Научная статья на тему 'О процессах и форматах экономического межгосударственного взаимодействия в контексте глобальной безопасности'

О процессах и форматах экономического межгосударственного взаимодействия в контексте глобальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) / БРИКС / ШОС / РОССИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС) / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) / СТРАНЫ АТЭС (АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО) / ARCHITECTURE OF INTERNATIONAL RELATIONS / POLITICAL AND ECONOMIC INTEGRATIO / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT / FINANCIAL SYSTEM / BANKING / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES (CIS) / BRICS / SCO / RUSSIA / EURASIAN ECONOMIC UNION (EAEU) / EUROPEAN UNION (EU) / APEC COUNTRIES (ASIA-PACIFIC ECONOMIC COOPERATION)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин Владимир Иванович

ВВЕДЕНИЕ. Статья посвящена анализу основных этапов, состояния и развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, оценке роли России в многостороннем взаимодействии стран в рамках СНГ, постановке задач в части повышения эффективности деятельности организации, укрепления ее имиджа на международной арене. Рассмотрены особенности актуализации Концепции дальнейшего развития СНГ при сохранении СНГ в качестве разноформатной, разноскоростной и разноуровневой площадки государств.МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. С использованием методов сравнительного анализа роста экономик государств определены современные процессы и форматы, связанные с экономическим и политическим межгосударственным взаимодействием. Представлены рекомендации и предложения по концептуальным основам формирования единого экономического, финансового и информационного пространства СНГ и ЕАЭС, стратегическим направлениям интеграционного взаимодействия стран в мировом сообществе.РЕЗУЛЬТАТЫ. Современной угрозой, влияющей на международную безопасность и сопровождающейся серьезными политическими рисками, возникающими на мировом уровне, оказывается крупномасштабное воздействие на процессы мировой экономики. Негативные последствия политических рисков и угроз поразному сказываются на общем и региональном состоянии мировой экономики. Страны ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС испытывают разноформатное давление угроз миру, стабильности, экономике.ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Очевидно, что для такой гигантской страны, как Россия, важно найти оптимальный формат межгосударственного глобального взаимодействия. Нельзя останавливаться на Евразийском экономическом союзе, нужно смотреть на различные форматы ЕАЭС плюс Партнеры, которые задействуют инструменты интеграции в рамках и БРИКС, и АСЕАН, и возможных китайских альянсах. Здесь надо постигать и развивать во многом новую для нас науку о заключении экономических альянсов во всем их многообразии по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the processes and formats of economic interstate interaction in the context of global security

ANNOTATIO NINTRODUCTION. The article is devoted to the analysis of the state and development of the main stages of integration processes in the post-Soviet space, the assessment of the role of Russia in the multilateral cooperation of countries within the CIS, the setting of tasks in terms of increasing the effectiveness of the Organization, strengthening its image in the international arena. The features of updating the Concept for the Further Development of the CIS while maintaining the CIS as a multi-format, multi-speed and multi-level platform of states are considered.MATERIALS AND METHODS. Using methods of a comparative analysis of the growth of state economies, modern processes and formats associated with economic and political interstate interaction are determined. Recommendations and proposals are presented on the conceptual foundations for the formation of a single economic, financial and information space of the CIS and the EAEU, and on the strategic areas of integration interaction between countries in the world community.RESULTS. Modern threats affecting international security and accompanied by serious political risks arising at the global level have a largescale impact on the processes of the global economy. The negative consequences of political risks and threats have different effects on the general and regional state of the global economy. The countries of the EU, CIS, EAEU, SCO, BRICS, APEC are under different pressure from threats to peace, stability, and the economy.DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Obviously, for such a gigantic country like Russia, it is important to find the optimal format for interstate global cooperation. You can’t stop at the Eurasian Economic Union, you need to look at the various formats of the EAEU plus Partners that use integration tools within the framework of BRICS, ASEAN, and possible Chinese alliances. Here it is necessary to comprehend and develop in many ways a new science for us about the conclusion of economic alliances in all their diversity around the world

Текст научной работы на тему «О процессах и форматах экономического межгосударственного взаимодействия в контексте глобальной безопасности»

О процессах и форматах экономического межгосударственного взаимодействия в контексте глобальной безопасности

АНИКИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ,

главный научный сотрудник Центра мировой экономики Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, заслуженный деятель науки РФ, советник 1-го класса, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор

107078, Москва, Большой Козловский переулок, д. 4, стр. 1. E-mail: dipacademy@yahoo.com. Тел.: 8 (495) 624-48-53

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. Статья посвящена анализу основных этапов, состояния и развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, оценке роли России в многостороннем взаимодействии стран в рамках СНГ, постановке задач в части повышения эффективности деятельности организации, укрепления ее имиджа на международной арене. Рассмотрены особенности актуализации Концепции дальнейшего развития СНГ при сохранении СНГ в качестве разноформатной, разноскоростной и разноуровневой площадки государств. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. С использованием методов сравнительного анализа роста экономик государств определены современные процессы и форматы, связанные с экономическим и политическим межгосударственным взаимодействием. Представлены рекомендации и предложения по концептуальным основам формирования единого экономического, финансового и информационного пространства СНГ и ЕАЭС, стратегическим направлениям интеграционного взаимодействия стран в мировом сообществе. РЕЗУЛЬТАТЫ. Современной угрозой, влияющей на международную безопасность и сопровождающейся серьезными политическими рисками, возникающими на мировом уровне, оказывается крупномасштабное воздействие на процессы мировой экономики. Негативные последствия политических рисков и угроз по-разному сказываются на общем и региональном состоянии мировой экономики. Страны ЕС, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС испытывают разноформатное давление угроз миру, стабильности, экономике. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Очевидно, что для такой гигантской страны, как Россия, важно найти оптимальный формат межгосударственного глобального взаимодействия. Нельзя останавливаться на Евразийском экономическом союзе, нужно смотреть на различные форматы ЕАЭС плюс Партнеры, которые задействуют инструменты интеграции в рамках и БРИКС, и АСЕАН, и возможных китайских альянсах. Здесь надо постигать и развивать во многом новую для нас науку о заключении экономических альянсов во всем их многообразии по всему миру.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: архитектура международных отношений, политическая и экономическая интеграция, организационная структура управления, финансовая система, банковская деятельность, Содружество Независимых Государств (СНГ), БРИКС, ШОС, Россия, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Европейский Союз (ЕС), страны АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество)

On the processes and formats of economic interstate interaction in the context of global security

ANIKIN VLADIMIR IVANOVICH,

Principal Researcher, World Economy Center Institute of Actual International Problems Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Honored Scientist of the Russian Federation, 1st Class Advisor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences Doctor of Economics, Professor

107078, Moscow, Bolshoi Kozlovsky lane, d.4.building 1. E-mail: dipacademy@yahoo.com Tel.: +7 (495) 624-48-53 ANNOTATION

INTRODUCTION. The article is devoted to the analysis of the state and development of the main stages of integration processes in the post-Soviet space, the assessment of the role of Russia in the multilateral cooperation of countries within the CIS, the setting of tasks in terms of increasing the effectiveness of the Organization, strengthening its image in the international arena. The features of updating the Concept for the Further Development of the CIS while maintaining the CIS as a multi-format, multi-speed and multi-level platform of states are considered. MATERIALS AND METHODS. Using methods of a comparative analysis of the growth of state economies, modern processes and formats associated with economic and political interstate interaction are determined. Recommendations and proposals are presented on the conceptual foundations for the formation of a single economic, financial and information space of the CIS and the EAEU, and on the strategic areas of integration interaction between countries in the world community.

RESULTS. Modern threats affecting international security and accompanied by serious political risks arising at the global level have a large-scale impact on the processes of the global economy. The negative consequences of political risks and threats have different effects on the general and regional state of the global economy. The countries of the EU, CIS, EAEU, SCO, BRICS, APEC are under different pressure from threats to peace, stability, and the economy. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Obviously, for such a gigantic country like Russia, it is important to find the optimal format for interstate global cooperation. You can't stop at the Eurasian Economic Union, you need to look at the various formats of the EAEU plus Partners that use integration tools within the framework of BRICS, ASEAN, and possible Chinese alliances. Here it is necessary to comprehend and develop in many ways a new science for us about the conclusion of economic alliances in all their diversity around the world.

KEYWORDS: architecture of international relations, political and economic integration, organizational structure of management, financial system, banking, Commonwealth of Independent States (CIS), BRICS, SCO, Russia, Eurasian Economic Union (EAEU), European Union (EU), APEC countries (Asia-Pacific Economic Cooperation)

Введение

В мире происходят глубокие геополитические, политические, экономические и иные перемены, которые затронули развитые и развивающиеся страны, включая страны Запа-

да. Произошел «кризис развития», который, по мнению таких лидеров западных стран, как Эммануэль Макрон, отражает «окончание западной гегемонии», подчеркивает актуаль-

ность быстрого приспособления государств к совершенно иной мировой системе политических и экономических отношений.

С окончанием холодной войны произошла трансформация глобальной мировой архитектуры, что усилило международное положение России, Китая, Индии и других стран с развивающимися рынками, не принадлежащих к западному блоку государств.

При этом все больше у государств возникает потребность в новой, соизмеримой с реалиями политике, которая бы помогала найти правильные ориентиры международного поведения в условиях увеличения числа столкновений военного, террористического, экстремистского характера.

По мнению министра иностранных дел России С.В. Лаврова, «происходит «стабильное осложнение международных отношений», что усиливается необходимостью „оперативного реагирования" на угрозы, исходящие от технологической и „цифровой" революций в условиях меняющейся производственной и социальной реальности».

Также, по словам С.В. Лаврова, «однопо-лярный мир» как исторический момент ушел в прошлое, несмотря на то, что элиты западного мира пытаются его восстановить под видом нового «либерального порядка», которому «нет альтернативы»1.

Такая доктрина базируется на всеобъемлющей свободе трансграничных операций по перемещению товаров и услуг, что достигается высокими темпами мирового товарооборота. При этом различные санкции, в том числе, например, связанные с технологическим сдерживанием КНР, направлены на торможение экономического развития стран-конкурентов с использованием приемов недобросовестной конкуренции.

Являются бесперспективными меры по сохранению или обновлению устаревших и громоздких военно-политических альянсов таких как НАТО. Сужение международной сферы, где действует политика силы, произошло благодаря созданию конкурентного международного климата при участии России и Китая, где дипломатия сыграла ключевую роль как метод урегулирования взаимоотношений между странами2.

Глобальность рисков в мировой экономике как доминирующий фактор ситуационного влияния на события и их последствия

Глобальные риски для мировой экономики в плане их влияния на ситуацию или исход осуществления любого вида деятельности, как правило, подразделяются на пять категорий: экономические, геополитические, социальные, экологические и технологические. Оценка глобальных рисков и угроз осуществляется на регулярной годовой основе экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе, а также других информационно-аналитических агентств.

На основе выводов, сделанных по результатам опроса около 1000 представителей вла-

сти, ученых, бизнесменов, эксперты назвали главными глобальными рисками для мировой экономики следующие: «экономическая конфронтация между ведущими державами» (91% респондентов), «размывание международных торговых правил и соглашений» (88%) и «политическая конфронтация между ведущими державами» (85%). Далее следуют «киберата-ки: кража данных или денег (82%) и нарушение операций или работы инфраструктуры» (80%).

Актуальным вопросам развития СНГ и ЕАЭС на данном этапе были посвящены прошедшие 11 октября 2019 г. в г. Ашхабаде и 25 октября

1 Положение дел в мире: Update - Политика. Экономика. Развитие. (Резюме Доклада). А.В. Яковенко. ДА МИД России. 14.10.2019 г.

2 Положение дел в мире: Update - Политика. Экономика. Развитие. (Резюме Доклада). А.В. Яковенко. ДА МИД

России. 14.10.2019 г.

2019 г. в г. Москве заседания Совета глав государств (СГГ) и Совета глав правительств (СГП) государств - участников Содружества Независимых Государств. Одновременно 25 октября 2019 г. состоялось заседание Евразийского межправительственного совета в Москве, где премьеры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обсудили актуальные вопросы сотрудничества, основные результаты работы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). На заседание глав правительств Евразийского межправительственного совета в качестве почетного гостя была приглашена премьер-министр Сербии А. Брнабич. С ее участием состоялась церемония подписания Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами с одной стороны и Республикой Сербией - с другой стороны.

Приоритетное внимание было уделено взаимодействию стран СНГ в торгово-экономической сфере, в областях цифрового развития, информационной безопасности, антимонопольной деятельности, радионавигации. По итогам встречи подписано около 20 документов, среди которых выделяются решение о Концепции сотрудничества в области цифрового развития, которая направлена на формирование цифровой среды на пространстве СНГ, ускорение внедрения информационно-коммуникационных технологий, создание условий для внедрения технологий, обеспечивающих децентрализацию, сохранность, безопасность и открытость передаваемой информации. Также подписано решение о Стратегии обеспечения информационной безопасности государств - участников СНГ, которое будет способствовать созданию условий для противодействия правонарушения в информационном обществе, ограничения угроз информационной безопасности стран СНГ.

Касаясь основных процессов и тенденций мировой экономики, Международный

валютный фонд (МВФ) пересмотрел в сторону снижения свой прогноз по росту мировой экономики в 2019 и 2020 гг. Главной угрозой его эксперты считают обострение торговой и технологической войны между КНР и США, неопределенность с ВгехК и влияние санкций против Ирана на динамику нефтяных цен. МВФ прогнозирует рост глобального ВВП в 2019 г. -3,2%, в 2020 г. -3,5%.

Учеными Российского института стратегических исследований (РИСИ) проведен анализ состояния и хронология торговой войны США и Китая и ее последствий в 2019-2020 гг., факторный обзор и оценка цен на нефть, конфликтов в водах у берегов Китая, состояния экономики ведущих европейских стран. Глобальный индекс деловой активности в промышленности и сфере услуг опустился до трехлетнего минимума. На сегодняшний день оптимизм мирового бизнеса снизился рекордно за последние 10 лет. Так, впервые с 2009 г. только 18% мировых компаний рассчитывают на улучшение деловой активности и рост корпоративных прибылей в ближайшие 12 месяцев. Общий вывод - перспективы мировой экономики ухудшаются.

Запад не желает осознавать и признавать новые реалии международных политических и экономических отношений, основанные на соблюдении баланса интересов в условиях многополярного мира по нормам международного права. Он всеми силами стремится установить свои порядки, продвигая на мировом уровне опасную концепцию «порядка, основанного на правилах». Попытками обратить вспять современные международные процессы, сохранить гегемонию западной экономики и политики Запад искусственно навязывает мировому сообществу узкоформатные решения проблем, игнорируя открытость, инклюзивность, плюрализм международных отношений.

США и его союзники по НАТО полагают, что сдерживанию России будут способствовать

замедленные темпы мировой экономической активности, которые приведут к временному снижению российских экспортных поставок, став важнейшим рычагом давления на экономическое положение в России.

Торговые войны, несущие риски для международных экономических отношений, для России также могут быть опасны из-за уменьшения спроса на энергоресурсы.

Противостоянием с Китаем США намерены и далее обострять международные отношения, особенно соседних с Китаем государств, включая создание напряженности по межнациональным и территориальным вопросам. Например, могут обостриться вопросы, связанные с положением уйгурского населения, статусом Тайваня, территориальными претензиями КНР в Южно-Китайском море (вопрос архипелага Спратли) и др.

Финансовые риски и торговые войны как основные угрозы

мировой экономке

При всех западных прогнозах по сохранению стабильности западной экономики экономика США уверенно движется к финансовому кризису, когда ее внешний долг станет тем непомерным грузом, который перевернет корабль американской экономики из-за уязвимости финансового сектора США.

На сегодняшний день порядка 70% финансовых директоров ведущих компаний страны ожидают наступления экономического спада в конце следующего 2020 г.

В своем обновленном отчете МВФ снизил оценку роста ВВП России на 2019 г. с 1,6 до 1,2%, одновременно улучшив прогноз на 2020-й - с 1,7 до 1,9%. Замедление динамики мирового товарооборота может негативно сказаться на экономиках ключевых торговых партнеров России.

Ситуацию в России агентство Bloomberg не относит к числу основных мировых рисков, но прогноз развития российской экономики в отчете содержится и выдержан в умеренных тонах. По его оценке, страну ждет небольшой спад, но это следствие осознанного решения пожертвовать ростом в краткосрочной перспективе ради стабильности в долгосрочной. Однако Россия может вступить в рецессию, и здесь один из главных рисков - санкции.

По прогнозам 2017 г., спад в российской экономике и без введения ограничений со стороны Запада все равно был бы неизбежен. Однако российская экономика, замедляясь за год до введения санкций, с 2019 г. показывает новые перспективные векторы роста, связанные с крупными инфраструктурными проектами национального и транснационального масштаба.

МВФ снизил прогноз по росту глобального ВВП в 2019 г. с 3,3 до 3,2%, а в 2020 г. - с 3,6 до 3,5%. Прогноз прошлого года предполагал рост 3,6%, а прогноз 2017 г. - 3,8%. Замедление роста отражает последствия напряженности в торговых отношениях. МВФ также отметил, что американские и китайские торговые пошлины, тарифы на автомобили, а также выход Великобритании из ЕС без сделки могут обернуться еще большим замедлением роста и слабыми инвестициями. Специалисты фонда четвертый раз подряд с октября 2018 г. ухудшили свою оценку мирового экономического роста на 2019 г.

Как отмечают в МВФ, в июле поводом для очередного пересмотра прогноза стало обострение торговой войны США и КНР3. По заявлению бывшего управляющего директора МВФ К. Лагард по итогам встречи министров финансов и глав центральных банков стран G20

3 WEO update ENGJuly2019.PDF (доклад организации World Economic Outlook).

в японской Фукуоке в июне 2019 г., «торговые войны - основная угроза росту мировой экономики, в числе других рисков - слишком низкие процентные ставки и растущий уровень задолженности развитых экономик»4. Одно лишь противостояние США и Китая, по ее словам, может отнять 0,5% мирового ВВП в 2020 г. - в абсолютных цифрах это 455 млрд долл. США.

Среди путей снижения рисков для глобальной экономики Лагард упоминает разрешение существующих торговых трений, в том числе отмену уже введенных пошлин и отсутствие новых. Для устранения глобальной экономической нестабильности она считает важной также модернизацию системы международной торговли и совместную работу государств.

По оценкам агентства Bloomberg, соглашающегося в основном с факторным анализом МВФ, главные риски для мировой экономики в 2019-2020 гг. будут связаны во многом с торговыми войнами, ценами на нефть, конфликтами в водах у берегов Китая и состояния экономики двух ведущих европейских стран - Италии и Великобритании5.

Неопределенность с Brexit (без сделки) может обойтись потерями в 58 млрд фунтов в год. Евросоюз, обнародовав свою перегое ворную позицию при обсуждении торговли с Великобританией после Brexit, определил в частности, что ЕС хочет свободной от тарифов и квот торговли. При этом блок хочет сохранить существующий взаимный доступ к рыбопромысловым районам и ресурсам. Однако руководящие принципы ЕС также ясно дают понять, что британские банки не получат

того доступа к рынку ЕС, которого хотят правительство и лоббисты Великобритании.

В Италии внутренняя политическая и экономическая неопределенность, сокращение ликвидности и ухудшение перспектив мировой торговли привели страну к технической рецессии. The Economist прогнозирует замедление роста реального ВВП страны с 0,8% в 2018 г. до всего 0,2% в 2019 г. Государственный долг превысил 130% ВВП, значительная часть которого приходится на отечественные банки; слабое состояние банковской системы страны может привести к финансовому кризису. Поскольку Италия является третьей по величине экономикой Европы, такой сценарий развития негативно повлияет на развитие региона и спровоцирует проблемы у других европейских банков, которые владеют итальянскими активами.

Дополнительно в число возможных важнейших угроз для мировой экономики ведущие агентства в ближайшие годы отнесли также факторы, связанные с резкими скачками нефтяных цен, обусловленных возникновением дефицита поставок; военными действиями, спровоцированными спорами о юрисдикции островов в Южно- Китайском море (архипелаг Спратли и другие)6; причинением ущерба значительным блокам операционных систем Интернета вследствие кибератак посредством кражи данных и нарушением инфраструктуры; угрозой военных действий на Корейском полуострове; выходом Великобритании из состава Евросоюза без сделки (no-deal Brexit); банковским кризисом в Италии из-за политической и финансовой нестабильности.

4 https://www.vesti.ru/doc.html?id=3156247

5 По информации агентства Bloomberg, достижение частичного соглашения по торговле США с Китаем дает надежду на заключение сделки, которая позволит избежать эскалации конфликта. Неблагоприятный фон и предпринимаемые американцами меры влияют на позицию Китая. Давление идет по всему спектру - как в отношении технологичных компаний, таких как Huawei и ZTE, и двухсторонней торговли, так и в отношении будущего развития Китая, в частности, по программе «Сделано в Китае - 2025», цель которой - обеспечить мировое лидерство КНР в технологическом и экономическом развитии.

6 На Архипелаг Спратли претендуют Китай, Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней, на Парасельские острова претендуют КНР, Тайвань и Вьетнам, на рифы Скарборо претендуют КНР, Тайвань и Филиппины.

Российский баланс в оценках экспертов и возможные форматы экономического межгосударственного взаимодействия

В своем обновленном отчете МВФ снизил оценку роста ВВП России на 2019 г. с 1,6 до 1,2%. При этом одновременно улучшен прогноз на 2020 г. - с 1,7% до 1,9%. Агентство Bloomberg ситуацию в России не включает в число рисковых, однако сдержанно оценивает прогнозы экономического роста в России. Так, несмотря на временный и незначительный экономический спад в России, который может быть следствием государственной стратегии территориального развития северо-восточных регионов, в дальнейшем Россия сможет усилить темпы роста и в долгосрочной перспективе выйти на высокие запланированные параметры. Россия может, как и другие страны, столкнуться с рецессией, причиной которой могут быть санкции, которые окажутся неожиданно жесткими и приведут к росту инфляции.

По мнению европейских экспертов, Россия лишилась по причине санкций около 800 млрд руб., но спад в российской экономике и без введения ограничений со стороны Запада все равно был бы неизбежен (оценки Центра экономических исследований Института экономики Чехии, подготовленные для Института переходных экономик Банка Финляндии). Как они считают, российская экономика начала замедляться еще за год до введения санкций. Так, в 2012 г. рост экономики Российской Федерации находился на уровне 3,7%, в 2013 г. -на уровне 1,8, а в 2014 г. - 0,7%. Последующие годы только подтвердили эту общую тенденцию: 2015 г. - минус 3,7%, 2016 г. - минус

0,2%, 2017 г. - 1,5%, 2018 г. - 2,3%, 6 месяцев 2019 г. - 0,7%, 9 месяцев - 1,1% при ожидаемом по году 1,2 %.

Данные показатели статистических служб нашей страны за период 2015-2018 гг. не изменили эту негативную тенденцию7.

В пятерку мировых ведущих стран по экономике Россия пока не вошла, 25 млн новых рабочих мест в стране не создано, темпы роста ВВП низкие, и при этом Центральный банк сумел за последние шесть лет «спалить резервов» (по меткому образному выражению нашего Президента) 164 млрд долл. США, выйдя только в этом году на прежний уровень золотовалютных резервов (ЗВР)8. Фактически за последние пять лет Центральный банк вернул стране резервы, которые он же ранее «спалил». С июня 2013 г. и до апреля 2015 г. было истрачено резервов 164 млрд долл. США (менее чем за два года), в то время как процесс восстановления резервов шел намного медленнее, более четырех лет и сейчас ЗВР достигли начальной точки. В определенном смысле ЦБ начинает сейчас с «чистого листа». При прочих равных рост ЗВР - это для экономического роста хорошо, а падение ЗВР - это плохо. Как сообщил ЦБ, золотовалютные резервы страны превысили отметку 514,5 млрд долл. США, достигнув 28 июня уровня 517 млрд долл. США, а затем, 1 июля, и 518,4 млрд долл. США.

В числе причин спада экономики ряд российских ученых, экспертов (С. Глазьев, В. Ка-

7 Даны извлечения из указанных статистических сборников: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/; Основные социально-экономические характеристики Российской Федерации. Россия в цифрах. 2018. https://www.gks. ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf

8 https://kalug.narzur.ru/shest-poterjannykh-let-2/. С.Н. Блинов. 08.07.2019 г.; Пресс-конференция в Москве 18.12.2014 г., В. Путин, Президент РФ: «Считаю, что ЦБ и правительство принимают адекватные меры в сегодняшней ситуации. Есть и вопросы и к правительству, и к ЦБ по поводу своевременности и качества принимаемых мер, но, в целом, абсолютно адекватны и в правильном направлении происходят. Делается все правильно, только делать можно даже на полшага быстрее». Он также подчеркнул, что все меры должны быть осмысленными и компетентными... По словам президента, ЦБ не намерен «бездумно палить резервы и это правильно», сообщает «Интерфакс».

тасонов, М. Хазин, С. Блинов) называет структурные проблемы в нашей стране. Речь идет

0 негативных демографических трендах, избыточном регулировании экономики, слабой развитости деловой среды. После каждого кризиса и санкций темпы роста ВВП России снижаются. Активность США на политической арене привела к тому, что треть мировых запасов нефти и пятая часть добычи находится под санкциями США (против Ирана, Венесуэлы и России). На этом фоне США расширяют свои рынки сбыта сырья и успешно вытесняют конкурентов с рынка Европы.

Для сравнения, с учетом влияния «ОПЕК+», по состоянию на 5 октября 2019 г. добыча в США составила 11,8 млн баррелей в сутки, в России - 10,7 млн баррелей в сутки. Если раньше около 95% американской нефти выкупала Канада, то сейчас 25% идет в Европу.

Следование в макроэкономической политике России в русле установок МВФ уже привело к оттоку капитала из России около

1 трлн долл. США за последние 30 лет, в целом, из стран постсоветского пространства за этот же период было выведено около

2 трлн долл. США910. Об этом заявил министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии С. Глазьев на экономическом форуме «Россия - Африка», как передает ТАСС. В итоге, Россия в течение 30 лет после распада Советского Союза субсидировала мировую финансовую систему. Данную точку зрения не разделяют сторонники монетаристского курса (С.Дубинин, О.Вьюгин), проводимого ЦБ и Минфином (А. Силуанов). Ранее пресс-секретарь президента РФ Д. Песков так комментировал предмет дискуссии: «Глазьев высказал свою личную точку зрения. Мы ее не разделяем», - заявил он журналистам.

ЦБ России опубликовал данные на своем официальном сайте, согласно которому в отношении управления активами 80% приобретенной валюты отправляется за рубеж, а меньшая часть (около 18%) вкладывается в физическое золото11. Согласно рекомендациям МВФ Россия уже многие годы подряд скупает валюту. По сути, сверхдоходы не инвестируются в отечественную промышленность, а превращаются в иностранную валюту.

По классике это правильно, но лишь отчасти - все зависит от того, сколько именно сверхдоходов тратить на покупку иностранной валюты, а сколько оставлять на нужды государства. Например, в 2020-2022 гг. Минфин запланировал купить валюты на грандиозную сумму - 6,6 трлн руб. Из-за возможной гонки за валютой в ущербе могут остаться многие национальные проекты - на них будет тратиться намного меньше денег. Фактически из оборота страны изымаются фантастические суммы, которые могли бы пойти на развитие экономики России.

Отчет ЦБ конкретно и ясно указывает на приоритет вывода средств за рубеж, но самое главное заключается в том, что 55% нашей валюты вкладывается в страны, которым мы обязаны санкциями против Российской Федерации.

Практически - это тупиковый путь развития российского экономического сектора. Пока мы будем «кормить» Запад, отправляя туда свою заработанную валюту, экономика Российской Федерации из устойчивой стагнации уйдет в минус, что также может содействовать глобальному экономическому кризису. Если ЦБ ускорит наконец темпы роста реальной денежной массы (а для этого есть все условия), то экономика России выйдет из зоны застоя и перейдет к устойчивому экономическому росту.

9 С. Глазьев в ходе дискуссии «Экономический суверенитет Африки: проблемы и решения» в рамках экономического форума Россия - Африка. Сочи. Дата обращения 24.10.2019. https://www.bfm.ru/news/427802

10 https://tass.ru/ekonomika/7037106

11 Вестник Банка России № 66 (2118). 03.10.2019 г. https://cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/59936?fileId=-1&scope=2118

Стабилизирующие факторы для роста экономики России

К позитивной стороне деятельности ЦБ РФ, Минфина России, Минэкономразвития России в части стабилизации ситуации и развития страны, на наш взгляд, следует отнести следующие факторы.

Российская Федерация не имеет государственного «чистого долга», поскольку с введением санкций и обвалом нефтяных цен, национальные резервные фонды погасили долговые обязательства России. «Чистый госдолг» России стал ниже нулевой отметки первый раз с введением санкционных мер, сопровождаемых обвалом цен на нефть 2014 г. Именно благодаря рекордно высокому публично-финансовому резерву государства, долг государства был полностью погашен12.

Еще со второй половины 2019 г. госдолг, включающий внутренние и внешние долги Правительства РФ, долги субъектов федерации, муниципалитетов стал меньше ликвидных активов, принадлежащих федеральным властям, властям субъектов федерации и внебюджетным государственным фондам. Сейчас для погашения долгов Россия хватит депозитов государственных органов в Центральном банке и коммерческих банках13.

Россия обладает большими «ликвидными резервами», которые были созданы по решению Правительства РФ. Это оказалось целесообразным в связи с санкциями и закрыти-

ем некоторых внешних кредитно-финансовых источников для российского государства. Тогда страна начала делать накопительные резервы для гарантированного покрытия расходов, поскольку Россия извлекла урок из кризиса 1998 г., связанного с закрытием для России краткосрочных заимствований.

Однако при высоком уровне государственных финансовых резервных средств у российской экономики (по оценкам западных и отечественных экспертов) низкие темпы роста. В этой связи Правительством РФ с 2020 г. проводится бюджетная политика контроля за госрасходами и налоговая политика снижения налогового бремени на бизнес. У этой политики есть некоторые опасности, связанные с торможением темпов роста ВВП, когда бюджет, увеличивая сберегательную часть, усиливает нагрузку на коммерческий сектор в части его финансирования.

Проводится сбалансированная денежно-кредитная политика, обусловленная изменениями прогнозов роста финансовых рынков. Снижена ключевая ставка Банка России, скорректированы прогнозы по доходам на внешнем финансовом рынке, связанные с изменением политики центральных банков и крупнейших банков мира.

Но где водораздел между стабильностью, безопасностью и необходимостью обоснован-

12 Отсутствие у России «чистого долга» отражает ее уникальность среди рынков развивающихся стран. Санкции и низкие цены на нефть заставили правительство копить запасы на черный день и соблюдать жесткую долговую дисциплину. «То, что сделано в макроэкономике России с 2014 по 2019 год, точно попадет в учебники», - считает министр экономического развития Максим Орешкин. Но обратная сторона столь жесткого подхода - дефицит фискальных стимулов для развития экономики. Еще в 2017 г. аналитики Sberbank С1В указывали, что Россия может нарастить общий долг на 50% без угрозы финансовой стабильности и тем самым отчасти решить проблему медленного роста.

13 Справочно: По состоянию на 1 августа 2019 г.чистые активы расширенного правительства (депозиты минус долговые обязательства) составили 1,25% прогнозного ВВП 2019 г. (по оценке Минэкономразвития). На 1 января 2019 г. госдолг в расширенном понимании превышал госактивы на 1,5% ВВП. В 2018 г. Минфин закупил валюты на 4,1 трлн руб., в 2019 г. она была зачислена в ФНБ. В текущем году закупки валюты в резервы продолжаются, поскольку российская нефть на рынке стоит дороже, чем цена отсечения в бюджете ($64,5 за баррель в январе-августе против $41,6). С января по август на эти цели направлено более 2,1 трлн руб. Объем ФНБ на 1 сентября достиг 8,2 трлн руб., а его ликвидная часть - уже 6,5 трлн руб. Экономические агентства (РБК) обращают внимание на резкий рост государственных резервов в 2018 г., который продолжается и в 2019 г. https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=10905698.

ных затрат на развитие реальной экономики: каково соотношение накопления и доли расходов для обеспечения экономического роста страны? Реального ответа на этот вопрос пока нет, поскольку быстрым снижением ключевой ставки возможно как предупредить, так и вызвать финансовые риски в будущем. К рискам также относятся: нестабильность цен на бензин, ускоренная инфляция розничного кредитования, дальнейшее обострение торговых конфликтов США и Китая, новые волны падения цен на нефть, падение курса рубля и снижение притока иностранных инвесторов.

Смысл банковской системы, тем более государственной банковской системы, в том, что она должна работать как институт развития, который обеспечивает трансформацию сбережений в инвестиции. Поскольку сбережения в России превышают инвестиции, часть их следует направлять на кредитование частного банковского сектора, тем более что это уже предусмотрено. Так, Федеральные законы от 10.07.2002 г. «О Центральном Банке РФ», от 17.05.2017 г. «О государственной корпорации развития (ВЭБ

Международное сотрудничество партнерами по интеграции

Для улучшения экономической ситуации необходимо опираться на собственные ключевые сферы - недра и инфраструктуру, а также иметь стратегические планы развития и возможность их финансирования. С. Глазьевым было предложено африканским странам совместно с Евразийским экономическим союзом рассмотреть возможность создания новой валютно-финансовой архитектуры, которая была бы ориентирована на развитие реальных секторов экономики. 24 октября

РФ)», «О фонде прямых инвестиций» и другие законы определяют режим бюджетных инвестиций в частный сектор, включая банковский, предоставляя государственные гарантии для компенсации рисков банков средствами Фонда консолидированного банковского сектора14.

В результате кратковременное снижение спроса влечет падение инфляции. Но дальше быстрее всего падает инвестиционный спрос, предприятия сворачивают инвестиционные программы. Платой за эту временную стабилизацию является технологическое отставание. Нет модернизации - снижается конкурентоспособность. А ее снижение компенсируется только одним - девальвацией валюты, падением курса, создавая новую инфляционную волну.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У нашего бюджета значительный профицит, нет необходимости занимать деньги на рынке, если у нас своих денег сверх меры? Мы свои деньги вкладываем в иностранные облигации с доходностью в три раза меньше, чем доходность наших облигаций, под которые мы занимаем деньги.

России с государствами —

2019 г. Евразийская экономическая комиссия и секретариат Африканского союза подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, для которого у государств - членов этих организаций есть нормативно-правовая база15.

Россия, выстраивая торгово-экономические отношения со всеми заинтересованными странами в рамках масштабного проекта зоны свободной торговли, убеждена, что данный проект должен реализовываться с учетом

14 Федеральне законы от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Глава Х.2 «Управляющая компания фонда консолидации банковского сектора»; от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ «О государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ"«; от 02.06.2016 г. № 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций».

15 Федеральные законы от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (от 04.11.2019 г.); от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (ред. от 02.12.2019 г.); Закон Кыргызской Республики от 26.07.1999 г. № 92 «Об инвестиционных фондах» от 26.07.1999 г. (ред. от 29.03 2019 г.).

наработок и опыта ключевых интеграционных форматов БРИКС, ШОС, ЕС, АТР, СНГ и Евразии, в том числе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором Россия сотрудничает с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Здесь, на наш взгляд, уместно отметить российскую идею по созданию Большого Евразийского партнерства с формированием его на базе ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс - один путь». В данном контексте реализация стратегического плана действий в АТЭС по содействию развития глобальных стоимостных цепочек (ГСЦ) и профильному сотрудничеству становится важнейшей составляющей мировой экономики по критерию рентабельности сегментов ГСЦ.

Российская внешнеэкономическая стратегия должна иметь комплексный характер. На сегодняшний день повестки действий многих международных организаций (АТЭС, ВТО, ШОС, Большой двадцатки, ОЭСР) пересекаются. Тем не менее, с российской стороны пока продвигаются в основном отдельные, разнонаправленные проекты, чего не должно быть. Необходимо обеспечивать координацию действий на этих международных площадках с использованием положительного опыта. Так, например, те проекты, которые эффективно были реализованы на площадке БРИКС или АСЕАН, могут иметь потенциал реализации на площадке АТЭС.

Выдвинутая Россией в 2016 г. концепция Большой Евразии предполагает целый ряд связующих звеньев на всем пространстве евразийского континента - между ЕАЭС и Европейским союзом, между ЕАЭС и крупнейшими странами Евразии, такими как Китай и Индия, и между ЕАЭС и странами АСЕАН. Данный проект, на наш взгляд, может рассматриваться как один из вариантов создания Россией собственной платформы для интеграции в мировую экономику. Концептуально это попытка развить идею о евразийской интегра-

ции до оптимального предела с изначальным ядром, которое формирует сейчас Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Но очень важно, когда мы смотрим на такой долгосрочный горизонт - 2035 г., не думать о максимизации количества стран или сфер регулирования и помнить об опыте Европейского союза, который имеет и свои негативные стороны с точки зрения чрезмерных волн расширения, подчас не всегда в должной степени учитывавших экономические реалии. В определенной степени свой проект, собственная платформа, с помощью которой Россия может проводить интеграцию в мировую экономику, нужна, потому что, как мы видели, попытки использовать чужие платформы несут определенные издержки и требуют времени. Возможно, эта идея большого Евразийского партнерства способна стать для этого фундаментом.

Вызов со стороны океанических или трансокеанических блоков, скорее всего, обязательно вернется через один или два электоральных цикла. Откат трансокеанических партнерств - временный, и эти интеграционные группировки, мегаблоки, неизбежно будут формироваться. России нельзя терять темп, и пока у нас есть время, надо найти тот оптимальный формат, который позволит в должной степени совладать с такого рода вызовами. Будет ли это именно большое Евразийское партнерство или многостороннее инновационное сотрудничество в рамках АТЭС, можно будет увидеть, наверное, в ближайшие годы.

Формат ШОС плюс АСЕАН, который был сформулирован как ответ на трансокеанические группировки, по мнению экспертов, не всегда эффективен, и, наверное, надо искать другие форматы. Инициатива относительно БРИКС+ и возможного взаимодействия всех региональных интеграционных группировок стран БРИКС между собой может вполне быть одной из платформ, и к ней имеет смысл

присмотреться именно в контексте того, чтобы взять инициативу в свои руки.

Если платформа, к которой мы хотим присоединиться, уже существует, нам следует понимать, что будет и плата, скажем так, за «входной билет». Выигрывать же и удерживать инициативу будет именно та регионально-интеграционная группировка и именно та страна, которая более привлекательна с точки зрения динамики интеграционных процессов и которая привлекает в свои ряды новых членов. К этой оптимизации сотрудничества, вероятно, нам и надо стремиться.

В части реализации использования положительного опыта в интеграционных объединениях заслуживает внимания инициативная деятельность России в АТЭС. Россия предложила сосредоточить работу АТЭС в области электронной коммерции по следующим ключевым блокам: безбумажная торговля, транспарентность, участие малого и среднего предпринимательства в электронной коммерции, защита прав интеллектуальной собственности, защита прав потребителей, передовые технологии в электронной коммерции, электронная коммерция в региональных торговых соглашениях. В ходе заседания Комитета по торговле и инвестициям АТЭС Россия представила обновленную версию инициативы по Усилению транспарентности в торговой политике, впервые от российской делегации также был представлен Рабочий план по регулированию в области окружающей среды в соглашениях о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и региональных торговых соглашениях (РТС). Инициатива предполагает проведение исследования с целью изучения и выявления различий в экологических положениях, используемых экономиками в РТС и ЗСТ. Продолжается реализация комплекс-

ной российской инициативы по развитию и интеграции удаленных регионов АТЭС, запущенной в 2017 г. Россия доложила о результатах и дальнейших планах работы над инициативой на заседании Экономического комитета. В поддержку и за продолжение работы высказались девять экономик АТЭС (Чили, Филиппины, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинея (коспон-сор), Индонезия, Япония, Китайский Тайбэй, Малайзия, Австралия) из 14 участвующих в обсуждении16.

В области инновационного развития Россия продолжает развивать две инициативы, запущенные в 2017 г. Первая инициатива направлена на развитие международного взаимодействия между инновационными кластерами и регионами экономик АТЭС. Ожидается, что по результатам работы будет сформирован специальный механизм - кластерная платформа АТЭС, позволяющая обмениваться опытом и лучшими практиками в сфере поддержки кластеров и управления ими.

Вторая инициатива направлена на координацию политик экономик АТЭС в сфере формирования новых технологических рынков будущего. По итогам инициативы предусматривается создание Технологической коммуникационной сети и облачной платформы АТЭС, позволяющих найти информацию о регулировании новых технологических рынков и защите интеллектуальной собственности в экономиках АТЭС.

Уровень инновационного многостороннего сотрудничества России со странами мирового сообщества в цифровую эпоху в значительной мере будет зависеть от выбранной внешнеэкономической стратегии страны и взаимодействия в ЕАЭС в ближайшие годы, санкционного давления и политической ситуации в мире. Экспертами рассматриваются

16 http://apec.ranepa.ru/; http://www.kremlin.ru/supplement/5253. Декларация 25-й встречи лидеров экономик АТЭС. (Дананг).11.11.2017.

несколько сценариев развития России и событий в будущем17.

Однако не со всеми из них следует соглашаться. Думается, что Россия не будет примером Ирана, т.е. «закрытой крепостью» с автаркической экономикой, поскольку вышеуказанные финансово-бюджетные и банковско-кре-дитные параметры у России иные, чем у Ирана. По оценке, вероятность реализации этого сценария составляет 5-10 %.

Нельзя полностью согласиться и с экспертами, которыми допускается замораживание существующего состояния и создание полуза-

Заключение

У нашего бюджета значительный профицит, нет необходимости занимать деньги на рынке, если у нас своих денег сверх меры. Мы свои деньги вкладываем в иностранные облигации с доходностью в три раза меньше, чем доходность наших облигаций, под которые мы занимаем деньги. Можно вспомнить деятельность правительства Е.М. Примакова, когда премьер-министр вместе с председателем ЦБ в 1998 г. занимались другими вопросами, в первую очередь как довести кредит до реального сектора экономики. Был разработан комплексный антикризисный план, который предполагал реструктуризацию долга, борьбу с необоснованным завышением цен, снижение уровня безработицы, оптимизацию налоговой системы и внешней торговли. Отдельно была поддержана идея об усилении контроля над перемещением капиталов в стране. В результате удалось выйти на профицитный бюджет. Тогда целевое кредитование впервые заработало, и мы получили рост промышленности на 1% в месяц. За последние пять лет в среднем по году мы не можем получить 1-2 %.

Обмен санкциями и контрсанкциями после 2014 г. полностью поменял приоритеты, и ос-

крытой стагнационной экономики со стареющими технологиями, восполняемыми прежде всего за счет Китая, Южной Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Шансы на исполнение такого сценария, думается, меньше, чем указанные экспертами 55-60%. Такой вариант не учитывает быстро меняющегося положения в мире, включая улучшение отношений России с некоторыми странами ЕС, возможное постепенное «потепление» отношений с США, иные стабилизирующие мировую экономику факторы.

новные задачи национальной экономики теперь состоят в обеспечении независимости от внешнего мира, что объективно требует все новых шагов в сторону автаркии. Этот подход имеет свою геополитическую логику, однако с экономической точки зрения полностью бесперспективен, фактически ведет в тупик.

В настоящее время на фоне наращивания государственных резервов российская экономика демонстрирует относительно низкие темпы роста при жесткой бюджетной политике, наращивая бюджетные сбережения за счет изъятия средств у частного сектора. В мире сейчас мало стран, у которых государственные финансовые активы, как и у России, превышают валовый госдолг (например, соотношение госдолга Турции и ВВП по итогам 2018 г. превышало 30% - в два раза больше российского показателя). Расплатой за такой уровень макроэкономической стабильности стали качество и скорость роста российской экономики.

Фактически лейтмотивом отечественной государственной политики в 2019 г. оставался в условиях обострения рисков и угроз в мировой экономике тезис «стабильность превыше

17 https://finance.rambler.ru/markets/40527158-ekonomist-mirkin-raskryl-mrachnyy-stsenariy-buduschego-razvitiya-rossii/. ИМЭМО. 09.08.2018 ^

роста». Судя по всему, в условиях замедления зис сохранит свой приоритет для России и в темпов роста мировой экономики, данный те- период 2020-2021 гг.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Федеральный закон от 17.05.2007 г. № 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «О государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ"».

3. Федеральный закон от 02.06.2016 г. № 154-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) «О Российском Фонде Прямых Инвестиций».

4. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 (ред. от 27.12.2019 г.) «О рынке ценных бумаг».

5. Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 31.05.2018 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

6. Закон Кыргызской Республики от 26.07.1999 г. № 92 от 26.07.1999г. (ред. от 29.03 2019 г.) «Об инвестиционных фондах».

7. Аникин В.И. О стратегических направлениях интеграционного взаимодействия государств СНГ на современном этапе // Глобальное и региональ-

Normative legal acts and literature

1. Federal Law of the Russian Federation "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" dated July 10, 2002 N 86-ФЗ (as amended by the amendments that entered into force on January 23, 2020).

2. Federal Law of the Russian Federation "On the State Development Corporation (VEB of the Russian Federation)" dated 05.17.2007 N 82-FZ (as amended on 01.10.2019);

3. Federal Law of the Russian Federation "On the Russian Direct Investment Fund" dated 02.06.2016 N 154-FZ (as amended on 01.05.2019)

4. Federal Law of the Russian Federation of April 22, 1996 N 39-ФЗ "On the Securities Market" (as amended on 12/27/2019

5. Federal Law of the Russian Federation of July 9, 1999 N 160-ФЗ "On Foreign Investments in the Russian Federation" (as amended on May 31, 2018)

6. The Law of the Kyrgyz Republic dated July 26, 1999 No. 92 "On Investment Funds" dated July 26, 1999. (as amended on March 29, 2019)

ное евразийское сотрудничество: форматы взаимодействия, проблемы и возможные пути их решения в контексте обеспечения безопасности государств - участников СНГ. М: Институт проблем безопасности СНГ, 2019. С. 56-66.

8. Глазьев С.Ю. О стратегических направлениях развития ЕАЭС. 25.02.2020. Интернет-ресурс: Серия «Экономика». https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/76650-o-strategicheskikh-napravlenijakh-razvitija-eajes

9. Ступаков Н.В. Общность цивилизационных задач Большой Евразии как основа политического партнерства, безопасности и защиты интересов евразийских государств // Глобальное и региональное евразийское сотрудничество: форматы взаимодействия, проблемы и возможные пути их решения в контексте обеспечения безопасности государств - участников СНГ. М.: Институт проблем безопасности СНГ, 2019. С. 18-27.

7. Anikin V.I. On the strategic directions of integration interaction of the CIS countries at the present stage. An article in the collection "Global and regional Eurasian cooperation: formats of interaction, problems and possible solutions to them in the context of ensuring the security of the CIS member states.-M: Institute for CIS Security Problems. - 2019.-P.56-66

8. Glazyev S.Yu. On strategic directions of the EAEU development. 02/25/2020. Internet resource: Economics Series https://glazev.ru/articles/6-jekonomi-ka/76650-o-strategicheskikh-

9. Stupakov N.V. Common civilizational tasks of Greater Eurasia as the basis of political partnership, security and protection of the interests of Eurasian states. Article in the collection "Global and regional Eurasian cooperation: interaction formats, problems and possible solutions to them in the context of ensuring the security of the CIS member states.-M: Institute for Security Problems CIS. - 2019 - S.18-27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.