Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕРМИНА "ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО"'

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕРМИНА "ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Огурцова В.С., Антипина Ю.А., Голубинская М.Д., Мораш А.В.

В статье раскрыта сущность понятия «единое информационное пространство», рассмотрены основные интерпретации данного термина, проведен сравнительный анализ трактовок схожих понятий в работах авторов различных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Огурцова В.С., Антипина Ю.А., Голубинская М.Д., Мораш А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERPRETATION OF THE TERM "UNIFIED INFORMATION SPACE"

The article reveals the essence of the concept of "unified information space", considers the main interpretations of this term, provides a comparative analysis of the interpretations of similar concepts in the works of authors of various directions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕРМИНА "ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО"»

УДК 338; 004

Огурцова В.С. студент Антипина Ю.А. студент Голубинская М.Д.

студент Мораш А.В. студент

научный руководитель: Бабаев Д.Б., к. э.н.

доцент н.с.

Ивановский филиал РАНХиГС

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕРМИНА «ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО»

Аннотация: в статье раскрыта сущность понятия «единое информационное пространство», рассмотрены основные интерпретации данного термина, проведен сравнительный анализ трактовок схожих понятий в работах авторов различных направлений.

Ключевые слова: единое информационное пространство, информационная система, электронное правительство.

Ogurtsova V.S.

student Antipina Yu.A. student Golubinskaya M.D.

student Morash A. V. student

Scientific supervisor: Babaev D. B. Ivanovo branch of RANEPA

PROBLEMS OF INTERPRETATION OF THE TERM "UNIFIED INFORMATION SPACE"

Annotation: the article reveals the essence of the concept of "unified information space", considers the main interpretations of this term, provides a comparative analysis of the interpretations of similar concepts in the works of authors of various directions.

Key words: unified information space, information system, electronic government.

В наши дни особенно остро встает проблема правильной интерпретации понятия «единое информационное пространство». Представители разных направлений, от малого бизнеса до государственной политики, стремясь поддержать актуальную повестку, могут трактовать данное понятие удобным для себя образом, используя тот факт, что четкого определения данного понятия нигде не закреплено, а в науке бытует несколько разных трактовок этого понятия.

В рамках нашего исследования, по результатам которого написана данная обзорная статья, мы поставили перед собой задачу классифицировать взгляды ученых на сущность и основные характеристики данного термина; в рамках нашей ограниченной классификации мы приведем примеры типичных взглядов на этот термин и близкие к нему термины за последние 20 лет. Нами были проанализированы 40 авторефератов диссертаций, авторы которых изучали вопросы информационного обеспечения в различных областях и сферах деятельности; в рамках этих трудов только два ученых применяют непосредственно термин «единое информационное пространство».

М. В. Литвиненко в 2000 г. в автореферате диссертации «Разработка методики организации информационного обеспечения для управления федеральной собственностью в рамках «Ведомственного реестра» Минобразования Российской Федерации» говорил о необходимости формирования единого информационного пространства данных для согласованного ведения информации в информационных системах различного уровня и получения из них своевременной, полной, юридически достоверной информации о реальном состоянии объектов недвижимости учреждений, организаций и предприятий, подведомственных Минобразованию России. Речь идет о базе данных информационной системы «Ведомственный реестр», где все региональные бюро оснащаются современной вычислительной техникой с соответствующем программным обеспечением, позволяющие объединить данные в единое информационное пространство с помощью сети Интернет. Это позволит значительно ускорить обмен данными и осуществлять управление в режиме «реального

290

времени».290

Е. П. Чекулаев через 10 лет в своем автореферате «Механизм и технологии информационного обеспечения современного российского политического процесса», рассматривая вопрос о реализации информационного обеспечения политического процесса, утверждал, что

290 Литвиненко М. В. Разработка методики организации информационного обеспечения для управления федеральной собственностью в рамках «Ведомственного реестра» Минобразования Российской Федерации: Автореф... дис. канд. техн. наук. - М., 2000. С. 21.

необходимо применять системный подход, который заключается в объединении проводимых мероприятий в единую систему, поддерживающую процесс формирования единого информационного пространства государства. Основными направлениями будут являться формирование и развитие единой системы в сфере информационного законодательства, информационных ресурсов, рынка информационной продукции и услуг и системы массового информационного образования и просвещения, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для информационной сферы.291 Только при условии комплексной работы в каждом из данных направлений возможно создать и поддерживать единое и целостное информационное пространство, обеспечить информационную безопасность общества и государства, проводить интеграцию страны в мировое информационное пространство. Основными задачами информационного обеспечения являются обеспечение процесса оказания информационных услуг населению и общественным организациям на основе системы массового информационного взаимодействия, а также налаживание информационного взаимодействия между гражданским обществом и государственной властью, местным самоуправлением.292

Таким образом, несмотря на то, что авторы статье не дают четкого понятия «единого информационного пространства», можно с некоторой долей условности считать, что единое информационное пространство представляет собой совокупность данных и технологий, обеспечивающих эффективное информационное взаимодействие различных субъектов на базе совместимости и единых (схожих) стандартов. Такую трактовку можно считать «универсальным» определением термина, а далее уже могут идти интерпретации.

Е. А. Жбанова, И. А. Лимонов, А. В. Морковкин, Т. В. Ноздрина, М. В. Короткова в своих авторефератах диссертаций, написанных в конце нулевых - начале десятых годов XX века, понимают «единое информационное пространство» практически как «электронное правительство». С целью повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов взаимодействия органов государственно власти необходимо внедрения технологий «электронного правительства» на основе использования возможности Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий. Данный информационный механизм предполагает создание такой информационной среды, которая обеспечит бесперебойную передачу информации, ее хранение, преобразование для управленческого воздействия, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности органов государственной власти и эффективной обратной

291 Чекулаев Е.П. Механизм и технологии информационного обеспечения современного российского политического процесса: Автореф... дис. канд. полит. наук. - Нижний Новгород, 2010. С. 12.

292 Там же. С. 12.

связи.293 Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных преимуществ идеи «электронного правительства» называют следующие:

- возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятия управленческих решений;

- возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом;

- повышения уровня информированности населения, которая сможет получать актуальную информацию о государственных законах, правилах,

294

политики и услуг.294

Таким образом, мы видим, что авторы фактически сужают понятие «единое информационное пространство» до взаимодействия двух видов субъектов - государства и граждан. По нашему мнению, такой взгляд, в частности, обусловлен непосредственной спецификой деятельности -государственной службой.

В автореферате диссертации А. В. Александрова «Информационное обеспечение корпоративного управления», написанном в 2000 г., понятие «единое информационное пространство» не выделено, однако можно предположить, что близким понятием является «комплексная система информации», которую предполагается создать. Главным условием развития корпоративных систем управления является обеспечение прозрачности отчетности и достижения баланса интересов всех собственников, включая государство. Соблюдение этого условия может быть достигнуто созданием системы информации, которая будет отражать планируемые и утверждаемые параметры функционирования предприятий, а также методы контроля за работой исполнительных органов корпорации со стороны совета директоров.295 Данный автор добавляет еще одного субъекта в трактовке понятия - предприятия.

А. Н. Деткин в автореферате «Информационное обеспечение процессов управления малым бизнесом», опубликованном в 2005 г., представляет понятие, близкое к «единому информационному пространству» -«комплексную информационную систему малого бизнеса». Данная система в организационно-экономическом отношении представляет собой совокупность информационных, финансовых, кадровых, технических ресурсов, организованных соответствующим образом, которая

293 Ноздрина Т.В. Политика информационного обеспечения института государственной гражданской службы Российской Федерации: состояние и пути повышения эффективности: Автореф... дис. канд. полит. наук. - Орел, 2010. С. 19.

294 Лимонов И.А. Информационные услуги как фактор совершенствования и управления экономическим развитием региона (на примере Владимирской области): Автореф. дис. канд. эконом. наук. - М., 2009. С. 14.

295 Александров А.В. Информационное обеспечение корпоративного управления: Автореф. дис. канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2000. С. 17.

подразумевает сбор, обработку, хранение и предоставление пользователям экономической и иной информации.296 Информационная система предполагает переработку полученной информации, в результате образуется некая новая информация, которая предоставляется пользователям в виде некоторых информационных услуг: информационный анализ, мониторинг, сопровождение, прогноз, консалтинг. Мы видим, что в интерпретации термина А. Н. Деткина малый бизнес занимает центральную позицию и становится главным субъектом, тогда как остальным субъектам

- гражданам и государству, отводится обеспечивающая роль второго плана.

Итак, мы проанализировали работы авторов, исследовавших тему «информационного пространства», и пришли к выводу, что в известных нам 40 научных трудах (авторефератов диссертаций) никто из авторов не использует «единую» терминологию, скорее они интерпретируют понятие «единое информационное пространство», близкие к нему, по сути, термины и их характеристики в зависимости от поставленных ими в работах целей и задач. Так, если перед автором стоит задача совершенствования государственной службы, то для себя он интерпретирует понятия таким образом, что государству отводится главенствующая роль. А если перед автором стоит задача описания развития бизнеса, то центральным субъектом в трактовке понятия выступает непосредственно само предприятие. Мы считаем, что в рамках «универсального» подхода единое информационное пространство представляет собой совокупность данных и технологий, обеспечивающих эффективное информационное взаимодействие различных субъектов на базе совместимости и единых (схожих) стандартов, при этом связанные с ним субъекты должны быть относительно «равнозначны».

Использованные источники:

1. Александров А.В. Информационное обеспечение корпоративного управления: Автореф... дис. канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2000. - 23 с.

2. Деткин А.Н. Информационное обеспечение процессов управления малым бизнесом: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2005. - 28 с.

3. Жбанова Е.А. Информационные технологии в политическом процессе функционирования органов государственной власти Забайкальского края: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. полит. наук. - Чита, 2011.

- 24 с.

4. Лимонов И.А. Информационные услуги как фактор совершенствования и управления экономическим развитием региона (на примере Владимирской области): Автореф. дис. канд. эконом. наук. - М., 2009. - 23 с.

5. Литвиненко М.В. Разработка методики организации информационного обеспечения для управления федеральной собственностью в рамках

296 Деткин А.Н. Информационное обеспечение процессов управления малым бизнесом: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2005. С. 15.

«Ведомственного реестра» Минобразования Российской Федерации: Автореф. дис. канд. техн. наук. - М., 2000. - 22 с.

6. Морковкин А.В. Институциональное и информационное обеспечение системы регулирования государственных расходов: Автореф. дис. ... кандидата экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 25 с.

7. Ноздрина Т.В. Политика информационного обеспечения института государственной гражданской службы Российской Федерации: состояние и пути повышения эффективности: Автореф. дис. канд. полит. наук. - Орел, 2010. - 30 с.

8. Чекулаев Е.П. Механизм и технологии информационного обеспечения современного российского политического процесса: Автореф. дис. канд. полит. наук. - Нижний Новгород, 2010. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.