Решетневские Чтения
применением эквивалентной компенсации объясняется должностными лицами Красноярской таможни декларативным характером ст. 186 ТК РФ и отсутствием разъяснений, доведенных нормативными документами, о порядке приобретения ввозимыми иностранными товарами статуса эквивалентных (российских) товаров. В то же время ТК РФ является законом прямого действия, и положения указанной статьи не предусматривают издания дополнительных подзаконных актов и разъяснений от вышестоящих таможенных органов.
Красноярской таможней не осуществляется контроль за качеством поступающего на ОАО «РУСАЛ Красноярск» в режиме переработки на таможенной территории иностранного сырья до его смешивания в производственном процессе с сырьем российского происхождения.
Для решения данных проблем должно быть разъяснение Правительства о порядке действий таможенных органов при выдаче разрешения на использование при таможенном режиме переработки на таможенной территории российского аналога иностранного сырья.
I. V. Poluhin, Yu. S. Rezanova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
USING OF CUSTOMS PROCEDURE OF INWARD PROCESSING PROCEDURE: CONDITIONS, PROBLEMS AND PROSPECTS (FOR EXAMPLE KRASNOYARSK CUSTOM-HOUSE AND THE JSC «RUSAL KRASNOYARSK ALUMINUM PLANT»)
Customs procedure of inward processing procedure was a temporary step to move at the market economy. But now this customs procedure is used in Russia widely. It is used by the largest enterprises of the country. One such enterprise is JSC «RUSAL Krasnoyarsk». On example of this plant the problems and prospects of the customs procedure were considered and the ways of solving problems are suggested.
© Полухин И. В., Резанова Ю. С., 2009
УДК 658.5
В. В. Прохоров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯМИ АВИЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Рассматриваются проблемы, связанные с прогнозированием показателей публичного заемного капитала на предприятиях авиационно-космических комплексов при финансировании инвестиционной деятельности. Проведена оценка точности прогноза показателей публичного заемного капитала. Выявлены ключевые показатели публичного заемного капитала, которым необходимо уделять внимание при их прогнозировании на предприятии.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, особое внимание уделяется развитию авиационно-космической промышленности. Наработанный в отрасли научно-исследовательский потенциал позволяет произвести и вывести на мировой рынок перспективный высококонкурентный продуктовый ряд, в том числе и гражданские самолеты. Планируется, что на рубеже 2020-2025 гг. Россия займет третье место в мире по производству гражданских самолетов (10...15 % уровня мирового рынка продаж).
Для решения данной задачи потребуются значительные денежные ресурсы. Одним из основных источников финансирования должен стать публичный заемный капитал (ПЗК), а именно корпоративные облигационные займы. В частности российским правительством планируется к 2020 г. увеличить стоимость российских корпоративных облигаций в обращении в процентах к ВВП до 22...25 % (в 2007 г. - 3,8 %).
Одной из основных проблем, связанных с использованием ПЗК для финансирования авиационно-космического комплекса России, является точность прогноза условий, на которых он может быть привлечен. Основными условиями являются
Организационно-экономические проблемы авшционно-крсмичесщхкрмплексов
такие показатели ПЗК, как объем займа, процентная ставка, срок привлечения и период выплаты дохода. Решение задачи, связанной с точностью прогнозирования показателей ПЗК, сталкивается с тем обстоятельством, что используемые отечественными предприятиями методические инструменты прогнозирования слабо адаптированы к современным условиям российской переходной экономики. Они не обеспечивают необходимой точности прогноза показателей ПЗК, так как разрабатывались для развитых рыночных отношений. Это подтверждает анализ статистических данных, представленных информационным агентством ^onds: у 55 % российских эмитентов корпоративных облигационных займов прогнозные показатели процентной ставки имели отклонение от фактического значения более чем на 20 %, а у 76 % имелся двухкратный резерв по объемам займа. Поэтому актуальны методические инструменты в области прогнозирования показателей ПЗК, которые способны уменьшить отклонения прогнозных значений от фактических (URL: http://www. cbonds. info/ru/rus/).
Анализируя статистические данные по корпоративным облигационным займам, автором статьи был сделан вывод о том, что наиболее проблемными с точки зрения точности прогноза являются два показателя ПЗК: объем и процентная ставка. В условиях рыночной неопределенности неточность прогноза объема и процентной ставки является одной из причин отказа российских промышленных предприятий от использования ПЗК в качестве источника финансирования инновационной и инвестиционной деятельности. Поэтому для того, чтобы российские промышленные предприятия широко использовали ПЗК, необходимо совершенствовать существующий методологический инструментарий прогнозирования объема и процентной ставки.
Для прогнозирования объема ПЗК автор статьи предлагает использовать методику, основанную на совместном использовании двух методов прогнозирования: метода, учитывающего совокупное имущество предприятия, и метода, учитывающего его денежные потоки. Для оценки эф-
фективности предложенной методики автор провел ее тестирование с позиции точности прогноза. При прогнозировании использовалась бухгалтерская отчетность и другие финансовые документы предприятий. В результате проведенных сравнений был сделан вывод о том, что у предприятий имелись резервы по объемам привлечения ПЗК. На предприятиях машиностроительной отрасли резерв в размере более 100 % имелся в 87,5 % случаях, связи и телекоммуникаций в 71,4 %, пищевой промышленности в 55,6 %, черной металлургии в 50,0 %, электроэнергетики в 42,9 %, транспорта в 33,4 %.
Для прогнозирования процентной ставки автором статьи была также разработана новая методика, которая основана на расчете средневзвешенного значения процентной ставки по расчетным данным, полученным тремя методами прогнозирования. К данным методам относятся метод, прогнозирующий кумулятивную барьерную процентную ставку; метод, прогнозирующий процентную ставку на основе однофакторной модели САРМ (Capital Asset Pricing Model); метод, рассчитывающий отраслевую средневзвешенную процентную ставку. Было проведено тестирование методики прогнозирования процентной ставки ПЗК. В результате проведенного тестирования было выявлено, что отклонение прогнозных значений процентной ставки до 10 % от ее фактического значения на предприятиях машиностроительной отрасли было в 50,0 % случаев, а отклонение до 20 % было в 100,0 % случаев. Соответственно на предприятиях черной металлургии это соотношение было 50,0 % и 75,0 %, электроэнергетики - 78,6 % и 100,0 %, связи и телекоммуникаций - 42,9 % и 71,4 %, транспорта - 66,7 % и 100,0 % и пищевой промышленности 44,4 % и 77,8 %.
Использование новых методов прогнозирования показателей ПЗК позволит предприятиям авиационно-космической промышленности более широко использовать такие источники финансирования, как публичные корпоративные облигационные займы.
V. V. Prokhorov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Krasnoyarsk, Russia
PROBLEMS OF USAGE OF PUBLIC BORROWED CAPITAL BY ENTERPRISES OF THE RUSSIAN AEROSPACE COMPLEX
Problems related to the forecasting of indexes of the public borrowed capital in the enterprises of the Russian aerospace complexes under the investment activity financing are reviewed. The forecast accuracy of the indexes of the public borrowed capital has been evaluated. The key indexes of the public borrowed capital subject to consideration in the process of forecasting have been determined.
© Прохоров В. В., 2009