Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ БРИКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник Глеб Викторович

В статье определены основные макроэкономические интересы Российской Федерации на международной арене, основные пути и возможности России по усилению макроэкономического влияния и развитию международных экономических отношений с азиатскими странами. Рассмотрены основные институты развития, механизм функционирования которых играет важную роль в установлении связей России с другими странами в целях углубления экономических контактов и реализации своих стратегических интересов. Сделан вывод о важности дальнейшей интеграции российской экономики в нынешнюю мировую экономику в целях обеспечения ее макроэкономической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNATIONAL ECONOMIC ASSOCIATIONS IN PROVIDING THE STRATEGIC INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article defines the main macroeconomic interests of the Russian Federation in the international arena, the main ways and opportunities for Russia to strengthen macroeconomic influence and develop international economic relations with Asian countries. The main development institutions are considered, the functioning mechanism of which plays an important role in establishing Russia’s ties with other countries in order to deepen economic contacts and realize its strategic interests. The conclusion is made about the importance of further integration of the Russian economy into the current world economy in order to further ensure its macroeconomic stability.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559 2022 5 1 39

УДК 339.923

Олейник Глеб Викторович,

магистрант факультета международных

экономических отношений,

Финансовый университет

при Правительстве

Российской Федерации,

г. Москва, Россия,

e-mail: gleb_grw@mail.ru

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье определены основные макроэкономические интересы Российской Федерации на международной арене, основные пути и возможности России по усилению макроэкономического влияния и развитию международных экономических отношений с азиатскими странами. Рассмотрены основные институты развития, механизм функционирования которых играет важную роль в установлении связей России с другими странами в целях углубления экономических контактов и реализации своих стратегических интересов. Сделан вывод о важности дальнейшей интеграции российской экономики в нынешнюю мировую экономику в целях обеспечения ее макроэкономической устойчивости.

Ключевые слова: институты развития; макроэкономическая ситуация; стратегические интересы; глобальная экономика; интеграционные объединения; Новый банк развития БРИКС.

The article defines the main macroeconomic interests of the Russian Federation in the international arena, the main ways and opportunities for Russia to strengthen macroeconomic influence and develop international economic relations with Asian countries. The main development institutions are considered, the functioning mechanism of which plays an important role in establishing Russia's ties with other countries in order to deepen economic contacts and realize its strategic interests. The conclusion is made about the importance of further integration of the Russian economy into the current world economy in order to further ensure its macroeconomic stability.

Keywords: development institutions; macroeconomic situation; strategic interests; global economy; integration associations; New Development Bank BRICS.

Научный руководитель - Ярыгина Ирина Зотовна, доктор экономических наук, профессор, Департамент мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

UDC 339.923

Oleinik Gleb Viktorovich,

Master student of the Faculty

of International Economic Relations,

Financial University under

the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia,

e-mail: gleb_grw@mail.ru

THE ROLE OF INTERNATIONAL ECONOMIC ASSOCIATIONS IN PROVIDING THE STRATEGIC INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

В настоящее время на первый план выходит интеграция национальных экономик в мировую экономическую систему. Становится понятным, что без макроэкономической интеграции невозможно дальнейшее существование экономики той или иной страны. Поэтому на повестке дня стоит разработка и практическое применение того спектра инструментов, которые были бы направлены на усиление экономического «слияние» экономик стран в мировое экономическое сообщество.

При этом мы не говорим об усилении экономической глобализации, как об основном инструменте, влияющим на экономическую зависимость менее развитой страны от более развитой. В данном случае стоит упомянуть экономическое сотрудничество, выливающееся в создание особых интеграционных объединений стран, которые в перспективе могли бы привести к обмену опытом и усилению макроэкономических показателей всех членов объединения в результате плодотворного экономического сотрудничества в рамках данного союза [1, а 30].

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в текущих экономических реалиях невозможна полная экономическая изоляция страны. В целях поддержания долгосрочной экономической устойчивости очень важным становится обмен опытом в тех или иных сферах, экономическая интеграция в определенных областях национальной экономики с целью поддержания достойного уровня экономического роста и развития.

Если говорить про Российскую Федерацию, то в данном случае усиление экономической интеграции необходимо для реализации ее стратегических интересов, таких как усиление экономического сотрудничества со странами БРИКС, СНГ и Азии; обеспечение личной экономической безопасности и поддержание своей национальной экономики.

Поэтому целью данного исследования является определение роли международных институтов развития в реализации экономических и стратегических интересов России на мировой арене, а также предложение по практическому внедрению комплекса мероприятий по повышению экономической отдачи от участия России в различных экономических объединениях.

Исходя из вышеуказанной цели для ее до-

стижения необходимо будет решить следующий перечень задач:

1. Определение положения Российской Федерации на международном экономическом рынке и определение ее основных стратегических целей и интересов в данной сфере.

2. Обоснование роли таких объединений, как БРИКС и ЕАЭС в повышении уровня развития российской экономики.

3. Выявление основных угроз для экономики Российской Федерации.

4. Предложение определенного перечня мер по повышению результативности функционирования институтов развития в целях обеспечения стратегических интересов Российской Федерации.

Объектом данного исследования является международное экономическое положение Российской Федерации в мире. Предметом является место системы институтов развития и различных интеграционных объединений в обеспечении стратегических интересов Российской Федерации [4, а 245].

Теоретической основой исследования являются работы М.А. Захаровой, Т.И. Мининой, Л.И. Арслановой, которые в своих трудах определяют роль институтов развития в современной российской экономике. Также были рассмотрены труды Т.А. Кулаковой, С.А. Коверзневой, А.А. Прикладовой, а также доклады НИУ ВШЭ (доклад о «Стратегии развития БРИКС и приоритетов для России», «Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи для России»), которые рассматривают потенциальные возможности институтов развития БРИК и ЕАЭС, а также их влияние на экономику России. Информационной базой исследования выступили информационные порталы БРИКС и ЕАЭС, а также сайт Банка развития БРИКС и Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [5].

Новизна данного исследования заключается в определении и возможном практическом внедрении определенного комплекса мероприятий, повышающих результативность функционирования институтов развития, в которых участвует Российская Федерации, а также способствовать реализации ее важнейших стратегических интересов и инициатив.

Если говорить об экономическом сотрудничестве, то здесь целесообразно говорить о возможностях и текущих перспективах Российской Федерации на мировой экономической арене. К сожалению, перед страной вви -ду различных политических и иных факторов открыты не все пути по усилению своей макроэкономической интеграции. В данном случае это касается возможностей расширения своего экономического влияния на Запад. Ввиду экономических санкций и иных политических ограничений Российская Федерация вынуждена обратить внимание на азиатский рынок и азиатские экономические объединения. В связи с этим речь пойдет об объединениях БРИКС и ЕАЭС, а именно об

их важнейших институтах развития, которые играют большую роль как в обеспечении стратегических интересов России на международной арене, так и в реализации интересов всех членов-участников данных интеграционных объединений.

Прежде всего стратегические цели Российской Федерации заключаются в усилении интеграционного сотрудничества со странами СНГ, а также со странами БРИКС и ЕАЭС. Важность установления экономических связей именно с этими странами обусловлена тем, что доля стран, входящих с БРИКС и ЕАЭС, превосходит 3,5 % от мирового ВВП (табл. 1).

Таблица 1 - Макроэкономические характеристики стран-членов БРИКС и ЕАЭС (составлено на основе [3])

Страна Доля в мировом ВВП, % Прогноз экономического роста на 2022 год, %

Бразилия 2,46 0,3

Российская Федерация 1,98 2,8

Индия 3,1 4,8

Китай 17,9 9,0

Южная Африка 0,4 1,9

Армения 0,023 4,5

Белоруссия 0,127 2,1

Казахстан 0,38 3,8

Киргизия 0,018 3,7

Таким образом, совокупная доля всех чле -нов-участников БРИКС и ЕАЭС составляет 26,39 % совокупного объема ВВП. Если сравнивать, например, с США, то в данном случае доля данной страны от мирового объема ВВП составляет 23,48 %, а темп экономического роста на 2022 год у США составляет 3,8 %. При этом темп роста отдельных стран БРИКС и ЕАЭС составляет более 4 % мирового ВВП, что говорит нам о больших перспективах и экономических возможностях для сотрудничества с данными странами.

При этом средний объем мирового ВВП в европейских странах составляет от 0,3 до 3,13 % при средних прогнозных темпах экономического роста от 1,7 до 3,3 %. Таким образом, можно сделать вывод, что в нынешних реалиях наиболее перспективными (если судить по макроэкономическим показателям) являются именно азиатские страны.

Объяснить это можно следующими факторами. Во-первых, политическая обстановка (ввиду введения различных экономических

санкций) не дает возможности далее развивать долгосрочные экономические связи с США и странами Европейского Союза. Во-вторых, в настоящий момент происходит сдвиг мирового рынка в сторону Азии ввиду более дешевой рабочей силы, роста ВВП азиатских стран и перемещения мировых финансовых, торговых и товарных центров в страны Азии. В-третьих, пандемия COVID-19 наиболее сильно ударила именно по развитым странам, которыми как раз являются страны США и страны Азии. Менее развитые и развивающиеся страны оказались более подготовленными к экономическому кризису и сумели сохранить пусть и небольшую, но позитивную динамику изменения макроэкономических показателей.

При этом основными стратегическими целями и интересами России на международной арене являются:

- повышение конкурентоспособности экономики страны;

- акцент на увеличение производства различных материальных благ;

- обеспечение более высокого уровня социально-экономического развития;

- увеличение объемов производства (материальных благ), в том числе повышение уровня экспорта товаров за рубеж.

Отметим, что долгосрочное устойчивое экономическое развитие России возможно только при условии качественного государственного менеджмента (регулирования), а также смещения акцента развития инновационной и инвестиционной сфер. То есть в данном случае необходима переориентация на модернизацию существующей экономики. При этом стоит отметить, что в процессе реструктуризации национальной экономики стоит обратить также внимание на деиндустриализацию и сырьевую направленность. В конечном итоге стоит взять курс на создание наукоемких производств со значительной добавленной стоимостью.

Для достижения такой цели в сфере переориентации национальной экономики необходимо провести ряд мероприятий [6, с. 39].

Во-первых, стоит перейти на приоритетно-нацеленное государственное управление. В данном случае деятельность руководства страны должна быть направлена на обеспечение реализации стратегических приоритетов развития государства. Однако не стоит забывать о применении в повседневной деятельности информационных технологий.

Во-вторых, возможна переориентация распределения бюджетных средств на развитие экономики и человека, в том числе с использованием механизмов и инструмен-

40

35 30 25 20 15 1С 5 О

тов институтов развития, которые аккумулируют внутри себя определенную часть финансовых ресурсов, направляемых на наиболее важные и приоритетные отрасли экономики.

В-третьих, необходимо создать условия, при которых можно было бы достигнуть либо максимально приблизиться к макроэкономической стабильности. Для этого необходимо удерживать (таргетировать) инфляцию на уровне 4 %, способствовать развитию устойчивого налогового режима и более низких кредитных и налоговых ставок (по большей части по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса).

Таким образом, поддержание и максимальная реализация поставленных стратегических целей может способствовать увеличению совокупного чистого дохода государства, что впоследствии может привести к увеличению социально-экономического роста страны и повышению ее конкурентоспособности и макроэкономической устойчивости.

Особенности сотрудничества России и стран БРИКС представляют особые торгово-экономические отношения, которые подразумевают модель развития глобальной экономики и международных экономических отношений на основе многополярного мира. При этом участие в данном интеграционном объединении дает возможности и перспективы устойчивого социально-экономического сотрудничества и устойчивого развития. Этому есть вполне понятные причины.

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201В 2019 2020

■ БРИКС 2&,34 27,31 28,19 28,94 29,74 30,41 31,07 31,5 & 32,12 32,63 33,37 34,02 шв7 35,42 34,61 33,79 33,24 32,6Б 32,15 31,59 30,99 30,38 29,86 29,37 28,78

■ БРИКС ВСТ

Рисунок 1 - Соотношение доли мирового ВВП стран-членов БРИКС и G7 за 2009-2020 год, %

(составлено на основе [10])

Во-первых, четыре из пяти участников БРИКС, а именно Россия, Индия, Китай и Бразилия, входят в Т0П-10 стран с наибольшим объемом ВВП, а также наибольшей долей от мирового ВВП. В настоящий момент на международном рынке БРИКС приобретает особое экономическое влияние, которое обеспечивается за счет ускоренного экономического роста стран-участниц. По итогам

2020 года совокупный объем ВВП БРИКС хоть и уступает странам Большой Семерки (24 960, 29 млрд долл. против 42 008,9 млрд долл. соответственно), общая доля в мировом ВВП БРИКС выше, чем у Большой Семерки (34,02 % против 28,78 % соответственно). Подробную информацию по совокупного ВВП стран БРИКС И G7 можно просмотреть на рис. 1 и 2.

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000

I

I

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 201 & 2017 201В 2019 2020

■ БРИКС 9611 11857 14270 15121 1&202 1696В 17024 18160 19712 21219 2297В 24960

31454 32&90 34715 34877 35900 35&15 34291 35545 37154 38707 40272 42006

I БРИКС ■ С7

Рисунок 2 - Совокупный объем ВВП стран-членов БРИКС и G7 за 2009-2020 год, млрд долл.

(составлено на основе [12])

Основываясь на имеющихся данных, касающихся динамики ВВП стран БРИКС и G7, можно констатировать тенденцию к наращиванию показателя доли ВВП в его совокупном мировом объеме. За анализируемый период рост двух показателей БРИКС составил 29,15 % и 159,70 %, у стран G7 -18,75 % и 33,55 %. Таким образом, даже несмотря на то, что доля ВВП стран G7 превалирует над странами БРИКС, тенденция роста больше у БРИКС, она показывает большой потенциал к дальнейшему развитию [7, с. 288].

Стоит отметить, что за относительно недолгое существование БРИКС данное объединение стало одним из главных факторов создания многополярного мира, а также комплексного реформирования международной финансовой системы и дальнейшего развития сотрудничества различных государств с развивающимися рынками. При этом выгодное положение стран-членов БРИКС, а также их отдельные преимущества, обеспечивают наличие в мировой экономике наиболее важных ресурсов.

Так, Бразилия является одним из основных поставщиков сельскохозяйственной продукции, а также полезных ископаемых, таких как железная, марганцевая руды и др. Российская Федерация - крупнейший экспортер минеральных ресурсов, таких как нефть, газ и уголь. Индия и Китай предоставляют мировой экономике дешевую рабочую силу и интеллектуальный капитал. ЮАР является одним из лидеров по запасам и экспорту золота, урановой руды и каменного угля.

Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества России и БРИКС в рамках реализации ее стратегических интересов является развитие диалога между банковской сферой России и Новым банком развития БРИКС, целью которого является мобилизация ресурсов в целях устойчивого развития стран БРИКС, а также в других странах с развивающимся (формирующимся) рынком [8, с. 38].

В рамках такого диалога также предполагается создание пула условных валютных

резервов, структура которого следующая: на долю Российской Федерации, Бразилии и Индии приходится по 18 млрд долл., Китая -41 млрд долл., ЮАР - 5 млрд долл., в совокупности сумма составляет 100 млрд долл. Целью такого соглашения является предоставление центральными банками стран-членов долларов США в случае ухудшения долларовой ликвидности.

На сегодняшний день это представляется особо актуальным, поскольку в условиях санкций и постепенного отхода многих стран от расчета в рублях и их перехода либо к расчетам в национальных валютах либо в иных, значительно ухудшает курс доллара и выставляет на первый план необходимость поиска иных расчетных денежных единиц.

На саммите БРИКС в России в 2016 году обсуждалась возможность создания альтернативной платежной системы (аналога SWIFT), а также к переходу к расчету в национальной валюте стран-членов БРИКС. Это представляется особенно актуальным, поскольку Россию все больше склоняют к экономической изоляции от всего остального мира, а также показывают ее зависимость от международных финансовых инструментов и сервисов, и именно поэтому на повестке дня стоит вопрос либо создания собственных инструментов по расчетам и платежам, либо формирования совместно с дружественными странами таких инструментов.

Также вполне логично создание альтернативной валюты, которая смогла бы если не вытеснить, то составить здоровую конкуренцию доллару США, поскольку в настоящий момент его ликвидность и курс поддерживаются за счет все возрастающих внешних обязательств США, которые уже в несколько раз превышают ВВП страны, и многие аналитики сходятся во мнении, что в ближайшее время данный «финансовый пузырь» может лопнуть, что приведет к финансовому кризису, поскольку не будет существовать такой же распространенной, крепкой и международной расчетной валюты [9, с. 166].

Именно поэтому альтернативная валюта БРИКС может помочь с поиском новых расчетных инструментов. Однако для этого стоит мобилизовать все ресурсы и имеющиеся резервы, поскольку необходимо будет поддерживать достаточный уровень ликвидно-

сти обменного курса данной валюты за счет золотых резервов и увеличивающихся объемов расчетов в данной валюте. В имеющихся реалиях институты развития в лице Нового банка развития БРИКС и центральных банков стран-членов вполне способны к созданию новой альтернативной валюты, конкурента доллара США. Таким образом, можно будет значительно смягчить те негативные последствия для финансовой и банковской сферы экономики стран в случае полного отказа от расчета в долларах или их полного исчезновения из платежных и расчетных операций.

Таким образом, главными задачами сотрудничества институтов развития БРИКС и России являются:

- создание единой альтернативной платежной системы и новой платежной единицы в рамках сотрудничества. Внедрить данную структуру можно посредством создания своей собственной криптовалюты, посредством которой будет осуществляться более 20 % мировых потоков прямых иностранных инвестиций и расчетов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- укрепление финансовых связей и сотрудничества в различных сферах. В данном случае предлагается создание особой нормативно-правовой базы, задачей которой будет реализация двух целей: снятие административных барьеров между странами для стимулирования финансовых потоков между странами-членами, а также реализация принципа свободной торговли через введение налоговых льгот и особых экспортных и импортных ставок (либо их полное снятие) для стимулирования внешнеторговой деятельности;

- либерализация инвестиционных процедур между странами-участницами БРИКС, например, разрешение на частичный контроль или более углубленное участие (инвестирование) в капитал отечественных производителей (например, увеличение допустимого уровня участия иностранных инвесторов в уставном капитале компаний.

Таким образом, реализация успешного сотрудничества между странами БРИКС может способствовать обеспечению финансовой стабильности, сотрудничеству в сфере экономической безопасности, а также поможет минимизировать негативные последствия от неблагоприятного течения международной экономической обстановки.

Развитием дальнейшего экономического сотрудничества являются многосторонние отношения Российской Федерации со странами Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС), в состав которого входят Республика Беларусь, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Казахстан.

В рамках поэтапного развития интеграционное объединение нескольких стран ЕАЭС прошло несколько стадий: Таможенный союз, единое экономическое пространство и финальный этап - экономический союз.

Главной целью экономического сотрудничества в рамках данного союза является поощрение и дальнейшее расширение масштабного рынка. Помимо этого, внешнеторговые отношения имеют следующий вектор развития, а именно идет акцент:

- на увеличение экспорта продукции путем снятия таможенных и административных барьеров (ставок на импорт и экспорт) между странами-членами;

- открытие новых перспектив ведения бизнеса, таких как высокотехнологичные и инновационные производства. В данном случае можно вводить налоговые льготы или каникулы для таких компаний в целях дальнейшего стимулирования их деятельности;

Помимо экономической стороны проявляется позитивный социальный эффект от вступления России в данный союз, а именно наличие не только доступа к миграционным потокам и ресурсам стран-членов, но и также к возможностям по созданию унифицированных правил регулирования данных потоков, что в перспективе может способствовать идее реализации целей развития экономики и бизнеса [11].

Также можно просмотреть эффект от взаимодействия всех стран-членов в рамках ЕАЭС по макроэкономическому показателю ВВП (рис. 3).

Рисунок 3 - Объем ВВП стран-членов ЕАЭС за 2009-2020 годы, млрд долларов (составлено на основе [2])

Логически данный временной период можно разбить на две части: период с 2009 по

2014 год и с 2015 (год создания ЕАЭС) по 2020. Таким образом, в первый временной интервал темп роста составил 54,79 %, а с

2015 по 2020 год - 35,69 %. Можно констатировать, что хотя темп роста до создания ЕАЭС ниже, данное интеграционное объединение сыграло немаловажную роль в посткризисный период (после кризиса 2015 года) всех ее стран-членов. Также на ЕАЭС приходится более 20 % мировых объемов газа

и более 15 % мировых объемов нефти [12]. Таким образом, ЕАЭС становится мощным, с экономической точки зрения, центром экономического развития, который представляет собой крупный региональный рынок, объединяющий более 170 млн чел. и более 3,5 % от мирового объема ВВП.

Также в рамках данного объединения целесообразно ввести координацию между различными институтами развития, аналогом в БРИКС которого является Новый банк развития БРИКС. Однако на сегодняшний день

существующие в ЕАЭС институциональные субъекты направлены на содействие развитию рыночной экономики и преодолению негативных кризисных последствий. Поэтому вполне логично предложить создать такой орган координации и взаимодействия всех стран-членов ЕАЭС, который позволил бы ускорить их инновационный и технологический потенциал.

В таком случае необходимо создание финансового института, деятельность которого могла бы быть направлена на финансирование высокотехнологичных сфер и отраслей. Аккумуляция средств в рамках данного фонда может идти путем взносов стран-членов ЕАЭС на содействие инновационной сферы ЕАЭС [13, с. 10].

При этом важно не расширять полномочия уже существующих институтов развития, а создать принципиально новый орган, который будет заниматься непосредственно только достижением вышеуказанной цели, чтобы не перегружать их дополнительными функциями и полномочиями.

Постепенно выполняя все вышеуказанные шаги, вполне можно будет достичь выполнения нескольких стратегически важных приоритетов для России, а именно ускорение развития инновационной сферы, повышение экономической безопасности, а также увеличение отдельных макроэкономических характеристик и показателей.

Таким образом, участие Российской Федерации в различных интеграционных объединениях не случайно, а вполне логически закономерно. В рамках достижения основных стратегических целей и задач, стоящих перед социально-экономическим развитием России, необходима дальнейшая и более полная интеграция с другими странами, которая будет строиться на принципах многостороннего мира, уважения интересов всех участников, а также способствовать развитию международных экономически отношений.

БРИКС на данный момент представляется весьма перспективным объединением, поскольку на его долю приходится более 34 % мирового ВВП, и он обгоняет по данному показателю G7. При этом очень важна координация в рамках функционирования Нового банка развития по вопросам финансирования инфраструктурных и инвестиционных

проектов, а также минимизации последствий макроэкономической нестабильности, возникших вследствие кризисных явлений.

Евразийский экономический союз также представляет довольно большой интерес для России в рамках достижения основных стратегических целей развития. Очень важным направлением для дальнейшей работы здесь является координация стран и создание института развития, главной целью которого являлось бы повышение конкурентоспособности стран-членов за счет увеличения их технологического и инновационного уровня развития.

Именно за счет таких ускоренных темпов макроэкономической интеграции возможен дальнейший рост социально-экономического положения Российской Федерации и укрепления ее статуса на международной арене.

Список литературы

1. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Ратнер А.В. Национальные экономические интересы России в современных геополитических условиях // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 21-33.

2. Доля в мировом ВВП стран-участников ЕАЭС: EconomicData. URL: https://www.economicdata.ru/ union.php?menu = economic-unions&un_id=27&un_ ticker=EAEU&union_show=economics&ticker=EAEU-GDPShare (дата обращения: 09.03.2022).

3. Доля стран в мировом ВВП: Fincan. URL: http:// flncan.ru/articles/55_dolya-stran-v-mirovom-vvp/ (дата обращения: 10.03.2022).

4. Захарова М.А. О роли институтов развития в диверсификации экономики России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 5. С. 242-248.

5. Зиядуллаев Н.С. ЕАЭС: между политикой и экономикой // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 11.

6. Колодина Е.С. Участие Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 7. С. 38-40.

7. Кулешова Ю.И., Кузнецова А.С. Экономические отношения России со странами БРИКС // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 10 (38). С. 284-290.

8. Монастырская ГМ. Межбанковское сотрудничество стран БРИКС // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 11. С. 37-40.

9. Олейник ГВ. Институты развития как фактор повышения экономического роста в современных реалиях // Индустриальная экономика. 2022. Т. 2. № 1. С. 165-168.

10. Совокупный ВВП стран-участников БРИКС: EconomicData. URL: https://www.economicdata.ru/ union.php?menu=military-political-unions&un_id=15&un_ ticker=BRICS&union_show=economics&ticker=BRICS-GDPIMF (дата обращения: 09.03.2022).

11. Холкина А.А. Преимущества и недостатки всту-

пления стран-участниц в Евразийский экономический союз // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 46.

12. Шинкарецкая ПП Россия в интеграционных объединениях: приобретения и потери // Международное право. 2014. № 1.

13. Yarygina I.Z., Oleinik G.V. Development banks in the post COVID era: problems and challenges // Science and innovations 2021: development directions and priorities: Proceedings of the International Conference, Melbourne, 10 ноября 2021 года. Melbourne: Infinity, 2021, рр. 8-13.

References

1. Andreeva E.L., Glukhikh P.L., Ratner A.V. National economic interests of Russia in modern geopolitical conditions. Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014. No. 6 (36). pp. 21-33.

2. Share in the world GDP of the EAEU member states: Economic data. URL: https://www.economicdata. ru/union.php?menu=economic-unions&un_id=27&un_ ticker=EAEU&union_show=economics&ticker=EAEU-GDPShare (accessed: 09.03.2022).

3. The share of countries in world GDP: Finkan. URL: http://fincan.ru/articles/55_dolya-stran-v-mirovom-vvp / (accessed: 03/10/2022).

4. Zakharova M.A. On the role of development institutions in the diversification of the Russian economy. Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. 2009. No. 5. pp. 242-248.

5. Ziyadullaev N.S. EAEU: between politics and

economics. Problems of theory and practice of management. 2014. № 11.

6. Kolodina E.S. Participation of the Russian Federation in the Eurasian Economic Union. Economics and Business: theory and practice. 2017. No. 7. pp. 38-40.

7. Kuleshova Yu.I., Kuznetsova A.S. Economic relations of Russia with the BRICS countries. Skif. Questions of student science. 2019. No. 10 (38). pp. 284-290.

8. Monastyrskaya G.M. Interbank cooperation of the BRICS countries. Intelligence. Innovation. Investment. 2016. No. 11. pp. 37-40.

9. Oleinik G.V. Development institutions as a factor of increasing economic growth in modern realities. Industrial Economy. 2022. Vol. 2. No. 1. pp. 165-168.

10.BRICS participants-BRICS participants: Economic data. URL: https://www.economicdata.ru/union. php?menu = military-political-unions&un_id = 15&un_ ticker=BRICS&union_show=economics&ticker=BRICS-GDPIMF (accessed: 09.03.2022).

11. Kholkina A.A. Advantages and disadvantages of the entry of the participating countries into the Eurasian Economic Union. Actual issues of economic sciences. 2015. No. 46.

12. Shinkaretskaya G.G. Russia in integration associations: gains and losses. International Law. 2014. № 1.

13. Yarygina I.Z., Oleinik G.V. Development banks in the post-COVID era: problems and challenges. Science and Innovation 2021: directions and priorities of development: Proceedings of the International Conference, Melbourne, February 10, 2021. Melbourne: Infinity, 2021, pp. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.