Научная статья на тему 'Проблемы использования Международных стандартов как информационной базы для экономического анализа'

Проблемы использования Международных стандартов как информационной базы для экономического анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования Международных стандартов как информационной базы для экономического анализа»

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КАК ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

Резцова М., Сташевский А., Костин А. студенты специальности «Бухучет, анализ и аудит»

Научный руководитель: Сыропятова С.Б., к.э.н., доцент Волжский университет им.В.Н.Татищева, Тольятти

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. №283) был начат процесс реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Меры по ее реализации в 20012005 годах (одобрены Правительством РФ - Письмо от 13.04.2001 №КА-П13-06573) предусматривали совершенствование методологического обеспечения системы бухгалтерского учета; обеспечение достоверного и полного раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за счет дифференцированного подхода к порядку формирования и представления бухгалтерской отчетности; развитие бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов.

Подходы к применению международных стандартов в российской практике были конкретизированы и систематизированы в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена Приказом министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180), которая предполагает два пути использования Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО): использование в качестве основы для разработки национальных стандартов; самостоятельное использование для составления консолидированной финансовой отчетности общественно значимыми хозяйствующими субъектами.

В настоящее время значимость Международных стандартов финансовой отчетности существенно возросла во всем мире. МСФО не только обобщают опыт ведущих экономически развитых стран, но и активно влияют на развитие национальных систем бухгалтерского учета и отчетности как за счет прямого внедрения МСФО в национальную практику, так и за счет конвергенции требований международных и национальных стандартов.

В этой связи представляется особенно необходимой разработка комплексного и системного подхода к внедрению МСФО в российскую бухгалтерскую практику. Однако, для этого необходимо понимание их сущности, определение сходств и различий понятийного аппарата в соответствии в Рос., а также сходств и различий требований отдельных МСФО, и их совокупности.

В работе проиллюстрированы возможности классификации/группировки МСФО на основе системной трактовки и рекомендован вариант классификации, исходя из направленности стандартов на формирование различных форм отчетности, который представлен в табл. 1.

Объективная необходимость понимания Международных стандартов финансовой отчетности как системы требований, объединенных внутренней логикой, базирующихся на единых теоретических концептуальных основах, предназначенных для формирования финансовой отчетности, выполняющей конкретные цели, и направлений развития системы МСФО, требуют проведения сравнительного анализа Российского ПБУ и МСФО, которые будут приведены в таблицах 2-5.

Признаки классификации Стандарты, относимые в группу

Общие требования к содержанию финансовой отчетности МСФО (IAS) 1. Представление финансовой отчетности. МСФО (IAS) 27. Консолидированная и индивидуальная отчетность. МСФО (IAS) 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции. МСФО (IAS) 34. Промежуточная финансовая отчетность. МСФО (IFRS) 1. Первичное применение МСФО. МСФО (IFRS) 3. Объединения бизнеса.

Требования к содержанию статей баланса МСФО (IAS) 2. Запасы. МСФО (IAS) 16. Основные средства. МСФО (IAS) 17. Аренда. МСФО (IAS) 28. Инвестиции в ассоциированные компании. МСФО (IAS) 31. Доли в совместных предприятиях. МСФО (IAS) 32. Финансовые инструменты: представление информации. МСФО (IAS) 36. Обесценение активов. МСФО (IAS) 37. Резервы, условные обязательства и условные активы. МСФО (IAS) 38. Нематериальные активы. МСФО (IAS) 39. Финансовые инструменты: признание и оценка. МСФО (IAS) 40. Инвестиционная собственность. МСФО (IFRS) 2. Выплаты на основе акций (долевыми инструментами). МСФО (IFRS) 5. Нетекущие активы, предназначенные для продажи, и прекращенные операции

Требования к содержанию статей отчета о совокупном доходе МСФО (IAS) 11. Строительные контракты (договоры подряда). МСФО (IAS) 12. Налоги на прибыль. МСФО (IAS) 18. Выручка. МСФО (IAS) 19. Вознаграждения работникам. МСФО (IAS) 21. Эффект изменений валютных курсов. МСФО (IAS) 23. Затраты по займам. МСФО (IAS) 33. Прибыль на акцию.

Требования к содержанию отчета об изменениях в собственном капитале МСФО (IAS) 8. Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки.

Требования к содержанию отчета о движении денежных средств МСФО (IAS) 7. Отчет о движении денежных средств.

Требования к содержанию примечаний МСФО (IAS) 10. События, произошедшие после отчетного периода. МСФО (IAS) 20. Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи. МСФО (IAS) 24. Раскрытие информации о связанных сторонах. МСФО (IAS) 26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам). МСФО (IFRS) 7. Финансовые инструменты: раскрытие информации МСФО (IFRS) 8. Операционные сегменты

Отраслевые стандарты МСФО (IAS) 41. Сельское хозяйство МСФО (IFRS) 4. Договоры страхования. МСФО (IFRS) 6. Разведка и оценка минеральных ресурсов

Наименование РПБУ МСФО Комментарий

Определение бухгалтерской (финансовой) отчетности Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ст. 2 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Аналогичное определение содержится в п.4 ПБУ 4/99. Финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией (п.7 МСФО 1). Зависимость финансовой отчетности по МСФО от бухгалтерского учета более гибкая, чем в РПБУ.

Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п.6 ПБУ 4/99). Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании (п.7 МСФО 1). В РПБУ нет четкого указания, что цель финансовой отчетности состоит в представлении информации об организации, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений.

Активы Определение активов отсутствует. Активы представляются в виде показателей разделов «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» актива бухгалтерского баланса. Ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (п. 49 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). В РПБУ в отличие от МСФО не содержится определения активов.

Обязательства Определение обязательств отсутствует. Обязательства представляются в виде показателей бухгалтерского баланса в разделах «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства». Текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку из компании ресурсов, приносящих экономическую выгоду (там же) В РПБУ в отличие от МСФО не содержится определения обязательств.

Капитал Определение капитала отсутствует. Капитал представляется в виде показателей раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса. Доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств (там же). В РПБУ в отличие от МСФО не содержится определения капитала.

Доходы Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала (подп.(а) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Различия отсутствуют.

Расходы Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных Уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к Различия отсутствуют.

Наименование РПБУ МСФО Комментарий

средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала (подп.(Ь) п.70 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Таблица 3. Сравнительный анализ соответствия допущений РПБУ положениям МСФО

Наименование РПБУ МСФО Комментарий

Допущение имущественной обособленности Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.5 ПБУ 1/08). В МСФО допущение имущественной обособленности прямо не определено. Допущение имущественной обособленности в МСФО реализовано косвенно, путем указания на экономические ресурсы, контролируемые предприятием (п.16 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).

Допущение непрерывности деятельности Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (п.5 ПБУ 1/08). Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) Различий нет.

Допущение последовательности применения учетной политики Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п.5 ПБУ 1/08). Предприятие выбирает и применяет учетную политику последовательно для одинаковых операций, прочих событий и условий (п.13 МСФО 8). Различий нет.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п. 5 ПБУ 1/08). Результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены) -принцип начисления. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся (п.22 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Различный подход МСФО и РПБУ к допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности, выражающийся в том, что прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, согласно МСФО могут учитываться в качестве ретроспективной корректировки нераспределенной прибыли (п.100 МСФО 1, МСФО 8), в отличие от РПБУ.

Таблица 4. Сравнительный анализ соответствия требований РПБУ положениям МСФО

Наименование РПБУ МСФО Комментарий

Отчетная дата Отчетная дата по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность, является фиксированной и определяется в соответствии с п.2 ст.14 Закона «О бухгалтерском учете». Отчетная дата для финансовой отчетности по МСФО не является фиксированной. В отличие от РПБУ, в МСФО отсутствует жесткое закрепление отчетной даты.

Продолжительнос ть отчетного периода В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно (п.36). Отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п.37). В соответствии с п. 13 ПБУ 4/99 (Приказ Минфина России № 43н) при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью: (а) причину выбора периода отличающегося от одного года; и (б) факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях в капитале, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не сопоставимы. (п. 49 МСФО 1). В РПБУ изменение продолжительности отчетного периода возможно только в случае, когда момент создания (регистрации) юридического лица (п.13 ПБУ 4/99) приходится на период после 1 октября или при прекращении его деятельности (п.9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации утв. приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н).

Требование полноты Полнота отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (п.6 ПБУ 1/08). Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание (п.38 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Различий нет.

Требование своевременности Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (п.6 ПБУ 1/08). Своевременное отражение информации в отчетности с учетом соблюдения баланса между уместностью и надежностью информации (см. п.43 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). Различий нет.

Требование осмотрительно -сти Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п.6 ПБУ 1/08). Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Различий нет.

Требование приоритета содержания перед формой Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.6 ПБУ 1/08). Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. Различий нет.

Требование Тождество данных аналитического учета оборотам и Требование непротиворечивости в МСФО не Отсутствие в МСФО определения

Наименование РПБУ МСФО Комментарий

непротиворе- чивости остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п.6 ПБУ 1/08). определено. требования непротиворечивости объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета.

Требование рациональности Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (п.6 ПБУ 1/08). Требование рациональности в отношении ведения бухгалтерского учета в МСФО не определено. Отсутствие в МСФО определения требования рациональности объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета.

Таблица 5. Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности и особенности определения состава включаемой информации

Наименование РПБУ МСФО Комментарий

Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности Бухгалтерская отчетность состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки. (п.2 ст.13 Закона «О бухгалтерском учете») В соответствии с п. 28 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и в виде пояснительной записки. В соответствии с п. 1 приказа Минфина России № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» включаемые в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты: (а) бухгалтерский баланс; (б) отчет о прибылях и убытках; (в) отчет об изменениях капитала, показывающий: (0 все изменения в капитале; либо (и) изменения в капитале, отличные от операций с акционерами; (г) отчет о движении денежных средств; и (д) пояснения, включающие существенные положения использованной для подготовки финансовой отчетности учетной политики и прочие примечания (п.8 МСФО 1) 1. В системе МСФО, в отличие от РПБУ, не существует определения формы бухгалтерской отчетности. В связи с этим отчеты, включаемые в полный комплект финансовой отчетности, могут формироваться исходя из предлагаемых в МСФО 1 вариантов построения финансовой отчетности и разрабатываться организациями самостоятельно. Российские формы отчетности, даже с учетом продекларированного подхода к самостоятельной разработке организациями форм отчетности на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Минфина России № 67н (п.1 Указаний о порядке составления и представления форм бухгалтерской отчетности), обычно не отличаются от рекомендуемых. 2. В МСФО 1, в отличие от РПБУ, предусмотрено два варианта представления отчета об изменениях капитала: (а) отчет, показывающий все изменения в капитале; (б) отчет, не включающий операции с акционерами по вкладам в капитал и выплате дивидендов. 3. В российской системе регулирования бухгалтерского учета в отличие от МСФО существует требование составления Приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5), а также Отчета о целевом использовании полученных средств (форма №6). В них приводится

Наименование РПБУ МСФО Комментарий

и убытках бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала считать формой № 3, Отчет о движении денежных средств -формой № 4, Приложение к бухгалтерскому балансу - формой № 5, Отчет о целевом использовании полученных средств - формой № 6. информация, которая согласно МСФО включается в пояснительные примечания к финансовой отчетности. 4. МСФО не устанавливает прямого требования об обязательном включении в состав финансовой отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности организации.

Представление дополнительной информации, сопутствующей финансовой (бухгалтерской) отчетности Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений (п.39 ПБУ 4/99). Компании могут представлять, помимо финансовой отчетности, финансовые обзоры руководства, в которых описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается (п.9 МСФО 1). В частности, такой отчет может включать анализ ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно Международным стандартам финансовой отчетности (в соответствии с подп. (с) п.9 МСФО 1) РПБУ не содержит ни требований по представлению, ни запрета на представление финансовых обзоров руководства.

Объем информации, представляемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности РПБУ устанавливает возможности представления бухгалтерской отчетности в различном составе в зависимости от особенностей отчитывающихся организаций. Следующие виды организаций имеют право предоставлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном составе форм отчетности: субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, общественные организации (объединения). (см. п.3,4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 67н от 22.07.03, п.85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»). МСФО не устанавливает зависимость объема раскрываемой информации от особенностей деятельности отчитывающейся организации. До выхода МСФО по финансовой отчетности малых и средних предприятий, система МСФО не содержит специальных требований к раскрытию информации в отчетности отдельных видов компаний.

Проблемы практического применения МСФО и рекомендации по внедрению МСФО в российскую практику. На основе анализа, можно предложить следующую классификацию проблем применения МСФО:

• необходимость формирования институциональных механизмов, обеспечивающих разработку и внедрение МСФО и соблюдение их применения (надзора над процессом внедрения) на международном, региональных и национальных уровнях, а также обеспечение скоординированной работы данных механизмов;

• необходимость решения вопросов правового внедрения МСФО в национальную практику;

• необходимость четкого понимания сферы применения МСФО на национальном уровне;

• необходимость решения технических вопросов, связанных как со спецификой самих МСФО, так и с национальными особенностями.

Все эти группы проблем взаимосвязаны между собой и требуют комплексного подхода к их решению и участия в этом процессе всех заинтересованных сторон на национальных, региональных и международном уровнях.

Мы предлагаем следующие рекомендации в отношении процесса дальнейшего внедрения МСФО в российскую практику:

• учитывать весь комплекс проблем применения МСФО, идентифицированных на основе международного опыта, а также тенденции развития МСФО;

• разработать стратегию формирования институционального механизма внедрения

МСФО в национальную практику на основе опыта Европейского Союза: создание специальных консультационных органов, представляющих интересы различных заинтересованных сторон; органов, ответственных за одобрение МСФО к применению; органов, ответственных за контроль над применением МСФО; обеспечение взаимодействия с другими связанными сторонами: статистическими органами,

институтом оценки, институтом корпоративного управления и др.;

• обеспечить системность механизма правового внедрения МСФО;

• четко идентифицировать сферу применения МСФО, ограничившись на первом этапе консолидированной отчетностью открытых акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов на рынке ценных бумаг, что соответствует европейскому подходу;

• разработать подходы к решению технических проблем применения МСФО (перевод стандартов, разработка учебных материалов, подготовка кадров и др.);

• активизировать работу по взаимодействию с Комитетом по международным стандартам, другими международными организациями; обеспечить более активное представительство России в данных организациях.

Библиографический список

¡.Соловьева О.В. Цель Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) как системы // Аудит и финансовый анализ, 2009, № 2. - 1 п.л. (в редакции).

2.Шеремет А.Д., Соловьева О.В. Проблемы применения Международных стандартов финансовой отчетности: анализ международного опыта // Аудит и финансовый анализ, 2009, № 1. - 0.7 п.л./ 0,35 п.л. авторских (в редакции).

3.Соловьева О.В. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) как система // Аудит и финансовый анализ, 2009, № 1. - 1 п.л. (в редакции).

4.Соловьева О.В. Понятия финансового учета и финансовой отчетности // Вестник Московского университета, Серия 6. Экономика., 2008, №6. - 0. 8 п.л.

5. Соловьева О.В. Оценка элементов финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) // Аудит и финансовый анализ, 2008, № 6. - 1,0 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.