Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / COMPETENCE / STUDENT / METHODOLOGY / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Преображенский А.П., Чопоров О.Н.

В данной работе проведено рассмотрение возможностей применения технологий комптентностного обучения. Приведены примеры, на что будут влиять подобные подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USE OF COMPETENT EDUCATION

In this paper, we consider the possibilities of applying the technologies of competency-based learning. Examples are given to influence such approaches.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ»

© Russian Journal of Education and Psychology

2020, Том 11, № 3 • http://rjep.ru

DOI: 10.12731/2658-4034-2020-3-44-47

проблемы использования компетентностного обучения

Преображенский А.П.1, Чопоров О.Н.}

воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж, Российская Федерация 2Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж, Российская Федерация

В данной работе проведено рассмотрение возможностей применения технологий комптентностного обучения. Приведены примеры, на что будут влиять подобные подходы.

Ключевые слова: компетенция; обучающийся; методика; технология.

PROBLEMS OF uSE OF cOMPETENT EDucATiON

Preobrazhenskiy A.P.1, Choporov O.N.2

1Voronezh Institute of High Technologies, Voronezh, Russia 2Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation

In this paper, we consider the possibilities of applying the technologies of competency-based learning. Examples are given to influence such approaches.

Keywords: competence; student; methodology; technology.

Введение

Компетентностные подходы активным образом развиваются в течение последнего времени в образовательной сфере. В данной работе обсуждаются возможности и перспективы применения подобных подходов.

О характеристиках компетентностных подходов в образовании

Применение компетентностно-ориентированных способов можно рассматривать как базис в парадигме действующего обучения.

© Russian Journal of Education and Psychology

2020, Volume 11, Number 3 • http://rjep.ru

Прежде всего, ориентируются на то, что справедливым является применение метода проектов.

Такой подход обсуждался уже достаточно давно, в него вносились различные дополнения, но лишь в последнее десятилетие он уже сформировался весьма полным способом.

Кроме того, исходят теории компетенций из того, что есть самостоятельность обучающихся. Есть у них и обозначенная мера ответственности за свои действия.

Современные дисциплины нельзя рассматривать отдельным образом. Есть такие, которые опираются на результаты изучения других дисциплин.

Но, можно отметить и такие, которые формируются на базе междисциплинарного подхода.

При формировании траекторий индивидуального обучения для обучающихся необходимо стремление к освоению главными составляющими. Тогда можно говорить о том, что на выходе из учебного учреждения будут специалисты высокого класса.

При построении системы образования необходимо понимать, какая модель будет применяться. Выбор модели будет оказывать влияние на те методические подходы, которые будут применяться в дальнейшем [1].

При использовании подхода, базирующегося на компетенциях, важно формировать соответствующие контрольно-измерительные материалы. Сейчас преподаватели имеют возможности включения в них самых разных способов, в том числе - деловые игры (они включают целый спектр развития подкомпетенций), написание письменных работ, использование комплексных заданий. Все в итоге ведет к укреплению как компетентностного, так и знаниевого уровней [2, 3].

Значимость внутри контрольных материалов подразделяется на имеющую личностный и социальный характер. Кроме того, играет роль практическая подготовка [4, 5].

Это важно, чтобы педагог демонстрировал связь излагаемого материала, с одной стороны - с теми дисциплинами, которые уже были прочитаны, с их теоретической компонентой.

© Russian Journal of Education and Psychology

2020, Том 11, № 3 • http://rjep.ru

С другой стороны, изложение должно выглядеть не сухой теорией, а демонстрировать конкретные возможности применения на практике соответствующих разработок.

Нельзя забывать и о том, что обучающиеся должны развиваться как личности. Вузовское обучение оказывает большое влияние на профессиональную ориентацию личностей [3].

Обучающиеся не должны слепо выполнять предоставляемые для них задания. Тогда будет просто формироваться хороший исполнитель.

Важно, чтобы проходило формирование продуктивного мышления, например, среди студентов инженерных специальностей и направлений. Тогда можно говорить о том, что будут развиваться и инженерные качества.

В образовательных организациях должны стремиться к тому, чтобы личности развивать самыми разными способами. В этом помогут соответствующие внеучебные подразделения и кружки.

Необходимо обеспечивать подготовку портфолио будущих выпускников. Оно поможет им в дальнейшем трудоустройстве.

Выводы

Применение компетентностных подходов предоставляет широкие возможности для подготовки будущих специалистов. Но при этом они будут обуславливать и изменения в самой образовательной системе.

Список литературы

1. Преображенский Ю.П. О подготовке инженерных кадров // В сборнике: Современные инновации в науке и технике Сборник научных трудов 8-й Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С.175-179.

2. Преображенский Ю.П., Преображенская Н.С., Львович И.Я. Некоторые аспекты информатизации образовательных учреждений и развития медиакомпетентности преподавателей и руководителей // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 5-2. С. 134-136.

© Russian Journal of Education and Psychology

2020, Volume 11, Number 3 • http://rjep.ru

3. Преображенский Ю.П. Характеристики информационно-образовательного пространства вуза // В сборнике: Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 218-219.

4. Максимова И.В., Ваганова О.И., Карпова М.А. Использование видеофрагментов при преподавании дисциплин естественнонаучного цикла // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9-2. С. 56-59.

5. Якушева С.Д. Самоменеджмент в деятельности педагога современного образовательного комплекса // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 11. С. 242-263.

References

1. Preobrazhenskij Yu.P. O podgotovke inzhenemyh kadrov // V sbomike: Sovremennye innovacii v nauke i tekhnike Sbornik nauchnyh trudov 8-j Vserossijskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov. 2018. S. 175-179.

2. Preobrazhenskij Yu.P., Preobrazhenskaya N.S., L'vovich I.Ya. Nekotorye aspekty informatizacii obrazovatel'nyh uchrezhdenij i razvitiya mediakom-petentnosti prepodavatelej i rukovoditelej // Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2013. T. 9. № 5-2. S. 134-136.

3. Preobrazhenskij Yu.P. Harakteristiki informacionno-obrazovatel'nogo prostranstva vuza // V sbornike: Antropocentricheskie nauki: innova-cionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti Materialy VII Me-zhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. S. 218-219.

4. Maksimova I.V., Vaganova O.I., Karpova M.A. Ispol'zovanie videof-ragmentov pri prepodavanii disciplin estestvennonauchnogo cikla // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2018. T. 9. № 9-2. S. 56-59.

5. Yakusheva S.D. Samomenedzhment v deyatel'nosti pedagoga sovremenno-go obrazovatel'nogo kompleksa // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2018. T. 9. № 11. S. 242-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.