Прогрессивная экономика № 2 / 2024
DOI: 10.54861/27131211_2024_2_62
Специальность ВАК: 5.2.5
УДК 336.221:339.9
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И
ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Есиков С.Н., преподаватель, Тюменский индустриальный университет,
г. Тюмень, Россия
Аннотация. В статье представлены результаты анализа проблем
международной интеграции России в контексте обеспечения экономической
безопасности. Выявлены барьеры интеграции, включающие низкую
конкурентоспособность российских товаров, слабое развитие транспортных
путей на востоке и экономическая дискриминация. В текущих условиях
подчеркивается важность усиления взаимодействия российской экономики со
странами ЕАЭС и БРИКС. Сделан вывод, что успешная интеграция России с
дружественными государствами оказывает существенное влияние на развитие
экономики и усиление внешнеполитических позиций. Автором выявлены
ключевые факторы, являющиеся источниками рисков для экономической
безопасность страны: санкции и ограничения, рост теневой экономики, отток
капитала, а также зависимость от цен на сырьевые ресурсы. Предложены пути
обеспечения
экономической
безопасности,
включающие
реиндустриализацию, импортозамещение, а также гибкие меры и повышения
устойчивости национальной
экономики России.
Обосновано, что
экономическая интеграция и сотрудничество с дружественными странами
позволит сократить риски, связанные с обеспечением экономической
безопасности России, обеспечить российским предприятиям доступ к
62
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
международным
рынкам
и
ресурсам,
а
также
повысить
их
конкурентоспособность посредством обмена технологиями и опытом.
Ключевые слова: экономическая безопасность, международная
интеграция, конкурентоспособность экономики, торговля с дружественными
странами, БРИКС, ЕАЭС.
PROBLEMS OF RUSSIA'S INTEGRATION INTO THE WORLD
ECONOMY AND ITS ECONOMIC SECURITY
Yesikov S.N., Lecturer, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia
Abstract. The article presents the results of the analysis of the problems of
Russia's international integration in the context of ensuring economic security.
Barriers to integration have been identified, including low competitiveness of
Russian goods, poor development of transport routes in the east and economic
discrimination. In the current conditions, the importance of strengthening the
interaction of the Russian economy with the EAEU and BRICS countries is
emphasized. It is concluded that the successful integration of Russia with friendly
states has a significant impact on the development of the economy and the
strengthening of foreign policy positions. The author identifies the key factors that
put the country's economic security at risk: sanctions and restrictions, the growth of
the shadow economy, capital outflow, as well as dependence on prices for raw
materials. The ways of ensuring economic security, including reindustrialization, import substitution, as well as flexible measures and increasing the stability of the
national economy of Russia, are proposed. It is proved that economic integration and
cooperation with friendly countries will reduce the risks associated with ensuring
Russia's economic security, provide Russian enterprises with access to international
markets and resources, as well as increase their competitiveness through the
exchange of technologies and experience.
63
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
Ключевые слова: economic security, international integration, economic
competitiveness, trade with friendly countries, BRICS, EAEU.
JEL classification: E42, F22, F51.
Для цитирования: Есиков С.Н. Проблемы интеграции России в
мировое хозяйство и ее экономическая безопасность // Прогрессивная
экономика. 2024. № 2. С. 62–77.
Введение
Интеграция национальных экономик в глобальное мировое хозяйство
играет ключевую роль в формировании и развитии международных
отношений. Россия, являясь одним из ведущих участников мировой
экономики, активно вовлечена в процессы международной торговли и
экономического взаимодействия. Согласно данным статистики внешней
торговли, Россия является двенадцатым крупнейшим экспортером в мире, а
объем экспорта за период с 2017 по 2022 годы увеличился с 360 до 486
миллиардов долларов. Рост объемов экспорта на 35% за пятилетний период
указывает на стремление России к увеличению своего влияния на мировой
арене [19]. Будучи крупной экономикой с высоким внешнеэкономическим
потенциалом, Россия испытывает трудности его реализацией, поскольку
сталкивается с необходимостью преодоления торговых барьеров,
возникающих вследствие экономических разногласий. Так, санкции,
введенные Западными странами в отношении России, ограничивают доступ к
зарубежным рынкам и создают дополнительные сложности для ведения
бизнеса.
В свете санкционного давления Россия внедряет различные меры для
смягчения
негативного
воздействия,
включая
активное
развитие
национальных рынков, поощрение внутренних инвестиций, а также
стимулирование инновационных технологий и цифровой экономики.
64
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
Поддержка национальных производителей, диверсификация экономики и
активное использование альтернативных финансовых инструментов также
являются ключевыми стратегическими направлениями в контексте адаптации
к санкционным ограничениям. Успешное реагирование на вызовы санкций
включает в себя не только обеспечение внутренней стабильности, но также
поиск новых путей интеграции в мировую экономику, минимизирующих
зависимость от традиционных партнеров. Таким образом, целью настоящей
статьи является анализ основных проблем и вызовов, стоящих перед Россией
в контексте ее интеграции и обеспечения экономической безопасности.
Обзор литературы
Международная экономическая интеграция – это сближение стран,
основанное на глубоких социально-экономических связях и распределении
рабочей силы между ними. Международная экономическая интеграция
охватывает не только экономические, но и социальные и внешнеполитические
аспекты [16]. Зона свободной торговли, являющаяся одной из наиболее
простых форм экономической интеграции, включает ограничения между
странами, осуществляемые через снижение таможенных пошлин. В настоящее
время перед Россией стоит важная задача создания свободных экономических
зон, что способствует установлению режима свободной таможенной зоны [7].
Экономическая интеграция создает благоприятные возможности для
взаимодействия между участниками внешней торговли. Например, в рамках
интегрированного сотрудничества предприятиям и организациям открывается
более широкий доступ к ресурсам, происходит более глубокое взаимодействие
в международном разделении труда и увеличивается открытость
национальных
экономик.
(рис.
1).
Экономическая
конвергенция
предоставляет широкие возможности для решения актуальных социально-
экономических проблем, таких как обеспечение социальных гарантий
малообеспеченным гражданам, улучшение систем здравоохранения и
социального обеспечения [15].
65
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
Факторы,
определяющие
интеграционные
процессы
Глобализация
Углубление
Повышение
Общемировая по
хозяйственной
международного
открытости
своему характеру
жизни
разделения труда
национальных
научно-техническая
экономик
революция
Рис. 1. Факторы, определяющие интеграционные процессы
Источник: составлено автором по данным [15]
Однако,
современные
тенденции
экономической
интеграции
характеризуются наличием неэкономической мотивации и стремлением
ограничения экономического потенциала различных стран. Санкции
становятся инструментом воздействия на внешнеэкономические процессы и
оказывают дезинтегрирующее воздействие на мировую экономическую
динамику [13]. Так, Д.В. Манушин вводит понятие «санкционной экономики»
и обосновывает необходимость принятия контрсанкционных мер,
направленных на обеспечение экономической безопасности России в
среднесрочной и долгосрочной перспективах [8]. Анализ указывает на
актуальность исследования теоретических и практических аспектов
интеграции России в мировую экономику в условиях санкционного
воздействия.
Вопросы обеспечения экономической безопасности привлекают
внимание современных исследователей. Так, Л.П. Васильева предлагает
определение термина экономической безопасности как сферы научных
знаний, изучающей состояние экономики, обеспечивающей устойчивый рост
экономических показателей, эффективное удовлетворение потребностей
населения, защиту интересов государства на национальном и международном
уровнях [2]. Экономическая безопасность представляет собой определенное
состояние экономики, характеризующееся стабильностью, безопасностью и
высоким уровнем защиты национальных интересов [11]. Анализируя
66
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
современные исследования, можно прийти к выводу, что в научном дискурсе
недостаточное внимание уделяется обеспечению конкурентоспособности
национальной экономики в контексте международной интеграции.
Материалы и методы
Для анализа текущего положения России в системе международных
отношений автором использован сценарный анализ. Источниками данных для
проведения исследования являются ежегодные и ежеквартальные прогнозы
ведомственных организаций, анализ которых позволяет выявить наиболее
вероятные сценарии и определить их воздействие на экономическую
безопасность России. Для выявления мнений экономического и научного
сообщества в вопросе особенностей интеграционных процессов в России
используется сравнительный анализ. Комбинация данных методов научного
познания обеспечивает достоверность полученных выводов относительно
вызовов и проблем, стоящих перед Россией в контексте интеграции в мировое
хозяйство и обеспечения экономической безопасности.
Результаты и обсуждение
Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) в 2012 году
открыло новые возможности для защиты международных экономических
интересов России и активного участия в формировании правил мировой
торговли [14]. Однако уже с 2014 года российская экономика столкнулась с
вызовами, возникшими вследствие введения санкций со стороны Западных
стран. Санкционное давление оказало значительное воздействие на
международные экономические отношения. В ответ на сложившуюся
ситуацию, Россия стала активным участником создания Евразийского
экономического союза (ЕАЭС) в 2015 году вместе с Арменией, Беларусью,
Казахстаном и Киргизией. ЕАЭС был создан с целью углубления
экономической интеграции и сотрудничества между участниками и
содействия свободному перемещению товаров, услуг, капитала и рабочей
силы [10].
67
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
Согласно данным Евразийской экономической комиссии, динамика
товарооборота между государствами-членами ЕАЭС отражает положительное
влияние интеграционных процессов. Объем взаимной торговли товаров между
участниками Евразийского экономического союза за 2021 год достиг
исторического максимума, составив 73,1 млрд. долл., что составляет 132,8%
от уровня 2020 года. Экспорт товаров на внутренний рынок Союза (исключая
Беларусь и Россию) рос быстрее, чем экспорт в страны вне ЕАЭС, а рост
оборота товаров между государствами-членами ЕАЭС обусловлен как
увеличением средних цен на товары внутри Союза (на 19,5%), так и
увеличением физического объема взаимных поставок (на 11,1%) [5].
За 2021 год, удельный вес взаимной торговли между государствами,
входящими в интеграционную группировку, составил 14,6% в объеме
внешней торговли. Начиная с 2022 года, публикация статистических данных
об итогах вешней торговли приостановлена, однако на основании имеющихся
данных можно сделать вывод о стратегической важности партнерства, в
рамках которого обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капитала
и трудовых ресурсов (рис. 2).
60.0
50.0
40.0
30.0
20.0
10.0
0.0
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
ЕАЭС
13.5
14.4
14.6
13.7
14.4
14.9
14.6
Армения
26.5
29.0
29.8
28.8
30.2
34.0
35.3
Беларусь
49.5
52.3
52.6
50.7
50.8
49.5
50.5
Казахстан
21.3
22.2
22.8
21.3
22.2
23.6
26.1
Кыргызстан
43.9
37.2
38.4
39.3
39.3
42.9
41.1
Россия
8.2
8.8
9.0
8.4
8.9
9.3
8.9
ЕАЭС
Армения
Беларусь
Казахстан
Кыргызстан
Россия
Рис. 2. Удельный вес взаимной торговли государств - членов ЕАЭС в
общем объеме внешней торговли, %
Источник: составлено автором по данным [3]
68
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
Развитие экономического союза в Евразии происходит в условиях
сложной ситуации. Организация столкнулась с рядом внешних проблем: в
период с 2020 по 2021 годы произошло серьезное ухудшение
эпидемиологической обстановки. В 2022 году в свете усиления
геополитических противоречий были введены санкции в отношении России и
Беларуси, что повлияло на экономическое развитие интеграционного союза. В
течение 2021 года мировые и региональные экономики успешно
адаптировались
к
условиям
пандемии.
Быстрое
восстановление
экономической активности было следствием постепенного снятия
ограничений и поддержки значительных фискальных и денежных стимулов в
рамках антикризисных программ. К середине года большинство стран-членов
достигли уровней активности, характерных для периода до пандемии.
Согласно предварительным данным, рост мировой экономики в 2021
году составил 6,1%. Во второй половине года произошло замедление
восстановления экономической активности из-за введения карантинных мер в
связи с распространением нового варианта коронавируса. Тем не менее,
благодаря ранее принятым стимулирующим мерам, в последнем квартале и к
концу года отмечен устойчивый рост [9]. В 2022 году российская экономика
столкнулась с барьерами, вызванными обострением геополитических
противоречий. Объединенные усилия развитых стран были направлены на
подрыв
экономического
потенциала
России,
создавая
крайне
неблагоприятный фон для ее развития, который неуклонно ухудшался весь
год. Особую важность в этом процессе имели следующие обстоятельства:
1. Замораживание международных активов России на сумму более 300
млрд. долл., с возможной конфискацией данных средств [4].
2. Усиление санкционного давления, включая ограничения для
резидентов стран-инициаторов санкций в их взаимодействии с российскими
хозяйствующими субъектами, а также распространение ограничений на
резидентов третьих стран, собирающихся продолжать сотрудничество с
Россией («вторичные санкции») [10].
69
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
3. Отключение ведущих российских банков от международных
платежных систем и межбанковской системы SWIFT, с возможностью
распространения этой меры на всю банковскую систему страны [4].
4. Ускоренное сокращение энергетического сотрудничества, включая
разрушение инфраструктуры поставок природного газа в Европу через
трубопроводы проектов «Северный поток-1» и «Северный поток-2», а также
попытки снизить доходы от российского энергетического экспорта в третьи
страны через механизм «потолка цен» [1].
5. Отказ от сотрудничества в сфере высоких технологий, включая
технологии двойного назначения, и давление на компании из третьих стран
для прекращения поставок микропроцессоров и микросхем в Россию [10].
6. Обширная атака на внешнеторговые связи России в отношении как
экспортных,
так
и
импортных
операций,
включая
не
только
высокотехнологичный, но и стандартный гражданский импорт. Эта атака
включала отзыв режима наибольшего благоприятствования в торговле,
позволяя установить повышенные ввозные таможенные пошлины, а также
отзыв статуса страны с рыночной экономикой со стороны США в ноябре 2022
года, открывая возможности для произвольного установления размера
антидемпинговых пошлин на товары российского происхождения.
В ответ на давление Россия ставит перед собой приоритетную задачу
обеспечения стратегической устойчивости, технологического и финансового
суверенитета, необходимых для реализации национальной повестки развития
[12]. Осознавая невозможность достижения этой цели в одиночку, страна, выступая в качестве ключевого центра формирующегося многополярного
мира, стремится к созданию интеграционного пространства и созданию
стратегических
партнерств.
Внешнеэкономические
взаимосвязи
не
ограничиваются лишь созданием благоприятных условий для развития
торговли и инвестиций. Россия активно содействует формированию прочных
стратегических связей, включая реализацию совместных инвестиционных
проектов [17].
70
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
Важным
элементом
этого
процесса
становится
создание
индустриальных точек присутствия, совместное развитие передовых
технологий и укрепление гуманитарных связей. Параллельно с появлением
ЕАЭС, Россия активно развивает тесные контакты с государствами БРИКС
(Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Участие в БРИКС
предоставляет дополнительные возможности для сотрудничества в
экономической, политической и социальной сферах. Страны БРИКС
взаимодействуют в рамках саммитов, обсуждая стратегические вопросы и
направления сотрудничества, что способствует укреплению роли России на
мировой арене и обеспечивает ей дополнительные рыночные возможности.
Среди стран БРИКС основным торговым партнером России является
Китай, объем товарооборота с которым составил 158,703 млрд. долл. в 2021
году. В общей сложности российский экспорт в страны БРИКС в 2021 году
достиг 442 млрд долл., а товарооборот России со странами БРИКС
оценивается в 1 317 млрд долл. (табл. 1). Объем торговли России со странами
БРИКС с января по июнь 2022 года достиг показателя в 98 млрд. долл., что на
40% превышает аналогичный показатель 2021 года.
Таблица 1
Объем торговли товарами России с БРИКС в 2021 году, млрд. долл.
Страны
Экспорт
Импорт
Товарооборот
Китай
86,028
72,675
158,703
Индия
9,128
4,427
13,555
Бразилия
5,261
2,222
7,483
Южная Африка
342
796
1138
Источник: составлено автором по данным [19]
Несмотря на санкции, Россия стремится к устойчивому развитию,
активно участвуя в региональных экономических и политических
инициативах, таких как ЕАЭС и БРИКС. Данные шаги направлены на
усиление международного сотрудничества и достижения разнообразия в
экономических отношениях. В связи с быстрыми изменениями, понимание
71
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
ценности экономической безопасности становится особенно важным,
равносильным значимости национальной безопасности, информационной
защиты, экологической стабильности и энергетической безопасности [18].
На текущий момент объектами обеспечения экономической
безопасности России рассматриваются производители разнообразных товаров
и услуг, продавцы, а также природные ресурсы государства. В свою очередь
субъектами экономической безопасности выступают банки, фонды, страховые
компании, налоговые службы, различные отраслевые министерства и другие
организации. В сфере экономической безопасности существуют риски и
угрозы, которые приводят к дестабилизации экономической системы
государства. Сегодняшнее состояние экономической безопасности в России
зависит не только от внутренних угроз, но и от внешних факторов, таких как
глобализация. По мнению исследователя Керимова, глобализация – это
результат длительного исторического процесса, приводимого в движение
научно-техническим прогрессом [6].
Глобализация создает условия, активизирующие экономические угрозы
для экономической безопасности. Санкции против России, рост теневой
экономики, экономическая преступность, отток капитала и зависимость от цен
на ресурсы – являются факторами, негативно влияющими на обеспечение
экономической безопасности. Следовательно, в текущих условиях
необходимо развивать доверие к национальной валюте через меры,
направленные на стабилизацию инфляции и поддержание устойчивости
финансовой системы. Важно принимать гибкие меры, такие как тарифы или
квоты на импорт с целью защитить отечественных производителей и смягчить
воздействие внешних экономических угроз. Также целесообразно
реализовывать
структурные
преобразования
для
повышения
конкурентоспособности национальной экономики и получения преимуществ
от экономической интеграции (рис. 3).
72
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
Угрозы экономической
Меры обеспечения
безопасности России
экономической безопасности
1.Санкции и ограничения
1.Меры, направленные на
доступа к внешним рынкам и
стабилизацию инфляции и
ресурсам.
поддержание устойчивости
2.Рост теневой экономики
финансовой системы.
3.Отток капитала из
2.Уменьшение зависимости от
импорта путем развития
4.Зависимость от цен на
ресурсы, таких как нефть или
отечественного производства и
природные ресурсы
диверсификации источников
поставок.
5.Нестабильность финансовой
системы
3.Защита отечественных
производителей и смягчение
воздействия внешних
экономических угроз.
4.Повышение
конкурентоспособности
экономики
Рис. 3. Угрозы и меры обеспечения экономической безопасности России
Источник: разработано автором
Экономическая интеграция и сотрудничество с дружественными
странами является важным аспектом достижения конкурентоспособности,
поскольку позволяет обеспечить доступ к международным рынкам капитала,
ресурсам и технологиям. Однако в контексте обеспечения экономической
безопасности важно достигать баланса между стремлением к интеграции в
мировое хозяйство и защитой национальных интересов.
Заключение
Анализ основных проблем и вызовов, стоящих перед Россией в
контексте ее интеграции и обеспечения экономической безопасности, показал,
что в условиях санкционного давления Россия направляет свои стратегические
усилия на углубление сотрудничества с государствами-партнерами из ЕАЭС,
БРИКС и других регионов Востока. Экономическая интеграция с
дружественными странами позволяет создать устойчивые экономические
73
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
связи, обеспечить диверсификацию торговых и инвестиционных потоков, а
также ослабить негативное воздействие санкционной политики.
Поскольку в условиях международной интеграции важным аспектом
является защита национальных интересов, возникает необходимость
структурных преобразований в национальной экономике, направленных на
повышение международной конкурентоспособности. Реализация стратегий
импортозамещения, направленных на преодоление социально-экономической
и технологической отсталости государства, лежит в основе обеспечения
экономической безопасности и достижения устойчивого развития экономики
России.
Литература
1.
Азиева Р.Х. Перспективы сотрудничества России и Китая в
контексте развития топливно-энергетического комплекса // Прогрессивная
экономика. 2023. № 9. С. 49–67.
2.
Васильева Л.П. Экономическая безопасность: определения и
сущность // Журнал прикладных исследований. 2020. №3. С. 6–13.
3.
Взаимная торговля товарами Евразийского экономического союза
//
Евразийская
экономическая
комиссия.
URL:
https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/time_series/vzai
mnaya-torgovlya-tovarami-dinamicheskie-ryady/.
4.
Грепан В.Н. Влияние технологии блокчейн на международные
платежи и переводы // Прогрессивная экономика. 2023. № 11. С. 190 – 202.
5.
Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами –
членами Евразийского экономического союза в 2021 году» // Евразийская
экономическая
комиссия.
URL:
https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/tradestat/tradereport/Report_2021.pd
f.
6.
Керимов Р.Н. Глобализация мирового хозяйства: сущность,
причины, последствия // Молодой ученый. 2021. № 25. С. 193–197.
7.
Липко А.А. Международная экономическая интеграция:
сущность, формы, условия развития // Вестник студенческого научного
общества ГОУ ВПО Донецкий национальный университет. 2022. Т. 3. № 14.
С. 134–139.
74
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
8.
Манушин Д.В. Мировая санкционная экономика, санкции,
контрсанкции и новая мировая валюта // Russian Journal of Economics and Law.
2022. Т. 16, № 2. С. 345–369.
9.
Россия и мир: 2023. Экономика и внешняя политика. Ежегодный
прогноз. Москва : ИМЭМО РАН, 2022. 130 с.
10.
Рощина Л.Н., Таранов П.В. Внешнеэкономическая деятельность
Российской Федерации в условиях санкций: анализ и перспективы //
Прогрессивная экономика. 2023. № 11. С. 178–189.
11.
Сигунова
Т.А.
Составляющие
уровня
экономической
безопасности
хозяйствующего
субъекта:
понятие
и
пути
их
совершенствования // Прогрессивная экономика. 2023. № 7. С. 90–119.
12.
Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
//
СПС
Консультант
Плюс.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/5aa1a122a2598d45
187e5371ae9a93bd1a3fc6b2/.
13.
Урусмамбетов
Н.З.
глобальные
тренды
международной
экономической интеграции в вопросах устойчивого развития // Российский
экономический интернет-журнал. 2023. № 1. С. 1–15.
14.
Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении
Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении
Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 21.07.2012 N 126-
ФЗ
(последняя
редакция)
//
СПС
Консультант
Плюс.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132905/.
15.
Черногор И.А. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство
и её экономическая безопасность // Национальная безопасность и
стратегическое планирование. 2015. №. 2. С. 42–44.
16.
Шарипов С.Б. Международная экономическая интеграция:
теоретический аспект // Вестник Хорогского университета. 2023. № 3 (27). С.
159–165.
17.
Khusainova E., Urazbahtina L., Serkina N. Threats to the economic
security of a digital enterprise in the energy industry // Международный
симпозиум «Устойчивая энергетика и энергомашиностроение». Казань:
Казанский государственный энергетический университет, 2021. С. 1–4.
18.
Tyutrin, R. K. The problems and the Riks of economic development of
the Eurasian economic Union Member States // Современные проблемы теории и
практики права глазами молодых исследователей : Материалы XVII
Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Улан-Удэ:
75
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления,
2023. С. 168–173.
19.
Value of Russian trade in goods (export, import, and trade balance) with
BRICS
in
2021,
by
country
//
Statista.
URL:
https://www.statista.com/statistics/1101225/russia-external-trade-value-with-brics/.
References
1.
Azieva R.H. Perspektivy sotrudnichestva Rossii i Kitaya v kontekste
razvitiya toplivno-energeticheskogo kompleksa // Progressivnaya ekonomika. 2023.
№ 9. S. 49–67.
2.
Vasil'eva L.P. Ekonomicheskaya bezopasnost': opredeleniya i
sushchnost' // ZHurnal prikladnyh issledovanij. 2020. №3. S. 6–13.
3.
Vzaimnaya torgovlya tovarami Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza
//
Evrazijskaya
ekonomicheskaya
komissiya.
URL:
https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/time_series/vzai
mnaya-torgovlya-tovarami-dinamicheskie-ryady/.
4.
Grepan V.N. Vliyanie tekhnologii blokchejn na mezhdunarodnye
platezhi i perevody // Progressivnaya ekonomika. 2023. № 11. S. 190 – 202.
5.
Doklad «O sostoyanii vzaimnoj torgovli mezhdu gosudarstvami –
chlenami Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza v 2021 godu» // Evrazijskaya
ekonomicheskaya
komissiya.
URL:
https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/tradestat/tradereport/Report_2021.pd
f.
6.
Kerimov R.N. Globalizaciya mirovogo hozyajstva: sushchnost',
prichiny, posledstviya // Molodoj uchenyj. 2021. № 25. S. 193–197.
7.
Lipko
A.A.
Mezhdunarodnaya
ekonomicheskaya
integraciya:
sushchnost', formy, usloviya razvitiya // Vestnik studencheskogo nauchnogo
obshchestva GOU VPO Doneckij nacional'nyj universitet. 2022. T. 3. № 14. S. 134–
139.
8.
Manushin D.V. Mirovaya sankcionnaya ekonomika, sankcii,
kontrsankcii i novaya mirovaya valyuta // Russian Journal of Economics and Law.
2022. T. 16, № 2. S. 345–369.
9.
Rossiya i mir: 2023. Ekonomika i vneshnyaya politika. Ezhegodnyj
prognoz. Moskva : IMEMO RAN, 2022. 130 s.
10.
Roshchina L.N., Taranov P.V. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost'
Rossijskoj Federacii v usloviyah sankcij: analiz i perspektivy // Progressivnaya ekonomika. 2023. № 11. S. 178–189.
76
Прогрессивная экономика № 2 / 2024
11.
Sigunova
T.A.
Sostavlyayushchie
urovnya
ekonomicheskoj
bezopasnosti hozyajstvuyushchego sub"ekta: ponyatie i puti ih sovershenstvovaniya
// Progressivnaya ekonomika. 2023. № 7. S. 90–119.
12.
Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 N 208 «O Strategii ekonomicheskoj
bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // SPS Konsul'tant Plyus.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/5aa1a122a2598d45
187e5371ae9a93bd1a3fc6b2/.
13.
Urusmambetov
N.Z.
global'nye
trendy
mezhdunarodnoj
ekonomicheskoj integracii v voprosah ustojchivogo razvitiya // Rossijskij
ekonomicheskij internet-zhurnal. 2023. № 1. S. 1–15.
14.
Federal'nyj zakon «O ratifikacii Protokola o prisoedinenii Rossijskoj
Federacii k Marrakeshskomu soglasheniyu ob uchrezhdenii Vsemirnoj torgovoj
organizacii ot 15 aprelya 1994 g.» ot 21.07.2012 N 126-FZ (poslednyaya redakciya)
//
SPS
Konsul'tant
Plyus.
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132905/.
15.
CHernogor I.A. Problemy integracii Rossii v mirovoe hozyajstvo i eyo
ekonomicheskaya bezopasnost' // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe
planirovanie. 2015. №. 2. S. 42–44.
16.
SHaripov S.B. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integraciya:
teoreticheskij aspekt // Vestnik Horogskogo universiteta. 2023. № 3 (27). S. 159–
165.
17.
Khusainova E., Urazbahtina L., Serkina N. Threats to the economic
security of a digital enterprise in the energy industry // Mezhdunarodnyj simpozium
«Ustojchivaya
energetika
i
energomashinostroenie».
Kazan':
Kazanskij
gosudarstvennyj energeticheskij universitet, 2021. S. 1–4.
18.
Tyutrin, R. K. The problems and the Riks of economic development of
the Eurasian economic Union Member States // Sovremennye problemy teorii i
praktiki prava glazami molodyh issledovatelej : Materialy XVII Vserossijskoj
molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ulan-Ude: Vostochno-Sibirskij
gosudarstvennyj universitet tekhnologij i upravleniya, 2023. S. 168–173.
19.
Value of Russian trade in goods (export, import, and trade balance) with
BRICS
in
2021,
by
country
//
Statista.
URL:
https://www.statista.com/statistics/1101225/russia-external-trade-value-with-brics/.
77
Document Outline
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ