Организационно-экономические проблемы авшционно-крсмичесщхкрмплексов
УДК 338.24.01
О. В. Павлов, Т. Н. Рясная
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева, Россия, Самара
ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКИХ ДАННЫХ С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕНИЯ НА РИСК
Сформулирована задача оптимального управления инвестициями предприятия авиационно-космического комплекса с учетом ограничения на риск. Риск инвестиционного проекта оценивается на основе теории нечетких множеств. Данная проблема математически формулируется как задача оптимального управления дискретным процессом.
Предприятия авиационно-космической отрасли при рассмотрении инвестиционных проектов (ИП) стремятся получить максимальный доход от инвестиционного проекта с приемлемым уровнем риска.
В качестве критерия оценки доходности ИП рассматривается показатель чистого приведенного дохода NPV:
n FCF
NPV = , (1)
t0(1 + r)'
где ' - номер периода инвестиционного проекта, FCF' - свободный денежный поток инвестиционного проекта (Free Cash Flow) в периоде '; n - горизонт планирования, измеряемый количеством периодов; r - ставка дисконтирования.
Динамика изменения стоимости основных средств, участвующих в проекте, описывается дискретным уравнением
FA'+1 = FA' - ktFA, + a,INV,, ' = 0, n, (2)
где kt - коэффициент выбытия основных средств в периоде '; FA' - стоимость основных средств предприятия в начале периода ' до новых капиталовложений; INV' - финансовый ресурс предприятия в период ', предназначенный для капиталовложений в реальные активы; a, - процент от финансового ресурса предприятия INV'.
В начальный период для основных средств задано начальное условие:
FAo = 0. (3)
В качестве управления принимается процент a' от финансового ресурса предприятия INV', расходуемый на капиталовложения в реальные активы. На управление a, наложено следующее ограничение:
0 < a, < 1. (4)
Если весь финансовый ресурс INV, инвестируется в рассматриваемый проект, то a, = 1, если не инвестируется, то a, = 0 .
За основу оценки риска ИП выбирается риск-функция, построенная на основе теории нечетких множеств. Для этого КРУ представляется в виде
треугольного числа NPV = (NPVm
NPVa
NPVmax), где NPVmm - NPV, рассчитанный по пессимистичному сценарию; NPVav - NPV, рассчитанный по реалистичному сценарию; NPVmax -NPV, рассчитанный по оптимистичному сценарию. В общем виде выражение для степени инвестиционного риска Risk вычисляется следующим образом:
Risk(G) =
0,
R • (1 +
G < NPVr 1 - a1
a,
ln(1 - a.)),
NPVmin < G < NPVav; 1 - (1 - R) • (1 + • ln(1 - aj)),
(5)
NPV
a1
< G < NPVmax; 1, G > NPV
где
R =
G - NPVm
NPVmax - NPVm,,
1, G > NPVm
G < NPVm
G - NPV
NPVav - NPVr 1,
NPVmax - G
0, G < NPVmin; ■ -, NPVmin < G < NPVav
n
G = NPV,v;
, КРУ < в < КРУ ;
КРУ - КРУ
тах ау
0, О > КРУтах.
Считается, что для инвестиционного проекта заданы ограничения на риск
Ш8к(О) < Яр, (6)
где Яр - заданный допустимый уровень риска для проекта.
Решетневские Чтения
Таким образом, формулируется задача оптимального управления: зная начальное состояние основных средств проекта (1), необходимо выбрать такое допустимое управление инвестиция-
ми (3) для дискретного процесса инвестирования (2), чтобы чистый приведённый доход проекта (1), с учетом ограничения на риск (6) принял максимальное значение.
O. V. Pavlov, T. N. Ryasnaya Samara State Aerospace University named after academician S. P. Korolev, Russia, Samara
OPTIMAL AEROSPACE COMPLEX INVESTMENT MANAGEMENT ON A FUSSY DATA BASIS WITH RISK RESTRICTION
The optimal aerospace complex enterprise investment management problem with risk restriction is defined. Investment risk is evaluated on the basis of a fuzzy set theory. The task is mathematically formulated as optimal discrete process management problem.
© Павлов О. В., Рясная Т. Н., 2009
УДК 338
И. В. Полухин, Ю. С. Резанова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОЙ ТАМОЖНИ И ОАО «РУСАЛ КРАСНОЯРСКИЙ
АЛЮМИНИЕВЫЙ ЗАВОД»)
Будучи изначально временной мерой перехода к рыночной экономике, таможенный режим переработки на таможенной территории сегодня широко используется в Российской Федерации. Его применяют крупнейшие предприятия страны. Одним из таких предприятий является ОАО «РУСАЛ Красноярск». На примере деятельности данного завода были рассмотрены проблемы и перспективы указанного таможенного режима, предложены пути решения проблем.
Переработка товаров на таможенной территории - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики.
Основные преимущества использования данного таможенного режима:
1. При помещении товара под этот режим предусматривается возврат ввозных таможенных пошлин и налогов, при условии вывоза с помещением под режим экспорта продуктов переработки.
2. Право собственности как на сырье, так и на готовую продукцию остается за владельцем сырья.
3. Все издержки, понесенные при переработке, включаются в цену оказанных услуг.
Переработка товаров на таможенной территории РФ проходит в три этапа:
- ввоз товаров на территорию РФ;
- процесс переработки;
- вывоз за пределы страны.
Изначально толлинговые операции появились в российской экономике в 90-х г. как временная мера, однако ввиду своей прибыльности они закрепились в таможенном законодательстве в качестве таможенного режима переработки на таможенной территории.
Особенно актуален данный режим в металлургической, в частности, алюминиевой промышленности.
Крупнейшим заводом, использующим таможенный режим переработки на таможенной территории в городе Красноярске, является открытое акционерное общество «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод». Завод введен в эксплуатацию в 1964 г.
Для данного завода как крупного предприятия алюминиевой промышленности особенности таможенного режима переработки на таможенной территории выражаются в следующем: