Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МЧС РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА МЧС / ЦЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / CULTURE / TECHNOSPHERE SAFETY / SOCIETY / PROFESSIONAL ACTIVITY / STRUCTURE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS / VALUE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Сергеевна

Активная деятельность человека всё больше стирает границы между биосферой и техносферой. На сегодняшний день в окружающей нас среде всё меньше остаётся пространства, не преобразованного человеком, и всё чаще общество возвращается к вопросам безопасности, достигнуть которую можно путем адекватной и грамотной профессиональной деятельности специалистов сотрудников ведомств и структур по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения. На сегодняшний день таких специалистов готовит немало высших учебных заведений. Однако следует актуализировать учебные планы, конкретно по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность», что связано с необходимостью включения в учебный процесс изучения такого понятия, как «культура техносферной безопасности», так необходимой для профессионалов в области обеспечения безопасности. Цель исследования выявить необходимость введения самостоятельной дисциплины «Культура техносферной безопасности». Ведущим методом исследования является создание основных необходимых разделов рабочей программы дисциплины. Результаты статьи открывают дополнительные возможности для дальнейших исследований в области теории и методики высшего профессионального образования и могут быть использованы при определении педагогических условий формирования культуры техносферной безопасности как профессиональной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENGINEERING TRAINING OF PERSONNEL OF THE RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Active human activity is increasingly blurring the boundaries between the biosphere and the technosphere. Today, there is less space left in our environment that has not been transformed by humans. However, it is necessary to update the curricula, specifically in the direction of 20.03.01 “Technosphere Safety”, which is due to the need to include in the educational process the study of such a concept as “culture of technosphere safety”, which is so necessary for professionals in the field of security. The purpose of the study is to identify the need to introduce an independent discipline “Technosphere Safety Culture”. The leading research method is the development of the main necessary sections of the discipline's work program. The results of the article open up additional opportunities for further research in the field of theory and methodology of higher professional education and can be used in determining the pedagogical conditions for the formation of a culture of technosphere safety as a professional value.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МЧС РОССИИ»

вестник казгуки №1 2024

9. Сиденко, А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебно-методическое пособие. - Изд. 3-е, испр. и доп. Ярославль-М осква: Канцлер, 2020. 256 с.

10. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. Челябинск.: Изд-во РБИУ, 2010. 317 с.

References:

1. Arhangel'skij, S.I. О modelirovanii i metodike obrabotki dannyh pedagogicheskogo jeksperimenta / S.I. Ar-hangel'skij.- Moskva : Znanie, 1974.- 48 s.

2. Zagvjazinskij, V.I. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovanija: uchebnoe posobie / V.I.Zagvjazinskij, R.Atahanov. Moskva: Akademija, 2001.208 s.

3. Zijatdinova, Ju.N. Soderzhanie social'no-professional'nogo samorazvitija studentov inzhenernogo vuza v processe inojazychnoj podgotovki / Ju.N. Zijatdinova, V.G.Perchatkina // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2022. №4 (61). S. 344-349.

4. Mandrikova, E.Ju. «Oprosnik samoorganizacii dejatel'nosti (OSD)» [Jelektronnyj resurs] / E.Ju.Mandrikova // Rezhim dostupa: https://studme.org/174463/ (data obrashhenija 20.11.2022].

5. Metodicheskie rekomendacii «Primenenie kriteriev dokazatel'nosti dissertacionnyh issledovanij v oblasti nauk ob obrazovanii». Pod nauch.red. V.M.Filippova. M.: RAO. 2023.22 s.

6. Osnickij, A.K. Oprosnik «Samoreguljacija» [Jelektronnyj resurs] / A.K.Osnickij // Rezhim dostupa: https://multiurok.ru/(data obrashhenija 20.09.2022].

7. Perchatkina, V.G. Model' social'no-professional'nogo samorazvitija studentov inzhenernogo vuza v processe inojazychnoj podgotovki i tehnologija ее realizacii / V.G.Perchatkina // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I.Lobachevskogo. 2023. №3. S. 219-223.

8. Perchatkina, V.G. Social'no-professional'noe samorazvitie: analiz analogij v terminologii / V.G.Perchatkina // V sbornike: Integracija, jevoljucija, modernizacija: puti razvitija nauki i obrazovanija. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2023. S. 206-210.

9. Sidenko, A.S. Pedagogicheskij jeksperiment: ot idei do razrabotki: Uchebno-metodicheskoe posobie. Izd. 3-е, ispr. i dop. - Jaroslavl'-Moskva: Kancler, 2020. 256 s.

10. Jakovlev, E.V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov / E.V.Jakovlev, N.O.Jakovleva. Cheljabinsk.: Izd-vo RBIU, 2010. 317 s.

УДК 372.8

E.C. Королеба

ПРОБЛЕ M Ы ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ M ЧС РОССИИ

Активная деятельность человека всё больше стирает границы между биосферой и техносферой. На сегодняшний день в окружающей нас среде всё меньше остаётся пространства, не преобразованного человеком, и всё чаще общество возвращается к вопросам безопасности, достигнуть которую можно путем адекватной и грамотной профессиональной деятельности специалистов - сотрудников ведомств и структур по обеспечению безопасной жизнедеятельности населения. На сегодняшний день таких специалистов готовит немало высших учебных заведений. Однако следует актуализировать учебные планы, конкретно по направлению 20.03.01 «Техносферная безопасность», что связано с необходимостью включения в учебный процесс изучения такого понятия, как «культура техносферной безопасности», так необходимой для профессионалов в области обеспечения безопасности. Цель исследования -выявить необходимость введения самостоятельной дисциплины «Культура техносферной безопасности». Ведущим методом исследования является создание основных необходимых разделов рабочей программы дисциплины. Результаты статьи открывают дополнительные возможности для дальнейших исследований в области теории и методики высшего профессионального образования и могут быть использованы при определении педагогических условий формирования культуры техносферной безопасности как профессиональной ценности.

Ключевые слова: Культура, техносферная безопасность, общество, профессиональная деятельность, структура М ЧС, ценность, формирование

Для цитирования: Королева Е.С. Проблемы инженерной подготовки кадров МЧС России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.101-106.

Elena S. Koroleva PROBLEMS OF ENGINEERING TRAINING OF PERSONNEL OF THE RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Active human activity is increasingly blurring the boundaries between the biosphere and the technosphere. Today, there is less space left in our environment that has not been transformed by humans. However, it is necessary to update the curricula, specifically in the direction of 20.03.01 "Technosphere Safety", which is due to the need to include in the educational process the study of such a concept as "culture of technosphere safety", which is so necessary for professionals in the field of security. The purpose of the study is to identify the need to introduce an independent discipline "Technosphere Safety Culture". The leading research method is the development of the main necessary sections of the discipline's work program. The results of the article open up additional opportunities for further research in the field of theory and methodology of higher professional education and can be used in determining the pedagogical conditions for the formation of a culture of technosphere safety as a professional value.

Key words: Culture, technosphere safety, society, professional activity, structure of the Ministry of Emergency Situations, value, formation

вестник казгуки №1 2024

For citation: Koroleva E.S. Problems of engineering training of personnel of the Russian Ministry of Emergency Situations // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.101-106.

Введение

В настоящее время актуальность подготовки высококвалифицированных кадров в области техносферной безопасности увеличивается в связи с возрастающими потребностями общества в безопасности, которая, как известно, стоит вторая в системе ценностей человека после физиологических потребностей. «Техносферная безопасность - это область науки, деятельность, которая направлена на защиту окружающей среды и человека» [7, С. 211-214.] Техносферная безопасность для общества заключается в защите человека от технологических угроз в созданной им среде (населенные пункты, предприятия, инфраструктурные объекты и пр.), а также защита окружающей среды от техногенной деятельности человека. Как мы видим, концепция достижения техносферной безопасности неотделима от контролируемой деятельности человека, выражаемой, как правило, в профессиональной деятельности кадров, в том числе и структуры МЧС России. Вообще, «в условиях современного состояния биосферы любой квалифицированный специалист должен знать и понимать, какие его профессиональные действия могут привести к тех-носферной опасности, а не только инженер, который получил высшее образование по специальности "Техносферная безопасность"» [6, С. 107-110]. Профессиональной деятельностью специалистов по обеспечению безопасности является слаженное взаимодействие системы «человек - окружающая среда» во избежание или минимизации проблемы безопасности техносферы, определяемой как «человеческий фактор». «Современная статистика производственных аварий и катастроф свидетельствует о том, что тенденция их роста связана, прежде всего, с недостаточным уровнем профессионализма и несоответствующим должностным инструкциям действиям работников в аварийных ситуациях, малым временем для принятия наилучшего в критической ситуации решения» [2.]. Данный факт позволяет нам выдвинуть предположение, что необходим пересмотр и актуализация учебных планов профессиональной подготовки специалистов в области техносферной (промышленной) безопасности, согласно существующим современным запросам обще-

ства, исходя из анализируемой статистики по чрезвычайным ситуациям страны и мира.

Всего в России 187 вузов, осуществляющих подготовку студентов по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность. Основными изучающими дисциплинами являются: Безопасность жизнедеятельности; Опасные природные процессы; Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; Организация, ведение и безопасность аварийно-спасательных работ; М етоди-ческие основы принятия решений в чрезвычайных ситуациях и др. Почти все дисциплины являются профессионально и практико-ориентированными. Опираясь на социокультурный подход в образовании, стоит отметить, что наряду с приобретаемыми профессиональными компетенциями, студенту просто необходимо обладать культурой безопасности, а именно, культурой техносферной безопасности. Добиться этого можно путем усвоения междисциплинарных знаний, в том числе, предположив, что из метапредметных результатов обучения у студентов сформируется данная модель поведения.

Литературный обзор

В последние годы всё чаще появляются исследования, посвященные проблемам формирования культуры безопасности или культуры безопасного поведения. Так, С.Э. Косынки-на в своем исследовании выявляет варианты «эффективных условий и методики развития культуры безопасности жизнедеятельности» [6, с.251]. Также исследует процессы формирования культуры безопасности А.В.Казьмина, которая опирается на статистическое число техногенных аварий и катастроф [42]. В контексте государственной важности отражается культура безопасности в работах И.Г. Долининой и О.В. Кушнарева [2, с.495]. О важности личностных качеств в формировании культуры техносферной безопасности говорит в своем исследовании Л.С. Выготский [1]. Но, возвращаясь к определению Ю.Д. Смирнова о том, что «техносферная безопасность - это область науки», считаем, что на данный момент в системе высшего образования есть существенный недостаток, заключающийся в том, что процессу формирования профессиональной культуры у будущих инженеров уделяется мало внимания. В

вестник ка:

связи с этим хотелось бы рассмотреть возможность введения в учебный план дисциплины «Культура техносферной безопасности», которая на сегодняшний день не ведется ни в одном вузе, осуществляющем подготовку студентов по направлению 20.03.01. Техносферная безопасность.

Материалы и методы

Важными элементами культуры техносферной безопасности являются «индивидуальные, профессиональные этические, моральные ценности, нормы поведения, традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности» [1, С. 175-178].

Для обеспечения безопасности на производстве или в обществе необходима организованная и четкая последовательность действий по выполнению целевых задач, которые при отрицательном варианте исхода событий провоцируют риски чрезвычайных ситуаций. Успешно изучаемые студентами дисциплины в ходе учебного процесса и активно усваиваемые знания гарантируют формирование необходимых профессиональных компетенций для предотвращения и минимизации опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций и защиты человека, и окружающей среды от опасных и вредных производственных факторов. Проанализировав Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 20.03.01, наиболее приближенной по смыслу компетенцией к исследуемому нами понятию «культура тех-носферной безопасности» является компетенция из раздела Общепрофессиональные компетенции, а именно: ОПК-2 - Способен обеспечивать безопасность человека и сохранение окружающей среды, основываясь на принципах культуры безопасности и концепции риск-ориентированного мышления. Это возможно при помощи системного подхода к оценке и управлению рисками, а также использовании современных технологий и инноваций в области безопасности. Ключевыми элементами являются превентивные меры, обучение и информирование людей - как важный фактор устойчивого развития и саморазвития, а также разработка и внедрение стандартов и правил, направленных на минимизацию потенциальных угроз и опасностей. Только таким образом можно обеспечить

уки №12024

устойчивое развитие общества и сохранение природных ресурсов для будущих поколений.

Культура техносферной безопасности олицетворяет комплексный подход к обеспечению безопасности человека и окружающей среды в условиях технического прогресса и развития современных технологий. Она основывается на понимании рисков, связанных с использованием техники и технологий, а также предполагает внедрение современных методов управления рисками и обеспечение высокого уровня безопасности как в технической, так и в информационной сферах. Культура техносферной безопасности также подразумевает развитие технологий, направленных на предотвращение аварий и катастроф, а также минимизацию негативного воздействия техногенных процессов на окружающую среду. В целом, культура техносферной безопасности способствует созданию стабильного и безопасного общества, где технологии используются эффективно и ответственно, а риски минимизированы.

H.A. Теплая, изучая формирование культуры студентов инженерных направлений, называет культуру «высшим проявлением человеческой образованности и профессиональной компетенции» [8,23с.]. Культура техносферной безопасности, таким образом, становится важным элементом высшей человеческой образованности и профессиональной компетенции. Она подразумевает не только понимание и соблюдение правил техники безопасности, но и глубокое осознание возможных рисков, связанных с технологическими процессами, а также умение эффективно управлять ими. В современном мире, где технологии становятся все более сложными и влияют на все аспекты жизни, культура тех-носферной безопасности становится неотъемлемой частью образования и подготовки специалистов в самых различных областях. Владение знаниями и навыками в области техносферной безопасности является обязательным для специалистов всех уровней, что демонстрирует ее значение как важного аспекта профессиональной компетенции в современном обществе.

Необходимость и сложность формирования культуры техносферной безопасности подчеркивает в своем исследовании Г.Б. Лялькина, которая «системообразующим фактором культуры безопасности считает внутреннюю потребность человека обеспечи-

вестник ка:

вать свою безопасность, безопасность своего потомства и социума в целом при условии сохранения экологического равновесия в природной среде» [3, С. 27-38]. Эта внутренняя потребность человека в обеспечении безопасности для себя, своих близких и общества, в целом, играет важную роль в формировании культуры безопасности. Она стимулирует развитие системы ценностей, основанных на ответственности, уважении к окружающей среде и готовности принимать меры для минимизации рисков. Культура безопасности, основанная на внутренней потребности человека и уважении к природе, направляет усилия на создание устойчивых и безопасных технологий, разработку соответствующих законодательных актов и обязательное обучение населения основам безопасности. Такой подход способствует не только обеспечению безопасности в современном мире, но и сохранению экологической устойчивости для будущих поколений.

Изучаемой дисциплиной, в рамках которой происходит формирование культуры техносферной безопасности по рассматриваемому нами направлению 20.03.01, является, прежде всего, дисциплина Безопасность жизнедеятельности, изучаемая на четвертом курсе бакалавриата. Однако уровень значимости данной темы говорит о том, что важно начинать изучение аспектов безопасности на более раннем этапе обучения, возможно даже на втором курсе.

Раннее включение дисциплин по безопасности жизнедеятельности в учебные планы позволит студентам сформировать более глубокое понимание рисков и методов их управления. Это также поможет подготовить будущих специалистов к применению безопасных практик на начальных этапах их профессиональной карьеры. Таким образом, исследование и внедрение таких изменений в учебные планы становится не только целесообразным, но и необходимым для обеспечения безопасной и эффективной деятельности в различных областях.

Обсуждение

При существующей важности понимания студентами понятия и смысла культуры тех-носферной безопасности, выступающей как связующее звено в изучении дисциплин из раздела профессиональных, выдвигаем предположение о необходимости введения самостоятельной дисциплины «Культура техно-

уки №12024

сферной безопасности» не позднее, чем на втором курсе обучения, считая её отсутствие на сегодняшний день одной из проблем инженерной подготовки кадров для M ЧС России.

Основными изучаемыми разделами должны стать следующие:

1) Культура техносферной безопасности: основные термины и понятия, исторический аспект;

2) Культура техносферной безопасности: законодательное регулирование в области промышленной безопасности;

3) Способы формирования культуры техносферной безопасности. В данном разделе необходимо разработать педагогические и дидактические условия.

В качестве практикоориентированной направленности должны выступать разработанные пассивные и активные методы, кейс-методы и методы проектов.

4) Приемы мотивации и целеполагания при формировании культуры техносферной безопасности.

Несомненно, культурой техносферной безопасности является интегративное качество личности будущего специалиста по обеспечению безопасности, заключающееся в осознании преобладания ценностей жизни настоящего и будущих поколений в здоровой окружающей среде. Воспитание морали, так важной в вопросах принятия решений будущих инженеров в своей профессиональной деятельности, является основополагающим элементом во внедряемой и разрабатываемой дисциплине «Культура техносферной безопасности».

Результаты

С введением организованной системы формирования культуры техносферной безопасности в виде соответствующей разработанной рабочей программы возрастет количество замотивированных на учебу студентов. Это связано с осознанием студентами значимости своей будущей профессии, важности роли профессиональной культуры в повседневной деятельности по обеспечению безопасности. Особенности организации учебного процесса, учитывающие приемы мотивации и целеполагания при формировании культуры техносферной безопасности, раскрывают ценность обеспечения повседневной безопасности общества, что является следствием воспитания чувства морали и профессионального долга будущего специалиста по

вестник казгуки №1 2024 обеспечению безопасности. Разработанная ловек и его безопасность занимают цен-дисциплина, с ориентацией на ФГОС ВО тральное место, имеет потенциал изменить направления подготовки «Техносферная без- подход к проектированию и использованию опасность», преобразовывает учебный про- техники, обеспечивая инновационные реше-цесс в еще более практикоориентированный, ния, направленные на минимизацию рисков и что увеличивает вероятность успешного тру- улучшение условий жизни. Такой подход со-доустройства выпускников технического ву- ответствует целям развития культуры техно-за. сферной безопасности и способствует созда-Заключение нию идеального баланса между технологиче-«Без учета человеческого фактора невоз- скими достижениями и обеспечением без-можно создать надежные технические объек- опасности и комфорта человека. Соответ-ты, обеспечить их безопасность при управле- ственно и главной ценностью культуры тех-нии. Необходимо развивать новое мировоз- носферной безопасности как профессиональ-зрение, связанное с ориентацией на проблему ной компетенции является помимо квалифи-человека как высшей ценности» [4, С. 12-13]. кационной еще и психологический настрой, Развитие новой философии, которая сосредо- при котором предотвращение рисков и заточена на человеке как на своей самой ценной щищенность жизненно важных интересов составляющей, становится ключевым аспек- личности, общества и государства становятся том в формировании культуры техносферной первоочередными целями в деятельности безопасности. Мировоззрение, в котором че- специалиста на рабочем месте [5].

Литература:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 6: Научное наследство, 1984. 400 с.

2. Долинина И. Г., Кушнарёва О. В. Риск-ориентированное мышление обучающихся: актуальность, определение и операции //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 9-3. С. 495-499.

3. Егоров Д. Е. и др. М етодические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности //Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова. 2011. № 2. С. 175-178.

4. Казьмина А.В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у бакалавров в области защиты окружающей среды : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Казьмина Анна Владимировна; М осква, 2011. 206 с.

5. Карпов В.В. Формирование культуры безопасности у студентов направления подготовки "техносферная безопасность" // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №4. (44). С.74-78.

6. Косынкина С.Э. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов технического вуза. // Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования в высшей и общеобразовательной школе: Материалы методологического семинара. 2006. С. 251.

7. Лялькина Г.Б. Роль системного подхода в формировании культуры безопасности //Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. №. 2 (32). С. 27-38.

8. М аслова Л.Ф. Проблемы формирования у студентов культуры безопасности жизнедеятельности //Вестник АПК Ставрополья. 2012. №. 4. С. 12-13.

9. Попцов А.Н. Аксиологический подход к процессу формирования культуры техносферной безопасности //Глобальный научный потенциал. 2021. Т. 1. С. 159.

10. Попцов А.Н., Долинина И.Г., Хаматнурова Е.Н. Педагогическая технология формирования компетентности обеспечения техносферной безопасности //Kant. 2019. № 3 (32). С. 107-110.

11. Смирнов Ю. Д. Техносферная безопасность в Российской Федерации //Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов XIX М еждународной научно-практической конференции 2023. С. 211-214.

12. Теплая Н.А. Формирование информационной культуры студентов - будущих инженеров в техническом вузе: автореф. дис. ... канд.пед.наук:13.00.08/Н.А. Теплая.-Шуя. 2009. 23 с.

References:

1. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 61.: T. 6: Nauchnoe nasledstvo, 1984.400 s.

2. Dolinina I.G., Kushnarjova O.V. Risk-orientirovannoe myshlenie obuchajushhihsja: aktual'nost', opredelenie i operacii //Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016. № 9-3. S. 495-499.

3. Egorov D.E. i dr. Metodicheskie osnovy formirovanija kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti //Vestnik Belgo-rodskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta im. V.G.Shuhova. 2011. № 2. S. 175-178.

4. Kaz'mina A.V. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti u bakalavrov v oblasti zashhity okruzhajushhej sredy : dissertacija ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.08 / Kaz'mina Anna Vladimirovna; Moskva, 2011. 206 s.

5. Karpov V.V. Formirovanie kul'tury bezopasnosti u studentov napravlenija podgotovki "tehnosfernaja bezopasnost'" // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019. №4. (44). S.74-78.

6. Kosynkina S.Je. Formirovanie kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti v professional'noj podgotovke studentov tehnicheskogo vuza. //Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija biologicheskogo i jekologicheskogo obrazovanija v vysshej i obshheobrazovatel'noj shkole: Materialy metodologicheskogo seminara. 2006. S. 251.

вестник казгуки №1 2024

7. Ljal'kina G.B. Rol' sistemnogo podhoda v formirovanii kul'tury bezopasnosti //Sovremennaja vysshaja shkola: inno-vacionnyj aspekt. 2016. T. 8. №. 2 (32). S. 27-38.

8. Maslova L.F. Problemy formirovanija u studentov kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti //Vestnik APK Stavropol'ja. 2012. №. 4. S. 12-13.

9. Popcov A.N. Aksiologicheskij podhod k processu formirovanija kul'tury tehnosfernoj bezopasnosti //Global'nyj nauch-nyj potencial. 2021. Т. 1. S. 159.

10. Popcov A.N., Dolinina I. G., Hamatnurova E. N. Pedagogicheskaja tehnologija formirovanija kompetentnosti obespecheni-ja tehnosfernoj bezopasnosti //Kant. 2019. № 3 (32). S. 107-110.

11. Smirnov Ju.D. Tehnosfernaja bezopasnost' v Rossijskoj Federacii //Aktual'nye problemy nauki i obrazovanija v uslovi-jah sovremennyh vyzovov. Sbornik materialovXIXMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2023. S. 211-214.

12. Teplaja N.A. Formirovanie informacionnoj kul'tury studentov - budushhih inzhenerov v tehnicheskom vuze: avtoref. dis. & kand.ped.nauk:13.00.08/N.A. Teplaja.-Shuja. 2009. 23 s.

УДК 355.233.231

А.Д. Крибоногоб

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕ M НОГО ПРОЦЕССА ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Статья посвящена структурно-функциональному моделированию системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации образования. В теоретико-методологическом блоке модели отражены теоретические основания, методологические подходы при реализации воспитательной деятельности, а также принципы и закономерности. В содержательно-технологическом блоке детально представлены основные направления практической деятельности: педагогическая ситуация в условиях цифровой трансформации, психолого-педагогические технологии и содержательная методика, включающая модульную целевую программу по внедрению как традиционных, так и цифровых технологий. Оценочно-критериальный блок включает систему взаимосвязанных условий, каждое из которых дифференцировано на пять уровней гражданско-патриотической воспитанности студентов.

Ключевые слова: модель, гражданственность, патриотизм, цифровизация образования, студенты института культуры

Для цитирования: Кривоногов АД M оделирование системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.106-111.

Artem D. Krlvonogov MODELING OF THE SYSTEMIC PROCESS OF CIVIL-PATRIOTE EDUCATION OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF CULTURE IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article is devoted to the structural and functional modeling of the systemic process of civil and patriotic education of students of the institute of culture in the context of digitization of education. The theoretical and methodological block of the model reflects the theoretical foundations, methodological approaches in the implementation of educational activities, as well as principles and patterns. The content-technological block presents in detail the main areas of practical activity: pedagogical conditions in the context of digital transformation, psychological and pedagogical technologies and a content methodology, including a modular targeted program for the introduction of both traditional and digital technologies. The evaluation-criteria block includes a system of interrelated criteria, each of which is differentiated into five levels of civil and patriotic education of students.

Key words: model, civil, patriotism, digitalization of education, students of the Institute of Culture

For citation: Krivonogov A.D. Modeling of the systemic process of civil-patriote education of students of the institute of culture in conditions of digitalization // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.106-111.

Введение

В последние годы современный мир становится все более турбулентным, сложным и непредсказуемым. В новых социально-политических условиях, вызванных трансформацией внешних и внутренних основ взаимодействия в российском обществе, закономерно возрастает потребность в воспитании активного, ответственного, граждански и патриотически настроенного молодого поколения [9].

Уже сегодня жизнь не ставит перед средним и высшим образованием стратегию фор-

мирования личности с определенной социальной и патриотической позицией, а уже конкретно работает в этом ключе. На уровне нашего государства - Российской Федерации - разработана и внедрена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» исходя из Постановления Правительства РФ от 30.12.2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020». Сегодня можно надеяться на системное и целостное формирование патриотических чувств и гражданственности у обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.