ет, что возврат к традиции очевиден: традиция порождает творчество как самобытное выражение, что, в свою очередь, является свободой. Мышление для этноса, выявляющего свое самосознание через религиозный опыт, обозначается как постоянно присутствующее. Для этноса история не прерывается тогда, когда он повторяет великий принцип бытия, утверждающий: «Вещь для меня, а не я для вещи».
Итогом нашего размышления о технократическом характере этнофобии выступают следующие утверждения. Во-первых, следует сказать, что феномен этнофобии возникает тогда, когда на смену религиозному опыту как практике осмысления этноса в качестве исторического субъекта приходит политическое подражание, нуждающееся в культивировании образа безвольного объекта, не имеющего шанса на самобытное социальное мышление. Во-вторых, любой исторический разрыв есть угнетение того или иного исторического проекта, целью коего является потребление чужих ценностей. В-третьих, подражание вызывает к жизни два этноса, один из которых для выживания
и культивирует этнофобию в массовом сознании. В-четвертых, проведенный анализ позволяет говорить о том, что преодоление этнофобии заключается в игнорировании исторических разрывов путем обнаружения их некатастрофического характера в религиозных суперэтнических текстах. Отсюда вывод о том, что первоосновой для конструирования этнофобии является похищение смысла религиозного опыта как практики преодоления избранности технократической элиты и объектного положения этноса.
В завершении анализа дадим следующее определение: этнофобия - это исторический конструкт, позволяющий отважившейся на подражание другой цивилизации элите остановить процесс изобретения как процесс выражения исторической субъектности этноса, заключающийся в понимании власти не как блага, а как испытания. Суть этого конструкта состоит в том, что мышление этноса начинается тогда, когда технически соединилось несоединимое.
Статья поступила 30.10.2013 г.
Библиографический список
1. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: АСТ, 2001. 560 с.
3. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.: Современ-ник,1984. 383 с.
4. Гиренок Ф.И. Картография дословности. Патологии русского ума. М.: Аграф, 1998. 416 с.
5. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М: Coda, 1997. 343 с.
6. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественных изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 328 с.
7. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим // Иностранная литература. 1991. № 12. С. 170-212.
УДК 514.18
ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Л О о
© И.Г. Борисенко1, Л.Н. Головина2, Д.Н. Володина3
Сибирский федеральный университет, 660074, Россия, г. Красноярск, ул. Киренского, 26.
В статье акцентируется внимание на отсутствии престижа инженерных профессий, государственного заказа на них при общем дефиците квалифицированных инженерных кадров в России и связанных с этим проблемах, возникающих при получении инженерного образования в условиях современного быстро меняющегося мира. Также отмечено снижение образовательного уровня студентов первого курса машиностроительных специальностей, что видно по результатам входного тестирования за несколько лет. Доказывается, что использование в самостоятельной работе современных информационных технологий, интерактивных электронных учебных курсов, а также вовлечение студентов в проектную деятельность повышает мотивацию к обучению и его эффективность. Ил. 3. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: входное тестирование; инженерная графика; самостоятельная работа; интерактивный электронный курс дисциплины; познавательная мотивация; проектная деятельность.
1Борисенко Ирина Геннадьевна, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения Политехнического института, тел.: 89039218653, e-mail: [email protected]
Borisenko Irina, Associate Professor of the Department of Descriptive Geometry and Drawing of Polytechnic Institute, tel.: +79039218653, e-mail: [email protected]
2Головина Людмила Николаевна, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения Политехнического института, тел.: 89232753378, e-mail: [email protected]
Golovina Lyudmila, Associate Professor of the Department of Descriptive Geometry and Drawing of Polytechnic Institute, tel.: +79039218653, e-mail: [email protected]
3Володина Дарья Николаевна, аспирант, программист Центра обучающих систем, тел.: 89659020213, e-mail: [email protected]
Volodina Darya, Postgraduate, Programmer of the Center of Learning Systems, tel.: +79659020213, e-mail: [email protected]
ENGINEERING EDUCATION PROBLEMS. IMPROVING INDEPENDENT WORK EFFICIENCY I.G. Borisenko, L.N. Golovina, D.N. Volodina
Siberian Federal University,
26 Kirensky St., Krasnoyarsk, 660074, Russia.
The article focuses on the lack of prestige and the absence of government order for engineering professions under the general deficit of qualified engineers in Russia and the associated problems in receiving engineering education in today's rapidly changing world. The article refers to a decrease in the educational level of the first-year mechanical engineering students revealed based on entrance test results in the last few years. It proves that the use of modern information technologies, interactive e-course disciplines in students' independent work as well as student involvement in project activ i-ties enhances motivation and learning efficiency. 3 figures. 7 sources.
Key words: entrance testing; engineering graphics; independent work; interactive e-course discipline; cognitive motivation; project activity.
Повышение престижа инженерных профессий -одно из приоритетных направлений в модернизации российского образования. Именно от инженеров, технологов, конструкторов во многом зависит технологическое переоснащение страны. Для реализации данной цели необходимо сформировать новое поколение инженеров, способных создавать, поддерживать и развивать инновационные технологические решения. А одной из главных задач инженерного образования является подготовка не только профессионально образованного, способного к самостоятельному принятию решений специалиста, но и подготовка его к успешному вхождению на рынок труда, развитие у него активной жизненной позиции, выработка умения самостоятельно развиваться дальше как личность.
Однако отсутствие государственного заказа на подготовку инженерных кадров, самоустранение органов власти из процесса профориентации школьников и формирования престижности инженерных профессий привело к тому, что 20% россиян в настоящее время самой престижной профессией считают профессию юриста, на втором месте - экономисты. Рейтинг инженеров и ученых находится в пределах между 1 и 3% (по данным журнала «Эксперт» [1]). К тому же у молодых специалистов, не имеющих опыта, в начале своей профессиональной карьеры мало шансов быть использованными в своей области. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последнее время рост безработицы среди выпускников
вузов составил 21,9% [7].
Наша обеспокоенность будущим базовых дисциплин в инженерном вузе подтверждается исследованиями, результаты которых выходят за рамки узкопрофессионального сектора проблем и предполагают серьезный анализ. Так, был проведен опрос 142-х студентов первого курса Политехнического института Сибирского федерального университета, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров: 221400.62 «Управление качеством»; 221700.62 «Стандартизация и метрология»; 151600.62 «Прикладная механика»; 150100.62.07 «Материаловедение и технология материалов в машиностроении»; 150700.62.02 «Машины и технология обработки металлов давлением»; 150700.62.04 «Оборудование и технология сварочного производства» и 151000.62.12 «Гидравлические машины гидроприводы и гидропневмоавтоматика». Из диаграммы, отражающей сведения о количестве баллов, полученных ими в результате сдачи ЕГЭ по математике (рис. 1), видно, что студенты, набравшие от 41 до 60 баллов, составляют основную массу обучающихся; наблюдается некая «закономерность»: чем выше результаты ЕГЭ, тем меньше поступивших на инженерные специальности [3].
Конечно, трудно говорить о привлекательности профессии инженера в контексте все продолжающегося закрытия крупных промышленных предприятий (мелкие и средние давно закрыты), невысоких зарплат
7 6 17
45 Г * ■ 25-30 баллов ■ 31-40 баллов ■ 41-50 баллов
■ 51-60 баллов ■ 61-70 баллов ■ 71-80 баллов
Рис. 1. Результаты ЕГЭ по математике абитуриентов, поступивших на инженерные специальности в 2012 г. (отсчет по часовой стрелке)
и т.п. К тому же в реальности мы получаем абитуриентов, а потом и студентов, как минимум половина из которых при поступлении не проявляли тяги к инженерной профессии.
Также можно заключить, что гарантированное поступление при невысоком ЕГЭ противоречит требованиям к качеству подготовки абитуриентов и основным рейтинговым показателям вуза. При ежегодном входном тестировании, проводимом с целью выявления остаточных знаний после получения среднего школьного образования, студентам технических специальностей предлагается анонимно ответить на пять вопросов по геометрии [3]. На рис. 2 представлены результаты входного тестирования 2007 и 2012 гг. Из гистограммы видно, что в 2012 г. на первый вопрос правильно ответили на 28,6% студентов меньше, чем в 2007 г., на второй вопрос - на 26,7%, на третий - на 86%, на четвертый - на 70%, и на пятый вопрос - на 52% меньше [4].
ЕГЭ занимаются с репетиторами, что не способствует развитию умения самостоятельной работы. Важность умения учиться самостоятельно становится в последнее время все более актуальной по нескольким причинам. Главная из них - это переход к информационному обществу, поскольку обучение - это приобретение новой информации для целесообразной деятельности. Основу разумной деятельности человека обеспечивают информационные процессы восприятия, запоминания и извлечения образов объектов и событий окружающего мира. А цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Самостоятельная работа студентов на современном этапе преобразования высшей школы - это система взаимосвязанных технологий, направленных
% 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Первый
2007 г. 2012 г.
Второй
Третий
Четвертый
Пятый Вопросы
Рис. 2. Результаты входного тестирования по дисциплине «Инженерная графика» в 2007 и 2012 гг.
По опыту работы и результатам входного тестирования студентов выявлено следующее:
Во-первых, в настоящее время около 80% молодых людей, поступающих в технические вузы, к сожалению, практически не знают геометрию, не изучали в школе черчение, не обладают пространственным представлением [2, 3]. Из-за недостатка часов на подготовку по соответствующим дисциплинам в школе преподаватели вузов вместо первых шагов инженерного образования в течение довольно длительного времени вынуждены ликвидировать у студентов младших курсов пробелы школьного образования, заниматься «дотягиванием» большинства из них до минимально возможного вузовского уровня.
Во-вторых, студенты не могут организовать самостоятельную работу.
В-третьих, они не умеют ориентироваться в информационном пространстве.
В-четвертых, студенты не проявляют должного интереса к получению знаний, не проявляют познавательной активности.
Большая часть школьников для успешной сдачи
не только на достижение учебных целей, но главным образом на формирование личностных качеств будущего специалиста - самопознание, саморазвитие, самореализацию, которые, в свою очередь, формируют нового компетентного специалиста, отвечающего всем требованиям современного рынка.
Самостоятельная работа студентов сегодня является не просто одной из форм образовательного процесса, а становится его основой [2]. Ее выполнение требует достаточного уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности. Как процесс самосовершенствования и самопознания она доставляет ученику удовлетворение [6].
В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени. Однако перенос большего количества часов на самостоятельное обучение, как показывает мировой опыт, эффективен только при действенном контроле преподавателя за этим видом работ, то есть преподавателям должна планироваться нагрузка для контроля над самостоятельной работой [5]. При защите самостоятельно выполненных заданий
наибольший акцент делается на теоретические разделы, используемые для выполнения защищаемого задания.
Примером эффективной работы со студентами может служить создание электронных курсов комбинированного типа для различных дисциплин в интерактивной системе электронных курсов СФУ тБ.Б1и-kras.ru (далее - система). Например, созданный для направления подготовки бакалавров 151000.62 «Технологические машины и оборудование» электронный курс дисциплины «Инженерная графика» в системе отличается от обычной классической подачи учебного материала тем, что учебные материалы размещены и представлены таким образом, что самостоятельная работа студента составляет более 60% от общей учебной нагрузки. При этом преподаватель может проследить выполнение самостоятельной работы студента на любом из этапов выполнения, что позволяет мотивировать студента к своевременному выполнению данной работы. Например, пока студент не выполнит самостоятельную или расчетно-графическую работу на удовлетворительную оценку, он не сможет даже ознакомиться с текстом контрольного задания и упражнения, что также мотивирует студента к своевременному выполнению задания (рис. 3).
тов на самостоятельное изучение дисциплины.
По нашему мнению, новые методологические подходы необходимо использовать на всех уровнях образовательного процесса преподавателями, аспирантами и студентами как самостоятельно, так и в процессе проведения аудиторных занятий в интересах повышения качества образования и его адекватности современным проблемам развития цивилизации.
Современную систему обучения изменить быстро невозможно, а улучшить - в наших силах, повысив тем самым успешность обучения в уже существующих условиях. Таким образом, мы считаем, что для решения обозначенных проблем необходимо:
- широко внедрять и использовать современные технологии обучения, дающие возможность преподавателю получать наиболее полное представление об индивидуальных способностях каждого студента, а значит, повышать свою эффективность в формировании личности будущего специалиста;
- повышать мотивацию вовлечения студента в процесс познания, ведь познавательная мотивация побуждает студента развивать свои способности в проектировании и оказывает влияние на раскрытие его творческого потенциала, на формирование личностных качеств. Развитие познавательно-целевого
Рис. 3. Сообщение, которое видит студент, если не выполнил необходимые задания
При использовании электронных курсов в интерактивной системе обучения у студентов отмечены значительные успехи - баллы за итоговое тестирование выше в среднем на 15-20% в сравнении с прошлым годом, когда студенты еще не обучались в данной системе.
Электронный курс содержит комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную индивидуальную учебную деятельность обучаемых (студентов): глоссарий, видеоуроки, достаточный объем теоретического материала, размещенного по разделам в интерактивной форме (что значительно упрощает поиск необходимой информации), тесты по каждому разделу курса, задания для практической работы. Успешность использования электронных курсов заключается в максимальной степени индивидуализации учебного процесса, постоянном контроле и эффективном управлении обучаемыми. Элементы и настройки курса мотивируют студен-
компонента способствует переориентации интересов, активизации способностей студентов, создавая предпосылки для успешного выполнения проектной деятельности, которая напрямую связана с организацией его самостоятельной работы;
- повышать эффективность индивидуальной работы со студентами, позволяющей выявить действительный уровень знаний и одновременно научить их работать самостоятельно, пользоваться учебной и научной литературой, то есть свободно ориентироваться в информационном пространстве, что и является одной из важнейших составляющих образования;
- уделять внимание развитию у молодежи, начиная со школы, навыков самостоятельной работы, умения пользоваться учебной и научной литературой, свободно ориентироваться в информационном пространстве, что также является одной из основных составляющих современного образования.
Статья поступила 08.11.2013 г.
1. Андреев О.П. Именно инженеры могут стать и станут основой для модернизации нашего государства // Тюменские известия. 2012. № 175 (5617) [Электронный ресурс]. URL: http ://www.t-i. ru/a rticle/24445/
2. Борисенко И.Г. Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций // Вестник Иркутского государственного технического университета. 20l 1. № 12 (59). С. 355-357.
3. Борисенко И.Г. К проблеме образования: информационно-когнитивные аспекты // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 1 (72). С. 207-211.
4. Головина Л.Н., Борисенко И.Г. Анализ результатов входного контроля студентов первого курса машиностроитель-
ский список
ных специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 135-138.
5. Головина Л.Н. О влиянии технологий конструирования на объем и структуру дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» // О влиянии технологий конструирования: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 2012. Т. 18. № 4. С. 21-29.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2000. 384 с.
7. Смолянинова О.Г., Иманова О.А., Бугакова О.Е. Использование технологии е-портфолио в системе среднего профессионального педагогического образования // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2012. Т. 5. № 11. С. 1707-1713.
УДК 152.27
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ
© И.С. Бубнова1, В.И. Рерке1
Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664001, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.
Представлены результаты эмпирического исследования особенностей гендерной идентичности у подростков -сирот, раскрыты особенности ее формирования в условиях интернатного учреждения. Ил. 6. Табл. 1.Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: гендер; гендерная идентичность; сирота.
ADOLESCENT ORPHAN GENDER IDENTITY FORMATION I.S. Bubnova, V.I. Rerke
East-Siberian State Academy of Education, 6 Nizhnyaya Naberezhnaya, Irkutsk, 664001, Russia.
The article presents the results of the empirical study of the features of gender identity and its formation with adolescent
orphans in the conditions of orphanages.
6 figures. 1 table. 6 sources.
Key words: gender; gender identity; orphan.
Современное состояние общества, характеризующееся нарастанием ценностно-нормативной неопределенности в целом и изменением сложившейся ранее системы дифференциации половых ролей в частности, побуждает к постановке ряда нетрадиционных вопросов, среди которых - вопрос о специфике становления маскулинности и фемининности в процессе развития личности. В развитии и становлении личности все более значимым является формирование половой сферы и полоролевого поведения, а также адекватного отношения к своей гендерной роли и гендерной роли противоположного пола. Отмечаемое рядом авторов (С. Айвазова, О. Здравомыслова, М. Арутюнян, В.В. Абраменкова) гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует отношение человека к своей и противоположной гендерной роли. Дисгармоничные взаимоотношения по-
лов приводят к формированию неадекватной гендер-ной идентичности, которая, в свою очередь, провоцирует агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков.
В настоящей статье гендерная идентичность рассматривается как процесс осознания и принятия определенной мужественности и женственности, существующих в рамках той или иной культуры, в которой воспитывается человек. Гендерная идентичность главным образом задается распространенной в обществе системой половых ролей, которые ребенок усваивает в процессе социализации. Фемининная гендер-ная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует доминирования, активности, даже агрессивности.
Ярче всего проблемы формирования гендерной
1Бубнова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент Педагогического института, тел.: 89641009163, e-mail: [email protected]
Bubnova Irina, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Pedagogical Institute, tel.: 89641009163, e-mail: [email protected]
1 Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент факультета педагогики, e-mail: [email protected] Rerke Victoria, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Faculty of Pedagogics, e-mail: [email protected]