Загидуллина Л.В.
Габидуллина Е.В.
Газизуллина А.М.
Ханнанова Т.Р., к.ю.н. профессор, заведующая кафедрой Государственного и
муниципального управления ФГБОУВПО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления [1]. Каждое муниципальное образование формирует свой муниципальный бюджет, за счет местных налогов и сборов, а также за счет бюджетных трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней и др. источников.
Финансовые средства бюджета муниципального образования предназначены для решения вопросом местного значения, а также для удовлетворения нужд населения, проживающего на данной территории. Кроме того, что бюджетные средства расходуются на содержание дорог, предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства, образование, культуру и другие сферы, должностные лица органов местного самоуправления вынуждены предоставлять денежные средства на различного рода обучения муниципальных служащих.
Сегодня, происходит реформирование всех сторон государственной и муниципальной службы. Меняются законы, принципы и методы осуществления деятельности муниципальных служащих.
В целях сохранения профессионализма и компетентности должностных лиц, органы муниципального образования вынуждены направлять их на обучение в высшие учебные заведения, научные центры или в органы государственной власти. Там муниципальные служащие повышают квалификацию, обучаются новым технологиям, прослушивают различные теоретические курсы в сфере нововведений в федеральном и региональном законодательстве. Перечисленные выше мероприятия требуют значительных затрат из бюджета муниципального образования, которые им не предусмотрены.
Кроме этого, существует и такая проблема, что на обучающие курсы зачастую отправляют тех должностных лиц, содержание обучения которых, не относится к сфере их деятельности. Можно привести следующий пример. В 2013 году 5 апреля был принят Федеральный закон № 44-ФЗ
"Экономика и социум" №4(13) 2014
www.iupr.ru
1352
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2]. В связи с этим, в муниципальном районе Туймазинский район Республики Башкортостан были прочитаны курсы лекций муниципальным служащим, записанным на эти лекционные занятия заместителем главы муниципального образования по финансовым вопросам. Среди муниципальных служащих в списке оказывались должностные лица, в компетенцию которых не входит осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такими лицами являлись, например, директора средних общеобразовательных школ. А такие должностные лица, как специалисты Администрации муниципального района по жизнеобеспечению населения не были включены в список лиц, которым выделены финансовые средства на обучение по данному направлению. Кроме того, не все муниципальные служащие включенные в данную программу с ответственностью относились к проведению запланированного мероприятия. Заместители глав муниципальных образований, начальники отделов Администрации муниципального образования не посчитали нужным прослушать курс лекций по направлению
[3].
Таким образом, был приведен наглядный пример, нерационального использования должностными лицами бюджетных средств муниципального образования. Данная проблема существует практически во всех территориальных образованиях, но особенно остро стоит вопрос в муниципальных районах. И если с ней не бороться, если также принимать необоснованные решения, то финансовые средства, которые могли бы быть направлены на удовлетворение нужд населения, будут уходить за пределы муниципального образования необоснованно и без получения какой-либо пользы.
Использованные источники:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой 8 октября 2003 г., одобр. Советом Федерации 14 октября 2003 г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ: принят Гос. Думой 22 марта 2013 г., одобр. Советом Федерации 27 марта 2013 г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
3. Официальный сайт Администрации муниципального района Туймазинский район РБ [Электронный ресурс]: Режим доступа. -http://www.tuimazirb.ru/
"Экономика и социум" №4(13) 2014
www.iupr.ru
1353