КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 37С
Е.К. Дубцова
канд. пед. наук, доцент, кафедра теории и истории культуры, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРЕНБУРЖЬЯ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы исследования художественной культуры Оренбуржья, чье развитие на рубеже ХХ-ХХ1 веков определяется как традицией, так и веянием времени. Выявлены особенности деятельности известных оренбургских искусствоведов, краеведов (А.Г. Прокофьева, Г.А. Найданов, Л.С. Медведева и др.), исследующих региональный художественный процесс в общенациональном контексте. Дается обзор творчества оренбургских писателей, художников, театральных деятелей и др.
Ключевые слова: Оренбуржье, художественная культура, региональные исследователи, А.Г. Прокофьева, Л.С. Медведева, литература, живопись, музей изобразительных искусств, театр, традиция.
E.K. Dubtsova, Orenburg state pedagogical University
THE PROBLEM OF THE ARTISTIC CULTURE OF THE ORENBURG REGION
Abstract. This article deals with the problem of the artistic culture of the Steppes, whose development at the turn of the XX-XXI centuries is defined as tradition and trend of the times. Identify features of the famous Orenburg art historians, ethnographers (A.G. Prokofieva, G.A. Najdanov, L.S. Medvedeva and others) exploring regional art process in the national context. Provides an overview of the creativity of the Orenburg writers, artists, theatre makers, etc.
Keywords: Orenburg region, art culture, regional researchers, A.G. Prokofieva, L.S. Medvedeva, literature, painting, Museum of fine arts, theatre, tradition.
Исходя из классификации Ю.М. Лотмана, Оренбуржье следует отнести к разновидности территорий «на краю» культурного пространства, созданных вопреки природе [2]. Оренбургские писатели и художники в своем творчестве неизменно подчеркивают европейско-азиатский облик края, окраинное положение, размах, определяющие одновременно и его провинциальность, и его самобытность. Безусловно, произошедшие в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков социально-политические и историко-культурные изменения повлияли и на развитие художественной культуры Оренбуржья: появился ряд новых авторов с интересной творческой манерой, увеличилось количество краеведов, исследующих региональную художественную культуру. Наиболее известными оренбургскими учеными-искусствоведами являются А.Г. Прокофьева, Г.П. Матвиевская (литературное и историческое краеведение), ушедший из жизни в 2012 году В.В. Дорофеев (архитектура), Г.А. Найданов (дизайн, музейное дело, архитектура), Л.С. Медведева (живопись), Б.П. Хавторин (музыка и др.).
Научные интересы доктора педагогических наук А.Г. Прокофьевой, профессора Оренбургского государственного педагогического университета (ОГПУ), чьими учителями были А.Я. Роткович, В.Г. Маранцман, разнообразны: литературоведение, литера-
турное и художественное краеведение и пр. А.Г. Прокофьева создала научную школу, объекты исследования которой - вопросы литературного и художественного краеведения, проблема анализа художественного текста в аспекте его пространственных характеристик. Особое значение для Оренбуржья имеют составленные А.Г. Прокофьевой вузовская программа регионального курса и хрестоматия по литературному краеведению, биобиблиографический словарь «Литературное Оренбуржье» [4] и др. А.Г. Прокофьева является исследователем оренбургского периода творчества В.И. Даля, одним из авторов книги о В.А. Перовском и др. Справедлива точка зрения ученого, согласно которой без знания краевого искусства, чаще всего произведений второго ряда, невозможно оценить гениальность общепризнанных авторов.
Научная деятельность В.В. Дорофеева, почетного гражданина города Оренбурга, связана с историей и архитектурой города. Ученый был членом градостроительного совета, комиссии по наименованию улиц, Союза архитекторов России, ему принадлежат труды «Оренбург пушкинский», «Оренбург В.И. Даля» и др., главной стала работа «Архитектура Оренбурга ХУШ-ХХ веков» [1].
Сфера научных интересов искусствоведа, члена Союза художников России, Заслуженного работника культуры Л.С. Медведевой - живопись, графика, скульптура оренбургских художников, главные труды исследователя - фундаментальная монография «Художники Оренбургской области» [3], «Мир, росою умытый», «Я - художник! Николай Прохоров» и др. Л.С. Медведева работает в Оренбургском областном музее изобразительных искусств в качестве старшего научного сотрудника, ни одна тематическая выставка не обходится без ее участия.
На протяжении 1990-х гг. в Оренбурге проводились знаменитые «найдановские сезоны», посвященные проблемам искусства, тематика которых была чрезвычайно разнообразной: от русского романса до народных промыслов, от творчества классиков живописи до японской чайной коллекции. Их автор и организатор, Г.А. Найданов - известный оренбургский искусствовед, доцент кафедры дизайна Оренбургского государственного университета. Лишь имея такое образование (Санкт-Петербургская Академия художеств) и эрудицию, как у Г.А. Найданова, можно было создать уникальную коллекцию предметов искусства. Объекты частной коллекции Г.А. Найданова, которая собиралась десятилетиями благодаря Оренбургским «найдановским» сезонам, - изделия народных промыслов, графического и промышленного дизайна. В коллекцию попадают предметы, имеющие художественную ценность, будь то красавица-матрешка, оренбургская паутинка или этикетка от мыла «Мечта любой» уже ставшей историей фабрики «Победа». Открытие выставки сопровождается изготовлением студентами каталогов, приглашений, сувенирной продукции для гостей - все это часть графического проекта, руководство над которым умело осуществляет педагог Г.А. Найданов. Его коллекции периодически демонстрируются в Оренбургском областном музее изобразительного искусства, кроме того, ежегодно в преддверии Рождества искусствоведом организуется ставшая традиционной выставка, темы которой разнообразны: «Сладкая ёлка», «Мишка с куклой» и др.
Работы вышеперечисленных искусствоведов печатаются в альманахе «Гостиный двор»; не случайным является факт, что А.Г. Прокофьевой, В.В. Дорофееву, Г.А. Найданову, Г.П. Матвиевской, Л.С. Медведевой и их культурно-просветительской
деятельности посвящен ряд публикаций в областной периодике: в газетах «Вечерний Оренбург», «Оренбургская неделя», - эти имена являются знаковыми в культурной истории Оренбуржья. В сложное время рубежа ХХ-ХХ1 веков, отмеченного анархией художественных вкусов, образованием парадоксальной стилевой тенденции, их деятельность имеет большое научное значение.
Говоря о своеобразии регионального художественного процесса, важно отметить, что в области действуют отделения союзов писателей России, российских писателей, художников России, театральных деятелей, журналистов.
К наиболее известным оренбургским писателям можно отнести П.Н. Краснова, В.Н. Кузнецова, В.Н. Молчанова, В.И. Одноралова, В.Ю. Прокофьеву, В.А. Пшеничникова, Г.Ф. Хомутова и др. Позицию, которую занимает отделение Союза писателей России (председатель П.Н. Краснов), можно определить как патриотическую; авторы продолжают линию деревенской прозы, говоря в своих произведениях о традиционных нравственных ценностях. Так, рассказ «Мост» П.Н. Краснова (книги автора повествуют об обычных людях из российской глубинки) вошел в «Антологию шедевров российской прозы». В 1990-х годах Краснов стал лауреатом Всероссийской премии имени И.А. Бунина.
Урбанистическая проза современного оренбургского писателя А.Г. Филиппова повествует о социальных болезнях; в произведениях «День козла», «Избранный» и др. провинциальный город предстает в виде продажного существа, покупаемого электората. Произведения Филиппова, композиционно выстроенные, с интересным сюжетом, но создающие настроение безысходности, продолжают и дополняют сериальные (визуальные) образы, подобные «Улицам разбитых фонарей» А. Кивинова.
Отличительной особенностью оренбургской поэзии является то, что в целом она достаточно консервативна в своих поэтических исканиях, следует традициям русской классической поэзии. Авторы часто обращаются к прошлому, к фольклорным и православным традициям, где видят идеал духовно здорового бытия. Одной из любимых тем в оренбургской поэзии является тема родины, жизни в степном суровом крае, как, например, в стихотворении Г. Красникова: «На уральскую землю однажды ступи, / Посмотри, как врываются в город бураны, / Как стучатся метели в оконные рамы - / И тогда ты поймешь, что живем мы в степи...».
Центром средоточия лучших произведений художественной культуры Оренбуржья является музей изобразительных искусств. В собрании музея есть работы знаменитых русских мастеров: И.К. Айвазовского, П.П. Кончаловского, С.Ю. Жуковского,
B.Е. Маковского; известных оренбургских художников: Н.М. Ледяева, Н.В. Кудашева,
C.Н. Александрова, Ф.И. Козелкова и др. Отдельный зал отведен произведениям известного оренбургского художника-передвижника, академика живописи Л.В. Попова.
В своей монографии Л.С. Медведева выделяет несколько поколений художников ХХ века: Н.М. Ледяев, Н.В. Кудашев, С.Н. Александров (конец Х1Х в. - сер. ХХ в.) -«старшие», Ф.И. Козелков, А.И. Лященко и др. (сер. ХХ в.) - «полумолодые», Н.П. Ерышев, В.Т. Ни, Р.А. Яблоков, Ю.А. Рысухин и др. (начало деятельности - 196070-е гг.) - «молодые» [3]. В настоящее время в Оренбуржье действует объединение художников «Академия Садки», работающих в собственной узнаваемой манере (Г. Глахтеев, В. Газукин, А. Власенко, В. Еременко, И. Макарова). К новому поколению
художников относятся В. Бартенев, В. Ерышев, И. Смекалов, А. Сушков и др.
Развитию современной музыкальной культуры Оренбуржья немало содействовал «человек мира» М.Л. Ростропович, чья биография связана с нашим краем. Названный в честь Л.В. и М.Л. Ростроповичей Оренбургский государственный институт искусств ежегодно проводит масштабные музыкальные мероприятия в память о маэстро. Так, в 2012 году состоялся Фестиваль классической музыки «Симфония Степной Пальмиры». Директором музея семьи Ростроповичей А.К. Нестеровым, профессиональным музыкантом, еженедельно организуются музыкальные вечера, где выступают студенты института искусств, исполнители из Оренбурга и других городов России.
В Оренбурге действует пять театров: драматический, музыкальной комедии, татарский драматический театр, два кукольных театра, в которых осуществляются постановки режиссеров Р. Абдуллаева, В. Добровольского, Р. Исрафилова, В. Смирнова, А. Ярилова и др. На сценах ставятся как спектакли по произведениям классиков («Чайка», «Капитанская дочка», «Ханума», «Венские встречи» и др.), так и спектакли по пьесам современных авторов. Для кукольных театров 2000-е гг. стали временем своеобразного ренессанса, благодаря активному использованию метода интертекстуальных связей с различными культурными текстами, эксперименту с жанрами, применению средств мультимедиа. Уже традиционным стал в Оренбурге международный фестиваль театра кукол «Оренбургский арбузник». Одним из первых спектаклей «нового времени» в Оренбургском театре кукол является «Слово о полку Игореве» (премьера состоялась в 2006 году), сценическая композиция для театра кукол и камерного хора. Четкий идейный замысел (ключевым стал библейский мотив), режиссерская и актерская работа, оригинальная работа художника В. Газукина, хора О. Серебрийской - все это позволяет говорить о спектакле как о монументальном произведении.
Таким образом, можно говорить о своеобразной оренбургской художественной культуре, являющейся частью российской культуры, и об актуальности ее изучения.
Список литературы:
1. Дорофеев В. В. Архитектура Оренбурга ХУШ-ХХ веков. Оренбург, 2007. 176 с.
2. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1. 480 с.
3. Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1985. 200 с.
4. Прокофьева А.Г. Литературное Оренбуржье: биобиблиогр. словарь. Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 2006. 272 с.
List of references:
1. Dorofeev V.V. Orenburg Architecture of XVIII-XX centuries. Orenburg, 2007. 176 p.
2. Lotman Y.M. Featured articles: in 3 vol. Tallinn: Aleksandra, 1992. V. 1. 480 p.
3. Medvedeva L.S. Artists of the Orenburg region. Chelyabinsk: South-Ural. kn. Publishing House, 1985. 200 p.
4. Prokofieva A.G. Literary Orenburg region: bibliography and glossary. Orenburg: Orenburg publishing house book, 2006. 272 p.