Научная статья на тему 'Проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений'

Проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломтатидзе О.В.

В статье рассмотрены проблемы инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии. Анализируется действующий механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Особое внимание уделяется проблеме реализации принципов доходности и сохранности, а также распределению ответственности за результаты инвестирования между участниками рынка пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений»

Пенсионная система

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

О. В. ломтатидзе,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и управления собственностью E-mail: ovku@mail.ru Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, г. Екатеринбург

В статье рассмотрены проблемы инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии. Анализируется действующий механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. Особое внимание уделяется проблеме реализации принципов доходности и сохранности, а также распределению ответственности за результаты инвестирования между участниками рынка пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионная реформа, инвестирование средств пенсионных накоплений, негосударственный пенсионный фонд,управляющая компания, накопительная часть трудовой пенсии.

В рамках пенсионной реформы, проводимой с 2002 г., накопительная часть трудовой пенсии — это единственный элемент формирующейся трудовой пенсии граждан, представленный реальными деньгами. Важность проблемы инвестирования этих средств состоит в сохранении покупательской способности пенсионных денег, а также в их дальнейшем росте.

Накопительная часть трудовой пенсии формируется на данное время у граждан 1967 г. рождения и моложе. С 2002 по 2009 г. формирование накопительного компонента осуществлялось за счет единого социального налога, с 2010 г. — за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем пропорционально выплачиваемой заработной плате. У мужчин 1953—1957 г. р., женщин 1957—1967 г. р. накопительная часть пенсии также имеется, однако ее формирование происходило ограниченный

период времени — с 2002 по 2004 г. Еще одним источником пополнения средств накопительной части трудовой пенсии являются отчисления, производимые гражданами и государством в рамках программы государственного софинансирования пенсионных накоплений.

На 01.09.2009 общий объем пенсионных накоплений составлял 538,3 млрд руб., из которых в управлении государственной управляющей компании находилось 452,5 млрд руб., частных управляющих компаний (УК) — 14,1 млрд руб., негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — 71,7 млрд руб. В конце февраля 2010 г. Пенсионный фонд РФ перечислил в НПФ и УК страховые взносы за 2008 г., включая чистый финансовый результат от их временного размещения в размере 275,1 млрд руб. Таким образом, на данное время по предварительным оценкам общая сумма пенсионных накоплений, находящихся в управлении, составляет около 800 млрд руб. Несмотря на небольшой временной отрезок, в течение которого происходит формирование пенсионных накоплений, общий объем последних достиг весьма значительной величины. Однако, учитывая тот факт, что процент отчислений на накопительный компонент постоянно увеличивается (с 2 % от размера заработной платы в 2002 г. до 6 % в 2009 г.), с большой долей вероятности можно предположить, что в скором времени пенсионные накопления будут представлять собой значительную денежную массу. Таким образом, вопрос эффективного инвестирования пенсионных накоплений представляет большой интерес не только с

точки зрения будущих пенсионеров, но и с позиции государства, заинтересованного в притоке инвестиций на фондовый рынок, в экономику регионов и предприятий. Стоит обратить также внимание, что значительный в рамках национальной экономики объем средств может привести к дополнительным трудностям осуществления качественного инвестирования этих средств (с условием оптимального соотношения доходности и риска).

Инвестирование средств накопительной части трудовой пенсии осуществляется государственной управляющей компанией Внешэкономбанк и частными управляющими компаниями согласно Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». По умолчанию средства накопительной части трудовой пенсии граждан инвестируются государственной управляющей компанией (ГУК). С недавнего времени ГУК предлагает гражданам на выбор два инвестиционных портфеля (расширенный портфель и портфель государственных ценных бумаг, инвестирование средств по которому осуществляется только в государственные ценные бумаги и депозиты). Пенсионные накопления «молчунов» — тех граждан, кто не сделал никакого выбора, находятся в расширенном портфеле, который дополнительно предусматривает инвестирование средств в корпоративные, муниципальные и субфедеральные облигации, ипотечные ценные бумаги, ценные бумаги международных финансовых организаций. Кроме того, граждане в целях инвестирования своих пенсионных накоплений могут выбрать одну из частных управляющих компаний из числа допущенных к данной деятельности государством. Необходимо отметить, что негосударственные пенсионные фонды не осуществляют инвестирование пенсионных накоплений — вся инвестиционная деятельность осуществляется управляющими компаниями в рамках договора доверительного управления, заключаемого между НПФ и УК. Таким образом, пенсионные накопления граждан, выбравших тот или НПФ, инвестируются все теми же управляющими компаниями, согласно перечня ФСФР России. Одним из основных отличий от инвестирования посредством простого выбора УК при этом будет тот факт, что большинство НПФ работают с несколькими УК в целях диверсификации рисков и для получения меньших колебаний доходности. В дополнение к возможным объектам инвестирования, указанным для инвестиционных портфелей ГУК, управля-

ющие компании дополнительно инвестируют средства пенсионных накоплений в паи индексных фондов и акции.

Федеральные законы накладывают жесткие ограничения, касающиеся инвестирования средств пенсионных накоплений, которые формулировались в первую очередь в целях обеспечения сохранности и доходности пенсионных средств. Законодательство жестко регламентирует перечень инструментов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных резервов и накоплений. Кроме того, существуют ограничения: по максимально допустимой доле каждого из инструментов в портфеле; по максимально допустимой доле эмитентов (по отраслевому принципу); по максимально допустимой доле одного эмитента. Однако, как показала практика, ни одна из перечисленных мер не позволила ни обеспечить сохранности средств, ни тем более уберечь их от обесценивания. Так, по результатам 2008 г., несмотря на ограничения по инвестированию, накладываемые законодательством, средняя доходность частных УК за 2008 г. составила минус 25,5 %, доходность ГУК — минус 0,46 %. Лишь четыре из 63 УК, допущенных к инвестированию пенсионных накоплений, продемонстрировали накопленную доходность за период с 2004 по 2009 г. выше уровня инфляции, т. е. обеспечили как минимум сохранность покупательской способности средств пенсионных накоплений.

До недавнего времени действующее законодательство не предусматривало возможностей хеджирования рисков инвестирования пенсионных средств. Значительные положительные сдвиги в этом направлении произошли в 2009 г. после вступления в силу приказа ФСФР России от 10.11.2009 № 09-45/пз-н «Об утверждении Положения о снижении (ограничении) рисков, связанных с доверительным управлением активами инвестиционных фондов, размещением средств пенсионных резервов, инвестированием средств пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также об утверждении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам», который регулирует инвестирование пенсионных средств на срочном рынке и использование их в кредитовании под залог ценных бумаг (репо). Данный документ предусматривает установление ограничений на открытие позиций по срочным контрактам и операциям репо при инвестировании средств институциональных инвесторов. При этом применяется подход полного покрытия чистой

позиции, открытой по срочным контрактам и операциям репо (управляющая компания может совершать срочные сделки и сделки репо только на то количество ценных бумаг, каким она располагает в момент заключения сделки). Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и сейчас позволяет инвестировать до 10 % активов в срочные инструменты, но только для целей хеджирования. Однако на практике этот механизм не применялся, так как в отсутствие нормативной базы было не ясно, что регулятор воспримет как сделку для целей хеджирования, а что как спекуляцию. ФСФР России подробно указывает все возможные механизмы, которые могут использоваться участниками рынка. Возможность инвестировать в срочный рынок и совершать сделки репо — это еще один инструмент, который может позволить заработать необходимую доходность, защищая инвестиции УК в условиях падения фондового рынка. Однако возможность использования данных инструментов представится НПФ и УК не скоро, ФСФР России предполагает ввести эту норму лишь с 01.01.2012. Чем руководствовался регулятор, отложив возможность хеджирования на столь длительный срок, — не ясно.

Несмотря на большое число позитивных изменений, регламентирующих инвестирование пенсионных средств, многое еще предстоит сделать. Так, например, пенсионные накопления разрешено инвестировать в том числе и в корпоративные ценные бумаги исключительно листингового уровня А1. Устанавливая это ограничение, регулятор на первый взгляд, казалось бы, преследовал вполне очевидную цель — гарантирование надлежащего качества разрешенных к использованию инструментов. Однако в действительности само по себе отнесение ценной бумаги к указанному котировальному списку не обеспечивает ни сохранности пенсионных средств, ни адекватного уровня доходности. При том наборе инструментов, которые входят в список А1, у управляющих компаний гораздо меньше «возможностей для маневра». Так, в высший котировальный лист ММВБ входит лишь 17 акций эмитентов (ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Мосэнерго», Сбербанк России, несколько телекоммуникационных компаний и т. д.). При этом в перечне нет, в частности, акций ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть» и других надежных компаний. По мнению большинства участников рынка, НПФ должны иметь возможность приобретать активы не только тех эмитентов, которые «раскручены» на рынке, но и тех, которые, имея признанно высокий рейтинг

надежности, по каким-либо причинам не выпускают свои активы в широкую продажу и поэтому не входят в котировальные листы высокого уровня. На взгляд автора, необходимо расширение списка разрешенных инструментов для инвестирования пенсионных накоплений за счет эмитентов долговых ценных бумаг (облигации, векселя), выпуски которых не входят в котировальный список А1. За основу предложено взять рейтинговую оценку эмитента агентствами Moody's (не ниже B1), Fitch, Standard & Poor's (не ниже B+). Согласно расчетам экспертов математическое ожидание возможных потерь при инвестировании пенсионных накоплений в инструменты с наибольшим возможным риском при существующих ограничениях составляет 9,84 %. При инвестировании в соответствии с вновь предлагаемым принципом инвестирования математическое ожидание возможных потерь не превышает 3,1 %. При этом значительно расширится не только список эмитентов, но и глубина рынков, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений1.

Еще одной новацией действующего законодательства является проект приказа ФСФР России «Об утверждении порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц». Согласно данному документу регулятор обязывает НПФ гарантировать доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений вне зависимости от ситуации на фондовом рынке. Документ устанавливает единую для всех фондов форму расчета финансового результата от инвестирования пенсионных накоплений по итогам года и разнесение его по счетам клиентов фонда. В проекте приказа отмечается, что результат инвестирования рассчитывается как коэффициент прироста средств пенсионных накоплений, причем этот коэффициент должен быть не меньше единицы. Фактически это означает, что по итогам года на счетах клиентов нельзя показывать убытки от инвестирования пенсионных накоплений. Таким образом, регулятор требует от НПФ гарантий безубыточности, превращая их, по сути, в кредитные организации. Со своей стороны представители профессионального сообщества отмечают, что НПФ могли бы разместить накопления на депозитах и в надежных облигациях, но этого не позволяет делать инвестиционная декларация,

1 Материалы заседаний инвестиционного комитета Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). URL: http://www.napf.ru.

предполагающая диверсификацию вложений2.

До сих пор НПФ утверждали финансовый результат и разносили его по счетам застрахованных лиц согласно решений фондов, руководствуясь типовыми страховыми правилами, утвержденными правительством. Например, по итогам 2008 г. большинство НПФ не разнесли убытки, полученные от инвестирования пенсионных накоплений по счетам застрахованных лиц, показав нулевую доходность. Убытки при этом были отнесены на отдельные счета с расчетом на то, что увеличивающиеся с каждым годом объемы поступающих пенсионных накоплений позволят им в будущем с легкостью компенсировать эти потери за счет части инвестиционного дохода. Теперь, после введения нового приказа ФСФР России НПФ будут обязаны компенсировать эти потери за счет собственных средств.

Кроме того, указанный проект приказа позволяет направлять часть средств имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) на покрытие убытков от инвестирования пенсионных накоплений. Если средств ИОУД не хватает, НПФ должен будет покрыть убытки за счет дополнительного взноса учредителей. В связи с этим возникает две проблемы. Во-первых, состав, структура и размер ИОУД согласно требованиям действующего законодательства вряд ли позволят компенсировать возможные убытки от инвестирования. Во-вторых, на взгляд автора, не представляется возможным мотивировать учредителей фонда на покрытие убытков за счет собственных дополнительных взносов. В сложившихся обстоятельствах можно прогнозировать активизацию процесса реорганизации большинства региональных НПФ путем их присоединения к крупным игрокам пенсионного рынка.

Дискутируя о целесообразности предложенных нововведений, хотелось бы подчеркнуть, что деятельность по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений (по факту) осуществляется не фондами, а управляющими компаниями. При этом в рамках типового договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений НПФ не имеет права влиять на процесс инвестирования. Таким образом, финансовый результат является итогом работы управляющей компании. Однако ответственность за финансовый результат регулятором возложена только на НПФ.

2 Пенсионным фондам запрещают убытки. НПФ приказано показать сохранность накоплений. URL: http://npf.investfunds. ru/news/15025.

Применительно к самим управляющим компаниям неоднократно обсуждался вопрос о введении дифференцированных требований к размеру их имущества в зависимости от объема средств, находящихся в их управлении. Однако это вряд ли обеспечит должные гарантии сохранности и доходности размещения пенсионных резервов.

Одним из вариантов решения данного вопроса может быть введение для управляющих компаний обязательных требований и нормативов по формированию страховых резервов в случае заключения договоров доверительного управления с указанием гарантированной доходности и/или возвратности переданных в управление пенсионных средств. При этом следует сформировать также и требования по инвестированию страховых резервов УК. Функции учета и контроля формирования страховых резервов могут быть поделены между ФСФР России и специализированными депозитариями. Безусловно, формирование страховых резервов отразится на доходности инвестирования пенсионных средств, однако НПФ смогут сделать осознанный выбор с учетом своих обязательств перед участниками (заключать договор, по которому будет гарантирована доходность и возвратность средств либо идти по пути большего риска и потенциально большей доходности).

Таким образом, на данное время можно выделить несколько проблемных моментов в инвестировании средств пенсионных накоплений:

1) неэффективность существующих ограничений для управляющих компаний относительно состава и структуры объектов инвестирования пенсионных накоплений, из-за чего «страдает» доходность и не достигается надлежащий уровень сохранности пенсионных накоплений.

В этой связи представляется необходимым расширить перечень разрешенных инструментов для инвестирования за счет эмитентов ценных бумаг, выпуски которых не входят в котировальный список А1;

2) выбор ценных бумаг конкретного эмитента должен осуществляться не по принципу присутствия последнего в котировальном списке, а в соответствии с кредитным качеством эмитента. Следует ввести нормативы на приобретение ценных бумаг эмитентов в зависимости от наличия у последних признаваемых кредитных оценок;

3) существует конфликт интересов в части приобретения УК в состав инвестиционного портфеля НПФ выпусков облигаций, агентом по размещению которых (организатором или андеррайтером)

является управляющая компания либо аффилированные с ней лица. Кроме того, зачастую происходит размещение средств пенсионных накоплений на расчетных счетах аффилированных банков. Это обстоятельство создает дополнительные риски для застрахованных лиц. Действующее законодательство не располагает эффективными механизмами регулирования подобных ситуаций;

4) негосударственные пенсионные фонды и УК должны нести солидарную ответственность за результаты инвестирования средств пенсионных накоплений;

5) действующее требование к ИОУД НПФ не в состоянии обеспечить возмещение возможных убытков. То же самое можно сказать и в отношении имущества УК, которое рассматривается как источник компенсационных выплат. Решать данную проблему путем простого экстенсивного ужесточения требований к размеру ИОУД и к собственным средствам УК нецелесообразно.

Необходимо создание некого страхового фонда, причем его формирование должно происходить за счет обязательных отчислений УК и НПФ в соответствии с размером их обязательств.

Список литературы

1. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ.

2. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ.

3. Об утверждении порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц: проект приказа ФСФР России. URL: http://www.fcsm.ru/document. asp?ob_no=235750.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ

Лучшие журналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков

Не пропустите! Льготная подписка на все издания! (495)721-85-75, podpiska@fin-izdat.ru www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.