ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
Т.В. МУРАВЛЁВА,
кандидат экономических наук, доцент
Саратовский государственный социально-экономический университет
Необходимость пенсионной реформы назрела давно. Ранее существовавшая распределительная система базировалась на значительном превышении работающего населения над пенсионерами. И налогов, взимаемых с работающего населения, вполне хватало на пенсии существующим пенсионерам. Однако процесс старения населения постепенно уравнивает численность работающего населения и пенсионеров. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось пять работающих граждан. Это позволяло без проблем выплачивать достойные пенсии. Сегодня на одного пенсионера приходится менее двух работающих граждан. К 2030 г., по прогнозным оценкам, соотношение пенсионеров и работающих граждан может составить один к одному. В данной ситуации обеспечить достойные пенсионные выплаты невозможно. Реформа, проводимая в Российской Федерации, предполагает введение накопительного элемента.
Пока еще основная масса пенсионных обязательств государства реализуется через распределительные механизмы. И это понятно — подавляющее большинство нынешних пенсионеров заработали свои права на пенсию еще по старому пенсионному законодательству. И только с 2013 г. среди получателей пенсии начнут, наконец, появляться те, у кого пенсии хотя бы в небольшом размере будут включать накопительную составляющую. При этом не у всех из сегодняшних застрахованных — тех, кто еще зарабатывает право на пенсию, — накопительная часть будет играть существенную роль в будущих пенсионных выплатах. Возрастная группа мужчин 1952 г. и женщин 1956 г. рождения и старше изначально прав на накопительную часть пенсии не получила.
Возрастной группе мужчин от 1953 г. до 1966 г. и женщин от 1957 г. до 1966 г. рождения, как известно, первоначально было предоставлено право на накопительную составляющую пенсии и зарезер-
вировано 2 % от страховых платежей на ее будущее финансирование. Но позднее стало очевидно, что за годы, оставшиеся этой группе до пенсии, значительную прибавку они с помощью механизмов пенсионного накопления заработать не успеют. И законодатель с 01.01.2005 г. обязал работодателей все 14 % страховых взносов направлять на формирование страховой части их пенсии. В то же время право на накопительную часть пенсии у этой группы сохраняется. И только за счет более молодых групп — всех, кто родился в 1967 г. и после, — общая численность обладателей прав на накопительную часть пенсии будет год от года неуклонно возрастать. Со временем за счет увеличения доли этих возрастных групп среди получателей пенсий роль и значение накопительной части станет более значительной, чем на первых порах.
Эта часть налоговых отчислений учитывается на личном счете работающего гражданина в Пенсионном фонде России. Пенсионные накопления являются собственностью Российской Федерации, а значит, средствами государства, а не самих застрахованных или иных лиц. Эти накопления формируются не только за счет части сумм взносов, уплаченных работодателем и зафиксированных на индивидуальном счете работника в пенсионном фонде, но и за счет инвестиционного дохода. Застрахованные лица имеют право самостоятельно распоряжаться тем, куда инвестировать его накопительную часть. Возможность инвестировать накопительную часть не предполагает физического получения прироста средств до наступления пенсионного возраста.
Именно величиной пенсионных накоплений и определяется накопительная часть трудовой пенсии. То есть итоговый размер пенсии в немалой степени зависит от умелого и своевременного размещения данных средств на рынке ценных бумаг в целях защиты средств от инфляции и получения инвестиционного дохода.
Основы инвестирования средств для накопительной части трудовой пенсии определены Федеральным законом от 24.07.2002 №111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и иными нормативными и правовыми актами Правительства РФ, Министерства Финансов РФ как уполномоченного органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, Пенсионного фонда РФ и иных уполномоченных институтов. Инвестирование — услуга платная. Инвестирование осуществляется посредством участия самих застрахованных лиц, которым предоставлено право выбора управляющей компании (УК) или негосударственного пенсионного фонда (НПФ) по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, отраженных на специальной части лицевого счета застрахованного лица. Для этого Пенсионный фонд РФ направляет извещения о состоянии специального счета, предназначенного для отражения средств, формирующих накопительную часть трудовой пенсии. Пенсионные накопления инвестируются, а полученный инвестиционный доход зачисляется в пенсионный капитал застрахованных лиц.
Застрахованное лицо может воспользоваться правом выбора инвестиционного портфеля ежегодно, но не чаще одного раза в год путем подачи заявления о выборе УК или НПФ в пенсионный фонд. Предоставление населению права выбора страховщика по обязательному пенсионному страхованию — ПФР или НПФ — одновременно перекладывает на плечи российских граждан все связанные с этим выбором риски. На сегодня активность выбора застрахованными УК и НПФ для передачи им своих средств пенсионных накоплений еще невелика. Подавляющее большинство застрахованных лиц не воспользовалось своим правом выбора УК или НПФ и промолчало (их так и называют — «молчуны»). Самостоятельно ПФР не имеет права работать на фондовом рынке, поэтому он передает денежные средства в государственную управляющую компанию — Внешэкономбанк (ВЭБ) для инвестирования. ВЭБ — это специализированный банк, который обеспечивает обслуживание внешнего долга Российской Федерации, обслуживает валютные и рублевые счета государства и имеет право инвестировать пенсионные средства. Средства накопительной части «молчунов» ежегодно обесцениваются, так
как доходность ВЭБ значительно ниже индекса инфляции. В самом начале пенсионной реформы эксперты оценивали потенциальную доходность денежных средств, находящихся под управлением ВЭБ, на уровне 7 — 10 % годовых, но на практике она значительно ниже. За 2007 г. она составила 5,98 % годовых при инфляции 11,9 %. Это значит, что накопления будущих пенсионеров под управлением государства обесценились в прошлом году на 5,92 %. Это наихудший показатель за последние четыре года. За весь период пенсионной реформы среднегодовой показатель доходности был всего 5,98 годовых (при инфляции за тот же период 11,1 %). По итогам последних четырех лет доходность пенсионных вложений ВЭБ только в 2005 г. превышала уровень инфляции (на 1,28 %). В 2006 г. отрицательная доходность составила 3,3 %, в 2004 г. — 4,37 %. На интервале 10 — 15 лет потери будут весьма ощутимы. Между тем показатели частных УК и НПФ только за 2006 г. составили в среднем выше 20 %, а больше половины таких компаний смогли добиться уровня в 25 — 40 %.
Такой разрыв в уровне доходности обусловлен принципиально разными возможностями по инвестированию средств пенсионных накоплений у государственной управляющей компании и у НПФ и УК. Инвестиционная декларация ВЭБ (Внешэкономбанка) очень консервативна — банк может вкладывать средства только в государственные облигации, ипотечные ценные бумаги, обеспеченные госгарантиями, держать их на счетах в российских банках. При этом у ВЭБ нет возможности принимать какие бы то ни было инвестиционные решения в прямом смысле этого слова. Он должен покупать бумаги при первичном размещении по средней цене и держать их до погашения. Таким образом, решать ничего не надо, но из-за этого доходность инвестиционного портфеля остается стабильной, но не высокой. Консервативная стратегия выигрышна в нестабильной ситуации на рынке ценных бумаг. Начало 2008 года запомнилось резкой коррекцией на рынке акций. В результате ВЭБ вышел на 11-й результат среди 63 портфелей. Результаты частных УК за этот период удачными не назовешь, только четыре из них завершили его в плюсе, остальные показали отрицательную доходность (до 38,3 % годовых). Тем не менее частные компании на длительном промежутке показывают значительно более высокую доходность.
Возможности инвестирования управляющих компаний гораздо шире. Частные УК действительно могут инвестировать на вторичном рынке,
Доходность инвестирования накоплений, переданных УК, % годовых
Компания (портфель) 2006 г. 2007 г. 1-й кв. 2008 г. 2005 - 2007гг. (среднегодовая)
ВЭБ 5,67 5,98 3,54 7,81
Альфа Капитал 18,24 2,21 -21,55 7,87
Капиталь 18,22 4,19 -13,75 11,21
Металлинвесттраст 32,23 5,81 -28,88 23,69
Пенсионная сберегательная УК 22,64 5,71 1,21 13,11
РН-траст 14,97 4,94 2,65 9,27
Тройка Диалог 31,81 2,31 -38,3 22,12
УНИВЕР Менеджмент 39,17 6,51 -0,48 17.1
Уралсиб 31,45 0,82 -27,69 16,34
работать с большим количеством инструментов. Они могут вкладывать средства в «голубые фишки» (акции и облигации крупнейших российских компаний), облигации регионов и муниципальных образований. По данным рэнкинга (сравнение по одному показателю) управляющих компаний, проведенному агентством ЛК&М, 90 % частных управляющих компаний демонстрируют более высокую доходность, чем ВЭБ. Однако они несут более значительные риски, в том числе и риски неудачного управления средствами.
Если застрахованное лицо воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) и средства пенсионных накоплений, формируемые в его пользу, были переведены в соответствующую управляющую компанию, вновь поступающие взносы на обязательное пенсионное страхование направляются Пенсионным фондом Российской Федерации в ту же управляющую компанию до момента получения Пенсионным фондом Российской Федерации нового заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), за исключением случаев прекращения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений с данной управляющей компанией. После выбора застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию УК или НПФ пенсионный фонд заключает соответствующий договор с данной организацией. Информация о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений в истекшем году направляется Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованному лицу ежегодно не позднее 1 сентября текущего года.
Основными обязанностями управляющей компании являются: инвестирование средств пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц исходя из принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсифика-
ции; заключение договора со специализированным депозитарием и осуществление под его контролем операций со средствами пенсионных накоплений, переданными в управление Пенсионным фондом РФ. Кроме того, управляющие компании обязаны регулярно рассчитывать текущую рыночную стоимость и стоимость рыночных активов, находящихся в управлении, поддерживать достаточность собственных средств (капитала) по отношению к общей сумме активов, находящихся в управлении.
Первый конкурс на управление средствами пенсионных накоплений прошел в 2003 г. По его итогам победители — 55 частных управляющих компаний (УК) — заключили пятилетние договоры с Пенсионным фондом России. Конкурс на управление накоплениями проводится ежегодно, однако с 2003 г. ни один новый участник в списке не появился. Как правило, это объясняется обез-личенностью клиентов. С одной стороны, УК работают с пенсионными накоплениями конкретных физических лиц, а с другой — физические лица, т. е. граждане, являются клиентами пенсионного фонда, который ведет их счета и впоследствии будет осуществлять пенсионные выплаты. Следовательно, работая с физическими лицами, они не имеют прямого контакта с ними. В результате трудно, практически невозможно предсказать поведение инвестора. Намного удобнее и проще работать с негосударственными пенсионными фондами, которые были допущены на рынок пенсионных накоплений в 2005 г.
С этого периода 94 негосударственных пенсионных фонда получили право участвовать в работе со средствами пенсионных накоплений обязательного пенсионного страхования. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) по действующему законодательству — это некоммерческая организация с единственным разрешенным видом деятельности — пенсионным обеспечением граждан. Его учредители не имеют права собственности на имущество (в том числе и деньги),
внесенное ими в совокупный вклад учредителей НПФ. В случае выбора будущим пенсионером НПФ ему необходимо заполнить два документа — написать заявление о выборе НПФ и заключить договор непосредственно с самим НПФ. Здесь учетом и выплатой накопительной части пенсии будет заниматься сам НПФ. Вкладчик на основании Пенсионного договора перечисляет в НПФ пенсионные взносы.
Вложение пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд более инвестиционно привлекательно в сравнении с ВЭБ. В распоряжении НПФ разнообразные инвестиционные продукты. В первом квартале 2008 г. темпы перехода «молчунов» превосходили прошлогодние в 3,7 раза, и только в 1,2 раза — УК. Однако инфраструктурный риск существует и здесь, потому что если за риски, связанные с ПФР, отвечает все-таки государство, то за риски, связанные с администрированием счетов негосударственных пенсионных фондов, отвечают сами фонды. Для покрытия такого рода рисков их капитала может не хватить.
Даже при вложении в диверсифицированный портфель корпоративных облигаций инвестор не может быть уверен, что все средства к нему вернутся: российский рынок облигаций все-таки еще молод и не прошел «проверку на прочность» в виде кризиса. Вложения в акции тем более могут принести как высокие прибыли, так и значительные убытки даже в бескризисные годы.
В ряде стран всем участникам пенсионной системы гарантируются доходность, ненамного отличающаяся от средней по рынку, и «пополнение» индивидуального пенсионного счета на момент достижения пенсионного возраста до величины, обеспечивающей пенсию в размере 75 % минимальной заработной платы. В Чили, например, наказывается не только излишне низкая, но и излишне высокая доходность (менее половины средней доходности или же отклонение больше 2 п.п. от средней доходности). В случае низкой доходности разница покрывается за счет собственных средств управляющей компании либо фонд подлежит слиянию с более успешным, а в случае высокой — излишек депонируется в специальный резервный фонд [1]. За последние три года ситуация с уровнем инвестиционной доходности была крайне нестабильной. И хотя в большинстве случаев это было связано с нестабильностью финансовых рынков, было бы оправданным ввести определенные границы допустимого уровня доходности. Сегодня предусмотрены только различные ограничения
деятельности фондов:
• пенсионные фонды имеют право инвестировать средства исключительно в компании, акции которых официально котируются на фондовой бирже;
• не менее половины портфеля фонда должна быть вложена в государственные ценные бумаги, денежную наличность и депозиты до востребования национальных банков;
• до 10 % портфеля можно инвестировать в высоколиквидные активы.
Механизм контроля за частными управляющими компаниями достаточно жесткий. Для исключения рисков, связанных с недобросовестной работой этих структур, создана эффективная система многостороннего контроля и надзора за всей деятельностью по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Осуществление государственного регулирования возложено на Министерство финансов РФ, которое контролирует соблюдение компаниями законодательства, регламентирующего формирование накопительной части пенсии, и принимает в пределах своей компетенции нормативные документы. Функции по контролю и надзору за деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам. Общественный контроль осуществляет общественный совет. Однако, несмотря на существующую систему мер контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, доверие к негосударственным структурам у населения невысоко. Отчасти этим и объясняется нежелание участвовать в инвестировании собственных пенсионных накоплений. Более того, даже имея желание передать свои накопления в управление, застрахованное лицо сталкивается с проблемой выбора управляющей компании.
Осмысленность выбора управляющей компании достаточно сложный вопрос реформы. Даже в условиях абсолютно добросовестного поведения управляющих компаний граждане, которые должны сделать свой выбор, наталкиваются на труднопреодолимые проблемы: для выбора нужна информация об УК, но какая? где ее взять? как ей интерпретировать? Для получения полного списка УК, прошедших конкурс, не является тривиальной задачей: в бланке заявления о выборе инвестиционного портфеля его может и не оказаться. В этом случае выбирающему гражданину придется самостоятельно искать список в газетах или Интернете. Многие люди, далекие от финансового рынка, мо-
гут просто отказаться от поиска. Но после получения списка проблема только усугубляется. Ведь ни одна УК еще не занималась инвестированием накопительной части трудовых пенсий, и оценить их результаты в этом виде деятельности не представляется возможным. А то, чем они занимались ранее, сложно сравнивать. При этом хорошо известная на фондовом рынке компания может быть совершенно незнакома широкой публике. Массированная рекламная кампания помимо своей дороговизны и неочевидной эффективности, может вызвать чрезмерное внимание со стороны регулирующих органов. Обещать высокую доходность — не только рискованно, но и противоречит законодательству о рекламе и требованиям по ограничению маркетинга в пенсионном страховании [2].
По мнению экспертов, наиболее острая проблема может быть связана именно с принудительным переводом. В Казахстане, опередившем Россию на пути пенсионной реформы, получила распространение практика «оптовых» переводов из фонда в фонд всех работников большого предприятия по достижении договоренности его руководства с управляющей компанией. Особенно вероятен такой сценарий для управляющих компаний, которые входят в интегрированную бизнес-группу или иным образом аффилированы с крупным работодателем. Пенсионный фонд не имеет права отдать предпочтение той или иной структуре. Проводить агитационную (рекламную кампанию) должны сами негосударственные структуры. Пенсионный фонд имеет право проводить только разъяснительную работу о проводимой в стране пенсионной реформе и может лишь рекомендовать, на что следует обратить внимание при осуществлении выбора. После изучения списков управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, а также рейтингов, проводимых различными рейтинговыми агентствами, потенциальный инвестор должен обратить внимание на следующие позиции:
— возраст компании, дата получения лицензии;
— размер собственного капитала;
— объем средств под управлением;
— учредители и прочие родственные структуры;
— доходность за последние годы при управлении активами;
— инвестиционная декларация предлагаемого портфеля.
Не следует во главу угла ставить инвестиционную привлекательность. Как показывает практика, кампания, имеющая максимальную доходность, необязательно будет лидировать в следующем году.
Все это важно и значимо, но нельзя найти единый алгоритм, позволяющий надежно выбрать лучший вариант: каждый гражданин вправе придать больший или меньший вес каждому из этих факторов.
Пока еще рано говорить об окончательных результатах пенсионной реформы. Но ситуация с инвестированием пенсионных накоплений можно назвать критической. Происходит обесценение пенсионных накоплений граждан, и особенно это касается накоплений, находящихся в распоряжении государственного ВЭБ. Необходимы радикальные меры. К 2009 г. планируется отобрать 10 — 12 компаний из числа УК и негосударственных пенсионных фондов, которые будут инвестировать средства «молчунов» с наибольшей эффективностью. Однако этого недостаточно для реализации пенсионной реформы. Необходимо, чтобы система накопления пенсионных средств заработала.
В сознании большинства россиян не сформирован подход к накоплению собственной пенсии. Зачастую именно этим, а не соотношением риска вложений, обусловлен молчаливый отказ от участия в негосударственных схемах управления капиталами. Только широкомасштабная информационная работа, существенные финансовые, в том числе и налоговые стимулы, будут способствовать созданию в нашей стране пенсионной системы, соответствующей современным реалиям.
Литература
1. Кривощекова Е, Окунева Е, Окунев В. Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы / Вопросы экономики. — 2006. — № 6.
2. О рекламе: Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ.