Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)'

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА / АУТИЗМ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боранбаева А.С., Гиляузизова Н.М.

Цель статьи заключается в рассмотрении одной из актуальных проблем современного образования проблемы интегрированного обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В статье приводятся причины вследствие которых дети с расстройством аутистического спектра (РАС) не получают или недополучают возможность интегрироваться в обычный социум и получить стандартное образование, а также приводятся приемы и методы, позволяющие к таким детям адаптироваться к условиям обычной жизни и образования. В статье подробно изложено программа по адаптации детей с аутизмом, учитывающая как степень тяжести протекания аутизма психологические особенности ребенка, так и особенности изложения учебного материала. Статья указывает на то, что важным фактором успешного интегрированного обучения является создание адекватной образовательной среды особенности организации и самоорганизации ребенка. В статье приводится разработанные государственные программы, помогающие решить данные проблемы, но нуждающиеся в некоторой корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боранбаева А.С., Гиляузизова Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEGRATED LEARNING FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER (ASD)

The purpose of the article is to consider one of the urgent problems of modern education - the problem of integrated education for children with autism spectrum disorder (ASD). The article presents the reasons due to which children with ASD do not receive or receive less opportunity to integrate into ordinary society and receive a standard education, as well as techniques and methods that allow such children to adapt to the conditions of ordinary life and education. The article describes in detail the program for the adaptation of children with autism, taking into account both the severity of the course of autism, the psychological characteristics of the child, and the characteristics of the presentation of educational material. The article points out that an important factor in successful integrated learning is the creation of an adequate educational environment, especially the organization and self-organization of the child. The article presents the developed state programs that help solve these problems but need some adjustment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

УДК 376.42 https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/66

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

©Боранбаева А. С., Национальный государственный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Киргизская Республика, aturukbaeva@mail.ru ©Гиляузизова Н. М., Иссык-Кульский государственный университет имени К.

Тыныстанова, г. Каракол, Киргизская Республика

PROBLEMS OF INTEGRATED LEARNING FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER (ASD)

©Boranbaeva A., National State University named after Jusup Balasagyn,

Bishkek, Kyrgyz Republic, aturukbaeva@mail.ru ©Gilyauzizova N., Issyk-Kul State University named after K. Tynystanov,

Karakol, Kyrgyz Republic

Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении одной из актуальных проблем современного образования проблемы интегрированного обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В статье приводятся причины вследствие которых дети с расстройством аутистического спектра (РАС) не получают или недополучают возможность интегрироваться в обычный социум и получить стандартное образование, а также приводятся приемы и методы, позволяющие к таким детям адаптироваться к условиям обычной жизни и образования. В статье подробно изложено программа по адаптации детей с аутизмом, учитывающая как степень тяжести протекания аутизма психологические особенности ребенка, так и особенности изложения учебного материала. Статья указывает на то, что важным фактором успешного интегрированного обучения является создание адекватной образовательной среды особенности организации и самоорганизации ребенка. В статье приводится разработанные государственные программы, помогающие решить данные проблемы, но нуждающиеся в некоторой корректировке.

Abstract. The purpose of the article is to consider one of the urgent problems of modern education - the problem of integrated education for children with autism spectrum disorder (ASD). The article presents the reasons due to which children with ASD do not receive or receive less opportunity to integrate into ordinary society and receive a standard education, as well as techniques and methods that allow such children to adapt to the conditions of ordinary life and education. The article describes in detail the program for the adaptation of children with autism, taking into account both the severity of the course of autism, the psychological characteristics of the child, and the characteristics of the presentation of educational material. The article points out that an important factor in successful integrated learning is the creation of an adequate educational environment, especially the organization and self-organization of the child. The article presents the developed state programs that help solve these problems but need some adjustment.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, инклюзивное образование, программа, аутизм, адаптация.

Keywords: children with disabilities, inclusive education, program, autism, adaptation.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и, в особенности детей с расстройством аутистического спектра, является не только социально-педагогической задачей, но и одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения их полноценного формирования как члена общества. Вне зависимости от уровня готовности школы к принятию детей с ограниченными возможностями, ребенок с аутизмом сталкивается со многими проблемами, степень сложности которых определяется не только выраженностью аутистических расстройств, но и качеством предыдущей коррекционной работы, а также наличием соответствующих условий получения образования.

М. М. Семаго утверждает, что сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья теснейшим образом должно сочетаться как с охраной здоровья, так и с динамической оценкой адаптированности ребенка в образовательной среде. Необходимо строгое, индивидуально определяемое дозирование образовательных нагрузок на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. С одной стороны, они должны быть оптимальными и достаточными для полноценного развития ребенка, с другой — не выходить за пределы индивидуально допустимых для данного ребенка нагрузок с целью не спровоцировать срыв адаптации [1, а 74].

Зачастую при обучении в общеобразовательных школах дети с РАС находятся оторванными от социума нормально развивающихся сверстников, имеют ограниченные контакты, что приводит к нарушению социальной адаптации, социализации. Поэтому так важно обеспечить детям данной категории социально-педагогическое сопровождение и создание организационно-педагогических условий интеграции детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду, направленное на преодоление трудностей социализации в условиях общеобразовательного учреждения. Интегрированное обучение заключается в том, что учащиеся с разным уровнем умственного и физического развития учатся в одном классе. Им нравится ходить на внеклассные мероприятия, вместе участвовать в ученическом самоуправлении, ходить на спортивные собрания, играть с другими детьми. Интегрированное обучение — это процесс, который позволяет оценить разнообразие и уникальный вклад каждого учащегося в учебу. И действительно, в инклюзивной среде каждый ребенок чувствует себя в безопасности и чувствует себя частью группы [2, а 88].

В Республике Казахстан проблема инклюзивного образования была поднята в 90-е годы, в основном профессорами, кандидатами технических наук. Казахстанский ученый, канд. пед. наук Р. А. Сулейменова, при поддержке различных международных организаций, организовала исследовательскую деятельность по созданию государственной системы включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс, под ее руководством была определена форма методического, правового и информационного обеспечения специального образования. Результатом этой деятельности является актуализация проблем инклюзивного образования и включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду [3]. Под руководством Р. А. Сулейменовой проводилось моделирование системы ранней коррекционно-педагогической помощи, организовывались, разрабатывались и внедрялись модели новых служб, которые в дальнейшем стали существовать как самостоятельные типы новых организаций специального образования: это — психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), реабилитационные центры (РЦ), кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК), лекотека. Все эти новые типы организаций вошли в Закон «О социальной и медико-

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», разработанный по инициативе и под руководством Р. А. Сулейменовой и принятый в 2002 г.

С 2000 г Республика Казахстан разрабатывает новую образовательную политику для детей с ограниченными возможностями, активно ищет оптимальные пути социализации, воспитания, образования, социальной поддержки и адаптации детей. В сфере специального образования широко внедрены инновационные процессы интеграции детей в образовательную среду здоровых сверстников. В этот же период продолжается изучение инновационных направлений с целью создания оптимальных условий для социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

В исследованиях ученых Киргизской Республики до середины 90-х годов, в частности, Д. С. Барсанаевой (2019), Г. Т. Карабалаевой (2019), Р. К. Нурмаганбетовой и М. А. Токбергеновой (2019) и др. отмечается, что относительно образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала сегрегация - отделение их в процессе обучения от здоровых детей. Ребята с особыми потребностями обучались в специальных школах, в интернатах. Позже в республике наряду с традиционной системой начали внедрять инклюзивное образование — обучение детей с нарушениями в обычных дошкольных и школьных организациях вместе со сверстниками [3-5].

Министерство образования и науки Киргизской Республики, Агентство США по международному развитию (USAID) и Детский фонд ООН (UNICEF) объединяются для внедрения инклюзивного образования в Кыргызстане. Правительство разработало Концепцию по внедрению инклюзивного образования в Кыргызстане для улучшения возможностей обучения для детей с инвалидностью. Для ее реализации запускается двухлетний проект по поддержке инклюзивного образования и улучшения обучения. Основная идея, заложенная в Концепции, заключается в том, что инклюзивное образование рассматривается как комплексный процесс обеспечения равного доступа всех детей, в том числе детей со специальными образовательными потребностями к качественному образованию, намечаются пути организации обучения детей РАС в обычных дошкольных и общеобразовательных организациях вместе со своими сверстниками [6].

Основные проблемы ребенка с расстройством аутистического спектра - это нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, плохое общение со сверстниками и взрослыми, ограниченный контакт с природой, отсутствие доступа к ряду культурных ценностей, а иногда даже к элементарному образованию. Решение проблемы обучения детей с ограниченными возможностями в настоящее время является актуальным в связи с объективными трудностями предоставления социальных услуг и интеграции ребенка в общество. Трудности эти могут быть биологическими, психическими, социальными и сложными, проявляясь в разной степени.

По мнению казахстанских ученых А. К. Каплиевой и К. А. Даутовой (2014), основная проблема социализации - отклонение от индивидуального развития детей-инвалидов. Это проявляется в эмоционально-произвольной сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизации и целеустремленности, что приводит к ослаблению «силы личности». Социализация детей с ограниченными возможностями - это интеграция этих детей в общество с целью приобретения и усвоения ими определенных ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является их подготовка к самостоятельной жизни, поддержка и помощь при вступлении во «взрослую

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

жизнь», что требует, прежде всего, создания педагогических условий в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей [7].

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в Республике Казахстан раскрываются в трудах Х. С. Ералиевой (2016), Д. Д. Ешпановой и А. К. Жалмухамедовой (2014), З. А. Мовкебаевой, И. А. Оралкановой, Д. С. Жакуповой (2014) и др. В своих исследованиях авторы раскрывают особенности осуществления инклюзивного образования, и перспективы его развития в Казахстане. Включение учащихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные школы является одним из актуальных и важных вопросов, стоящих перед сообществом образования на национальном и международном уровнях [8-10].

В целом актуальность и возрастающий интерес к инклюзивному образованию в Казахстане связан с увеличением роста числа детей с особыми образовательными потребностями и необходимостью улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями за счет гуманизации образования. Одновременно развитие интереса и потребности к инклюзивному образованию обусловлено ростом социального взаимодействия людей, развитием информационно-коммуникативных технологий, которые делают доступным передовой опыт развитых стран для широкого круга населения, благодаря чему повышается потребность в подготовке детей с ОВЗ к жизни в современном мире, в обеспечении улучшения их качества жизни, участия в социальных сетях и т.д.

Исходя из этого, исследователи Ж. И. Сардарова и Н.С. Жумашева (2017 г.) дают следующее определение: Инклюзивное образование - это политика и процесс, позволяющий всем детям участвовать во всех программах. Разница в подходах заключается в признании, что «меняем общество не наоборот, а таким образом, чтобы принимать во внимание и адаптироваться к индивидуальным потребностям людей. Простое физическое включение детей с РАС в общеобразовательное пространство не является инклюзивным образованием» [11].

Как считают казахстанские ученые (Х. С. Ералиева, Д. Д. Ешпанова, З. А. Мовкебаева и др. (2014 г.)), если учителя не могут организовать учебный процесс с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка с РАС, то шансы на полноценное включение этих детей в образование значительно снижаются. В результате их мотивация к учебе снижается, результаты обучения снижаются и ограничиваются жизненные перспективы [7-9].

Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать образцам адекватного социального поведения других детей, что будет способствовать его дальнейшему социальному развитию. В этой связи следует отметить, что Государственный образовательный стандарт закономерно ставит вопрос о факторах и условиях, необходимых для успешной реализации задачи создания комфортной среды для развития ребенка. Согласно большинству всемирных и международных исследований, основными проблемами детей с расстройствами аутистического спектра, которые препятствуют их обучению в инклюзивном классе общеобразовательной школы, являются:

- трудности в организации собственной деятельности и поведения, в частности, продуктивной учебной деятельности;

- выраженная неравномерность и специфика развития психических функций;

- специфика и недостаточное развитие познавательной деятельности в целом;

- трудности в установлении продуктивного взаимодействия с другими людьми;

- выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;

- необходимость специальной организации образовательного пространства;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

- необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.

Основная цель образовательного учреждения состоит в создании организационно-

педагогических условий детей с расстройствами аутистического спектра, в создании особых учебных программ, по развитию и социальной адаптации таких учащихся. Для этого необходимо создать оптимальные условия для развития позитивных возможностей каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. При инклюзивном образовании получение качественных знаний доступно всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей. В организационно-педагогическом плане образовательное пространство школы должно представлять собой достаточно гибкую структуру, которая позволяет наиболее оптимальным образом учитывать особые образовательные потребности учащихся, в том числе с расстройствами аутистического спектра, создавать особые условия обучения и обеспечивать необходимую психологическую и педагогическую поддержку для образовательного процесса. В связи с тем, что при аутизме механизм обработки сенсорной информации качественно отличается, требуется использование специальной мебели, щадящий режим нагрузок и «сенсорная диета», предотвращающая сенсорную перегрузку. Важно понять, что уязвимость к информационной перегрузке является одним из признаков детей с аутизмом. Свойственная аутизму неравномерность развития психики, наличие специальных, нередко сверхценных интересов вызывает дополнительные затруднения в овладении материалом школьной программы в сравнении с детьми с типичным развитием, и, соответственно, требует адаптации учебных программ [12, с. 44].

Для учащихся с аутизмом адаптация учебного материала должна осуществляться по следующим направлениям:

- методическая адаптация (например, использование визуальной поддержки или альтернативной коммуникации);

- программная адаптация (например, различные учебные задачи для разных детей в пределах одного упражнения, уменьшение количества или упрощение целей в зависимости от психофизических особенностей ребенка).

Разработка образовательной программы для обучающегося с аутистическими расстройствами должна учитывать не только его особенности и возможности, но и уровень его учебных навыков, навыков самостоятельной работы, неравномерность развития разных сторон психического развития в целом. Учитывая непредсказуемость динамики расстройств аутистического спектра, необходимо систематически отслеживать, насколько избранный вариант адаптированной общеобразовательной программы соответствует возможностям школьника, в чем причины возникающих трудностей. Как показывает зарубежный опыт, в некоторых случаях на этапе адаптации ребенка к условиям обучения необходимым условием становится сопровождение тьютора (помощника, ассистента учителя).

Известно, что аутичный ребенок испытывает значительные трудности в свободной организации себя в пространстве и времени, трудности во взаимодействии с детьми и взрослыми, часто проявляется как неспособность ориентироваться в конкретной коммуникативной или образовательной ситуации. Это требует особой работы, необходимой, чтобы помочь организовать жизнь аутиста в школе. Такая работа способствует созданию определенного, поначалу достаточно жесткого стереотипа школьной жизни и личного поведения. Поэтому отдельной задачей при организации учебной деятельности ребенка с аутизмом является работа по созданию внешних маркеров (определителей) и правил жизни в классе и на уроке. Важнейшим внешним маркером изменений в последовательности действий и уроков является расписание, которое должно быть понятно и видно ребенку.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

Хорошо, если на стене рядом с доской висит полное расписание уроков и уроков на текущий день на все дни недели. Такой намек делает жизнь ребенка более предсказуемой, и сам по себе является организующим фактором учебной жизни учащегося [13, а 65].

С помощью расписания может быть специально разработана последовательность подготовки к школьному дню, к уроку, если необходимо, визуальная схема организации рабочего пространства, набор необходимых учебных материалов и последовательно составленные подготовительные мероприятия. Это чрезвычайно важно, поскольку такому ребенку трудно воспринимать всю информацию на слух, а то, что написано, часто имеет «степень закона». Ему легче самому посмотреть расписание и подготовить необходимые предметы для следующего урока, чем слушать длинную инструкцию учителя о том, каким будет следующий урок и что следует оставить на столе.

Чем глубже аутистическая дезадаптация ребенка, тем больше внимания следует уделять составлению расписания, так как оно служит средством ориентации в образовательном пространстве. Поэтому, от того, насколько детально они разработаны расписания, насколько они конкретны и наглядны по форме, тем более успешна социализация детей РАС. Во всех случаях это должно быть адресовано лично ребенку, присутствовать в его дневнике, отдельной записной книжке или висеть на стене рядом со столом ребенка, состоять из понятных знаков: рисунков, фотографий или надписей. Следует также иметь в виду, что такого ребенка необходимо научить пользоваться расписанием.

В результате такой работы самоорганизация может значительно улучшиться, а проблемы с поведением, связанные с импульсивностью, отвлечением и трудностями переключения, могут уменьшиться. Новые занятия, представленные как дополнение, разработка стабильного расписания, легче воспринимаются таким учеником, который обычно отвергает любые попытки изменения. Одним из важных условий эффективного включения детей с РАС в общеобразовательную среду является адекватное и позитивное отношение учителя к детям.

Как пишет канд. пед. наук Э. А. Гафари (2012) в своем исследовании, позитивное отношение учителей к включению детей с ограниченными возможностями во всеобщее образование является для многих категорий детей с нарушениями эффективным способом социальной интеграции, так как они не только получают качественное образование, но и успешно социализируются, а также интегрируются в среду своих обычных сверстников, привыкают к тому факту, что к ним предъявляются такие же требования, как и ко всем остальным учащимся. Это значит, что в школе должна быть создана такая организационно-педагогическая среда, которая позволяет наиболее гибко выстроить учебный маршрут учащегося в зависимости от его потребностей и выбрать наиболее оптимальную форму обучения. Под организационно-педагогической средой мы понимаем совокупность специально организованных педагогических условий развития личности обучающегося с особыми образовательными потребностями [14].

Одной из перспективных форм адаптации аутичного ребенка представляется последующее постепенное, индивидуально дозированное включение в небольшую подгруппу детей с ОВЗ коммуникации и социального развития, где он имеет возможность получить опыт пребывания в группе, наблюдая за обычными детьми при поддерживающей помощи взрослого. Такая помощь заключается постоянной поддержке уверенности учащихся в своих силах, обеспечение им субъективного переживания успеха при определенных усилиях. При работе с учащимися с РАС необходимо создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности, также

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий. Таким образом, в настоящее время создание организационно-педагогической среды является основным полем адаптации и обучения ребенка с аутизмом в образовательную среду. Образование понимается как «содействие приобретению навыков или знаний, включая не только академическое обучение, но и социализацию, язык и общение, а также уменьшение проблем поведения, чтобы помочь ребенку развить независимость и личную ответственность» [15, с. 28].

Общее содержание учебной программы обучения детей с РАС согласно Приказа и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12.08.2016 г №499 направлено на:

1. Достижение целей и задач, представленных в виде ожидаемых результатов обучения;

2. Обеспечение принципов преемственности и непрерывности с учетом обучающих, развивающих и воспитательных задач между дошкольным воспитанием и обучением и начальным образованием;

3. Создание равных стартовых возможностей для обучения воспитанников дошкольного возраста в организации начального образования;

4. Формирование двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих, социальных знаний, умений и навыков, навыков самообучения, в том числе у детей раннего возраста;

5. Создание психолого-педагогических условий воспитания и обучения;

6. Подготовку к учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

7. Формирование духовно-нравственных навыков, основанных на национальных традициях и общечеловеческих ценностях в рамках реализации программы "Рухани жацгыру";

8. Формирование социально-личностных качеств, направленных на развитие креативности, коммуникабельности, критического мышления и умений взаимодействовать в команде;

Таким образом, программа обучения детей с РАС в условиях инклюзивного образования предполагает понимание инклюзии как новой философии образования, которая основана на современном гуманистическом подходе к образованию детей с ОВЗ, заключающиемся в формировании у окружающих позитивного социального отношения к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей ребенка не как проблемы, а как возможность разработки и обогащения совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [16, с. 111].

Инклюзивное образование обучающегося с аутизмом требует организации обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования, возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис. Должна обеспечиваться организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии. На наш взгляд, возможность инклюзивного образования является большим шагом на пути к решению задачи важнейшей социальной значимости, в которой пересекаются интересы всех участников образовательного процесса.

Авторы выражают благодарность и признательность всем, кто был содействовав в исследовательской работе

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

Список литературы:

1. Семаго Н. Я., Хотылева Т. Ю., Гончаренко М. С., Михаленкова Т. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. М., 2012.

2. Волкмар Ф. Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Екатеринбург, 2014. 224 с.

3. Сулейменова Р. А. Организационно-технологические основы ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями: Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 460 с.

4. Барсанаева Д. С. Педагогические условия социализации детей в школе через инклюзивное образование: Дисс. ... канд. пед. наук. Бишкек. 2019. 183 с.

5. Карабалаева Г. Т. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания в современных условиях: Дисс. ... д-ра пед. наук. Бишкек, 2016.

6. Нурмаганбетова Р. К. Психолого-педагогические проблемы образования в инклюзивной среде в Казахстане // Научный аспект. 2019. Т. 7. №2. С. 842-849.

7. Каплиева А. К., Даутова К. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения. 2014.

8. Ералиева Х. С. Внедрение инклюзивного образования в Казахстане // Инновационные педагогические технологии: Материалы IV международной научной конференции. Казань: Бук, 2016. С. 26-28.

9. Жалмухамедова А. К., Ешпанова Д. Д. Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, проблемы, перспективы. Режим доступа: icie.ieml.ru

10. Мовкебаева З. А., Денисова И. А., Оралканова И. А, Жакупова Д. С. Инклюзивное образование. Алматы, 2014. 200 с.

11.Сардарова Ж. И., Жумашева Н. С. Инклюзивное и интегрированное обучение в Республике Казахстан // Концепт. 2017. Т. 35. С. 113-116.

12. Разработка и внедрение моделей включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2015. 48 с.

13. Елисеева И. Г., Ерсарина А. К. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Алматы, 2019. 118 с.

14. Гафари Э. А. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования: на материалах Исламской Республики Иран: Дисс. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2012. 150 с.

15. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

16. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Дефектология. 2009. №6.

References:

1. Semago, N. Ya., Khotyleva, T. Yu., Goncharenko, M. S., & Mikhalenkova, T. A. (2012). Obuchenie detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra. Moscow. (in Russian).

2. Volkmar, F. R. (2014). Autizm: Prakticheskoe rukovodstvo dlya roditelei, chlenov sem'i i uchitelei. Ekaterinburg. (in Russian).

3. Suleimenova, R. A. (2001). Organizatsionno-tekhnologicheskie osnovy rannei korrektsionno-pedagogicheskoi pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami: Diss. ... d-ra ped. nauk. Moscow. (in Russian).

4. Barsanaeva, D. S. (2019). Pedagogicheskie usloviya sotsializatsii detei v shkole cherez inklyuzivnoe obrazovanie: Diss. ... kand. ped. nauk. Bishkek.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №4. 2022

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Karabalaeva, G. T. (2016). Vzaimosvyaz' semeinogo i obshchestvennogo vospitaniya v sovremennykh usloviyakh: Diss. ... d-ra ped. nauk. Bishkek.

6. Nurmaganbetova, R. K. (2019). Psikhologo-pedagogicheskie problemy obrazovaniya v inklyuzivnoi srede v Kazakhstane. Nauchnyi aspekt, 7(2), 842-849. (in Russian).

6. Nurmaganbetova, R. K. (2019). Psikhologo-pedagogicheskie problemy obrazovaniya v inklyuzivnoi srede v Kazakhstane. Nauchnyi aspect, 7(2), 842-849. (in Russian).

7. Kaplieva, A. K., & Dautova, K. A. (2014). Sotsializatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: problemy i puti ikh resheniya. (in Russian).

8. Eralieva, Kh. S. (2016). Vnedrenie inklyuzivnogo obrazovaniya v Kazakhstane. In Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Materialy IV mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Kazan', 26-28. (in Russian).

9. Zhalmukhamedova, A. K., & Eshpanova, D. D. Inklyuzivnoe obrazovanie v Kazakhstane: sostoyanie, problemy, perspektivy. Rezhim dostupa: icie.ieml.ru

10. Movkebaeva, Z. A., Denisova, I. A., Oralkanova, I. A, & Zhakupova, D. S. (2014). Inklyuzivnoe obrazovanie. Almaty.

11.Sardarova, Zh. I., & Zhumasheva, N. S. (2017). Inklyuzivnoe i integrirovannoe obuchenie v Respublike Kazakhstan. Kontsept, (35), 113-116. (in Russian).

12. Razrabotka i vnedrenie modelei vklyucheniya detei s osobymi potrebnostyami v obshcheobrazovatel'nyi protsess (2015). Astana.

13. Eliseeva, I. G., & Ersarina, A. K. (2019). Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v obshcheobrazovatel'noi shkole. Almaty.

14. Gafari, E. A. (2012). Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya obucheniya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya sredstvami inklyuzivnogo obrazovaniya: na materialakh Islamskoi Respubliki Iran: Diss. ... kand. ped. nauk. Dushanbe.

15. Vygotskii, L. S. (2000). Psikhologiya. Moscow. (in Russian).

16. Malofeev, N. N. (2009). Inklyuzivnoe obrazovanie v kontekste sovremennoi sotsial'noi politiki. Defektologiya, (6). (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 17.03.2022 г. 21.03.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Боранбаева А. С., Гиляузизова Н. М. Проблемы интегрированного обучения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №4. С. 546-554. https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/66

Cite as (APA):

Boranbaeva, A., & Gilyauzizova, N. (2022). Problems of Integrated Learning for Children With Autism Spectrum Disorder (ASD). Bulletin of Science and Practice, 5(4), 546-554. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/77/66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.