УДК 372.016:62+378
Головина Людмила Николаевна
Доцент кафедры начертательной геометрии и черчения института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, [email protected], г. Красноярск
Борисенко Ирина Геннадьевна
Доцент кафедры начертательной геометрии и черчения института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, [email protected], г. Красноярск
анализ результатов входного контроля студентов первого курса машиностроительных специальностей
Аннотация. Авторы в статье акцентируют внимание на низком уровне школьной геометро-графической подготовки молодежи и связанных с ним проблем при получении инженерного образования, востребовательности выпускников технических вузов в условиях жесткой конкуренции на рынке труда современного наукоемкого высокотехнологического производства. Приведен анализ образовательного уровня студентов первого курса машиностроительных специальностей, основанный на результатах входного тестирования 2007 и 2012 гг. Авторы отмечают резкое ухудшение математической и геометро-графической подготовки абитуриентов и отсутствие у них навыков самостоятельной работы. Предлагают некоторые пути решения обозначенной проблемы.
Ключевые слова: инженерное образование, входное тестирование, школьная геометро-графическая подготовка, начертательная геометрия, самостоятельная работа студентов, 3D- моделирование, CAD-среды.
GolovinaLyudmila Nikolaevna
Associate Professor ofthe Department ofDescriptive Geometryand DrawingInstitute of Education, Psychologyand sociologyat the SiberianFederalUniversity, [email protected], Krasnoyarsk
Borisenko Irina Gennadievna
Associate Professor ofthe Department ofDescriptive Geometryand DrawingInstitute of Education, Psychologyand sociologyat theSiberianFederalUniversity, [email protected], Krasnoyarsk
entrance resultsanalysis of thefirst year students of machinebuilding specialties
Abstract. The article deals with the low level of geometrical-graphical school training of the youth and their technical institution entrance problems, as well as their future work after graduation under the conditions of strict competition in the market of present science intensive and high technology production. The educational level analysis of the first year students of the machine-building specialties, based on the 2007 and 2012 entrance test results, is conducted. Drastic deterioration in geometrical-graphical school training of the youth and lack of their self-dependent work is marked. Some ways of solving this problem are shown.
Keywords. Technical education, entrance testing, geometrical-graphical school training, descriptive geometry, students' self-dependent work, 3D modeling.
Мировая экономика характеризуется все более жесткой конкуренцией, повышением сложности и наукоемкости выпускаемой продукции. «Молодые специалисты, не имеющих опыта, в начале своей профессиональной карьеры, имеют мало шансов быть использованными в своей области. По данным Федеральной службы государ-
ственной статистики рост безработицы среди выпускников вузов составил 21,9%» [6, с. 1707]. Перед высшим профессиональным образованием стоит задача подготовки специалиста, знания и квалификация которого позволяют ориентироваться в тенденциях и реалиях быстро меняющегося мира для выбора и применения новых технологий
решения своих профессиональных задач. Решение такой задачи не возможно без базового школьного образования соответствующего требованиям времени.
На первых курсах машиностроительных специальностей Политехнического института Сибирского федерального университета, обучающихся по следующим направлениям подготовки бакалавров: 221400.62 «Управление качеством»; 221700.62 «Стандартизация и метрология»;151600.62 «Прикладная механика»;150100.62.07 «Материаловедение и технология материалов в машиностроении»;4150700.62.02 «Машины и технология обработки металлов давлением»; 150700.62.04 «Оборудование и технология сварочного производства»;151000.62.12 «Гидравлические машины гидроприводы и гидропневмоавтоматика» проводилось входное тестирование в 2007 и 2012 гг. Во входном тестировании участвовало более 100 студентов.
Студентам было предложно анонимно ответить на пять вопросов входного теста:
1-Чему равна площадь круга? 2-Чему равна длина окружности? 3- Чему равна длина дуги окружности? 4-Какразделить окруж-
ность на шесть равных частей с помощью циркуля? 5-Как восстановить к отрезку серединный перпендикуляр с помощью циркуля? Результаты входного тестирования первокурсников 2007 и 2012 гг. представлены на рисунках 1 и 2.
На рисунке 1 представлено количество студентов, правильно ответивших на перечисленные выше вопросы входных тестов в 2007 и 2012гг. Наибольшую трудность вызвал вопрос - определение дуги окружности.
Анализируя гистограмму входного тестирования студентов, представленную на рис. 1, в 2012 году мы наблюдаем снижение их образовательного уровня по всем вопроса входного теста.
На круговых диаграммах отображено, на сколько вопросов дано правильных ответов одним студентом. Анализируя диаграмму на рис. 2 мы видим, что в 2007 году наибольшее число студентов, правильно ответили на три вопроса. На пять вопросов входных тестов ответили десять процентов от общего числа тестируемых. Не смогли ответить правильно ни на один вопрос три процента от общего числа тестируемых. Тестирование 2012 года показало, что наибольшее количество сту-
Рисунок 1 - Результаты правильных ответов на конкретный вопрос
Рисунок 2 - Количество правильных ответов 2007 и 2012 гг.
дентов правильно ответили на один вопрос входных тестов, на пять вопросов не ответил никто, и не смогли ответить правильно шестнадцать процентов от общего числа опрошенных.
Анализ результатов входного тестирования показывает, что за последние несколько лет у студентов машиностроительных специальностей первого курса наблюдается снижение уровня знаний по геометрии и черчению. Это позволяет сделать вывод, что ученикам в школе дается недостаточно знаний по данным предметам.
В результате проверки заданий, выполняемых студентами на практических занятиях и анализа полученных данных входного тестирования, приведенных на рис. 1-3вы-явлено, что около 80% поступающих в технические вузы, к сожалению: практически не знают геометрию; не изучали в школе черчение; не обладают пространственным представлением [1; 2] и логическим мышлением. К тому же осознание студентами своего низкого уровня подготовки резко снижает мотивацию к обучению.
Как мы видим, ситуация с абитуриентами машиностроительных специальностей крайне неблагополучна в отношении их образовательного уровня и знаний, полученных в школе. Кроме этого абитуриенты не умеют работать самостоятельно.
Важность умения учиться самостоятельно становится в последнее время все более актуальной по нескольким причинам. Главная из них - это переход к информационному обществу. Самостоятельная работа студентов сегодня является не просто одной из форм образовательного процесса, а становится его основой [2], ее выполнение требует достаточного уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самопознания [5]. В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени.
Однако перенос большего количества часов на самостоятельное обучение, как показывает мировой опыт, эффективен только при действенном контроле преподавателя за этим видом работ, т. е. преподавателям должна планироваться нагрузка для контроля над
самостоятельной работой [3]. При защите самостоятельно выполненных заданий, наибольший акцент делается на теоретические разделы, используемые для выполнения защищаемого задания.
Одним из способов корректировки школьных пробелов по геометрии и черчению, является «дотягивание» преподавателем студентов до необходимого уровня, позволяющего усваивать разделы курса «Начертательная геометрия и инженерная графика». Однако серьезным препятствием для этого является недостаточное количество часов по данному предмету.
«ФГОС ВПО [7] не предусматривает объема часов, необходимого для формирования профессиональных компетенций для всех механико-машиностроительных направлений подготовки, как при традиционных, так и при компьютерных технологиях проектирования изделий» [3, с. 29]. Сокращение часов на дисциплину сверх предела, минимально необходимого логикой процесса обучения, делает изучение данного предмета неэффективным.
«Тенденция перехода на новое качество проектирования изделий и технологий, возникшее в конце 20 века, привели к появлению нового технологического уклада, основанного на интеграции в машиностроении всех этапов работ и реализации концепции информационной поддержки жизненного цикла изделий (ЖЦИ)»[4, с. 693]. Концепция жизненного цикла изделий (ЖЦИ) реализуется переходом в процессе проектирования от бумажной и двухмерной электронной документации к твердотельному трехмерному моделированию изделий и их компонентов в CAD-средах. «Внедрение в учебный процесс программных комплексов конструкторского проектирования в САЭ-средах типа SolidWorks, Компас-3D или любых других, позволяет студентам быстрее формировать пространственное воображение за счет синтеза простейших тел путем кинематических операций над двумерными эскизами, формирующими трехмерные тела»[3, с. 29].
Базовым продуктом среды 3D-моделиро-вания является математическая модель твердого тела: обладающая топологией, геометрией, набором физико-механических свойств, необходимых для анализа поведения деталей и сборочных единиц и обеспечения их рабо-
тоспособности на этапе проектирования.
Большинство задач раздела начертательной геометрии, геометрического черчения, проекционного черчения, при использовании компьютерной технологии проектирования, решается автоматически геометрическим ядром CAD-сред (моделером). При этом появляются другие разделы, связанные с новыми технологиями проектирования, которые также базируются на школьных знаниях геометрии и черчения.
Таким образом, для успешного изучения графических дисциплин, являющихся основополагающими в инженерном образовании, формирования профессиональных компетенций специалиста, необходимо:
Во-первых, увеличение количества часов, отводимых на изучение начертательной геометрии и инженерной графики, как основополагающих для изучения специальных дисциплин всех инженерных направлений и специальностей.
Во-вторых, изменение структуры курса «Начертательная геометрия и инженерная графика» с учетом особенности работы в САЭ-средах.
В-третьих, развитие у молодежи, начиная со школы, навыков самостоятельной работы, умения пользоваться учебной и научной литературой, свободно ориентироваться в информационном пространстве, что является одной из основных составляющих современного образования.
Библиографический список
1. Борисенко И. Г. Инновационные технологии в преподавании начертательной геометрии при формировании профессиональных компетенций. // Вестник ИрГТУ - 2011. - № 12 - С. 355-357.
2. Борисенко И. Г. К проблеме образования: информационно-когнитивные аспекты // Вестник ИрГТУ - 2013. - № 1 - С. 28-32.
3. Головина Л. Н. О влиянии технологий конструирования на объем и структуру дисциплины «начертательная геометрия и инженерная графика» // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2012. -Т. 18. -№4. - С. 21-29.
4. Головина Л. Н. Системный подход к организации конструкторско-технологической подготовки машиностроителей / Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2012. -№1(т. 2). - С. 693-696.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
6. Смолянинова О. Г., Иманова О. А., Бугако-ва О. Е. Использование технологии е-порфолио в системе среднего профессионального педагогического образования. // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. - Т. 5. - № 11. - С. 1707-1713.
7. Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 1519000 Конструкторско-технологи-ческое обеспечение машиностроительных производств. - [Электронный ресурс] Режим доступа: (дата обращения: 14.12.2012).