Еще раз о ходе пенсионной реформы: промежуточные итоги и прогноз, а также намерения МЭРТ РФ и Пенсионного фонда в отношении будущего пенсионных средств. Содержит ясные советы будущим пенсионерам.
Кому доверить управление накопительной частью пенсии
Д. А. ВАВУЛИН,
кандидат экономических наук, начальник отдела Орловского регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Западном регионе
Цели и средства
До 2002 г. в Российской Федерации функционировала так называемая распределительная система пенсионного обеспечения.
Суть ее заключалась в следующем. Собранные за определенный год отчисления социального налога, уплачиваемого работодателем, идут на выплаты пенсионерам этого года. Такая система актуальна при условии значительного превышения числа работающих граждан над числом пожилых людей, находящихся на пенсии. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось пять работающих граждан. Это позволяло без проблем выплачивать достойные пенсии.
Теперь же ситуация совершенно иная: на одного пенсионера приходится меньше двух работающих граждан. И, по мнению экспертов, довольно скоро положение усугубится. Так, по самым пессимистичным оценкам, к 2030 г. соотношение пенсионеров и работающих составит уже один к одному, что существенным образом увеличит нагрузку на каждого налогоплательщика. Вполне очевидно, что распределительная пенсионная система в таких условиях окажется просто несостоятельной. От государства потребуется © ЭКО 2007 г.
ИНСТИТУТЫ РЫНКА 169
будущей
резкое увеличение расходов на пенсионное обеспечение граждан. Если государство не в состоянии увеличить свои расходы, то приходится снижать размеры пенсий, что приводит к отрицательным последствиям - увеличению уровня смертности и бедности среди лиц пенсионного возраста, росту социальной напряженности.
Мировая практика показывает, что выходом из такой ситуации может быть внедрение пенсионных схем, сочетающих в себе распределительный элемент, когда часть пенсии назначает и выплачивает государство, а также накопительный элемент, когда государство перекладывает часть функций по назначению и выплате пенсий в частные руки. По этому пути в рамках реформы системы пенсионного обеспечения уже более пяти лет идет и Россия.
Стартовала реформа системы государственного пенсионного обеспечения 1 января 2002 г. Основная цель реформы состоит в том, чтобы обеспечить дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений, а также установить зависимость размера пенсии от размера зарплаты. Работодатель за каждого работающего гражданина уплачивает взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Эти взносы - составная часть единого социального налога (ЕСН).
В настоящее время его ставка составляет 26% от фонда оплаты труда (ФОТ), из которых 20% направляется в качестве взносов в ПФР. Эти взносы для лиц моложе 1967 г. рождения состоят из трех частей: базовой (6%), страховой (8%), накопительной (6%). Первоначально право на накопительную часть пенсии имели также следующие категории граждан Российской Федерации: мужчины 1953 г. рождения и моложе; женщины 1957 г. рождения и моложе. Однако с 2005 г. застрахованным лицам старше 1967 г. рождения начисление накопительной части было прекращено (начисления за 2002-2004 гг. остались на их индивидуальных лицевых счетах и инвестируются в соответствии с действующим законодательством). Таким образом, для данной категории граждан пенсия формируется по прежней распре-
делительной системе, то есть все 14% направляются на финансирование страховой части пенсии.
Уплаченные взносы должны отражаться на индивидуальных лицевых счетах каждого гражданина, на которого распространяется действие пенсионной реформы. Подобно уплаченным взносам, будущая пенсия, соответственно, будет также состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть пенсии является фиксированной (она устанавливается государством), одинакова для всех пенсионеров и не зависит от стажа и зарплаты (на сегодня она составляет 1035 руб.).
Страховая часть пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов каждого конкретного человека, отражаемых в его индивидуальном счете. Она учитывается на лицевом счете и индексируется на уровень инфляции. Накопительная часть пенсии зависит от накопленной суммы застрахованного лица, учтенной в специальной части его индивидуального лицевого счета, и ожидаемого периода выплаты пенсии. Средства пенсионных накоплений, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, подлежат обязательному инвестированию. Именно это, по замыслу идеологов пенсионной реформы, должно способствовать приросту пенсионных накоплений, что в конечном итоге позволит обеспечить достойную государственную пенсию ныне работающим гражданам к тому моменту, когда они выйдут на пенсию.
Проводники реформы
В рамках пенсионной реформы граждане Российской Федерации, родившиеся в 1967 г. и позже, получили право самостоятельно выбирать, кому доверить управление своими пенсионными накоплениями. При этом изначально им была предоставлена альтернатива1: 1) оставить средства в ПФР, который затем переведет их под управление в государственную управляющую компанию; 2) перевести сред-
1 Чуть позже появился третий вариант: они получили право перевести пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В рамках данной статьи такой вариант рассматриваться не будет.
ства под управление негосударственной (частной) управляющей компании. Таким образом, выбор надо сделать между государственной и частными управляющими компаниями. Сделав этот принципиальный выбор, будущий пенсионер должен выбирать между частными управляющими компаниями, получившими право на управление пенсионными накоплениями. Кому отдать предпочтение и доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии, -вопрос далеко не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Рассмотрим его подробнее.
Первый вариант - это перевод пенсионных накоплений в управление государственной управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений. В настоящее время в качестве таковой определен2 Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк, или ВЭБ). Чтобы пенсионные накопления оказались в управлении ВЭБа, будущим пенсионерам нет необходимости предпринимать какие-либо действия: ПФР автоматически переведет денежные средства, учитываемые в специальной части лицевых счетов этих пенсионеров (профессионалы именуют их «молчунами»), под управление ВЭБа. ВЭБ инвестирует доверенные ему средства пенсионных накоплений. При этом ВЭБ имеет право вкладывать денежные средства в ограниченный круг финансовых активов, главной характеристикой которых является высокая надежность. К их числу относятся следующие виды активов3 (табл. 1).
Второй вариант - это передача накопительной части пенсии под управление частной управляющей компании. В настоящее время по итогам жесткого конкурса отобрано 55 частных управляющих компаний. После заключения договора с ПФР все они получили право на управление накопительной частью пенсионных средств. Для перевода средств в управление частных управляющих компаний будущему пенсионеру необходимо предпринять определенные действия. Прежде всего, необходимо самостоятельно вы-
2 Постановление правительства РФ от 22.01.2003 № 34.
3 Постановление правительства РФ от 01.09.2003 № 540.
Виды инвестиционных активов, в которые имеет право вкладывать пенсионные средства ВЭБ, и максимальная доля актива в инвестиционном портфеле, %
Вид актива Максимальная доля, %
Обращающиеся на рынке ценных бумаг или специально выпущенные для размещения средств институциональных инвесторов государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены: в валюте Российской Федерации в иностранной валюте (облигации государственного валютного займа, облигации внутреннего государственного валютного займа, облигации внешних облигационных займов Российской Федерации) 80 80
Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах и обеспеченные государственной гарантией 40
Средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (долларах США и/или евро) на счетах в кредитных организациях 20
брать одну из 55 частных компаний. Затем гражданин должен заполнить заявление о переводе средств в выбранную частную управляющую компанию и представить его в соответствующее территориальное отделение ПФР (подать лично; заверить нотариально и направить по почте; воспользоваться услугами организации - трансфер-агента, заключившей с ПФР соглашение о взаимном удостоверении подписей). Не позднее 31 марта каждого года ПФР переводит средства в выбранную частную управляющую компанию. Частные управляющие компании имеют право инвестировать пенсионные накопления в следующие виды активов4 (табл. 2).
4 Постановление правительства РФ от 30 июня 2003 г. № 379.
Виды инвестиционных активов, в которые имеют право вкладывать пенсионные средства частные управляющие компании, и максимальная доля актива, %
Вид актива 2004 2005 2006 С 2007
Государственные облигации Без ограничений
Облигации субъектов РФ До 40%
Муниципальные облигации До 40%
Корпоративные облигации До 50% До 60% До 70% До 80%
Акции открытых акционерных обществ До 40% До 45% До 55% До 65%
Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов До 20%
Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах До 40%
Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях До 20%
Депозиты в рублях в кредитных организациях До 20%
Иностранная валюта на счетах в кредитных организациях До 20%
Круг финансовых активов, в которые частные управляющие компании имеют право вкладывать денежные средства, достаточно широк. Помимо высоконадежных финансовых активов, частные управляющие компании имеют право вкладывать финансовые ресурсы в более рисковые, а соответственно и потенциально более доходные активы, такие как акции и корпоративные облигации. Сколько средств будет вложено в те или иные ценные бумаги, определяется управ-
ляющим на основе прогнозов доходности и риска по тем или иным активам. Такие прогнозы составляются финансовыми специалистами на основе постоянного анализа огромного количества факторов. Это и ситуация на мировых сырьевых и финансовых рынках, и изменения на политическом фронте, и макроэкономические показатели, и положение дел в различных отраслях. Большое значение имеет анализ курса акций специалистами управляющей компании. Обязательно учитывается и взаимосвязь различных ценных бумаг друг с другом - чем она меньше, тем меньше общий риск портфеля. В случае необходимости структура вложений оперативно корректируется - управляющий увеличивает долю одних бумаг и снижает долю других. Однако инвестирование в активы, характеризующиеся высокой степенью риска, ограничено.
Следует отметить, что управляющие компании только управляют средствами будущих пенсионеров. Персонифицированный (именной) учет ведет ПФР, а частные управляющие компании «не знают», чьи пенсионные накопления они инвестируют. Когда же подойдет пенсионный возраст, средства возвращаются в ПФР, после чего человеку рассчитывается сумма его пенсии.
Предварительные итоги и ошибки
Какой же вариант управления средствами пенсионных накоплений, предназначенными для финансирования накопительной части трудовой пенсии, предпочли россияне? Как показали итоги нескольких лет, подавляющее большинство предпочло занять пассивную позицию в вопросе выбора управляющей компании, оставив накопительную часть пенсии в ПФР, то есть, по сути, передало ее в управление ВЭБу. Объем средств, переведенных в частные управляющие компании и НПФ, оказался незначительным - из 37 млрд руб. накопительной части пенсии в 2002 г., по данным ПФР, частным управляющим компаниям было доверено 1,6 млрд руб. (4,3%). При этом предполагалось, что с каждым годом и объем накопительной части в целом, и та доля, которую граждане будут переводить в управляющие компании и не-
государственные пенсионные фонды, будут возрастать. По прогнозам, к 2010 г. объем пенсионных накоплений достигнет 800-900 млрд руб. (30 млрд дол.). Однако процесс перевода накопительной части пенсии в частные управляющие компании и НПФ пошел более медленными темпами. В результате по состоянию на 30.09.2006 г. из 252 млрд руб. пенсионных накоплений в управлении ВЭБа находится 235,3 млрд руб. (93,26%), под управлением частных управляющих компаний - 7,9 млрд руб. (3,12%), а в НПФ передано 9,1 млрд руб. (3,6%)5.
Причин такого положения дел множество. Они имеют как объективный, так и субъективный характер. Их можно долго обсуждать и вокруг них много дискутировать. Однако основной причиной, пожалуй, является непонимание россиянами принципов функционирования частных управляющих компаний и тех преимуществ, которые в будущем способны обеспечить им осознанный выбор инвестиционного портфеля и передача накопительной части будущей пенсии под управление частной управляющей компании.
Подавляющее большинство россиян считает, что ВЭБ более надежен по сравнению с частными управляющими компаниями. Этому, прежде всего, способствует приданный ВЭБу статус государственной управляющей компании. По мнению многих наших соотечественников, это означает, что государство гарантирует сохранность и необходимую доходность переданных в управление ВЭБа пенсионных накоплений. В отношении же частных управляющих компаний в очередной раз сработал стереотип: мол, если выбираешь частника, то пенсионные накопления автоматически уходят от государства.
Такое мнение - не более чем заблуждение. Ведь государство в любом случае не отвечает за результат инвестирования средств, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. В этом отношении частные управляющие компании и ВЭБ находятся в совершенно равном положении. Статус же государственной управляющей компании, приданный ВЭБу, означает только то,
5 Использованы материалы ПФР.
что будущий пенсионер может быть уверен в следующем. На основе пенсионных накоплений, переданных в управление ВЭБу, будет сформирован крайне консервативный портфель ценных бумаг, состоящий из определенного государством круга высоконадежных финансовых инструментов, главным образом, государственных облигаций. Это защитит пенсионные накопления только от уменьшения их капитальной стоимости, которое может иметь место в случае краткосрочного падения фондового рынка, однако никоим образом не гарантирует защиту от инфляции и тем более значительное увеличение в будущем.
Выбирая частную управляющую компанию, человек поручает лишь передать свои пенсионные накопления под ее управление. Эти деньги по-прежнему являются собственностью Российской Федерации, и Пенсионный фонд несет субсидиарную ответственность за сохранность этих средств наряду с другими участниками пенсионной системы. Иными словами, государство гарантирует возврат средств накопительной части в объеме, обозначенном в последнем «письме счастья», полученном гражданами из ПФР.
Вместе с тем в пользу не меньшей надежности частных управляющих компаний по сравнению с ВЭБом говорит и тот факт, что все частные управляющие компании, допущенные к инвестированию пенсионных накоплений, прошли жесткий конкурсный отбор.
Для получения права на управление средствами пенсионных накоплений, предназначенными для финансирования накопительной части трудовой пенсии, управляющие компании, участвующие в конкурсе, должны были иметь под своим управлением активов на сумму не менее 200 млн руб. Размер собственных средств управляющей компании должен был составлять не менее 50 млн руб. Профессиональная деятельность управляющей компании должна быть в обязательном порядке застрахована. В момент подачи заявки на участие в конкурсе не менее трех работников управляющей компании и ее руководитель должны были иметь квалификационный аттестат ФКЦБ по специализации «доверительное управление ценными бумагами, управление
активами паевых инвестиционных фондов, инвестиционных фондов и негосударственных инвестиционных фондов» и стаж работы по специальности не менее двух лет.
На момент подачи заявки на конкурс под управлением управляющей компании должно было находиться не менее двух паевых инвестиционных фондов (ПИФ), или двух негосударственных пенсионных фонда (НПФ), или же один ПИФ и один НПФ. Помимо того, у управляющей компании не должно было быть просроченной задолженности перед бюджетом и учредителями доверительного управления за два финансовых года, предшествующих дате подачи заявки на участие в конкурсе. У компании и ее руководителя не должно быть взысканий за административные правонарушения в области финансов и рынка ценных бумаг в течение двух лет, предшествовавших дате подачи заявки на участие в конкурсе.
Следует отметить, что всем этим требованиям частные управляющие компании, победившие в конкурсе, обязаны соответствовать на протяжении всего периода осуществления ими деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений.
Более того, благодаря детально разработанному законодательству частные управляющие компании подвергаются пристальному контролю со стороны государства. Регулятором и контролером пенсионной системы в России выступает Министерство финансов. В сфере управления и инвестирования накопительной части пенсии на фондовом рынке регулятором выступает ФСФР России. Любые операции по размещению пенсионных денег в ценные бумаги должны быть согласованы со специализированным депозитарием, который хранит все ценные бумаги, приобретаемые управляющей компанией, и контролирует все операции, которые с этими бумагами производятся. Без одобрения специализированного депозитария никакие сделки невозможны. Специализированный депозитарий в случае неисполнения своих обязанностей несет солидарную ответственность с частной управляющей компанией, заключившей договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
Средства под управлением и собственные средства частной управляющей компании находятся на разных счетах. В случае финансовых проблем одной частной управляющей компании портфель ценных бумаг под ее управлением будет передан в ПФР с минимальными затратами. На пенсионные средства, находящиеся под управлением, не может быть обращено взыскание по долгам управляющей компании. Управляющие компании должны предоставлять свою финансовую отчётность в ПФР и ФСФР, а также проходить аудиторские проверки. Независимым органом контроля является общественный совет, в который входят представители работников, работодателей и правительства РФ. Общественный совет может создавать экспертные группы для рассмотрения различных вопросов пенсионной реформы.
Распространенное заблуждение
Накопительная часть пенсионных накоплений представляет собой огромный инвестиционный ресурс долгосрочного характера. Поэтому будущего пенсионера должна интересовать не только сохранность капитальной стоимости накопительной части, но и потенциальная доходность, которую обеспечивают компании, управляющие пенсионными накоплениями. Как уже отмечалось, ВЭБ в настоящее время инвестирует переданные в его управление пенсионные финансовые ресурсы исключительно в высоконадежные активы. Однако чем надежнее инвестиция и соответственно ниже риск потерь, связанных с ней, тем потенциально менее доходна такая инвестиция. Эта закономерность особенно ярко проявляется на длительном интервале инвестирования, как и в случае с инвестированием пенсионных накоплений.
Еще в самом начале пенсионной реформы эксперты оценивали потенциальную доходность денежных средств, находящихся под управлением ВЭБа, на уровне 7-10% годовых. В то же время распределение вложений между различными видами ценных бумаг, отраслями и эмитентами помогает частным управляющим компаниям обеспечивать более высокую доходность при ограниченном уровне
риска. Яркой иллюстрацией этих утверждений служит перечень результатов управления пенсионными накоплениями, которые показали частные управляющие компании и ВЭБ за период с 2003 г. по 2006 г. (табл. 3)6.
Таблица 3
Доходность частных управляющих компаний и ВЭБ в 2004-2006 гг., %
Управляющая компания (УК) Доходность
2004 2005 2006
ЗАО «ПИОГЛОБАЛ Эссет Менеджмент» 0,00 13,00 15,00
ЗАО «Паллада Эссет Менеджмент» 3,91 21,52 16,75
ООО УК«НВК» 14,55 16,07 6,20
ЗАО «РТК-ИНВЕСТ» 5,70 18,16 36,98
ЗАО УК «Тройка-Диалог» -4,10 51,72 31.81
ЗАО «Объединенная финансовая группа ИНВЕСТ» 3,04 27,19 18,78
ЗАО УК «Интерфин Капитал» -5,41 31,70 24,28
ОАО УК «Пифагор» 10,70 15,70 11,59
ОАО УК «Алемар» 2,69 33,90 26,04
ООО УК «Альфа-Капитал» 4,31 11,69 18,24
ЗАО УК «Ермак» 2,56 32,11 26,71
ЗАО «Центральная управляющая компания» -1,15 26,08 18,16
ЗАО «Солид Менеджмент» 1,52 22,00 28,96
ЗАО УК «УралСиб» 0,64 36,16 31,45
ЗАО УК «АВК Дворцовая площадь» 2,59 5,91 17,49
ООО УК «Портфельные инвестиции» 4,91 26,78 27,96
ООО УК «Регионгазфинанс» 6,22 25,46 25,82
ООО УК «АГАНА»:
сбалансированный 5,71 34,14 34,99
консервативный 5,83 37,08 28,44
ООО УК «Атон-Менеджмент» 4,48 20,69 19,80
ООО УК «Открытие» 8,56 20,41 35,07
ООО УК «Аккорд Эссет Менеджмент» -1,75 36,76 33,91
ООО «Управляющая Компания Росбанка» 7,22 15,17 18,50
ООО УК «КапиталЪ» 8,24 20,80 18,22
ОАО «Ямал» 3,11 22,20 15,17
6 Использованы материалы ФСФР России.
Продолжение табл. 3
Управляющая компания (УК) Доходность
2004 2005 2006
ЗАО «Регион Эссет Менеджмент» 3,03 15,16 11,96
ООО «Промышленные традиции» 6,17 12,70 16,01
ОАО «УРАЛСИБ» 0,27 35,13 33,87
ЗАО УК «Аналитический центр» 13,11 19,28 16,52
ОАО КИТ «Финанс» 8,63 14,89 23,02
ЗАО УK «Брокеркредитсервис»:
сбалансированный 2,14 22,03 13,34
доходный 3,94 29,84 12,33
ООО УК «Мономах» 6,63 30,39 31,98
ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами»:
сбалансированный 4,10 28,59 23,69
консервативный 4,72 9,79 12,95
ООО УК «РН-траст» 6,07 12,59 14,97
ООО УК «Менеджмент. Инвестиции. Развитие» 7,33 2,08 9,54
ЗАО УK «ТРИНФИШ»
долгосрочного роста 7,35 29,51 31,51
сбалансированный 3,11 23,12 18,05
консервативного сохранения капитала 4,22 9,98 6,89
ООО УК «ВИКА» 8,68 14,31 10,78
ЗАО «Металлинвесттраст» 4,03 29,37 32,23
ЗАО «Национальная управляющая компания» 7,95 18,28 18,37
ООО УК «АКБАРС КАПИТАЛ» 0,91 21,88 21,88
ООО УК «Промышленно-строительного банка» 2,40 14,28 15,76
ЗАО УК «Золотое сечение» -0,17 29,61 17,86
ЗАО «Лидер» 5,64 24,77 22,69
ООО УК «Финам Менеджмент» -8,87 18,58 19,39
ООО УК «ПРОМСВЯЗЬ» 10,97 19,06 17,17
ООО УК «РФЦ-Капитал» 5,70 11,33 9,06
ООО «УНИВЕР Менеджмент» 42,27 17,91 39,17
ООО УК «Ростовская трастовая компания» 4,46 11,35 5,95
Окончание табл. 3
Управляющая компания (УК) Доходность
2004 2005 2006
ООО УК «Доверие Капитал»:
перспективный 1,42 26,49 35,74
актуальный 2,12 18,63 9,62
сбалансированный 0,66 25,30 24,09
ООО «ИНТЕРФИНАНС» 8,18 17,00 18,45
ООО «Пенсионный Резерв» 0,96 25,58 19,41
ООО «Пенсионная сберегательная компания» 2,23 12,41 22,64
ООО УК «Базис-Инвест» 2,91 16,97 20,46
ООО УК «МЕТРОПОЛЬ» 19,50 23,57 24,40
ВТБ «Управление активами» 1,23 21,22 19,05
МДМ «Эссет Менеджмент» 3,07 23,84 16,33
ВЭБ 7,33 12,07 5,67
Как видно из данных табл. 3, по итогам 2004 г. только 13 портфелей частных управляющих компаний из 62 показали доходность выше доходности ВЭБа (7,33%). Наилучших результатов достигло ООО «УНИВЕР Менеджмент» (42,27%), обеспечившее доходность, почти в 5,8 раза превышающую доходность, показанную ВЭБом. Ситуация объясняется тем, что 2004 г. стал первым годом, когда пенсионные накопления перевели в частные управляющие компании. При этом год был в целом неудачным годом для российского фондового рынка (индекс РТС вырос всего на 46,86 процентных пункта, или на 8,26%), что и обеспечило сопоставимость результатов управления пенсионными накоплениями, показанных ВЭБом и частными управляющими компаниями. В следующие два года ситуация коренным образом изменилась, причем явно не в пользу ВЭБа.
По итогам 2005 г. уже 55 портфелей частных управляющих компаний из 62 показали доходность выше доходности ВЭБа (12,07%). Наилучших результатов в управлении пенсионными накоплениями достигло ЗАО УК «Тройка-Диалог» (51,72%), что почти в 4,3 раза выше доходности, показанной ВЭБом. По итогам 2006 г. все портфели частных управ-
ляющих компаний показали доходность, превышающую доходность ВЭБа (5,67%). Наилучшие результаты в управлении пенсионными накоплениями достигнуты, как и в 2004 г., ООО «УНИВЕР Менеджмент» (39,17%) - в 6,9 раза выше доходности, показанной ВЭБом. Причиной такой ситуации стал бурный рост российского фондового рынка в течение 2005-2006 г. (в 2005 г. индекс РТС вырос на 511,49 процентных пункта, или на 83,3%; в 2006 г. - на 796,32 процентных пункта, или на 70,8%). Как говорится, комментарии излишни.
Права и перспективы
Как и предсказывали эксперты, на начальном этапе пенсионной реформы потенциальная доходность пенсионных накоплений, переданных в управление частных управляющих компаний, в конечном итоге оказывается существенно выше доходности накоплений, находящихся в управлении государственной управляющей компании. И, что очень важно, - при том же уровне риска потери капитальной стоимости пенсионных накоплений. При сохранении положительной динамики на российском фондовом рынке, а, по мнению экспертов, она вполне вероятна (некоторые оптимистично настроенные специалисты указывают, что к 2016 г. индекс РТС достигнет уровня в 8650 пунктов)7, аналогичное соотношение между доходностью частных управляющих компаний и ВЭБа сохранится и в дальнейшем. Это будет означать лишь одно - в более выигрышном положении окажутся те будущие пенсионеры, которые доверили управление накопительной частью своих пенсий частным управляющим компаниям, а деньги, оставленные в ПФР и переведенные в ВЭБ, каждый год будут неумолимо обесцениваться (при условии сохранения инфляции на уровне 2006 г.).
Для тех граждан, которые на сегодняшний день оставили свои пенсионные накопления под управлением государственной управляющей компании, тоже не все потеряно.
7 Грозовский Б. Через 10 лет в России будет рай // Ведомости № 187 (1468), 06.10.2005.
Дело в том, что государство ежегодно предоставляет гражданам право на перевод пенсионных накоплений из одной управляющей компании в другую. Один раз в год не позднее 31 декабря гражданин Российской Федерации вправе перевести накопительную часть своей будущей пенсии из ВЭБа в частную управляющую компанию или же из одной частной управляющей компании в другую, а также из частной управляющей компании в ВЭБ. Для этого необходимо заполнить заявление на перевод средств пенсионных накоплений в выбранную управляющую компанию и представить его в территориальное отделение ПФР.
Таким образом, ныне работающий будущий пенсионер опять оказывается перед проблемой выбора одной из 55 частных управляющих компаний, прошедших конкурсный отбор. Надо сказать, что выбор этот достаточно сложен. Для многих основным ориентиром при выборе частной управляющей компании станет историческая доходность, которую показала та или иная частная управляющая компания. Бесспорно, это - самое важное для будущего пенсионера. Но не следует во главу угла ставить исключительно величину накопительной части пенсии. Принять столь важное решение необходимо с учетом ряда других, не менее важных критериев, характеризующих управляющие компании и их деятельность.
Прежде всего, следует обратить внимание на срок существования управляющей компании. В принципе, чем больше срок существования, тем лучше. Особенно ценно, если управляющая компания функционирует, начиная с 1996 г., и успешно пережила финансовый кризис 1998 г. Все это говорит о ее надежности, а также о наличии в штате компании опытных и высококвалифицированных сотрудников. Вместе с тем ряд управляющих компаний создан значительно позже, а некоторые - специально под пенсионную реформу. Однако они показывают неплохие результаты деятельности и также имеют высококвалифицированный персонал.
Еще один критерий выбора управляющей компании - количество паевых инвестиционных фондов, прежде всего от-
крытых, управление активами которых осуществляет управляющая компания. Чем большим количеством паевых инвестиционных фондов располагает управляющая компания, тем лучше. Дополнительным плюсом для управляющей компании является осуществление управления активами одного или нескольких пенсионных фондов.
При выборе управляющей компании следует обратить внимание и на величину ее собственного капитала. Это -один из показателей, характеризующих ее финансовую устойчивость.
В последнее время вокруг пенсионной реформы вновь разгорелись нешуточные дебаты. Дело в том, что идея самостоятельно «копить на старость», начавшая воплощаться в рамках пенсионной реформы в 2002 г., пока не привела к ожидаемым результатам. Как было показано выше, предоставленной государством возможностью воспользовались немногие. Порядка 93% россиян оставили пенсионные средства под управлением государственной управляющей компании, вкладывающей переданные ей денежные средства в государственные ценные бумаги, которые в прошлом году имели доходность в 5,67%, что практически на 3,5% ниже уровня инфляции. И это в условиях, когда дефицит ПФР быстро растет. К 2012 г., по прогнозу Независимого института социальной политики, он достигнет 633 млрд руб. Поэтому в начале 2007 г. Министерство здравоохранения и социального развития РФ выступило с предложением с 2008 г. прекратить перевод в ВЭБ накопительных пенсионных средства граждан, не воспользовавшихся правом передачи накопительной части будущей пенсии в частные управляющие компании и доверились государственному институту, и оставлять их в распоряжении ПФР.
Фактически это означает, что накопления «молчунов» будут направляться на выплату пенсий нынешним пенсионерам, то есть для покрытия хронического дефицита бюджета ПФР. При этом в течение 5 лет у «молчунов» останется право перехода в частные управляющие компании. К тому же, чтобы стимулировать россиян к самостоятельному фор-
мированию накопительной части пенсии и заключению договоров с негосударственными пенсионными фондами, предлагается ввести налоговые льготы. Те, кто так и не сможет сделать выбор, получат не накопленные ими деньги, а государственные гарантии на фиксированную пенсию по достижении установленного законом возраста. Более того, к 2013 г. Минздравсоцразвития предлагает вообще ликвидировать трехуровневый формат пенсионной системы (базовая, страховая, накопительная части) и реанимировать прежний двухуровневый (базовая и страховая части). Всеми пенсионными накоплениями будет управлять государство в лице ПФР.
Однако Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) настаивает на том, чтобы не просто сохранить накопительную пенсионную систему, а радикально поднять в ней роль частных управляющих компаний. МЭРТ предлагает автоматически распределять средства «молчунов» между частными управляющими компаниями. При этом граждане по-прежнему будут вправе оставить свои средства в государственной управляющей компании. Для этого они должны будут написать уведомление в ПФР. Соответствующие поправки в закон «Об инвестировании пенсионных накоплений», подготовленные МЭРТ и согласованные с Минфином РФ и ФСФР России, в феврале текущего года направлены в правительство РФ.
Предложения МЭРТ РФ позволят повысить доходность накопительных сбережений, но решать судьбу накопительной части пенсии будет правительство РФ. И чья позиция в конечном итоге станет главной, пока совершенно не ясно.