Научная статья на тему 'Проблемы исторической хронологии донского либерализма'

Проблемы исторической хронологии донского либерализма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИБЕРАЛИЗМ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО / ОСОБЕННОСТИ ЛИБЕРАЛИЗМА НА ДОНУ / LIBERALISM / HISTORICAL PERIODIZATION / AREA OF THE DON ARMY / FEATURES OF LIBERALISM ON DON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Братолюбова Мария Викторовна

Обозначена периодизация либерального движения в Донском крае, выявлены существенные отличия от общероссийского либерализма, даны внутренние характеристики отдельных этапов становления и развития сообществ и политических организаций местных либералов на Дону на рубеже XIX – XX вв. На Дону, в отличие от России, этап существования протолиберализма заканчивается не к третьему десятилетию XIX столетия, а только лишь к 1860-м гг. Донской протолиберализм оказался заметно более растянутым во времени и не трансформировался в собственно либерализм тогда же, когда это произошло в общих границах Российской империи.Начиная с Великих реформ, периодизация донского либерального движения уже не имеет существенных отличий от этапизации либерализма общероссийского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Historical Chronology of the Don Liberalism

The article designates the periods of liberal movement in the Don Region, reveals its essential differences from All-Russian liberalism. The article gives internal characteristics of some stages of formation and development of communities and political organizations of local liberals in the Don Region in the late XIX and the early XX centuries. In contrast to Russia the stage of protoliberalism in the Don Region didn’t end by the third decade of XIX century. It ended by 1860s. The Don liberalism was more extended in time and didn’t transform into liberalism itself as it happened in the Russian Empire. The periods of the Don liberal movement didn’t differ from stages of All-Russian liberalism since the time of Great reforms.

Текст научной работы на тему «Проблемы исторической хронологии донского либерализма»

УДК 94 (С 161)

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ХРОНОЛОГИИ ДОНСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

© 2013 г. М.В. Братолюбова

Братолюбова Мария Викторовна -кандидат исторических наук, доцент,

кафедра Отечественной истории, исторический факультет, Южный федеральный университет, ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006. E-mail: bratolyubova@front.ru.

Bratolyubova Mariya Viktorovna -Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of the Patriotic History, Faculty of History, Southern Federal University, B. Sadovaya St., 105/42, Rostov-on-Don, 344006. E-mail: bratolyubova@front.ru.

Обозначена периодизация либерального движения в Донском крае, выявлены существенные отличия от общероссийского либерализма, даны внутренние характеристики отдельных этапов становления и развития сообществ и политических организаций местных либералов на Дону на рубеже XIX - XX вв. На Дону, в отличие от России, этап существования протолибе-рализма заканчивается не к третьему десятилетию XIX столетия, а только лишь к 1860-м гг. Донской протолиберализм оказался заметно более растянутым во времени и не трансформировался в собственно либерализм тогда же, когда это произошло в общих границах Российской империи.Начиная с Великих реформ, периодизация донского либерального движения уже не имеет существенных отличий от этапизации либерализма общероссийского.

Ключевые слова: либерализм, историческая периодизация, Область войска Донского, особенности либерализма на Дону.

The article designates the periods of liberal movement in the Don Region, reveals its essential differences from All-Russian liberalism. The article gives internal characteristics of some stages offor-mation and development of communities and political organizations of local liberals in the Don Region in the late XIX and the early XX centuries. In contrast to Russia the stage of protoliberalism in the Don Region didn 't end by the third decade of XIX century. It ended by 1860s. The Don liberalism was more extended in time and didn't transform into liberalism itself as it happened in the Russian Empire. The periods of the Don liberal movement didn't differ from stages of All-Russian liberalism since the time of Great reforms.

Keywords: liberalism, historical periodization, Area of the Don army, features of liberalism on Don.

При всем внимании к проблеме становления и развития либерализма, демонстрируемом ученым сообществом постсоветской России, нельзя не признать факт недостаточной разработанности его периодизации в отечественной истории. Приходится констатировать необходимость дальнейших уточнений периодизации либерализма в России в целом и, к сожалению, практически полное отсутствие таковой в отношении формирования и деятельности региональной

корпорации либералов в Области войска Донского (ОВД).

Региональная специфика Дона создает сильнейшее искушение максимально растянуть во времени исторический путь донского либерализма. Ведь Дон традиционно выступает в общественном сознании как казачий край, а сами казаки ассоциируются с понятиями «свобода» и «воля». Бурная история войска Донского, приоритет народовластия и самоуправления во внутреннем устройстве

этой казачьей корпорации, огромная роль донцов как организаторов и наиболее активных, сплоченных, дисциплинированных участников массовых народных движений в Российском государстве, - все это, безусловно, довлеет над сознанием исследователей и подталкивает их к выводу о том, что казачество уже с момента возникновения превратилось в носителя базовых идей либерализма.

Вряд ли, однако, возможно усомниться в иллюзорности представлений о казачестве Дона как носителе либеральной идеологии. Либеральное движение получило развитие в ОВД значительно позже, чем в центральных и северо-западных регионах Российской империи, окружавших старую и новую столицы -Москву и Санкт-Петербург.

О протолиберализме в Российской империи представляется возможным говорить применительно ко временам «просвещенного абсолютизма». Что же касается Дона, то, на наш взгляд, исследуемый регион заметно отставал в усвоении идей, транслируемых просветителями и способствовавших формированию либеральной идеологии, от наиболее развитых (в том числе и в общественно-политическом отношении) центральных и северо-западных регионов России. Начальная граница донского протолиберализма не может быть отнесена к периоду «просвещенного абсолютизма».

Лишь в самом конце XVIII - начале XIX в. в ОВД можно усмотреть слабые признаки постепенного формирования корпорации европейски образованных и европейски мыслящих интеллектуалов, способных воспринять либеральные идеи, транслировать их и руководствоваться ими в своей деятельности (учитывая сословную специфику войска Донского, такие образованные казаки являлись, как правило, офицерами). В их числе можно, с определенными оговорками, указать знаменитого историка В.Д. Сухорукова, братьев Грузиновых (хотя они до своей опалы служили и жили в Петербурге и, видимо, имели не самые прочные связи с сообществом донских интеллектуалов). Однако же в дореформенный период сторонники либерализма на Дону столь слабо афишировали свои идейные предпочтения, что о протолиберализме и тем более о либеральном движении в ОВД можно говорить лишь с большой натяжкой (по крайней мере, для более уверенных суждений на сей счет

необходимы дальнейшие научные изыскания).

На протяжении всей первой половины XIX в. наличие регионального сообщества либералов в ОВД было выражено весьма слабо (пожалуй, такое сообщество следует признать по большей мере виртуальным). Поэтому в ОВД дореформенного периода слова «либерализм», «либеральный» правомерно было применять чаще всего отнюдь не для характеристики истинного положения дел в сфере общественной жизни, а совсем в другом смысле. Ведь в русском языке у термина «либерализм» помимо прямых значений («свободомыслие» или «общественно-политическое течение, отстаивающее идеалы свободы») есть и значение переносное, а именно - «излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство» [1]. Немало донских казачьих старшин, чиновников, различных представителей войсковой администрации могли претендовать на звание либерала в том смысле, что они весьма свободно использовали свое социальное и служебное положение для наилучшего устройства личной жизни.

Как и в других регионах России, на Дону мощным стимулом развития либерального движения (и превращения этого движения в существенный фактор общественно-политических процессов) послужили реформы Александра II. Нельзя сказать, что в данное время численность убежденных сторонников либеральной идеи в ОВД резко увеличилась. Представляется вполне обоснованным утверждение А.А. Волвенко, что «прогрессистские» взгляды на Дону разделяли немногие представители образованных слоев местного населения [2]. Но после прихода к власти «царя-освободителя» у донских либералов впервые появилась возможность объединения и легального выражения своих взглядов, которые ранее могли быть расценены как нежелательное вольнодумство. Теперь же либерально настроенные донцы отстаивали свою позицию публично; причем делали они это не только в дворянских собраниях или на заседаниях земских гласных, но также и с помощью прессы.

Важным событием, приведшим к оформлению донской региональной корпорации либералов, стало, безусловно, создание в ОВД земств и налаживание их функционирования. По замечанию Н.В. Самариной, «как и в российских губерниях, донское земство стало

центром сосредоточения и деятельности либерально настроенных помещиков области» [3] (действительно, в рамках тенденции, господствовавшей в пределах всей Российской империи, большинство земцев-либералов Дона принадлежали к дворянскому сословию). Земства выступили не только объединяющими центрами донских либералов, но и позволили им включиться в общероссийское земское движение, отстаивавшее либеральные ценности [4]. Однако следует заметить, что при всей схожести влияния на либеральное движение, в ОВД земские организации были созданы позже, чем в губерниях Центральной России: не в 1864 г., а только в 1876 г. (если не считать утверждения императором «Правил о применении к Области войска Донского Положения о земских учреждениях» 1 июня 1875 г., которое, однако, не повлекло за собой немедленного образования земств). Таким образом, начальная граница нового этапа либерального движения на Дону (когда на смену протолиберальным воззрениям пришел собственно либерализм и можно было говорить об организационно оформленном в рамках земств, достаточно скоординированном и сплоченном сообществе местных «друзей свободы») формально относится к 1875 г., а фактически - к 1876 г.

Правда, земства в ОВД просуществовали очень недолго и были ликвидированы уже в марте 1882 г. Основной причиной столь печального финала земских организаций послужило негативное отношение к ним не только войсковых властей, но и множества рядовых казаков. Последние более всего возмущались свалившимися на них обязанностями финансировать земства и заявляли, что в новых органах местного самоуправления они не нуждаются, поскольку таковое уже существовало на уровне станиц и хуторов. Поэтому 68 донских казачьих станиц из 112 отказались платить земские сборы, а население 34 станиц и вовсе проигнорировало выборы гласных в земские организации [5].

Земские деятели Дона не пожелали бессильно сидеть у разбитого корыта и неоднократно пытались восстановить порушенные земства. Борьба эта длилась довольно долго, захватив даже первое десятилетие XX в., когда главными сторонниками требования восстановления земств на Дону выступили кадеты. Однако никакие разумные доводы и ника-

кая настойчивость донских либералов не могли преодолеть угрюмую враждебность правительственных кругов, питаемую теми к земствам. Ликвидация земств, безусловно, сильно ударила по либеральному движению на Дону; но не следует драматизировать значение этого печального события.

Это не означало ни краха либерального движения, ни полного отчуждения донских либералов от их коллег из центральных и северо-западных губерний России. Осознав за краткое время существования земских учреждений свое идейное родство, установив «чувство локтя» с единомышленниками и получив навыки совместной работы, донские либералы не помышляли о том, чтобы разойтись по домам и предаться бесплодным мечтаниям о пользе освобождения. Либеральное движение, по существу возникшее на Дону в 1876 - 1882 гг., сохранялось и после роспуска земств. В доказательство можно привести хотя бы вышеупомянутые упорные попытки представителей донской общественности возродить земские учреждения. Пусть они не увенчались успехом, важно то, что они явно свидетельствовали о наличии корпорации либералов, сплоченной общими идеалами и целями.

Что касается сопричастности донских либералов общероссийскому либеральному движению после 1882 г., то она также представляет собой очевидный факт. Представители Дона не присутствовали на целом ряде важных общеземских форумов по вполне понятным причинам: ведь в ОВД уже не было земств. Однако в потенциале донского либерального сообщества были весьма заинтересованы лидеры новой, «постземской», генерации либералов. Уже на проходившем в Швейцарии июльском (1903 г.) съезде членов группы «Освобождение» решено было «немедленно же приступить к организации ["освобожденческих"] кружков сначала в большинстве земских губерний с тем, чтобы при первой возможности присоединить Юго-Запад и Область войска Донского и Сибирь» [6]. При этом «освобо-жденцы» разумно постановили, что, хотя «особенно желательно привлекать в состав кружков лиц, причастных к земству и другим общественным организациям», следует также стремиться к тому, чтобы эти ячейки не ограничивались лишь земцами, но включали бы «по возможности всех местных жи-

телей, желающих примкнуть к [конституционной] партии» [6].

Надежды «освобожденцев» и «конституционалистов» в определенной мере оправдались, ибо в начале XX в. либералы неземской ОВД примкнули к обновленному общероссийскому либеральному движению. Уже в 1904 г. на Дону возникла Ростово-Нахичеванская «Демократическая группа», состоявшая из интеллигентов и разработавшая свою программу на основе «освобожденческой», но с отклонением влево [7]. Когда же в ходе Первой русской революции в России началось формирование политических партий либеральной направленности, Дон не остался в стороне от этого процесса. Здесь возникли местные отделения кадетской партии (находившейся на левом фланге либерального движения), партии октябристов (правый фланг), а либеральный центризм был представлен Донской прогрессивной партией.

Ранняя ликвидация земств в ОВД и отсутствие надежд на их восстановление отнюдь не воспрепятствовали вовлечению местных «друзей свободы» в общероссийское русло нового, «постземского» либерального движения, а в начале XX в. - в состав либеральных партий. Стартовав в ходе Великих реформ 1860 - 1870-х гг., движение донских либералов достигло пика в первые полтора десятилетия XX в.

Представляется возможным резюмировать, что историческая хронология донского либерализма имеет определенные отличия от общероссийской периодизации либерального движения. В границах Российской империи, без учета региональной специфики, либеральное движение можно датировать второй половиной XVIII в. - двумя первыми десятилетиями XX в. При этом начиная со времен «просвещенного абсолютизма» и вплоть до третьего десятилетия XIX в. правомерно говорить о протолиберализме. С 1830 - 1840-х гг. либерализм оформляется как последовательное социально-политическое учение, как определенная философия и существует в таком «тео-ретизированном» виде до начала Великих реформ Александра II, породивших собственно либеральное движение как скоординированные усилия единомышленников. Наконец, в середине последнего десятилетия XIX в. либерализм качественно обновляется и превращается в политическое течение, на базе кото-

рого в ходе Первой русской революции возникают различные либеральные партии.

На Дону в отличие от общероссийских тенденций история либерализма начинается как минимум на полстолетия позже: о протолибе-рализме в ОВД можно говорить не с середины, а лишь с конца XVIII в. Имеющиеся в нашем распоряжении материалы не дают оснований для уверенных суждений о том, что в первой половине XIX в. в ОВД наличествовало более или менее выраженное сообщество сторонников либеральных идей, способных эти идеи углублять и транслировать. Если в эпоху Николая I в Российской империи (точнее, в российских столицах) либерализм превращается в своего рода философию, в последовательное учение, то говорить о том же применительно к ОВД пока не представляется возможным (хотя, быть может, дальнейшие изыскания предоставят материалы для корректировки данного утверждения). Иными словами, на Дону в отличие от России этап существования протолибе-рализма заканчивается не к третьему десятилетию XIX в., а лишь к 1860-м гг.

Только с началом Великих реформ разрозненные сторонники либеральных идей на Дону смогли объединиться и выступить как более или менее целостное сообщество. Численность донских либералов в эпоху Александра II несколько увеличилась: прежде всего вследствие того, что ряд потенциальных адептов либеральной доктрины ощутил в себе силы перейти от простого любования ею к деятельности по ее реализации. Как нам представляется, начиная с Великих реформ, этапи-зация донского либерального движения уже не имеет существенных отличий от этапиза-ции либерализма общероссийского.

Литература

1. Словарь иностранных слов: 9-е изд., испр. М., 1982. С. 277.

2. Волвенко А.А. Земская реформа в Области войска Донского (1864 - 1882 гг.): дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1998. С. 53.

3. Самарина Н.В. Реформы 60 - 70 годов XIX в. на Дону и казачество // Юго-Восток России в XIX -начале XX в.: сб. науч. ст. Ростов н/Д, 1994. С. 44.

4. Волвенко А.А. Восстановление донского земства: упущенные возможности (1882 - 1917 гг.) // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 4. С. 2.

5. Демешина Е.И. Либеральная интеллигенция в борьбе за земство на Дону // Либеральный консерватизм: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. М., 2001. С. 197.

6. Конспект доклада Петра Долгорукова «Конституционная партия за прошлый год» на съезде

Поступила в редакцию

группы «Освобожденцев» 20 - 22 июля 1903 г. // Либеральное движение в России. 1902 - 1905 гг. М., 2001. С. 30.

7. Забелин В.М. Политические партии на Ставрополье и Кубани в 1905 - 1907 гг. Ставрополь, 1996. С. 35 - 36.

17 июля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.