Панфилова Елена Евгеньевна
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Управление организацией в машиностроении» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва helena_panfilova@mail. т
Кафиятуллина Юлия Насиховна
ассистент кафедры «Управление организацией в машиностроении», ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва [email protected]
Проблемы интеграции онлайн-обучения в образовательный процесс высших учебных заведений
Аннотация
Цифровые технологии трансформируют все сферы жизни общества, открывают большие перспективы для развития образования в форме дистанционного обучения, позволяя расширить контингент обучающихся, интегрируя образование в международное образовательное пространство. В статье приведена оценка перспектив развития онлайн-образования в мире и России, представлен анализ состояния российской отрасли информационных технологий, являющейся основой для технической и программной поддержки онлайн-образования.
Статья посвящена рассмотрению ключевых проблем, возникающих у ВУЗа при интеграции онлайн-курсов в свои образовательные программы. Читателю предлагается обзор современных образовательных платформ, зарекомендовавших себя наилучшим образом в системе высшего образования. Авторами выделен перечень вопросов, подлежащих решению при разработке ВУЗом собственных онлайн-курсов, конкурентоспособных на рынке образовательных услуг. Определена структура и содержание типовых работ по разработке онлайн-курса для платформы «Открытое образование». В статье систематизированы модели интеграции онлайн-обучения в образовательные программы ВУЗа, представлена стандартная схема сотрудничества ВУЗа-разработчика онлайн-курса с представителями образовательной платформы.
Ключевые слова:
дистанционное обучение, информационно-коммуникационная отрасль, контент, курс, образовательная платформа, онлайн-обучение, модель, образовательная среда, сетевое взаимодействие, требования, трудоемкость, цифровые технологии
Elena E. Panfilova
PhD (Economy), Associate Professor, associate professor of the chair "Management of the organization in mechanical engineering", State University of Management, Moscow, Russia
Yuliya N. Kafiyatullina
assistant the chair "Management of the organization in mechanical engineering", State University of Management, Moscow, Russia
Problems of integrating online learning into the educational process of higher education institutions
Abstract
Digital technologies transform all spheres of society, open up great prospects for the development of education in the form of distance learning, allowing you to expand the contingent of students, integrating education into the international educational space. The article provides for an assessment of the prospects for the development of online education in the world and Russia, an analysis of the state of the Russian information technology industry, which is the basis for technical and software support in online education.
The article is devoted to the consideration of key problems arising at the university when integrating online courses into their educational programs. The reader is offered an overview of modern educational platforms that have proved themselves best in the system of higher education. The authors singled out a list of issues to be solved when developing their own online courses competitive in the market of educational services. The structure and content of standard works on development of the online course for the platform "Open Education" was determined. The article systemizes the models of integration of online learning into the educational programs of the university, presents the standard scheme of cooperation between the online higher education institution and the representatives of the educational platform.
Keywords
distance learning, information and communication industry, content, course, educational platform, online learning, model, educational environment, networking, requirements, labor intensity, digital technologies
В нашей стране приоритетным проектом в области онлайн-образования является «Современная цифровая образовательная среда в России», цель
© Е.Е. Панфилова, Ю.Н. Кафиятуллина, 2018
которого заключается в обеспечении качественного и доступного онлайн-образования граждан страны с помощью цифровых технологий. Правительство России настроено на создание лучших
условий для непрерывного образования, где онлайн-образованию отводится важная роль в развитии общества. По оценкам Владимира Тимонина, заместителя директора Департамента государственной политики высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, к 2020 году на российских платформах для онлайн-образования будут реализованы около трех с половиной тысяч онлайн-курсов, где пройдут обучение порядка шести миллионов студентов университетов и школ, а также более десяти тысяч преподавателей [17].
Онлайн-образование предоставляет студентам возможность составить индивидуальный график и обучаться из любой точки мира, в соответствии с программами, которые они считают для себя наиболее подходящими. Для развития онлайн-курсов в России будут разрабатываться специальные программы кредитования.
Для осуществления проекта по развитию онлайн-образования Министерство образования и науки инициировало конкурс на предоставление грантов для реализации проекта. Команда Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) получила грант на разработку и апробацию системы с одним окном для доступа к онлайн-курсам с общей системой идентификации и авторизации пользователей и создания цифровых портфелей [8].
В настоящее время команда университета ИТМО работает над созданием общего портала, который объединит различные онлайн-курсы российских университетов с разнородными образовательными веб-платформами. Портал будет предоставлять студентам возможность найти нужный курс и получить ссылку на платформу, на
которой он находится. Преимущество общего портала заключается в том, что туда будут включены только курсы, которые прошли определенную оценку качества, а также в том, что пользователи смогут хранить цифровые портфели и информацию о курсах, которые они завершили.
Андрей Лямин, директор Центра дистанционного обучения ИТМО и руководитель проекта, отмечает, что курсы, которые будут представлены на портале, должны отвечать техническим требованиям, а при подаче заявки на курс его авторам необходимо будет предоставить экспертам доступ к контенту для предварительной экспертной оценки. Для системы должна быть возможна сквозная аутентификация, так как пользователи будут регистрироваться, проверять список курсов и использовать их для доступа к контенту через «одно окно» [11].
Стоит отметить, что
Массачусетский технологический
институт и Гарвардский университет запустили в 2012 году совместный проект дистанционного обучения EdX. Каждый из этих вузов инвестировал порядка 30 миллионов долларов в развитие платформы и создание онлайн-версий своих курсов. В основе проекта лежит инфраструктура MIT, созданная в Массачусетском технологическом
институте.
Одним из очевидных преимуществ онлайн-образования является снижение стоимости обучения и расширение доступа к высшему образованию. Образование в онлайн-среде - это эффективный формат обучения для людей с ограниченными возможностями, что впоследствии способствует формированию у них активной гражданской позиции. Цифровые технологии и интернет подключают обучающихся к новым социальным сетям, таким как профессиональные ассоциации
или сообщества, где пользователи разделяются на группы (с учетом их интересов и компетенций), для которых создается специальный курс. Безусловно, наличие опыта обучения в цифровых средах помогает впоследствии
обучающимся лучше ориентироваться в головокружительной и дезориентирующей глобальной цифровой реальности жизни.
Ежегодно западные национальные исследования преподавателей и старших научных сотрудников свидетельствуют о том, что преобладают смешанные оценки качества обучения в онлайн-режиме. Лидер образования Адам Ф. Фальк, президент Williams College, говорит, что технология может навредить нашей способности глубоко мыслить, быть эмоционально здоровым и успешно выстраивать коммуникации с другими [27]. Несмотря на наличие проблем, последствия обучения в онлайн-среде будут в значительной степени зависеть от целого ряда факторов, включая миссию учреждения и цели самих учащихся.
Существует целое направление исследований в области дистанционного обучения (DELES), которое включает в себя набор инструментов для проведения исследования состояния психосоциальной образовательный среды в учебных заведениях и университетах. DELES был разработан в 2003 году. В Соединенных Штатах такие исследования проводятся с целью выявления у обучающихся социальных навыков, полученных в учебной среде, в аудитории лицом к лицу, смешанной учебной (гибридной) среде и дистанционной образовательной версии у той же группы обучающихся.
DELES был переведен на китайский язык и используется для определения мотивации тайваньских взрослых учащихся, использующих технологии дистанционного образования. В Арабском открытом университете DELES используется для оценки знаний студентов
смешанного типа обучения. Такого рода исследования активно проводят в Испании и Португалии. В нашей стране в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в России» проводят оценку качества онлайн-курсов, но всесторонние многомерные исследования в области онлайн-образования, которые могли бы дать комплексную оценку состояния и перспектив развития такого обучения не осуществляются.
Недостатком онлайн-обучения является тот факт, что учащиеся практически не дискуссируют между собой, не испытывают на себе «силу столкновения с физическим присутствием людей», с убеждениями, отличными от их собственных, отсутствует зрительный контакт (являющийся одним из самых важных невербальных сигналов), что приводит к отсутствию формирования навыков и опыта межличностного взаимодействия. Шерри Тюркл, основываясь на психиатрических исследованиях, отмечает, что только личная беседа и зрительный контакт помогают развитию эмпатии и привязанности у обучающихся [20] .
Проводить исследования онлайн-образования важно с целью определения приемлемой формы обучения, в наибольшей степени и наилучшим образом формирующей у обучающихся необходимые компетенции для их профессиональной и личной жизни. Большинство экспертов, изучающих влияние среды и формы на результаты обучения у студентов, отмечают преимущество гибридной формы, которая объединяет в себе лучшие практики классического образования и возможности, которые открывает онлайн-образование для личной среды обучения [24].
Оценить степень и перспективы развития онлайн-образования в России невозможно без анализа показателей, характеризующих состояние отрасли ИТ-
технологий. Такая взаимосвязь
обусловлена тем, что в ИТ-отрасли создается техническая инфраструктура для формирования платформ онлайн-образования. Для характеристики
состояния использования передовых цифровых технологий была использована информация ближайших лет,
представленная в официальных источниках и российских статистических сборниках.
В России цифровые технологий все больше проникают в различные сферы деятельности, происходит их
количественный рост, увеличивается разнообразие, но согласно статистическим данным, за период с 2012 по 2015 г. валовая добавленная стоимость ИКТ-сектора в процентах к ВВП неизменно сохраняется на уровне 3%. Структура анализируемого сектора сохраняется, чуть больше половины организаций связывают свою деятельность с оказанием ИКТ-услуг, лишь 10% таких организаций производят ИКТ-оборудование, около 13,5% реализуют деятельность в области электросвязи.
По данным Всемирного
экономического форума (ВЭФ) - Школы бизнеса INSEAD, Департамента экономического и социального развития ООН (UN DESA), Международного союза электросвязи (МСЭ) Россия занимает 45 место развития ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), в
рейтинге готовности стран к сетевому сообществу - 41 место [26]. Важно отметить, что в нашей стране, правительство поздно осознало необходимость перехода к новому технологическому укладу, ядром которого являются цифровые технологии. Российское онлайн-образование и ИТ - отрасль находятся в фазе зарождения, в то время как в мире онлайн-образование находится в фазе активного роста, а ИТ-отрасль в фазе зрелости. Западные цифровые
технологии характеризуются очень высокой вычислительной мощностью. Мощность интернета в Щвеции составляет 505650 бит/с, а в России 14699 бит/с в расчете на одного пользователя. Количество патентных заявок на изобретения по направлению «Компьютерные технологии», поданные российскими заявителями в стране и за рубежом, за период с 2014 по 2016 год сократилось в абсолютном выражении на 176 и составило 660 в 2016 году. В России всего лишь 1,5% от общего числа занятых, присутствуют в ИКТ секторе, в то время как в Финляндии этот показатель составляет 6,6%. Статистические данные подтверждают, что ИТ-отрасль в нашей стране только формируется и не способна обеспечить качественную техническую и программную поддержку для развития российского онлайн-образования.
Важно понимать, что с появлением цифровых технологий любая деятельность сразу интегрируется в мировое пространство, попадает на международный рынок с его высокой интенсивной конкурентной средой. У нашей страны нет возможности сначала создать здоровую рыночную конкурентную среду онлайн-образования внутри страны, а затем выйти на международный рынок.
Конкурентоспособность российских
онлайн-курсов во много раз ниже западных. Многие российские студенты, поступают в российские ВУЗы на международные программы, которые предоставляют возможность обучения за рубежом, такая форма реализации называется сетевой, согласно статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
Около 40% населения России используют текстовые редакторы для работы, а 29% - передают файлы между компьютером и периферийными устройствами (на 2016 год), в то время как во
Франции, Италии и Германии такие показатели выше в 2,5 - 3 раза. В нашей стране всего лишь 9% населения используют интернет для поиска информации об образовании, курсах обучения, тренингах и 3% для дистанционного обучения, когда как в США 22% населения используют дистанционное обучение, а в Китае - 14%. На текущий момент времени в статистических сборниках Высшей школы экономики отражены данные только по очной, очно-заочной и заочной форме обучения.
В среднем, около 60% научных высококвалифицированных кадров не обладало компетенциями в области применения цифровых технологий в 2017 году. В научных организациях, в основном кандидатами и докторами наук применяются программы для проведения исследований: анализ больших данных (30,7%), интеллектуальный анализ данных (25,8%), облачные и распределенные вычисления (23,4%), прикладные методы математической оптимизации (23%).
В современных условиях динамично развивающегося мира, быстрой смены требований к компетенциям и знаниям сотрудников, развития информационно-коммуникационных технологий вопросы модернизации образовательного процесса в высших учебных заведениях выходят на первый план [1]. Актуальность интеграции компаний-работодателей, ведущих отечественных ВУЗов, институтской науки связана с формированием единого информационного образовательного пространства для трансферта знаний в целях подготовки будущих специалистов, работающих в условиях цифровой экономики и становления принципиально новых профессий [2,3].
Первой из ключевых проблем при интеграции онлайн-обучения в
образовательный процесс высших учебных заведений является осуществление
обоснованного выбора образовательной платформы, позволяющей размещать и использовать онлайн-курсы при реализации своих образовательных программ бакалавриата. Среди таких платформ можно выделить следующие:
- «Открытое образование» (https://openedu.ru);
- «Степик» (https://welcome.stepik.org);
- «Нетология» (https://netology.ru/);
- «Курсера» (https://www.coursera.org/).
С точки зрения охвата опорных ВУЗов, количества слушателей и размещенных онлайн-курсов для изучения образовательная платформа «Открытое образование» является несомненным лидером. Так, на образовательной платформе представлены 14 опорных ВУЗов с 320 курсами для аудитории охватом около 700 000 человек. Несомненным достоинством данной образовательной платформы является возможность фильтрации курсов по 3 параметрам: ВУЗ, направление подготовки и статус онлайн-курса («Идёт», «Скоро старт», «Можно записаться»).
Для обучающихся направления подготовки 38.03.02 - «Менеджмент» (одного из самых представительных в Государственном университете управления) предлагается широкий спектр онлайн-курсов: «Основы менеджмента», «Технологическое предпринимательство», «Маркетинг», «Управление проектами», «Корпоративное управление» и др.
Второй ключевой проблемой интеграции онлайн-обучения в
образовательный процесс ВУЗов является определение типа курса: собственная разработка или заимствование онлайн-курса другого университета в рамках договора о сетевом взаимодействии. При осуществлении самостоятельной разработки онлайн-курса от ВУЗа потребуется [4, 11]:
- составление карты формируемых результатов обучения;
- привязка результатов обучения к компетенциям образовательного стандарта;
- понедельное планирование разделов к освоению в рамках курса;
- соблюдение технических требований к контенту онлайн-курса для размещения на выбранной образовательной платформе;
- соблюдение требований лицензионной чистоты;
- определение количества зачетных единиц, перезачитываемых при освоении учебной дисциплины в режиме онлайн;
- обеспечение доступности материалов для обучающихся с ограниченными возможностями;
- ссылки на внешние ресурсы для углубления изучаемого материала;
- разработка показателей, критериев, шкал и процедур оценивания результатов онлайн-обучения;
- формулирование и соблюдение требований при идентификации личности обучающегося при проведении итогового тестирования с использованием системы прокторинга «Экзамус»;
- определение типов задач, используемых для оценки знаний обучающихся.
В зависимости от характера изучаемой дисциплины разработчик онлайн-курса должен предусмотреть возможность выполнения следующего типа задач:
- задача, состоящая из набора заданий с автоматической проверкой ответов;
- задача с взаимным оцениванием или оценкой ассесором;
- задача с контролем хода выполнения;
- совместно выполняемая задача с автоматической проверкой.
При подготовке варианта итогового тестирования по учебной дисциплине, осваиваемой с использованием онлайн-технологий, от разработчика потребуется формирование нескольких вариантов тестов [7,9]:
- задания закрытого типа;
- задания открытого типа;
- задания на установление последовательности;
- задания на установление соответствия.
Третья ключевая проблема при разработке онлайн-курсов касается поиска источников финансирования и грамотного технико-экономического обоснования типовой сметы затрат на создание одного онлайн-курса в ВУЗе-разработчике. Пример структуры и содержания типовых работ по разработке онлайн-курса для платформы «Открытое образование» представлен в таблице 1.
Четвертой ключевой проблемой становится выбор модели интеграции онлайн-обучения в образовательные программы ВУЗа. Альтернативными моделями могут выступать следующие:
- «индивидуальная», при которой студент самостоятельно выбирает онлайн-курс из перечня, утвержденного университетом, и при успешном прохождении итогового тестирования и получении сертификата кафедра перезачитывает результаты освоения курса;
- «институциональная с полной заменой», при которой университет сразу же включает в учебный план образовательной программы определённый онлайн-курс с выбранной образовательной платформы;
- «институциональная с частичной заменой», в рамках которой университет засчитывает онлайн-курс в объеме определенного количества кредитов, а остальная часть учебной дисциплины осваивается в традиционном режиме;
Таблица 1 - Структура и содержание типовых работ по разработке онлайн-курса для
платформы «Открытое образование». Источник: составлено авторами
№ п/п Этап / вид работ Стоимость за модуль курса, руб. Кол-во модулей в курсе, шт. Всего на курс, руб.
1. Разработка содержания уникального курса, в соответствии с требованиями образовательной платформы (исключающего дублирование с уже размещенными материалами)
1.1 Составление описания курса для образовательной платформы (расписание, внешние ресурсы, компетенции, трудоемкость освоения в неделю и пр.)
1.2 Разработка промо-видео об онлайн курсе (средняя продолжительность -3 минуты)
1.3 Подготовка материалов, текста к записи видео-лекции для каждого раздела изучаемого онлайн курса (2 видеолекции по 20-25 мин. каждая по изучаемой теме)
1.4 Написание текста лекций, размещаемых по каждой теме курса в открытом доступе (в формате pdf)
1.5 Разработка заданий и вопросов по теме для самостоятельного изучения студентами
1.6 Формирование мини-тестов (10 вопросов) под контроль освоения каждой темы теста
1.7 Подготовка ключей к тестам и задачам для обеспечения автоматизированной проверки заданий текущего/промежуточного контроля знаний студентов
1.8 Разработка альтернативных вариантов итогового тестирования по курсу в целом (случайная генерация вопросов и заданий)
1.9 Подготовка презентаций под каждую тему онлайн курса
1.10 Разработка показателей, критериев, шкалы и процедуры оценивания для каждой задачи/задания/теста (сдача теста с 1 попытки, сложность задачи и т.д.,)
1.11 Разработка различных типов заданий: - с автоматической проверкой; - со взаимным оцениванием в рамках мини-группы студентов; - с оценкой асессором (эссе, творческие задания)
1.12 Подбор дополнительного материала из внешних источников и баз данных, ссылок, текстов публикаций для наглядной иллюстрации излагаемого материала
2. Сопровождение учебного курса при освоении студентами курса в режиме онлайн
2.1 Проверка и контроль освоения студентами выполнения заданий/задач/тестов по всем 3 предусмотренным попыткам
2.2 Консультация студентов (в чате, на форуме, по скайпу, электронной почте) по вопросам, возникающим при выполнении заданий -обеспечение обратной связи в режиме 24/7
2.3 Ведение вебинаров по результатам освоения студентами каждого модуля онлайн-курса
2.4 Контроль численности студентов, записавшихся на прокторинг на определенную дату для сдачи экзамена
2.5 Прием экзамена у студента онлайн-курса с использованием системы прокторинга «Экзамус»
3. Доработка / модернизация учебного курса, обновление материала
3.1 Корректировка заданий курса по результатам запуска beta-режима (тестового)
3.2 Поддержание онлайн-курса в актуальном состоянии на протяжении трех лет (обновление фонда тестов, задач, статистической информации)
3.3 Корректировка содержания курса для слушателей реального сектора экономики (использование онлайн-курса в рамках системы дополнительного профессионального образования)
ИТОГО:
- «использование онлайн курса в национальной платформой открытого
качестве дополнительного материала». образования. Фактически таких форм
Стандартная схема сотрудничества предусматривается три: ВУЗа - разработчика онлайн-курса с - статус «Разработчик», при
представителями образовательной котором университет имеет возможность
платформы «Открытое образование» поштучно размещать курс на платформе
можно представить в виде схемы, «Открытое образование»; отображенной на рисунке 1.
Заключение Соглашения с ассоциацией «Национальная платформа открытого образования» (договор о сотрудничестве в области исполь зования открытых онлайн-курсов при реализации образовательных программ)
Выбор открытых онлайн-курсов из каталога
Формирование нормативной базы для перезачета внутри университета (в первую очередь - Типовое положение о зачете результатов освоения онлайн-курсов в образовательной организации высшего образования)
Подписание сетевого договора с университетами-разработчиками онлайн-курсов
-1-L
Получение доступа университета к учебным достижениям обучающихся при
освоении онлайн-курса
Получение сертификатов обучающихся, успешно прошедших онлайн-обучение, а также ведомости успеваемости по всей совокупности обучающихся
Рисунок 1 - Схема сотрудничества ВУЗа-разработчика онлайн-курса с представителями образовательной платформы «Открытое образование».
Источник: составлено авторами
В рамках сетевого взаимодействия ВУЗ получает возможность восполнить недостающие кадровые резервы соответствующей квалификации,
оптимизировать затраты на реализацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры, увеличить вариативность предложения курсов студентам для изучения, а также обеспечить гибкость планирования учебного процесса с возможностью формирования индивидуальных образовательных траекторий для любых групп слушателей.
Пятая ключевая проблема касается выбора варианта сотрудничества ВУЗа с
- статус «Партнер», обеспечивающий пакетное размещение до 20 онлайн-курсов от ВУЗа (при условии предоставления 10 уникальных онлайн-курсов);
- статус «Ассоциированный партнер», предполагающий участие в стратегическом развитии образовательной платформы.
Использование сетевых форм взаимодействия между ВУЗами посредством взаимного включения онлайн-курсов в образовательные программы друг друга обеспечивает повышение конкурентоспособности
выпускников на рынке труда и прежде
всего в инновационных секторах экономики [21,23-26]. Трансформация всех сфер жизни общества, государства и бизнеса на базе цифровых технологий в России идет активными темпами, но сохраняется ряд значимых нерешенных проблем, препятствующих интенсивному развитию онлайн-образования:
- высокие издержки на ранней стадии внедрения и эксплуатации информационных систем, цифровых технологий, решений;
- высокие трансформационные, трансакционные издержки, которые связанны с переходом к применению цифровых технологий сопоставимого технического уровня и возможностей всеми экономическими агентами образовательного процесса;
- низкая конкурентоспособность и престиж российских онлайн-курсов по сравнению с западными;
- слаборазвитые цифровые навыки у населения;
- существенные диспропорции между спросом цифровой отрасли на высококвалифицированных специалистов и их подготовкой образовательными учреждениями (колледжи, техникумы, ВУЗы), формирующими профессиональные компетенции, вызывают дефицит высококвалифицированных кадров;
- недостаточный уровень способов защиты цифровых технологий, данных и информации от противоправных посягательств.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Абдрахманова Г.И. Индикаторы цифровой экономики: 2017: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М. А. Кевеш и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.:
НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с. - 250 экз. -ISBN 978-5-7598-1592-1 (в обл.).
3. Андреева Л.Г., Бурукина О.А., Воробьева И.А., Денисов А.Р., Маркова В.А., Новикова В.П., Степанова М.М. Онлайн-платформа для формирования компетенций в корпоративных системах обучения.-Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 76-94.
4. Березина О.А., Коннов А.В. Некоторые результаты использования мультимедийных интерактивных онлайн-курсов для осуществления индивидуально-ориентированного обучения в ВУЗе (на материале преподавания теоретических дисциплин). - Актуальные вопросы современного университетского образования. Материалы X Российско-Американской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Американские советы по международному образованию (ACMO), Университет Северной Айовы, Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования МОиН РФ. 2007. С. 539-542.
5. Вопросы теории и практики организации педагогической деятельности [Текст]: монография / Ю.В. Воронцова, Е.Е. Панфилова, А.В. Савин А.В.; Государственный университет управления. - М.: Издательский дом ГУУ, 2018.-163 с.
6. Городникова Н.В. Индикаторы инновационной деятельности: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ. - 2015. - 320 с. - 300 экз. - ISBN 978 - 5 - 7598 - 1274 -6.
7. Гришанова Е.М., Краснослободцева Е.А. Значение использования дистанционного обучения при изучении экономических дисциплин в техническом вузе//Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе, 2016. -№ 2. -C.17-18.
8. Доклад. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса», // Imi.hse.ru: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://imi.hse.ru/pr2017_1 (дата обращения: 25.11.2017)
9. Кармановский А.В. Формирование готовности личности к непрерывному образованию в условиях дистанционного обучения//Вестник Университета Российской академии образования. -2011, № 1. -С. 98-101.
10. Кафиятуллина Ю.Н., Харчилава Г.П. Проблемы роста эффективности инновационной деятельности организаций, осуществляющих технологические инновации. // Экономические системы. - 2017. - № 2. - С. 55-57.
11. Лешина, А.В., Павлов И.В. К вопросу о формировании готовности студентов к дистанционному обучению // Открытое и дистанционное образование: Научно-методический журнал. -2014. -Ы 3. -С. 44-49.
12. Панфилова Е.Е. Методические рекомендации по организации профориентационной работы с обучающимися в системе образования «школа-колледж-ВУЗ» // Научные тенденции: Педагогика и психология: материалы XIV Междунар. научн.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 4 марта 2018 г.), Часть 1,11 - 2018.-Санкт-Петербург: Изд. ЦНК МОАН. - 120 с., раздел I. Педагогика, с. 43-58, тираж 400 экз., 6,90 п.л. (авт. - 0,92 п.л.), 10.18411^ре-04-03-2018-14, idsp 000001: spc-04-03-2018-14, |1йр://соп1^аепсериЬИс.ги/?раде^ = 128.
13. Панфилова Е.Е. Модель профориентационной работы с обучающимися в системе образования «школа -колледж - ВУЗ» // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - 2018. 376 с.,-
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.-е. 34-41, (https://interactive-plus.ru/e-articles/523/Action523-469428.pdf), DOI 10.21661/r-469428.
14. Панфилова Е.Е. Современные проблемы и тенденции в развитии профориентационной деятельности в системе образования // Образование и наука в современных реалиях : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - 2018. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.-300 с., с.1-13., https://interactive-plus.ru/e-articles/524/Action524-469429.pdf, DOI 10.21661/ r-469429.
15. Суринов А.Е. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб / Э.Ф. Баранов, Н.С. Бугакова, М.И. Гельвановский, Л.М. Гохберг, С.Н. Егоренко, В.В. Елизаров, В.Б. Житков, Ю.Н. Иванов, А.Л. Кевеш, А.Е. Косарев, К.Э. Лайкам, И.Д. Масакова, В.Н. Нестеров, Г.К. Оксенойт,О.П. Рыбак, Б.Т. Рябушкин, А.А. Татаринов, А.В. Хорошилов- Росстат. - Р76.- М., 2016. - 725 с
16. Adam F. Falk, "Technology in Education: Revolution or Evolution?," in Remaking College: Innovation in the Liberal Arts, ed. Rebecca Chopp, Susan Frost, and Daniel H. Weiss (Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2014), 96-114
17. https://openedu.ru/ - сайт образовательной платформы «Открытое образование» (дата обращения 18.08.2018 г.).
18. Jordan K. Massive open online course completion rates revisited: Assessment, length and attrition//The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Vol. 16. № 3.
19. Margaryan A., Bianco M., Littlejohn A. Quality of massive open online courses (MOOCs)//Computers & Education. 2014. Vol. 80. Pp. 77-83.
20. Ossiannilsson E., Williams K., Camilleri A., Brown M. Quality models in online and open education around the globe: state of the art and
recommendations//International Council for Open and Distance Education. 2015. 52 p.
21. Rawlings R. Cited in M.O'Neil, New council to develop standards, best practices for online learning // The Chronicle of Higher Education. 2013. Available at: http://chronicle.com/ blogs/wiredcampus/new-council-to-develop-standards-best-practices-foronline-learning/48171 (Accessed 5 November 2015).
22. Robert B. Archibald and David H. Feldman, Why Does College Cost So Much? (Oxford, UK: Oxford University Press, 2011)
23. Schmid L. et al. Fulfilling the promise: do MOOCs reach the educationally underserved? // Educational Media International. 2015. Vol. 52. № 2. Pp. 116-128.
24. Schuman R. The king of MOOCs abdicates the throne // Slate. 2013. Available at: http://www.slate.com/
articles/life/education/2013/11/sebasti an_thrun_and_udacity_distance_learni ng_is_unsuccessful_for_most_students. html (Accessed 5 November 2015).
25. Sherry Turkle, Reclaiming Conversation: The Power of Talk in a Digital Age (New York: Penguin, 2015).
26. The outcomes named here are among those essential learning outcomes identified in conjunction with Liberal Education and America's Promise, an initiative of the Association of American Colleges and Universities. The full list of outcomes is available at http://www.aacu.org/leap/essential-learning-outcomes
27. Wang Y., & Baker R. Content or platform: Why do students complete MOOCs?//MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2015. № 11 (1). Pp. 17-30.