарь является коллективным трудом, ибо материалы к нему собирались многими историками, архивистами, литературоведами Польши и России, фамилии которых перечислены в предисловии, так же как и тех, кто просмотрел текст и внес в него много дополнений и уточнений» [3. С. 15, 18]. Новым явлением научного проекта В. Сливовской стала подготовка компьютерной базы в программе АКЦЕС, которая в настоящий момент охватывает данные о ссыльных после восстания 1863 г. и существует в двойной форме: в виде картотеки (в нее входят все получаемые материалы как из архивов, так и из библиотек) и в виде печатных источников. Постепенно материал из картотеки, которая превысила 20 тыс. фамилий и все время пополняется, вводится в форме разветвленных описаний в компьютерную базу данных.
Региональные центры польской ссылки в России
Тема польской ссылки в России имеет широкие хронологические и территориальные измерения. Одна из важных задач исследований по данной проблематике - собрать документальный материал, чтобы все данные о ссыль-
ных оказались рядом, независимо от того, куда их ссылали и из каких мест они были «взяты» - с берегов Вислы и Немана или с берегов Невы, если причинами их ареста, а затем приговора (судебного или административного) было участие в движении за независимость, сопротивление насилию царского режима. В. Сливовская считает, что розыски в польских и российских архивах, проводившиеся в последние годы с большим размахом, привели к тому, что сегодня биобиблиография «о "польской Сибири" содержит такое богатство сведений, какое не найти ни в каких ранее вышедших трудах» [3. С. 15]. В соответствии с польской традицией Сибирь рассматривается не как географическое понятие, а как комплекс испытаний ссыльных, пережитых в различных районах Российской империи как в европейской части, так и за Уралом. В статье о польской Сибири, опубликованной в 2010 г. в журнале «Новая Польша», В. Сливовская замечает: «Сибирскими ссыльными считались и прибывавшие в Архангельскую и Пермскую губернии - всюду, где было очень холодно, равно как в киргизские степи или на территории, занимаемые всеми тремя отдельными корпусами, - не только Сибирским, но и Оренбургским и даже Кавказским. Не случайно и в межвоенный период, во Второй Речи Посполитой, и ныне, после II Мировой войны, к Союзу сибиряков принадлежали и принадлежат все побывавшие на каторге и в ссылке (а в XX веке - в ссылке, на поселении и в лагерях), независимо от того, были ли они в настоящей Сибири или на Дальнем Севере, в степях Казахстана или в пустынном Узбекистане» [5. С. 16].
Это положение, характерное для польской историографии, разделяют и российские исследователи проблемы, хотя все-таки многие конкретные документальные материалы демонстрируют специфику и своеобразие региональных центров ссылки [1, 2, 4, 6]. К тому же до сих пор остается задача ввести в научный оборот новые, ранее неизвестные и недоступные региональные документальные материалы и источники в изучении польской ссылки в России. Например, В. Сли-вовская констатирует, что «к сожалению, у нас только частично использован материал из местных архивов» [3. С. 19]. История поляков в России может быть адекватно воспринята и научно осмыслена только как комплексная тема, интегрально воссозданная как из разобщенных компонентов регионального местного и общероссийского содержания (или шире их определяя, как соответствующие разделы истории собственно российской), так и зарубежного (т.е. страниц исключительно польской истории). В этом и состоит уникальная оригинальность «польско-сибирской» тематики и существенная значимость привлекаемого и изучаемого российского и польского архивного документального достояния по истории польской ссылки в контексте общего и равно важного как для отечественной, так и для польской науки и культуры. И в этой связи очень важной представляется деятельность профессора Виктории Сливовской по координации сотрудничества польских и российских ученых в публикации архивных документов - источников по истории Польши и польско-российских отношений.
Вклад польских ссыльных в общественно-политическую, экономическую и социально-культурную повседневность российской истории
После поражения польских восстаний 1830-1831 гг. и 1863 г. в российской ссылке оказались тысячи хорошо подготовленных в высших и средних учебных заведениях поляков. Повстанцев 1830-1831 гг. разместили главным образом в Сибири - в Нерчинске, Иркутске, Енисейске, Томске, Омске, и во всех этих местах они положили начало краеведческим музеям и библиотекам. Часто они взаимодействовали с декабристами. Оказали поляки и большое влияние на развитие исследований Киргизских степей (нынешнего Казахстана), участвовали в исследовательских экспедициях к Аральскому озеру и побережью Каспийского моря. К сожалению, результаты проведенных ими изысканий
были опубликованы лишь во фрагментах, и они, по мнению, В. Сливовской, ждут сегодня своего восстановления и изучения.
Наиболее весомых исследовательских достижений добились поляки, сосланные после поражения восстания 1963 г. Были среди них и известные ученые. Например, многие исследователи темы, в том числе и В. Сливовская называют имя врача и фауниста Бенедикта Дыбовского, работы которого поощряло Императорское географическое общество [5. С. 19]. Во время своего пребывания в Забайкалье он взял в свое попечение организуемый в то время курорт в Дарасуне, источники минеральных вод которого Дыбовский исследовал, он также занимался лечением ссыльных и местного населения, создал первый кружок польских исследователей сибирской фауны. Таких примеров и польские, и российские историки приводят множество, поскольку период второй половины XIX в. является наиболее ярким в жизни польской диаспоры в России. Поляки, как и другие народы, населявшие Российскую империю, получили и имели возможность для приложения своих сил и реализации талантов в пореформенный период российской истории. Вот почему с таким уважением вспоминали в Сибири польских ссыльных первой и второй половины XIX в., а газета «Сибирь» сожалела, что после амнистии 1856 г. почти все они уехали.
Кроме проблемы включения польской диаспоры в жизнь края актуальной является проблема внутренней жизни поляков в тех регионах, где она формировалась. И среди них на первое место выдвигается тема католического вероисповедания. Xорошо известна роль религии в жизни польского общества. Русская православная церковь принципиально не допускала католическое вероисповедание на территории России, поэтому оно не имело большого распространения в стране, особенно в восточных и северных районах. Ссыльные поляки сразу же столкнулись с этой жизненной проблемой. Тем не менее многие исследователи, в том числе В. Сливовская, отмечают, что в большинстве своем поляки оставались верны своим убеждениям в вере, что тяготы ссылки их не надломили, а случаи отречения от католической веры были редки. Объединяющей идеей стала мысль о строительстве костелов, поскольку первоначально службы проводились в частных домах. Известно, что к концу XIX в. наличие костелов на «второй родине» поляков стало заметным явлением. История их появления ставит две проблемы. Во-первых, роль католического костела как центра жизни польской диаспоры, во-вторых, католический храм как один из источников сохранения и развития соответствующих духовных традиций и культуры.
Возвращение ссыльных поляков на родину
В своих работах Виктория Сливовская многократно поднимает эту тему. Возвращение части ссыльных поляков стало возможно в связи Коронационным манифестом Александра II 1856 г. Однако это возвращение растянулось на много лет, так как это не была амнистия, автоматически охватывающая всех: о каждом из ссыльных собирали сведения во многих местах, прежде чем царь давал высочайшее разрешение на выезд на родину. Xодячее мнение, что возвращавшихся из ссылки встречали на родине с распростертыми объятиями, как замечает В. Сливовская, не всегда подтверждается. Действительно, не трудно было устроится сыновьям из богатых семей, даже если они заставали имение не таким процветающим, как его оставили. В свою очередь, специалисты главным образом устраивались в Замойской ординации, правление которой явно содействовало «сибирякам» (как и Дирекция железных дорог). Однако многие из крестьян, обремененные семьями, прибывали к своим близким, живущим в нищите или бедности, становясь для них дополнительной обузой, к тому же сами не могли заработать на жизнь. Свидетельство тому - многочисленные просьбы о пособии, сохранившиеся в фонде Комис-
сии внутренних дел, в которых порой звучит подлинное отчаяние. И не удивительно, что находились и такие, кто сразу подавал прошение разрешить им остаться в Сибири или другом месте, где они устроили свою жизнь, или такие, кто вернувшись и осмотревшись на месте возвращались в места ссылки. [8. S. 194; 3. C. 18]. О них также идет речь в работах Виктории Сливовской. Необходимо привести еще один исследовательский вывод польского ученого: «Глубоко ошибаются историки и особенно журналисты, у нас и за рубежом, называя ссылку в Российской империи “царским Гулагом”. Русское государство Романовых во все времена своего существования было самодержавной монархией с разными оттенками в разные периоды; оно не имело ничего общего с тоталитарной системой. Целью всех видов ссылок от каторги до жительства не было истребление “неудобных” элементов населения, но их изоляция и, как сегодня модно говорить, ресоциализация; когда кончался назначенный срок (по амнистиям всегда сокращаемый) и власти приходили к выводу, что наказанного можно считать лояльным подданным, - он мог вернуться на родину. Следует добавить, что царские власти боролись с настоящими противниками, - мы можем считать наказания слишком строгими, но они применялись по существующим законам» [5. С. 26].
Таков научный почерк В. Сливовской, которая во всех исследованиях стремится разделить для своего восприятия и для истории мифы и действительность, правду и ложь, истинные и мнимые ценности.
Виктория Сливовская, отметившая в июне 2011 г. свой очередной круглый юбилей, продолжает активную творческую, научную деятельность, публикуя новые статьи и воспоминания, участвуя в различных польско-российских форумах, поддерживая тесную связь, переписку со своими коллегами, соратниками и друзьями. Научное творчество профессора Виктории Сливовской - наглядное свидетельство плодотворности сотрудничества российских и польских историков, независимо от политической конъюнктуры и субъективных пристрастий.
Литература
1. Кононова Л.П. Ссылка участников польского восстания 1863-1864 годов (По материалам Архангельской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Архангельск, 2004. 26 с.
2. Павлов В.А. Польская политическая ссылка в Казанской губернии во второй половине XIX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2004. 21 с.
3. Польская ссылка в России Х1Х-ХХ веков: региональные центры - Polscy zeslancy w Rosji Х1Х-ХХ stuleciu: osrodki regionalne. Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1998. 300 с.
4. Пяткова С.Г. Польская политическая ссылка в Западную Сибирь в пореформенный период: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Сургут, 2004. 23 с.
5. Сливовская В. Польская Сибирь - мифы и действительность // Новая Польша. 2010. № 1. С. 16-28.
6. Цифанова И.В. Польские переселенцы на Северном Кавказе в XIX веке: Особенности процесса адаптации: автореф. дис ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2005. 25 с.
7. Bibliografía publikacji Professor Wiktorii Sliwowskiej // Zeslancy postyczniowi w Imperium Rosyjskim. Lublin; Warszawa, 2008. 540 s.
8. Sliwowska W. Syberia w zyciu I pamieci giesztorow - zeslancow postyczniowych. Warszawa, 2000. 449 s.
9. Sliwowska W, Sliwowski R. Rosja - nasza mitosc. Warszawa: ISKRY, 2008. 536 s.
10. Sokrates Starynkewicz Dziennik 1887-1897 / R. Sliwowski, A. Brus, W. Sliwowska. Warszawa: Museum Historycue m. st. Warszawy, 2005. 271 s.
11. Uczestnicy ruchow wolonsciowych w latach 1832-1855 (Krolestwo Polskie) Przewodnik biograficzny / A. Galkowski, W. Djakow, W. Sliwowska, W. Zajecew. Wroclaw; Warszawa; Krakow: Wydawnictwo PAN, 1990. 961 s.
СИНИЦЫН ВЛАДИМИР ОЛЕГОВИЧ - аспирант кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань (vosin@inbox.ru).
SINITSIN VLADIMIR 0LEG0VICH - post-graduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan.