Секция «Экономика и бизнес»
ляемые на эти цели, более чем в 2 раза. Из-за нехватки ресурсов, предприятие не может обновить свой подвижной состав, и в результате чего падает качество обслуживания и перевозок пассажиров, а качество жизни растет, и потребители начинают предъявлять все более высокие требования к качеству перевозок.
Количество жителей растет, город нуждается в увеличении зоны покрытия: развитии внутригородских пассажирских перевозок и расширении пригородного движения в различных направлениях (например, г. Сосновоборск, г. Железногорск). Очень остро в Красноярске стоит проблема передвижения в пиковый период. Решению вопроса снижения загруженности автомобильных магистралей может способствовать наземное метро - электропоезда ОАО «Краспри-город». Население требует упрощения системы оплаты - для этого можно внедрить единую транспортную пластиковую карту как единый билет внутри города.
Ещё одной, и, пожалуй, самой важной проблемой, является то, что железная дорога на данный момент настолько загружена, что у нее нет времени даже для смены уже устаревшего полотна.
В связи с недостаточным уровнем состояния железных дорог в г. Красноярске и Красноярском крае в целом, возникает острая необходимость технического и технологического «прорыва» в их развитии. Необходимо обновить имеющийся подвижной состав на новые скоростные электропоезда нового поколения, внедрить современные информационные технологий и повысить качество транспортных услуг за счет использования передовых отечественных и локализации перспективных зарубежных разработок в области железнодорожного транспорта [2].
Библиографические ссылки
1. Красноярская железная дорога [Электронный ресурс]. URL: http://gorod-moskva.ru/transport/zd/kras-noyarskaya.php.
2. Основные направления инвестиционной стратегии развития железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]. URL: http://edu.dvgups.ru/ METDOC/EKMEN/ETR/EK_TR/METOD/GUSAROVA/fr ame/3.htm.
© Остапенко О. А., 2013
УДК 336.64
Е. В. Прохорова Научный руководитель - В. В. Прохоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА
Рассмотрены проблемы связанные с методами оценки на предприятии показателей публичного корпоративного облигационного займа. Выявлены ключевые показатели публичного корпоративного облигационного займа, которым необходимо на предприятии уделять особое внимание при их прогнозировании. Проведен обзор основных методов оценки показателей публичного корпоративного облигационного займа.
Корпоративные облигационные займы за последнее время приобрели определенную популярность. В период 2005-2010 гг. такие заимствования сделали более 400 российских предприятий [3]. Необходимо отметить, что в период 2008-2011 гг. наблюдался определенный спад, который был связан с экономическим кризисом в Российской Федерации.
При массовом использовании на предприятиях облигационного заимствования возникает проблема, связанная с оценкой того, на каких условиях он может быть привлечен. В первую очередь это касается оценки четырех основных показателей, а именно возможного объема, стоимости, периода выплаты дохода и того срока, на какой он может быть привлечен.
При оценки одного из четырех важных показателей облигационного займа, а именно объема, могут использоваться несколько групп методов, каждая из которых имеет свои определенные особенности. Первая группа является фактически нормативной. Согласно требованиям российского законодательства, объем выпуска облигационного займа предприятия существующего менее трех лет регулируются или размером уставного капитала или величиной обеспе-
чения, предоставленного в этих целях обществу третьими лицами (залогом, гарантиями, поручительством). Вторая группа определяет объем заимствования на основе учета совокупного имущества хозяйствующего субъекта. Четвертая группа представлена аналоговыми методами, которые используют мультипликаторы учитывающих имущественное положение и денежные потоки двух предприятия. При этом одно из них является предприятием, которое планирует привлечь заемный капитал, а другое выступает предприятием-аналогом, которое уже такой заемный капитал привлекало. Пятая группа обосновывает объем облигационного займа на основании стоимости инвестиционного проекта, который планируется реализовать в рамках конкретного предприятия.
При анализе методов оценки объема облигационного займа выяснилось, что российские промышленные предприятия используются три группы методов: методы учитывающие совокупное имущество предприятия, методы учитывающие денежные потоки предприятия и нормативные методы. При этом необходимо отметить то, что наиболее популярными являются методы, учитывающие имущество и денежные
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
потоки предприятия. В целом на методы учитывающих совокупное имущество приходилось до 50 % от общего количества применяемых методов.
Для оценки второго показателя корпоративного облигационного капитала, а именно процентной ставки существует три основных подхода. Первый учитывает фактор риска и использует известное соотношения «риск-доходность», т. е. более рискованные активы должны быть более доходными и наоборот. Второй основан на анализе динамики рыночных процентных ставок. Третий использует принцип сопоставления или процентных ставок предприятий аналогов или с внутренней нормы доходности инвестиционного проекта.
При анализе практики по использованию методов оценки процентной ставки выяснилось, что промышленные предприятия в основном использовали три группы методов оценки: методы основанные на учете отраслевой рыночной средневзвешенной процентной ставки, методы основанные на оценки кумулятивной барьерной процентной ставки и методы основанные на использовании модели САРМ (Capital Asset Pricing Model).
Необходимо отметить, что использование таких методов, как кредитные рейтинги в Российской Федерации пока не эффективны по ряду причин. Главной среди них является то, что сами рейтинги и их поддержание возможны только на платной основе. Поэтому количество предприятий, у которых имеются рейтинги не значительно. В целом рейтинги имеют не более 200 российских предприятий.
Для оценки третьего показателя облигационного капитала, а именно периода выплаты дохода, может использоваться в целом только одна группа методов. Она основана на принципе сопоставления денежных потоков самого предприятия или реализуемого им инновационного проекта, с периодом выплаты дохода по облигационному займу.
Для оценки четвертого показателя облигационного капитала, а именно периода его обращения, могут использоваться группа методов основанная на прин-
ципе сопоставления. И сопоставление периода обращения облигационного займа проводится или с жизненным циклом инновационного проекта или с периодом возможного аккумулирования необходимых денежных средств для погашения займа.
В целом методы, основанные на принципе сопоставления периода обращения облигационного займа с жизненным циклом проекта, используются как основные, но с определенным временным лагом. Этот временной лаг, как правило, увеличивает срок обращения облигационного займа до какой-то стандартной величины кратный году. При этом на срок обращения облигационного займа влияет ряд факторов. Первым фактором является кредитное качество заемщика. Вторым фактором является цель, на которую используют привлеченные денежные средства. Третьим фактором является сам финансовый рынок и его динамика.
Подводя итог исследования, авторами статьи был сделан основной вывод о том, что на уровне предприятия наиболее необходимым и трудоемким является оценка только двух основных показателей облигационного капитала, а именно его объема и процентной ставки. Остальные два показателя, период выплаты дохода и срок обращения облигационного займа, с точки зрения оценки более просты и не требующие, каких то сложных расчетов. И их можно оценки на основе статистических отраслевых данных.
Библиографические ссылки
1. Федеральная служба государственной статистики РФ // Статистический бюллетень. 2009. № 1 (152).
2. URL: http://www.cbonds.info/ru/rus/
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
4. URL: http://www.ra-national.ru/.
© Прохорова Е. В., 2013
УДК 658.21
К. В. Радионова, Е. В. Кононова Научный руководитель - Р. В. Болтов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАРКИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Исследованы основные направления поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, используемые в настоящее время. В процессе исследования, был сделан вывод о потребности Красноярска в инфраструктурной поддержке, а именно в создании промышленных парков.
В последнее время в Красноярске появляется много промышленных и инновационных проектов, но из-за дорогостоящей организации производства они не воплощаются в жизнь. К тому же, имеющееся промышленное производство значительно отстает в раз-
витии по сравнению с добычей полезных ископаемых, потому что добывающая промышленность менее капиталоемкая, чем обрабатывающая. Это видно из следующих цифр: С 1995 года по 2008 год добыча полезных ископаемых в Красноярском крае выросла