Таким образом, формулируется задача оптимального управления: зная начальное состояние основных средств проекта (1), необходимо выбрать такое допустимое управление инвестиция-
ми (3) для дискретного процесса инвестирования (2), чтобы чистый приведённый доход проекта (1), с учетом ограничения на риск (6) принял максимальное значение.
O. V. Pavlov, T. N. Ryasnaya Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolev, Russia, Samara
OPTIMAL AEROSPACE COMPLEX INVESTMENT MANAGEMENT ON A FUSSY DATA BASIS WITH RISK RESTRICTION
The optimal aerospace complex enterprise investment management problem with risk restriction is defined. Investment risk is evaluated on the basis of a fuzzy set theory. The task is mathematically formulated as optimal discrete process management problem.
© Павлов О. В., Рясная Т. Н., 2009
УДК 338
И. В. Полухин, Ю. С. Резанова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОЙ ТАМОЖНИ И ОАО «РУСАЛ КРАСНОЯРСКИЙ
АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД»)
Будучи изначально временной мерой перехода к рыночной экономике, таможенный режим переработки на таможенной территории сегодня широко используется в Российской Федерации. Его применяют крупнейшие предприятия страны. Одним из таких предприятий является ОАО «РУСАЛ Красноярск». На примере деятельности данного завода были рассмотрены проблемы и перспективы указанного таможенного режима, предложены пути решения проблем.
Переработка товаров на таможенной территории - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики.
Основные преимущества использования данного таможенного режима:
1. При помещении товара под этот режим предусматривается возврат ввозных таможенных пошлин и налогов, при условии вывоза с помещением под режим экспорта продуктов переработки.
2. Право собственности как на сырье, так и на готовую продукцию остается за владельцем сырья.
3. Все издержки, понесенные при переработке, включаются в цену оказанных услуг.
Переработка товаров на таможенной территории РФ проходит в три этапа:
- ввоз товаров на территорию РФ;
- процесс переработки;
- вывоз за пределы страны.
Изначально толлинговые операции появились в российской экономике в 90-х г. как временная мера, однако ввиду своей прибыльности они закрепились в таможенном законодательстве в качестве таможенного режима переработки на таможенной территории.
Особенно актуален данный режим в металлургической, в частности, алюминиевой промышленности.
Крупнейшим заводом, использующим таможенный режим переработки на таможенной территории в городе Красноярске, является открытое акционерное общество «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод». Завод введен в эксплуатацию в 1964 г.
Для данного завода как крупного предприятия алюминиевой промышленности особенности таможенного режима переработки на таможенной территории выражаются в следующем:
Организационно-экономические проблемы авшционно-крсмичесщхкрмплексов
- разрешение на переработку выдается таможенным органом на максимальный срок, предусмотренный таможенным законодательством, -2 года;
- нет опережающих поставок (предприятие не может произвести и вывезти алюминий как продукт переработки сырья под таможенным режимом переработки на таможенной территории без наличия давальческого импортного сырья);
- обязательная идентификация товаров (таможенный орган берет пробы сырья по каждому контракту в сроки, установленные в разрешении на переработку);
- на обратной стороне накладной указывается вес товара, контракт, цена за тонну (в связи с этим не надо заполнять отдельно счет-фактуру);
- при ввозе сырья (импорте) и вывозе продуктов переработки (экспорте) завод использует условия поставки по «Инкотермс 2000» - БСЛ (термин «Франко перевозчик» означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку товар указанному покупателем перевозчику до названного места);
- при вывозе продуктов переработки с использованием таможенного режима переработки на таможенной территории завод оформляет неполную периодическую декларацию (далее НПД), впоследствии предоставляя корректировку по каждой НПД.
ОАО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» в соответствии со ст. 68 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) использует упрощенные таможенные процедуры:
а) при осуществлении внутреннего таможенного транзита на участке от железнодорожной станции «Красноярск-Северный» до складов временного хранения предприятия;
б) предварительное декларирование с подачей неполной или неполной периодической декларации;
в) выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
В настоящее время завод использует в основном толлинговые операции, в связи с чем 2/3 поданных заводом в 2008 г. в Красноярскую таможню деклараций были неполными периодическими.
Мировой финансовый кризис существенно повлиял на деятельность завода, главным образом через Лондонскую биржу металлов, так как толлинговые контракты КрАЗа с иностранными контрагентами содержат фиксированную плату за переработку и ссылки на цену алюминия (такие как «цена сырья равна 15 % от цены предыдущего месяца отгрузки»).
Основные проблемы завода из-за мирового финансового кризиса:
1. Снижение в 3 раза с начала 2009 г. спроса на металл относительно прогнозируемого в годовом бизнес-плане.
2. Уменьшение прибыли предприятия из-за падения цены на алюминий.
3. Как следствие двух предыдущих факторов, завод сократил 800 сотрудников, прогнозируя обвал производства в 2009 г. (если учесть, что в последние годы объем производства возрастал, в настоящем году он выйдет на уровень 2005 г.).
4. Большие долги перед подрядчиками, российскими и зарубежными банками.
В условиях кризиса таможенный режим переработки на таможенной территории является для завода наиболее выгодным. За счет того, что данный режим является льготным, предприятие использует денежные средства для модернизации производства и уменьшения загрязнения окружающей среды.
Для большей производительности в 2008 г. закончилось строительство сухих газоочисток, которые позволяют не только «прекратить дым» из заводских труб, но и уменьшить долю отходов.
Кроме того, КрАЗ стал первым российским предприятием с технологией Содерберга. Завод полностью оснащен системами автоматического питания глиноземом.
До конца 2010 г. на данную технологию планируется перевести пять корпусов завода.
В целом у КрАЗа разработана программа снижения выбросов до 2015 г.
Кроме того, стратегическая цель завода до 2011 г. - увеличение доли сплавов до 44 %.
Таким образом, планируется дальнейшее повышение эффективности производства, производительности труда, что позволит при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории уменьшить отрицательные стороны от его использования (отходы, загрязнение окружающей среды) и извлекать из данного таможенного режима выгодные для предприятия и развития экономики региона прибыль, рабочие места, таможенные сборы.
Однако существует ряд проблем при реализации таможенного режима переработки на таможенной территории.
Красноярская таможня при выдаче разрешений на переработку на таможенной территории ОАО «РУСАЛ Красноярск», которое осуществляет непрерывный производственный цикл переработки сырьевых товаров, не разрешает применения эквивалентной компенсации, т. е. возможности использования при переработке на таможенной территории российского аналога иностранного сырья.
Невозможность выдачи разрешений на переработку товаров на таможенной территории с
применением эквивалентной компенсации объясняется должностными лицами Красноярской таможни декларативным характером ст. 186 ТК РФ и отсутствием разъяснений, доведенных нормативными документами, о порядке приобретения ввозимыми иностранными товарами статуса эквивалентных (российских) товаров. В то же время ТК РФ является законом прямого действия, и положения указанной статьи не предусматривают издания дополнительных подзаконных актов и разъяснений от вышестоящих таможенных органов.
Красноярской таможней не осуществляется контроль за качеством поступающего на ОАО «РУСАЛ Красноярск» в режиме переработки на таможенной территории иностранного сырья до его смешивания в производственном процессе с сырьем российского происхождения.
Для решения данных проблем должно быть разъяснение Правительства о порядке действий таможенных органов при выдаче разрешения на использование при таможенном режиме переработки на таможенной территории российского аналога иностранного сырья.
I. V. Poluhin, Yu. S. Rezanova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
USING OF CUSTOMS PROCEDURE OF INWARD PROCESSING PROCEDURE: CONDITIONS, PROBLEMS AND PROSPECTS (FOR EXAMPLE KRASNOYARSK CUSTOM-HOUSE AND THE JSC «RUSAL KRASNOYARSK ALUMINUM PLANT»)
Customs procedure of inward processing procedure was a temporary step to move at the market economy. But now this customs procedure is used in Russia widely. It is used by the largest enterprises of the country. One such enterprise is JSC «RUSAL Krasnoyarsk». On example of this plant the problems and prospects of the customs procedure were considered and the ways of solving problems are suggested.
© Полухин И. В., Резанова Ю. С., 2009
УДК 658.5
В. В. Прохоров
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ЗАЕМНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯМИ АВИЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Рассматриваются проблемы, связанные с прогнозированием показателей публичного заемного капитала на предприятиях авиационно-космических комплексов при финансировании инвестиционной деятельности. Проведена оценка точности прогноза показателей публичного заемного капитала. Выявлены ключевые показатели публичного заемного капитала, которым необходимо уделять внимание при их прогнозировании на предприятии.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, особое внимание уделяется развитию авиационно-космической промышленности. Наработанный в отрасли научно-исследовательский потенциал позволяет произвести и вывести на мировой рынок перспективный высококонкурентный продуктовый ряд, в том числе и гражданские самолеты. Планируется, что на рубеже 2020-2025 гг. Россия займет третье место в мире по производству гражданских самолетов (10...15 % уровня мирового рынка продаж).
Для решения данной задачи потребуются значительные денежные ресурсы. Одним из основных источников финансирования должен стать публичный заемный капитал (ПЗК), а именно корпоративные облигационные займы. В частности российским правительством планируется к 2020 г. увеличить стоимость российских корпоративных облигаций в обращении в процентах к ВВП до 22...25 % (в 2007 г. - 3,8 %).
Одной из основных проблем, связанных с использованием ПЗК для финансирования авиационно-космического комплекса России, является точность прогноза условий, на которых он может быть привлечен. Основными условиями являются