7. Филина О. Facebook - эффект для бизнеса и самопиара. Киев: АгенцияАЙПИО, 2014. 182 с.
8. Tipps und Best Practice: So geht Unternehmenskommunikation auf Facebook. URL: http://www.t3n.de/magazin/ untemehmenskommunikation-social-web-b2b-facebook-234652/ (дата обращения 13.10.2014).
9. Аржанцева Т. В. Нетрадиционные средства синтагматического членения письменной разговорной речи в условиях интерактивной сетевой коммуникации // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Т. 25 (64). No 1. Ч. 1. С. 38-46.
УДК 37.014
проблемы интеграции
образовательного пространства республики казахстан
в условиях продолжающихся
глобализационных процессов
В статье автор рассматривает проблемы модернизации высшего профессионального образования Республики Казахстан в условиях глобализационных процессов. Раскрывает теоретические аспекты создания единого образовательного пространства с точки зрения политических измерений. Формулирует ряд проблем образовательной политики Республики Казахстан, связанных с интеграцией в европейское образовательное пространство.
Ключевые слова: интеграция, образовательное пространство, глобализация, Болонский процесс, кредитная система, Государственная программа, стратегия.
Несмотря на то, что начало интеграции образования Республики Казахстан в европейское образовательное пространство положено достаточно давно, данный вопрос не теряет своей актуальности. Остается ряд нерешенных вопросов как теоретического характера, касающегося определения основных понятий Болонского процесса, так и методологического. Вопросы реформирования национальных систем образования, формирования стандартов образования, учебных планов и программ, реализации кредитной системы, а также ряд других требуют своего разрешения.
Необходимость создания единого образовательного пространства наглядно показывает объединение Европы в единое экономическое пространство, предусматривающее создание единой финансовой, политической, культурной и социальной среды. Его отсутствие является сдерживающим фактором в реализации процессов глобализации, затрагивающих не только европейское сообщество, в этом случае следует говорить о мировой тенденции
10. Кочетурова Н. А. Методика обучения иноязычной электронной коммуникации на основе телекоммуникационных проектов (в неязыковом вузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 22 с.
11. Евстигнеева И. А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 26 с.
© Морозова М. А., 2015
T. C. Myxmapoe T. S. Mukhtarov
problems of integration of the educational environment of the republic of kazakhstan in the context of the ongoing globalization processes
This article considers the problems of modernization of higher professional education of the Republic of Kazakhstan in the conditions of globalization. The author reveals the theoretical aspects of creating a common educational space from the point of view of political dimensions. A number of the challenges in the education policy of the Republic of Kazakhstan related to the integration into the European educational space are formulated.
Keywords: integration, educational space, globalization, the Bologna process, the credit system, the State program, Strategy.
этого процесса. Так, Болонский процесс, который стал механизмом интеграции образовательного пространства, затрагивает и азиатские страны, среди которых Республика Казахстан - первое государство на постсоветском пространстве, вступившее в данный процесс.
Стоит отметить, что интеграция образовательной сферы рассматривается не только как интеграция образования, а более широко: как единое исследовательское, образовательное и культурное пространство. Создание такого пространства преследует политические, экономические и научно-образовательные цели.
Формирование единого европейского пространства высшего образования, которое в современных условиях становится массовым, вызвано необходимостью свободного движения рабочей силы, что требует признания дипломов других государств. В свою очередь, это требует изменений не только образовательного законодательства стран, вошедших в Болонский процесс, но и пересмотра взаимосвязи образования и рынка труда.
Интеграция высшего образования становится ответом на вызовы глобализации. Глобализация представляет собой новое качественное состояние мировых отношений, являясь следствием различных объективных и субъективных факторов. А именно: информатизации общества, развития производительных сил, меняющихся представлений о месте человека в обществе, развитии образования, науки и культуры. Образование, являясь основным способом трансляции социокультурного опыта из поколения в поколение, предстает прежде всего общественный институт наследования культуры, науки, нравственности, национально-этнического архетипа.
Вопросы глобализации, интеграции образования и реализации идей Болонского процесса по-прежнему сохраняют свою актуальность и привлекают к себе интерес ученых-политологов, социологов и педагогов.
Влияние глобализации на политическую сферу рассматривалось в трудах В. Н. Дахина, Н. А. Зотова, Д. Хел-да. Проблемы глобализации в социокультурной сфере интересовали П. Бергерра, Д. Бхагвати, Э. Гидденса, А. Козмински, П. Скотта, X. Пилкингтона, С. Хантингтона, Э. Хобсбаума, М. М. Акулича, В. С. Буянова, В. И. Доб-ренькова, А. И. Галагана, В. Г. Кочкиной, Г. Ю. Семигина,
A. И. Турчинова, Ю. В. Яковец. Ф. Х. Лапанову принадлежит концепция развития личности в условиях глобализации. Ю. Гранин, И. В. Жуковский, А. П. Лиферов, Г. А. Лу-кичев, В. Никольский, А. Ю. Слепухин, Н. В. Черникова работают над созданием концепции «глобального образования». Проблема образования глобального университета и распространения виртуального образования нашла свое отражение в трудах О. Б. Журавлева, Б. И. Крук, Н. Н. Скатова, Г. В. Телегиной, Н. В. Штыковой, Й. Банг.
Интеграционные процессы затрагивают все уровни жизнедеятельности человека и исследуются в разных направлениях. Во-первых, следует говорить об интеграции в сфере экономики (А. Н. Быков, Е. Н. Жильцов, Е. А. Колодина, Г. М. Костюнина, Т. П. Лесников, А. А. Ога-ров, И. А. Сафонов, Ю. В. Шишков, В. П. Шмулевич); во-вторых, об интеграционных процессах на политическом уровне на примере деятельности Европейского Союза. Этот вопрос прорабатывали Т. П. Анилионис, Н. А. Зотов, В. П. Шмулевич, Р. К. Щенин, Х. X. Райх, К. Р. Корте. И как следствие - об интеграции в сфере образования (Г. И. Греков, Д. Е. Любомиров, И. Л. Набок, Л. Н. Тала-лова и др.).
Болонский процесс рассматривается отечественными и зарубежными исследователями как многоаспектное явление, в рамках которого можно выделить ряд направлений. Центральными вопросами исследований по данной теме являются: 1) образовательный компонент Болонс-ких реформ (Л. А. Балясникова, В. И. Бойденко, Л. Греб-нев, А. В. Заводин, А. Запесоцкий, П. Згаг, В. И. Иванов,
B. Колесов, М. В. Ларионова, Г. А. Лукичев, Н. П. Макар-кина, Н. Л. Шубина, Н. П. Щербаков); 2) социальная, политическая, философская сущность Болонского процесса (Ш. Арнольд, А. Барблан, Б. Брок-Унте, М. Ван дер Венде, Г. Верри, Й. Дрэгер, Б. Кристманн, И. Лишка, С. Себков,
Р. Тирфельд, У. Томас, К. Шмекен); 3) Болонский процесс как составляющая глобализации (М. М. Акулич, П. Гречко, М. Г. Макарычев, И. Майбуров, В. В. Мельник, В. Я. Нечаев, В. Семененко); 4) Болонский процесс как интеграция в мировое образовательное сообщество (Д. В. Аронов, Е. В. Вершинина, В. Владимиров, А. И. Галаган, Г. Максимов, С. Медведев, Л. С. Онокой, В. Сенашенко, В. Г. Садков, Р. Сторыгин, К. Пурсиайнен, Г. Ткач).
Появляются и работы прикладного характера, рассматривающие опыт реализации основных идей Болонского процесса отдельными вузами. Например, авторы коллективной работы «Болонский процесс: проблемы и перспективы» подчеркивают необходимость научной и политической оценки последствий интеграционных процессов в этой сфере, а именно: тенденций развития высшего образования в других регионах мира, путях внедрения Болонского процесса в университеты; роли профессионального сообщества по развитию Болонско-го процесса; философского и политического осмысления проблем высшего образования; передачи знания и развития его новыми поколениям; роли университетов и в самом Болонском процессе, и шире - в структуре гражданского общества; возможном вкладе отдельных государств в развитие Болонского процесса [1, с. 8-10].
В то же время роль Болонского процесса как политического механизма интеграции государств, на взгляд отдельных ученых, преувеличивается. В средствах массовой информации, в дискуссиях внутри университетского сообщества, где наиболее активно звучит «болонская тема», редко затрагиваются его политические измерения и, наоборот, часто преувеличивается его роль в европейской интеграции. Его участники на государственном уровне - страны, одни из которых уже являются членами Европейского Союза, другие могут стать ими в ближайшее время, третьи вряд ли будут интегрированы в ЕС в обозримом будущем.
Необходимо уточнить, что Декларация об основных принципах создания общей зоны европейского высшего образованиябыла подписана 19 июня 1999 г. В 2010 г. страны-участники провели оценку промежуточных результатов ее реализации. Ее суть характеризуют шесть принципов: трехуровневое образование (бакалавр - магистр - доктор), сопоставимые дипломы о высшем образовании и приложения к ним, система определения учебной нагрузки, базирующаяся на так называемых кредитах, мобильность образования, обеспечение качества образования, совместная политика в области образования. Подписав данную декларацию, страны-участники приняли на себя обязательство по реализации данных принципов.
Реализация Болонского процесса требует не только изменения образовательного законодательства. Фактически речь идет об изменении подходов к образованию и образовательной политики. Уже не раз отмечалось различными авторами, что Болонский процесс следует рассматривать в ключе постоянного концептуального и методологического развития, постепенного эволюционирования от структурно-инструментальных нововве-
дений к более системному осмыслению происходящих преобразований. Так, авторы доклада Европейской ассоциации университетов «Trends IV» подчеркивают, что Болонские реформы представляют собой «чрезвычайно сложную социально-культурную трансформацию, породившую собственную динамику в различных контекстах» [2, с. 74].
Одним из основных требований к системе высшего образования становится его ориентация не только на Запад, но и учет межкультурных, экономических, политических связей с востоком и югом. В этом случае необходима организация участия студента в образовательном и исследовательском процессах. Обязательное использование в этих целях огромного образовательного ресурса, накопленного организациями гражданского общества (НКО, общественными советами, консалтинговыми и экспертными фирмами) также требует своего осмысления.
Готовность региональных вузов к ответственной реализации механизмов и процедур университетской автономии: формированию самоуправляющейся университетской корпорации, стратегическому управлению, опирающемуся на выработанную или принятую корпорацией миссию университета, участию студентов в управлении вузом, это еще одна из проблем в реализации интеграционных процессов высшего профессионального образования [3].
Обратимся к анализу основных положений реформы высшего образования в Республике Казахстан. Как известно, Казахстан является первым центральноазиатс-ким государством, которое присоединилось к Болонскому процессу. В настоящее время в стране реализуется Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг., целью которой является кардинальная модернизация системы образования, значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества и выход на европейский уровень. Главным направлением реформирования высшего образования, явилось создание условий по обеспечению его адаптации к изменениям в экономике, а также вхождению системы образования в мировое образовательное пространство посредством Болонского процесса. Взятый курс на присоединение к Болонской декларации обусловливает необходимость осуществления модернизации казахстанской системы высшего образования в соответствии с ее принципами [4].
Со дня подписания Болонской декларации в Казахстане ведется целенаправленная последовательная работа по сближению отечественной системы высшего образования с системами стран-участниц Болонского процесса. Прежде всего обновлена нормативно-правовая база высшего образования. Институциональные преобразования нашли отражение в образовательной политике Республики Казахстан. Все вузы ведут подготовку кадров в соответствии с трехуровневой моделью по кредитной технологии обучения [5]. Разработана Казахстанская модель перезачетов кредитов по типу ECTS. Национальные вузы практикуют выдачу общеевропейского приложения
к диплому. Внедрена компетентностная модель подготовки кадров, которая ориентирует процесс обучения на потребности рынка труда. Расширение академической свободы вузов дает им возможность формировать образовательные программы с привлечением работодателей и социальных партнеров, а значит, с учетом их потребностей в кадрах. При этом образовательные программы разрабатываются вузами в соответствии с Дублинскими дескрипторами. Тем самым создано правовое поле для развития мобильности, как в международном масштабе, так и государственном. В 2012 г. принята Стратегия академической мобильности Республики Казахстан до 2020 г. [6].
Несмотря на реализацию основных принципов Болон-ского процесса, перехода на трехуровневую систему, нормативно-правовое обеспечение данного процесса, ряд вопросов в системе модернизации высшего образования Республики Казахстан вызывает определенные дискуссии среди научного сообщества страны. Например, профессор Т. М. Мухаметкалиев считает несправедливым приравнивание квалификационного (углубленного) образования и научно-инновационного (творческого). Обосновывая это тем, что магистр науки введен фактически вместо кандидата наук, а магистерская диссертация по профилю заменяет диплом специалиста и этот уровень образования должен быть тесно связан с рынком труда. Также Т. М. Мухаметкалиев отмечает, что такое приравнивание затрудняет проведение объективной оценки и учета «остепененности» профессорско-преподавательского состава [7].
Вызывают определенные сомнения в возможности и необходимости реализации таких принципов европейской модели образования, как индивидуальная траектория студента, которая в европейских вузах выражается в отсутствии коллективного обучения, отсутствует само понятие «коллектив», «группа» так как студент не привязан к конкретной академической группе. Для стран постсоветского пространства, в том числе Республики Казахстан, коллективное обучение, саморазвитие группы, возможность общественного развития личности играет важную роль, это часть традиционного советского образования. В этом проявляются особенности постсоветского образовательного пространства, его консерватизм, который необходимо учитывать при построении модели образовательной политики. Ведь анализ отчетов европейских государств по реализации принципов Болонской декларации показывает, что европейские государства учитывают свои культурные и национальные особенности в системе образовании, а страны на постсоветском пространстве часто переносят полностью европейскую модель образования на свои национальные модели.
Одной из проблем, не решенных в рамках реализации принципов Болонской декларации, является мобильность студентов и преподавателей. Аналитические данные Центра Болонского процесса и академической мобильности МОН Республики Казахстан свидетельствуют об актуальности данного вопроса. Однако многие вузы по-прежнему
не имеют возможности приглашать специалистов других регионов и стран для обмена опытом. Имеют место также языковые барьеры студентов и преподавателей, т. е. не решена проблема языковой мобильности.
Успешная реализация поставленных Болонским процессом задач в Республике Казахстан возможна за счет серьезной государственной поддержки образования и в то же время укрепления автономии вузов и формирования корпоративных форм самоуправления. Расширение автономии означает укрепление управляющих структур, вузовского руководства и внутреннего менеджмента. Необходимо решить проблему финансирования реформ, а вместе с ней и более широкую проблему инвестиций в высшее образование для удовлетворения потребностей развивающихся в Европе обществ знания [8].
Интеграция образовательного пространства рассматривается в политическом, экономическом, финансовом контексте, но полученные на сегодняшний день результаты требуют определенной оценки с точки зрения учета собственных культурных, политических особенностей. Их учет, на наш взгляд, не будет противоречить основным принципам Болонской системы, так как сами европейские государства не отказываются от учета государственных, национальных особенностей в системе образования. Взаимозависимость модели финансирования, роли государства в образовательной политики и в то же время укрепление автономии и самостоятельности вузов будут только способствовать этому процессу.
1. Полывянный Д. И. Ивановский государственный университет, Болонский процесс и российские университеты: уровни взаимодействия и локальные изменения // Болонс-
кий процесс: проблемы и перспективы: [сб. ст.] / под ред. М. М. Лебедевой. М.: 0ргсервис-2000, 2006. С. 8-10.
2. Adam S. (2006) An introduction to learning outcomes, in EUA Bologna Handbook, Froment E., Kohler J, Purser L, Wilson L (Eds), article B. 2.3-1. Berlin, Raabe. С. 74.
3. Сейдахметова Р., директор Центра Болонского процесса и академической мобильности МОН РК. Почетная миссия // Казахстанская газета. 2014 г. 13 февраля. URL: http://www.//pravo.zakon.kz (дата обращения 25.11.2014).
4. Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7.12.2010 г. № 118 // Информационно-правовая система нормативно-правовых актов. URL: http://www. adilet.zan.kz (дата обращения 25.11.2014).
5. Аналитический отчет о реализации принципов Болонского процесса в Казахстане. URL: www.naric-kazakhstan.kz.ru (дата обращения 25.11.2014).
6. Стратегия академической мобильности Республики Казахстан до 2020 года. URL: http://www.naric-kazakhstan. kz (дата обращения 25.11.2014).
7. Мухаметкалиев Т. М. Болонский процесс в Казахстане: объективный взгляд // Современное образование. 2011. № 1(81). URL: http://www.obrazovanie.kz (дата обращения 25.11.2014).
8. Болонский процесс: Результаты обучения и компе-тентностный подход (книга-приложение 1) / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследо-ват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С. 8-17.
© Мухтаров Т. С., 2015